Там цветут иван да марья желтые цветы

Обновлено: 18.09.2024

Сейчас "макушка лета". 22 июня - день летнего солнцестояния, 7 июля - Иван Купала . По старому стилю они совпадают. По новому - мы имеем два праздника.

Владимир Голуб. Праздник в деревне (Купальская ночь). Мне кажется, это одна из лучших картин про купальские таинства.

Владимир Голуб. Праздник в деревне (Купальская ночь). Мне кажется, это одна из лучших картин про купальские таинства.

В это чудесное время, как и сто лет назад, лужайки пестреют сине-желтыми зарослями иван-да-марьи.

Иван-да-марья или марьянник дубравный - растение очень стойкое. Имея зеленые листья, оно вполне способна питаться самостоятельно, но не прочь подворовывать у соседей: березы, ели, орешника, луговых трав и сныти. Это знакомое с детства растение - полупаразит.

Когда корни марьянника нащупывают под землей корни будущего невольного "кормильца", на них образуются специальные органы - гаустории (от латинского haustor - пить. черпать), которые прорастают под покровные ткани чужих корней и начинают перекачивать питательные вещества.

Хотела пошутить о биологическом способе борьбы со снытью при помощи иван-да-марьи, и вдруг сообразила, что меня в саду действительно был уголок, занятый снытью, и марьянник в самом деле вытеснил ее оттуда! (Потом пришел муж с мотокосой и скосил марьянник - побеждает сильнейший).

Цветочки у иван-да-марьи желтые, довольно невзрачные, но их эффектно оттеняют сине-лиловые прицветники - видоизмененные листья, из пазух которых растут цветки.

У марьянников лесного и лугового нет таких прицветников, и никто, кроме пчел и бабочек, их не замечает, и сказок про них не рассказывают.

Марьянник луговой. Травка-простушка. Не умеет выгодно подать цветки, в отличие от своей дубравной сестрицы.

Марьянник луговой. Травка-простушка. Не умеет выгодно подать цветки, в отличие от своей дубравной сестрицы.

Поскольку эта заметная травка обильно цветет в волшебное время летнего солнцестояния, купальские обряды не могут без нее обойтись..

6 июля - день Аграфены Купальницы. Можно начинать собирать целебные и колдовские травы. В эту пору они обретают полную силу.

Иван-да-марью непременно вплетают в венки, которые девушки в ночь на Ивана Купалу пускают по реке, гадая о суженом.

Серьезные замужние женщины, хозяйки, тоже собирают в этот день марьянник и прячут его по углам избы - чтобы воры не забрались, чтобы зло в дом не проникло.

Мужчины незаметно прячут травку под одежду - ведь всякий ею обладающий сможет быстро ездить даже на самой старой кляче. Вот такой магический допинг!

В Аграфену Купальницу бабы с девками отправлялись в лес: ломать ветки для обрядовых веников. Потому что перед волшебной купальской ночью обязательно надо было попариться в бане.

В некоторых местностях купальские веники собирали из веток разных деревьев - каждую веточку брали со смыслом, да еще вплетали травы, и, первым делом - иван-да-марью.

Один веник брали для волшебного омовения, другими обряжали скотину - все должны зачерпнуть благой силы купальских трав!

Попарившись, самыми последними из семьи - что бы никто не увидел - девушки нагишом выходили из бани и бросали через плечо веник на крышу! Если веник ложился рукояткой в сторону ворот, то был добрый знак - скорое замужество; если к избе - еще год в девках; а если указал на кладбище - просто беда.

В.Томашевский. Гадание. Обратите внимание, что на картине - светлая летняя ночь и луна, а не темная. как часто рисуют.

В.Томашевский. Гадание. Обратите внимание, что на картине - светлая летняя ночь и луна, а не темная. как часто рисуют.

Дружат - нежный с суровым,
Дружат - жёлтый с лиловым,
По лугам, по полянам
Дружат Марья с Иваном.

Тут любовь без обмана:
Без дружка, без Ивана,
Жить и Марья не станет,
А зачахнет, завянет.

Скучны цветов названья по латыни,
Но сколько в них любви вдохнул народ!
Вот это имя мне сродни святыне,
Как сказ звучит и песнею поёт.

Его услышав, возвращаюсь в старь я,
Как будто в сказочные времена.
Два имени в одном: Иван-да-Марья -
Он верен ей, она ему верна.

Сияет Марья в жёлтом сарафане,
Она - невеста, а Иван - жених,
Он в сине-фиолетовом кафтане,
И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном
Среди лугов встречаются они -
Иван-да-Марья - в том названье звучном
Знак верной неизмеренной любви!

Нам быль ту рассказала тётка Дарья –
Ведунья всех цветов и разных трав.
Растут цветы в лесу Иван – да – Марья,
Среди опушек, около дубрав.

Они пришли к нам из далёкой были.
О них вела старушка свой рассказ.
О том, как раньше, в старину любили,
Боролись за любовь порой не раз.

Покрылись небеса тяжёлой хмарью
Тень вдруг коснулась нежного лица:
Красавицу и синеглазку Марью
Просватали по милости отца.

Не спрашивали, хочет ли девица
В мужья себе заезжего купца.
Отцу охота было породниться
С богатствами донского молодца.

Сердечный друг Иван узнал случайно
Про сговор ненавистный – сватовство.
В ночь на Купалу выкрал Марью тайно.
Так сорвалось в деревне торжество.

Заветной ночью колесо бросали.
Оно тонуло в тёмной глубине.
И куклу в синем весело сжигали,
На радость мужу и его жене.

Через костёр в ночи летали оба,
Обычай предков бережно храня.
Друг другу в верности клялись до гроба
Иван да Марья у заросшего плетня.

Семья о свадьбе слышать не желала,
Но чтоб позора вовсе избежать,
Сватов Ивана всё же принимала.
В родне у Марьи появился зять.

На Марью в ярко-желтом сарафане
С Иваном в синь - лазоревой рубашке
Соседи любовались утром ранним,
Как будто любопытные ромашки.

Иван высок и статен, светел ликом,
Шагал под руку с душенькой – женой.
Сверкнуло солнце золотистым бликом
По ниве колосящейся ржаной.

Шептались вслед весёлые подружки.
Нам сказывала дальше тетка Дарья:
Цветы раскрылись на лесной опушке,
Там, где с утра прошли Иван да Марья.

С тех пор цветут по всем лесным полянам,
Цветы, овеянные стариной,
Похожие на Марью да Ивана,
Двухцветным символом любви одной.

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

АНФИЙ ДА МАРЬЯ

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Иван глиняный

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Иван Катаев

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я — только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Иван-чай

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Иван Бунин

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Иван Купала

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА?

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин

XXX. ИВАН КУПАЛА

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную, иногда - шалфей луговой, так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный.

Марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum)

Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том, как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

Марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum)

Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий - огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья - один из четырех цветков - атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости - огонь и вода - земное и небесное.

Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

Ботаническое название Иван-да-Марьи - марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum). Это однолетнее полупаразитное травянистое растение высотой 15-50 см. Корень тонкий, слабый, растение легко выдергивается из земли. Все растение покрыто короткими беловатыми волосками. Стебель прямой, ветвистый. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, длиннозаостренные, цельнокрайние. Цветки, слегка поникающие, на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, находятся по одному в пазухах верхних листьев, образуя рыхлую одностороннюю кисть. Цветок имеет ярко-желтый венчик и прицветный лист фиолетового, синего или малинового цвета. Чашечка цветка трубчато-колокольчатая, с четырьмя зубцами, два из которых более длинные. Плод - яйцевидная, заостренная коробочка. Семена трехгранные, бурые, удлиненные.

Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

Это растение - полупаразит. На его корнях имеются присоски, с помощью которых оно прикрепляется к корням других растений и таким образом питается их соком. Иван-да-Марья может паразитировать на ивах, орешнике, ольхе, ели, а также пастушьей сумке, медунице, сныти, существенно подавляя развитие растений-хозяев. Правда, после преждевременной гибели ослабленных растений-хозяев, погибает и их паразит.

В России марьянник дубравный широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части. Чаще встречается по опушкам, разреженным лиственным лесам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах, лесных пастбищах, обычно образуя густые заросли.

Марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum)

Всего род марьянник насчитывает 13 видов, среди которых для европейской зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный, марьянник полевой (Melampyrum arvense), марьянник луговой (Melampyrum pratense), марьянник лесной (Melampyrum silvaticum) и марьянник разрезной (Melampyrum laciniatum).

Кроме того, марьянник дубравный издавна применяется в народной медицине, хотя ядовит. Отвары Иван-да-Марьи применяют при болезнях сердца и желудка, а также при невралгии и эпилепсии; для лечебных ванн - при лечении диатеза, различных сыпей, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. Растение обладает противовоспалительным, инсектицидным и сильным ранозаживляющим действием. Марьянник дубравный не является фармакопейным растением, хотя является перспективным для фармакологических исследований.

Как лекарственное сырье, используются цветки, стебли, листья, а также плоды. Собирают лекарственное сырье в период цветения растения. Сушку производят в хорошо проветриваемых помещениях.

Внимание! Лечебное сырье марьянника дубравного необходимо хранить отдельно от других растений! Срок хранения сухого сырья - до 10 месяцев.

При использовании этого растения в лечебных целях следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять его внутрь следует с большой осторожностью.

Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь. Отвар плодов применяют для уничтожения вредных насекомых.

Марьянник дубравный обладает превосходными декоративными достоинствами. В садовом дизайне его можно использовать как бордюрное растение или, например, в композициях природного стиля вместе с другими некрупными растениями, живописными корягами и камнями.

Широкому использованию этого растения на садовых участках мешает то, что марьянник - полупаразит.

Читайте также: