Ветки яблонь в саду одного нависали над клумбами с тюльпанами другого

Обновлено: 18.09.2024

Проблема — это разрыв между желаемым и действительным, препятствие на пути достижения цели.

Разберем технологию решения проблем на основе алгоритма Джойнера. Решение проблемы состоит из семи шагов:

  1. Определение проблемы
  2. Изучение ситуации
  3. Выявление причин
  4. Воздействие на причины
  5. Проверка результатов
  6. Закрепление изменений
  7. Извлечение уроков

Рассмотрим каждый шаг более подробно.

Первый шаг: определение проблемы

Определить проблему, понять и обосновать ее важность

Действия

Ясное представление проблемы помогает:

  • обеспечить общее понимание проблемы;
  • установить реальные цели;
  • обеспечить соответствующее выделение ресурсов;
  • достигнуть консенсуса относительно важности рассматриваемой проблемы и увеличить вероятность ее решения.

Второй шаг: изучение ситуации

Собрать первичную информацию (факты, мнения, оценки) для последующего анализа.

Действия

Изучение ситуации помогает:

  • добыть ключи к решению проблемы;
  • обнаружить потенциальные причинные факторы;
  • сконцентрировать внимание на извлечении информации, а не на простом запоминании данных.

Профессор юриспруденции одного из мюнхенских университетов завалил весь курс на экзамене такой задачей: Разрешить тяжбу двух соседей: ветки яблонь в саду одного нависали над клумбами с тюльпанами другого, и яблоки, падая, ломали хрупкие цветочные стебли. Одна часть студентов встала на сторону любителя тюльпанов, другая защищала садовода. Все вместе блеснули глубокими знаниями тонкостей головоломного германского законодательства. А в результате-то выяснилось: яблоки падают осенью, а тюльпаны цветут весной. Стало быть, ситуация, сконструированная гадом-профессором, в жизни ни за что не случится. Все протесты профессор парировал холодно: вникать в ситуацию, включать здравый смысл надо прежде, чем вспоминать статьи и параграфы.

Третий шаг: выявление причин

Определить основные причины изучаемой проблемы путем анализа информации, собранной на втором шаге.

Действия

Выявление причин помогает:

  • выйти на глубинную причину проблемы, а не бороться с внешними признаками проблемы;
  • избежать поспешных выводов;
  • увеличить шанс достигнуть реального улучшения.

Четвёртый шаг: воздействие на причины

Непосредственно принять решение по проблеме: внести изменения на уровне причин.

Действия

  • Составьте список возможных решений.
  • Ищите решения, устраняющие выявленные корневые причины, а не наблюдаемые симптомы.
  • Выберите объективные критерии для сравнения решений. Оцените возможные побочные эффекты каждого решения. Проанализируйте вероятные последствия вариантов решений.
  • Ищите модель, аналогию, прецеденты. Где и как могли решаться проблемы, подобные вашей? Используйте Приложение 2.
  • В трудных случаях отложите приятие решения: во-первых, подсознание будет продолжать работать над проблемой и, во-вторых, могут измениться внешние обстоятельства, которые изменят саму проблему.
  • Выберите наиболее перспективное решение, обсудите решение со всеми, на кого оно может повлиять, для обеспечения поддержки с их стороны.
  • Разработайте план эксперимента по проверке решения в малом масштабе; в плане предусмотрите обучение персонала, критерии и методы оценки успешности этого эксперимента.
  • Фиксируйте в дневнике все планируемые вами действия и результаты их реализации.
  • Обеспечьте поддержку ваших руководителей проводимому эксперименту.

Воздействие на причины помогает:

  • сконцентрироваться на предотвращении болезни, а не на лечении симптомов;
  • избежать действий, которые могут послужить причиной новых проблем;
  • выбрать решение, которое учитывает все важные аспекты рассматриваемой проблемы.

Пятый шаг: проверка результатов

Определить, достигнуты ли желаемые результаты.

Действия

Проверка результатов помогает:

  • сравнить ситуацию до и после введения изменений, чтобы оценить степень улучшения;
  • не забывать, что изменения не всегда ведут к улучшениям;
  • понять, что побочные нежелательные эффекты могут на самом деле ухудшить дело.

Шестой шаг: закрепление изменений

Обеспечить устойчивость достигнутых улучшений.

Действия

  • Разработайте план полномасштабного внедрения с учетом данных, полученных в ходе эксперимента. Предусмотрите необходимое обучение, систему контроля и слежения за ходом внедрения.
  • Расскажите всем о преимуществах нового решения. Ответьте на вопросы. Часто люди сопротивляются изменениям просто от недостатка информации.
  • Обновите всю относящуюся к данному вопросу документацию: стандарты, регламенты, потоковые диаграммы.
  • Ознакомьте всех, кого могут затронуть вводимые изменения, включая потребителей и поставщиков.
  • Проведите переобучение персонала и включите новые методы в программы подготовки работников.
  • Назначьте ответственных и спланируйте контроль работы персонала по-новому.
  • Зафиксируйте в дневнике проделанную на этом шаге работу.

Закрепление изменений важно потому, что:

Седьмой шаг: извлечение уроков

Обобщить все, что вы узнали в процессе данной работы, и запланировать следующие шаги.

Действия

  • Составьте список проблем, выявленных в ходе эксперимента, но оставшихся не решенными.
  • Запланируйте, что должно быть сделано по каждой из них.
  • Обобщите все то, что вы узнали и получили в ходе работы над проблемой — это поможет вам и другим в дальнейшем. Составьте отчет.
  • Зафиксируйте в дневнике результаты вашего обобщения.
  • Устройте маленький праздник и отметьте достижения.

Извлечение уроков важно потому, что:

  • вы и группа приобрели опыт, который очень важен как для вас и для членов группы, так и для будущих участников новых проектов;
  • решение проблем — ваша постоянная работа, и вам важно совершенствовать навыки решения проблем;
  • необходимо оценить важность оставшихся проблем. Может оказаться, что лучше приостановить работу над данным проектом и переключиться на другие вопросы.
  • Не спеша разобраться в проблеме.
  • Выйти на глубинные причины.
  • Устранить причины.
  • Зафиксировать результаты.

Притча о том, что проблемы нужно решать, а не сокрушаться по поводу их наличия.

Один профессор так учил своих студентов. Он взял в руки стакан, наполненный водой, и стал его держать на вытянутой руке.
— Как вы думаете, что будет, если я так простою минуту?
— Вам будет неприятно.
— А если я так простою час?
— Рука затечет и удерживать стакан будет тяжело.
— А если я так день простою?
— Наверное, рука так занемеет, что может начаться паралич.
— А вес стакана меняется в зависимости от времени, сколько я его держу?
— Нет, не меняется.
— И что мне нужно сделать, чтобы у меня не случился паралич?
— Поставить стакан на стол!
Профессор с облегчением поставил стакан на стол и сказал:
— Вот так и с решением проблем. Чем дольше вы думаете о проблеме, тем тяжелее вам становится. Единственное, что может вас избавить от напряжения — это действие.

Автор: Дмитрий Асафов

Не так давно я с коллегами проходил обучение инструментам ТРИЗ. Перед нами была поставлена задача: как повторно использовать воду, применяемую для охлаждения вагранной печи, тем самым сэкономить на экологических взносах.

Была сформирована команда из трех человек: главный механик, руководитель группы развития ПС и девушка, которая всю жизнь занималась логистикой и представления не имела, как работает вагранная печь и зачем там нужна вода.

В итоге, задавая нам постоянно уточняющие вопросы, она подвела нас к решению данной проблемы. И наша команда разработала систему, которая не только исключает сбросы воды, но и снижает закупку оборотной воды на 80%.

Автор: Олег Самойлов

Утром мастер докладывает о проделанных ночью подвигах начальнику цеха и просит его вызвать технологов для внесения официальных изменений в оснастке и картах техпроцесса.

Простой повлек срыв заказа, и прямо пропорциональное уменьшение премии. Только после этого провели инженерные мероприятия.

Примеры применения алгоритма Джойнера

Пример 1.

Автор: Андрей Хабаров

1. Определение проблемы: сколы хрома на рабочей поверхности поршневых колец 7511-1004044.
2. Изучение ситуации: по данным отдела контроля качества (ОКК), увеличился % брака по сколам. В силу техпроцесса сколы можно рассмотреть только при окончательном контроле. Были выявлены предполагаемые операции, на которых было возможно появление сколов.
3. Выявление причин: создана группа. Проведена беседа с операторами. Был проведен ряд экспериментов. Запущены опытные партии, которые отслеживались технологами, и на которых производился 100% контроль в ОКК после каждой операции. Была выявлена причина: неправильная очередность операций.
4. Воздействие на причины: поменяли очередность операций.
5. Проверка результатов: как написано выше, все партии проходили 100% контроль, все данные записывались в журнал. По итогам изучения журнала было выявлено, что партии, прошедшие при смене операций, имели меньший % сколов. Поэтому было принято решение, что в течение месяца работаем в такой очередности операций.
6. Закрепление изменений: по прошествии месяца % брака по сколам на рабочей поверхности намного снизился. Технологическим отделом был изменен технологический процесс (карты потока) обработки поршневых колец 7511-1004044.
7. Извлечение уроков: командная работа, вот что позволяет более качественно и быстро решить возникшую проблему.

Пример 2.

Автор: Денис Гречухин

1. Определение проблемы: забоины на донышке поршня.
2. Изучение ситуации: при установке поршня на базирующую часть станка, исполнитель задевает поршнем об оснастку, создавая забоину.
3. Выявление причин: края оснастки металлические, острые.
4. Воздействие на причины: изготовить фторопластовое кольцо для скрытия острых краев оснастки.
5. Проверка результатов: обработка опытной партии на данном оборудовании. Причина устранена, забоины отсутствуют.
6. Закрепление изменений: внести изменения в чертеж оснастки, распространить на все участки.
7. Извлечение уроков: все контактирующие поверхности должны быть изготовлены из фторопласта, либо иметь радиус на краях оснастки.

Пример 3.

Автор: Иван Копченов

1. Определение проблемы.
При установке наших деталей (сита с ячейками 50мм*16мм) у клиента упала производительность в 1,5 раза.
2. Изучение ситуации.
Клиент проверил размеры ячеек, площадь проходного сечения оказалась меньше, чем указанно на чертеже, в 1,5 раза. Т.е. размеры не соответствуют чертежам.
3. Выяснение причин.
Такие детали изготавливали неоднократно (сырье Х), однако в данном случае произошла замена сырья Х на сырье У. Не было технологии на резку сита из сырья У. Перед отгрузкой детали не контролировались. На чертеже клиента указаны требования, которые мы не способны были выполнить технологически.
4. Воздействие на причины.
Размер ячеек в данных ситах критически важен.
Согласован чертеж, устраивающий клиента.
Была разработана технология резки сит, подобраны режимы, позволяющие резать с требуемым качеством сырье У.
Введен 100% контроль ячеек при плазменной резке оператором.
5. Проверка результатов.
После проведения корректирующих действий подобных несоответствий больше не повторялось. Прошло больше года, заказы повторяются ежемесячно.
6. Закрепление изменений.
Разработан стандарт оформления чертежей сита данной конфигурации, внесены изменения в технологический процесс, описана технология резки указанной номенклатуры на разном сырье.
Введено правило обязательного согласования с клиентом чертежей, а также любых изменений чертежей и материала (сырья), с подписью клиента.
7. Извлечение уроков.
Любая замена материала (сырья) должна анализироваться на предмет последствий замены (возможно, нужно адаптировать технологию; перед тем, как делать партию, необходимо изготавливать пробники).

Дополнительные материалы

Приложения

Наводящие вопросы для изучения причин проблем

  • Приведите пример …?
  • Каким образом можно … использовать для …?
  • Что случится, если …?
  • Что подразумевается под …?
  • В чем сильные и слабые стороны …?
  • На что похоже …?
  • Что мы уже знаем о …?
  • Каким образом … влияет на …?
  • Каким образом … связано с тем, что мы изучили ранее?
  • Объясните, почему…
  • Объясните, как …
  • В чем смысл …?
  • Почему важно …?
  • В чем разница между … и …?
  • Чем похожи … и …?
  • Как можно применить … в повседневной жизни?
  • Какой аргумент можно привести против …?
  • Какой … является лучшим и почему?
  • Какими могут быть возможные решения задачи?
  • Сравните … и … на основании …
  • Что, на ваш взгляд, является причиной … и почему?
  • Согласны ли вы с утверждением, что …?
  • Чем вы можете аргументировать свой ответ?
  • Как, по вашему мнению, посмотрел бы … на вопрос …?

Питер Глюк. Международный свод правил решения проблем

  1. НЕТ НИКАКИХ изолированных проблем, они всегда возникают в динамических связках.
  2. НЕТ НИКАКИХ окончательных решений для действительно больших проблем, они должны решаться снова и снова.
  3. НЕ решение проблемы, но определение (выявление, выделение) её является критически важным шагом.
  4. НЕ неизвестные данные, но известные и ложные являются самым большим препятствием для решения.
  5. НЕ то, что мы знаем, а то, что мы не знаем и игнорируем, — более важно для решения проблемы.
  6. НЕ главный желаемый положительный эффект, но те вторичные отрицательные и/или нежеланные эффекты определяют в большинстве случаев, осуществлено ли (состоялось ли) решение.
  7. НЕ у всех проблем есть полное, подлинное решение.
  8. НЕ те решения, которые кажутся прекрасными с самого начала, но те, которые наиболее пригодны к совершенствованию, являются во многих случаях наилучшими.
  9. НЕ яркие, ослепительные, захватывающие (внимание) решения, но разработанные, выработанные с трудностями, усилием и терпением более ценны и имеют более обширную область применимости.
  10. НЕ те решения, которые логичны и совершенно рациональны, но те, которые адекватны для чувств (восприятия) потенциальных пользователей, даже если они нелогичны, имеют самые большие возможности быстрого выполнения.
  11. НЕ качество решения, но скорость его выполнения — решающий фактор во многих случаях. Может быть лучше иметь частичное решение, применённое быстро, чем более медленное почти совершенное решение.
  12. НЕ всегда долгие часы тяжёлой работы и больших усилий, но (иногда) расслабление и забава — лучший способ получить решения для (ужасно) трудных проблем.
  13. НЕ наши собственные проблемы, но проблемы других людей обычно более смело и творчески решаются нами.
  14. НЕ решения, выработанные нами, но заимствованные, купленные или украденные у других более легко принимаются и осуществляются.
  15. НЕ развитие человеческих сильных сторон, но ограничение человеческих слабостей более полезно для эффективного решения проблем.
  16. НЕ очень тщательное и совершенное планирование, но умное принятие рисков и твёрдое следование решению — практические ключи к успешному решению задач.
  17. НЕ всегда существующие, реальные проблемы, а часто вымышленные, воображаемые являются самыми трудными для решения.
  18. НЕ принимайте посылки (допущения) формулирования проблемы, изменяйте их по мере необходимости и возможности.
  19. НЕ останавливайтесь на первом решении, ищите альтернативы.
  20. Самое важное правило, для продвинутых решателей проблем: НЕ мудрое применение этих правил, но поиск специфических исключений из них является действительно высоким искусством решения проблем.

Опыт TOYOTA: процесс решения проблем

Восьмишаговая модель решения проблем Производственной системы Группы ОМЗ

Некоторые крупные предприятия под свою специфику деятельности разрабатывают собственные инструменты решения проблем. Ниже на схеме — методика работы с проблемами, принятая в Группе ОМЗ. Хорошо видно, что эта модель имеет много общего как с алгоритмом Джойнера, так и с методикой компании TOYOTA, приведенной выше в Приложении 3.

10 препятствий на пути анализа корневых причин

Вот список препятствий, которые чаще всего мешают работе по анализу корневых причин:

Искандер Мораендилов


Искандер Мораендилов

похоже, далекими от земли людьми были не только студенты, но и профессор.
Скажу как дачник.
1. не знаю как в Германии, а у нас в Сибири, если не в теплице (в условиях задачи четко указан открытый грунт), то тюльпаны цветут в июне. И до середины июля, как садить. Это нифига не весна, но да, яблок в это время еще нет.
Показать полностью.
2. После того, как тюльпаны отцвели или были срезаны, далеко не все луковицы выкапываются и сушатся до следующей весны. Многое остаётся в грунте почти до самых холодов. К этому времени яблоки есть и таки в том числе падают. И даже ранетки (которых в Германиии не садят) будут ломать стебли, не говоря про нормальные яблоки. Стало быть, условия задачи существуют, а не являются дурной шуткой профессора.
2.1. Которую, кстати, профессор вполне мог ввести - как раз как элемент обучения. Смысл в том, чтоб приучить студентов преверять корректность УСЛОВИЙ задачи перед тем, как браться задачу решать. Это очень по-немецки и правильно.
3. Юридическому вопросу "кому приндлежит урожай с моей стороны забора, если само дерево растёт со стороны забора СОСЕДА" - только документированной истории - больше 2500 лет. И единого ответа НЕТ. Каждые страны решили по-разному.

3.1 Например, в США самым эффективным принято так: я, на чью территорию лезут ветви соседского дерева, подаю на соседа в суд с требованием спилить то, что ко мне лезет. Тот без вариантов СПИЛИВАЕТ и выплачивает мне некоторую сумму, которой хватает на чуть больше, чем оплатить пошлину, работу адвоката и компенсировать ущерб, нанесенный мне этим деревом. Ест-но, соседу это не нравится, наши отношения с ним портятся, но зато в дальнейшем он следит за обрезкой своих деревьев так, чтоб они ко мне не лезли. И, в свою очередь ищет то, за что ЕМУ можно будет подать на меня в суд. ИМХО, тут все проигрывают, зато всё спокойно и честно.

3.2 у русских в конце 19го века было так: то, что с МОЕЙ стороны забора, однозначно принадлежит МНЕ. Вот начиная прям по линии забора. Захочу - буду собирать урожай с этой части дерева, захочу - спилю нафиг. в общем, моя земля, мои правила. Если соседу что-то не нравится, это ЕГО проблемы и пусть САМ их решает. Четко в пределах своей территории.

3.3 у венгров где-то в начале 20го века было примерно так. 2 соседа в ссоре. Дерево одного нависает над территорией другого. Тот берет какой-то яд, вводит его в ветви на своей стороне - и дохнет всё дерево. Судились лет 20. Один из соседей даже умер за это время, суд продолжили его родственники. В итоге суд таки решил, что отравитель был в своём праве, т.к. он сперва ПОТРЕБОВАЛ от соседа спилить ту часть дерева, которая не туда свисала. Суммарное количество денег, выплаченное сторонами адвокатам, за это время ВТРОЕ превысило стоимость обоих поместий, потому случай попал в число курьёзов, а я о нём прочитал.

Разрешите тяжбу двух соседей: ветки яблонь в саду одного нависали над клумбами с тюльпанами другого, и яблоки, падая, ломали хрупкие цветочные стебли.На чью строну вы встанете? сад яблоко сосед тюльпан клумба ветка яблоня стебель тяжба

Во первых- тюльпаны любят солнце и им нечего делать под яблоней. Яблоня была посажена гораздо ранее соседских тюльпанов. Руководствуясь данному нам завету Иисуса Христа-_" Относитесь к ближнему своему так- как вы хотели , чтобы обращались с Вами. " Хозяин тюльпанов, руководствуясь Высшими Знаниями, посадит тюльпаны на солнечном участке, а в тенистой части зеленые ароматные травы, любящие полутень и. вопрос решен: соседи будут угощать друг друга тем, чем богаты- один угостит ароматными яблоками- другой преподнесет своему ближнему букет чудесных тюльпанов. Классно!

Компpомисс: хозяину яблони согласится и помочь соседу обоpвать яблоки на ветках, нависших над клумбою соседа, и сделать из них яблочный уксус. Яблочный уксус домашнего пpиготовления, это - мечта! ( делаю его уже много лет!). Ежедневно по чайной ложке мёда и этого уксусу на стакан воды. и будут оздаpавливаться члены обеих семей!

Один немецкий профессор права завалил весь курс на экзамене такой задачей: Надо разрешить тяжбу двух соседей : ветки яблонь в саду одного нависали над клубнями с тюльпанами другого, и яблоки, падая , ломали хрупкие цветочные стебли ! Одна часть студентов встала на сторону любителя тюльпанов , а другая на сторону садовника ! Как же решить этот вопрос? вопрос сторона стебель задача курс право сад любитель часть экзамен сосед студент ветка яблоко профессор яблоня садовник тюльпан тяжба клубень

Спасибо за ответ ))) Вы тоже вместе с Суховым провалили с треском экзамен

Читайте также: