Свойство цветов позволяющее корректировать размеры помещений и оборудования

Обновлено: 18.09.2024

Добрый день. Хочется сегодня затронуть тему объёма помещений и как его можно визуально изменить с помощью цветовой гаммы. Геометрические параметры бывают совершенно разные, но несмотря на это мы всегда хотим сделать конфету. С помощью моей статьи вы научитесь придавать комнате новый вид. И так приступим.

Влияние выбранного цвета на ощущение объёма.

При окрашивании стен или потолка, мы можем использовать различные цвета. Все они делятся на яркие и теплые цвета, а так же холодные тона. Можно использовать один определённый цвет для всего помещения.

1. При очень большом пространстве , нам необходимо его уменьшить для создания уюта. Чтобы добиться необходимого эффекта , мы выбираем тёплые цвета, создающие приближение стен и потолка. Огромная ошибка применять светлые тона и гамму холодных оттенков. Ваше помещение наоборот увеличится и станет просто огромным.

2. Использование одного конкретного цвета , параметры помещения не затронет. Но помните , что если вы выберете темный цвет и для пола, он создает чувство ужасно тесного помещения. При тёмных стеная и светлом половом покрытии ощущения гнёта не возникнет.

3. Маленькое пространство всегда желательно увеличить, чтобы не было ощущения замкнутости. Идеальное решение применить в интерьере белое окрашивание, кроме этого можно взять за основу фиолетового и синего цвета. Фиолетовый хорошо подойдёт в качестве декоративной отделки или фона.

Примеры правильного окрашивания комнаты.

1. Рассмотрим ситуацию, когда мне необходимо визуально опустить потолок. Чтобы это сделать, я выберу краску тёмных цветов, и светлых стен.

2. Чтобы увеличить длину стены по отношению к другим, нам необходимо сделать её светлее по отношению к другим. Соответственно если мы хотим противоположный эффект то красим наоборот.

Это вторая статья по теме влияние цвета в интерьере. Для читателей пропустивших первую советую её прочитать .

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


второй - в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и оборудования.

Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же можно создать впечатление различной высоты помещения - горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот, вертикальным членением стен увеличить его высоту.

Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры материала: цвет материала с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее цвета материала с гладкой поверхностью.

Различают три группы сочетаний в зависимости от размера интервала между цветами в цветовом круге: малые и большие интервалы в большинстве случаев являются легкими, а средние - трудными сочетаниями .

При выборе цветовой гаммы интерьера гостиниц следует ориентироваться на использование легких сочетаний.

На восприятие цвета большое влияние оказывает:

Другой цвет, который наблюдатель видит одновременно с данным цветом или на который он смотрел непосредственно перед этим. В известных сочетаниях возникают явления одновременного и последовательного цветовых контрастов.

Одновременным цветовым контрастом называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Если цвет окружен хроматическим фоном, то он изменяется в сторону цвета дополнительного к цвету фона. Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности; находясь на фоне одинакового с ним цвета, но большей насыщенности, теряет в насыщенности.

Одновременный цветовой контраст используется для приглушения одних элементов интерьера или, наоборот, для усиления декоративного звучания других элементов.

Суть явления последовательного цветового контраста сводится к тому, что если в течение некоторого времени задержать взгляд на каком-либо цветном предмете, а затем отвести в сторону, то создается впечатление, что мы видим этот же предмет, но окрашенный в менее интенсивный дополнительный цвет. То же самое произойдет, если мы из окрашенного, скажем, в красный цвет помещения перейдем в помещение, окрашенное в белый или серый цвет; цвет последнего нам покажется слегка зеленоватым. Если же помещение будет окрашено в зеленый цвет, то его


При решении пространственной композиции интерьера большое значение имеют явления выступания и отступания цветов.

Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) отступают назад. Это явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются выступающими, темные отступающими.

Таким образом, явление выступания-отступания цветов имеет немаловажное значение как средство зрительного изменения пропорций и размеров помещений.

Объединяющее и расчленяющее свойство цветов. Большое практическое использование в отделке комнат имеет объединяющее свойство цвета, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который окрашены пятна, или в более насыщенный и темный. Если, например, стену, у которой стоит мебель, висит зеркало, бра и др., окрасить, скажем, в оранжевый цвет, то она станет композиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней. Интерьер станет организованнее и лаконичнее.

При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их расчленения, особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте. Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске в цвета, различные по тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при окраске длинных коридоров. Отдельные участки коридоров, окрашенные в разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора.


На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона. Если яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и потому воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необходимо учитывать при окраске стен и пола и выборе цвета предметов убранства. Последние должны быть ярче, чем пол и стены; выделяясь на общем фоне, они будут усиливать декоративность интерьера.

При решении многих задач интерьера имеет значение способность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета. В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых размеров, один из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой по вертикали. В данном случае первый кажется нам вытянутым в вертикальном направлении, а второй в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и оборудования.

Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же можно создать впечатление различной высоты помещения горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот, вертикальным членением стен увеличить его высоту.


Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры материала: цвет материала с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее цвета материала с гладкой поверхностью.

УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЦВЕТОВОЙ ОТДЕЛКИ ИНТЕРЬЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Дата введения 1970-10-01

ВНЕСЕНЫ Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ), Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий), Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) и Всесоюзным центральным научно-исследовательским институтом охраны труда (ВЦНИИОТ).

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ), Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий) Госстроя СССР, Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Всесоюзным центральным научно-исследовательским институтом охраны труда (ВЦНИИОТ) ВЦСПС.

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства и Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике 21 января 1970 г.

ВЗАМЕН СН 181-61 "Указания по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование цветовой отделки производственных помещений и окраски оборудования вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий.

1.2. Цветовая отделка интерьера должна проектироваться на основе общего архитектурно-композиционного решения интерьера с учетом физиологического воздействия цвета и способствовать улучшению гигиенических условий труда в производственных помещениях, снижению утомляемости, повышению производительности труда, обеспечению безопасности производственных процессов, а также способствовать улучшению освещения помещений и повышению эстетического уровня промышленных предприятий.

1.3. При цветовом решении производственных помещений промышленных предприятий надлежит применять наиболее эффективные строительные, отделочные и лакокрасочные материалы с учетом технологических требований, условий эксплуатации, экономической целесообразности, а также технологии и трудоемкости выполнения отделочных работ.

1.4. При цветовом решении производственных помещений и при выборе цвета оборудования следует учитывать требования действующих нормативных документов по проектированию естественного и искусственного освещения, утвержденных Госстроем СССР.

1.5. Цвет серийного оборудования, устанавливаемого в производственных помещениях, для которых разрабатывается проект цветового решения интерьера, и окраска средств транспорта, применяемого в этих помещениях, должны определяться на стадии технического проекта и указываться в спецификациях на оборудование.

Цветовое решение оборудования, окраска которого осуществляется на месте установки, должно разрабатываться в техническом проекте или в рабочих чертежах.

Примечание. В необходимых случаях в спецификациях должен указываться цвет рабочих поверхностей оборудования, являющихся фоном для обрабатываемых деталей.

2. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА ПОМЕЩЕНИЙ И ОКРАСКА ОБОРУДОВАНИЯ

2.1. При цветовом решении производственных помещений промышленных предприятий надлежит учитывать:

а) общий характер работ;

б) степень точности работ;

в) климатические и географические особенности района строительства, характер и интенсивность освещения, в том числе спектральный состав света, обусловленный типом источника или ориентацией помещения по странам света;

г) санитарно-гигиенические условия в помещении;

д) особенности объемно-пространственной структуры интерьера (абсолютные размеры и пропорции помещений, планировочное решение, степень насыщенности оборудованием и коммуникациями, характер конструктивного решения и др.);

е) требования техники безопасности (сигнально-предупреждающая и опознавательная окраска, знаки безопасности);

ж) наличие поверхностей, не подлежащих цветовой отделке и окраске или цвет которых назначается исключительно по правилам применения функциональной окраски.

Примечание. При одновременном наличии факторов, определяющих противоречивые требования, следует отдавать предпочтение тому из них, который имеет наибольшее значение в данных условиях.

2.2. В качестве характеристик цвета поверхностей следует принимать:

цветовой тон, оцениваемый длиной волны излучения (), выражаемой в нанометрах (нм);

чистоту цвета (), оцениваемую степенью приближения цвета к чистому спектральному и выражаемую в долях единицы;

коэффициент отражения (), представляющий отношение светового потока, отраженного от поверхности, к световому потоку, падающему на поверхность, выраженный в процентах;

яркость (), выражаемую в нитах (нт), которая для поверхностей с рассеянным отражением определяется по формуле

где - яркость поверхности в нт;

- освещенность поверхности в лк;

- коэффициент отражения в процентах.

Для поверхностей с рассеянным отражением при одинаковых условиях освещения яркость оценивается коэффициентом отражения.

Примечания: 1. Ориентировочные границы участков различных цветов в спектре приведены в приложении I.

2. Ахроматические цвета - белый, серые и черный - различаются только по яркости.

3. Коэффициенты отражения поверхностей из некоторых материалов и матовых накрасок чистых пигментов приведены в приложении II.

4. Характеристики , и образцов цвета наиболее распространенных красок при различном весовом содержании чистого пигмента в красочном составе (насыщенность краски ) приведены в приложении III.

2.3. В зависимости от занимаемой площади и роли в цветовой композиции интерьера надлежит различать следующие цвета:

основные, применяемые для поверхностей большой площади (потолок, стены, крупногабаритное оборудование);

вспомогательные, применяемые для поверхностей средней площади (колонны, пол, отдельные виды оборудования);

акцентные, как правило, насыщенные цвета, применяемые для поверхностей малой площади и выбираемые по принципу большого контраста с основными цветами (акцентными, например, являются цвета, используемые в функциональной окраске).

2.4. Цветовое решение интерьера характеризуется:

коэффициентами отражения поверхностей.

2.5. Цветовая гамма - совокупность цветов, принятая для цветового решения интерьера, - может быть теплая, холодная или нейтральная в зависимости от преобладания цветов соответствующего психофизиологического свойства (нейтральными считаются цветовые гаммы с преобладанием ахроматических цветов).

Выбор цветовой гаммы интерьера следует осуществлять по табл. 4 с учетом характера психофизиологического воздействия различных цветов согласно приложению IV.

2.6. Цветовой контраст - мера различения цветов по их цветовому тону и яркости.

Степени цветового контраста приведены в табл. 1.

Допускаемую степень цветового контраста в интерьере надлежит принимать по табл. 4.

Степени цветового контраста

Контрасты по цветовому тону и яркости, характеризующие степень цветового контраста

Большой контраст по цветовому тону при среднем и большом яркостном контрасте

Средний контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте

Средний контраст по цветовому тону при среднем яркостном контрасте

Малый контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте

Малый контраст по цветовому тону при среднем и малом яркостном контрастах

Средний контраст по цветовому тону при малом яркостном контрасте

Большой контраст по цветовому тону при малом яркостном контрасте

Примечания: 1. Контраст по цветовому тону () характеризуется количеством цветовых порогов в расстоянии между двумя цветами. Для цветового решения интерьера контраст по цветовому тону приближенно следует определять в интервалах в дуговых градусах по условному цветовому кругу в приложении V.

Читайте также: