Рассмотрите плоды крестоцветных зарисуйте строение цветка и плода подпишите их части

Обновлено: 18.09.2024

Рассмотрите чашелистики, срастаются ли они между собой?

Как называется чашечка такого цветка?

Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? Как называется венчик такого цветка?

Подсчитайте число тычинок. Все ли тычинки одинаковы по размерам?

Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке чашелистики, лепестки, тычинки, пестик.

3. Рассмотрите строение плода.

Измерьте ширину и длину плода. Если длина плода превышает его ширину в 3 и более раз, значит, это плод – стручок, если ширина и длина примерно равны, это плод – стручочек.

Укажите название плода этого растения.

Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке створки плода, перегородка, семя.

1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Крестоцветные.

krestocvetnye

Общее количество видов: около 3 тыс.

Жизненные формы: травы, изредка — полукустарники.

Листорасположение — поочередное, прилистников нет.

Рис.1 Соцветие крестоцветных (кисть)

Цветок — обоеполый, желтого, красноватого или голубого цветов (рис.2).

Строение цветка крестоцветных

Рис.2 Строение цветка крестоцветных

Формула цветка: *Ч2+2Л4Т2+4П(2)

Расшифровка формулы цветка: Чашелистиков — 4, лепестков — 4. Расположение крестообразное, от сюда название — крестоцветные. Тычинок — 6 (4 — длинные, 2 — короткие), пестик один, состоит из 2 плодолистиков. Основание чашелистиков иногда бывает мешковидным (для накапливания нектара).

5 3. Рассмотрите внешнее строение плодов растений семейства крестоцветных. 4.Зарисуйте в тетради плоды крестоцветных, подпишите их название.

6 5.Сделайте вывод: Цветок растений семейства крестоцветных состоит______________ ____________________________, плоды растений семейства крестоцветных называются _________ либо __________. Формула ____________________.

7 II. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Крестоцветных. 1. Плод - ягода. 2. Соцветие - кисть. 3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков. 5. Плод - боб. 6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков. 7. Соцветие – головка. 8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные. 9. Плод – стручочек или стручок. 10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

8 III. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова. У растений семейства крестоцветных цветок имеет околоцветник, чашечка состоит из свободных чашелистиков, венчик состоит из свободных лепестков, тычинок , пестик Плод …… или

9 IV. Среди представленных растений выберите растения семейства Крестоцветные, обоснуйте свой выбор

12 3. Рассмотрите внешнее строение плодов растений семейства бобовых. 4.Зарисуйте в тетради плод растений семейства бобовых, подпишите его название.

13 5.Сделайте вывод: Цветок растений семейства бобовых состоит_____________________________ ________________________, плод растений семейства бобовых называется __________. Формула ____________.

14 II. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Бобовых. 1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков. 2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся. 3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок. 5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок. 6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся. 7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. 8. Плод – ягода или коробочка. 9. Плод – боб. 10. На корнях имеются клубеньки, к которых запасается азот.

15 III. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова. У растений семейства бобовых цветок имеет околоцветник, чашечка состоит из сросшихся чашелистиков, венчик состоит из. лепестков, … из которых сросшиеся у основания, тычинок , …. из которых сросшихся, пестик Плод ………

16 IV. Среди представленных растений выберите растения семейства Бобовые, обоснуйте свой выбор

19 3. Рассмотрите внешнее строение плодов растений семейства розоцветных. 4.Зарисуйте в тетради плоды растений семейства, подпишите их название. яблоко костянка многокостянка

20 5.Сделайте вывод: Цветок растений семейства розоцветных состоит___________________________ __________________________, плоды растений семейства розоцветных разнообразны, например: _________, _________,_________. Формула ______________.

21 II. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Розоцветных. 1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок. 2. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 тычинок. 3. В цветке пестиков много или один. 4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков. 5. В цветке много тычинок. 6. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы. 7. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 8. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

22 III. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова. У растений семейства розоцветных цветок имеет околоцветник, чашечка состоит из свободных чашелистиков, венчик состоит из свободных лепестков, тычинок , пестиков или Плоды _________________.

23 IV. Среди представленных растений выберите растения семейства Розоцветные, обоснуйте свой выбор

26 3. Рассмотрите внешнее строение плодов растений семейства пасленовых. 4.Зарисуйте в тетради по одному представителю каждого типа (коробочка, ягода).

27 5.Сделайте вывод: Цветок растений семейства пасленовых состоит_____________________________ ________________________, плоды растений семейства пасленовых могут быть 2 типов _________ и __________. Формула ______________.

28 II. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Пасленовых. 1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков. 2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков. 3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок. 5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок. 6. Плод - семянка. 7. Чашечка цветка раздельнолепестная, состоит из 5 чашелистиков. 8. Плод – ягода или коробочка

29 III. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова. У растений семейства пасленовых цветок имеет околоцветник, чашечка состоит из сросшихся чашелистиков, венчик состоит из сросшихся лепестков, тычинок , пестик Плод ………… или

30 IV. Среди представленных растений выберите растения семейства Пасленовые, обоснуйте свой выбор

33 3. Рассмотрите внешнее строение плодов растений семейства сложноцветных. 4.Зарисуйте в тетради плод растений семейства сложноцветных, подпишите его название.

34 5.Сделайте вывод: Цветки растений семейства сложноцветных состоят______________ ____________________________, плод растений семейства сложноцветных называется _________. Формула _________________.

35 II. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Сложноцветные. 1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков. 2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков. 3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок. 5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок. 6. Плод - семянка. 7. Чашечка цветка раздельнолепестная, состоит из 5 чашелистиков. 8. Плод – ягода или коробочка

36 III. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова. У растений семейства сложноцветных цветок имеет околоцветник, чашечка состоит из , венчик состоит из сросшихся лепестков, тычинок , пестик Плод ………….

37 IV. Среди представленных растений выберите растения семейства Сложноцветные, обоснуйте свой выбор К началу показа

Биология 7 класс Лабораторные работы

Соцветие – это часть системы побегов у покрытосеменного растения, которая несет цветки и видоизмененные прицветные листья. Состоит обычно из мелких цветков.

№ 2. Какие виды соцветий вы знаете?

Я знаю, что бывают простые соцветия и сложные соцветия.

К простым соцветиям относятся: щиток, початок, простой зонтик, простой колос, простая кисть, корзинка и головка.

К сложным соцветиям относятся: сложный зонтик, сложный колос, сложная кисть (метелка), завиток.

Стр. 80. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие признаки характерны для растений семейства крестоцветных?

Для растений, которые относятся к семейству Крестоцветные, характерно одинаковое строение цветков, у которых крестообразно расположены лепестки, есть венчик из 4 лепестков, чашечка из 4 чашелистиков, один пестик и шесть тычинок (среди них две короткие и четыре длинных). Вид соцветия – кисть, плоды – стручки или стручочки. Соответственно, формула цветка у таких растений имеет вид: *Ч4Л4Т4+2П1.

У всех крестоцветных растений стержневая корневая система, а листья либо собраны в прикорневую розетку, либо располагаются поочередно.

№ 2. Перечислите растения, относящиеся к семейству крестоцветных.

К семейству Крестоцветные относится около 3200 видов растений. Среди них есть:

Масличные культуры: рыжик, горчица, сурепка, рапс;

Овощные и кормовые культуры: турнепс, редис, капуста, редька, репа, хрен, брюква;

Цветы и травы: ярутка полевая, гулявник лекарственный, желтушник левкойный, пастушья сумка;

Декоративные растения: алиссум, левкой (маттиола), лунник, иберис.

№ 3. Какие известные вам растения относятся к семейству розоцветных?

К семейству Розоцветные относится около 3000 видов растений, среди которых есть деревья, кустарники и травы. Среди деревьев большое количество плодово-ягодных культур: слива, вишня, персик, миндаль, яблоня, айва, груша, абрикос и т.д. Из кустарников это малина, шиповник, боярышник, черемуха. Из трав: лютик едкий, таволга, спирея, двудомная крапива, роза.

№ 4. Какое строение могут иметь цветки розоцветных растений?

У всех растений, которые относятся к семейству Розоцветные, околоцветник в цветке состоит из двух частей: венчика из 5 (иногда 4 или 6) лепестков и чашечки из 5 чашелистиков. Часто встречается двурядная чашечка – с подчашием.

В цветке много тычинок, а вот пестиков каждый раз может быть по-разному – от 1 и до нескольких десятков.

Стр. 80. Подумайте

Какие растения семейств крестоцветных и розоцветных растут в вашей местности? Как человек использует эти растения?

В моей местности (Санкт-Петербург) растет много растений как из семейства Крестоцветные, так и из семейства Розоцветные. Из семейства Крестоцветные это: хрен, редька, редис, горчица, рапс, капуста, пастушья сумка и т.д.

Из семейства Розоцветные это:

деревья: слива, вишня, груша, яблоня, абрикос;

кустарники: черемуха, малина, боярышник, шиповник;

травянистые растения: земляника, крапива двудомная, лютик едкий, крапива двудомная.

Все эти растения широко используются человеком. Одни из них являются популярными продуктами питания, потому что содержат большое количество полезных витаминов и веществ. Это груши и яблони, вишни и абрикосы, малина и ежевика, капуста, редис, редька и т.д. Вторые же служат хорошей приправой для разных блюд, например, горчица или хрен. Третьи используются как ценный питательный продукт в качестве корма для домашнего скота: рапс, брюква.

Есть среди крестоцветных и розоцветных и лекарственные растения, которые обладают отменными целебными свойствами. Например, шиповник, боярышник, крапива двудомная или черемуха. Используются некоторые растения и в производственных целях. Например, из рапса производят биотопливо и техническое масло.

Стр. 80. Задания

№ 1. Используя рисунок 49, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных.

Особенность Растения семейства Крестоцветные
Семя По размеру маленькое, продолговатой или округлой формы.
Соцветие Кисть.
Цветок и его части Цветок состоит из крестообразно распложённых лепестков, чашечки из 4 чашелистиков, 6 тычинок (2 длинные и 4 короткие) и 1 пестика.
Плод Стручок или стручочек (ширина в 2-3 раза меньше длины).

№ 2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2 – 3 растения семейства крестоцветных. При описании пользуйтесь следующим планом.

Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.

Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.

Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение, а также тип соцветия.

Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки и венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.

Изучите строение плода. Отметьте особенности его строения. Определите тип плода.

Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?

Пастушья сумка обыкновенная

Корень в виде веретена, стержневого типа.

Соцветия собраны в зонтичную кисть с удлинением, беловатые.

Цветки правильные, четырехчленные и собраны в кисть, в начале в зонтиковидную, а потом в удлиняющуюся. Лепестки длиной до 0,35 см, белые, обратнояйцевидные. Чашелистики длиной 0,25 см.

Плод в виде стручка сердцевидной формы, сжатый с боков, из-за чего приобретает сходство с сумкой. Створки плода ладьевидные, тонкостенные с мелкой сеткой жилок.

Рассматриваемое мной растение – пастушья сумка обыкновенная – относится к семейству Крестоцветные, потому что имеет веретеновидный корень стержневого типа и одиночный прямой стебель. Листья поочередно расположены, а соцветия собраны в зонтичную кисть с удлинением. Формула цветка - Ч4Л4Т6П1.

Капуста белокочанная

Корень сильно ветвящийся, стержневого типа, длиной до 1 метра.

Стебель представлен толстой, короткой и мясистой кочерыжкой. Листья тоже мясистые, крупные, с сетчатым жилкованием. Располагаются у корня в виде розетки.

Цветки собраны в соцветие типа кисть.

Цветки представлены четырьмя чашелистиками, четырьмя лепестками, одним пестиком и шестью тычинками, из которых две длинных и четыре коротких.

Плод – длинный стручок, который образуется у растения на второй год жизни. В стручке находится около 18 мелких коричневых семян, диаметр которых составляет от 2 до 4 мм.

Рассматриваемое мной растение – капуста белокочанная относится к семейству Крестоцветные, потому что у нее цветок образует соцветие кисть, а цветок представлен формулой Ч4Л4Т4+2П1. Корень стерневого типа, листья собраны в прикорневую розетку, плод представлен длинным стручком.

Читайте также: