Взошло солнце и озарив просыпавшуюся степь заиграло всеми цветами радуги

Обновлено: 18.09.2024

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа по русскому языку за II четверть для 7 класса по заданию администрации. Тестовые задания с выбором правильного ответа и с краткой записью ответа.

Итоговая контрольная работа

по русскому языку в 7 классе

за II четверть 2020-2021 учебного года

по заданию администрации

_________________________________

I. Выполните задания 1-22, выбрав из предложенных вариантов правильные ответы.

1. Укажите правильный ответ. Причастие - это самостоятельная часть речи, которая имеет признаки

а) наречия и глагола

в) глагола и прилагательного

2. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие

а) время (настоящее и прошедшее)

б) время (будущее)

3. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие.

а) гонимый утренним солнцем

б) цветущие поздней осенью

в) колеблемые ветром

4. Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие.

а) любимый учениками предмет

б) исследующий почву ученый

в) пишущий историю

5. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) запива..щий лекарство, кол..щееся растение, ворку..щие голуби

б) жал..щие пчёлы, стро..щийся дом, зна..щий правду
в) беле..щий парус, мысл..щий отвлечённо, недремл..щий глаз

6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?

а) издава..мая брошюра; ответ..вший на предложение;

б) исследу..мая местность; вспомн..вший прошлое;

в) ненавид..мый всеми; выскоч..вший из болота;

7. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) освещё…ая улица, утрамбова…ая дорожка

2) отпечата…ое воззвание, краше…ый зал

3) рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон

8. Укажите пример, где морфологические признаки причастия определены верно:

а) Нарисовавшего – действительное причастие наст. вр., сов. вида, в Р. п., ед. ч., м.р.

б) Дарящий – действительное причастие наст. вр., несов. вида, в Им. п., ед. ч., м.р.

в) Расколотый – страдательное причастие наст. вр., несов. вида, в Им. п., ед. ч., м.р.

9. Укажите предложение (или предложения) с причастным оборотом. (Знаки препинания не расставлены).

а) Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы.

б) Долетавшие издали звуки доносились с правого берега.

в) Летящая стрела поразила противника.

10. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот. (Знаки препинания не расставлены)

а) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.

б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

в) За село выходил тянувшийся позади дома сад.

11. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

а) Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.

б) Ярко пылающие искры, были похожи на большие звёзды.

в) Вдруг я заметил двух птиц, летевших к водопаду.

12. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию

б) добавочное действие при основном действии

в) действие предмета

13. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?

а) существительного и прилагательного;

б) глагола и прилагательного;

в) глагола и причастия;

г) глагола и наречия.

14. Деепричастие…:

в) не изменяется

15. От чего обычно образуется деепричастия несовершенного вида

а) корня глагола

б) основы настоящего времени глаголов несовершенного вида

в) основы глагола прошедшего времени

16. Выберите предложение, где употреблено деепричастие совершенного вида

а) Находясь еще в каком-то странном состоянии, он все-таки пошел в поле.

б) Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу.

в) Живя в маленьком домике, я наблюдал, как наступает весна в этом краю.

17. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания?

а) Надвигалась гроза, и туча набирая силу поднималась из-за леса.

б) Изогнув длинные шеи, птицы поднимались вверх.

в) Бурлит река, неся с собою шумные потоки вешней воды

18. В каком ряду не с деепричастиями пишется слитно.

а) (Не)выезжая, (не)успев;

б) (не)навидя, (не)взлюбив;

в) (не)успевая, (не)доумевая.

19. Запятые под цифрами 1 и 2 в приведённом ниже предложении выделяют:

Взошло солнце и, (1)озарив просыпавшуюся степь,(2) заиграло всеми цветами радуги на росистой траве, покрывавшей всё видимое глазом пространство.

а) причастный оборот

б) деепричастный оборот

20. Наречие – это …

а) часть речи, обозначающая действие предмета

б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию

в) часть речи, обозначающая признак действия

а) изменяются по лицам;

б) изменяются по числам;

б) не изменяются.

22. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне

II. Прочитайте текст и выполните задания 23-30

1) Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. 2) Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. 3) Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.

4) Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. 5) Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. 6) Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. 7) Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

23. Найдите в тексте предложения с причастными оборотами. Укажите их номера ____________

24. Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами. Укажите их номера _________

25. Из предложений 5, 6 выпишите деепричастия, определите их вид _______________________

26. Найдите в тексте действительное причастие настоящего времени. Запишите его. _________

27. Какой частью речи является слово ниже в предложении 1? __________________________

28. Из предложения 4 выпишите словосочетание ГЛАГОЛ + НАРЕЧИЕ ___________________

29. Из предложения 4 выпишите наречие вскоре, укажите разряд наречия. _______________

30. Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера. _________________________

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

— Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

— Пойдем смотреть грома!

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Я уже упоминал о зарнице.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться — все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда — это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате своей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская мглу ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи.

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ.

Решение

Тип текста — описание.
1 . Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным теплотворным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
2 . Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она становилась тёмно-зелёною ; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному , как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака.
Амбра — твёрдое, горючее воскоподобное вещество серого цвета.
Благовоние — приятный запах, аромат.

3. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие.

4. Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие.

5. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) запива..щий лекарство, кол..щееся растение, ворку..щие голуби

в) беле..щий парус, мысл..щий отвлечённо, недремл..щий глаз

8. Укажите пример, где морфологические признаки причастия определены ве рно:

а) Нарисовавшего – действительное причастие наст. вр., сов. вида, в Р. п., ед. ч., м.р.

б) Дарящий – действительное причастие наст. в р., несов. вида, в Им. п., ед. ч., м.р.

в) Расколотый – страдательное причастие наст. вр., несов. вида, в Им. п., ед. ч., м.р.

9. Укажите предложение (или предложения) с при частным оборотом. (Знаки препинания

б) Долетавшие издали звуки доносились с правого берега.

10. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот.

11. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

б) Ярко пылающие искры, были похожи на большие звёзды.

12. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:

13. Признаки каких частей речи совмещае т деепричастие?

15. От чего обычно образуется деепричастия несовершенного вида

б) основы настоящего времени глаголов несовершенного вида

16. Выберите предложение, где употребле но деепричастие совершенного вида

а) Находясь еще в каком - то странном состоянии, он все - таки пошел в поле.

б) Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу.

в) Живя в маленьком домике, я наблюдал, как наступает весна в этом краю.

17. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания?

а) Надвигалась г роза, и ту ча набирая силу подн ималась и з - за леса .

в ) Бурлит река, неся с собою шумные потоки вешней воды

18. В каком ряду не с деепричастиями пишется слитно.

19. Запятые под цифрами 1 и 2 в приведённом ниже предложении выделяют:

Взошло солнце и, (1)озарив просыпавшуюся степь,(2) заиграло всеми цветами радуги на

росистой траве, покрывавшей всё видимое глазом пространство.

б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию

22. Определите разряд наречий: тотчас, рано, нак ануне

1) Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась

с туманом. 2) Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся

расположиться по ветру. 3) Облачка походили на корабли, выстроившиеся для

4) Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью

прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи.

5 ) Темно - серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. 6 )

Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал

её. 7 ) Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

23. Найдите в тексте предложения с причастными оборотами. Ук ажите их номера ____________

24. Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами . Укажите их номера _________

25. Из предложений 5, 6 выпишите деепричастия, определите и х вид _______________________

__________________________________________________________________________________

26. Найдите в тексте действительное причастие настоящего времени. Запишите его. _________

__________________________________________________________________________________

27. Какой частью речи является слово ниже в предложени и 1? __________________________

28. Из предложения 4 выпишите словосочетание ГЛАГОЛ + НАРЕЧИЕ ___________________

29. Из предложения 4 выпишите наречие вскоре , укажите разряд наречия. _______________

__________________________________________________________________________________

30. Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера. _________________________

Читайте также: