Выберите пункты относящиеся к цветку потенциалов

Обновлено: 18.09.2024

В практикуме излагаются принципы интегративной психотерапии психосоматических расстройств. Сверхзадача при написании учебника — провести молодого специалиста следующим образовательным маршрутом по приобретению профессиональных навыков: первое интервью — постановка многомерных гипотез — проведение психотерапии — рефлексия опыта — супервизия. Отсюда краткость теоретического материала и обилие учебных примеров, сопровождающих все разделы книги.

  • Стр. 60
  • Текст
  • Предложения
  • Оглавление

лава 3. Концептуализация случая

Мультимодальный профиль пациента с язвенной болезнью

бывшей жене, вовлечение сына в коалицию: конфликты с сестрой

Антимикробные средства, направленные на уничтожение helicobacter pylori

Отмена по мере улучшения физического состояния и при отрицательных лабораторных пробах

Цветок потенциалов Ананьева

Проанализировав данные литературы последних лет, В. А. Ананьев рекомендует использовать следующие уровни для анализа информации, полученной у пациента.

1. Уровень телесных ощущений и реакций (психофизический). Характер функционирования психики является определяющим, когда речь заходит о телесном или физическом здоровье индивида.

2. Уровень образов и представлений. Позитивные (ресурсные) образы и представления способствуют формированию здоровых установок личности, тогда как негативные подкрепляют болезненные состояния.

3. Уровень чувств — способность человека адекватно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1 Среди приведенных ниже ситуаций, выбери те, которые являются признаками игромании.

Прочтение игровых действий в свободное время

Нетерпение при мысли о времени, когда ты снова сможешь поиграть

2 Чего однозначно НЕ нужно делать родителям, чтобы их малолетний ребенок не вырос агрессивным?

Разрешать смотреть на ночь фильмы с рейтингом 16+, 18+.

Приобретать игрушки после истерики с требованиями купить их.

4 Представь ситуацию. В процессе игры тебя неотступно преследует радостное чувство азарта, ты понимаешь, что ты на коне. Но вдруг ты осознаешь, что задолжал большую сумму денег друзьям и близким, постепенно радужная пелена сходит с твоих глаз, оставляя с мыслями о том, что завтра ты скорее всего опоздаешь на работу, что приведет к тому что ты со своей семьей снова останешься дома в отпуске, вместо поездки за границу. На основании описанной ситуации предположи к какой стадии(стадиям) развития игровой зависимости можно отнести данное положение.

В данной ситуации прослеживается переход между 1-ой (выигрыша) и 2-ой (проигрыша) стадией развития игровой зависимости, т.к. присутствуют элементы обеих этих стадий-беспричинный оптимизм, сменяющийся неприятными мыслями, выигрыши, уменьшение времени, уделяемого семье и работе

5 Чем обусловлена высокая степень втягивания людей в игроманию (сродни привыканию к наркотикам или никотину)?

Игры зачастую приводят к расслаблению, снятию эмоционального напряжения, что приводит к рассматриванию их как приятное времяпрепровождение.

6 Среди приведенных ниже ситуаций, выбери те, которые могут послужить внешними причинами агрессии.

Родители, пренебрежительно относящиеся к обиде домашних животных.

Психические заболевания, характеризующиеся высоким психомоторным возбуждением.

7 Чего напротив НЕ следует делать, чтобы помочь человеку, страдающему от игромании?

Пытаться постоянно быть рядом, присматривая, чтобы он не начал снова играть, самостоятельно пытаться выгнать его на улицу.

Осуждать его, высказываться о том, что он не прав.

8 Представь ситуацию. Во время игры в приставку к тебе подошла младшая сестра, требуя на повышенных тонах дать ей поиграть. Получив отказ, она пригрозила тебе, что расскажет обо всём маме. В свою очередь, ты сказал, что тебя не волнуют указы родителей и ты будешь продолжать играть сколько тебе захочется. Охарактеризуй конкретно данную ситуацию с точки зрения разделения событий на 5 видов агрессии (по А. Бассу и А. Дарки). Сделай вывод-можно ли назвать данное поведение следствием игромании. *

9 Среди приведенных ниже ситуаций, выбери те, которые можно охарактеризовать, как критерии агрессии подростков. *

Угроза учителю, вызванная низкой оценкой.

Помимо физической и вербальной агрессии, были проявления раздражения, заключавшиеся в грубости в адрес двоечника.

11 Чего НЕ следует делать в воспитании ребенка, чтобы не допустить у него склонности к игромании? *

Одобрение легких азартных игр с родственниками в раннем возрасте (карточные игры с бабушками и пр.).

12На какие фильмы лучше всего НЕ водить маленького ребенка в кино, чтобы исключить возможность проявления агрессивного поведения? *

Боевики, классические бондианы и их аналоги

13Среди приведенных ниже негативных черт человека, выбери те, которые потенциально являются рисками для игроманов. *

Более подвержены воздействию аддиктивных (вредные привычки) форм поведения.

14Характеризуется ли игромания как болезнь? *

Да, игромания является психическим заболеванием, имеет собственный код в системе кодирования болезней.

15Чем можно охарактеризовать основные стадии развития игровой зависимости по Р. Кастеру

Стадия выигрыша-мысли о будущей игре. Стадия проигрыша-уменьшение заботы о семье, времени, уделяемого работе. Стадия разочарования-эмоциональные расстройства, уход в себя.

Стадия выигрыша-увеличение размера ставок. Стадия проигрыша-одалживание денег для игры. Стадия разочарования-раскаивание, окончательный разрыв с семьей и друзьями.

16Как можно преодолеть агрессивное поведение? *

Обращение к специалисту.

Занятие спортом/рвать бумагу.

17Выбери вариант решения проблемы, если твой ребенок окажется в коллективе с явным агрессивным лидером, предпочитающим все проблемы решать силой и подталкивающий остальных к этому. *

18Какую(-ие) из приведенных ниже ситуаций можно отнести к деструктивной(злокачественной) агрессии? *

Агрессия ребенка, направленная на сверстников из-за различных взглядов на фильм\игру

19 Что следует предпринять, чтобы помочь человеку, страдающему от игромании? *

Самостоятельно, независимо от этого человека проконсультироваться со специалистом.

Дать ему почувствовать вкус к жизни.

20Среди приведенных ниже ситуаций, выбери те, которые могут послужить внутренними причинами агрессии. *

Уверенность в собственной бесталантности

Чувство будто ты один во всем мире

21Из списка ниже выбери ситуации, в которых агрессивное поведение может привести к игромании и наоборот.

Частые проигрыши в игре, желание во чтобы то ни стало выиграть.

Отдых от насущных проблем посредством игры.

22Из списка ниже выбери ошибки мышления, которые можно отнести к тактическим (по В. В. Зайцеву и А. Ф. Шайдулиной).

Мысль о том, что всё и всех в этом мире можно купить, в том числе и друзей.

23 Какую(-ие) из приведенных ниже ситуаций можно отнести к конструктивной(доброкачественной) агрессии?

Научить относиться к своим возможностям конструктивно, осознавать их и осуществлять своё руководство.

Формировать стремление руководствоваться только добрыми чувствами.

3. Развивать групповую сплочённость, внимание, наблюдательность.

Ход занятия

1 Организационный момент:

а) вступительное слово педагога

- Ребята, я хочу предложить вам путешествие в мир своих возможностей. Туда, где находятся ваши способности, ваш ум, ваши чувства. Сегодня мы все лучше узнаем себя, что мы о себе думаем, как понимаем других людей.

- Представьте себе, что каждый из вас – это чудесный цветок, а каждый из лепестков - это то, что очень важно для человека. Какие лепестки будут у этого цветка? Давайте посмотрим:

Моё отношение к себе

Моё отношение к окружающим

Мои чувства

2. Что же такое возможности и способности?

а) беседа о теле человека

Как вы думаете, что значит для человека тело, почему оно так важно для человека?

Педагог организует групповую дискуссию

Ответы детей: ( Без тела нет человека, тело – это жизнь, когда умирает тело, умирает и человек, человеку нужны руки, чтобы что – то делать, ноги, чтобы ходить, голова, чтобы думать, сердце, чтобы чувствовать и т. д.)

- О теле нужно заботиться, правильно за ним ухаживать, для того, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым. А что вы делаете для того, чтобы тело чувствовало себя хорошо?

б) беседа об уме человека:

Что значит для человека ум?

Ответы детей: ( Человек может думать, всё решать, читать, дать правильный совет, летать в космос, лечить людей, строить дома, все придумывать, спасать природу и т.д.)

А как вы понимаете эту пословицу? О чём она?

- Ум, ребята, зависит от человека. Человек развивает свой ум, учится, становится умнее. А это значит, что он может больше понять, лучше рассказать о том, что он знает и передать другим часть своего ума. И об уме также нужно заботиться, сохранять и развивать его. Иногда от ума могут быть и неприятности.

- Кто это? – спросила она.

- Дик большой мешок.

- Что ты здесь делаешь?

- Давай колоть вместе.

- Конечно, спустись вниз, залезь в мешок.

Когда белка залезла в мешок, братец Кролик отнёс её к тётушке. Она похвалила его, но ума не дала, а попросила выполнить следующее поручение. Кролик выполнил ещё два задания, одно другого тяжелее и опаснее. Тётушка сказала:

в) обсуждение содержания сказки

- Итак, ребята, о чем эта сказка?

- Что можно сказать о братце Кролике?

- Почему тётушка Крольчиха не дала ему большого ума?

- Кто умнее тётушка Крольчиха или Кролик? Почему?

г) беседа о чувствах

А что вы знаете о чувствах?

Ответы детей: ( Чувства – это настроение, когда что – то чувствуешь, когда радостно, когда плохо, нет настроения, когда душа болит и т.д.)

- А где живут чувства? Найдите у себя место в теле, в котором, как вам кажется, живут чувства. ( В груди, в сердце).

3. Релаксационная пауза.

- А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что на них лежит столько добрых чувств, сколько может поместиться. Вам очень приятно ощущать тепло, оно проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в ваше сердце как можно больше добра. Соедините ладошки вместе и приложите к груди. Вы почувствовали тепло своей души? Тепло сердец тех, кто рядом с вами? Вам хорошо? Что вы сейчас чувствуете?

б) Разговор о чувствах, закрепление позитивного настроя в группе.

- Почему, чем больше доброты у человека, тем лучше?

Ответы детей: ( Доброты может быть очень много, а когда много жадности, для доброты места нет, такой человек всё хочет только для себя, ни с кем не делится, жадный всегда противный, злой, ему всего всегда мало).

4. Не чувства и желания правят человеком, а человек руководит ими.

Послушался император и отпустил змейку. Глядь, а у него в руках какая - то длинная тросточка появилась. Только коснулся он ею дерева – и дерево тут же стало золотым .Коснулся цветов – и цветы стали золотые. Коснулся слуг своих – и слуги стали золотыми. И всё, чего касался император своей тросточкой, становилось золотым – и птицы, и деревья, и всё живое и даже еда. Всё перестало двигаться и жить, издавать звуки и благоухать. Только блеск золота слепил глаза и кружил императору голову.

Но, наконец, он проголодался и кликнул слуг. Но никто не пришёл на его зов, никто не откликнулся. Тогда император, сам отправился на поиски своих людей и еды. Но ему встречались лишь застывшие золотые фигуры. Еда также застыла и превратилась в золото. Было тихо и мертво.

Закричал от ужаса император, стал умолять свою тросточку расколдовать всех и всё, и пусть будут живыми, пусть ходят и говорят. Не нужно ему столько золота. Вообще не нужно никакого золота. Самое лучшее золото – золото души, жизни, понял он.

Но, увы, никто ему не ответил. По-прежнему было тихо вокруг. И среди этого всего великолепия император умер от голода, жажды, одиночества и пустоты. В отчаянии и тоске провёл он свои последние часы.

б) групповое обсуждение сказки.

- Итак, ребята, о чём эта сказка? Понравился вам император? Он был счастлив? Чем он хотел владеть?

- Почему умер император? Почему нужно самому руководить своими чувствами? Почему руководить нами должны только добрые чувства?

- Как узнать, какие чувства добрые, а какие нет?

5 .Что же ещё хочет нам сказать «Цветок Потенциалов?

а) беседа об отношениях с другими людьми

Ответы детей: (хорошо, когда люди дружат, нужно другим помогать, навещать, когда болеет друг, нельзя обижать маленьких, драться, нужно уметь договариваться, нужно людей любить.)

- Да, отношения между людьми значат в нашей жизни много.

б) беседа о том, что я знаю о себе

Педагог раздаёт каждому ребёнку зеркальце.

- А сейчас мы будем с вами двигаться по комнате свободно, как захочется.

- Двигаясь, вы ощущаете все свои возможности, свои чувства, свой ум, своё тело, и то, как вам хорошо среди людей.

- Мысленно обратитесь к своему уму и поблагодарите его, скажите ему, что вы будете помогать ему развиваться, и тогда он станет вам опорой в жизни.

А теперь мысленно ощутите своё тело, оно такое послушное и ему так нравится сейчас двигаться. Вы чувствуете, как оно благодарит вас, как ему важно, чтобы о нём заботились, чтобы были к нему внимательны. И вы ощущаете разные части тела, и они послушны вам, вы можете руководить своим телом, и это ему нравится.

- А теперь обратитесь к своим чувствам. Какие они сейчас? Добрые? Радостные? Приятные? И вы ими руководите, а не они вами.

И вы всегда можете выбрать те, которые принесут вам хорошее настроение, уверенность в себе, помогут быть добрыми, счастливыми, весёлыми.

А теперь посмотрите вокруг, рассмотрите тех, кто рядом с вами здесь в этой комнате. Вы можете увидеть, как всем сейчас приятно, хорошо, какие все радостные, весёлые, довольные. Мысленно пожелайте всем добра, пошлите добрые мысли. Добрые чувства, добрые пожелания.


– кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена.


Малыхина Яна Викторовна

– кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена.

Ключевые слова: психология, клиническая психология, психосоматика, психология здоровья, психотерапия.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

В этом году исполняется 10 лет со дня основания кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена. Наша статья – дань памяти профессору Виктору Алексеевичу Ананьеву, который руководил кафедрой с момента ее создания и до своего трагического ухода из жизни в 2007 году. Яркая творческая жизнь этого самобытного человека и ученого оставила большой вклад в теоретической и практической психологии, значение которого еще предстоит осмыслить в полной мере.

Виктор Алексеевич родился в 1956 году в Башкирии в небольшом шахтерском городке Кумертау. В 1975 году окончил Горномеханический техникум по специальности горного техника-электромеханика и был призван в ряды Советской Армии.


В.А. Ананьев во время службы
в рядах Советской Армии 1976 г.

После демобилизации в 1977 году он поступает слушателем на подготовительное отделение Ленинградского государственного университета, затем в следующем году – на факультет психологии, который заканчивает в 1983 году.


В.А. Ананьев в студенческие годы.


Мечтой В.А. Ананьева было создание метадисциплины, в которой могли бы, наконец, соединиться знания, накопленные в науках о человеке в интересах практики – эффективной адаптации человека в условиях стремительно меняющегося мира. Создание в 2000 году кафедры клинической психологии в РГПУ им. А.И. Герцена полностью отвечало этой идее.

Виктор Алексеевич сумел собрать коллектив увлечённых, творческих специалистов, профессионалов в своих областях. Присутствие в одном коллективе биологов, врачей и психологов создавало условия для осуществления информационного метаболизма и междисциплинарного синтеза.


Кафедре клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена 5 лет (2005 г.)



Заседания кафедры клинической психологии РГПУ
им. А.И. Герцена – творческий союз поколений.


Такое разнообразие иллюстрирует жизненную позицию В.А. Ананьева как руководителя: он всегда умел поддержать и вдохновить своих коллег на собственные исследования. Под руководством В.А. Ананьева было защищено 11 кандидатских диссертаций.



Виктор Алексеевич считал, что человек должен реализовываться в трех направлениях: в роли ученика, учёного, учителя. Он всегда был открыт новому опыту, часто посещал семинары российских и зарубежных коллег, создавал условия для обмена опытом тех, кто работал рядом с ним. Но особенный дар проявлялся в нем, когда он сам выступал в роли учителя. Его свободная и доходчивая манера изложения сложного материала не просто вызывала интерес у студентов и слушателей его семинаров, а увлекала, вдохновляла на собственные поиски, способствовала самообразованию. Тысячи специалистов, прошедших обучение у Виктора Алексеевича практически во всех регионах России и в ближнем зарубежье, с благодарностью вспоминают его семинары.


В.А. Ананьев на ежегодном Молодежном фестивале Гильдии Психотерапии и Тренинга.


В.А. Ананьев на ежегодной Летней Школе Гильдии Психотерапии и Тренинга.

Вокруг В.А. Ананьева всегда было много людей, его деятельность не ограничивалась рамками кафедры. С 1994 года он был бессменным лидером и президентом "Гильдии Психотерапии и Тренинга" – профессионального сообщества Санкт-Петербурга. Это была площадка для взаимного обогащения специалистов, творческий дух которой привлекал и побуждал к профессиональному росту.



Краткая библиография

Авторы выражают благодарность Татьяне Павловне Ананьевой за помощь и содействие.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Читайте также: