Урок сочинение описание цветов

Обновлено: 15.09.2024

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Цветы, цветы! Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старо­сти, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера.

Весна красна цветами,
а осень снопами.

Самый первый цветок – вестник весны. Как же называется этот цветок?

Ученик. В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреницадубравная. Но самый красивый весенний цветок — голубая пролеска.

Идёт показ слайдов первой странички.

Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разлива Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба — одно над головой, другое под ногами. Пролеске не страшны весенние заморозки, потому что в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Учитель. Ребята, знаете ли вы стихотворения о первых вестниках весны?

Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
И всю цветочную красу весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно.
И быть избранником весны мне любо и отрадно.
Н. Холодковский

Я беленький подснежник
Для мамы принесу,
Он пахнет нежно-нежно,
Как теплый снег в лесу.
С. Вигдорова

41. Прочитайте тексты. Определите их темы. Как бы вы их озаглавили? Выпишите слова-определения, характеризующие предмет описания.

  1. Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинах уже увидишь голубые, как небо, цветочки – маленькие, тихие, нежно пахнущие. И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима и сдалась. (В. Моложавенко.)
  2. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, про­стой и откровенный первовестник радости и счастья. (Г, Троепольский.)
  3. Белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каж­дый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине.

По каким признакам сходства подснежники воспринимаются как "крохотная капля голубого неба"?

Почему подснежники называют "первовестниками радости и счастья"?

Слово учителя. Представьте себе, что вы встретили во время прогулки подснежники'. Опишите их устно, используя прочитанные тексты, стихотворения и свои наблюдения. Вам могут помочь вопросы: Каков цвет лепестков, стебелька, сердцевинки? С чем можно сравнить лепестки и сердцевинку? Чем пахнут подснежники? Где они растут? Что они "видят"? Что "слышат"? Какие чувст­ва вызывают у вас эти предвестники весны?

Учитель. Хорошо. Молодцы. Аеще каких цветов, вестников весны вы знаете?

Показ слайдов. (Верба, ландыши, яблоня ,черемуха).

Ребята, сейчас послушаем стихотворение, которую выучила наизусть и расскажет нам выразительно ваша одноклассница – Ландыш. Будьте очень внимательны. О каком цветке идет речь?

– Итак, что за цветок?

– Совершено верно. Дайте описание данному цветку.

(Открывается слайд – ландыши).

(Чудесный цветок; цветочки-жемчужины; колокольчики весны; листья крупные; хрупкие нежные цветочки; бутоны, как бубенчики; цветочки, словно бусы; заячьи ушки)

– Следующая наша гостья – черемуха, которая цветет в разгар весны.

(Открывается слайд – черёмуха)

Ученик. Она зацветет в разгар весны- оживает природа, нежной молодой зеленью покрываются деревья и кустарники.. Белопенная черёмуха словно возвращает лес к поре снегопада. Только снег этот теплый живой, душистый.

А черёмуха, наряженная с головы до ног в белые кружева, стоит будто невеста – стар и млад её красотой восхищаются. Не в синем, не в красном или голубом наряде, а в белом. Может, это оттого, что спешила раньше всех расцвести и не успела приглядеться, какие другие на Земле есть краски? Любоваться бы людям на неё да радоваться, а они – ломают её, ветки гнут. Недолго в комнатной вазе белые цветы простоят – гляди, уже осыпались (По кн. "Тайна красоты".)

– Подберите синонимы к словам зацветает, оживает, восхищаться, глядеть,

– Выберите из текста ключевые слова, которые помогут вам составить описание черёмухи.

– Разделяют ли все люди любование автора нарядной черёмухой? Что его огорчает и почему?

– Закройте глазки. Представьте себе, что перед вами стоит черёмуха. Составьте её описание, выразив своё отношение к ней. Используйте в своём описании слова из стихотворения Сергея Есенина.

(Сказочная, душистая, ароматная, в белых кружевах, восхитительная, кудрявая, будто невеста, нарядная, медвяная, зелень золотиста, сияет в серебре.)

Ребята, знаете ли вы о народных поверьях, связанных с черемухой?

  1. Когда черёмуха цветёт, всегда холод живёт.
  2. Черёмуха и цвет – тут и соловей тебе в голос.
  3. Цветёт черёмуха – добрый улов на лещей.
  4. Если у черёмухи много цвета – лето будет мокрое.
  5. А урожай на черёмуху – так урожай на лето.

Розы прививают любовь к природе, а шипы – уважение. /Антон Лигов/

Идет показ слайдов.

Выполнение упражнения 55 страница 23.

55. Прочитайте текст про себя, обратив внимание на подбор слов, помогающих словесно изобразить (воспеть) "розу – царицу цветов". Прочитайте выразительно текст, соблюдая правильную интонацию и логическое ударение на словах.

"Благоухая, розы рассказывают сказки", – писал немецкий поэт Генрих Гейне. "Живая молния!" – воскликнул Александр Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. "Как луч зари", – назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон. "Расцвела роза в роще, и с её появлением все цветы получили новую жизнь. " – замечал писатель Александр Грибоедов. "Ярко-радостными" показались молодому поэту Валерию Брюсову цветы после майской грозы. "Нет в мире ничего нежней и краше, чем этот свёрток алых лепестков, раскрывшийся благоуханной чашей. " – пишет Самуил Маршак. (По кн. "Тайна красоты".)

Выпишите ключевые слова, характеризующие восхищение писателей розой.

Постарайтесь с помощью выписанных ключевых слов и собственных наблюдений описать её, выразив своё отношение к этому цветку.

(Благоухают; сказочной красоты; "Живая молния!" "Как луч зари"; "Ярко-радостными"; "Новая жизнь"; благоухающая чаша; нежные лепестнки; свежая в росинках; прелестная; обворожительная; и т.д.)

1) Шиповник – "родственник" (какого цветка?). Плоды шиповника богаты (чем?). Это растение называют шиповником, потому что оно покрыто (чем?).

Розы прививают любовь к природе, а шипы – уважение.

Учитель. В конце весны – в начале лета цветов в лесу, на лугу, в поле уже много. Мы расскажем о самых любимых и добрых.

Ученик. Мой любимый цветок – анютины глазки. Это, если можно так сказать, символические цветы. Во Франции анютины глазки – символ верности. В Польше их ласково называют "братки" и девушки дарят эти цветы женихам. А в Англии цветок еще до недавнего времени служил для объяснения в любви: достаточно было послать его и написать свое имя, и не требовалось больше никаких слов.

В некоторых странах анютины глазки – символ мудрости. А немцы называют эти цветы мачехой (не путайте с мать-и-мачехой). У цветка пять лепестков. Самый крупный, нижний – мачеха, два боковых – поменьше, они тоже красивы, ее родные дочери, а два верхних, самые маленькие, почти не раскрашенные, – бедно одетые падчерицы. Научное название растения – фиалка трехцветная. 350-400 лет назад человек начал выводить садовые анютины глазки, которые ярче и крупнее лесных. Но мне милее лесные цветы.

Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно.

Ученик. Колокольчики тоже добрые цветы. Ночью холодно, выпадает роса. Цветы наклоняются и чуть прикрываются. Это чтобы капли дождя или ночная роса не намочили нежную пыльцу. В цветок, спасаясь от ночного холода и непогоды, забираются мелкие насекомые. Здесь им тепло, сухо и уютно. Выйдет солнышко, поднимет головку колокольчик, и вылетят из него насекомые.

Учитель. Отгадайте загадку.

Во лугах сестрички –
золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)

Ученик.

Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветки ветерок на лету.
Ромашки. Ромашки. Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
(Вс. Рождественский
)

Ученик. Ромашки бывают разные. Когда их собирают на лугу, всегда стараются сорвать цветы покрупнее. На мелкие и внимания не обращают. А между тем как раз они и есть настоящие ромашки, а крупные – это поповник, или нивяник обыкновенный.

Ромашки по форме схожи с зонтиками. По легенде они в давние времена были зонтиками у маленьких гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. А еще ромашки похожи на удивительные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох. Это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки несколько месяцев смотрят на небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят – смотрят, утомятся – и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку – и он поведает тебе самые сокровенные тайны.. Ромашка вместе с березой символизирует неповторимый русский пейзаж.

Ученик.

Одуванчик, одуванчик,
Ты горюешь над овражком:
Кто понежит, кто понянчит,
Где уснуть цветам-бедняжкам?
Ветер дует, рвёт былинки,
Пух с головушки срывает,
Серебристые пушинки
В чёрном поле развевает.
(С. Нерис.)

Дайте описание "Луговой солнышке".

Учитель. А как часто приходится, видеть: несут люди из леса букеты - кто маленькие, хорошо

подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро ВЯНУТ, их выбрасывают. Иногда считают, что сбор цветов безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян — ведь они еще только цветут, а значит, не успеют дать продолжение роду.

Ученик. Каждый человек сам должен твердо следовать правилу — возвращаться домой без

сорванных цветов. Пусть они растут на лесной поляне или опушке. Может быть, вместо букета ты

привезешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.

Идет показ слайдов.

Цветы – что дети: уход любят.

Учитель. Кто ухаживает за цветами?

(Садовод, цветовод, садовник.)

Учитель. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе если бы не труд садовода.

Посмотрите на фотографии, здесь вы, ваши родные, близкие среди цветов – в мире прекрасного, который сотворили сами. Пожалуйста, расскажите о своем любимом цветке. Расскажите, что нужно делать, чтобы получились вот такие красивые цветочки.

А что делать, ребята, если человек живет в условиях, где невозможно вырастить цветы?

– Как поздравить родственника, друга, родителей, любимую и подарить им чудесные цветы, тому, кто, может быть, живет от него за сотни километров.

– Правильно. Можно послать художественную телеграмму или открытку с изображением цветов.

Узелок на память. Словарная работа

  1. почтовая карточка для открытого (без конверта) письма;
  2. карточка такою же форма; с художественными изображениями.

А всегда ли это было возможно? Знаете ли вы, когда появились открытки?

Историческая справка. Поздравительные открытки (см. Приложение 2)

Учащиеся защищают подготовленные своими руками открытки.

Слайд – Цветок жизни.

Учитель Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный Цветком жизни, установлен под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на пятнадцатиметровом стебле, большими буквами написано: "Пусть всегда будет солнце!"

Нет на земле языка более всего понятного сердцу, чем язык цветов. Как часто один-единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание!

Расскажите, что вам известно о блокаде Ленинграда и о монументе названном "Цветок жизни"? Почему он так назван?

Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты.
(Константин Бальмонт)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок развития речи в 6-м классе.

Обучение написанию сочинения-описания.

Обогащение словаря обучающихся лексикой определенных тематических групп.

Способствование овладению синонимическими средствами языка.

Обучение умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств.

Воспитание любви и бережного отношение к природе, к малой родине; внимательного отношения к людям.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок развития речи.

Технология: на традиционной основе с использованием ИКТ.

Оборудование:

Красота обладает силой

и даром вносить мир в сердце.

М. Сервантес

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке.

Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…)

А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется?

А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет русского языка и литературы. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?

Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в написании сегодняшней творческой работы. Итак, у нас урок развития речи.

Что мы делаем на таких уроках? (Развиваем речь.)

Что значит развивать речь? (Ответы детей.)

Вы, наверное, догадались, что наш урок будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным (глядя на оформление класса). Мы вновь развиваем речь, учимся делать ее образной, выразительной, богатой, яркой и красивой. Но сегодня мы не просто развиваем ее, а будем работать над отдельными элементами, над одним из типов речи. Каким? Вспомним типы речи.

Когда мы о чем-то повествуем, рассказываем, на какой вопрос отвечает наш текст? Какой это тип речи?

Молодцы, ребята. Наверное, вы сами сможете определить, чем мы займемся на уроке, о чем будем говорить. Итак, определим задачи урока (будем учиться описывать предмет, в данном случае – цветы).

Запишем в тетради дату и тему урока.

Введение в тему. Беседа.

Итак, цветы. А цветы – это, прежде всего, красота.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какие образы возникают? Что такое красота? Как она может проявляться? Где вы ее наблюдали, когда с ней встречались?

Да, красота обитает повсюду, везде окружает нас; красивы небо, дорога, трава, школа, класс, мальчики, девочки и т.д. Красивыми могут быть отношения между людьми, ваши замечательные ответы на уроках, умение общаться, слушать друг друга… То есть красота воплощается в разных формах. И одно из самых совершенных ее воплощений – цветы. Цветы – это самое прекрасное, что есть на земле. Они разные, но в них гармония красоты, любовь, они чудесны и загадочны.

Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду. Слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных и мифологических существ в изящные растения.

Прослушивание легенд о цветах: гиацинт, ирис, сирень, хризантема, незабудка, примула, ландыш, фиалка (Слайды №№ 3-10).

Легенды рассказывают заранее подготовленные ученики.

Выборочный диктант.

Но, придумывая легенды и предания, человек нередко сам творит чудеса, и создания природы иногда бледнеют перед созданиями его рук. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе, если бы не труд… кого? (Садовода, цветовода, садовника.)

Ребята, а что же делать, если человек живет в условиях, где невозможно вырастить цветы? Чем можно заменить естественные условия для выращивания цветов? (Построить теплицу, оранжерею.)

Что такое оранжерея? (Это теплое, застекленное помещение для выращивания растений, теплица.)

Проверяем, читаем определения.

Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы подготовили небольшие зарисовки о цветах, которые вам наиболее приятны, а может быть, о ваших любимых цветах. Я рекомендовала вам обратиться к различного рода словарям, справочникам, энциклопедиям с тем, чтобы вы могли найти материал о том, почему тот или иной цветок получил такое название.

Итак, слушаем и пытаемся понять, почему ученик выбрал именно этот цветок, чем он ему понравился, т.е. обращаем внимание на слова, помогающие определить отношение говорящего к своему высказыванию, это могут быть прилагательные-определения и оценочная лексика.

После прослушивания зарисовок заострить внимание учащихся на том, что не во всех текстах мы увидели отношение автора к цветку.

Анализ текстов-образцов различных стилей.

А сейчас обратимся к текстам №1 и №2, которые лежат у вас на партах. Читаем тексты вслух (Слайд №12).

Чем похожи тексты? Чем отличаются? В каком из двух видно отношение автора к цветку? (Описание ландыша.)

Где можно встретить такое описание, как в тексте №1? А такое, как в тексте №2?

В каком из текстов описание ландыша более сочное, яркое, красивое? А за счет чего создается яркость, красочность, образность описания?

Посчитайте и скажите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные.) Какой части речи совсем нет? Почему? А по какой причине прилагательное оказывает такое влияние на текст?

Как называются образные прилагательные?

Найдите эпитеты и другие художественные средства языка в тексте.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны.

На солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею.

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Закройте глаза и мысленно перенеситесь в прекрасный мир музыки, цветов, мир запахов, красок, ощущений. Ребята, это вальс, посмотрите, автор относится к цветам как к людям. Слушая музыку, представьте себе какой-нибудь цветок, как он выглядит, с чем можно сравнить, на какого человека похож. (Прослушивание.)

Тихо повторно включить музыку, ребята пишут. Тем, кому трудно выполнять работу, предлагается примерный план (Слайд №14).

Чтение ученических работ – зарисовок (без комментария).

Итог урока.

– Какие задачи ставились перед нами на уроке?

А почему ваше описание художественное?

– Что вам особенно понравилось на уроке? Что вы делали с большим удовольствием, а что с меньшим?

– Как мы с вами поработали, как слушали друг друга? Можно ли сказать, что мы работали красиво? (Обращение к эпиграфу – Слайд №16).

Презентация на тему: " Подготовка к сочинению-описанию цветка. Описание как тип речи Описание – это словесное выражение какого –либо явления действительности путём перечисления." — Транскрипт:

1 Подготовка к сочинению-описанию цветка

2 Описание как тип речи Описание – это словесное выражение какого –либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. Описание – это словесное выражение какого –либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. Основной вопрос к тексту – описанию Основной вопрос к тексту – описаниюкакой?

3 Объект исследования - цветок Ландыш Роза Василек

5 I. Общее впечатление. II. Цветок: лепестки, стебель, листья. 1. Цвет. 2. Аромат. 3. Форма, особенность строения. 4. Звук, звучание. 5. Жизнь цветка. 6. Характер. III. Чувства, которые вызывает цветок. Настроение. План сбора материалов к сочинению - описанию

6 Строение цветка Пестик Тычинки Лепестки Чашечка Чашелистики Цветоложе

7 Строение цветка Совокупность лепестков – венчик Совокупность чашелистиков - Чашечка

9 Соцветия – группы цветков

17 Характер музыки Страстная Страстная Горделивая Горделивая Волевая Волевая Величественная Величественная Торжественная Торжественная Задушевная Задушевная Задорная Задорная Игривая Игривая Беззаботная Беззаботная Беспечная Беспечная Ласковая Ласковая Строгая Строгая Поэтичная Поэтичная Приветливая Приветливая Простодушная Простодушная Изящная Изящная Грациозная Грациозная Нежная Нежная Женственная Женственная Лукавая Лукавая Озорная Озорная Благородная Благородная Элегантная Элегантная Изысканная Изысканная Утонченная Утонченная

18 Тембр (окраска голоса) Резкий Резкий Прозрачный Прозрачный Мягкий Мягкий Яркий Яркий Звонкий Звонкий Темный Темный Приглушенный Приглушенный Сочный Сочный Зловещий Зловещий

19 Абхазская роза Нет в мире ничего нежней и краше, Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист, - Глубокий кубок, полный аромата, Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно – зеленый, по краям зубчатый. За лепесток заходит лепесток, И все они своей пурпурной тканью Струят неиссякаемый поток Душистого и свежего дыханья. С.Я. Маршак

29 Основные признаки текста: Единство темы Единство темы Наличие главной мысли Наличие главной мысли Относительная законченность Относительная законченность Смысловая и грамматическая связь предложений Смысловая и грамматическая связь предложений Логическая связь частей текста Логическая связь частей текста

30 Средства связи в тексте Синонимы Синонимы Описательные обороты Описательные обороты Лексические повторы Лексические повторы Однокоренные слова Однокоренные слова Местоимения Местоимения Наречия Наречия Антонимы Антонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: раздаточный материал (текст №1, текст №2, иллюстрации цветов), мультимедийный проектор, музыкальные композиции из балета "Щелкунчик" П.И. Чайкоского.

Эпиграф:

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедрость нежно людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

русского языка

по развитию речи в 5 классе


Учитель: Шишкина Т.Г.

Под затихающие звуки вальса слово учителя:

- Нет на свете ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на свете поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Цветы сопровождают человека всю его жизнь, в печали и в радости. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

- Как вы понимаете слова эпиграфа? (ответы учащихся).

- А сколько нежности в их названиях: маргаритка, незабудка, фиалка, ромашка…

- А знаете ли вы названия цветов? Мы это сейчас проверим. (учитель загадывает загадки о цветах, учащиеся называют цветок).

Загадки о цветах:

1. Только снег в лесу сошёл,

Я голубеньким расцвёл.

2. Ой, звоночки – синий цвет!

С язычком, а звона нет.

(колокольчик)

3. Посадили зёрнышко,

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём!

4. Что за куст красивый это?

Отцветёт – и вновь, как встарь,

Люди скажут: «Красно лето

6. Стоит кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое – что это такое?

7. На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт руками…

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны.

На солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Что уходит лето.

Не хотят, как видно,

Чтобы дождь осенний

Он качает головой,

Не серебряный, не медный

Этот маленький цветок.

Не разносит ветерок.

Взгляните на белые лилии,

На стройность их стеблей тугих,

На их молодые усилия

Быть чище и выше других!

А лица анютиных глазок,

Как добрые гномы из сказок,

Возникшие из-под земли!

В беленькое платьице –

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты,

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.

- У каждого цветка своя история, своё название, связанное часто с древними мифами, с особенностями строения цветка или с именами учёных. Вот одна из таких историй:

Японцы издавна отмечают хризантему, так как с магическими свойствами цветка связана и легенда о происхождении Японии.

В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями.

Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали триста молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство Японию.

У китайцев именем хризантемы называется девятый месяц года, а девятый день этого месяца считается праздником. Существует народное поверье, что сорванная в этот день хризантема приобретает магическую силу. Любуясь хризантемами, китайцы и японцы не забывают и …употреблять их в пищу. Из лепестков хризантем готовят салат.

Однако, главное в хризантемах не кулинарные, а эстетические достоинства. Последние цветы года – хризантемы – появляются с первыми заморозками и потому по-осеннему холодны и притягательны, как холоден и притягателен иней первых заморозков.

В Китае хризантемы олицетворяют мудрость и долголетие; в Японии – счастье, успех, удачу; во Вьетнаме – душевную чистоту и ясность разума.

- А вот истории известных вам цветов: гордого Пиона и душистого лесного Ландыша. (2 ученика у доски рассказывают истории цветов)

Имя этому цветку дано в честь врача Пеона, который вылечил от ран бога Плутона. По одной из легенд Геркулес (Геракл) смертельно ранил владыку загробного мира, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвали в его честь. Ещё до нашей эры пион был известен в Греции и Китае как декоративное и лекарственное растение, обладающее магическими свойствами и защищающее от злых духов. Цветок этот считается царём цветов.

Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волховой. Слёзы царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал своё сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти. Ландыш обладает нежным, удивительно приятным запахом.

2. Но пора перейти от истории цветов в наше сегодняшнее время. Все вы, ребята, знакомы с цветами не понаслышке.

- Где можно встретить цветы? (на лугу, в саду, в лесу и т.д.)

- Какие садовые цветы вы знаете? Для чего их сажают? (роза, тюльпан, гвоздика, георгины и др. Они украшают сады, парки, скверы. Их сажают в декоративных целях)

- Назовите другие цветы. (ромашка, василёк, анютины глазки, незабудка)

- Послушайте стихотворение о луговых цветах, запишите названия цветов, которые звучат в нём:

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

Кошачьи тапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Какую роль играют в жизни человека цветы?

- Многие растения и цветы обладают лечебными свойствами, назовите такие цветки. (одуванчик, валериана, девясил, мать – и - мачеха и др.)

- Несмотря на неказистый вид эти растения приносят пользу людям. Кроме того, красота внешняя не всегда соответствует красоте внутренней.

(чтение сказки)

РОЗА И РОМАШКА

Сколько цветов росло в саду: тюльпаны и гладиолусы, нарциссы и пионы. Но красивее всех была роза.

- Ах, как она прекрасна! – говорили пионы.

- Она великолепна! – шептали гладиолусы. А завистливые тюльпаны то и дело краснели от злости.

Росла в саду совсем-совсем незаметная ромашка. Она молча любовалась красотой розы.

Всему свой черёд: пришло время, все привыкли к красоте розы и перестали её хвалить. А розе было обидно, поэтому она стала ругать другие цветы:

- Вы только посмотрите, как нелепы и долговязы гладиолусы! Как безвкусно расфуфырены пионы!

Однажды садовник полил цветы слишком холодной водой, и роза – неженка простудилась. Она чихала. Ромашке было очень жаль её. Она согрела воду в своих ладошках, оборвала со своего платьица лепестки и настояла на воде.

- Выпейте это, пожалуйста, вам станет лучше, - сказала она розе.

- Что тебе нужно, замарашка! Не дотрагивайся до моего бархатного платья!

Ромашка всё-таки уговорила розу выпить лечебный чай, и роза поправилась. Она снова купалась под душем из-под лейки и больше не болела.

Так бывает и у людей: хорошие люди не всегда заметны, а плохие видны всегда, и слова их колются, как колючки у розы.

3. У каждого из вас есть любимые цветы. Какие цветы вам нравятся больше всего и почему? (учащиеся готовятся заранее по заданию: найти изображение любимого цветка: открытки, рисунок, фото и рассказать о нём, доказывая свою любовь к нему. В данном случае – герань и ирис).

4. Переходим к словарной подготовке:

Выполним следующие задания:

3) подберите эпитеты и определения к словам: цветок (какой?) – ароматный, прекрасный, нежный, загадочный, неповторимый, гордый; лепестки (какие?) – тонкие, с бахромой, пушистые; стебелёк (какой?) – тонкий, изящный; запах (какой?) – неповторимый, притягательный, волнующий, нежный, загадочный; букет (какой?) – торжественный, загадочный, юбилейный, праздничный, прекрасный.

4) Продолжите предложения:

Цветы – это… (настроение, радость, счастье…).

Мой цветок прекрасен, как… (восход, сама жизнь, рождение ребёнка…).

Цветы приносят людям… (капельку волшебства, удачу, радость…).

Если бы не было цветов, то… (жизнь была бы бесцветной, не было бы счастья, многих замечательных произведений искусств…).

Берегите цветы! Потому что… (это часть жизни; без них жизнь была бы скучной, безрадостной…).

- Дома вам предстоит написать сочинение, а сочинение – это текст. (в классе учащиеся пишут сочинения в черновиках, дорабатывают самостоятельно дома, оформляя на альбомных листах, сложенных вдвое, как книжка)

- Что такое текст? Назовите яркие признаки текста (повторяем сведения, полученные на уроке развития речи).

- Какие вы знаете типы речи? (слайд №20)

- Сейчас обратимся к текстам №1 и №2, которые лежат у вас на столах. Читаем тексты вслух.

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине, получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветёт белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и резные белоснежные цветы – это всё ландыш!

Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями – и задрожат, качая головками, цветы – колокольчики.

Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!

- Чем похожи тексты? Чем отличаются? В каком из двух видно отношение автора к цветку? (Описание ландыша)

- Где можно встретить такое описание, как в тексте №1? (в научной литературе). А такое, как в тексте №2? (в художественной книге)

- В каком из текстов описание ландыша более сочное, яркое, красивое? А за счёт чего создаётся яркость, красочность, образность описания? (прилагательные)

- А эти прилагательные как у нас называются? (эпитеты)

- Какие типы речи мы будем использовать в сочинении? (описание и рассуждение)

- Что мы будем описывать в сочинении? (любимые цветы)

- О чём будем размышлять? (о красоте, радости, которую несут нам цветы, какие цветы существуют, какую пользу приносят…)

- Итак, подведём итоги: для чего нужны цветы? Что цветы значат для человека?

Читайте также: