При скрещивании растений вьюнка с ползучим стеблем и розовыми цветками с растением

Обновлено: 18.09.2024

Задача №3. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

В первом скрещивании все имеют гладкие плоды, значит -это доминантный признак (А), а ребристость - рецессивный ген (а).

Во втором скрещивании все потомство имеет нормальную высоту значит это доминантный признак (В), а карликовость -рецессивный признак (в)

Дано:

В- гладкие плоды,

в -pебристые плоды.

Р1: карликовые с ребристыми плодами х норм. с гладкими

F1- норм. высота, гладкие и карликовые , гладкие

Р2: карлик. ребристые х норм.высота ребристые

F1- все норм. высота, ребристые плоды.

Найти: 1) генотипы Р-?

Решение:

Первое скрещивание

P аавв x ААBb

карл. ребр. норм. глад.

G аb AB, Ab

F1 AABb AAbb

Второе скрещивание

P aaвв x ААвв

карл. Ребр. норм. ребр

G aв Ав

F1 Аaвв

Ответ: 1) 1 скрещивание: генотипы Р: аавв (ребр. карл. ), ААBв (глад. норм. ).

Генотипы потомства: AABb - норм., гладкие AAbb -карл.гладкие

2) 2 скрещивание: генотипы Р: aaвв - карл. с ребр, ААвв- норм. глад.

Генотипы потомства: Аaвв - норм ребрист.

3) В первом скрещивании проявляется третий закон Менделя (закон независимого расщепления). Во втором скрещивании – 1 закон Менделя по наследованию высоты растения.

Задача №4. При скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 - кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Решение: В первом скрещивании наблюдается единообразие плоских венчиков, значит, это доминантный признак, а воронковидный- рецессивный признак.

Во втором скрещивании наблюдается единообразие по белой окраске, значит это- доминантный признак, кремовая окраска -рецессивный признак.

Дано:ген - признак

а- кремовый цвет

В- плоский венчик

в - воронковидный венчик

Р1: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые плоские (38), кремовые плоские (40)

Р2: белые, воронковидные х кремовые плоские. Потомство: белые воронковидные , белые плоские

Найти: 1) генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. 2) закон - ?

1) Первое скрещивание: Расщепление произошло по окраске, значит растение с белой окраской гетерозиготно. По венчикам-гомозиготны.

Р Аавв х ааВВ

бел. воронк. крем. плоский

G Ав, аваВ

F1 АаВв ааВв

бел. плос 38 крем. плос 40

2) Второе скрещивание: Расщепление произошло по венчикам, значит растение с плоским венчиком гетерозиготно. По окраске -гомозиготны.

Р ААвв х ааВв

бел. воронк. крем. плоский

G Ав аВ ав

F1 АаВв Аавв

бел.плос бел. воронк

3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)

Ответ: 1) генотипы родителей Р1: Аавв(бел. воронк.) ааВВ (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), ааВв (крем. плос).

2) 1) генотипы родителей Р2: ААвв(бел. воронк.) ааВв (крем.плоск). Генотипы потомства: АаВв(бел. плос ), Аавв (бел.воронк.).

3) Третий закон Менделя -закон независимого наследования ( по каждой паре признаков)

С6. У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хв -коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Дано:

А – наличие хохолка,

а – нет хохолка.
XB – зеленое оперение,

Xв – коричневое оперение.

♀- хохлатая с зеленым оперением АаXBY.

♂- без хохолка с зеленым оперением (гетерозигота) - ааXВXв
F1:хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые.

Найти:1) генотипы Р- ?, 2) генотипы F1, пол потомства -? 3) Схема скрещивания? Закон?

Решение:Наличие расщепления в первом поколении, равное 1: 1:1:1, говорит о гетерозиготности хохлатой самки

Р: ♀ АаXBYх ♂ ааXВXв

ГаметыАXB, аХВ, АY, аYаХВ, аXв.

F1

AXВ aXВ АУ аУ
аХВ AaXВXВ ♂хохлатый зеленый аaXВXВ ♂ без хохла зеленый AaXBУ ♀хохлатая зеленая aaXВУ ♀ без хохла зеленая
aXв AaXВXв ♂ хохлатый зеленый aaXВXв ♂ без хохла зеленый AaХвУ ♀хохлатая коричневая aaXвY ♀ без хохла коричневая

Ответ: 1) генотип самки- АаXBY, генотип самца- ааXВXв

2) Генотипы, фенотипы, пол F1: AaXВXВ (♂хохлатый зеленый), аaXВXВ (♂ без хохла зеленый),

AaXBУ ( ♀хохлатая зеленая), aaXВУ (♀ без хохла зеленая), AaXВXв (♂ хохлатый зеленый),

aaXВXв (♂ без хохла зеленый), AaХвУ( ♀хохлатая коричневая), aaXвY (♀ без хохла коричневая).

3) В данном случае проявился закон независимого наследования (третий закон Менделя).

С6. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.


Ответ: 1) признак рецессивный, так как отсутствует у родителей, а проявляется в 1 поколении.

2) признак сцеплен с полом, так как передается только по мужской линии.

3) Генотип мамы: ХАХа, генотип папы –ХАУ

Генотипы детей в F1: №1-сын-ХАУ, №2-дочь- ХАХА или ХАХа, №3-дочь- ХАХА или ХАХа, №4-сын-ХаУ.

Носителем гена является мама, дочь (№2), внучка (№6).

С6. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.


С6. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма - д) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Дано:

В – нормальный слух,

b – глухота.
XD – нормальное зрение,

Мать страдает глухотой, но имеет нормальное цветовое зрение- bbXDX_.
Отец с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник - BBXdY.

Девочка-дальтоник XdXd получила одну Xd от отца, а вторую от матери, следовательно, мать- bbXDXd.

P ♀ bbXDXd x ♂ BBXdY

глух. норма норма, дальтоник

G bXD, bXd BXd, BY

F1

BXd BY
bXD
BbXDXd девочки с норм. слухом и зрением

BbXDY мальчики с норм. слухом и зрением
bXd
BbXdXd девочки с норм. слухом, дальтоники

BbXdY мальчики с норм. слухом, дальтоники

Ответ:1) Генотип мамы- bbXDXd, генотип папы- BBXdY. 2) Генотип дочери- BbXdXd. 3) Вероятность рождения детей-дальтоников = 2/4 (50%). Все они будут иметь нормальный слух, вероятность рождения глухих = 0%.

С6. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

Решение:

1) В первом скрещивании: 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.

Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.

4383. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AABB, AaBB, 2 AaBb, 2 AABb - усики, яркие цветки (6/8)
AAbb, Aabb - усики, бледные цветки (2/8)

4) В F1 проявляется закон единообразия гибридов; в F2 - закон независимого наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4383.

4411. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - гладкие окрашенные семена (3800)
Aabb - гладкие неокрашенные семена (149)
aaBb - морщинистые окрашенные семена (150)
aabb - морщинистые неокрашенные семена (4010)

4) Присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется сцеплением генов AB и ab‚ две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами новым сцеплением генов AB и ab

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4411.

4439. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена i 0 , I A , I B .
Аллели I A , I B доминантны по отношению к i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные гены i 0 , вторую группу (A) определяет доминантный аллель I A , третью группу (B) определяет доминантный аллель I B , а четвертую группу (AB) определяют два доминантных гена I A I B . Положительный резус фактор R доминирует над отрицательным r.
У матери вторая группа и положительный резус (гетерозигота по резус-фактору), у отца третья группа крови и положительный резус (гомозигота по резус-фактору). У сына первая группа крови и положительный резус. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына. Определите, какие группы крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, их возможные генотипы и соотношение фенотипов. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотип сына - i 0 i 0 Rh + rh - или i 0 i 0 Rh + Rh +

3) Генотипы и фенотипы F1 и их соотношение:
i 0 i 0 Rh + Rh + , i 0 i 0 Rh + rh - - первая группа, резус положительный (25%)
I A i 0 Rh + Rh + , I A i 0 Rh + rh - - вторая группа, резус положительный(25% )
I B i 0 Rh + Rh + , I B i 0 Rh + rh - - третья группа, резус положительный (25%)
I A I B Rh + Rh + , I A I B Rh + rh - - четвёртая группа, резус положительный (25%)

4) Закон независимого наследования признаков (гены локализуются в разных хромосомах)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4439.

4467. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 - высоких с грушевидными плодами; 40 - карликовых с округлыми плодами; 14 - карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы потомства F1:
12 растений высоких с округлыми плодами - AaBb
39 растений высоких с грушевидными плодами - Aabb
40 растений карликовых с округлыми плодами - aaBb
14 растений карликовых с грушевидными плодами - aabb

3) Присутствие в потомстве двух групп особей (высоких с грушевидными плодами и карликовых с округлыми плодами) примерно в равных долях - результат сцепленного наследования аллелей (генов) Ab и aB между собой. Две другие фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера между аллельными генами и образование нового сцепления генов AB и ab

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4467.

4495. Гены формы и окраски плода находятся в разных хромосомах. При скрещивании растения арбуза с удлиненными зелеными плодами и растения арбуза с круглыми полосатыми плодами в потомстве получили растения с удлиненными зелеными плодами и круглыми зелёными плодами. При скрещивании этого же растения арбуза с удлиненными зелеными плодами и растения с круглыми зелеными плодами всё потомство имело круглые зелёные плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите все возможные генотипы родителей и потомства в каждом скрещивании.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4495.

4523. У дрозофилы доминантные гены нормального крыла и серой окраски тела локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены зачаточности крыла и черной окраски тела - в другой гомологичной хромосоме. Скрестили двух дигетерозиготных дрозофил, имеющих нормальные крылья и серую окраску тела. Составьте схемы решения задачи двух скрещиваний. Определите генотипы родителей, возможного потомства, установите соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу в двух скрещиваниях. Какие закономерности наследования проявляются в двух скрещиваниях.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание без кроссинговера у самки
AaBb - нормальные крылья, серые
AaBb - нормальные крылья, серые

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы потомства:
1 AABB (нормальные крылья, серые ) : 2 AaBb (нормальные крылья, серые ) : 1 aabb (зачаточные крылья, чёрные)
Расщепление по генотипу -1:2:1
Расщепление по фенотипу - 3:1

2) Второе скрещивание с кроссинговером у самки AaBb - нормальные крылья, серые
AaBb - нормальные крылья, серые

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы потомства:
Нормальные крылья, серые: AABB, AaBB, AaBb
Нормальные крылья, чёрные: Aabb
Зачаточные крылья, серые: aaBb
Зачаточные крылья, чёрные: aabb
Расщепление по генотипу - 2:1:1:1:1:1:1
Расщепление по фенотипу -5:1:1:1

4) Проявляется сцепленное наследование генов (AB и ab) в первом скрещивании нарушение сцепления генов и формирование нового сцепления генов при кроссинговере у самки Ab‚ aB), который не происходит у самца

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4523.

4551. Кукурузы рецессивный ген - укороченные междоузлия (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном - зачаточная метелка (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, получены растения все похожие на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой получены растения: 75% - с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, 25% - с укороченными междоузлиями и зачаточными метелками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы потомства:
75% - с нормальными междоузлиями и нормальными метелками - BBVv, BbVv
25% - с укороченными междоузлиями и зачаточными - bbvv

3) В первом скрещивании проявляется единообразие, во втором скрещивании проявляется закон полного сцепления генов без кроссинговера, т.к. при скрещивании дигетерозигот образовались 2 группы фенотипов потомства

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4551.

4579. Дигетерозиготную курицу с гребнем и оперенными ногами скрестили с дигомозиготным петухом, имеющим гребень (A) и голые ноги (b) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений, если для второго скрещивания были взяты гибриды из F1 гребнем и оперенными ногами, но с разными генотипами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4579.

4607. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.

Добавить в избранное

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb - семена гладкие окрашенные
aabb - семена морщинистые неокрашенные
aaBb - семена морщинистые, окрашенные
Aabb - семена гладкие, неокрашенные

4) В F1 проявляется закон единообразия гибридов, так как у гибридов проявились признаки одного из родителей, в F2 - закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, появление 4-х фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов AB и ab при кроссинговере

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4607.

4635. Ген окраски у кошек сцеплен с X-половой хромосомой. Черная окраска определяется геном - X B , рыжая геном - X b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску.
От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и их потомства, характер наследования признака окраски шерсти.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы потомства:
черепаховые кошечки - X B X b
рыжие кошечки - X b X b
чёрные котики - X b X b
рыжие котики - X B Y

3) Проявляется сцепленное с полом промежуточное наследование признака (а еще появляются котики :)


Задание 4 № 2302

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)?

При неполном доминировании гетерозиготы имеют промежуточный признак. При этом абсолютно неважно, какой из признаков доминантный — белые или красные. Главное, что при скрещивании их между собой в потомстве мы получим 100% растений с промежуточным признаком Аа — розовые.

Розовый цвет обычно (по крайней мере в школьных учебниках) проявляется в гетерозиготе при неполном доминировании),

тем более при скрещивании розовый + белый(красный). По идее, решение должно быть таким:

Aa x aa или Aa x AA.

по условию . можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния рас­те­ний с крас­ны­ми и бе­лы­ми цвет­ка­ми

В условии вопроса не указана гомо- или гетерозиготность скрещиваемых особей. На мой взгляд вопрос стоит некорректно. К тому же, согласно теории, при неполном доминировании расщепление по фенотипу идет как 25%:50%:25%, где 25% обозначают растения с красными и белыми цветами, а 50% розовые цветы.

Вопрос четкий, и корректный.

При этом абсолютно не важно какой из признаков доминантный белые или красные. Главное, что при скрещивании их между собой в потомстве мы получим 100% растений с промежуточным признаком Аа - розовые.

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А – гладкие семена, а – морщинистые семена, B – наличие усиков, b – отсутствие усиков, АВ сцеплены

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

aabb - гладкие семена, с усиками,aabb – морщинистые семена, без усиков.

генотипы и фенотипы потомков:

aabb - гладкие семена, с усиками;aabb - морщинистые семена, без усиков.

соотношение особей в потомстве по генотипу и фенотипу 1:1

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. гены двух признаков сцеплены и находятся в одной хромосоме.

При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А – фиолетовые цветки, а – красные цветки, B – овальная пыльца, b – круглая пыльца

фиол. цветки, овал. пыльца красн. цветки, кругл. пыльца

G AB, Аb, aB, ab ab

F1 51 АаBb – с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой;

15 Ааbb – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой;

12 ааBb – с красными цветками, овальной пыльцой;

59 ааbb – с красными цветками, круглой пыльцой;

генотипы родителей:АaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой

генотипы потомства f1:AaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; Aabb - фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; aaBb - с красными цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой.

присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов A и B, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.

Воробьёв, имеющих длинные крылья и серую окраску тела, скрестили с воробьями (самцами), имеющими черную окраску тела и короткие крылья. В первом поколении все воробьи были серые и длиннокрылые. При скрещивании гибридов первого поколения с самцом из первого скрещивания во втором поколении получили 18 с серым телом и длинными крыльями, 1 с черным телом и длинными крыльями, 21 с черным телом и короткими крыльями и 2 с серым телом и короткими крыльями. Определите генотипы родителей в первом и втором скрещиваниях, генотипы потомков во втором скрещивании. Составьте схему решения задачи.

Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

А – длинные крылья, а – короткие крылья, B- серое тело, b – черное тело.

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

длинные крылья, серое тело

Р ♀ AaBb х ♂ aabb

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

G AB, Ab, aB, ab ab

AaBb - длинные крылья, серое тело - 18

Aabb - длинные крылья, чёрное тело - 1

aaBb - короткие крылья, серое тело - 2

aabb - короткие крылья, чёрное тело - 21

генотипы родителей в первом скрещивании: ♀ aabb, ♂aabb;генотипы родителей во втором скрещивании: ♀ aabb, ♂ aabb.

генотипы потомков во втором скрещивании:aabb - длинные крылья, серое телоaabb – длинные крылья, чёрное телоaabb – короткие крылья, серое телоaabb - короткие крылья, чёрное тело

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. доминантные и рецессивные гены попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме, гаметы ab и ab образуются в результате кроссинговера.

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.

А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);

генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% − извитую шерсть нормальной длины, 10% − прямую нормальной длины и 10% − извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае? Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А — прямая шерсть

а — извитая шерсть

В — нормальная длина шерсти

b — длинная шерсть

извитая нормальной длины шерсть прямая длинная шерсть

прямая шерсть нормальной длины

Р ♀ АаВb х ♂ ааbb

прямая шерсть нормальной длины извитая длинная шерсть

G АВ, аВ, Аb, аb аb

10% прямая шерсть нормальной длины

40% извитая шерсть нормальной длины

40% прямая шерсть, длинная шерсть

10% извитая шерсть, длинная шерсть

родители в первом скрещивании имеют генотипы аавв, ааbb; их потомство имеет генотип аавв.

родители во втором скрещивании имеют генотипы: самка - аавb, самец - ааbb. генотипы потомков во втором скрещивании: аавb, аавb, ааbb, ааbb.

в данном случае проявляется закон сцепленного наследования признаков, так как гены a и b, a и b попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме. гаметы ав и аb появились в результате кроссинговера.


Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит, анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

Читайте также: