В саду пышно цвели георгины и астры распространяя в воздухе осенний травянистый грустный запах

Обновлено: 18.09.2024

Орфографический тренинг: слитно или
раздельно
А. По лестнице снизу (в)верх (кто) то шёл.
Б. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко,
(за)то часто присылал землякам гостинцы и письма,
написанные (чьим) то чужим почерком.
В. Я вставал рано, с рассветом, и (тот)час же принимался
за (какую) нибудь работу.
Г. Природа (как) будто (что)то предчувствовала.
Д. (На)право, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым
голосом пела иволга, должно быть,(то)же старушка.

Е. Саша сидит и придумывает,(что)бы такое
сильное и веское сказать (не)навистному дяде.
Ё. Большая старая овчарка (грязно)белого цвета
раза три обошла (во)круг лошади.
Ж. В саду тихо шумели деревья, и прекрасная
вечерняя заря горела (по)праздничному, захватив
(пол)неба.
З. От бессонницы и (в)следствие напряженной
борьбы со мной происходит (не)что странное.
И. Днем княгиня крепилась, ночью(же) давала
полную свободу слезам и плакала всю
ночь,(в)плоть до утра.
Й. (В)течение целого месяца мы не могли решить
вопрос (на)счет ремонта.

ЭКСПРЕСС – ОПРОС (ПО ВАРИАНТАМ)
I ВАРИАНТ.
Определите способ связи
и средства ее выражения:
1) наш класс;
2) чей-то взгляд;
3) веселый человек;
II ВАРИАНТ
Дополните до словосочетаний.
Определите способы связи.
1) Обидеть … - обида……;
2) образовать …- образование……;
4) один из нас;
3) обосновывать… - обоснование……;
5)любить рыбалку;
4) наполнить… - наполнять…
6) очень любя;
5) уверенность… - увериться… .
7) весело шагать;
8) шагать по пригоркам;
9) по крутым пригоркам;
10) не слишком крутым.

Задание для всех
Образуйте из следующих слов словосочетания
так, чтобы были представлены все виды
подчинительной связи.
1) Способность;
2) по-разному;
3) прогулка;
4) счастливый;
5) решение.

ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМЫ?
СИНОНИМИЯ (от греч. συνωνυμία —
одноименность) — тождество или
близость значения разных языковых
и речевых единиц.
СИНОНИМЫ - слова, одинаковые или
близкие по значению.

МОЖНО ЛИ ИЗОБРАЗИТЬ СИНОНИМЫ
КАК МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО?
бегемот = гиппопотам
Но:
красный ? алый ? пурпурный
думать ? размышлять

МОЖНО ЛИ ИЗОБРАЗИТЬ
СИНОНИМЫ КАК
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО?
бегемот = гиппопотам
Но:
красный ≈ алый ≈ пурпурный
думать ≈ размышлять

Перед вами одно из заданий ЕГЭ.
Определите, какие знания и умения потребуются
для его выполнения?
А28. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
причастным оборотом?
• Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
• Три тополя, которые росли на краю поля,
превратились в огромных великанов.
• Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых
и нежных нарциссов, которые склонялись на своих
ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим
ароматным запахом.
• Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые
квадратом окаймляли пруд.

Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части
сложноподчиненного предложения причастным
оборотом невозможна,
- если в главной части сложноподчиненного
предложения есть указательное слово (тот,
того и т.),
-если союзное слово который стоит в
косвенном падеже с предлогом,
- если сказуемое выражено формой будущего
времени,
- -если придаточная часть присоединяется
союзным словом где.

ПРИМЕРЫ:
Голос отца не имел того выражения
доброты, которое меня всегда радовало.
Она без памяти любила сына, в котором
видела черты своего покойного мужа.
Приходи на мой концерт, который
состоится в нашей школе.
Трудно забыть места, где прошло твое
детство.

Синтаксическая синонимия это
различные
синтаксические
конструкции близкие по значению, но
разные по форме выражения и
оттенкам значения.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ
НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
согласование
школьный
учебник
управление
учебник
для школы
примыкание
управление
читать
читать
выразительно
с выражением

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ
НА УРОВНЕ
СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
метафора
сравнение
парцелляция
обычное
предложение
инверсия
прямой
порядок слов

РЕШИТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ
Осуществите замену конструкций с помощью
синтаксической синонимии
•в причастных оборотах
•в деепричастных оборотах
•в сложных и односоставных предложениях
•в средствах художественной выразительности

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 1
Они пошли в дом через большую
каменную террасу, которую со всех сторон
закрывали густые шпалеры винограда
"изабелла".
Даша положила на стол небольшой
квадратный предмет, который был
завернут аккуратно в белую бумагу и
тщательно перевязан розовой ленточкой.
Черные обильные гроздья, которые
издавали слабый запах клубники, тяжело
свисали между темной зеленью, которую
кое-где озолотило солнце.
Анна, до жадности любопытная ко всему,
её касавшемуся и не касавшемуся, сейчас
же потребовала, чтобы ей принесли
показать морского петуха.
По всей террасе разливался зеленый
полусвет, сразу сделавший лица женщин
побледневшими.
=
=
=
=
=

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 1
Они пошли в дом через большую
каменную террасу, которую со всех сторон
закрывали густые шпалеры винограда
"изабелла".
Даша положила на стол небольшой
квадратный предмет, который был
завернут аккуратно в белую бумагу и
тщательно перевязан розовой ленточкой.
Черные обильные гроздья, которые
издавали слабый запах клубники, тяжело
свисали между темной зеленью, которую
кое-где озолотило солнце.
Анна, до жадности любопытная ко всему,
её касавшемуся и не касавшемуся, сейчас
же потребовала, чтобы ей принесли
показать морского петуха.
По всей террасе разливался зеленый
полусвет, сразу сделавший лица женщин
побледневшими.
=
=
=
=
=
Они пошли в дом через большую
каменную террасу, со всех сторон
закрытую густыми шпалерами винограда
"изабелла".
Даша положила на стол небольшой
квадратный предмет, завернутый
аккуратно в белую бумагу и тщательно
перевязанный розовой ленточкой.
Черные обильные гроздья, издававшие
слабый запах клубники, тяжело свисали
между темной, кое-где озолоченной
солнцем зеленью.
Анна, до жадности любопытная ко
всему, что ее касалось и что не
касалось, сейчас же потребовала, чтобы
ей принесли показать морского петуха.
По всей террасе разливался зеленый
полусвет, от которого лица женщин сразу
побледнели.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 2
Муж, когда уезжал утром по спешным делам
в город, положил ей на ночной столик футляр
с прекрасными серьгами из грушевидных
жемчужин, и этот подарок еще больше
веселил ее.
=
Генерал обнажил свою величественную голову и целовал поочередно руки у обеих сестер, потом целовал их в щеки и опять в руку.
=
Еще до войны жена сбежала от него с
проезжим актером, потому что пленилась его
бархатной курткой и кружевными манжетами.
=
Князь Василий Львович сидел за большим
круглым столом и показывал своей сестре,
Аносову и шурину домашний юмористический альбом с собственноручными рисунками.
И опять его дрожащие руки забегали,
теребили пуговицы, щипали светлые
рыжеватые усы, трогали без нужды лицо.
Княгиня Вера, с неприятным чувством
поднявшись на террасу, вошла в дом.
=
=

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 2
Муж, когда уезжал утром по спешным делам в
город, положил ей на ночной столик футляр с
прекрасными серьгами из грушевидных
жемчужин, и этот подарок еще больше веселил
ее.
уезжая утром по спешным делам в
= Муж,
город, положил ей на ночной столик футляр
Генерал обнажил свою величественную голову и
целовал поочередно руки у обеих сестер, потом
целовал их в щеки и опять в руку.
обнажив свою величественную
= Генерал,
голову, целовал поочередно руки у обеих
с прекрасными серьгами из грушевидных
жемчужин, и этот подарок еще больше
веселил ее.
сестер, потом целовал их в щеки и опять в
руку.
Еще до войны жена сбежала от него с проезжим
актером, потому что пленилась его бархатной
курткой и кружевными манжетами.
Еще до войны жена сбежала от него с
проезжим актером, пленясь его бархатной
курткой и кружевными манжетами.
=
Князь Василий Львович сидел за большим
круглым столом и показывал своей сестре,
Аносову и шурину домашний юмористический
альбом с собственноручными рисунками.
Князь Василий Львович, сидя за большим
= круглым
столом, показывал своей сестре,
И опять его дрожащие руки забегали, теребили
пуговицы, щипали светлые рыжеватые усы,
трогали без нужды лицо.
опять его дрожащие руки забегали, теребя
= Ипуговицы,
щипля светлые рыжеватые усы,
Княгиня Вера, с неприятным чувством
поднявшись на террасу, вошла в дом.
Вера с неприятным чувством
= Княгиня
поднялась на террасу и вошла в дом.
Аносову и шурину домашний юмористический альбом с собственноручными
рисунками.
трогая без нужды лицо.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 3
Лица хозяина сначала не было видно:
он стоял спиною к свету и в
замешательстве потирал руки.
=
Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена
предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском
доме еще не покончили с ремонтом.
=
Подумай обо мне, и я буду с тобой,
потому что мы с тобой любили друг
друга только одно мгновение, но навеки.
=
В эту секунду она поняла, что та
любовь, о которой мечтает каждая
женщина, прошла мимо нее.
=
Уже не стали видны ни земля, ни
деревья, ни небо.
=
Я вспоминаю каждый твой шаг, улыбку,
взгляд, звук твоей походки.
=
Бьют часы. Пришло время.
=

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 3
Лица хозяина сначала не было видно:
он стоял спиною к свету и в
замешательстве потирал руки.
хозяина сначала не было видно,
= Лица
потому что он стоял спиною к свету и в
Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена
предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском
доме еще не покончили с ремонтом.
Вера Николаевна Шеина, жена
= Княгиня
предводителя дворянства, не могла
Подумай обо мне, и я буду с тобой,
потому что мы с тобой любили друг
друга только одно мгновение, но навеки.
обо мне, и я буду с тобой: мы
= Подумай
с тобой любили друг друга только одно
В эту секунду она поняла, что та
любовь, о которой мечтает каждая
женщина, прошла мимо нее.
эту секунду она поняла: та любовь, о
= Вкоторой
мечтает каждая женщина,
Уже не стали видны ни земля, ни
деревья, ни небо.
не стало видно ни земли, ни
= Уже
деревьев, ни неба.
Я вспоминаю каждый твой шаг, улыбку,
взгляд, звук твоей походки.
каждый твой шаг, улыбку,
= Вспоминаю
взгляд, звук твоей походки.
Бьют часы. Пришло время.
замешательстве потирал руки.
покинуть дачи: в их городском доме
еще не покончили с ремонтом.
мгновение, но навеки.
прошла мимо нее.
Бьют часы. Время.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 4
Вся местность спускается к морю
географической картой.
=
На обсохших сжатых полях, на их
колючей, словно желтая щетина,
поверхности заблестела слюдяным
блеском осенняя паутина.
=
Я теперь чувствую, что, словно какой-то
неудобный клин, врезался в Вашу
жизнь.
=
А мухоморы точно из красного атласа и
вышиты белым бисером.
=
Любовь должна быть трагедией,
величайшей тайной в мире!
=
Воображаю, какое впечатление он
произвел на Ваших гостей.
=
И ее душа как будто бы раздвоилась.
=

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 4
Вся местность спускается к морю
географической картой.
= Вся местность спускается к морю,
точно географическая карта.
На обсохших сжатых полях, на их
колючей, словно желтая щетина,
поверхности заблестела слюдяным
блеском осенняя паутина.
= На обсохших сжатых полях, на их
колючей желтой щетине заблестела
слюдяным блеском осенняя паутина.
Я теперь чувствую, что, словно какой-то = Я теперь чувствую, что каким-то
неудобный клин, врезался в Вашу
неудобным клином врезался в Вашу
жизнь.
жизнь.
А мухоморы точно из красного атласа и
вышиты белым бисером.
= А мухоморы! Точно из красного
атласа и вышиты белым бисером.
Любовь должна быть трагедией,
величайшей тайной в мире!
= Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире!
Воображаю, какое впечатление он
произвел на Ваших гостей.
= Воображаю, какое он впечатление
произвел на Ваших гостей.
И ее душа как будто бы раздвоилась.
= И душа ее как будто бы раздвоилась.

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
Подберите в рассказах и повестях А.И. Куприна отрывки, в
которых можно применить возможности синтаксической
синонимии. Изменив структуру предложений, подготовьте
карточки с лингвистическими уравнениями на
восстановление подлинного текста писателя (в наборе
предложений или связном отрывке из текста).

Говоря о мастерстве создания портрета в литературном произведении, не стоит забывать об одном его типе, который условно можно назвать “вписанным”. Человек не только “описывается”, но и “вписывается”, включается в более широкий фон, становясь его конструктивной частью. И одновременно этот фон-окружение бросает свой отсвет на человека, заставляет его выглядеть по-другому, выявляет в его облике сущностные черты, скрытые от глаза без такого включения.

“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом…”. Выделенные нами определения связывают в сознании читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них — создаётся впечатление, что она одна из них. Так образ героини, вошедшей в пору своей осени, опять встраивается в более широкий пейзажный контекст, который обогащает этот образ дополнительными смыслами.

Роль музыки в раскрытии главной темы рассказа

а маяке ревела днём и ночью, точно бешеный бык”. И через одно предложение продолжение “музыкальной темы”: “То задувал с северо-востока, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах”.
Чудовищная какофония начала повести легко “отзовётся” в её развязке, в одном из последних абзацев: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями.
Разумеется, не только музыка царит в прозаическом шедевре А. И. Куприна. Повесть немыслима без чарующих пейзажных зарисовок. Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов.

Вот один из наиболее характерных в этом смысле эпизодов из второй главы: “Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой (здесь и далее курсив мой. — С. Ш.) , розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни”.

Пример сочинения 2

Всем известно, что человек неразрывно связан с разными видами искусства, это может быть кино, театр, архитектура, живопись и тп, но я считаю, что наиболее сильная связь является с музыкой, так как в повседневной жизни сложно представить хотя бы один день без ее прослушивания. Дома, в транспорте, на учебе, на работе человек слушает музыку для разных целей: отдохнуть и расслабиться, отвлечься от проблем, найти поддержку и просто оценить творчество любимого исполнителя. Мне было бы очень интересно разобраться в том, какую роль музыка играет в жизни человека, и в каких ситуациях она четко прослеживается.

Одной из важных функций музыки является – поддержание духа человека, вера в надежду на лучшее. Примером данной функции является творчество солдат во время Великой Отечественной войны. Они были авторами множества песен, текста была наполнены поддержкой и мотивацией, а иногда даже шутками. Все это было сделано для того, чтобы во время войны боевой дух креп и становился только сильнее. Такие песни исполнялись у костра под гитару, во время выполнения заданий для того, чтобы развеять страх, с утра и перед сном дабы получить нужный настрой. Также во время Великой Отечественной войны было написано огромное количество стихотворений, которые также, как и музыка помогали нашим солдатам обретать веру в себя и не бояться идти на врага. Я считаю, что данное военное творчество стало одной из причин победы СССР в Великой Отечественной войне.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что музыка играет важную роль в жизни человека, даже является частью человеческой души. Она направляет человека на верный жизненный пусть, заставляет задуматься о каких-то важных моментах жизни, поддерживает, расслабляет и просто развлекает. Также она влияет на психику, настроение, здоровье и развитие человека. Слушая музыку, каждый отдает предпочтение определенному стилю или исполнителю, находит в этом частичку себя. Сколько бы времени ни прошло, музыка была, есть и будет существовать и играть огромное значение для жизни своего слушателя.

Пример короткого сочинения 3

В этом произведении бедный чиновник Желтков пишет княгине Вере прощальное письмо, где признаётся этой женщине в сильной и самоотверженной любви к ней, говорит ей, что не может существовать без любви к женщине, помнит о ней каждую минуту. Он просит княгиню в письме прослушать эту музыку великого Бетховена. Слушая сонату, женщина прозревает, она почувствовала, что мимо неё прошла великая любовь, которая встречается очень редко. Музыка показала ей, что бедный чиновник Желтков был в неё сильно влюблён, его любовь была всепоглощающей, он больше ничего не замечал, ничем не интересовался. Звуки выражали, что чиновник всегда помнил, как княгиня Вера глядит, как ходит, как улыбается. Его любовь никогда не угасала. Музыка открыла княгине, что Желтков простил её за равнодушие и спокойно ушёл в мир иной, ведь его любовь будет жить вместе с его любимой.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.

Читайте также: