Рисунок персефона собирает цветы

Обновлено: 18.09.2024

Продолжаю знакомить вас со блоком статей о взаимосвязи стиля и архетипической психологии.
Сегодня история о Персефоне - богине Подземной Весны

"Прозерпина". 1874. Данте Габриэль Россетти

Миф о похищении Коры с ее точки зрения выглядел как неожиданное похищение во время девических забав и последующий плен у Аида. В результате вмешательства матери Кора-Персефона стала законной супругой Аида. С тех пор она проводила одну треть года в подземном мире с Гадесом, а две трети года — в верхнем мире, с Деметрой.

Владычица Подземного мира — это уже взрослая женщина, царица, правящая душами умерших, и Путеводительница тех живых, которые посещают царство мертвых. Именно ее мнение оказывается решающим, когда в царстве случается что-то необычное.

Персефона играла особую роль в орфическом мистическом культе. Однако многие из мистических представлений, лежащих в основе этого культа, до нас не дошли.
В целом образ Персефоны загадочен и туманен, что вполне соответствует ее роли в культе.

Архетипическая Девушка

Кора была "безымянной девушкой"; она присутствует в юной девушке, не знающей, кто она есть, и еще не осознающей своих желаний и сил. Большинство юных женщин проходят через фазу существования Коры перед тем, как выйдут замуж или выберут карьеру. Другие женщины остаются в основном "девушками" в течение всей жизни. Они не обязательны в близких отношениях, в работе или в получении образования, даже если в реальности могут состоять в близкой связи, иметь работу или учиться в колледже или в аспирантуре. Что бы они ни делали, они не воспринимают это как полностью "реальное".
Они находятся в позиции вечной юности и нерешительности в отношении своих желаний или будущей роли, когда "вырастут", в позиции ожидания, что что-то или кто-то преобразует их жизнь.

Мамина дочка [1]

Персефона и Деметра представляют единую схему "мать-дочь", в котором дочь слишком близка к матери, чтобы развивать независимое самоощущение. Девиз этих отношений – "мама знает лучше".
Дочь-Персефона хочет нравиться своей матери. Это желание побуждает ее быть "хорошей девочкой" – послушной, податливой, осторожной и нередко укрытой или "защищенной" от опыта, несущего даже намек на риск. Производимое матерью впечатление строгости и независимости нередко обманчиво. Мать может поощрять зависимость дочери для того, чтобы держать ее поближе к себе. Дочь необходима ей как расширение самой себя, используя которое она может жить по принципу замещения. Классический пример таких отношений – мать-режиссер и дочь-актриса.

Иногда властного, подавляющего и навязчивого родителя, воспитывающего зависимую дочь, представляет отец. Его чрезмерно опекающее отношение также может быть лишь маской, прикрывающей слишком тесную эмоциональную привязанность к дочери.

Культура, в которой мы живем, также создает для девушек условия, позволяющие ставить знак равенства между женственностью и пассивным, зависимым поведением. Девушку поощряют, чтобы она действовала как Золушка, ждущая прихода принца, или как Спящая Красавица, ожидающая пробуждения.

Женщина-Анима

Эстер Хардинг, видный юнгианский аналитик, начала свою книгу "Путь всех женщин" описанием типа женщины, являющейся "всем для всех мужчин". Этот тип – "женщина-анима", которая "приспосабливает себя к его желаниям, старается быть прекрасной в его глазах, очаровывает его, угождает ему". Хардинг описывает ее так: "Она подобна многостороннему кристаллу, который автоматически поворачивается без какого-нибудь волевого воздействия на нее. Благодаря этой адаптации взору представляется сначала одна грань, а затем другая – и всегда та грань, которая лучше всего отражает аниму пристального наблюдателя".

Врожденная восприимчивость женщины-Персефоны делает ее очень податливой. О на не сопротивляется проецированию на нее образов и ожиданий значимых для нее людей. Ее модель поведения – быть подобной хамелеону, "примерять" на себя ожидания других. Это качество предрасполагает ее быть "женщиной-анимой"; она бессознательно соответствует желаемому мужчиной образу. [ 1]

Безымянная Невеста или Жертва [2]

Но мы обратимся и к другой стороне реальности — интрапсихической. В ней похищение Коры Аидом может быть метафорой психической травмы, переживания, причиняющего человеку сильные, почти невыносимые страдания.

Инфернальная Царица

Царица отличается от Жертвы, во-первых, тем, что она сама — Хозяйка этого мира, и в этом случае образ Тюремщика и Спасителя уже не так актуален, не имеет такой власти. Во-вторых, по мифу, она может уходить из Подземного мира в реальный мир к матери. Если рассматривать образ Царицы Подземного мира как третью стадию развития архетипа Коры-Персефоны, то это — качественно новый уровень, когда появляется свобода выбора, которой не было прежде. [2]

Когда Персефона стала Повелительницей подземного царства, она соединилась или обрела связь с Афродитой, богиней любви и красоты. Персефона может представлять подземный аспект Афродиты, выражая более интровертный аспект сексуальности. Согласно мифу, Адониса любили и Афродита, и Персефона. И символом обеих богинь был гранат. [1]

Проводник в Подземный мир

Символически подземный мир может представлять глубокие пласты души, место, где "захоронены" воспоминания и чувства (личное бессознательное) и где находятся архетипические образы, схемы, инстинкты и чувства, разделяемые всеми людьми (коллективное бессознательное). При исследовании этих областей в процессе психоанализа подсознательные образы появляются во снах. Сновидица может оказаться в подвале, часто со многими коридорами и комнатами, иногда похожими на лабиринт.

Она может обнаружить себя в подземном мире или в глубокой пещере, где встречает людей, объекты или животных и испытывает благоговение, страх, испуг или интерес – в зависимости от того, боится она или нет этой области в самой себе.

Персефона как повелительница и проводник в подземное царство олицетворяет способность перемещаться между эго-реальностью "действительного" мира и бессознательным, или архетипической реальностью души. При активности архетипа Персефоны у женщины появляется возможность стать связующим звеном между этими двумя уровнями и включить их в свою личность. Она может служить проводником для других, кто "посещает" подземный мир в своих снах и фантазиях, и способна помочь тем, кто "похищен" и теряет связь с действительностью. [1]

Женщина Персефона

У этой богини было два аспекта: Девушки (Кора) и Повелительницы подземного царства (Персефона). Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщины могут находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, могут перерастать из одного в другой или иметь в своей душе и Кору, и Повелительницу.

Детство и родители

Нередко дочь-Персефона – "маленькая мамина дочка", вместе со своей матерью появляющаяся в объединенной схеме "Деметра-Персефона". Матери этого типа часто обращаются со своей дочерью как с расширением себя самой, способствующим их самоуважению или умаляющим его. Эта схема поведения может преобразоваться в очень близкие отношения, в частичное слияние души матери и дочери.
В идеале юная Персефона должна иметь родителей, которые уважали бы ее собственный глубинный способ познания мира и доверяли ее выводам. Они обеспечили бы ей разнообразие переживаний, не принуждая ее к ним. Таковы родители, научившиеся ценить свою собственную интровертность. [1]

Порой уже в маленьких детях, чувствуется незримое присутствие Подземного мира. Как правило это связано с неким травмирующим фактом из их детства (обычно так или иначе связанным Аидовым Царством смерти).

В моей жизни, к счастью, не было столь ужасного опыта. Но я как поздний ребенок (мама родила меня в 43, отцу было 47), хорошо помню родительские переживания о том, что я так мала, а они в возрасте, и могут умереть. Эта тема была столь животрепещущей в нашей семье, что даже моя старшая сестра сейчас вспоминает, как подростком жалела меня перед своими подругами. Помню, как ночью я, просыпаясь в одной с мамой постели, разглядывала ее спящую, вновь и вновь пробуя на вкус мысль о том, что мама уже умерла. Мне кажется, неосознанно я всегда очень боялась взрослеть, отодвигая тем самым время утраты.

Отрочество и юность [1]
Опыт жизни юной Персефоны в старших классах обычно становится продолжением ее ранних лет. Если она выросла, приняв отношения типа "мама знает лучше", то ее мать делает покупки вместе с ней, влияет на ее выбор друзей, интересов, свиданий. Такая мать проживает опыт своей дочери по принципу замещения, жадно впитывая подробности о ее свиданиях и действиях и надеясь, что дочь доверяет ей и делится всеми секретами.
Однако подросткам необходимо хранить некоторые секреты и иметь возможность уединения. На этой стадии роста слишком навязчивый родитель становится помехой развитию самостоятельной личности. Делясь всем с матерью, дочь-подросток позволяет ей истолковывать то, что могло бы стать ее собственным опытом. Страхи, беспокойство, мнения и ценности матери влияют на ее восприятие.

Типично, что женщина-Персефона среднего или высшего класса посещает колледж, потому что это то место, где, согласно общественным представлениям, находятся молодые женщины ее социального слоя, – современный эквивалент лугов, на которых резвилась Персефона с подругами. Получение образования для подобной девушки обычно представляет приятное времяпровождение, а не профессиональную подготовку.

Работа [1]

Женщина-Персефона может или остаться "профессиональной студенткой", или пойти работать. После средней школы или колледжа она скорее склонна к смене рода работы, чем к углублению профессионализма или карьерному росту, и тянется туда, где находятся ее подруги или семья. Она сменяет одну работу за другой в надежде, что какая-нибудь из них станет для нее действительно интересной.

Женщина-Персефона лучше всего выполняет работу, не требующую инициативы, упорства и не связанную с управлением. Она хорошо справляется, имея начальника, которому хочет угодить. Ей необходимо давать конкретные задания, которые необходимо выполнить сразу.

Хотя работа никогда не становится особенно важной для женщины, похожей на Кору, ситуация совершенно меняется, если она перерастает в "Повелительницу подземного царства". Тогда она, скорее всего, вступает на творческое, психологическое или духовное поле деятельности, работая, например, в качестве художника, поэта, психотерапевта или целителя. Обычно она создает нечто глубоко личное и нередко неортодоксальное; она работает в исключительно индивидуальном ключе, как правило, без надлежащих академических званий.

Взаимоотношения с женщинами [1]

Юная женщина-Персефона чувствует себя удобно и спокойно с подобными ей самой молодыми женщинами. В старших классах школы или колледже она часто является членом женского клуба и обычно вовлекается в новые ситуации вместе с другими девушками, а не самостоятельно.

Хорошенькая Персефона может привлекать подруг, считающих себя не очень женственными, проецирующих свою неразвитую женственность на нее и относящихся к ней по-особому. Если с ней всегда обращались как с хрупкой и драгоценной вещью, она будет считать такое отношение подруг само собой разумеющимся. Часто ее ближайшая подруга – девушка с сильной личностью. Персефона вызывает материнские чувства и в ровесницах, и в женщинах постарше, благоволящих к ней и присматривающих за нею.

Взаимоотношения с мужчинами

С мужчинами Персефона – женщина-ребенок, застенчивая и наивная в отношениях. Она соответствует образу Персефоны-Коры – как самой нечеткой и не несущей никакой угрозы богини. И следует знать, что она подразумевает именно это, когда говорит: "Давай делать все, что ты хочешь".

К Коре-Персефоне тянутся три типа мужчин: такие же юные и неопытные, как и она; "крутые" мужчины, привлекаемые ее невинностью и хрупкостью; и мужчины, которым неуютно со "взрослыми" женщинами.

Близкие отношения с мужчиной могут быть средством, способствующим отделению женщины-Персефоны от властной матери. Если "Кора" буквально или фигурально удаляется от матери, она может начать свой путь превращения в самостоятельного, самоопределяющегося человека. Примирение с матерью может произойти позже, после того как она сама приобретет эмоциональную независимость.

Также стоит вспомнить тот факт, что Персефона приняла от Гадеса гранатовые зернышки, это означало, что она добровольно вернется к нему. Благодаря этому действию она перестала быть "невестой поневоле". Она стала его женой и Повелительницей подземного царства, а не пленницей. В реальной жизни спустя несколько лет супружества жена-Персефона может перестать чувствовать себя в тягостном плену эгоистичного мужа, брак с которым возмущал ее. Она ощутит себя по-иному, только когда сможет увидеть его как уязвимого, порядочного, славного, несовершенного мужчину и оценить, что он любит ее. Когда ее восприятие изменяется, она может впервые за годы их супружества почувствовать, что хочет быть с ним и что любит его. В этом новом контексте доверия и уважения она впервые может испытать оргазм и увидеть мужа скорее как Диониса, вызывающего страсть, чем как Гадеса, захватившего ее в плен. [1]

К слову, мужчины-Аиды, как правило, не занимаются похищениями девиц они сидят в своем Подземном мире (мире иллюзий и фантазий) и ждут, что девицы сами к ним придут. В реальности к ним заходят именно Персефоны, но те, что уже стали сами Царицами каких-то своих Подземных миров. Творческие и странные, меланхолические или истеричные особы, которые свели бы в могилу самого Аида, если бы ему было еще куда идти. Либо их Подземные миры совпадают или расширяются друг за счет друга: тогда у пары образуется общее пространство инобытия. Либо они не совпадают или одно царство поглощает другое. Бывает, что Персефона уходит обратно наверх, к миру и к другому мужчине. [3]

Зачастую женщина-Персефона не может ощутить себя подлинной матерью, пока в ней не пробудится что-то от Деметры. Она может представлять, что лишь играет эту роль. Навязчивая мать, занимающаяся своим внуком, заставляет свою дочь-Персефону чувствовать себя неумелой и подчеркивает трудности материнства.

Дети женщины-Персефоны реагируют на нее по-разному. Дочь, имеющая более сильную волю и более определенные идеи, становясь старше, может поменяться ролями с зависимой матерью-Персефоной. Если и мать, и дочь – Персефоны, они могут стать слишком похожими, и чере годы, подобны двум неразлучным сестрам.
Матери-Персефоны настойчивых, напористых сыновей могут чувствовать себя "задавленными" ими.
Некоторые сыновья и дочери матерей-Персефон прекрасно себя чувствуют, имея ненавязчивую мать, любящую их и восхищающуюся их независимым духом, столь отличным от ее собственного. [1]

Средний возраст [1]
Хотя архетип Персефоны-Коры остается вечно юным, сама женщина постепенно стареет. Теряя свой юный облик, она может переживать из-за каждой новой морщинки на лице. Теперь барьеры реальности увеличиваются и заставляют ее осознать, что мечты, лелеявшиеся ею как возможности, теперь недоступны. Когда это становится очевидным для нее, наступает депрессия среднего возраста.

Если она отождествляется в среднем возрасте с Персефоной-Корой недолго, то избежит депрессии. Депрессия может также стать поворотным пунктом в ее жизни – поворотным пунктом, который может иметь и отрицательные, и положительные последствия. Это может стать началом продолжительной депрессии, после которой она останется надломленной. Или отметит конец затянувшейся юности и начало зрелости.

Если в течение своей жизни женщина-Персефона развивалась от Коры к Повелительнице, то в возрасте около шестидесяти пяти лет и старше она может приобрести царственный внешний вид мудрой старицы, ведающей тайны, которые делают жизнь и смерть значительными. Она обладает мистическим и духовным опытом и припадает к источнику духовности глубоко внутри себя, что рассеивает ее страхи наступающей старости и приближающейся смерти. Если она вполне созрела, приняла обязательства, развила другие аспекты себя и все еще сохраняет связь с Корой, определенная часть ее остается в душе вечно юной.

Если же для Персефоны состоялся наихудший из возможных сценарий, она может никогда не освободиться от депрессии и останется в этом состоянии, надломленная жизнью или убегающая от реальности. Она оказывается пленницей своего собственного "подземного мира".

Психологические проблемы [1]

· Когда Персефона воссоединилась с Деметрой, первый вопрос, который задала ей мать, был: "Ела ли ты что-нибудь в подземном царстве?". Персефона ответила, что съела несколько зернышек граната, добавив, что сделала это только потому, что Гадес заставил ее. Персефона сделала то, что хотела, не нарушая образа, сложившегося о ней у ее матери. Неискренность, изворотливость, лживость и манипулирование представляют характерные потенциальные проблемы для женщин-Персефон. Ощущая себя бессильными и зависимыми от других, более могущественных людей, они могут научиться получать то, что хотят, косвенным образом.

· Обычно женщины-Персефоны избегают проявления гнева. Они не хотят, чтобы люди сердились на них. Они чувствуют себя зависимыми от доброжелательности и расположения тех, кого правильно воспринимают как более сильных. Поэтому они часто обращаются со своими матерями, отцами, мужьями, учителями или работодателями как с покровителями, чьей благосклонности необходимо добиваться.

· Нарциссизм представляет еще одну "волчью яму" для некоторых женщин-Персефон. Они могут настолько сильно фиксироваться на себе, что теряют способность устанавливать связь с другими людьми. Их внимание всецело поглощено вопросами: "Как я выгляжу? Достаточно ли я остроумна? Произвожу ли я впечатление умной?". И их энергия уходит в макияж и одежду. Такие женщины проводят часы перед зеркалом. Люди существуют только для того, чтобы давать обратную связь, обеспечивать им отражающую поверхность, на которой они видят только самих себя.

· Женщина-Персефона восприимчива к депрессии, когда ее подавляют и ограничивают люди, привязывающие ее к себе. Будучи человеком ненапористым, она скорее сдерживает и скрывает гнев и разногласия, чем их выражает или активно изменяет ситуацию. Она хранит в себе негативные чувства и становится угнетенной и подавленной. Ощущения изоляции, неадекватности и самокритичность в дальнейшем способствуют ее депрессии.

· Жить как Кора означает быть вечной девочкой, не связывающей себя с чем-либо или с кем-либо, ведь совершение определенного выбора исключает другие возможности. Чтобы развиваться, женщина-Персефона должна учиться брать обязательства и жить согласно им. Она затрудняется сказать "да" и завершить то, что согласилась сделать. Отвечать предъявленным требованиям, завершать образование, выходить замуж, воспитывать ребенка или выполнять постоянную работу – трудные задачи для того, кто играет в жизнь.

[4]. К.Г. Юнг. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.

Часть 1. За окном снег хлопьями, а у меня на лоджии живёт себе незадачливое лето: выглядывает из цветущих шапочек незатейливых фиалок и улыбается светло и солнечно. Ему и зима - не зима, и мороз - не мороз…

Кстати, о гrехах и слезах Адама

Вы не поверите, но маленькая фиалка хорошо помнит времена Адама и Евы. Старинная восточная легенда рассказывает, как Архангел Гавриил принёс на остров Цейлон благую весть: Господь отпускает Адаму все гrехи. Из благодарных слёз Адама и появился нежный прекрасный цветок – фиалка!

У древних греков фиалка была цветком противоположностей. С одной стороны - фиалками убирались моgилы безвременно ушедших молодых девушек, а с другой – их надевали на головы трёхлетних детей. Это означало, что ребёнок уже не младенец, но гражданин…

Неприхотливая фиалка была символом Афин и вестницей весны … А с другой стороны фиалка была цветком сkорби - воспоминанием о похищенной дочери Зевса. Этому печальному событию посвящена одна из самых красивых греческих легенд.

Миф о Деметре и Персефоне

Была у Зевса и богини плодородия и земледелия Деметры прекрасная дочь Персефона. Брат Зевса - бог подземного царства Аид – воспылал страстью к юной красавице и решил её похитить. Громовержец Зевс пообещал Аиду свою помощь. Он уговорил богиню земли Гею вырастить цветок необычной красоты. По одной из версий это была фиалка. Однажды, собирая цветы, Персефона увидела чудесный цветок… Но, как только она его сорвала, разверзлась земля, и на чёрных конях, запряжённых в золотую колесницу, появился бог Аид. Он схватил Персефону и скрылся в недрах земли. И только упавшая на землю фиалка напоминала об исчезнувшей красавице.

Деметра не смогла простить супруга. Она покинула Олимп и долго блуждала между людьми, проливая горькие слёзы. На земле всё перестало расти. Голод царил всюду. Но Деметра ничего не замечала.

И тогда Тучегонитель Зевс решил искупить свою вину. Он послал к Аиду быстрого Гермеса с требованием отпустить Персефону обратно на землю. Аид согласился выполнить волю брата. Однако он не хотел расставаться с супругой навсегда. Чтобы привязать Персефону к себе, он дал ей проглотить зерно граната – символ брака.

С тех пор две трети года Персефона живёт на земле с матерью Деметрой. Это время цветения, радости и богатых даров природы. Одну же треть года красавица проводит в подземном царстве с мужем Аидом. Тогда Деметра снова тоскует по дочери, и на земле наступает зима.

Любопытно, что каждую весну жители Древней Эллады устраивали праздник возвращения Персефоны из подземного царства, а осенью отмечали печальный праздник - воспоминание о похищении Персефоны Аидом.

В римской мифологии Персефону называли Прозерпиной, а древние римляне, к слову сказать, фиалки любили не меньше, чем жители Эллады. Они добавляли цветок в весеннее вино… Без фиалок не обходилось ни одно радостное или религиозное событие. А в Сицилии и Генне были даже монеты с изображением фиалок. Впрочем, это уже совсем другая история.

Вместо эпилога

Моей маме почти 84. Для своего возраста она очень неплохо выглядит, но жизнь ведёт не слишком активную: дом, магазин, прогулки, телевизор , книги… Другие интересы, увы, остались в прошлом… А вот любовь к фиалкам сохранилась. Начиная с ранней весны десятки фиалок всех цветов, сортов и оттенков расцветают в маминой квартире… И хотя я, по большому счёту, не цветовод (и даже не дачница!), фиалки как-то незаметно перебрались и на мою территорию. И я верю, что они приносят счастье.

Прекрасная Персефона воплощала собой юность и цветение, что неудивительно – древние греки считали её богиней весны. Однако удивительным образом история её оказалась тесно связана с подземным царством, а именно – миром мёртвых. Казалось бы, что может быть общего у богини весны и мрачного царства душ умерших?

Однако древние предания красноречиво объясняют нам это, а также позволяют иначе взглянуть на некоторые природные явления. Что же способна открыть нам самая яркая страница жизни Персефоны? Что предполагало поклонение этой богине? И действительно ли приход весны считается весточкой появления Персефоны?

Многообразие имён

Несмотря на то, что о Персефоне было сложено немало преданий, её имя по-прежнему остаётся тайной для исследователей. Дело в том, что в греческом языке нет слов, от которых бы могло произойти именование богини.

Наиболее распространённая версия учёных предполагает, что имя Персефоны было заимствовано у народов, что в далёкой древности проживали на землях Эллады. Встречаются также такие варианты, как Ферсефонея, Ферсефона.

Не стоит путать варианты имени богини с именованием Прозерпины, что считается римской “коллегой” весенней покровительницы греков. Её образ был заимствован у эллинской Персефоны.

В некоторых мифах Персефону называют Корой или Лептинидой. Такое обилие имён подчёркивает, что греки лишний раз старались не упоминать богов, поскольку это могло прогневать небожителей. А поэтому стремились заменить их “официальные” имена на прозвища или иные именования.

Внешность Персефоны

Внешний облик Персефоны несколько изменился со временем. Изначально её представляли в образе юной девушки с букетом цветов. Внешность богини являлась олицетворением молодости, цветения и лёгкости.

Однако постепенно образ её приобрёл более зрелые черты. Персефону стали представлять статной женщиной, истинной правительницей царства, в котором она оказалась волею судеб. Несмотря на внешнее очарование, не стоило преуменьшать могущества богини. Впрочем, о её особенностях и функциях ярче всего рассказывает самая знаменитая легенда о Персефоне.

Как она оказалась в царстве мёртвых?

Один из самых известных древнегреческих мифов рассказывает о событии, что навсегда изменило не только судьбу Персефоны, но и мировой порядок. Однажды прекрасная богиня гуляла вместе с подругами на цветущей поляне.

Именно в этот день бог подземного царства Аид решил подняться на поверхность земли. Он мчался на своей колеснице, в которую были запряжены чёрные кони, осматривая, нет ли прорехи в земной тверди (откуда люди и животные могли бы попасть в мир мёртвых). Во время такой проверки Аид случайно взглянул на тот луг, где пели песни Персефона и другие девушки.

Подземный владыка был сражён красотой богини. Без лишних раздумий он сразу же решил, что Персефона должна стать его женой. Аид сотворил волшебный цветок необыкновенной красоты. Когда девушка увидела его и коснулась пальцами лепестков, земля разверзлась, и снова появился Аид. Схватив Персефону, он унёс её в своё царство.

Несчастная мать богини, покровительница плодородия и урожая Деметра, много дней искала свою дочь. Узнав, что её прекрасную дочь, богиню весны, похитил повелитель подземного царства, Деметра впала в глубокую печаль. За годы её скорби земля перестала приносить плоды, а люди поняли, что близки к голоду и вымиранию. Тогда народы мира обратились к богам с просьбой смилостивиться над ними.

Услышав призыв людей, Зевс собрал совет богов. Было решено, что одну треть года Персефона будет находиться у законного супруга, в царстве мёртвых. А вот оставшуюся часть года дочь должна была посещать мать. Именно поэтому зимой весь мир словно умирает, печалясь вместе с Деметрой. Но по весне она снова встречает дочь, а потому и природа радуется перемене.

Несмотря на драматические события, связанные с похищением Персефоны, бог Аид оказался прекрасным супругом. В древнегреческих мифах нет ни единого упоминания даже о малейшей размолвке царя и царицы подземного царства. О детях этой пары нет конкретных упоминаний.

Существует две версии. Согласно одной из них, у Персефоны и Аида не было детей, однако они прекрасно жили вместе. Второе предположение высказывается у некоторых античных поэтов, что упоминают сына или дочь властителе мира мёртвых, однако функций их не описывают.

Культ Персефоны

Почитание Персефоны было распространено в самых разных регионах Древней Греции и даже выходило за пределы страны. Эта богиня считалась покровительницей земледельцев, которые с наступлением весны приносили ей щедрые дары и просили мать Персефоны, Деметру, послать богатый урожай.

Персефону почитали женщины, независимо от того, была ли связана их работа с возделыванием земли. Гречанки верили, что богиня сумеет одарить их семейным счастьем и взаимопониманием супругом.

В Элевсине существовал храм, посвящённый встрече Деметры и Персефоны. Ежегодно в нём устраивались празднества, в ходе которых актёры демонстрировали сцены из знаменитого мифа. В городе Пилос Персефону почитали прежде всего как властительницу потустороннего мира, однако упоминалось и о функциях покровительницы плодородия и богини весны.

Образ Персефоны напоминает нам о единстве таких, казалось бы, разных понятий, как жизнь и смерть, весна и зима, расцвет и упадок. В Древней Греции Персефона была воплощением весны и юности, но в то же время ассоциировалась со зрелой порой и расцветом женственности. Она стала истинной царицей подземного мира, однако без мрачных или негативных черт.


Происхождение Персефоны

Происхождение Персефоны

Легенда гласит, что Зевс, чтобы завоевать Деметру, пошел на хитрость. Он превратился в змея (а по фригийским легендам – в быка) и все же соблазнил Деметру. От этой связи и родилась Персефона.

персефона мифология

Можем предположить, что зачатие и рождение Персефоны произошло либо во времена, когда Зевс был женат на Гере, либо, когда только пытался соблазнить ее, ибо вынашивала Деметра Персефону не на Олимпе, а в пещере. Судя по всему, она опасалась мести Геры.

Детство и юность Персефоны

Особых подробностей мы не знаем, но точно известно, что воспитывалась Персефона вместе с Афиной. Также есть легенды, что была у них и третья подруга – Артемида (по другим источникам – Афродита). Однако предпочтения в дружбе Персефона отдавала не богиням, а нимфам Иахе, Фено и Левкиппе, которые и стали ее верными спутницами и подругами. При этом, охранять ее было положено нимфе Каллигенейе.

Подробностей мы, конечно, не знаем, но, судя по всему, Персефона получила великолепное воспитание. Это и не удивительно, учитывая то, что она была одной из любимиц верховных богов. На тот момент Деметра, мать Персефоны, уже пользовалась неограниченным авторитетом среди богов и смертных, и часть этого уважения перепала и Персефоне.

Становление Персефоны

греческая мифология персефона

Из древних источников мы знаем, что Деметра души не чаяла в своей дочери. Всячески она ограждала юную красавицу от излишнего внимания. Особенно от внимания мужского пола. Именно поэтому Персефону можно назвать необычной и своеобразной. Уж слишком плотной у нее была материнская опека.

А вот выросла Персефона настоящей красавицей. Подробнее ее внешность мы опишем ниже, поэтому сейчас упомянем о ней только вкратце. Юная, красивая, своеобразная – она привлекала внимание многих богов.

Например, легенды гласят, что к Персефоне сватались Аполлон и Арес, однако оба они получили строгий отказ. Это еще больше заставило Деметру следить за дочерью.

Часть своих обязанностей она перенесла на нее, и Персефону также стали звать богиней плодородия, а точнее – она стала олицетворением растительности, посева, скрытого в земле, и всходов, выбивающихся на поверхность. Чуть позднее греческая культура сделала ее символом бессмертной души.

Внешность Персефоны и ее атрибуты

Внешность Персефоны

Мифология раскрывает нам 2 образа Персефоны. Один – до ее замужества, и один – после, что не удивительно, учитывая тот факт, в какие условия она попала. Тем не менее, это не отрицает факт того, что Персефона и так, и так считалась невероятной красавицей. Высокая, статная красавица с длинными волнистыми волосами каштанового оттенка, слегка отдающих в рыжий цвет – она действительно была одной из выдающихся красавиц Олимпа. Большие глаза, тонкий прямой нос, слегка пухлые губы и точеная фигура – все это привлекало многих богов, считавших Персефону самой красивой богиней.

Зачастую Персефона предстает перед нами юной красавицей, молодой, наивной и жизнерадостной. Но таковой она является только в мире живых. В царстве мертвых – Персефона превращается во властную, сильную и достаточно жестокую женщину, знающую, что такое тяжелая жизнь. Черты ее лица менялись вроде бы и незаметно, но достаточно ощутимо, создавая эффект двоичности. Трудно было признать юную, веселую и озорную девицу во владычице Аида, ровно как и в строгой, а также статной и опытной женщине трудно было признать веселую разгильдяйку, бегающую с нимфами у рек.

богиня персефона мифология

Что касается атрибутов богини, то ими можно назвать букет цветов. Принято считать, что истинным ее символом был цветок Нарцисс, но практически на всех древних картинах, фресках и изваяниях Персефона предстает именно с букетом в руках. Вполне вероятно, что именно из-за этой особенности Персефона и стала олицетворением молодости, легкости и цветения. Также в качестве атрибутов Персефоны упоминаются зерна граната и олень.

Легенды о Персефоне

Персефона является достаточно значимой фигурой в древнегреческой мифологии. С ней в Элладе было связано очень много мифов и легенд. Но все они меркнут по сравнению с той единственной знаменитой легендой, которая и сделала Персефоне имя.

Похищение Аида

аид и персефона

Если вы читали нашу статью про Аида, то наверняка знаете эту историю. Собственно, началось все с того, что никто из девушек не хотел выходить за него замуж. И если он еще мог похвастаться парой интрижек с какими-то нимфами, то женой его становиться никто не хотел. Причиной этому была не столько его внешность, сколько нежелание девушек до скончания веков связывать себе руки и сидеть на троне подземного царства.

И вот случилось однажды, что Аид положил глаз на Персефону, несмотря на то, что ее достаточно сильно оберегала Деметра. Долгое время владыка царства мертвых наблюдал за юной красавицей, пока окончательно не понял, что влюбился. Но от Ареса и Аполлона он уже знал, что Деметра на километр не подпускает к Персефоне мужчин, так что никакой речи о стандартных традициях предложения руки и сердца даже речи быть не могло. Тогда Аид решил действовать силой и хитростью.

Легенда рассказывает, что Аиду все же удалось выждать момент, когда Деметра оставит Персефону. Есть миф, что в его планах Аиду помогал Зевс, который и заставил Деметру покинуть дочь. И в тот момент, когда Персефона осталась одна на лугу, разверзлась земля и вылетела из нее колесница, которой правил Аид. Схватил он юную Персефону и уволок ее, в свое подземное царство, где и сделал ее своей женой.

аид и персефона миф

Вернувшаяся Деметра увидела, что дочери ее нет. Долго и терпеливо она искала Персефону, пока не поняла, что дочь у нее отняли. Но кто и как это сделал – она не знала. Сначала Деметра обратилась к брату своему – Зевсу, владыке Олимпа. Однако громовержец, то ли из чувства долга Аиду, то ли он действительно ничего не знал, но Деметра ушла от него с пустыми руками. Тогда богиня плодородия решила действовать своими силами. Созвала она нимф и стала их укорять, что они не уберегли ее дочь, за которой они должны были следить. И тогда поклялись нимфы, что облетят всю землю и найдут Персефону, где бы она не была. Как все мы знаем, нимфы не смогли ничего сделать, потому что не было Персефоны на земле. От ужаса, или в качестве наказания, нимфы были превращены в Сирен.

Антон

Мифология называет 3 причины. 1-Я – они сами отрастили крылья, чтобы облететь всю землю, в надежде найти Персефону. 2-Я – Сиренами их сделала Деметра за то, что они не выполнили своего долга. 3-Я – собственная злоба превратила их в столь ужасных созданий.

Тогда Деметра, видя, что ее жестоко обманывают и лишили ее единственной дочери, ради которой она жила и выполняла свою миссию, богиня полностью забросила свои обязанности и скрылась в неизвестном направлении. Сначала ее исчезновению никто не придал значения. Но без Деметры не росли деревья, растения, пшеница и т.д. Все живое на земле начало умирать, и тогда взмолились смертные Зевсу, дабы громовержец помог им. Но и Зевс ничего не знал о том, где находится Деметра.

Так бы и погибло человечество, если бы не случай. Пан, осматривающий свои земные владения, случайно обнаружил пещеру, на берегу моря, в которой и таилась Деметра. Тут же он попытался уговорить богиню продолжить выполнять свою роль, однако Деметра просто его не слушала. Тогда Пан вызвал Гермеса, который мигом примчал к пещере. Но и он оказался бессилен, и даже имя Зевса не всколыхнуло горе Деметры.

Единственным выходом, который Зевс нашел в этой ситуации – это поделить времянахождение Персефоны с матерью и мужем. С той поры каждую весну Персефона покидает Аида и отправляется к матери, в мир живых, где все расцветает и оживает. И каждую осень она покидает мать и возвращается к мужу, в царство мертвых, а на земле все умирает и увядает. Так происходит и поныне…

Супружество с Аидом

персефона в древнегреческой мифологии

Нужно дополнить вышеупомянутую историю некоторыми подробностями. Дело в том, что похитить Персефону Аид сумел, но совладать с ее гордостью – он не смог. Легенда гласит, что все время, которое Персефона проводила в Аиде – она ни разу не притронулась к еде. Шли недели, месяцы и годы, но Персефона так и не притронулась к еде. Однако, будучи бессмертной, и умереть она не могла.

С каждым новым днем Аид привязывался к красавице все сильнее и сильнее. И когда Зевс приказал ему выпустить девушку, Аид не захотел с ней расставаться и пошел на хитрость. Он предложил Персефоне единственный и последний раз сесть с ним за один стол и вдоволь наесться. Персефона согласилась на этот дружеский жест. Однако хитрый Аид подсунул ей зерна граната в еду. В ту пору они считались символом супружеской верности. Эти зерна стали, своего рода, супружеским контрактом, которые заключили Аид и Персефона. С той поры у девушки не осталось выбора, и она стала женой Аида.

Персефона, Аид и их супружеская жизнь

муж персефоны в древнегреческой мифологии

Надо сказать, брак этих богов был, чуть ли, не идеальным. В отличие от других олимпийцев, и Аид, и Персефона были образцами супружеской верности. Одно было ужасным в их жизни – отсутствие детей, по причине бесплодности Аида.

Легенда о Персефоне и Минте

Персефоне и Минте

Однако это никак не устраивало саму Минту, которая метила во владычицы подземного царства. Она одна из немногих, кого прельщал трон Аида. Но слеп и глух оставался правитель царства мертвых к заигрываниям нимфы. Тогда Минта принялась всячески оговаривать и порочить Персефону, пытаясь склонить Аида на свою сторону.

Не выдержало доброе сердце Персефоны. Воспылала он жаждой мести к молодой нимфе и не столько за то, что она распускала о ней слухи и сплетни, сколько за попытку соблазнить ее мужа. Это было верхом непочтительности со стороны нимфы. Заставила Персефона прибыть нимфу и превратила ее в кусок мяты, объясняя это тем, что теперь, когда и Минты нет красоты, звонкого голоса и веселого нрава – ей и соблазнять Аида будет нечем. Персефона надеялась, что память и Минте канет в небытие, но, так уж случилось, что все мы знаем о Минте, ибо имя ее символизирует ничто иное, как обычную мяту, в которую она была превращена.

Персефона и Адонис

Персефона и Адонис

Известен и тот факт, что Персефона воспитывала царевича Адониса. Собственно, история происхождения этого юноши очень интересная. Дело в том, что царица Кипра однажды начала хвастаться красотой своей дочери и неосторожно сказала, что Смирна (именно так звали царевну) по красоте своей может соревноваться с богинями, в числе которых и Афродита.

Из легенд и мифологии мы знаем, сколь ревнивыми были боги к своей славе. Афродита, слывшая одной из самых красивых богинь Олимпа, разгневалась на царицу и наслала бешенство на ее мужа, который в неистовстве пытался убить собственную дочь. Но в последний момент Афродита пощадила ни в чем неповинную Смирну и превратила ее в дерево. Но отец не успел остановить руку с мечом и рубанул древо. В результате этого, кора дерева разошлась и на свет появился прекрасный Адонис.

В наказание, Афродита отобрала Адониса у правителей Крита и принялась воспитывать его сама. Однако слишком много дел у нее было в мире людей и богов, поэтому отдать юное создание она решила своей подруге детства, которая вела более оседлый образ жизни – Персефоне. Поэтому именно Персефону можно назвать приемной матерью Адониса. Злые языки считают, что их отношения были более близкими, чем отношения матери и сына, но это все вымыслы, ибо Персефона слыла верной супругой.

Персефона и Орфей

Персефона и Орфей

Немаловажную роль сыграла Персефона и в истории об Орфее. Если вы являетесь постоянным читателем нашего сайта, то наверняка знаете историю о том, как Орфей потерял супругу свою – Эвридику. Эта легенда легла во многие современные сюжеты творчества и нередко упоминается даже в компьютерных играх, книгах и фильмах.

Наконец, Орфей предстал перед Аидом и Персефоной. И если сам Гадес еще держался, то Персефона дала волю слезам и жалости. Как и Харон, она прониклась горем Орфея и уговорила мужа, чтобы он отпустил душу Эвридики, одну единственную, чтобы Орфей перестал горевать. Аид согласился на просьбы красавицы-супруги.

Персонаж древнегреческой мифологии. Богиня плодородия, супруга Аида — верховного бога подземного царства мертвых. Дочь бога-громовержца Зевса от Деметры, богини-покровительницы земледелия. В римском пантеоне Персефоне соответствует богиня Прозерпина.

История появления

Персефона

Персефона

Образ богини подземного мира слился у греков с образом местной богини-девственницы Коры, которой поклонялись как богине плодородия. Возможно, первоначально Кора и богиня-мать Деметра воспринимались как один и тот же мифологический образ. Позже Персефона-Кора превратилась в дочь Деметры, но связь этих двух персонажей древнегреческой мифологии и общность культа осталась неразрывной.

Персефона олицетворяет растительность — зерна, которые скрываются в земле, а затем в виде всходов пробиваются на поверхность, что происходит циклически год за годом. В греческой литературе образ Персефоны также символизирует бессмертие души. Атрибут Персефоны — цветок нарцисса.

Образ и характер

Персефона, дочь Деметры и Зевса, вскармливалась в пещере матерью и нимфами. Компанию взрослеющей Персефоне составляли другие юные богини — Артемида-охотница, богиня войны и мудрости Афина, богиня любви и красоты Афродита. Когда героиня выросла и вступила в брачный возраст, к ней стали свататься покровитель искусств, златокудрый бог-врачеватель Аполлон и бог войны Арес.

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Легенда утверждает, что в конечном итоге девушка не досталась ни тому, ни другому, а была похищена Аидом, который унес Персефону в царство мертвых.

Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но при этом провернул хитрый трюк.

Деметра

Деметра

Атрибут Аида — плод граната, и бог подземного мира дал Персефона съесть несколько гранатовых зерен, прежде чем юная богиня ушла. До этого эпизода похищенная Персефона отказывалась притрагиваться к пище в царстве Аида. Съев зерна граната, богиня обрела связь с подземным миром и была обречена возвращаться туда. Зевс рассудил спор Деметры и Аида таким образом, что Персефона должна была проводить полгода на Олимпе с матерью, а другие полгода — в подземном мире с мужем (вариант: две трети года на Олимпе и треть — в подземном царстве).

В римской мифологии образу Персефоны соответствует богиня Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, которую та родила от верховного бога неба Юпитера.

По римской версии, Прозерпина вместе с подругами собирала цветы на лугу, когда собственный дядя героини, владыка подземного мира Плутон загляделся на Прозерпину и воспылал к той любовью. Плутон унес Прозерпину на колеснице, которая рухнула в разверзшуюся бездну и унеслась в подземное царство.

Похищение Персефоны

Похищение Персефоны

В греческой мифологии есть несколько вариантов того, как именно Аид похищает Персефону. Самый распространенный соответствует римскому — Аид похитил героиню на лугу у озера, а произошло это на острове Сицилия. Есть также вариант, в котором богу подземного мира помог сам Зевс. В Греции есть несколько мест, где якобы произошло похищение Персефоны. Это либо Олимпия, либо Арголида, где Персефона была замечена Аидом на берегах реки Химарр, либо местечко Эринеон недалеко от города Элевсин, либо источник в Сиракузах.

Образ Персефоны-Коры многократно был обыгран в искусстве, начиная с древнейших времен. В Государственном Эрмитаже в Петербурге можно увидеть римскую копию древнегреческой статуи, изображающей бога Диониса и Кору. Мотив похищения Персефоны Аидом не раз использовался в живописи и скульптуре, начиная с гравюры Дюрера на этот сюжет, созданной в 1516 году.

Персефона в скульптуре

Персефона в скульптуре

Джованни Бернини, итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко, изваял мраморную скульптуру на сюжет похищения Прозерпины Плутоном. Эту статую можно увидеть в Риме, в галерее Боргезе.

Образ Прозерпины вдохновлял художников-прерафаэлитов. Данте Габриэль Россетти написал портрет героини с плодом граната в руках, использовав в качестве моделей собственную покойную жену Элизабет и новую любовницу Джейн Бёрден.

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

В честь Персефоны дважды называли астероиды. Один был назван греческим именем богини (Персефона), а другой — римским (Прозерпина).

Экранизации

Сюжет классический: Персефона – богиня весны – разгуливает по лесу. Неожиданно появляется Плутон, хватает Персефону и уносит в подземное царство. Там злодей объявляет Персефону королевой, но богиня весны погружается в уныние и вся земля – вместе с нею. Плутон, которому надоело это депрессивное зрелище, отпускает Персефону, но через каждые полгода та должна возвращаться к нему под землю. После того, как богиня весны возвращается на землю, мир снова приходит в состояние гармонии.

Розарио Доусон в образе Персефоны

Розарио Доусон в образе Персефоны

Внешность героини меняется в зависимости от того, где та находится. В подземном мире у Персефоны бледная кожа, а платье кажется сотканным из тумана. На земле платье героини расцветает цветами, а глаза становятся разного цвета.

Моника Беллуччи в фильме

Моника Беллуччи в фильме "Матрица"

У Персефоны сложные отношения с мужем, и в обмен на поцелуй Нео назло Меровингену она помогает героям освободить некоего Мастера ключей, которого муж держит в плену. Роль Персефоны в обоих фильмах исполняет итальянская актриса Моника Беллуччи.

Читайте также: