В саду росли старые яблони которые уже едва цвели

Обновлено: 18.09.2024

Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи; развивать чувство языка, способность писать грамотно; воспитывать старательность.

ВложениеРазмер
sintak1.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи

Халикова Анастасия Геннадьевна

Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи; развивать чувство языка, способность писать грамотно; воспитывать старательность.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Совсем скоро наступит для вас пора экзаменов. К сегодняшнему дню вы овладели уже многими умениями. Сейчас некоторые из них мы проверим.

  1. Тестирование на интерактивной доске
  1. В каком слове 6 звуков:

2. В каком слове безударный звук [а]?

3. укажите слово, не имеющее окончания:

4. В каком слове нулевое окончание?

5. Какие слова являются однокоренными?

А) запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий

Б) краса, красивый, украшение, красавица

6. Отметьте синонимы, которые принадлежат разным стилям речи

А) растратить, расточить, растранжирить

Б) печаль, грусть

В) давно, когда-то, некогда

2. Тренировочные задания

Чему были посвящены наши последние уроки? (сложному предложению)

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Иван Сергеевич Тургенев

Разберем это предложение (на интерактивной доске)

Схема составляются на доске.

Синтаксический разбор предложения - одно из самых трудных заданий, которые предлагаются в связи с анализом текста.

Зачем учиться синтаксическому разбору? Чем это может пригодиться? (повысить грамотность, научиться расставлять знаки препинания, видеть структуру предложения)

Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? (многочленное)

Какая связь может быть использована в сложных предложениях с различными видами связи?

Как обнаружить эти различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения?

Сформулируйте тему урока.

III. Изучение нового материала

Работа с учебником

1. Закрепление изученного материала. Записываем предложение под диктовку.

Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали (М. Лермонтов). — Предложение сложное,

состоит из трёх частей:

1 -я часть — Грушницкий споткнулся ;

2-я часть — ветка, за которую он уцепился, изломилась — сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, которое находится внутри главного;

3-я часть — он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали — сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

Таким образом, первая и вторая части связаны без союза, только с помощью интонации , третья часть присоединяется с помощью сочинительного союза и:

[ ], [, (за которую . ), ], и [ ], (если).

2. Дифференцированные задания на карточках

1. Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко расквакались лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе

2. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.

Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору

3. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

Памятка синтаксического разбора лежит у каждого на столе

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1. по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)

2. по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)

3. по наличию грамматических основ (простое или сложное. Количество простых предложений).

4. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

5 Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

6 Объяснить расстановку знаков препинания.

7 После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.

4. Творческая работа

— Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Утре..ее солнце успело слегка подсушить землю, но все об..татели луга славили жизнь, среди которых выделялись жаворонки.

  1. Ольга сообщала, что поезд пр..бывает далеко за (пол)ноч. на который она смогла достать б..лет.

VI. Подведение итогов урока

Вернемся теперь к нашему эпиграфу. Прочитайте его еще раз. Запишите по памяти.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. Иван Сергеевич Тургенев

Проверьте то, что вы записали.

Каков порядок синтаксического разбора этих сложных синтаксических конструкций?

Выполнить упр. 203., тест

  1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Нужно было найти в природе такое (1) чего я ещё не видел (2) и (3) может быть (4) никто ещё в своей жизни с этим не встречался.

  1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Воробей (1) однако (2) не стал клевать (3) и (4) посмотрев лишь издали на раскрошенное печенье (5) вдруг снялся и улетел.

  1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

И (1) когда занялась заря (2) стало видно (3) что погода будет хорошая (4) и (5) что сегодня дождя не будет.

  1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Нужно было найти в природе такое (1) чего я ещё не видел (2) и (3) может быть (4) никто ещё в своей жизни с этим не встречался.

  1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Воробей (1) однако (2) не стал клевать (3) и (4) посмотрев лишь издали на раскрошенное печенье (5) вдруг снялся и улетел.

  1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

И (1) когда занялась заря (2) стало видно (3) что погода будет хорошая (4) и (5) что сегодня дождя не будет.

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1. по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)

2. по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)

3. по наличию грамматических основ (простое или сложное. Количество простых предложений).

4. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

5 Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

6 Объяснить расстановку знаков препинания.

7 После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1. по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)

2. по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)

3. по наличию грамматических основ (простое или сложное. Количество простых предложений).

4. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

5 Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

6 Объяснить расстановку знаков препинания.

7 После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1. по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)

2. по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)

3. по наличию грамматических основ (простое или сложное. Количество простых предложений).

4. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

5 Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

6 Объяснить расстановку знаков препинания.

7 После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.

1.Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме

Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко расквакались лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе

2. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме

В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.

Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору

3. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме

Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

1. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме

Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко расквакались лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе

2. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме

В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.

Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору

3. Спиши, расставь знаки препинания, выполни синтаксический разбор по схеме

Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные предложения с различными видами связи (закрепление)

Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии развивающего обучения (педагогическая мастерская).

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие.

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра.

Интерактивный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.

Тренировочный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.предназначен для 9 класса.


Сложное предложение с различными видами связи.

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с различными видами связи". Подготовка в экзамену по русскому языку в 9 классе. Весь дидактический материал по теме "Здоровье".

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений .

В языке есть сложные предложения с несколькими видами связи:

1) бессоюзной и союзной подчинительной,
2) бессоюзной и союзной сочинительной,
3) союзной сочинительной и подчинительной.

Это сложные предложения, состоящие более чем из двух простых и имеющие соответственно более двух грамматических основ.

Встретив такие предложения, не удивляйся. Помни, частей может быть две и более. Их может быть гораздо больше: даже 13-15 и более. В предложениях из 3 и более частей частотны комбинации:

  • союзной и бессоюзной связи,
  • сочинительной и подчинительной связи.

Независимо от того, какое предложение тебе встретилось, необходимо:

  • внимательно и вдумчиво прочитать предложение,
  • определить грамматические основы,
  • разделить предложение на части, пронумеровать их,
  • определить характер связи и средства связи (союзы и союзные слова, при бессоюзном соединении частей - интонацию).

§2. Виды комбинаций

Возможны разные виды комбинаций частей сложных предложений:

Сочинительная и бессоюзная связь:

Уже давно стемнело 1 ,/ но тишины не было 2 :/ в канаве за забором громко расквакались лягушки 3 .

[ … ] 1 , но [ … ] 2 : [ … ] 3 .

Подчинительная и бессоюзная связь:

Когда я проснулся 1 ,/ уже давно рассвело 2 :/ солнце стояло высоко в небе 3 .

[(когда …) 1 , …] 2 : […] 3 .

Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь:

В саду росли старые яблони 1 ,/ которые уже едва цвели 2 ,/ но всё равно они радовали глаз 3 :/ мне вспоминалось детство 4 ,/ когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков 5 .

[…, (которые …) 2 , (но…) 3 ] 1 : [… (когда) 5 ] 4

Сочинительная и подчинительная связь:

Мы общались 1 ,/ но симпатии между нами не было 2 ,/ потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору 3 .

Помогите сделать синтаксический разбор: В саду росли старые яблони1,/ которые уже едва цвели2,/ но всё равно они радовали глаз3:/ мне вспоминалось детство4,/ когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков5.

Лучший ответ по мнению автора

Наталья Анатольевна

Повествовательное, невосклицательное, сложная синтаксическая конструкция (ССК), состоящая из 5 простых предложений, соединённых при помощи сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи; состоит из трёх блоков:

1 блок – сложноподчинённое предложение, состоящее из 2-х простых: главного и придаточного определительного; соединённых союзным словом КОТОРЫЕ.

2 блок – простое предложение, присоединённое к 1 блоку при помощи сочинительного противительного союза НО; поэтому содержание одного блока противопоставляется другому.

3 блок – сложноподчинённое предложение, состоящее из главного и придаточного обстоятельства времени, присоединённого при помощи союзного слова КОГДА. 2-й и 3-й блок соединены при помощи интонации; связь бессоюзная, ставим двоеточие, потому что 4-е предложение раскрывает содержание третьего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: • Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях. • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ. • Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении. • Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования. Методические приемы: сравнительный анализ предложений; редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями (богатство синтаксической синонимии); составление схем предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; схематический диктант; подведение итогов урока. Методы: • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; • по источнику знаний: словесные, практические; • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль; • по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.

Читайте также: