Урок подготовка к сочинению по картине толстого цветы фрукты птица

Обновлено: 18.09.2024

Натюрморт – это изображение неодушевлённых
предметов в изобразительном искусстве.
Композиция картины – расположение
предметов в пространстве, выделение главного в
изображении

4. Федор Петрович Толстой (1783-1873)

5. План к сочинению

Краткая информация о художнике.
2. Композиция натюрморта:
1.
Ваза и цветы
b) Фрукты и ягоды
c) Птица
d) Бабочка
a)
3.
Мои впечатления от картины

Передо мной картина…
На переднем плане замечательного
полотна…
В центре картины художник
изобразил…
Мне понравилась картина, потому
что….

7. Ваза

8. Фрукты

Вокруг вазы лежат фрукты и
ягоды.
Их можно сорвать в саду
Яблоки сочные и спелые. Они
красные, оранжевые, яркожелтые. Их так и хочется
съесть. На разрезанном яблоке
видны косточки.
Ветка темно-зеленого винограда с
вьющимися усиками и яркозелеными листьями наполнена
солнцем.
На переднем плане алеет веточки
красной и белой смородины

9. Птица

На веточке винограда
сидит
маленькая
разноцветная птичка.
Чтобы заметить ее, нужно
как следует приглядеться.
Головка и верх спинки у
птицы ярко – голубого
цвета,
животик
желтенький,
крылышки
серовато – зеленоватые.
Она
склонилась
над
яблоком и хочет его
клюнуть.

10. Бабочки

11. Мои впечатления от картины

Мне понравилась картина. Художник показывает
красоту, очарование, неповторимость природы,
учит видеть и любить прекрасное.

Краткий комментарий к статье от Виктории Викторовны:

Профессионального чтения…

  • продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).
  • способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.
  • способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).
  • продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных (целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения целей, принятие решений в проблемной ситуации, самоконтроль и самооценивание);

б) познавательных (проведение наблюдения, вывод определения и понятия, установка причинно-следственных связей, структурирование текста);

в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, видеоролик, учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след…

Афанасий Афанасиевич Фет

1. Вводно-мотивационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

–Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по- ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?

– Правильно, на картинах!

2. А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку (чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня? Попрошу вас быть внимательными.

– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.

– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)

– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).

– Каким же образом? ….. Правильно, словами.

– Пробовали вы это делать раньше? (Да) –

Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)

– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?

– Да, мы будем описывать картину.

4. Операционно-содержательный этап.

– Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?

– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже знает?

– Попробуйте закончить стихотворение.

– Молодцы! А что же такое натюрморт?

Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

– О чём может рассказать натюрморт? (о вещах, об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.)

– Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на натюрморт, но не каждый может его создать.
Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры

– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)

– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели. Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)

– В каком же стиле будет написано наше сочинение? Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
–А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……

– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого натюрморта могут только очень внимательные зрители.

Беседа по картине:

– Какие предметы изобразил художник?

– Что поместил художник в центре своей картины?

– Как вы думаете, почему ваза, в которой стоят цветы, прозрачная?

– Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

– Что изобразил художник на картине слева?

– Что мы видим справа от вазы?

– Почему художник решил изобразить на картине среди фруктов птичку?

– Что еще на картине привлекает ваше внимание?

– Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

– Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

– Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?

– Нравится ли вам эта картина? Почему?

8. Закрепление итогов беседы: словарно-стилистическая работа. Работа с карточками. (Приложение № 3)

– Проверь себя: (Слайд № 15 . Презентация к уроку.)

Ваза с цветами: стеклянная, цветы, красивые, белые, нежно-розовые, узкие стебли, причудливо изогнутые тёмно-зелёные листья, изысканный букет, прозрачная вода,

Фрукты: веточки красной и белой смородины, яблоки, спелые, краснобокие, половинка яблока, бело-розовая мякоть, тёмно-коричневое семечко, румяные, большая кисть, виноград, ягоды крупные, спелые, блестящая кожица, аромат спелых плодов

Птица: изящная птичка, необычное оперение, голубая головка, что-то высматривает.

Оцените себя по итогам выполненной работы.

– Ответьте, пожалуйста, что же важно для жанра натюрморта?

– Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

– Давайте определим основную мысль автора натюрморта. В этом нам поможет упражнение 317 в учебнике. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

Художник: живописец, автор картины, Фёдор Толстой, он, творец

Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.

Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.

– Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)

10. Совместное составление плана (работа ребят, коррекция учителя.)

– Вспомним ход нашего урока и попробуем составить план сочинения. План запишем в тетради.

– С чего же начнём сочинение?

– О чём мы можем сказать во вступлении? (Ответы)

Задание: составить предложения из слов: (Слайд № 17. Презентация к уроку.)

Чтение различных вариантов вступления.(обоснование именно такого варианта)

– Молодцы! Эти предложения помогут вам при написании вступления.

2. Какие предметы изобразил художник? (расположение предметов на картине, краски, фон, детали).

3. Настроение картины.

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5.Основная мысль автора. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

6. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

– Какова же будет главная мысль нашего описания? Вам поможет в ответе на этот вопрос эпиграф к уроку. ( Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)

10. – Для облегчения работы я предлагаю некоторым ребятам карточки.(Приложение №5) Ваша задача – использовать эти карточки при написании сочинения.

11. Рефлексивно-итоговый этап.

– Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.

– А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок.

Итоги урока. (по выбору учащихся)

А) закончи фразу:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

В) Составь несколько связных предложений по картине (устное сочинение-миниатюра) (для более сильных учащихся)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и лите.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и лите.

Цель урока: развивать художественную речь учащихся; учить описывать изображён.

Цель урока: развивать художественную речь учащихся; учить описывать изображённое на картине; активизировать лексику учащихся по данной теме; расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф. П.Толстого

Слово о художнике Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) скульптор и график, меда.

Слово о художнике Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель, пробовавший свои силы в живописи, в создании театральных (балетных) костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии

Слово о художнике В истории русского искусства XIX века Фёдор Петрович Толсто.

Слово о художнике В истории русского искусства XIX века Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. Ф.П.Толстой является знаменитым художником XIX века, которого характеризует отличительная особенность написания полотен. Его работами в одинаковой мере восхищались как коллеги, так и ценители живописи. Особенно художник любил изображать цветы и фрукты. Ветка винограда

Картины художника Букет цветов, бабочка и птичка Птицы и цветы Ветка сирени и.

Картины художника Букет цветов, бабочка и птичка Птицы и цветы Ветка сирени и канарейка

Основная мысль автора натюрморта Ф. П.Толстой прославляет красоту мира вещей.

Основная мысль автора натюрморта Ф. П.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь

Основная мысль сочинения -описания натюрморта Мир, окружающий человека, прекр.

Основная мысль сочинения -описания натюрморта Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту

Составим план сочинения Несколько слов об авторе картины. 2. Композиция натюр.

Составим план сочинения Несколько слов об авторе картины. 2. Композиция натюрморта: а) цветы; б) фрукты; в) бабочка; г) птичка. 3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

Подберите синонимы ХУДОЖНИК — живописец, автор картины, мастер живописи, созд.

Подберите синонимы ХУДОЖНИК — живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; КАРТИНА — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; ИЗОБРАЗИЛ — запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал

Собираем рабочие материалы стеклянная ваза; грушевидная форма; кристально чис.

Собираем рабочие материалы стеклянная ваза; грушевидная форма; кристально чистая вода… изысканный букет; красивые цветы; белые и нежно-розовые соцветия; причудливо изогнуты узкие тёмно-зеленые листья; длинные стебли … веточки красной и белой смородины; свежие и прозрачные ягоды; краснобокие яблоки; на бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко; кисть спелого винограда; крупные ягоды; кажется, брызнут сейчас сладким соком; ярко-изумрудного цвета; светятся на солнце… изящная птичка; необычное оперение; голубая шапочка; голубые перышки спинки; наклонила головку к яблоку; что-то высматривает на его блестящей кожице … красивые бабочки; дивной красоты; хрупкое создание; порхают над цветами и фруктами. … Предмет изображенияМатериалы Ваза Цветы Фрукты Птичка Бабочка

Передо мной картина … На переднем плане замечательного полотна… В цент.

Передо мной картина … На переднем плане замечательного полотна… В центре картины художник изобразил… При создании картины мастер использовал… Художнику удалось… Опорная лексика

есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения); пр.

есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения); правилен ли порядок слов; правильно ли связаны слова по смыслу; не повторяются ли одинаковые слова и выражения; правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте: Приступайте к работе в чистовике. Удачи!

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать полный и доказательный ответ на вопрос.

4. Уметь работать в паре, группе.

5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.

6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.

7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.

1. Натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица.

3. Таблицы (для работы над композицией текста, словарными словами).

4. Карточки с заданиями (для работы в парах, группах).

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Какие вопросы вам надо задать, чтобы описать картину? (Ответы детей фиксировать на доске):

- Какая картина? (Как называется?)

- Кто автор? Какие картины написал?

- Что изображено? (Кто изображен?)

- Что изображено в центре? На переднем плане?

- Какие детали важно отметить?

- Каков колорит? Основные цвета?

- Каков фон картины?

- Какова цветовая гамма?

- Какое настроение вызывает картина?

- Какие чувства вызывает?

- Зачем автор написал эту картину? (АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?)

5. Чтобы ответить на эти вопросы, надо увидеть картину.

6. Беседа (обсуждаем вопросы в парах и отвечаем).

- Что вы видите на картине? Картина сложная или простая?

Исследователи утверждают, что в простоте – загадка картины!

- Это портрет? Может быть, бытовая сценка? Пейзаж?

Правильно, жанр картины – натюрморт!

- Какие предметы изобразил художник?

- Как показана прозрачность воды в вазе?

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке? Слева? Справа?

- Как художник изобразил птицу? Какая она?

- Что еще на картине привлекает внимание?

- Какой фон выбрал художник? Почему?

Итак, давайте вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на какие из них мы уже нашли ответы, а на какие – нет. Наверное, пока загадкой остаётся вопрос об авторском замысле…

В ваших ответах сегодня прозвучали слова, которые мы относим к словарным словам. Повторим их написание, их произношение (стенд в классе подготовлен к уроку, определим по словарю лексическое значение):

7. Работа в группах (карточки с пропущенными орфограммами и пунктуационными знаками).

Ответы групп.

Ваши ответы можно использовать при написании сочинения.

8. Вернемся к композиции сочинения и составим план (Продолжить работу в таблице)

Ф.П. Толстой и его картины.

Основная часть

Композиция натюрморта:

1. Цветы в стеклянной вазе.

2. Фрукты: яблоки, виноград.

Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?

9. Вопросы классу.

- Какой пункт плана вызывает затруднения?

- Каким настроением проникнута картина? Можно сказать, что она наполнена гармонией?

- Чему учит художник?

- К чему призывает автор картины своим натюрмортом?

10. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Что вы сделали (поняли, запомнили) лучше всего? Что было самым трудным.

Общую оценку за творческий проект каждый из вас получит после написания сочинения ( с учетом вашей самооценки готовности к написанию работы).

Читайте также: