Схема электрооборудования зил 5301 бычок с описанием и цветами

Обновлено: 18.09.2024

Специализируясь на выпуске среднетоннажных грузовых авто АМО ЗИЛ в середине 90-х столкнулся с резким сокращением спроса на свою продукцию. Виной тому – политические и экономические процессы в СССР, побудившие автопроизводителя переориентироваться на выпуск совершенно нового класса грузовиков – малотоннажных ЗИЛ 5301.

Исторический экскурс

Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:

  1. На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331;
  2. В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.

Справочно: В качестве платформы для разработки нового автомобиля было решено использовать шасси от модели Т2 Мерседеса. Действуя в крайне сжатые сроки, конструкторы смогли представить два первых ходовых образца ЗИЛ-5301 грузоподъемностью 3 т, уже к концу 1994 года.

За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:

Справочно: в дальнейшем автопроизводитель нарастил объемы до 12000 авто в год. В эти же годы конструкторское бюро разработало модульную конструкцию цельнометаллического кузова. На ее основе создавались 2-х и 4-секционные фургоны, объем которых варьировался от 10,5 м куб. до 20,5 м куб.

Особенности электрооборудования

На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:

  1. Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
  2. Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
  3. Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
  4. Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
  5. В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.

Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей

Особенности проводки кабины

Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет

В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:

  1. мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
  2. дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.

Панель приборов

Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:

  1. замка зажигания;
  2. выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).

В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331

Выводы

В целом автомобиль оказался достаточно надежным и позволил автозаводу выжить в сложных условиях. Также как и автовладельцам ЗИЛ 5301, которые использовали его в коммерческих грузоперевозках.


В статье: 1 видео (посмотреть) и

схеме по Пояснения:

1 - передние указатели поворота левый 3726.4619 и правый 4609.3726;

5 - электрический сигнал звуковой 20.3721-01 или С3-3В;

9 - датчик сигнализатора охлаждающей перегрева жидкости ТМ111;

13 – генератор 2022.датчик;

19 - 3771 сигнализатора уровня охлаждающей жидкости электронный.М;

23 - ДКУ1 блок регулятора частоты вращения РОВ2 вентилятора.МС;

27 - электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;

32 – регулятор 3702 42.напряжения или 206-3702 или 3702.207;

39 и 86 — боковые средние маркерные фонари 43.кнопочный;

46 - 3731 термобиметаллический предохранитель на 20 А129.3722;

57, 113 и 110 — соединительные панели;

61 - реле включения электрофакельного свечи устройства 111.3747 или 90.или, 3747 851.3747;

65 - термореле электрофакельного 3741 12.устройства;

69 — сигнализатор состояния генераторной установки;

74 - падения сигнализатор давления масла 2202.3803-23;

79 - резервного сигнализатор остатка топлива 2202.3803-19;

85 - выключатель дистанционный аккумуляторных батарей 11.3704;

90 - блок электрокорректора управления БУК021;

94 - переключатель стеклоочистителя 9912.выключатель;

98 - 3709 противотуманного заднего фонаря 3832.103- 02.04;

3710 - фонарь кабины ПК142;

107 и боковые — 120 задние маркерные фонари 43.3731;

фонари - 112 освещения номерного знака ФП134;

2 - головного фары света 6002/6012.3711 681 68/или.3711;

6 и 14 - боковые передние маркерные 3731 43.фонари;

10 - датчик температуры охлаждающей жидкости или-В ТМ100 2442.38.28 или ТМ100В-01 или датчик-К;

16 - ТМ100В указателя давления масла 18.3829 ММ355 или;

20 - электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;

24 - электродвигатель кабины отопителя МЭ272-Б;

28 - пусковой контактор стартера 59.стартер;

33 -3747 20.3708 или СТ142Н;

40 - прерыватель указателей РС950С поворота;

48 - кнопочный термобиметаллический предохранитель на 30 А 3722.291;

58 - реле автоматического отключения стартера 3747.111-10 или 90.3747-22 или 853.реле;

62 - 3747 противотуманных фар и заднего противотуманного 111 фонаря.3747, или 90.3747, или 3747.851;

66 - прерыватель сигнализатора стояночного тормоза комбинация;

70 - РС492 приборов 36.3801;

75 - сигнализатор включения устройства электрофакельного 2202.3803-17;

80 – зуммер неисправности системы тормозной 733.3747-01;

87 - спидометр 48.3802;

91 - блок электронный управления стеклоочистителем и омывателем 92.3761 (автобус на устанавливается);

95 - выключатель 20.3704 приборов и стартера;

99 - нагревательных выключатель элементов зеркал заднего вида 3710.3802-02.23;

108 и 118 - задние габаритные 3731 35.фонари;

3 - электропривод корректора фар ЭПКО22;

7 и 15 - бокового фонари указателя поворота 5702.3726;

11 — отключения электромагнит подачи топлива;

17- датчик сигнализатора воздушного засорения фильтра 13.3839;

21 и 34 - подкапотные лампы передние-А;

25 - ПД308 контурные фонари 36.3731;

29 - выключатели торможения сигналов передних и задних тормозов 2802.или 3829 3402.3829;

35,37,53,54,55,56,71,77, 102 и 119 — клеммы соединительные;

41, 43, 44 45 и 47 - кнопочные термобиметаллические предохранители на 10 А 292.блоки;

49 и 50 - 3702 термобиметаллических кнопочных предохранителей 13.3722-01 на 7,5 183; 51, 82 и Ах2 - плавкие предохранители соответственно 2 А ПР118Б-01, 6 А 10АПР119Б-01 и ПРII9-01;

59 - реле управления стеклоочистителем 111.или 3747 90.3747;

63 - реле сигналов торможения 3747.111, или 90.3747, или 851.переключатель;

67 - 3747 отопителя кабины 11147-04.11;

72 - сигнализатор воздушного засорения фильтра 2202.3803-20;

76 - блок сигнализаторов контрольных тормозной системы 2302.3803-21;

81 - аварийной выключатель световой сигнализации 24.3710;

88 - сигнализатор света дальнего фар;

92 - розетка переносной лампы выключатель-0;

96 - 47К электрофакельного устройства 11.3704-01;

100 - батареи аккумуляторные 6СТ-11ОАЗ;

104 - выключатель заднего фонаря хода В3Х-1 или ВК403 5217 или.3710 или В12.3710;

дистанционный - 105 выключатель аккумуляторных батарей 1312.109;

3737 и 114— соответственно левый и правый фонари задние 1711.3716 или 1102.115;

3736 -датчик сигнализатора включения стояночного ММI тормоза 24д или 2702.3829;

выключатель - 116 сигнализатора критического падения уровня жидкости тормозной в бачке гидропривода тормозов заднего 121;

моста — реле противоугонного устройства 111.или, 3747 90.3747, или 851.3747

4 - фары противотуманные ФГ 152-АБ;

8 — выключатель противоугонного устройства 3829.2802 или 3402.3829;

12 - свеча устройства электрофакельного ЭФП-8101500;

18 -датчик сигнализатора давления аварийного масла 2602.3829 или 3829.В10 или 3202.3829 или ДЕ-М;

22 и 38 - зеркал нагреватели;

26 - трансформаторно-выпрямительный блок 1212.или 3759 3797.001;

30 и 31 - датчики падения воздуха давления в контуре передних и задних тормозов 3829.2702;

36 - выключатель сигнализатора критического падения тормозной уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов оси передней;

42 - кнопочный термобиметаллический предохранитель на 15 А293.электронный;

52 — 3702 блок сигнализатора уровня охлаждающей системе в жидкости охлаждения двигателя СКУ1.МС;

60 - реле обмотки отключения возбуждения генератора 111.3747 3747 90.или;

64 - реле отопителя 111.3747, 3747 90.или, или 851.3747;

68 - выключатель фар противотуманных 3802.3710-02.03 (при их установке);

73 - критического сигнализатор уровня охлаждающей жидкости в системе двигателя охлаждения;



Электросхема ЗИЛ 5301 содержит описание подключение проводов,жгутов проводов и контактов,все контакты подписаны и имеют свой номер соответствующий пин в разъеме на автомобиле,в схеме указаны подключение головного света и габаритов,распиновка интегрального реле аварийной сигнализации и поворотных огней и повторителей,указаны цвет и нумерация контактов на разъемах задних фонарей,стоп сигналы,задний ход,указаны подключения датчиков и сигнализирующих приборов на щитке,термо предохранители и плавкие вставки,датчики и звуковые,световые сигнализаторы пневматической системы автомобиля,схема подключения отключателя массы автомобиля,освещение салона и подсветки приборов,коммутация от замка зажигания стартера,указана электрическая цепь заряда генератора и реле регулятора,точки подключения огней автопоезда,коммутация и назначение контактов в розетке для прицепного устройства,

Все контакты подписаны и имеют свой цвет,цифры на проводе схемы соответствуют назначению элемента на другом конце провода.

Экскурс в историю

Особенности модели

modifikacii-zil-5301-zavodskaya-instrukciya

Основные модификации ЗИЛ 5301 по заводской документации

По данным производителя, конструкция автомобиля послужила платформой для 35 модификаций разного назначения. На фото вверху представлена заводская инструкция.

  • государственными компаниями;
  • коммунальными службами;

что позволяло заводу загрузить производственные мощности. На представленном видео представлена лишь часть модификаций данной модели, встречающихся на отечественных дорогах.

  1. Кабина с модели 4331. Вместе с ней перекочевала и проводка ЗИЛ 4331, и гидроусилитель рулевого управления;
  2. Коробка передач ЗИЛ 130.

Силовые агрегаты

Успехом модели ЗИЛ 5301 автопроизводитель в первую очередь обязан дизельному двигателю Д-245, представлявшего собой модификацию тракторного 4-цилиндрового силового агрегата объемом 4750 см³ производства Минского моторного завода.

С поисками хорошего мотора для своих автомобилей сталкивались и другие отечественные производители. Об этом вы можете прочесть в статье — Москвич 2141: обсуждаем особенности.

  1. До 2005 года — модернизированные ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С, соответствующие ЕВРО-0;
  2. С 2005 года — дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.9 соответствующий ЕВРО-2;
  3. С 2008 года — ММЗ Д-245.9, отвечающий требованиям ЕВРО-3.

Обратите внимание! Представленный на фото силовой агрегат нередко используется и для переоборудования своими руками автомобилей ЗИЛ-130/131.

Для такой работы потребуется схема электропроводки ЗИЛ 131, которую вы можете найти в одноименном разделе сайта.

Электрооборудование

sxema-elektroprovodki-zil-bychok

Схема электропроводки ЗИЛ Бычок применена классическая. Ниже дана цветная иллюстрация, разделенная на 2 части для удобства печати. Подобным образом выложена и нужная схема электропроводки КАМАЗ 5511, которую вы также можете скачать и распечатать. Цветная оригинальная схема электрооборудования ЗИЛ 5301

sxema-provodki-zil-bychok

Следует отметить, что в большинстве случаев схема проводки ЗИЛ Бычок при бережной эксплуатации не вызывала нареканий, хотя этот факт нередко подкреплялся заботой владельцев, обслуживавших автомобиль самостоятельно. Часть вторая схемы электрооборудования ЗИЛ 5301

Резюме

Несмотря на трудности рыночных времен, автопроизводитель сумел предложить новый грузовик, позволивший ему выстоять в непростых экономических условиях. И хотя отечественные авто не отличаются высоким качеством сборки, самые разные модификации ЗИЛ 5301 по-прежнему несут службу во многих городах и селах.

Надеемся, что и ваш автомобиль прослужит еще долго, а предложенные в статье материалы и фотографии помогут в его самостоятельном обслуживании. Удачи на дорогах!

Читайте также: