Выразительность цвета наиболее яркое живое описание основных цветов гете

Обновлено: 19.09.2024

Наиболее яркое, живое описание основных цветов можно встретить у И. Гёте, в его трудах, посвящённых цвету. Это слова поэта, который знал, как выразить то, что видят его глаза. Гёте утверждал, что все цвета находятся между полюсами: жёлтого (наиболее близкого дневному свету) и синего (наибольшего оттенка темноты).

Положительные или активные цвета – жёлтый, оранжевый, красный – создают активное оживлённое настроение.

Синий, красно-синий, фиолетовый – отрицательные пассивные цвета – настроение тоскливое, безмятежное, мягкое, спокойное.

Красный, по мнению Гёте, эмоциональный, волнующий, стимулирующий цвет. Это цвет королевской власти, он объединяет все цвета. В чисто красном – благородство, он создаёт впечатление как серьёзности и достоинства, так и прелести и грации.

Жёлтый – спокойный, безмятежный, весёлый, очаровывающий. По определению Гёте, жёлтый цвет обладает лёгкостью, производит тёплое впечатление и вызывает благодушное настроение. Гёте считал, что жёлтый цвет можно использовать для выражения стыда и презрения. А, по мнению русского живописца В. Кандинского, жёлтый цвет никогда не несёт в себе глубокого значения. Жёлтый у него способен выразить насилие, бред умалишённого, а ярко-жёлтый ассоциируется со звуком горна.

Оранжевый у Гёте даёт глазам чувство теплоты и наслаждения. Ярко-оранжевый рвётся к органам зрения, производит шок. А у Кандинского – олицетворяет силу, энергию, честолюбие, триумф.

Синий – холодный, пустой, но выражающий спокойствие. Гётевский синий всегда приносит что-то тёмное, синяя поверхность как будто уплывает от нас вдаль. Тёмно-синий – погружение в глубокое раздумье обо всех вещах, не имеющих конца. Голубой цвет создаёт спокойствие, а фиолетовый вызывает беспокойство, нетерпенье и даже бессилие.

Зелёный цвет – удачно сбалансированный – показывает устойчивость, свойственную чистым цветам, даёт реальное удовлетворение, совершенную тишину и неподвижность.

Гармония цвета

В понятии гармонии возможно выделить такие её частные подразделения, как гармония звуков, форм, цветов.

Цветовые пятна на поверхности взаимосвязаны. Каждый отдельный цвет уравновешивает или выявляет другой, а два вместе влияют на третий. Иногда изменение даже одного цвета в композиции разрушает её.

Теория цветовой гармонии не может быть сведена к тому, какой цвет с каким гармонирует, она требует ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение цвета создаёт пестроту.

Попытки построить нормативную теорию цветовой гармонии предпринимались на протяжении всего XIX века и позже.

Для создания классической цветовой гармонии необходимо выполнять некоторые правила подбора цветов:

в гармонии должны быть заметны первоначальные элементы многообразия, т.е. присутствовать красный, желтый и синий цвета;

многообразие тонов должно быть достигнуто через разнообразие светлого и тёмного;

тона должны быть в равновесии, ни один не должен выделяться – это и есть цветовой ритм;

в больших цветовых композициях цвета должны по порядку следовать один за другим так, как в спектре или радуге (мелодия единства);

чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех местах, которые хочется выделить.

Это, конечно, весьма формальный подход к гармонии, но он имеет право на существование.

Общие правила при создании цветовой гармонии заключаются в следующем:

выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся;

выбрать последовательность тёплой и холодной гаммы цветов;

сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе.

Фактор, определяющий качество цветовой гармонии, – соотношение цветовых пятен по занимаемой площади. Существуют пропорциональные соотношения площадей пятен, необходимые для достижения целостности и единства впечатлений при одинаковой насыщенности и светлоте. В случае же контраста по светлоте этот закон приобретает ещё большую силу. Так, например, чтобы уравновесить большое светлое пятно, достаточно взять в несколько раз меньшее по площади, но насыщенное, яркое пятно, контрастное по цвету и светлоте.

Интересным моментом является и цветной фон, на котором можно создать композицию, например, небольшой гармоничный рисунок может потеряться на неподходящем ему поле.

Небезразлично и в какой последовательности будут располагаться цветовые пятна. Неуравновешенность или однообразие в ритме тоже может привести к отрицательному эффекту (пуговицы или украшения на одежде).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Теория цвета И. В. ГетеВыполнила студентка 3 курса НГПУ, Рыхторова Анна

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Теория цвета И. В. ГетеВыполнила студентка 3 курса НГПУ, Рыхторова Анна

Теория цвета И. В. Гете
Выполнила студентка 3 курса НГПУ,
Рыхторова Анна

Zur FarbenlehreИмя Иоганна Вольфганга фон Гёте редко связывают с наукой о цве.

Когда Гете создавал свое учение о цвете, в научном мире царила теория о цвете.

Когда Гете создавал свое учение о цвете, в научном мире царила теория о цвете Ньютона (1642–1727) (Opticks, 1715).

Ньютон, физик по образованию, пытался доказать своими опытами, насколько обманчиво представление человека о дневном свете. Он утверждал, что утренний свет, воспринимаемый нами обычно как прозрачный и светлый, состоит в действительности из цветных лучей.

Его опыты с призмой показали, что если светлый солнечный луч пропустить через стеклянную призму, можно ясно различить разделение солнечного луча на разноцветные.

По предположению Ньютона цвет предмета определяет тот пучок лучей, который был наиболее интенсивен по сравнению с остальными. Световые пучки, состоящие из разноцветных лучей, могут казаться совершенно совпадающими по цвету, поскольку человек не различает, да и не может различать эти лучи.

Гете же назвал опыты Ньютона с призмой допросом природы на дыбе. Он создал со.

Гете же назвал опыты Ньютона с призмой допросом природы на дыбе. Он создал совершенно другую теорию цвета, в соответствии с которой цвет порождается взаимодействием, борьбой между светом и тьмой - поэтому в опытах с призмой цвета возникают на границах между светлыми и темными пятнами.

Тьма, считал Гёте - это не просто отсутствие света. Это активная сила, как и свет, в борьбе между ними и возникают цвета. Различные степени разрешения напряжения между светом и тьмой дают различные цвета.

Теплые оттенки цвета возникают, когда тьма уступает свету, когда свет пробивается через тьму - начиная от тусклых оттенков красного, через оранжевый цвет, к ярко-желтому. Холодные - когда свет уступает тьме, когда тьма пробивается через свет - от фиолетового и синего - к светло-голубому.В подтверждение Гёте приводил множество природных наблюдений, например, объяснение желтоватого оттенка солнца и голубого цвета неба днем и красных оттенков солнца и неба на закате и восходе.

Гете делил цвета на три группыцветаположительныеотрицательныенейтральныйПолож.

Гете делил цвета на три группы
цвета
положительные
отрицательные
нейтральный
Положительные: желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь).
Создают бодрое, живое, деятельное настроение

Отрицательные:
синий, красно-синий и сине-красный.
Создают неспокойное, мягкое и тоскливое.

Зеленый Гете относил к нейтральным.

Положительные цветаЖелтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрад.

Отрицательные цветаСиний. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицат.

Красно-синий. Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Нейтральные цветаЧисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение.

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет.

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное.

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого.

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологичес.

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

В виду того что желтый цвет оказывает активное воздействие, Гёте считал, что он не только может быть символом благородного спокойствия, но и использоваться для выражения стыда и презрения. Этот цвет, утверждает он, исключительно чувствителен к подделке, к его фальсификации и неприятно выглядит сернистым, когда он имеет зеленоватый оттенок. Для Кандинского желтый цвет с оттен­ком синего становится цветом, вызывающим чувство тошноты.

Хотя это свидетельство и не является основательным, тем не ме­нее оно подтверждает мое предположение, что чистые, несмешан­ные цветовые оттенки и равномерно сбалансированное смешение цветов стремятся к стабильности, экспрессивное воздействие которой относительно низкое, тогда как примеси благодаря введению силь­ного, динамического качества усиливают выразительность. Было бы целесообразно продолжить этот анализ дальше и установить прин­ципы, управляющие различными эффектами, которые получаются, когда теплый цветовой оттенок видоизменяется холодным или когда холодный цвет воздействует на теплый. Совершенно иной результат получится, если к одному из холодных цветовых оттенков добавить другой холодный. Но нет никакого основания обобщать эти разли­чия, так как на этот счет не существует надежных эксперименталь­ных данных.

Физика и лирика

Существует лишь одна неприятность. Гёте в своём учении затрагивает те аспекты, в которых ничего не понимает. Это физика, теория цвета Ньютона. Получается не совсем корректная ситуация. Физики исследуют цвет и свет как явления материальной реальности, а Гёте говорит более о цветовых впечатлениях и воздействии цветов на психику. Физикам следует оставить Ньютона, лирики могут наслаждаться измышлениями великого поэта.

Гёте пишет о восприятии цвета и влиянии, которое он оказывает на сознание. С его точки зрения, существуют особые цвета, которые могут вызвать особые состояния или откорректировать имеющиеся. Он предлагает различные формы работы с цветом: просто на него смотреть, окружать себя предметами определённого цвета, использовать различные типы цветных стёкол.

Появление цветотерапии

Существует мнение о том, что современники восприняли учение Гёте скептически. Это далеко не так. Смотря какие. Особые люди, экзальтированные, увлекающиеся и неординарные достаточно быстро подхватили идею, в Европе даже возникла небольшая мода на цветные стёкла, которые сторонники идей Гёте старались всюду носить с собой.

Гёте не был обычным человеком, круг его интересов обширен, в соответствии с типом его личности – увлекающийся, интересующийся всем, пылкий. Он достаточно часто испытывал психологический дискомфорт. Вероятно, разработанная им цветотерапия помогала ему сохранять баланс, контролировать эмоциональный фон.

Цвета и их воздействие на сознание по Гёте

Вот некоторые выводы поэта и исследователя, которые он сделал по поводу различных цветов. Он разделил их на положительные и отрицательные.
Положительные: красный; оранжевый; жёлтый.
Отрицательные: синий; красно-синий.

Зелёный выпал не из-за невнимания автора исследования, а из-за своих свойств – потому что вызывает нейтральное состояние.

Жёлтый наполняет оптимизмом, радует, производит тёплое и лёгкое впечатление.
Красно-жёлтый – всё то же самое, но воздействие более сильное. Это и оранжевый, и смесь красного с жёлтым, где больше того или другого.
Синий – приносит противоречивое успокаивающее и возбуждающее состояние. Он влечёт к себе, но важна правильно подобранная его тональность.
Красно-синий – он возбуждает, но не так, как красно-жёлтый. Тот даёт витальные силы, а этот – общий подъём чувственной сферы.
Красный – цвет серьёзности, достоинства, внутренней уверенности в себе.
Зелёный – нейтральный, который сглаживает эффекты двух своих составляющих – жёлтого и синего. Они действую одновременно, поэтому возникает чувство успокоения.

Методика воздействия

Не следует воспринимать всё это буквально, научных доказательств нет. Однако созерцание цветов действительно пробуждает способность испытывать тонкие эмоции, сканировать свои чувства.

Следует отметить, что описываемое влияние может быть и другим, поскольку во многом связано с субъективным восприятием своих переживаний. Всё-таки исследовал воздействие цвета Гёте в первую очередь на себе лично. Но, кстати, можно иметь полную уверенность в том, что это помогало самому поэту.

Читайте также: