Так весело было в саду цвела черемуха высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов

Обновлено: 18.09.2024

Определите, какой литературоведческий термин соответствует данному определению.

Это описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы.

Из предложенного списка выберите те выразительные средства языка, которые используются в данном отрывке.

Подчеркните в описании внешности девочек слова, с помощью которых автор передаёт их настроение.

«…перед стеклянной дверью … стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно . У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот- вот капнет на передничек.

Установите соответствие между героями рассказа и их ролями в игре.

Вспомните, какую роль играл каждый из героев рассказа.

Выберите верный вариант ответа из выпадающего списка.

Как называется приём противопоставления в литературе?

Выразительные средства языка

Чтобы привлечь наше внимание к рассуждениям девочек о финале рассказа Толстого, автор использует разные выразительные средства языка. Выделите цветом риторические восклицания в тексте.

Вставьте в текст пропущенные эпитеты.

Цвела черёмуха, высоко в воздухе вздымая гроздья цветов. Серёжки на берёзах уже отцвели, но сквозным шатром зыбилась на ветру , ещё листва. На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели пучками иголочки, и между ними алые точки – цвет.

+

1 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 1

Ответ

+

Саша Черный использует в своем тексте эпитеты. Эпитеты делают наш язык живым, красочным, образным. Они выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак увидеть авторское отношение к окружающему миру.

3) рассмотреть на примере данного рассказа особенности юмористического героя.

Методы обучения: беседа, анализ произведения.

Сегодня мы обратимся к творчеству такого писателя и поэта, как Саша Черный.

Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей — нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке.

Теперь давайте вспомним, какое произведение с таким же названием вы уже читали?

Кто являются главными героями в рассказах у Льва Толстого и Саши Черного? (У Л.Н. Толстого – офицеры Жилин и Костылин, у Саши Черного - дети Валя, Катюша, Мишка).

В чем, как вам кажется состоят сходства и различия двух произведений?

(Если в рассказе Толстого показано, как главный герой Жилин вместе с Костылиным попадает в плен к татарам и как в дальнейшем они пытаются сбежать, то в рассказе Саши Черного данное событие становится игрой и даже шуткой. Вместо драматической истории перед читателем предстает история ироническая. И название рассказа Саши Черного оказывается иносказательным.)

В самом начале урока мы сказали, что сегодня мы рассмотрим, как в русской литературе выстраивается образ ребенка. Сначала давайте вспомним, при помощи каких средств создается образ героя в повествовательном произведении [рассказе]?

( Портрет - изображение внешности героя. Это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера.

Поступки героев . Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что делает человек, в его поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению.

Речь . Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя.

Отношение автора к героям .

Нарисовать схему на доске. Ученики рисуют ее у себя в тетрадях.


Образ героя


сравнение


портрет


деталь


речь


поступки героев

На основе перечисленных средств давайте с вами рассмотрим, как автор создает образ детей.

Сначала обратимся к началу рассказа.

Какое время года изображено? Почему именно весна? (Автор описывает именно это время года, так как все оживает, расцветает; все вокруг улыбаются, веселятся. Описываются естественность, чистота природы. Это можно сравнить с душой самого ребенка. ).

( Так весело было в саду! Цвела черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки — цвет. На клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов.

Почему автор вводит описание животных?

Воробьи стайками перелетали с клена на березу , с березы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, — просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков .

(Показать естественность поведения животных, которые похожи на маленьких детей: они так же всему радуются, как и дети)

Как вы думаете, почему автор вводит в начале рассказа описание природы, изображение радости и веселья, царившие в жизни города?

(Автор вводит столь подробное описание природы и веселое настроение города для того, чтобы показать, что природа также естественна и невинна, как и душа ребенка. Ведь не случайно затем возникает образ детей.)

Теперь, что можем сказать о портрете главных героев. Какими они предстают перед нами?

Через портретные зарисовки мы видим, что автор по-доброму относится к детям. Ведь они маленькие, милые, симпатичные.

Миша: Играть иди! Через минуту Миша, дожевывая баранку, стоял перед сестрами. Он был совсем еще маленький, мальчик с пальчик, в надвинутом до самого носа картузе и привык во всем подчиняться девочкам из флигеля.

Он был маленьким, уважал и слушался старших, даже если они были чуть старше, чем он.

При помощи каких языковых средств создается внешность героев?

(При характеристике героев автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, при помощи которых возникает образ маленьких, милых детей. )

Почему девочки были печальными? (Им было жалко главного героя Жилина из одноименной были Толстого. )

Как создается портрет на речевом уровне? Что свойственно для детской речи?

1. Автор использует множество восклицательных предложений:

Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.

— Постой, не кричи. — Сказала Вала. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И ПОТОМ вышла за него замуж.

Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец .

2. Короткие предложения.

А где ж мы пленных возьмем? — спросила младшая, с наслаждением втискивая в глубину каблуком пустой вазон.

— Мишку посадим…

— Ну. конечно! А кто будет Диной?

3. Имитируют речь старших:

Постой, не кричи. — Сказала Вала. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И ПОТОМ вышла за него замуж…

Выкуп? Но Жилин бедный. И все равно обманет…Что с него взять? А Тузик? Ведь он — Костылин, он богатый…

4. Диалог присутствует в большей степени.

5. Использование слов в несвойственном им значении:

Постой, не кричи. — Сказала Вала. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И ПОТОМ вышла за него замуж

Покидали Мишке игрушки, а он их вихрем все сразу назад выбросил.

— Не так скоро! Чучело какое…

Руководствуясь речевыми характеристиками героев, можем ли мы сказать, что дети смешные, наивные? Почему вы так решили? (Да, мы можем сказать, что дети вызывают у нас умиление. Ведь ребята порой употребляют слова в несвойственном им значении, что не может не вызвать у читателя улыбку. Это вызывает также умиление. )

В этом случае мы можем говорить о том, что в основе всего повествования лежит юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный. Поэтому не случайно возникает образ ребенка. Ведь ребенок всегда открыт и доброжелателен миру. Поэтому другие формы комического (ирония и сарказм) никогда не будут присутствовать в произведениях о детях. Чаще они присутствуют в мире взрослых.

В каких случаях мы еще можем говорить о присутствии юмора в данном рассказе? Что это за ситуации, которые вызывают у нас улыбку?

Паф! Паф-паф!- закричали девочки с двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…

— Не попали! — Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.

Как автор относится к детям? Как вы это поняли? Как это видно?

Автор с любовью относится к детям. Это достигается благодаря наличию описания природы, сравнению героев с животными (Миша – мышонок, в конце, ребята жмутся к маме, как котята ), интерьера, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Особенно это видно благодаря авторскому перечислению поступков:

Валя и Катюша из-за жалости к Жилину решили переделать сюжет и превратить

Девочки не стали сечь татар крапивой, а отпустили их.

Девочки для удобства принесли постельный коврик.

Как эти ситуации характеризуют детей? (Дети выдумщики, фантазеры, добрые, отзывчивые, мечтательные, миролюбивые).

Почему дети не хотели быть Костылиным? ( Никто из детей не хотел быть предателем.)

Понравилась ли вам эта детская игра?

Какой она вам показалась - веселой, смешной, наивной?

(В данном рассказе дети становятся главными героями, так как в русской литературе они становятся любимыми персонажами. Ведь ребенок символизирует собой чистоту, глубину души, отзывчивость. Такие качества взрослый человек порой утрачивает Поэтому для автора весьма важно показать, как было бы здорово, если эти качества навсегда сохранились в людях.)

Для справки:

Юмористический рассказ – небольшое произведение, рассказывает об одном случае из жизни героев.

Юмор – изображение героев в смешном виде.

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

Домашнее задание:

Данная работа представляет собой два варианта комплексной контрольной работы по русскому языку для промежуточной аттестации в 5 классе. Работа состоит из диктанта, тестовых заданий, задания с развернутым ответом.

ВложениеРазмер
promezhutochnaya_attestatsiya_po_russkomu_yazyku.docx 23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Выполнена: ФИ ________________________________________________ класс ______

  1. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

1) сонный 2) держались 3) поёшь 4) цветение

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) свекла 2) красивее 3) водопровод 4) километр

1) подумать 2) поплавок 3) походный 4) полоска

4. Укажите, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

У берегов озера вода затянулась травами и мхами.

1) имя существительное 2) имя прилагательное 3) глагол 4) предлог

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) на рябин. у карусел.. 2) в выступлени. от подруг.. 3) в планетари. на афиш..

4) в сара. в изложени..

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..чесать, во..главить, ..дороваться 2) бе..цветный, ра..писание, ..бегать

3) в..пыхнуть, во..вратиться, ра..дать 4) ра..рисовать, бе..пощадный, бе..сонница

7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) сл..жить, ср..щение, подр..стать 2) р..сточек, предл..жение, предпол..гать

3) распол..гать, выр..сти, выр..щивать 4) изл..гать, отр..сль, отр..сший

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) задач..й, еж..м, под кольц..м 2) щ..лкать, певц..в, печ..нка

3) ж..сткий, ш..лковый, над шалаш..м 4) ш..в, огурц..в, душ..й

9. В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква А(Я)?

1) (они) повер..т, (они) покаж..т 2) (они) посе..т, (они) законч..т

3) (они) обнадёж..т, (они) измер..т 4) (они) прогон..т, (они) согре..т

10. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?

1) любиш. всемогущ. просыпат..ся 2) греет..ся, береч. клещ..

3) матч. много туч. беседуеш.. 4) вещ. испеч. молчиш..

11. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мишка сказал что с детства мечтает стать поваром

2) По словам Мишки он с детства хочет быть поваром

3) Неужели ты хочешь каждый день варить суп Мишка

4) Маша сказала Мишка решил зарыть свой математический талант

12. В каком предложении необходимо поставить запятую?

1) Лиловые тучи приподнялись над горизонтом и открыли розовую полоску зари.

2) Взлетели воробьи на ветки рябины и клювами пёрышки перебирают.

3) Зацвела белым цветом черёмуха и сразу же наступили черёмуховые холода.

4) Быстрые ручейки впитали в себя запах лежалых листьев и понесли его по земле.

Прочитайте текст и выполните задание.

Так весело было в саду! Цвела черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, а между ними алые точки – цветы.

Какое художественное средство автор использует в тексте ( пенистые гроздья, сквозным кружевным шатром, изумрудная листва, старая лиственница, мягкие иголочки)? Для чего автор использует именно это средство выразительности? Напишите 2-3 предложения.

Промежуточная аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Выполнена: ФИ__ ______________________________________________ класс ______

Читайте также: