При скрещивании двух петуний с розовыми цветами в потомстве

Обновлено: 19.09.2024

Развитие признака может определяться не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессивном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.

С биохимической точки зрения зачастую это может быть связано с тем, что развитие признаков обычно представляет собой многостадийный процесс, каждый этап которого контролируется отдельным ферментом (информация о ферменте находится в определенном гене). Если хотя бы один ген находится в рецессивном состоянии, то синтезируется измененный фермент, реакция не идет, и конечный продукт не образуется:

ген A B C D
фермент E1 E2 E3 E4
реакции S1 S2 S3 S4 P (признак)

Расщепление при скрещивании дигетерозигот при комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1 (часть особей с минимальным выражением признака 7/16, 4/16 и 1/16).

У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В . Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ ?

    Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу ( АаВb ) и фенотипу (розовые цветы):

Схема скрещивания

В F1 все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 – белые цветы.

Окраска цветов душистого горошка в красный цвет обусловлена двумя парами генов. Если хотя бы одна пара находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. Одновременное присутствие в генотипе обоих доминантных генов вызывает развитие окраски. Каков генотип растений с белыми цветами, если при их скрещивании друг с другом все растения получились красного цвета?

  1. Поскольку потомство F1 имело окрашенные цветки, то в его генотипе присутствуют оба доминантных гена А и В .
  2. Все потомство единообразно, следовательно, скрещивались гомозиготные особи.
  3. Родители имели неокрашенные цветки, значит, они не могут нести оба доминантных гена.
  4. Генотип родителей не может быть одинаковым (иначе потомство было бы таким же, то есть имело бы неокрашенные цветки).
  5. Этим условиям удовлетворяет только тот вариант, когда у одного родителя генотип ААbb , а у другого – ааВВ .

Схема скрещивания

Р ♀ АAbb
белый
× ♂ aаBB
белый
гаметы Ab aB aB
F1 AaBb
красный
100%

При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имеющее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой были получены растения с тремя типами плодов:

  • 9 частей – с дисковидными плодами,
  • 6 частей – со сферической формой плодов,
  • 1 часть – с удлиненными плодами.

Какая закономерность наблюдается в данном случае? Каковы генотипы родителей и потомства?

  1. Потомство F1 отличалось от родителей и было единообразным, следовательно, оно является гетерозиготным, а исходные особи были гомозиготными.
  2. Исходные особи должны отличаться по генотипу друг от друга, так как при одинаковом генотипе их потомство не отличалось бы от них. Это указывает на то, что в данном случае имеет место комплементарное взаимодействие генов. Генотип родительских особей – ААbb и ааВВ , а потомства F1 – АаВb (см. решение задачи 5-2).
  3. Таким образом, форма плодов определяется двумя парами генов. Если обе пары находятся в доминантном состоянии (генотипы ААВВ , АаВb , ААВb или АаВВ ), то форма плодов дисковидная. Если в доминантном состоянии находится только одна пара генов (генотипы ААbb , Ааbb , ааВВ или ааВb ), – форма плодов сферическая.
  4. Расщепление в потомстве F2 (9:6:1) отличается от расщепления 9:7, обычно наблюдаемого при комплементарном взаимодействии. 1/16 часть растений имела плоды удлиненной формы. Это может быть только в том случае, если генотип таких особей – ааbb , то есть оба гена находятся в рецессивном состоянии.
  5. Анализ решетки Пеннета подтверждает полученные результаты.

Среди ферментов, участвующих в образовании хлорофилла у ячменя, имеется два фермента, отсутствие которых приводит к нарушению синтеза этого пигмента. Если нет одного из них, то растение становится белым, если нет другого – желтым. При отсутствии обоих ферментов растение также белое. Синтез каждого фермента контролируется доминантным геном. Гены находятся в разных хромосомах. Какое потомство следует ожидать при самоопылении гетерозиготного по обоим генам ячменя?

У кукурузы нормальный рост определяется двумя доминантными неаллельными генами. Гомозиготность по рецессивным аллелям даже одной пары генов приводит к возникновению карликовых форм. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых растений. Определить генотипы родителей и потомков.

У норки известно два рецессивных гена – р и i , гомозиготность по каждому из которых, или по обоим одновременно, обуславливает платиновую окраску меха. Дикая коричневая окраска получается при наличии обоих доминантных аллелей Р и I . При каком типе скрещивания двух платиновых норок все их потомство будет коричневым?

При скрещивании двух карликовых растений кукурузы получено потомство нормальной высоты. В F2 от скрещивания потомства первого поколения было 452 растения нормальной высоты и 352 – карликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты.

В двух цветоводческих хозяйствах, не связанных друг с другом, длительное время разводили чистые линии душистого горошка с белыми цветами. Какое потомство можно ожидать от скрещивания этих двух чистых линий?

Окраска шерсти у кроликов определяется двумя парами генов, расположенных в разных хромосомах. При наличии доминантного гена С доминантный ген А другой пары обуславливает серую окраску шерсти, рецессивный ген а – черную окраску. В отсутствии гена С окраска будет белая. Крольчата какого цвета получатся от скрещивания серых дигетерозиготных кроликов?

Окраска бобов может быть пурпурной, желтой и белой. Под действием гена А неокрашенное соединение переводится в пурпурный пигмент. Ген В вызывает превращение пурпурного вещества в желтое. Какое потомство получится от скрещивания растений с генотипами АаВb и ааВВ ?

Для получения окрашенных луковиц необходимо наличие у растений лука доминантного гена С . При гомозиготности по рецессивному аллелю с получаются бесцветные луковицы. При наличии доминантного гена С вторая пара аллелей определяет цвет луковицы – красный ( R ) или желтый ( r ). Краснолуковичное растение было скрещено с белолуковичным. В потомстве были растения с красными, желтыми и бесцветными луковицами. Определить генотипы скрещиваемых растений. Какое расщепление по фенотипу произошло в потомстве? Какое расщепление было бы в потомстве, если бы обе исходные особи были красного цвета?

У лука ген R определяет красную окраску чешуй, а ген r – желтую. Любая окраска проявляется только при наличии в генотипе доминантного гена С , при его отсутствии чешуи имеют белую окраску. Определить генотипы исходных форм луковиц с белыми и красными чешуями, если все гибридные луковицы имели красную окраску чешуй.

От скрещивания белых и серых мышей в потомстве F1 все особи были черными, а в F2 было 77 черных, 37 серых и 45 белых мышей. Как наследуется окраска у этих мышей? Определить генотипы родителей и потомков.

Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А*В* имеют черную масть, при генотипе А*bb – рыжую, при генотипе ааВ* – коричневую, а при генотипе ааbb – светло-желтую. При скрещивании черного кокер-спаниеля со светло-желтым родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от спаривания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

Как понять, что признак наследуется по способу неполного доминирования?
1) для одного гена указано не два варианта признака (праворукий и леворукий), а три (прямые волосы, волнистые волосы, кудрявые волосы).
2) при скрещивании гетерозигот получается расщепление 1:2:1.

Какой признак писать доминантным – красный или белый?
Без разницы. При скрещивании результат получится одинаковый.

Если носители доминантной гомозиготы не выживают (летальный ген), то мертвецов при ответах на задачи считать не надо. Соотношение 1:2:1 превращается просто в 2:1, где 2/3 гетерозигот и 1/3 рецессивных гомозигот.

Еще можно почитать

Задания части 1

СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х Аа
1. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке увеличения.

2. Определите соотношение фенотипов у потомства при скрещивании двух гетерозиготных растений при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

3. Определите соотношение фенотипов при скрещивании между собой андалузских кур со слабокурчавым оперением (неполное доминирование). Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке уменьшения.

4. Определите соотношение фенотипов при скрещивании крупного рогатого скота с промежуточной чалой окраской (красная масть неполно доминирует над белой). Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

5. Определите соотношение фенотипов у потомков в F2 при моногибридном скрещивании и неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х аа
1. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании гомозиготной и гетерозиготной особей при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр,показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

2. Определите соотношение фенотипов у потомков в анализирующем скрещивании гетерозиготного организма при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

3. Определите соотношение фенотипов у потомков при анализирующем скрещивании гетерозиготного растения гороха с пурпурными цветками. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х Аа
1. Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

2. Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке из убывания.

СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х аа
Определите соотношение генотипов у потомков при анализирующем скрещивании растения ночной красавицы, полученной от скрещивания растений с белыми и красными цветками. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

КОЛИЧЕСТВО ФЕНОТИПОВ Аа х Аа
1. Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.

2. Сколько разных фенотипов получится при самоопылении растений с розовыми лепестками в случае неполного доминирования?

3. Какое количество фенотипических классов получится при самоопылении гетерозиготного растения тыквы с овальными плодами при неполном доминировании? В ответе запишите только количество фенотипических классов.

КОЛИЧЕСТВО ФЕНОТИПОВ Аа х аа
Какое количество фенотипических классов получится в потомстве при моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготного организма при неполном доминировании? В ответе запишите только количество фенотипических классов.

2. Определите вероятность в процентах проявления доминантного фенотипа в потомстве от скрещивания гетерозиготных растений при неполном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

3. Какова вероятность (в %) образования особей с рецессивным фенотипом в потомстве от гетерозиготных растений ночной красавицы с розовой окраской цветков при неполном доминировании признака? В ответе запишите только соответствующее число.

4. Какова вероятность появления белых цыплят у кремовых гетерозиготных родителей (Аа)? Ответ запишите в виде процентов, знак % писать не надо.

ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ФЕНОТИПА
1. Определите вероятность в процентах появления промежуточного фенотипа в потомстве от скрещивания гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

2. Определите вероятность (%) получения потомков с промежуточным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой при неполном доминировании признака. Ответ запишите в виде числа.

ВЕРОЯТНОСТЬ ФЕНОТИПА АА х аа
1. Ген темной окраски шерсти у норок неполно доминирует над геном белой окраски. Определите вероятность (в %) появления норок с белой окраской шерсти при скрещивании гомозиготных темной и белой норок. В ответе запишите соответствующее число.

2. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (BB) и белой (bb) масти при неполном доминировании? Ответ запишите цифрами.

ЛЕТАЛЬНЫЙ ГЕН
1. У уток хохлатость доминирует над отсутствием хохла, ген хохлатости в гомозиготном состоянии вызывает гибель эмбрионов. Определите вероятность (в %) гибели эмбрионов при скрещивании двух гетерозиготных хохлатых уток. В ответе запишите только соответствующее число.

2. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных мух дрозофил со скрученными крыльями (полное доминирование, доминантные гомозиготы не выживают). Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение полученных фенотипов (в порядке их убывания, без дополнительных знаков).

Выберите один, наиболее правильный вариант. Определите соотношение фенотипов в F2 при скрещивании крупного рогатого скота красной (AA) и белой (aa) масти, если их гибриды (Aa) имеют промежуточную чалую окраску
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 1:1:1:1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В случае промежуточного наследования окраски цветков ночной красавицы (красной и белой) при скрещивании двух растений с розовыми цветками в потомстве наблюдается расщепление признаков по фенотипу в соотношении
1) 9:3:3:1
2) 1:2:1
3) 3:1
4) 1:1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (BB) и белой (bb) масти при неполном доминировании
1) 0,25
2) 0,75
3) 0,5
4) 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)
1) 0,25
2) 0,5
3) 0,75
4) 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении закона
1) расщепления
2) неполного доминирования
3) независимого наследования
4) сцепленного наследования

Неполное доминирование окраски цветков у ночной красавицы

Задача 2
При скрещивании двух растений ночной красавицы с красными (А) и белыми (а) цветками получили всё потомство растений с розовыми цветками. Полученные растения скрестили между собой. Какова вероятность (в %) получения растений с белыми цветками во втором поколении (F2) у ночной красавицы?
Решение:
А - доминантный ген (красные цветки);

a - рецессивный ген (белые цветки);

Схема скрещиваания имеет вид:

Фенотип:

Aa - сочетание генов, при которых проявляются промежуточный признак (розовые цветки).

При скрещивании полученных растений между собой получим:

Ссхема скрещиваания имеет вид:

Фенотип:

AA - гомозиготы по доминантному признаку (красные цветки) - 25%;

Aа - гетерозиготы по обоим признакам (розовые цветки) - 25%;

аa - гомозиготы по рецессивному (белые цветки) - 25%.

Если при скрещивании между собой гомозиготных по доминантному признаку организмов с гомозиготными по рецессивному признаку в потомстве все организмы по фенотипу имеют отличный признак, то мы имеем дело с проявлением неполного доминирования по данному признаку.

Вывод: При скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы вероятность появления в потомстве растений с белыми цветками составит 25%.

Ответ:
вероятность (в %) получения растений с белыми цветками во втором поколении (F2) у ночной красавицы составит 25%.

Наследование окраски плодов у тыквы

Задача 3.
Определите соотношение генотип и фенотип у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании.
Решение:
У тыквы желтая окраска плодов является доминантным признаком, а белая окраска плодов - рецессивный признак.

Часть II. Примеры Заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Примеры заданий теоретического тура муниципального этапа

Волокна липы, которые составляют прочную основу так называемого лыка, образуются из:
а) камбия; +
б) прокамбия;
в) перицикла;
г) феллогена.

Половой процесс (конъюгация) характерен для:
а) хламидомонады;
б) эвглены;
в) спирогиры; +
г) улотрикса.

Поперечные срезы листьев A и B, находящиеся ниже, представляют соответственно:
а) ксерофит и мезофит; +
б) ксерофит и плавающий на поверхности гидрофит;
в) плавающий на поверхности гидрофит и погруженный гидрофит;
г) погруженный гидрофит и ксерофит.

Муравьи-листорезы ( Acromyrmex striatus ) используют срезанные листья растений:
а) в качестве пищи;
б) для строительства гнезд;
в) для выкармливания личинок;
г) в качестве субстрата для выращивания грибов, которыми питаются. +

Признак, который позволили бы вам отнести организм, найденный на морском побережье, к иглокожим животным:
а) взрослые особи с радиальной симметрией и присутствием игл и трубчатых ножек; +
б) радиально-симметричные взрослые особи со спинной полой хордой;
в) экзоскелет с глоточными жаберными щелями и трубчатые ножки;
г ) радиально-симметричные взрослые особи с мантийной полостью.

Растения рода Росянка ( Drosera ) получает из пойманных насекомых:
а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;
б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
г) азот, который необходим для синтеза белка. +

У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются:
а) бесполыми особями;
б) гермафродитами;
в) самцами и самками с недоразвитой половой системой; +
г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.

Груминг (чистка) у многих видов сусликов и песчанок является важным элементом поведения:
а) исследовательского;
б) полового;
в) комфортного; +
г) агрессивного.

Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:
а) большим запасом питательного вещества в яйце; +
б) распространением в тропической зоне;
в) преимущественно наземным образом жизни;
г) строением половых желёз.

Щеки млекопитающих образовались как:
а) приспособление для собирания большого количества пищи;
б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей;
в) приспособление для сосания; +
г) приспособление для дыхания.

Вкус, воспринимаемый вкусовыми рецепторами задней трети языка, является:
а) сладким;
б) кислым;
в) соленым;
г) горьким. +

Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани:
а) миофибрилла;
б) мышечное волокно; +
в) сарколемма;
г) саркомер.

Мозолистое тело соединяет между собой:
а) спинной мозг и головной;
б) большие полушария головного мозга; +
в) гипоталамус и гипофиз;
г) оптический перекрест и зрительные бугры.

Для осуществления мышечного сокращения необходимо выделение из саркоплазматического ретикулума ионов:
а) Са 2+ ; +
б) К + ;
в) Na + ;
г) P 3+ .

Известно, что концентрация NaCl в физиологическом растворе составляет 0,9%. Структура эритроцитов, помещенных в физиологический раствор не изменяется, а в гипертоническом растворе:
а) их объем будет увеличиваться вследствие поступления в них воды из плазмы;
б) их объем останется неизменным, а содержание в них гемоглобина уменьшится;
в) их объем уменьшится, т.к. вода будет выходить из клеток в плазму; +
г) эритроциты лопнут.

Многие виды куликов-песочников (морской, белохвостый, короткопалый и др.) имеют широко перекрывающиеся ареалы, обитают в одних местообитаниях и внешне почти не различимы. Однако гибриды практически неизвестны. Межвидовой гибридизации препятствует изоляция:
а) морфологическая;
б) этологическая; +
в) хронологическая;
г) географическая.

Результатом многократного увеличения яйценоскости у кур-леггорнов по сравнению с другими породами является:
а) повышение шансов на выживание потомства;
б) конкурентное вытеснение менее плодовитых пород;
в) расширение видового ареала;
г) утрата родительского инстинкта. +

Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул:
а) целлюлозы;
б) хитина; +
в) крахмала;
г) гликогена.

Первым этапом в синтезе белков в эукариотической клетке является:
а) перевод последовательности нуклеотидов РНК в последовательность аминокислот;
б) соединение нуклеотидов для формирования полипептидов;
в) трансляция последовательности нуклеотидов ДНК в аминокислотную последовательность;
г) передача информации от ДНК к иРНК. +

Пенициллин подавляет у бактерий:
а) синтез ДНК;
б) синтез РНК;
в) синтез белка;
г) синтез клеточной стенки. +

Кофермент А участвует в реакциях:
а) гликолиза;
б) пентозофосфатного пути;
в) синтеза жирных кислот; +
г) синтеза белка.

В эксперименте мышам внутривенно ввели глюкозу, меченную изотопом углерода [ 14 C]. Затем меченый углерод был обнаружен:
а) только в незаменимых аминокислотах;
б) во всех витаминах и липидах;
в) в белках и липидах; +
г) в белках и во всех витаминах.

О сновные положения в области молекулярной структуры нуклеиновых к ислот, предложенные Фрэнсисом Криком, изначально предполагали изменения, которые будут сделаны позднее на основе новых открытий. На рисунке представлены схемы, отображающие возможные пути репликации генетического материала и “поток информации” в биологических системах. Современные представления об этих процессах отражает схема:
а) 1;
б) 2; +
в) 3;
г) 4.

При скрещивании двух петуний с розовыми цветами в потомстве были растения с розовыми и красными цветами в отношении 3:1. Все гибриды с розовыми цветами при самоопылении давали потомство только с розовыми цветами. Гибриды с красными цветами при самоопылении дадут растения с розовыми и красными цветами в отношении:
а) 1:1;
б) 1:3;
в) 7:9; +
г) 9:7.

И сходя из представленной на рисунке родословной, генет ическое родство между индивидуумами 1 и 2 и между 5 и 6 составляет соответственно:
а) 0,5 и 0,25; +
б) 0,25 и 0,5;
в) 1,0 и 0,5;
г) 1,0 и 0,25.

Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов.
I . Крупные воздухоносные полости.
II . Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.
III . Кислород, который может использоваться растением для дыхания.
IV . Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов.
V . Слабо развитую ксилему.
а) I, II, III, IV;
б) I. III, V;
в) I, II, III, V; +
г) I, II, III, IV, V.

Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I . Агава. II . Осока. III . Бамбук.
IV . Сахарный тростник. V . Финиковая пальма.
а) I, II, V;
б) I. III; +
в) I, V;
г) I, III, IV.

Потребление пищи имеет большое значение для жизнедеятельности животных.
Для хищников важно еще ее и добыть. Какие, из перечисленных морских хищных рыб, используют стратегию активного преследования добычи?
I . Тунец. II . Зубатка. III . Рыба-меч. IV . Макрель. V . Палтус.
а) I, III, IV; +
б) II, IV, V;
в) I, II, V;
г) I. II, IV.

Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде?
I . Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше.
II . Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде.
III . Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды.
а) I и II;
б) I и III;
в) II и III;
г) I, II и III. +

У взрослого человека могут отсутствовать ферменты, расщепляющие до мономеров следующие соединения: I . Целлюлоза. II . Лактоза. III . Сахароза.
IV . Крахмал. V . Гликоген.
а) I, II, IV, V;
б) I и II; +
в) только IV;
г) I, IV, V.

Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из перечисленных патологий он точно обнаружит: I . Отсутствие зубца R на кардиограмме. II . Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта.
III . Повышенный уровень холестерина в крови.
IV . Пониженное артериальное давление. V . Аритмия сердечных сокращений.
а) I, II, V;
б) I и II; +
в) II и V;
г) I, II, IV, V.

Сено прокипятили в воде. Затем полученный отвар охладили и добавили в него воду из пруда, содержащую только гетеротрофных простейших. После этого полученную смесь содержали в темноте в течение длительного времени. Что из следующего верно?
I . Будет происходить гетеротрофная сукцессия простейших с возрастанием общей биомассы.
II . Энергия системы максимальна в начале своего существования.
III . Будет происходить сукцессия, которая, в конечном счете, достигнет устойчивого состояния, при котором будет поддерживаться поток энергии.
IV . Сначала в экосистеме будет происходить сукцессия, но в конце все организмы погибнут или перейдут в покоящиеся стадии.
а) I и III;
б) II и IV; +
в) II и III;
г) I и IV.

Охота на северных морских слонов снизила к концу 19 века численность их популяции всего до 20 особей. Сейчас численность популяции восстановлена до более, чем 30 000 особей. Но их геномы до сих пор несут последствия этого эффекта бутылочного горлышка по сравнению с популяцией южных морских слонов, за которыми не так интенсивно охотились. Этот эффект бутылочного горлышка проявляется в виде:
I . Изобилия уникальных мутаций.
II . Снижения частоты летальных рецессивных аллелей.
III . Снижения генетической изменчивости.
IV . Увеличения размера популяции.
а) I и II;
б) II и III; +
в) I, II и IV;
г) II и IV.

Что справедливо и для дрейфа генов, и для естественного отбора?
I. Оба представляют механизмы эволюции.
II. Оба являются совершенно случайными процессами.
III. Оба обычно приводят к адаптациям.
IV. Оба влияют на генетический состав популяции.
а) I и II;
б) I и III;
в) II и III;
г) I и IV. +

Каким образом вода транспортируется через плазматическую мембрану?
I . Путем пассивной диффузии через мембрану.
II . Путем облегченной диффузии с использованием переносчика.
III . Активно против градиента концентрации с затратой энергии.
IV . Путем обмена на молекулу глицерина.
V . Через регулируемые потенциалом каналы.
а) I, III, IV;
б) I и V;
в) I, II, V;
г) I и II. +

Камчатский краб – это рак-отшельник, для которого характерно недоразвитие брюшного отдела. +

Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +

Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

В отряде Китообразных ( Cetacea ) нет видов, обитающих в пресных водоемах.

Органы боковой линии имеются только у рыб.

Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.

В среднем глиальная клетка мозга потребляет столько же глюкозы, сколько нервная.

Введение адреналина может вызывать как сужение, так и расширение сосудов. +

Печень – удивительный орган: она способна быстро и без последствий регенерировать до 70% своего объема, удаленного при хирургической операции. +

При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +

Для обеспечения нормального свертывания крови необходимы только тромбоциты.

Уменьшение размеров насекомых является свидетельством их биологического регресса.

Вирусы содержат нуклеиновую кислоту, белковую оболочку, а некоторые из них окружены фосфолипидными мембранами. +

Вода проходит через клеточную мембрану только путем диффузии.

Все антибиотики – это ингибиторы синтеза белка.

[мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):

1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.

2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.

3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.

4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.

3823. Скрещивали растения чистой линии львиного зева с красными (A) удлиненными цветками и растения чистой линии с белыми нормальными цветками, все потомство имело розовые нормальные цветки. Полученные гибриды F1 были скрещены между собой. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какая часть гибридов F2 будет дигомозиготна? Какие фенотипы и генотипы будут иметь эти дигомозиготные гибриды?

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

AABB (1), AABb (2) - красные нормальные цветки
AaBB (2), AaBb (4) - розовые нормальные
AAbb (1) - красные удлиненные
Aabb (2) - розовые удлиненные
aaBB(1), aaBb (2) - белые нормальные
aabb (1) - белые удлиненные

3) 4/16 растений будут дигомозиготны, их генотипы AABB, AAbb, aaBB, aabb

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3823.

3851. Форма крыльев у дрозофилы определяется аутосомным геном, ген окраски глаз находится в X-хромосоме. Гетерогаметным полом у дрозофилы является мужской пол. В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов возвратно скрещивали с исходной родительской особью. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какие законы действуют в скрещиваниях? Какая часть потомства во втором скрещивании фенотипически сходна с исходной женской особью? Определите их генотипы.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AAX B X B , AaX B X B , AAX B Y, AaX B Y - нормальные крылья, красные глаза

4) 1/2 часть потомства от всех возможных потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с исходной женской особью - это самки с нормальными крыльями, красными глазами (AAX B X B , AaX B X B )

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3851.

3879. При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветков и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов все потомство имело яркую окраску цветков и усы. При скрещивании гибридов первого поколения между собой получились потомки с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:

1 AABB - яркая окраска цветков и усы
2 AaBb - яркая окраска цветков и усы
1 aabb - бледная окраска цветков и без усов

4) Во втором скрещивании образуется два фенотипических класса потомков: 3 с яркой окраской цветков и усами и 1 с бледной окраской цветков и без усов, так как наблюдается полное сцепление аллелей A и B, a и b

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3879.

3907. При скрещивании кроликов с черной гладкой шерстью с кроликами с белой мохнатой шерстью в потомстве получились кролики черные мохнатые и черные гладкие. Во втором скрещивании других кроликов с черной гладкой шерстью с кроликами с белой мохнатой шерстью в потомстве получились кролики с черной мохнатой и белой мохнатой шерстью. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в этих скрещиваниях?

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3907.

3935. В первом анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки с серым телом, нормальными крыльями и самца с черным телом, редуцированными крыльями были получены потомки: 41,5% с серым телом, нормальными крыльями; 41,5% с черным телом, редуцированными крыльями; 8,5% с серым телом, редуцированными крыльями; 8,5% с черным телом, нормальными крыльями. Во втором анализирующем скрещивании дигетерозиготного самца с серым телом, нормальными крыльями и самки с черным телом, редуцированными крыльями были получены потомки: 50% с серым телом, нормальными крыльями и 50% с черным телом, редуцированными крыльями. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление в обоих скрещиваниях.

Добавить в избранное

1) Первое анализирующее скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) В первом скрещивании аллели генов A и B, a и b сцеплены между собой, образуется два класса потомков по 41,5%, два других класса по 8,5% образуются в результате кроссинговера. Во втором скрещивании наблюдается полное сцепление генов A и B, a и b, кроссинговер не происходит, образуется только два класса потомков (у самцов дрозофил кроссинговер не происходит)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3935.

3963. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - семена гладкие окрашенные
aabb - семена морщинистые неокрашенные
aaBb - семена морщинистые, окрашенные
Aabb - семена гладкие, неокрашенные

4) В F1 проявляется закон единообразия гибридов, так как у гибридов проявились признаки одного из родителей, в F2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, появление 4-х фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов AB и ab при кроссинговере

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3963.

3991. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (a) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 15 высоких растений с грушевидными плодами, 41 высокое растение с округлыми плодами, 49 карликовых с грушевидными плодами, 13 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему решения задачи, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы F1:
AaBb - 41 высоких растений с округлыми плодами
Aabb - 15 высоких растений с грушевидными плодами
aaBb - 13 карликовых растений с округлыми плодами
aabb - 49 карликовых растений с грушевидными плодами

3) Проявляется сцепление генов и нарушение сцепления генов: две фенотипические группы растений образовались в большом и приблизительном равном количестве (AaBb - 41 высоких растений с округлыми плодами и aabb - 49 карликовых растений с грушевидными плодами), т.к. гены AB и ab сцеплены, две другие фенотипические группы образовались в меньшем и приблизительно равном количестве (Aa- 15 высоких растений с грушевидными плодами и aaBb - 13 карликовых растений с округлыми плодами) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами, образуя новое сцепление генов Ab, aB

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3991.

4019. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) - от рецессивного гена, сцепленного с X-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Добавить в избранное

Поскольку отец мужчины "не имел этих заболеваний" (aaX B Y), то он передал сыну гамету aY. Этим можно объяснить то, что мужчина - AaX B Y - гетерозиготен по гену, отвечающему за развитие катаракты (Aa).

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы потомства:
AaX B X b , AaX B X B , AaX B Y - катаракта, здоровая кожа
aaX B X b , aaX B X B , aaX B Y - здоровые глаза и кожа
AaX b Y - катаракта, ихтиоз
aaX b Y - здоровые глаза, ихтиоз

3) Проявляются законы независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4019.

4047. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание (закон единообразия)

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - семена гладкие окрашенные(7151 растение)
aabb - семена морщинистые, неокрашенные(73217 растений)
Aabb- семена гладкие, неокрашенные (289 растений)
aaBb - семена морщинистые, окрашенные(412 растений)

3) В F2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, так как большая часть особей имеет признаки родителей (7151 семена гладкие окрашенные и 7327 семена морщинистые неокрашенные), а меньшая - комбинацию признаков (гладкие, неокрашенные и морщинистые, окрашенные семена)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4047.

4075. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Если при дигибридном анализирующем скрещивании в потомстве появляются 2 фенотипические группы в соотношении 1:1, то самка с доминантным фенотипом гетерозиготна по признаку цвета шерсти

Читайте также: