Традиционный суджанский сосуд в виде двухголовой вазы для хранения сухих цветов и лекарственных трав

Обновлено: 18.09.2024

Гончарное производство изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов.

Керамическая посуда и предметы быта из красной глины. Вазы, копилки, иная утварь в форме животных использовались для обрядов и в повседневной жизни.

Знаменитый старинный гончарный центр Курской области – город Суджа. Здесь и в окружающих её селениях (слобода Гончаровка, села Замостье и Заолешенка) более 350 лет занимались гончарством — целыми династиями и даже цехами со строго охраняемыми секретами ремесла, уставом и цехмейстером — главным мастером.

Суджанская керамика — это обиходная посуда и фигурные сосуды в виде животных и птиц.

Кроме сосудов, посуды, делали и глиняные скульптуры в виде животных, копилки, церковную утварь, а также печные изразцы и свистульки. Вся суджанская керамика была из красной глины, глазурованной, почти без росписи, украшалась только оттиском и гончарным ножом.

Керамикой славилась не только Суджа — посуда и другая утварь изготавливалась в Дроняево и Глушково, где работают Центры народных промыслов.

В селе Дроняево изготавливали посуду из глины, сушили её и обжигали в подземных печах – горнах, покрывали глазурью. Весной крестьяне продавали её в соседних уездах и губерниях.

Дроняевские махотки, крынки, глечики, блюда, макитры славились своей прочностью.

Место: филиал Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел в 330 км к юго-западу от Воронежа. Творчество: суджанская авторская глиняная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Место: филиал Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел в 330 км к юго-западу от Воронежа. Творчество: суджанская авторская глиняная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

За 3 месяца 2019 года авторы проекта, чтобы написать 7 своих историй, уже проехали 2790 км и побывали во всех 6 областях Центрального Черноземья. Интересно, а какая часть нашей жизни ушла бы на это, путешествуй мы на лошади? Подумать не решишься. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

За 3 месяца 2019 года авторы проекта, чтобы написать 7 своих историй, уже проехали 2790 км и побывали во всех 6 областях Центрального Черноземья. Интересно, а какая часть нашей жизни ушла бы на это, путешествуй мы на лошади? Подумать не решишься. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Глина в ряду прочих материалов, из которых во все времена изготавливали домашнюю утварь, вчистую выиграла схватку со временем. Изделия из неё сегодня есть в арсенале каждой современной хозяйки. И каким бы количеством веков не исчислялся гончарный промысел: глиняная посуда будет на кухне всегда ! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Глина в ряду прочих материалов, из которых во все времена изготавливали домашнюю утварь, вчистую выиграла схватку со временем. Изделия из неё сегодня есть в арсенале каждой современной хозяйки. И каким бы количеством веков не исчислялся гончарный промысел: глиняная посуда будет на кухне всегда ! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Так из мифа, а больше из пытливости ума и труда тяжелого, поднялась слобода Гончаровка. 355 лет тому назад появилось первое упоминание о Гончарной слободе, что имела 100 дворов, церковь Вознесения и кружечный двор (так называлось в ту пору казенное питейное заведение). Близ современной Суджи тогда-то и был положено начало гончарному промыслу. Хотя корни самого ремесла в этих местах, как говорят люди историей интересующиеся, тянутся откуда-то из глубины веков.

Гончаров в Судже, как вы поняли, в достатке. А вот суджанская авторская глиняная игрушка рождается только здесь: в Центре народных промыслов и ремесел. Особой художественной чертой этих изделий, стала дотошная детализация и мелкий рисунок, покрывший поверхность игрушки. От этого сама фигурка выглядит и реалистичнее, и привлекательнее. На ярмарке мимо такой красоты не пройдёшь: остановишься и сразу сердцем к ней потянешься. Видно, что такая игрушка не только дань уважения древним традициям, но и плод большой авторской любви.
И, чтобы нам самим всё увидеть, притронуться к истории промысла и вам правдиво рассказать – мы и отправились в Суджу!

С нашими попутчиками вы уже хорошо знакомы. Это неизменные Валенки из Царства Шерсти, что сваляны по древним традициям и расписаны на современный лад в мастерской народного мастера Воронежской области Романа Дмитриева. Их добротность не уступает их креативности! Вместе с Валеночками мы и докатились до места, где живут люди трудолюбивые и талантливые, ремесло предков своих почитающие.

Такая она - суджанская авторская глиняная, а главное, гостеприимная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Такая она - суджанская авторская глиняная, а главное, гостеприимная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Времени подвластно многое. И любое представление о красоте непостоянно. Вот и меняется прямо на наших глазах художественный облик этой самобытной игрушки с глубокими народными корнями. Мастера могли бы лепить её проще: шли бы себе след в след за наследием древних канонов.

И сегодня у нас тоже две героини. Первая: Ольга Несмачная - мастер декоративно-прикладного творчества, заведующая филиалом Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

И сегодня у нас тоже две героини. Первая: Ольга Несмачная - мастер декоративно-прикладного творчества, заведующая филиалом Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

На фольклорных фестивалях, куда выезжают суджанские мастера, порыв детей и желания взрослых всегда едины – каждый хочет подержать их глиняные диковинки да получше рассмотреть. И ведь есть что!

Медведь-гармонист - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Медведь-гармонист - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Сказочный замок - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Сказочный замок - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Затейливая мудрая сова и простой деревенский сюжет - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Затейливая мудрая сова и простой деревенский сюжет - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

А вот показались и руки нашей второй героини: мастера декоративно-прикладного творчества Оксаны Буряченко. Прямо на наших глазах рождается суджанская "барыня". И Оксане в одушевлении этого образа, уж поверьте, нет равных. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

А вот показались и руки нашей второй героини: мастера декоративно-прикладного творчества Оксаны Буряченко. Прямо на наших глазах рождается суджанская "барыня". И Оксане в одушевлении этого образа, уж поверьте, нет равных. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Оксана Буряченко интуитивно шла к выбору своего ремесла. Сначала в школе, на уроках труда, с интересом делала традиционную керамику под требовательным взором народного мастера России Юрия Спесивцева. Затем прилежно училась редкому промыслу в Суджанском техникуме искусств на отделении ковроткачества у другого народного мастера - Александра Савченко.

Глазом не успела моргнуть, а уже 10 лет как работает в Центр народных ремесел и промыслов. И все эти годы помнит примеры служения ремеслу своих мудрых наставников и так же, как и они, стремится, чтобы национальные традиции нашего народа не были утрачены.

Суджанские "барыни" мастера Оксаны Буряченко. Все певуньи и плясуньи, как на подбор. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Суджанские "барыни" мастера Оксаны Буряченко. Все певуньи и плясуньи, как на подбор. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Ой, а эта симпатичная особа на "барыню" ни капельки не похожа! Эк, она подбоченилась-то. Того и гляди в бой, а не в пляс, сейчас пойдёт! Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Ой, а эта симпатичная особа на "барыню" ни капельки не похожа! Эк, она подбоченилась-то. Того и гляди в бой, а не в пляс, сейчас пойдёт! Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Вот так выглядит суджанская "барыня", когда в её руки вдохновением мастера вложен тульский самовар и. баранки! Точка на карте: где-то в городе Тула.

Вот так выглядит суджанская "барыня", когда в её руки вдохновением мастера вложен тульский самовар и. баранки! Точка на карте: где-то в городе Тула.

Эти полки в Центре народных промыслов и ремесел буквально ломятся от фантазий юных мастеров. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Эти полки в Центре народных промыслов и ремесел буквально ломятся от фантазий юных мастеров. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Но фестивали сродни редким праздникам. А будни Оксаны Буряченко, Ольги Несмачной и их коллег-мастеров Анны Рыбкиной и Аллы Минаковой насыщены занятиями с детьми.
Игрушку хотят научиться лепить все: от воспитанников детских садов до учащихся средней школы. И пока ребёнок ходит на занятия, в Центр народных промыслов и ремесел, его интерес к ремеслу виден невооруженным глазом. А вот, заглянуть в его будущее и увидеть там к чему лежит его душа – такой оптики ещё не придумали.

Не хватало суджанскому петуху подружки и слепили ему курочку-несушку. Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Не хватало суджанскому петуху подружки и слепили ему курочку-несушку. Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Берегут мастера из Суджы красоту своего ремесла от невзгод в этом мире, радуют ею людей и учат ей детей. Пройдет время. И пусть представление следующих поколений о красоте вновь изменится. Труд и вдохновение суджанских мастеров авторской глиняной игрушки останутся не только историей, но и доброй памятью, радостью глаз и усладой души!

Не лишили нас радушные хозяева возможности провести довольно провокативную фотосессию. А мы подумали так: сюжетная работа мастера Аллы Минаковой "Осёл и Соловей" - высокохудожественна. И Валеночки наши бобровские ей под стать. И полюбуйтесь, что из этой затеи вышло! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Не лишили нас радушные хозяева возможности провести довольно провокативную фотосессию. А мы подумали так: сюжетная работа мастера Аллы Минаковой "Осёл и Соловей" - высокохудожественна. И Валеночки наши бобровские ей под стать. И полюбуйтесь, что из этой затеи вышло! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

А теперь время вознаградить самых настойчивых из вас!

В финале этой истории мы хотим тепло поприветствовать всех, кто отыскал наш пилигрим-проект на просторах всемирной компьютерной сети и, значит, сейчас читает адресованные им строки.

У искреннего интереса нет цены. Он также бесценен, как жажда новых познаний. Наш проект не исчерпывается этой публикацией. Она - всего лишь вершина айсберга. А всё, что пока сокрыто от ваших глаз, находиться на странице Павла Коваленко в Facebook. Узнаем друг друга ближе? И мимо счастья общения мы с вами тогда уже наверняка не прокатимся!

Идея проекта и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019

Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко

Backstage: Лариса Коваленко (с), 2019

На титульном фото: работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область.

Фото: из личного архива Оксаны Буряченко, Павел Коваленко, Лариса Коваленко (с), 2019

Попутчик проекта: Валенки из Царства Шерсти (г. Бобров, Воронежская область).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суджа в смежных уездах. Изразцы делают /кафли/ простые – не муравленые

Из приведенного отрывка становится известно, что фигурные сосуды в Судже упоминаются в исторических документах очень давно, возможно даже

раньше, чем в других гончарных центрах в России. Можно предположить, что гончары их стали изготавливать в более отдаленное время, чем первое их

упоминание в документах. Указывается также, что мастера издавна владели землей принадлежавшей городу, поэтому появление гончарства в этом месте следует отнести к образованию места Суджа, как поселения казаков Сумского казачьего полка. Об этом рассказывают документы середины 17 века. Указывает этот отрывок и на то, что гончары были объединены в ремесленный гончарный цех, какой к моменту написания статьи автором не был самостоятельным, а был объединен вместе с печным и возможно кузнечным. Поскольку о существовании гончарного цеха упоминается затем в материалах Суджанского земства в самом начале ХХ века.

Ценные исторические материалы о фигурных сосудах зафиксированные исследователями прошлого подкрепляются и рассказами родственников гончаров, чьи отцы, деды и прадеды занимались гончарным ремеслом. Это

Основные сюжеты Суджанских традиционных фигурных сосудов.

В ходе исследовательской работы выполненной Ю.С. Спесивцевым и его учениками удалось установить, что Суджанские гончары могли изготавливать следующие фигурные сосуды:

Фигурные сосуды, выполненные в форме баранов, делались от 1 литра до 15 и предназначались для подачи на стол хмельных напитков. Делали их двух видов небольшие размером от 1 литра до 2 литров для подачи на стол водки,

а от 3 до 15 литров для подачи на стол: пива, браги, кваса. Суджанские сосуды в виде барана делались на гончарном круге, туловище формовалось на круге, а остальные детали выполнялись методом ручной лепки. Рога их

Изготовлен, методом ручной лепки, без использования гончарного круга. Он

обожжен методом задымления, при этом использовано лощение. Поэтому декор его поверхности имеет серо-черный цвет, с характерным блестящим чёрным оттенком. Основное его назначение это практическое употребление его в быту, использование для подачи хмельных напитков к столу. Его декор

имеет также и декоративное значение в сочетании с росписью сграфитто, он

позволяет более точно передать дух прошедшего времени.

2. БЫКИ. БЫЧКИ.

имели ручку в виде хвоста рыбы. Местные легенды, некогда бытовавшие в Суджанском уезде, рассказывали о том, что в реке Псёл жило животное

с головой быка и хвостом рыбы оно защищало домашних животных от волков и других лесных зверей и наказывало пастухов за их нерадивость при

их работе. Как говорили, деревянную скульптуру такую нашли из дуба в реке

Псле, она каким-то образом, попала рыбакам в сети. Полагали, что это кумир

бога Велеса. Лепили этот сосуд всего две, три семьи гончаров широкого распространения сосуд не имел и, скорее всего, имел старинное местное бытование.

Упоминаются в письменных документах, как фигурные сосуды, издавна выполнявшиеся Суджанскими гончарами ещё в середине Х/Х века. Эти сосуды делались от 1 литра до 3 литров и предназначались для подачи на стол меда, варенья и других сладостей. Тулово их, крышка в виде головы и

сама голова делались на гончарном круге, другие детали сосуда лепились.

Обычно богато украшались различными орнаментами и узорами. Мастера использовали налеп в качестве их декорирования. Покрывались поливой разного цвета. Мастера слободы Гончарная Гора выполняли их в разных вариантах. В том числе, изображая на печных изразцах.

достоверной информации о них нет. Важно то, что они делались в первую очередь, как бытовые изделия, какие имели небольшую, но массовую продажу. Выполнялись из большого числа деталей выполненных на гончарном круге.

Фигурные сосуды медведи выполнялись для подачи на стол меда, варенья.

Размер таких сосудов от 0,5 до 2 литров. Делали их, покрывая поливой разного цвета в основном коричневого и темно вишнёвого. Кроме того, их могли делать и задымленными, что, скорее всего, говорит об их давнем происхождении. Делали эти сосуды не многие из Суджанских мастеров.

3 литров. Предназначался сосуд для подачи на стол хмельных напитков.

Такое изделие делал известный мастер Марченко Иван Ильич. Он его делал покрытым разными цветами свинцовой поливы. Изготавливали такие сосуды и другие мастера сл. Гончаровки.

Гусиные бои были, своего рода игрой, какая проходила в Гончарной слободе. Гусари, какие имели бойцовых гусей использовали во время своих

застолий специальные сосуды в виде Гуся, какого именовали Царь-гусак,

он побеждал во время боев гусаков всех стад в Судже. Его то и лепили гончары. По обычаю гусари могли пить только вино или медовые напитки

из таких сосудов и окроплять гусей перед боем или покупкой гусей.

малых форм, так и в виде копилок.

У этого сосуда только туловище делалось на гончарном станке, а остальные

Фигурный сосуд в виде кабана известен по рассказу только одного семейства

гончаров из рода Алексенко Данилы Ивановича. Поэтому делали его другие гончары не известно. Тулово сосуда выполнялось на гончарном круге, а остальные детали долепливались. Сосуд в виде кабана делался для подачи на стол хмельных напитков. Размер от 0,5 до 2 литров делался он чаще всего для

крепких напитков в основном водки. В конце Х/Х начале ХХ века сосуд в виде кабана делать перестали, а стали делать в виде копилки. Декорировался

кабан в виде вдавленных пальцами точек округлой формы по размеру пальца.

Такой символ, обозначал богатство.

Основной набор традиционных фигурных сосудов состоял, возможно, и из большего числа сюжетов, однако информация об остальных сосудах очень ограничена и опирается только на устные рассказы отдельных информаторов.

Технология изготовления фигурных сосудов.

Мастера Суджанского керамического промысла изготавливали сосуды, используя старинные гончарные технологии. Тулово фигурных сосудов они изготавливали на ножном гончарном станке, затем, когда изделие подсыхало, к нему приделывали вылепленные из глины различные детали: ножки, голову, крылья, а также другие части фигурного сосуда.

Некоторые сосуды собирались из нескольких отформованных на круге частей. Чтобы выполнить фигурный сосуд, необходимо было специально подобрать для этого гончарную глину. Глина, должна быть хорошо очищена от посторонних примесей. По своему составу она должна, относится к высокопластичным гончарным глинам, в составе которых должно быть от 25 до 27 % окиси алюминия, поскольку от количества его содержания в глине напрямую зависит её пластичность. Мастера использовали для формовки фигурных сосудов очень выдержанную глину, какая долго лежала в буртах на открытом воздухе, что заметно повышало её пластические свойства. Приготовление керамической массы к работе осуществлялось мастерами, методом ручной лепки с помощью простейших инструментов: струга, с помощью которого она очищалась от камушков, вкраплений извести и других инородных тел, с помощью специального деревянного молотка она уплотнялась, а затем руками раскатывалась на деревянной лавке или столе. Мастер формовал на круге туловище сосуда для одной или нескольких частей сосуда, а затем остальные части сосуда вылепливал методом ручной лепки. Если сосуд имел большой размер, то мастер подсушивал отформованные на круге части и только затем собирал все части сосуда. Сушка фигурных сосудов, отличалась тем, что к ним всегда относились более осторожно, чем к простой гончарной посуде. Мастер чаще переворачивал сосуд, больше времени давал естественному его

высыханию. Переставляя его с одной полки на другую во время сушки, он следил за тем, чтобы сосуд высыхал более равномерно. Для чего более быстро высыхающие части, он накрывал ветошью. Фигурные сосуды

Суджанскими мастерами могли делаться, задымленными, а также покрытые

глазурью. Для нанесения глазури использовали деготь, чтобы порошок глазури смог пристать к стенке сосуда. Состав глазури был такой: свинцовый

порошок, окись свинца, хорошо перетертый песок, земляная пыль, а также различные добавки окисей металла, чтобы цвет изделий был более привлекательный. В основном использовали окись меди, железа, марганца.

Цвет фигурных сосудов покрытых глазурью был: коричневый, зеленый, красный, желтый, вишнёвый, а также разные оттенки этих цветов.

Обжиг фигурных сосудов осуществлялся в печах – горнах, где обжиг проходил дровами разных пород деревьев. Особенностью их обжига в гончарной печи было то, что фигурные сосуды ставились в горне в таком месте, чтобы их более равномерно обходили потоки раскалённого воздуха.

Располагали их так, чтобы их закрывали более крупные гончарные изделия:

макитры, миски, тарели, горшки, покрышки. Мастера, как правило, обжигали определенный набор гончарных изделий, какой помещался в гончарном горне, поэтому если в этот набор входило 10-15 сосудов, то при обжиге мастер использовал специально приготовленные дрова, дубовые пеньки,

хорошо высушенные дрова разных пород деревьев. Температура обжига в гончарном горне могла достигать от 950 до 1200 градусов. Есть основания полагать, что мастера при обжиге фигурных сосудов мастера могли использовать двойной обжиг тех или иных работ. Таким образом, старые Суджанские гончары использовали достаточно сложные технологические приемы при изготовлении фигурных сосудов и другой художественной керамики.

При изготовлении фигурных сосудов использовались традиционные, старинные гончарные технологии. Большое внимание при изготовлении

фигурных сосудов уделялось декорированию изделий. В прошлом мастера использовали различные приемы декорирования: налепы разных глин, процарапывание гончарным ножом, выполненные рельефные изображения орнаментов, оттиск глиняным штампом и другие способы декорирования. Орнаменты на сосудах изображали: волнистые и линейные полосы, круги, веточки, цветки, треугольники, квадраты, кресты.

Все эти способы орнаментации изделий обычно использовались в изготовлении набора Суджанских фигурных сосудов.

Выполнение фигурных сосудов осуществлялось по старинным технологиям

часть изделий лепилась методом ручной лепки фигурных сосудов, а часть с использованием гончарного круга. Размеры изделий выполнялись в соответствии с теми, что были в старину. Раньше для обжига использовали горн, и некоторые фигурные сосуды были рассчитаны только для такого способа обжига.

Колесникова Елена Васильевна

Курская область – одна из провинциальных областей Центральной России. Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.

ВложениеРазмер
sudzhanskaya_igrushka_-_vozrozhdyonnoe_iskusstvo_kurskogo_kraya.docx 37.27 КБ
sudzhanskaya_igrushka_-_1.pptx 2.89 МБ
sudzhanskaya_igrushka_-_2.pptx 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

СУДЖАНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА –

Секция – историческое и культурное наследие:

Автор: Фанина Ольга, 9-й класс

Руководитель: Колесникова Елена Васильевна,

учитель истории, обществознания,

  1. Введение. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ИСТОЧНИК ЛЮБВИ К 2
  1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ – НАЦИОНАЛЬНОЕ 3
  1. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СУДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ 4
  2. ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ ПОЮЩИХ ЗАГАДОК РЕМЕСЛА 5
  3. МАСТЕР СУДЖАНСКОЙ ИГРУШКИ 5

Ю РИЙ С ТЕПАНОВИЧ С ПЕСИВЦЕВ


«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ИСТОЧНИК ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Россия – великая держава со своей богатейшей историей и культурой, которая накапливалась веками. Хранителями подлинной народной культуры всегда были и остаются малые города. Именно в них ещё не угасли родники фольклора, сохранилось бережное отношение к национальным обычаям, к самобытному наследию традиционного искусства.

Курская область – одна из провинциальных областей Центральной России. Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.

Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Отрадно, что в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов: ведь еще немного, и они уйдут в небытие – вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому мной и была выбрана тема о старинном промысле Курского края – суджанской игрушке. Важно, чтобы народная культура не угасала, а была тем светочем, который поможет будущим поколениям гордиться мастерством и талантом своих предков.

Мне было интересно работать над проектом. Ведь задачи, которые я поставила перед собой, были и сложны и просты одновременно. Я многое узнала о глине, из которой изготавливали игрушки. Оказалось, что и сама глина для изготовления посуды, игрушек, была особенной. Но главную роль в сохранении промысла играют люди – замечательные мастера: те, кто в течение долгого времени сохранял традиции изготовления игрушек, и те, кто сегодня бережёт и передаёт нынешним поколениям секреты мастерства.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ –

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДА

Искусство малых русских городов – это особый пласт нашей художественной культуры. Культуры, которая по праву считается национальным достоянием России. Залог жизненной силы и успехов нашего национального искусства в том огромном потенциале, который заложен в искусстве малых городов России.

Богата Курская земля народными умельцами. По всей России славились их изделия. Знаем ли мы художественные промыслы и тех мастеров, которые составляли гордость нашего края, знают ли их наши дети.

С давних пор в Курском крае существовали различные промыслы:

  • кожевенный, сапожный (с. Спалоть Рыльского уезда, сл. Белая Суджанского уезда, слободы Курска и др.);
  • бондарный (сл. Жидеевка и Михайловка Дмитриевского уезда, д. Долгие Буды и Долгий Колодезь Обоянского уезда и др.);
  • экипажный (с. Бузец Дмитриевского уезда, с. Брилёвка, с. Сенное, д. Жидеевка Дмитриевского уезда);
  • сундучный (с. Глушково Рыльского уезда);
  • иконописный (с. Борисовка Гайворонского уезда);
  • гончарный (с. Дроняево Льговского уезда, Суджанский уезд);
  • расписной игрушки-свистульки (с. Кожля Льговского уезда, глиняная игрушка из Суджи).

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СУДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ

На Курской земле найдётся много мест, которые завораживают русского человека своей красотой. Но в Суджанском крае удивительный пейзаж. Удивительны и прекрасны качества здешних людей – доброта и народная мудрость, поэтичность и широта души, с полной силой выраженные в песнях, музыке, танце, ремесленном творчестве.

Так случилось, что именно на суджанской земле дольше, чем в других уголках нашего края, сохранились все формы народного искусства во всём богатстве и многообразии: ковроделие, узорное ткачество, плетение из лозы и, конечно же, старейшее гончарное производство.

Большая часть жителей занималась изготовлением не только повседневной посуды, но и печных изразцов, строительной керамики, декоративных изделий, игрушек-свистулек.

При обжиге получался черепок тёплого красно-коричневого оттенка. В качестве украшения использовалось узорное процарапывание, волнистые линии, текстовые и цветочно-орнаментальные налепы из белой глины. Отличительной особенностью изделий являлось их выполнение в виде глазурованных сосудов, стилизованных под фигурки животных.

Неподалёку от Суджи располагается Гончарная слобода. Древние гончарные легенды этой слободы рассказывают о том, что святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси, делали остановку на Гончарной горе и местным жителям предсказали, что в этом месте будет значительный гончарный промысел. Одной из загадок Гончарной горы стало то, что уже в первом описании города 1664 года, упоминается Гончарная слобода, в которой насчитывалось 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор. В то время даже крупные города не имели такого количества гончаров, сосредоточенных в одном месте. Известно, что уже в то время гончары были объединены в ремесленный гончарный цех, в котором состояло большинство жителей Гончарной слободы. Именно цех положил основу развития этого ремесла в слободе, регулировал работу и образ жизни гончаров.

Огромные запасы гончарных глин хорошего качества в окрестностях Суджи многие столетия обеспечивали материалом этот старейший во всей Курской области промысел. Щедрая природа наделила глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом.

Суджа была ещё и торговым городом, где ещё в XVIII веке устраивалось 4 ярмарки, имевшие репутацию одних их лучших в Курской губернии.

Одна из них, Георгиевская, устраивалась 23 апреля по старому стилю, когда отмечался праздник Святого Георгия – покровителя курских гончаров и игрушечников.

ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ ПОЮЩИХ ЗАГАДОК РЕМЕСЛА

Крупные работы – медведь, символизирующий силу, мощь Российского государства, сова – символ мудрости, красавцы петухи – ваза для икебаны; а также подсвечники, декоративные посудины с очертаниями птиц – все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурой отделки. В этом красота и особая привлекательность Суджанской керамики. Нигде в другом месте не могли появиться такие игрушки. Они должны были родиться здесь, на этой скромной древней земле, среди величественной природы, в умелых руках людей, которые помнят и берегут мастерство предков.

Мастера Центра художественных народных промыслов и ремёсел Суджи рождают вокруг себя красоту, бережно и с любовью относятся к традициям старинного искусства.

Минакова Анна Анатольевна. Её всегда завораживал удивительный процесс превращения бесформенного глиняного кусочка, согретого теплом человеческих рук, в забавные игрушки, фигурки животных и людей.

Ларионова Любовь Алексеевна много вдохновенного труда вкладывает в каждую игрушку. Её творениями стали чудесные павлины, лебеди, уточки с задорными хохолками. Ни на одном изделии узор не повторяется.

Глиняные игрушки Деряженцевой Лидии Александровны – сказочные персонажи. Её работы – Чудо-богатырь и комичный Гномик, затейливые жар-птицы, бравые гусары и прекрасные принцессы, фигурки сказочных птиц и зверей.

Работы суджанских мастеров невозможно спутать с другими. Они неизменно приковывают к себе взгляды удивлённых зрителей.

МАСТЕР СУДЖАНСКОЙ ИГРУШКИ

Ю РИЙ С ТЕПАНОВИЧ С ПЕСИВЦЕВ

А какие оригинальные у Юрия Степановича игрушки. Например, солонки-перевертыши. Смотришь на неё – кошка. Но стоит наклонить – лошадь.

Спесивцев владеет всеми типами обжига и декора, применяемом в суджанском гончарстве. Он всегда чётко следует традициям, как истинный мастер. Но как художник всегда старается сделать традиционные изделия авторскими и оригинальными.

Игрушечный керамический промысел сопутствовал большому гончарному промыслу. В старые времена игрушки, свистульки, забавки лепили для себя и на продажу. Игрушечный промысел считался несерьёзным занятием. Поэтому игрушкой занимались женщины и дети. В настоящее время игрушка является предметом коллекционирования и научного изучения. Ею занимаются народные мастера и именитые художники. Юрий Спесивцев и его ученики участвовали во многих международных и всероссийских выставках. Неоднократно искусствоведы отмечали особую пластику и приёмы изготовления декора в суджанских игрушках.

Читайте также: