Свойства теплых и холодных цветов

Обновлено: 19.09.2024

Зная о свойствах теплых и холодных цветов, художник может на полотне по своему желанию передавать настроение.

Температура цвета на полотне
Теплые цвета (красный, оранжевый, жёлтый) приятны нашему глазу, написанные этими красками предметы кажутся слегка выступающими. Холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовый) обладают противоположными свойствами. Они гораздо спокойнее по настроению и помогают создать на полотне иллюзию уходящею вглубь пространства. Художники, для которых характерно использование яркого колорита, например, Ван Гог, Гоген, для возбуждения зрительских эмоций очень часто использовали в своей палитре поистине горячие цвета.

Этот эффект особенно хорошо заметен на сером, нейтральном фоне, поскольку теплый и холодный фон непременно будут влиять на цветовую палитру композиции.

Простые эксперименты со свойствами цвета
Почему бы нам немного не поэкспериментировать? Возьмите несколько разноцветных листов бумаги формата А4 (чем ярче будут цвета, тем лучше). Добавьте один лист серой (но не слишком темной) бумаги. Разложите все листы на хорошо освещенном месте (лучше всего перед окном), возьмите ярко окрашенный фрукт или овощ и перекладывайте его с листа на лист.

Обратите внимание на то, как меняется цвет на той стороне плода, которая находится в тени, и как меняется отбрасываемая им тень, причем не только по тону, но и по температуре.
Вы также заметите, что в некоторых случаях цвет бумаги отражается на сам предмет, то есть на его теневую часть, влияет на его естественный цвет. Попробуйте зарисовать наиболее интересные варианты. Благодаря этому простому опыту вы поймете природу цвета.

Упражнение с цветом

Начертите на листе бумаги формата А2 четыре вертикальные колонки, разбейте их на квадраты размером приблизительно 8×8 см, по пять или шесть квадратов в каждой колонке. Начертите в середине каждого квадрата еще один, маленький квадрат размером приблизительно 3×3 см. Закрасьте все маленькие квадраты одним и тем же оттенком серого, как показано на картинке.

В первой колонке большие квадраты окрасьте в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый цвета, как показано справа. Теперь посмотрите на серые квадраты, расположенные внутри этих разноцветных квадратов.

В третьей колонке возьмите один любой цвет, по мере продвижения вверх добавляйте к нему белила и черную краску - по мере продвижения вниз. Внимательно посмотрите, как влияют оттенки цветов на серый цвет центральных квадратиков.

В последней колонке используйте оттенки коричневого цвета, добавляя желтый цвет по мере продвижения вверх и синий - по мере продвижения вниз. Сохраните этот лист, он будет служить вам справочной таблицей в дальнейшей работе.

Цвета-хамелеоны
Способность цвета изменяться в зависимости от окружающих цветов нагляднее всего видно на нейтральном фоне - сером, белом или коричневом (сюда можно было бы включить и черный, но на самом деле это не цвет, а отсутствие какого-либо цвета).

Если вы встанете перед окном и посмотрите на солнце, вы потом обнаружите, что белая краска на окопной раме выглядит не белой, а серой, более темной по отношению к цвету неба.

Но присмотритесь внимательнее: во время красного заката этот серый цвет станет холоднее, вы заметите в нем зеленоватый оттенок, а на рассвете этот же серый цвет приобретет лиловый оттенок.

Естественно, у начинающего художника возникает вопрос: как же правильно смешивать цвета?
Этот вопрос очень поскольку каждый нанесенный на холст или бумагу цвет будет влиять на цвета, окружающие его.

Цель урока: дать представление о взаимоотношениях между теплыми и холодными тонами.

1. Что такое цвет.

2. Свойства холодных цветов.

3. Свойства теплых цветов.

4. Свойства смешанных цветов.

5. Свойства нейтральных цветов.

Студент должен:

знать: свойства теплых и холодных цветов.

Ответы на вопросы плана урока:

2. Холодные цвета оказывают успокаивающее и облагораживающее действие. К холодным цветам относятся: синий, голубой, зеленый, нейтральные белые цвета, серый и серебристый.

Свойства холодных цветов:

Значение голубого, синего цвета - сила, важность, умиротворенность, интеллект.

Значение зеленого цвета

3. Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости, твердости.

Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый.

Свойства теплых цветов:

Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь.

Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память.

Значение розового цвета - сладость, удовольствие, игривость, романтика, утонченность.

4. Смешанные цвета получены смешением теплого и холодного цвета. Цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов, могут как успокаивать, так и возбуждать.

Это цвета, полученные в результате соединения таких цветов, как синий и красный, или, синий и желтый. Хотя зеленый принято считать холодным цветом, он скорее относится именно к категории смешанных цветов.

Свойства смешанных цветов:

Значение фиолетового цвета - аристократизм, величественность, романтика, духовность.

Значение оранжевого цвета - энергия, перемены, здоровье.

Значение кремового цвета - роскошь, изящество, яркость, традиции.

Значение зеленого цвета - рост, здоровье, природа, гармония.

Значение бежевого цвета - консерватизм, спокойствие, элегантность.

5. Нейтральные цвета помогают привлечь внимание к другим, более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета.

Черный, коричневый, бежевый и золотой считаются в некоторой степени теплыми цветами, а белый, цвет слоновой кости, серебряный и серый - цветами холодными.

Значение нейтральных цветов более динамично и размыто, поэтому они универсальны.

Свойства нейтральных цветов:

Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность.

Значение серого цвета - официоз, консерватизм, утонченность.

Значение серебристого цвета - тонкость, гламур, роскошь.

Значение белого цвета - чистота, невинность, мягкость, женственность.

Значение цвета слоновой кости - безмятежность, удовольствие, сдержанная элегантность.

Значение коричневого цвета - основательность, простота, дружелюбие.

Значение бежевого цвета - консерватизм, умиротворенность.

Вопросы для повторения:

1. Как цвет воздействует на человека?

2. Назовите свойства холодных цветов?

3. Назовите свойства теплых цветов?

4. Назовите свойства смешанных цветов?

5 . Назовитесвойства нейтральных цветов?

1. Радлов Н. Э. Рисование с натуры/ Н.Э. Радлов. 2-е изд.-М.; Л.: Искусство, 1938. - 81 с.

2. Аксенов Ю., Левидов М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М., 1986.

3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты, Л.,1963.

ОСНОВНОЙ ЦВЕТ:
1. Светлый цвет удаляясь темнеет, темный - светлеет.
2. По насыщенности: цвет удаляясь - гаснет, слабеет.
3. По тепло-холодности: холодные цвета, удаляясь, будут теплеть, теплые - холодеть.

ТЕНЬ И СВЕТ:
1. Цвет тени представляет из себя локальный цвет + контрастный (красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый). Аналогично и для света, где базовый цвет берется немного светлее.
2. Если вы выбрали теплый свет, то тени будут холодными. Если свет холодный, то тени будут теплыми.
3. Теплый свет или тень, удаляясь, будет холодеть, холодный свет или тень - теплеть.
4. Цвет в тени по насыщенности "зажигается". Предметы становятся темнее, но не теряют свою насыщенность. На свету - цвет становится светлее.

ШТУРМ МОЗГА:
1. Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.
2. Самый бесцветный полутон на свету "цветнее" самого цветного полутона в тени.
3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного полутона в тени.
Расшифровываю: Самый темный полутон на свету всегда светлее, насыщеннее, холоднее чем самый светлый полутон в тени.

Противопоставление теплых и холодных оттенков:
Противопоставление теплых и холодных оттенков на свету и в тени является одним из важных качеств реалистической живописи. Теплыми называются все цветовые оттенки, которые приближаются к красным и желтым (ассоциируются с теплом, огнем). Холодные оттенки тяготеют к зеленым, синим, фиолетовым и связаны с ощущением холода. Любой цвет может быть и теплым и холодным, в зависимости от того, к чему ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому цвету.
В природе часто бывает, что света (то, что освещено) холодные, а тени теплые, и наоборот. В комнате обращенные к окну стороны предметов всегда освещаются холодным светом. Теневые стороны приобретают более теплый оттенок, отраженный от стен и потолка. Под открытым небом предметы освещаются теплым солнечным светом, а тени отражают холодные оттенки синего неба.
Сопоставление и чередование теплых и холодных цветов имеет место и на ровно освещенных или затемненных поверхностях. Так, например, тени на снегу в зимний солнечный день кажутся синими по нескольким причинам: от рефлекса неба, от контрастного воздействия желто-оранжевого цвета снега, освещенного солнцем, и от контраста самого цвета освещения. Вот почему цвет любой поверхности нельзя понимать как только холодный или только теплый. Скорее всего здесь происходит борьба двух цветовых начал: теплого и холодного. Противопоставление теплых и холодных оттенков служит одним из условий создания гармонического колорита.

@ Однако не стоит забывать, что данный материал вы воспринимаете сейчас на электронном носителе, который искажает цвет, как было сказано выше.

Колористика: свойства цвета

Как было сказано выше, белый цвет отвечает за светлоту. Добавляя белый цвет в любой другой чистый цвет, мы осветляем и получаем ненасыщенный оттенок этого цвета. Белый – это не цвет, а свет, исходит сверху (с небес), имеет свойство облегчать форму. Черный цвет – это темнота, это самый глухой и плотный цвет, благодаря добавлению черного в любой другой чистый цвет получаем насыщенный оттенок цвета. Более того, благодаря природе черного цвета, форма, окрашенная в него, воспринимается как более тяжелая и плотная, даже грузная.

Разберемся теперь в теплых и холодных оттенках. Мы уже обозначили выше и проиллюстрировали на схеме, что наличие желтого пигмента придает оттенку теплоту, а наличие синего – холодность.

Обратите внимание на желтый и синий круги, какой из них вам кажется больше или ближе? Правильный ответ: желтый кажется ближе или больше. Это доказательство свойств желтого цвета.

Не задумывались ли вы, почему в некоторых городах такси окрашены в желтый цвет? Чтобы бросаться в глаза. Почему на встречи на высшем уровне в политических кругах участники не приходят в желтых или, например, оранжевых костюмах? Само собой разумеется, что обычно туда приходят мужчины в синих и серых костюмах, потому что так принято, а почему так принято? Потому что есть свойства цвета! Желтый (или оранжевый и другие теплые оттенки) слишком открыты (лучатся), дружелюбны, слишком несдержанны для деловой атмосферы.

Психология цвета

Наряду со свойствами цвета, цвет имеет и чувственно-нравственное воздействие, о чем упоминал Гете. Иными словами, цвета имеют психологическую и духовную выразительность, влияют на физиологическое состояние человека и вызывают определенные реакции психики.

û Однако здесь таится опасность, что при психологическом тестировании в разные моменты жизни клиент может получить диаметрально противоположные рекомендации относительно цветов и прочего. Причем эти цвета сами по себе, возможно, и будут иметь целительный эффект, однако не факт, что наиболее выгодно подчеркнут внешность клиента.

Синий – успокаивающий, умиротворяющий, расслабляющий цвет. Пригоден для уединения, смирения, созерцания. Символизирует веру, духовное начало, способствует творчеству. Ассоциируется со сдержанностью, скромностью, доверием и мудростью.

Зеленый – безопасный, экологичный, естественный и природный, но неустойчивый, изменчивый (из физики: составной из синего и желтого!, оттенок зависит от соотношения красок), в зависимости от оттенка и освещения может выражать позитивную идею оптимизма, юности, плодородия, покоя и надежды либо негативную идею ленивой вялости, а в холодном варианте даже может создавать впечатление сильной холодной агрессивности.

Оранжевый – яркий, жизнерадостный, молодой, динамичный (=подвижный), этнический (т. е. присущ народной тематике). Ассоциируется с гордым самосознанием, даже где-то внешней пышностью, создает уют и теплую атмосферу.

Фиолетовый – самый темный цвет спектра, цвет бессознательного, имеет массу оттенков, которые определяют широкий диапазон выразительных возможностей от мрака и смерти через темное суеверие, отрешенность, одиночество и таинственность к духовному величию. Ассоциируется с царственностью, величием, роскошью, загадочностью консервативностью.

Белый – легкий цвет чистоты, свет. Ассоциируется с чистотой, невинностью, новизной, высоким качеством, но и печалью.

Черный – самый плотный, тяжелый, мрачный, угнетающий, тревожный, но в то же время может вызывать чувство утешения, защищенности, тишины и тайны.

Серый – нейтральный, может восприниматься как консервативный, скучный или как изысканный и утонченный.

Настроение, жизненные ситуации могут меняться, а черты лица и природный колорит внешности человека даны единожды. Они должны быть первичны при формировании имиджа, гармонично сочетающегося с его внешностью, в чем и состоит суть эстетического или искусствоведческого подхода. Портрет должен быть достойно обрамлен, он первичен, а рама вторична и выбирается под стать портрету по принципу тождества или подобия.

Определяем оттенки

Для того, чтобы натренировать глаз и различать цвета, их оттенки и тона, необходима практическая работа с печатными (полиграфическими) источниками.

В качестве тренировки предлагаем вам следующие упражнения.

Упражнение № 1

Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров:

Оттенки красных Теплые тона Сомо Красная смородина Персиковый Креветочный Фламинговый Алый мак Лососевый Коралловые оттенки Оранжевый Абрикосовый Красно-коричневый Оранжево-красный Тусклая медь Томатный Рябиновый Красное дерево Клубничный Оттенки синего Теплые тона Светло-бирюзовый Электрик Зеленовато-голубой Небесно-голубой Незабудковый Светлая лазурь Темная лазурь Тропический ливень Сине-зеленый Морская волна Бирюзовый Павлиний глаз Медный купорос Темно-бирюзовый Керосиновый Морская бездна Оттенки зеленого Теплые тона Липовый цвет Молодая листва Салатовый Молодая трава Желтовато-зеленый Фисташковый Лайм Гороховый Горчичный Травяной Бутылочное стекло Пожухлая трава Оливковое масло Табачный Болотный Цвет мха Зеленый горошек Оттенки желтого Теплые тона Цвет одуванчика Канареечный Кукурузный Медовый Золотистый Вареный желток Янтарный
Оттенки красных Холодные тона Фуксия Вишневый Цикламен Розовый клевер Прозрачно-розовый Пыльная роза Ягодный щербет Бордо Малиновый Неоново-розовый Рубиновый Едко-малиновый Багровый Бело-розово-сиреневый Маджента Гранатовый Божоле Неоново-красный Оттенки синего Холодные тона Серо-голубой Сапфировый Серебристо-голубой Хмурое утро Деним Прозрачно-голубой Синий Сумеречно-голубой Иней Кобальт Голубой Ярко-синий Индиго Ночная синева Льдисто-голубой Серо-синий Оттенки зеленого Холодные тона Молодая капуста Нефритовый Мятный (мята) Прозрачно-зеленый Пыльная зелень Голубая ель Ивовый Хвойный Серебристо-зеленый Голубовато-зеленый Малахитовый Изумрудный Сочная хвоя Бутылочный Черно-зеленый Оттенки желтого Холодные тона Лимонная мякоть Цвет мякоти ананаса Белое вино Шампань Лимонная корка Цыплячий Неоново-желтый

Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров (продолжение ):

Оттенки сиреневого и фиолетового Теплые тона Лесной колокольчик Фиалковый Розово-сиреневый Вереск Баклажанный Свекольный Сливовый Красный виноград Лиловый Оттенки коричневого Теплые тона Охристый Луковый Кофе с молоком Молочный шоколад Латунь Бежевый Молочная карамель Песочный Верблюжий Палевый Ржаво-коричневый Корица Кофейный Кирпичный Песочно-бежевый Бурый Терракотовый Красно-коричневый Коньячный Оттенки серого Теплые тона Сливочный Мышиный Жемчужный Опаловый Лавровый лист Хаки Оливково-серый Темно-оливковый Болотно-серый Желтовато-серый Фисташково-серый Черный и белый Теплые тона Сливочный Кремовый Топленое молоко Черно-коричневый Ряженка
Оттенки сиреневого и фиолетового Холодные тона Аметист Цветок цикория Лаванда Серо-сиреневый Фиолетовый Ежевичный Прозрачно-лавандовый Черничный Сирень Оттенки коричневого Холодные тона Бежево-розовый/тапэ Пырей Землисто-коричневый Горький шоколад Коричневый Бежевый Какао порошок Какао с молоком Серо-коричневый Холодный беж Землисто-серый Мокрая земля Коричнево-лиловый Кора дуба Лен-сырец Оттенки серого Холодные тона Серовато-белый Графит Нейтрально-серый Пепельный Свинцово-серый Мокрый асфальт Антрацит Асфальт Серый Стальной Черный и белый Холодные тона Белый (имеет сероватый подтон) Холодный бежевый Цвет белой неокрашенной шерсти Графитовый Мрамор Чистые Голубовато-белый Глубокий черный Белоснежный

Упражнение № 2

Рассмотрите схему, аналогичную приведенной в лекционной части. Давайте проследим образование оттенков зеленого. В первую очередь вспомним, каким образом мы получаем зеленый цвет:

Таким образом, зеленый находится в нулевой точке на пересечении осей, справа желтый, слева – синий.

Упражнение № 3

Получите путем смешения цветов первого порядка и ахроматического ряда в вещественных цветах, то есть в красках (гуашь, масляные) следующие пары оттенков (используйте плотную бумагу и несколько емкостей с водой или несколько кистей):

Небесная лазурь – свинцовое небо.

Салатовый – мятная свежесть.

Молочный шоколад – горький шоколад.

Красный виноград – черника.

Яичный желток – лимонная корка.

Упражнение № 4

дополнительная гамма с вкраплением;

Упражнение № 5

В том же источнике рассмотрите цветовые комбинации:

Выявите основной компонент (цвет), который определяет характер комбинации.

Согреет тело и душу: печь-шведка с духовкой и плитой как воплощение уюта

Цель урока:дать представление о взаимоотношениях между теплыми и холодными тонами.

План урока:

1.Что такое цвет.

2.Свойства холодных цветов.

3.Свойства теплых цветов.

4.Свойства смешанных цветов.

5.Свойства нейтральных цветов.

Студент должен:

знать: свойства теплых и холодных цветов.

Ответы на вопросы плана урока:

2. Холодные цветаоказывают успокаивающее и облагораживающее действие. К холодным цветам относятся: синий, голубой, зеленый, нейтральные белые цвета, серый и серебристый.

Свойства холодных цветов:

Значение голубого, синего цвета - сила, важность, умиротворенность, интеллект.

Значение зеленого цвета - рост, здоровье, природа, гармония.

3. Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости, твердости.

Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый.

Свойства теплых цветов:

Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь.

Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память.

Значение розового цвета - сладость, удовольствие, игривость, романтика, утонченность.

4. Смешанные цвета получены смешением теплого и холодного цвета. Цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов, могут как успокаивать, так и возбуждать.

Это цвета, полученные в результате соединения таких цветов, как синий и красный, или, синий и желтый. Хотя зеленый принято считать холодным цветом, он скорее относится именно к категории смешанных цветов.

Свойства смешанных цветов:

Значение фиолетового цвета - аристократизм, величественность, романтика, духовность.

Значение оранжевого цвета - энергия, перемены, здоровье.

Значение кремового цвета - роскошь, изящество, яркость, традиции.

Значение зеленого цвета - рост, здоровье, природа, гармония.

Значение бежевого цвета - консерватизм, спокойствие, элегантность.

5. Нейтральные цвета помогают привлечь внимание к другим, более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета.

Черный, коричневый, бежевый и золотой считаются в некоторой степени теплыми цветами, а белый, цвет слоновой кости, серебряный и серый - цветами холодными.

Значение нейтральных цветов более динамично и размыто, поэтому они универсальны.

Свойства нейтральных цветов:

Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность.

Значение серого цвета - официоз, консерватизм, утонченность.

Значение серебристого цвета - тонкость, гламур, роскошь.

Значение белого цвета - чистота, невинность, мягкость, женственность.

Значение цвета слоновой кости - безмятежность, удовольствие, сдержанная элегантность.

Значение коричневого цвета - основательность, простота, дружелюбие.

Значение бежевого цвета - консерватизм, умиротворенность.

Вопросы для повторения:

1.Как цвет воздействует на человека?

2.Назовите свойства холодных цветов?

3.Назовите свойства теплых цветов?

4.Назовите свойства смешанных цветов?

5. Назовитесвойства нейтральных цветов?

Литература:

1.Радлов Н. Э. Рисование с натуры/ Н.Э. Радлов. 2-е изд.-М.; Л.: Искусство, 1938. - 81 с.

2. Аксенов Ю., Левидов М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М., 1986.

Что такое температура цвета и на что она влияет? Понятие теплых и холодных цветов в колористике отличается от общепринятого в изучении точных наук, оно определяет не реальные физические свойства, а восприятие его человеком, влияние на самочувствие и настроение. Хоть эти знания и субъективны, они проверены многолетней практикой в таких сферах, как искусство, дизайн или цветотерапия. Стилисты и визажисты помимо температуры цвета работают с температурой оттенка. Температуру цвета и оттенка часто путают, поэтому разберем их по отдельности.

Температура цвета.

Давно известно о психологическом воздействии цвета на людей и некоторых животных, особенно если окрашены большие площади. Поэтому различать теплый или холодный цвет актуально при выборе цветовых гамм интерьеров.

Этот опыт подкреплен исследованиями. Выяснилось, что холодные цвета понижают, а теплые повышают кровообращение. К примеру, помещение окрашивалось в определенный цвет и людям предлагалось определить температуру. В помещениях, окрашенных в синий и зеленый люди ощущали температуру на 2-3 градуса ниже, чем в помещении, окрашенном в красный и оранжевый. Не случайны обозначения в обиходе холодного синем цветом, горячего — красным на кранах с водой, термометрах и др. предметах. Эти бытовые обозначения еще больше закрепляют температурно-цветовые ассоциации в сознании. Подкрепляют ассоциации и природные явления. Небо, лед, вода, имеют синие оттенки. Солнце, огонь, песок – оранжевые.

теплые и холодные цвета

Как определить теплый или холодный цвет?

Температуру цвета легко определить с помощью цветового круга. Она бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная температура цвета.

Разделим цветовой круг на две половины. На верхнем полюсе располагается наиболее теплый цвет – оранжевый. Он считается самым теплым, потому что не имеет холодных оттенков, позже мы рассмотрим это свойство подробней. На нижнем полюсе находится самый холодный цвет – синий. По бокам цветового круга нейтральные по температуре цвета – зеленый и пурпурный. Оба образованы смесью холодного и теплого цвета, зеленый — желтого и синего, пурпурный – красного и синего. Все цвета верхней половины считаются теплыми, а нижней – холодными.

теплые и холодные цвета

Ахроматические цвета: белый, черный и серый относятся к нейтральным.

Относительная температура. Холодные и теплые оттенки цветов.

Понимание относительной температуры важно при работе с несколькими цветами и цветовой палитрой. Оно помогает, например, передать с помощью цвета пространство и объем на изображении или поверхности.

Кроме оранжевого и синего, все цвета могут быть одновременно и теплыми, и холодными относительно других. С помощью цветового круга определить это также просто, как абсолютную температуру. Теплота снижается по мере приближения к нижнему полюсу и синему цвету, к примеру красный или желтый будут холодней оранжевого, а лимонный или маджента холодней красного и желтого. Тот же принцип действует в повышении теплоты: голубой и фиолетовый будут теплее синего, бирюзовый и пурпурный еще теплее. Темпратурные градации особенно наглядны в аналоговых и нюансных палитрах.

Цвет может быть теплый или холодный не только по отношению другим цветам, но и к собственным оттенкам.

Холодные и теплые оттенки цветов.

С определением температуры оттенка чаще всего возникают сложности. Такие понятия как холодный красный или теплый красный прочно вошли в обиход, однако не все понимают под ними одно и то же. Во-первых, относительную температуру оттенка часто путают с температурой цвета. Во-вторых, субъективность: нет точного определения, где начинается и заканчивается красный. Между тем, умение определять холодные и теплые тона важно при работе с внешностью человека, например определении цветотипов и подборе индивидуальных цветовых палитр. Это умение можно развить с помощью опыта и понимания несложного принципа.

Любой цвет, кроме оранжевого, может иметь теплые, нейтральные и холодные оттенки. Как определить температуру оттенка с помощью цветового круга?

Берем любой цвет и определяем его границы. Затем находим примерный центр. Оттенки цвета, лежащие со стороны оранжевого, будут теплыми. Со стороны синего – холодные. Промежуточные цвета без примесей теплого или холодного называют локальными или нейтральными.

Возьмем для начала зеленый. Он образован теплым желтым и холодным синим цветами. Холодный или теплый зеленый оттенок получается из-за перевеса синего или желтого. Двигаясь вверх к желтому цвету, мы получим теплые оттенки, вниз к синему – холодные.

теплый зеленый, холодный зеленый

теплые и холодные оттенки зеленого

Тот же принцип действует при определении других цветов, например, желтого. Приближаясь к оранжевому, цвет теплеет. Спускаясь вниз, желтый приобретает зеленоватый, лимонный, холодный оттенок. Нейтральный желтый не имеет явного зеленоватого или оранжевого отлива.

теплые и холодные оттенки желтого

теплые оттенки желтого, холодные оттенки желтого и нейтральные

Оранжевый цвет выделяется особо. Это самый теплый и единственный цвет, который не имеет холодных оттенков. Кроме того, он распространяет теплоту на окружение. Ближайшие цвета: желто-оранжевые и оранжево-красные тоже являются исключительно теплыми.

теплый оранжевый

Красный. Здесь действует тот же принцип: верхние оттенки, подсвеченные желтым, теплые, нижние со стороны пурпурного – холодные.

теплые и холодные оттенки красного

теплые и холодные оттенки красного

Пурпурный цвет сам по себе нейтральный, как и зеленый, он образован смесью холодного и теплого цветов. Большая доля красного делает его теплым, синего — холодным. С точки зрения использования в теплых или холодных гаммах это довольно сложный цвет. Отличия теплого пурпурного от холодного красного или холодного пурпурного от фиолетового трудно уловимы. Сложно выделить и локальный пурпурный цвет.

теплые и холодные оттенки пурпурного

теплые и холодные оттенки пурпурного

Те же самые трудности с определением границ относятся к фиолетовому. При добавлении красного цвета он теплеет, синего – холоднеет.

теплый фиолетовый, холодный фиолетовый

теплый фиолетовый, холодный фиолетовый

Cложность определения температуры оттенка в том, что нет точных и общепринятых разграничений, где кончается теплый оттенок одного цвета и начинается холодный оттенок другого. Нет четких границ и у локальных оттенков. Обычно, когда мы имеем дело с основными цветами: красным, синим, желтым и зеленым это деление понятно интуитивно, разграничить другие цвета помогает опыт.

Синий цвет самый холодный из всей палитры, это антипод оранжевого. Но если оранжевый делает соседние цвета исключительно теплыми и не имеет холодных оттенков, то синий аналогичными свойствами не обладает. Условно можно выделить теплый синий цвет. Некоторые считают, что синий по определению не может быть теплым, однако теплая гамма цветов может содержать и синий, если верно подобрать его оттенок. Его холодные, они же локальные оттенки располагаются посередине, а теплые по краям: с одной стороны синий подсвечен желтым, с другой красным. Эти оттенки будут теплее относительно холодного синего.

теплый синий, холодный синий

теплый синий цвет, холодный синий цвет

Отдельно выделяются сине-зеленые цвета. Здесь теплота-холодность условна и зависит от того, выделять их в отдельную группу со своим локальным цветом или рассматривать в составе зеленых и синих оттенков.

сине-зеленые тона

Если считать локальным цветом бирюзовый, то расположенные со стороны зеленого тона будут теплыми, со стороны синего – холодными.

теплый и холодный бирюзовый цвет

Если считать локальным цветом голубой, те же самые тона будут теплые. Тут в определении цвета задействованы светлота и насыщенность.

теплый и холодный голубой цвет

Итак, мы подошли к влиянию на температуру цвета светлоты и насыщенности. До этого момента мы рассматривали свойства теплоты-холодности на чистых цветах и один параметр – тон. Но этого мало, так как чаще всего приходится иметь дело со сложными цветами, в которых есть примесь ахроматических, то есть учитывать все три параметра. Светлота меняется с добавлением белого и черного цвета, насыщенность – с добавлением серого.

Температура ахроматических цветов.

Чистые ахроматические цвета относятся к нейтральным. Однако, в природе трудно найти абсолютно нейтральные серый, белый или черный, в них всегда есть перевес в какую-либо сторону. Так, холодный или теплый белый цвет получается от примеси других тонов. Желто-красные делают его теплым, синие– холодным. То же самое применимо к серому и черному.

теплые и холодные ахроматические цвета

Температура смешанных цветов.

Для наглядности здесь будет удобно вернуться к модели цветового шара и посмотреть на его вертикальный срез. По краям расположены холодный и теплый полюса цветового круга, по центру – нейтральные цвета. Двигаясь от крайних температурных характеристик к середине, цвет приближается к противоположному полюсу и тем самым нейтрализуется. Другими словами, при уменьшении насыщенности, увеличении или уменьшении светлоты, цвет будет смешиваться с нейтральными ахроматическими и сам становиться нейтральным.

теплые, холодные и нейтральные цвета

Теплая группа – красные, желтые, становятся менее теплыми, их разбавленные оттенки кажутся холоднее.

красные цвета с добавлением ахроматических

Разбавление серым и черным цветом быстрее всего меняет характер светлых желтых и лимонных оттенков, они кажутся зеленоватыми и холодными.

желтые цвета с добавлением ахроматических

Оранжевый цвет не приобретает холодных оттенков, но становится нейтральней. С разбавлением он быстро перестает быть узнаваемым и превращается в коричневый.

оранжевые оттенки с добавлением ахроматических

Синие и фиолетовые с добавлением белого и серого утрачивают холодные свойства и кажутся более теплыми.

синие цвета с добавлением ахроматических

Как видим, с помощью цветового круга легко отличить холодные оттенки от теплых. Трудности возникают с определением сине-красных и сине-зеленых оттенков, здесь все зависит от того, какой цвет считать локальным. Сложные и смешанные цвета сложнее чистых в определении теплоты-холодности. Здесь необходимо различать нюансы и видеть, как один и тот же тон меняется вместе со светлотой и насыщенностью.

Фиалки – бесцветные, ваша помада оттенка bordo – бесцветная и даже любимое желтое платье не имеет цвета. Мир вообще бесцветен и был бы таким в наших глазах, если бы не свет.

Свет – это излучение, которое испускает нагретое тело или вещество в возбужденном состоянии, а цвет – характеристика этого света. Предметы сами по себе бесцветны, а мы видим цвет, когда их поверхность отражает электромагнитные волны видимого диапазона, то есть свет. То, как человек воспринимает цвет, зависит от степени освещенности предмета, источника света, а также физиологических особенностей и психологического состояния каждого из нас в конкретный момент.

Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Физика цвета

Главный цветоприниматель человеческого организма – сетчатка глаза. Чтобы глаз увидел какой-либо предмет и его цвет, свет сначала должен упасть на этот предмет, отразиться от него, а затем попасть на сетчатку. Люди видят предметы, потому что они отражают свет, и различают цвета этих предметов в зависимости от характеристик их поверхности: какие лучи она поглощает, а какие отражает, отдавая сетчатке на анализ. Свет, поглощенный предметом, глаз увидеть не может.

Черная кожа, например, поглощает почти все излучение и кажется нам черной, потому что не отражает никакие волны. Снег, наоборот, равномерно отражает почти весь свет и поэтому выглядит для нас белым. Человек видит предмет в том цвете, лучи которого отражаются от поверхности и попадают на сетчатку. В случае с красной помадой на сетчатку попадут только лучи красного спектра, а остальные поглотятся, создав в сознании человека представление о красном цвете.

Человеческий глаз воспринимает электромагнитное излучение в узком диапазоне длин волн, от 380 до 740 нанометров. Этот видимый свет излучает фотосфера – тонкая оболочка Солнца, меньше 300 километров в толщину. В бесцветном для нашего глаза солнечном свете заключен весь видимый спектр волн, который при разложении дает цвета радуги: от красного до фиолетового. На уроках физики разложение света на спектр демонстрируют с помощью призмы, в жизни это можно увидеть на примере радуги, где функцию преломителя играют капли воды в воздухе.


Как мы различаем цвета

Запомнить назначение колбочек и палочек легко с помощью ассоциации: колбочки – как химические емкости, в которых происходят реакции и получаются яркие вещества, а палочки – буквально палки-трости, которые мы использовали бы, окажись мы в полной темноте.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Цветовой круг

Цветовой круг – это способ представить весь видимый спектр света в условной форме круга. Секторы круга представляют цвета, размещенные в том порядке, который условно передает расположение их волн в спектре видимого света. Для связывания круга в его палитру добавлен пурпурный цвет (маджента), который соединяет крайние спектральные цвета (красный и синий) и получается из их условного смешения.

Свойствами цветового круга пользуются художники, физики, дизайнеры, инженеры, стилисты. Мы с помощью цветового круга можем разграничивать холодные и теплые цвета, дополняющие цвета, оттенки и аналогичные цвета. Эти понятие станут инструментом для дальнейшей работы с образом. Вкус, который многие считают врожденным, можно развивать, и правила сочетаемости цветов – отличное для этого начало.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: теплые и холодные тона

Теплые и холодные тона расположены в разных частях цветового круга. К теплым относятся желтый, оранжевый и красный, к холодным – зеленые, синие и фиолетовые. Вопрос о каждом пограничном цвете (например, между желтым и зеленым) стоит рассматривать в каждом случае отдельно. Смешанный желто-зеленый цвет может относиться как к теплой, так и к холодной части круга. У стилистов также есть представление о том, что теплыми и холодными версиями обладают все цвета, кроме оранжевого (он всегда теплый). Даже голубой и зеленый могут быть теплыми, но это представление основано на психологическом восприятии цвета и ассоциациях, а не на объективных характеристиках цветового круга.

→ Хроматический круг: дополняющие цвета

Дополняющие цвета – это пара тонов, расположенных в круге напротив друг друга. Получить пару цветов можно, проведя прямую линию через центр круга. Получаем желтый + фиолетовый, синий + оранжевый, зеленый + красный.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: аналогичные цвета

Аналогичные цвета расположены по соседству в одном цветовом семействе: желтый-оранжевый-красный, синий-голубой, зеленый-салатовый и так далее. Часто мы называем такие цвета оттенками, но это не совсем верное определение.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: оттенки

Оттенки (фр. camaieu) – это варианты одного цвета, которые получаются путем добавления в него белой или черной краски. Увидеть визуальное представление оттенков можно на усовершенствованном круге с градацией цветов к белом в центре и черному – по краям. Таким представлением цвета пользуются дизайнеры, работая в Photoshop и аналогичных программах. Оттенки одного цвета – это градиентная шкала от бело-желтого до черного с желтым подтоном, от бело-голубого до иссиня-черного, где началом и концом шкалы являются белый и черный цвета.

Этих четырех свойств хроматического круга достаточно, чтобы создавать двух, трех и четырехцветные образы, не ошибаясь в оттенках. Благодаря правилам круга даже непривычные для вашего взгляда сочетания будут выглядеть гармонично.

Читайте также: