Украшение цветами иконы обрезание господне

Обновлено: 18.09.2024


Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет — самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением зелени — прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет — символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне — один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков — розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне. Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

Троица — один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.
Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале — из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань — кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты — профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

При выборе растений в храме используются любые цветы, подчеркивающие красоту икон. Предпочтение отдается растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаментах храма.

2014-01-06-49-1

Белый цвет – символ чистоты, поэтому он выбирается в качестве основного фона и на Крещение Господне. Всё убранство храма должно напоминать об очищении, обновлении, возрождении. В Страстную Пятницу плащаницу Спасителя также убирают белоснежными цветами, напоминающими о белизне ткани, в которую был завернут Христос при погребении, символизирующими духовный свет и чистоту. Белые цветы украшают храм и икону праздника на Преображение Господне.

На Вербное воскресение храмы украшаются веточками пушистой вербы, заменяющей в средней полосе ветви финиковой пальмы. После Крестопоклонной недели в украшениях преобладают цветы красных оттенков – розы, гвоздики. Красные цветы – знак приближающихся Страстей Христовых. На Благовещение в оформлении используются белые лилии как символ этого праздника. Их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. На Богородичные праздники, помимо белых, используют растения голубых и синих оттенков. Плащаницы оформляются гирляндами из цветов.

Светлое Воскресение Христово – важнейший из праздников. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, которое наполняет сердца христиан в этот день. Одним из символов Пасхи является яйцо. Из гвоздик, лепестков роз делаются композиции в виде яйца.

2014-01-06-49-3

Украшения составляются из разнообразных цветов, в том числе и полевых. Пол в храме устилается скошенной травой. Традиционным элементом оформления в этот день считаются ветви березы: на Троицу все храмы утопают в молодой зелени березок. Полевые цветы и луговые травы наполняют всё своим благоуханием.

Священное Писание о символике растений

Тексты Священного Писания наполнены аллегориями. Для их глубокого и многогранного понимания важно знать символику используемых понятий. Важное место в жизни человека всегда занимали растения, поэтому и в библейских им текстах отводится особое место.

В Ветхом Завете:

  • пшеница и ячмень символизируют соответственно духовную и телесную пищу;
  • виноград означают радость жизни и, в то же время, народ Израиля;
  • гранат призывает к действию, работе над собой;
  • финик – спокойное и мирное состояние духа.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Использование символики растений в украшении храма

Изображения цветов существовали в христианстве с самых первых десятилетий его существования. Катакомбы – помещения, приспособленные для совершения богослужений – были расписаны с использованием флористических образов. Несомненно, эти росписи не только служили украшением, но и отражали мировоззрение, поскольку ничего случайного в христианском искусстве не было.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Сегодняшний православный храм, как и первохристианский – это образ Горнего Иерусалима, поэтому церковное искусство в богослужении призвано создавать образа преображённого мира, в котором главенствует Бог. Именно по этой причине растения всегда присутствовали и в иконописи, и в росписи храмов, и в оформлении фасадов.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Основные принципы церковной флористики

Безусловно, работа храмового благоукрасителя – творческий процесс. Однако, как и иконопись, она немыслима без канонов. Неограниченный полёт фантазии церковного флориста сродни богословствованию по своему разумению.

В день Рождества церковь украшают еловыми ветками, венками, деревьями как напоминание о вечной жизни. Вместе с ними используют белые цветы, в первую очередь, лилии, а также гипсофиллы или хризантемы.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Зелень – символ жизни – неизменно преобладает в праздник Святой Троицы, именуемого в народе зелёными святками. В храме размещают берёзовые веточки или небольшие деревца, пол устилают душистой травой, благоухание которой дополняют цветочные ароматы.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Белый цвет обычно доминирует в праздники Благовещения, Богоявления и Преображения Господня как напоминание о чистоте, обновлении, возрождении и одновременно Божественном Свете.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Используют его и в скорбные дни Страстной Пятницы – плащаницу Спасителя обкладывают белоснежными растениями, как и плащаницу Божией Матери в день Её Успения, добавляя к ним голубые и синие цветы.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Со второй половине Великого Поста — Крестопоклонной недели — в декорировании храма превалируют красные гвоздики или розы как знак приближающихся Христовых страданий.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Этот же цвет знаменует собой Пасху – из лепестков роз или гвоздик нередко выкладывают композиции в форме яйца.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Поскольку всё в храме должно быть подчинено созданию и поддержанию молитвенного настроения, цветы – это благоговейные акценты, посредством которых оформляются Царские врата, раки и ковчеги со святыми мощами, лежащие на аналое иконы, особо почитаемые святыни, двери в храм и др. Они не подавляют главного объекта, а лишь подчёркивают и украшают его.

Элементы цветочного декора всегда вписываются в интерьер храма с учётом его размеров, формы и стиля.

Не последнее значение имеет и чисто практическая сторона: цветы не мешают священникам во время проведения службы и прихожанам, когда они прикладываются к святыне. Поэтому для оформления берут только те цветы, которые не имеют навязчивого запаха, острых шипов, и, разумеется, ядовитые растения.

Церковная флористика – синтез искусства и богословия

Современная церковная флористика – это относительно новый вид искусства, призванный, наряду с другими его видами – живописью и музыкой – гармонично участвовать в богослужении. Цветы в храме – своеобразная проповедь о Христе.

Цель работы церковного флориста может считаться достигнутой, если цветочные аранжировки органично встроены в пространство храма и существуют в нём ради создания молитвенного настроения.

о1


Хорошо подойдут обложить плащаницу.

Как красиво украсить цветами плащаницу:
Губки ( фото сверху, лучше брать тонкие и длинные и к ним подложку) намочить ( сначала положив вокруг плащаницы и поняв, сколько нужно). Мочить лучше в тазу, как губка утонет, значит она готова к работе.
Можно сделать на рамке, рамка и фото ниже, на рамке проще, так как оазисы крепятся друг к другу непрерывно

Цветы ( хризантемы, розы, гипсофилу, зелень для закрытия "голых" мест - лучше салал, он типа нашей березы, отличная зелень забивалка голых мест) нужно обрезать, чтобы оставались стебли от бутона - 10-12 см.
И пихать все это со всех сторон в губку, как цветы напихаете и покажется, что достаточно, в оставшиеся дырки пихайте зелень, она прекрасно их закроет. Можно еще и гипсофилу купить.

салал

Салал

гипс

Гипсофила

пл3

В конце украшения, у Вас должно получиться вот так

пл

пл1

1

Из таких же губок делают и композиции на иконы, только сначала делают легкую рамку, к ней на хомуты крепят разрезанные вдоль напополам оазисы ( можно завернуть их в тонкую пищевую пленку, чтобы не стекала вода, а можно просто поставить и она стечет:

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

икона

икона2

икона 5

икона3

икона 4

гирлянда

Гирлянда. Гирлянда - это то, что на фото ниже.

паровозики

Чтобы ее сделать, нужно купить вот такие губки-оазисы - паровозики

И по той же техноголии засовывать в них цветы.

гирл

А такую гирлянду делают из тех же оазисов, как и на плащаницу и ставят их близко друг к другу:

Читайте также: