Выбери в скобках прилагательные которые подходят к данным существительным лес игрушка цветок зал

Обновлено: 18.09.2024

1. На лесной ⇐ полянке красуется Татьянка - алый ⇐ сарафан, белые ⇐ крапинки. (Земляника)
2. Красная ⇐ девица сидит в темнице, а зелёная ⇐ коса на улице. (Морковь)
3. Стоит Алёнка, платок ⇐ зелёный, тонкий ⇐ стан, белый ⇐ сарафан. (Берёза)

  • Укажите стрелкой (⇐), с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное.

91. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное на тему "Весна". Запишите.

Небо (какое?) лучезарное, облака (какие?) белые, солнце (какое?) тёплое, ветер (какой?) свежий, погода (какая?) чудесная.

92. Прочитайте. Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите.

какой? какая?
русский ⇐ язык любимая ⇐ книга
какой? какое?
грецкий ⇐ орех зимнее ⇐ утро
какая? какие?
душистая ⇐ малина сочные ⇐ ягоды
какое? какой?
большое ⇐ озеро косолапый ⇐ медведь

  • Обозначьте стрелкой (⇐) связь имени прилагательного с именем существительным. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?).

93. Прочитайте. Подчеркните волнистой линией слова - имена прилагательные. Составьте и запишите из данных слов три предложения.

Светит яркое солнышко .
~~~~
Тает мартовский снег .
~~~~~~~~~
Плачут длинные сосульки .
~~~~~~~

  • Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

94. Прочитайте. Соедините линиями имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).

белый - чёрный
сладкий - горький
низкий - высокий
лёгкий - тяжёлый
глухой - звонкий
тихий - громкий
острый - тупой
сухой - влажный

95. Прочитайте. Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными из упр. 94.

Пух лёгкий, а камень тяжёлый.
Воздух бывает сухой и влажный.

96. Прочитайте. Составьте загадку о ландыше. Запишите её.

Беленькие горошки на зелёной ножке.

  • С чем сравниваются цветки и стебель ландыша? А что ещё напоминает этот цветок? Придумайте свою загадку о ландыше.

Цветки сравниваются с горошинками, а стебель с ножкой. Эти цветочки напоминают колокольчики.

На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят -
И запах свежести лесной
Приносят позднею весной.

97. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

  • Как автор сказал о вербе и о весне?
  • Выпишите словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.

Верба пушистая, весна душистая.

98. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к каждому имени прилагательному однокоренное имя существительное. Запишите его.

лен/ивый - лень/ сол/ёный - соль/
сад/овый - сад/ боль/ной - боль/
мед/овый - мёд/ лес/ной - лес/
гриб/ной - гриб/ глаз/ной - глаз/
дал/ёкий - даль/ шир/окий - ширь/

  • Выделите корень в каждом слове.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

99. Прочитайте. Распределите имена прилагательные на три группы по вопросам.

(Какой?) Золотой, лимонный, жёлтый.
(Какая?) Маленькая, небольшая, крошечная.
(Какое?) Жаркое, тёплое, знойное.

  • Запишите. Докажите, что в каждой строке вы записали синонимы.

Слова в каждой строке - синонимы, потому что они близки по своему значению.

  • Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

Наступило жаркое лето.

100. Прочитайте. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Улицы (какие?) широкие,
лиса (какая?) хитрая,
молоко (какое?) парное,
ёжик (какой? ) колючий.

  • Запишите составленные словосочетания. В скобках ставьте вопрос, на который отвечает каждое имя прилагательное.

101. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова в предложение-определение.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?.

102. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Впишите в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.

В лесу на солнечной полянке расцвели красная гвоздика, белая ромашка, синий колокольчик.
На берегу ручья распустились голубые незабудки и
~~~~~~
жёлтые лютики.
~~~~~

  • Подчеркните имена прилагательные, которые употреблены во множественном числе.

103. Рассмотрите рисунки.

  • Выберите любой рисунок для составления описательного текста. Какие имена прилагательные вы употребите, чтобы описать предмет?
  • Запишите составленный текст.

Колокольчик - травянистое растение. Его цветы окрашены во все оттенки синего цвета. У него очень слабый тонкий стебель. Чашечка цветка по форме напоминает маленький колокольчик. Днём цветочек мечтательно смотрит в небо, а ночью его голова склоняется ко сну.

104. Прочитайте. Соедините линией название части речи и её значение (что обозначает часть речи).

имя существительное → предмет
имя прилагательное → признак предмета
глагол → действие предмета

  • На какие вопросы отвечает каждая из данных частей речи?

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделал?

окончания прилагательных. Старый, ветхий, старинный (дуб, книга, избушка). --------------------------- Мирный, спокойный, тихий (голос, жизнь, море). --------------------- Толстый, полный, тучный (колос, человек, стена). ------------------------- Быстрый, скорый, стремительный (поезд, полет, рост).----------------------

Ответ или решение 1

Стар(ый) дуб, ветх(ая) избушка, старин(ая) книга. Мирн(ая) жизнь, спокойн(ое) море, тих(ий) голос. Толст(ая) стена, полн(ый) колос, тучн(ый) человек. Быстр(ый) полет, скор(ый) поезд, стремительн(ый) рост.

Чтобы составить словосочетание, надо существительное и прилагательное согласовать по роду, числу, падежу.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

1. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Надпишите падеж имён прилагательных вместе с существительными.

В ясност… неба, в осени… его холодк… л…тели на юг птицы.

2. Поставьте слова ближняя деревня в предложном падеже. Составьте с ними предложение.

3. Спишите, вставляя слова в скобках в нужном падеже. Обозначьте падеж.

Лучи (летнее солнце) ярко освещают (ближняя сосновая роща).
Колхозные луга покрылись (зелёная свежая травка).

Карточка 2

1. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Надпишите падеж имён прилагательных вместе с существительными.

Среди з…лёных дубов пламенели красные лист… дик… винограда.

2. Составьте предложение, поставив слова верхний этаж в творительном падеже.

3. Спишите, вставляя слова в скобках в нужном падеже. Обозначьте падеж.

От (летнее, горячее солнце) туристы укрылись под (могучее дерево).
(Ранняя весна) старик снова поселился в своей избушке.

Карточка 3

1. Подберите к прилагательным летний, зимняя, свежее подходящие существительные. Запишите их в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. Выделите окончание.

2. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Определите падеж имён прилагательных вместе с существительными.

Подул в…терок, обдал лицо прохлад… весенн… свежест….

3. Разберите в данном выше предложении, выделенные слова по составу.

Карточка 4

1. Подберите к прилагательным дальний, нижняя, осеннее подходящие существительные. Запишите их в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. Выделите окончание.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имён прилагательных вместе с существительными.

Блеснуло л…сное озеро в желтовато — зелёной рамк… мхов.

3. Разберите в данном выше предложении, выделенные слова по составу.

Карточка 5

1. Спишите, дописывая окончания и укажите падеж имён прилагательных.

Перед глубок… пропаст… мойте горяч… вод… по дремуч… лесу, с хорош… весенн… днём, стакан горяч… молока, в ближн… город….

2. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж.

Вышла на край леса старая лосиха с маленьк… лосёнком.

3. Найдите и запишите в данном выше предложении однокоренные существительные с безударной гласной в корне. Рядом запишите проверочное слово. Разберите их по составу.

Карточка 6

1. Спишите, дописывая окончания, и укажите падеж имён прилагательных.

Утренн… солнцу, в серебрист… ине… по узк… дорог… к ближн… полю, о поздн… осен… с весенн… голуб… неба.

2. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж.

Что-то тёмное, длинное метнулось от ближн… куста в сторону.

3. Подберите к выделенному выше прилагательному однокоренные слова, выраженные именем существительным и глаголом. Запишите их. Выделите корень.

Карточка 7

1. Списать, ставя прилагательные в нужном падеже. Выделите их окончания, обозначьте падеж.

Со (свежий) вареньем, на (морозный) воздухе, над (верхний) этажом, в (быстрый) течении, в (тёплый, меховой) полушубке, за (дальний, сосновый) лесом.

2. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж.

Принакрылась бел… снегом гладк… дорога.

Карточка 8

1. Списать, ставя прилагательные в нужном падеже. Выделите их окончания, обозначьте падеж.

В (передний) углу, на (грозный, далёкий) севере, с (ловкий, подвижный) щенком, на (светлый) солнце, с (неуклюжий) медвежонком, в (дремучий) лесу.

2. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж.

За ржан… полем на цветущ… лугу стояли маленьк… домики.

Карточка 9

1. Списать, вставить пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных, обозначьте род, падеж.

Сильн… утренн…. мороз сковал ручьи. Река течёт по широк…. длин…. оврагу. Добр… человека добр… словом, вспоминают. Крик перепела доносится с ближн… ржан… поля.

2. Запишите словосочетания, употребив подходящее по смыслу прилагательное. Выделите окончания прилагательных, обозначьте падеж.

Окружён ______________кустарником, спрятался в ___________________кустарнике (густой, колючий).

Дом с _________________ окном, видел на __________________окне (большое, красивое).

Карточка 10

1. Списать словосочетания, вставить и выделить окончания имён прилагательных, обозначьте род, падеж.

На влажн… землю, влажн… землёй, длин… цепью, в зимн…. пору, зимн… порой, передн… лапа, передн… лапой, на передн… лапу, утренн… звезда, утренн… звездой.

2. Списать текст, исправив ошибки. Выделите окончания прилагательных, укажите их род, падеж.

Синие небо и свежие дыхание ветерка манили на прогулку. Как хорошо раннем утром в лису! Из-за далёкова леса выкатилось огромнае сонце. Над соседним домом пролетела птица и скрылась в глубокам овраге.

Данный материал содержит подборку упражнений, которые можно использовать при работе. Способствует формированию у обучающихся понятия об имени прилагательном и употреблению его в речи.

ВложениеРазмер
упражнения. 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи.

Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными.

Снежный ком, ком из снега; шишка сосны, сосновая шишка; дом у дороги, дорожный патруль; уютная комната , домашний уют.

Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.

Зимой у белки ____,____ шерсть. Хвост ______ и ______. Белка старается залесть в _______ дупло. Там она грызет _______шишки.

Слова для справок: густой, серый, большой, пышный, теплый, еловый.

Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.

тихий городок - медленный

тихий нрав - смирный

тихий звук - безмолвный

тихая ночь - негромкий

тихий ход - неоживленный

Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.

Трудолюбивый человек -. сильный ветер -. старательный ученик -. военный самолет -. трусливый заяц- …, свежий вечер -.

Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.

Бархатный сезон - железн(ый) крепкий орешек - тепл(ый)

стальные нервы - тверд(ый) бархатный взгляд - нежн(ый)

Система упражнений, направленная на развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного .

1. Упражнения на нахождения слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какие?

– Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие ?, выпишите их.

Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

2. Упражнения на дополнение текста словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?

– Дополните текст словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

У девочки Маши был . щенок Дружок. У Дружка была . шерсть. ушки и . глазки. Он играл с девочкой целый день.

Слова для справок: веселый, черный, остренький, маленький, блестящий.

* Найдите слова, указывающие на размер Дружка. Придумайте свои слова с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Упражнения на группировку признаков предмета

– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.

  • Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

4. Упражнения на выделение имен прилагательных из данных слов (текста).

– Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

5. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст с использованием слов для справок.

Элли увидела прозрачный поток. В прозрачной воде резвились волшебные рыбки. Вдруг к девочке подошли забавные человечки. Они были одеты в забавные кафтаны. Под широкими полями шляп нежно звенели забавные бубенчики.

Слова для справок: чистый, бархатный, красивый, маленький.

1. Упражнения на использование прилагательных — синонимов.

– Подберите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним), запишите.

мудрый - …ласковый - …быстрый - …веселый - …прилежный - грустный густой - …сильный - сырой - …неловкий - …холодный - …большой - …смирный - …неряшливый - липкий - …страшный - …душистый - …злой - …

Ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.

– Найдите синонимы. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам).

– Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: интересный, красивый, ласковый, старательный.

Занимательный, прекрасный, прилежный, нежный, забавный, прелестный, усердный, приветливый, увлекательный, дремучий, веселый.

Какие слова лишние? Почему?

– Подберите к прилагательному близкое по значению слово:

Бесстрашный летчик - . пасмурная погода -. занимательный рассказ -. смышленый ученик -.

– Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

– Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белее тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

К выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу. Обратите внимание, как изменился текст после замены данных прилагательных синонимичными. Как вы думаете, какие прилагательные точнее передают красоту родного края (в ходе работы объяснить детям, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора).

Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний

2. Упражнения на использование прилагательных — антонимов.

– Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:

Мелкий пруд - … пруд; мелкий дождь - … дождь; свежий хлеб - … хлеб; свежий огурец - … огурец; свободный стул - … стул; свободная обувь - … обувь; сладкое яблоко - … яблоко; сладкое лекарство - … лекарство.

– Выделите слова-антонимы в стихотворении-загадке.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

В открытые окна

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

То вздумает по морю

Волны гонять. (Н.Найденова)

– Прочитайте. Подберите к каждому слову слова, противоположные по смыслу (антонимы) и слова близкие по смыслу (синонимы), Запишите слова в два столбика.

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Ответы: теплый - свежий ветер - прохладный; тусклые - свежие краски - яркие; грязная - свежая рубашка - чистая; черствый - свежий хлеб - мягкий; старая - свежая газета – новая.

– К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. К словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:

Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.

  • Укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).

3. У пражнения на освоение грамматических признаков имени прилагательного

– Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

– Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

– Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте их род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

4. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст.

– Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу словами.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

Слова для правок: пугливые, робкие, трусливые.

5. Упражнения на группировку слов по заданным признакам

– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: отношение к людям; состояние погоды; характер человека.

Холодная, спокойный, добрый, ненастная, злой, неприветливый, уравновешенный, доброжелательный, снежная, пасмурная.

Составьте синонимический ряд, отвечая на вопросы:

какими словами называют высокую температуру воздуха;

какими словами называют людей одинакового возраста;

какими словами называют наступление темноты.

6. Упражнения на составление словосочетания или предложения с использованием образца или слов для справок.

доска для класса -

вилка из металла -

вечер в субботу -

– Вставь пропущенные слова:

С гнезд замахали____________цапли,

С листьев скатились _________капли,

В________струях опрокинуло лес.

Слова — опоры: последние,крикливые, тихие, прозрачные.

  • Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика

― Составьте словосочетания, выбрав из слов в скобках подходящее.

мечтательный - мечтающий (день, взгляд, человек); невежливый - невежественный (человек, поступок, ответ); праздный - праздничный (наряд, настроение, песня).

― Запиши словосочетание прилагательное + существительное.

коричневый, карий, (платье, глаза, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, темный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

7. Упражнения на образование имен прилагательных

– Образуйте от существительного однокоренное ему прилагательное и составьте словосочетание этого прилагательного с существительным. Запишите составленное словосочетание.

Ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

― Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой:

Упражнения, предлагаемые на продуктивном этапе

1. Упражнения на работу с деформированным текстом

– Расположите предложения в нужной последовательности. Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными.

1.Она посадила Кая в сани и увезла к себе во дворец. 2. Ее одежда была из тюля. 3. Вдруг Кай увидел Снежную королеву. 4. Кая спасла Герда. 5. Она была из льда.

* Слова для справок: сверкающий, тончайший, белый, добрый, отважный, большой, ледяной.

- Расположи части текста в нужной последовательности. Озаглавь рассказ словами из текста.

Ребятишки взяли небольшую дощечку, сделали маленькую лодочку и пустили ее по бурной воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней и кричали.

Пришла теплая весна. Пригрело ласковое солнышко. Потекли веселые ручейки.

Вдруг маленький превратился в настоящую большую реку, и отправилась рыбачья лодка в дальнее плавание.

  • Найди и отметь в рассказе части: 1. Как белки зимуют. 2. Веселые белки. 3. Летние заботы. Озаглавь текст.

- Теперь у освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили белки свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки и пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. Грызли смолистые тяжелые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

* Расположи части текста в нужной последовательности.

*Замени выделенные слова близкими по смыслу. Что изменилось какой вариант лучше ?

2. Упражнения на редактирование с творческим дополнением текста

– Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

3. Упражнения на написание сочинения с использованием заданного элемента текста

– Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.

– Подумай, как можно продолжить текст. Придумай конец и запиши текст полностью.

Стоял чудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья на деревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за куста маленький зайчонок.

4. Упражнение на изложение и пересказ текста.

Над бурным океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют девятым валом. Со страшной силой она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые люди вцепились в обломки мачты. Как они сюда попали?

Вчера утром их корабль вышел в открытый океан. Был солнечный день. Но к вечеру ветер нагнал грозные тучи, океан заволновался. Огромные валы ринулись на корабль. Послышался треск мачт. Несколько друзей решили не сдаваться. Главное – выдержать до утра. Солнце уменьшит эти бешеные валы. И люди выдержали. Солнечные лучи разукрасили тяжелые волны всеми цветами радуги. Больше всего в картине густой зелени, это цвет надежды. Солнце и люди победили мрак ночной бури. Хвала человеку! Слава солнцу!

  • О чем говорится в данном произведении?
  • Какие слова передают состояние разбушевавшейся природы?
  • Как автор описывает людей оказавшихся в океане?
  • Что вы можете сказать о характере этих людей?
  • Разбушевавшаяся стихия.
  • Горстка смельчаков.
  • Цвет надежды.

Лексико – орфографическая подготовка. Вторичное чтение текста.

5. Упражнения на употребление имени прилагательного в речи:

– Описать предмет или явление (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь.

Она была маленькой, тоненькой. Ее белый ствол был виден издалека. Хрупкие ветви … с нежными клейкими листочками дрожали от холодного весеннего ветра.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький …. .

Внимание! 02.01.10 пропала неприметная кошка смешанной породы. Возраст 1 год, черная с белыми лапами и круглым белым пятном на спине, небольшая, пушистая, откликается на кличку Мурка. Нашедшего прошу вернуть кошку за вознаграждение. С любой информацией обращаться по тел. ***-**-**.

– Придумать загадку, написать стихотворение

Описать сегодняшний день.

Сегодняшний день напоминает мне веселый праздник Новый год. Ночью выпал белый, пушистый снег и как ковер украсил детскую площадку. Утром я шла в школу и видела как радуются дети первому снегу. И даже черные вороны горделиво прохаживались по белоснежному ковру.

Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи

Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными. Выпиши эти словосочетания.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика.

Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских

Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.

крепкий лёд -. крепкий сон -. крепкое здоровье -. крепкая дружба -.

Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.

Мудрый человек -. отважный воин -. ясный день -. долгая дорога -.

Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.

Читайте также: