Птицы улетят и цветы завянут

Обновлено: 19.09.2024

Птицы улетят и цветы завянут. Зверьки спрячутся в норы. Жуки, бабочки, змеи укроются под мхом, в земле, под валежником. Осенние встречи с ними это встречи перед расставанием.
Но ждут вас и новые свидания. Прилетят в лес зимние птицы: снигири, сверистели. Встретивши рябенькую кедровку или даже полярную сову.
Не узнать стало старых знакомых. Рыжие белки стали серыми, серые зайцы стали белыми. У лосей рога выросли, белые куропатки наконец-то и взаправду стали белыми.
Много в лесу событий. Белки запасают грибы, мышки прячут зёрна, Трудолюбивые бобры осины валят. Созрели на елях и соснах шишки, а на берёзах - серёжки. Лес готовится к зимней стуже.

ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 6

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Птиц ы улетят, и цв е ты (1) з а вянут. Зверьки спряч утс я в норы. Жуки, бабо чк и, змеи укрою тс я подо мхом, в з е мле‚ под ва­леж­ни­ком. Осенни е встре­чи с ними — это встре­чи перед ра с ст а ванием.

Но ждут вас и новые св и дания. Прил е тят в лес зим­ние птиц ы : сн е гири, сви­ри­сте­ли. Встрет и ш ь рябеньк у ю кед­ров­ку или даже по­ляр­ную (3) сову.

Не узнать стало старых зн а комых. Рыж и е белки стали серыми, серые зайц ы стали бе­лы­ми. У лосей рога выр о сли, белые ку­ро­пат­ки нак о нец-то и вза­прав­ду стали белыми.

Много в л е су событ и й. Белки зап а сают (2) грибы, мы шк и пряч у т зёрна. Тру­до­лю­би­вые бобры осины вал я т (4) . С о зрели на елях и соснах ш и шки, а на берёзах — серё жк и. Лес готов итс я к зимн е й стуж е .

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

цветы (1)
ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый
в — [в’] — согласный, звонкий, мягкий
е — [е] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой, твёрдый
ы — [ы] — гласный, ударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

запасают (2)
за- — приставка
-пас- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

полярную (3) (сову)

1) полярную (сову) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: сова (какая?) полярная;
2) начальная форма — полярный; в единственном числе, в винительном падеже, в женском роде;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Трудолюбивые бобры осины валят. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: бобры (подлежащее), валят (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (бобры) трудолюбивые — определение; (валят) осины — дополнение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

дос У г, молод Ё жь, создал А , цем Е нт

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. сущ. глаг. сущ. союз сущ.
В огородах жители выращивали зелень и овощи.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимении (или личное местоимение), частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам врача Настя скоро пойдет на поправку
  2. Юра сказал что больше не будет обижать маленьких
  3. Как ты сюда попала спросила меня женщина
  4. Расскажи-ка мне зачем тебе понадобились краски

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Бабушка стала молча подогревать самовар.
  2. Зачем Дашенька тебе понадобился циркуль?
  3. Он долго не замечал меня и глядел куда-то мимо.
  4. Дед тихонько смеётся и щекочет меня за ухом.

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Зачем, Дашенька, тебе понадобился циркуль?

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Наташа помогала матери по хозяйству и купала младшего братишку
  2. Тут был старинный сундучок и часы в футляре
  3. Шлюпка пристала к борту и японский чиновник ступил на палубу
  4. Я любил прогуляться вдоль моря и посидеть на прибрежных валунах

Ответ

  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Шлюпка пристала к берегу, и японский чиновник ступил на палубу.

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Валя не при­ш­ла в класс, и по­дру­ги по­сла­ли к ней Мусю.

— (2) Может, она боль­на, может, ей нужно по­мочь?

(3) Муся за­ста­ла Валю в по­сте­ли, Валя ле­жа­ла с за­вя­зан­ной щекой.

— (4) Ох‚ Ва­леч­ка, у тебя, на­вер­но, флюс! — ска­за­ла Муся, при­са­жи­ва­ясь на стул. —(5) Ах‚ какой флюс был у меня летом, и мама была на ра­бо­те…

— (6) Моя мама тоже на работе, — груст­но сказала Валя, дер­жась за щёку. — (7) А мне надо бы по­лос­ка­нье…

— (8) Мне тоже да­ва­ли по­лос­ка­нье, и мне стало лучше! (9) А ещё мне по­мо­га­ла грел­ка, го­ря­чая-го­ря­чая…

(10) Валя ожи­ви­лась и за­ки­ва­ла го­ло­вой:

— (11) Да‚ да, грел­ка у меня есть, но хо­лод­ная… (12) Муся‚ у нас в кухне стоит чай­ник с го­ря­чей водой…

— (13) Это не он шумит? (14) Нет‚ это, верно, дож­дик!

(15) Муся вско­чи­ла и под­бе­жа­ла к окну.

— (16) Так и есть — дож­дик! (17) Хорошо‚ что я в га­ло­шах при­ш­ла, а то можно про­сту­дить­ся!

(18) Она по­бе­жа­ла в пе­ред­нюю и крик­ну­ла:

— (19) Вы­здо­рав­ли­вай‚ Ва­леч­ка! (20) Я ещё приду к тебе, не бес­по­кой­ся!

(21) Валя по­пы­та­лась что-то ска­зать вдо­гон­ку. (22) Потом вздох­ну­ла. (23) Потом по­тро­га­ла хо­лод­ную грел­ку и стала ждать маму.

— (24) Ну, что она го­во­ри­ла, чем ей по­мочь? — спра­ши­ва­ли Мусю де­воч­ки.

— (25) У неё такой же флюс, как был у меня! — ра­дост­но со­об­щи­ла Муся. — (26) Я очень вни­ма­тель­но к ней от­нес­лась, но она ни­че­го не го­во­ри­ла и по­мо­щи не про­си­ла!

(По В. Осе­е­вой)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Валя нуждалась в Мусиной помощи?

Ответ

Валя нуждалась в горячей грелке и полоскании и пыталась сказать об этом Мусе.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21-23 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

Птиц… улетят и цв..ты з..вянут. Зверьки спряч..тся в норы. Жуки бабоч..ки змеи укроют..ся (подо)мхом в земле под валежником. Осенни.. встречи (с)ними это встречи перед расставанием.
Но ждут нас и новые св..дания. Прил..тят в лес зимние птиц.. сн..гири свиристели. Встрет..ш.. рябенькую кедровку или даже полярную с..ву.
Много в лесу событий. Белки зап..сают грибы мыш..ки пряч..т зёрна. Трудолюбивые бобры осины вал..т. С..зрели на елях ш..шки а на берёзах – серё..ки. Лес готов..тся к зимн..й стуж.. .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проверочная работа

ВАРИАНТ I

Прочитайте текст и выполните задания 1-20

(1)Птицы улетят, и последние цветы завянут. (2)Зверьки спрячутся в норы. (3)Жуки, бабочки, змеи укроются подо мхом, в земле, под валежником. (4)Осенние встречи с ними — это встречи перед расставанием.

(5)Но ждут нас и новые встречи. (6)Прилетят в лес зимние птицы: снегири, свиристели. (7)Встретишь рябенькую кедровку или даже полярную сову.

(8)Не узнать стало старых знакомых. (9)Рыжие белки стали серыми, серые зайцы стали белыми. (10)У лосей рога выросли, белые куропатки наконец-то и взаправду стали белыми.

(11)Много в лесу событий. (12)Белки запасают грибы, мышки прячут зёрна. (13)Трудолюбивые бобры осины валят. (14)Созрели на елях и соснах шишки, а на берёзах — серёжки. (15)Лес готовится к зимней стуже.

Какой заголовок наиболее полно отражает содержание текста?

Лес готовится к зиме

Какая мысль НЕ соответствует содержанию текста?

К зиме в лесу появляются новые жители – зимние птицы: снегири, свиристели, кедровки и даже полярные совы.

Поздняя осень - любимая пора многих людей на планете.

Многие лесные звери заботятся о подготовке припасов на зиму.

Не узнать к зиме станет старых знакомых: белки и зайцы поменяют цвет шубки, а у лосей вырастут рога.

Определите тип речи текста

Достигший старости. Старый человек.

Давний, существующий с давнего времени, долго. Старый друг. Старый долг. Старая истина. Старые пашни.

Долго бывший в употреблении. Покупка старых учебников. Старое платье.

Уже не действительный, негодный. Старый билет.

Укажите номер предложения, в котором встречается пара антонимов-существительных:

Слово состоит из трех слогов

В слове 3 гласных и 3 согласных звука

В слове есть сонорный согласный

В слове все согласные звуки твердые

Укажите номер предложения, в котором есть слово с чередующейся гласной в корне:

Укажите вариант с неверным объяснением орфограммы в слове:

прячУт - в суффиксах глаголов I спряжения пишется буква У

осеННий – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н с помощью суффикса -Н-, пишется удвоенная Н

раСставанием – в приставке РАС- пишется С, потому что последующий согласный глухой

встретишЬ – в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь

Укажите вариант, в котором оба слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания:

Укажите пару слов, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ однокоренными:

В каком предложении есть частица?

В каком из вариантов НЕВЕРНО определено главное слово в словосочетании?

Готовится к стуже

Спрячутся в норы

В каком из вариантов указанная пара слов ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием?

На елях и соснах

Укажите номер предложения с однородными подлежащими и обобщающим словом при них:

Укажите ошибочную характеристику предложения 5:

По цели высказывания - повествовательное

По строению – простое

По наличию главных членов – двусоставное

По наличию второстепенных членов - нераспространенное

Какое из перечисленных предложений НЕ ЯВЛЯЕТСЯ сложным:

Укажите верный вариант расстановки знаков препинания в предложении с прямой речью:

Лес готовится к зимней стуже: пишет автор об осенних звериных хлопотах.

Проверочная работа

ВАРИАНТ II

Прочитайте текст и выполните задания 1-20

(1)Море — это одно из самых удивительных явлений. (2)Оно всегда новое и необычное. (3)Иногда оно тихое, ясное, спокойное. (4)В другой момент море становится ярким и блестящим. (5)При сильном ветре оно похоже на взлохмаченную шерсть гигантского зверя. (6)Когда надвигается мощный циклон, море становится почти чёрным. (7)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (8)По небу с криками летают чайки. (9)Взбаламученные волны тащат и разбрасывают вдоль берега зелёные водоросли, похожие на щупальца загадочных чудовищ.

(10)Но главное очарование моря заключается в какой-то тайне, которую оно хранит в своих бескрайних просторах и никому чужому не открывает. (11)Но каждый настоящий мореход носит эту тайну в своей душе.

Какой заголовок наиболее полно отражает содержание текста?

Какая мысль НЕ соответствует содержанию текста?

Тайна, хранящаяся в бескрайних просторах моря, открывается только настоящим мореходам.

Во время шторма море чрезвычайно опасно и для людей, и для судов.

Море всегда удивительно и необычно: и при тихой погоде, и при штормовом ветре.

Водоросли, разбросанные вдоль берега штормовыми волнами, напоминают щупальца загадочных животных.

Определите тип речи текста

Слабо звучащий, плохо слышный. Тихий голос, звук.

Погруженный в безмолвие. Тихая ночь. В лесу тихо.

Спокойный, не бурный, без ветра. Тихая река, погода.

Лёгкий, не сильный, слабый по степени проявления. Тихий ветерок.

Слово состоит из трех слогов

В слове 3 гласных и 4 согласных звука

В слове все согласные звуки твердые

В слове есть сонорные согласные

Укажите номер предложения, в котором есть слово с чередующейся гласной в корне:

Укажите вариант с неверным объяснением орфограммы в слове:

открываЕт - в окончании глаголов I спряжения в 3 лице пишется буква Е

блестящИМ – в прилагательном правописание окончания проверяется вопросом какИМ?

водорОсли – в приставке РОС- не под ударением пишется буква О

чЁрным – в корнях слов после шипящих под ударением пишется Ё, которую можно проверить чередованием Е-Ё (чЕрнеть)

Укажите вариант, в котором оба не имеют окончания:

В каком предложении есть частица?

В каком из вариантов НЕВЕРНО определено главное слово в словосочетании?

Не открывает чужому

В каком из вариантов указанная пара слов ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием?

Ярким и блестящим

Укажите номер предложения, в котором НЕТ ряда однородных членов предложения:

Укажите ошибочную характеристику предложения 11:

По цели высказывания - побудительное

По строению – простое

По наличию главных членов – двусоставное

По наличию второстепенных членов - распространенное

Какое из перечисленных предложений ЯВЛЯЕТСЯ сложным:

Укажите верный вариант расстановки знаков препинания в предложении с прямой речью:

Штормовой ветер гонит крупную зыбь: пишет автор о волнующемся море.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 568 231 материал в базе

Материал подходит для УМК

Повторение и систематизация изученного

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.10.2017 2129
  • DOCX 31.4 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Макурина Надежда Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: