Знаю я что не цветут там чащи не звенит лебяжьей шеей рожь

Обновлено: 18.09.2024

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Анализ Мы теперь уходим понемногу

Сергей Есенин

Мы теперь уходим понемногу

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Краткий анализ произведения

Наряду с тем, что философский смысл остается главным для читательского восприятия стихотворения, огромную ценность имеет и эстетически выразительное описание природы в нем.

Мне нравится 84

В 1924 году Сергеем Александровичем Есениным было написано и опубликовано стихотворение философской направленности “Мы теперь уходим понемногу”, поводом которому послужила внезапная смерть Александра Ширявцева — тридцати семилетнего поэта и знакомого Есенина.

Трагическое известие о этой гибели заставило лирика серьёзно задуматься над смыслом собственной жизни, которую в любую минуту может забрать смерть. Неспроста, автор начинает данное произведение с риторического предложения:

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать…

Основной идеей стихотворения является размышление о конце жизненного пути, подведение итогов прожитых лет, прощание со всем, что было так дорого сердцу.

Говоря о структуре стихотворения, можно сказать, что “мы теперь уходим понемногу” написано в лирически — философском жанре, двусложном размере — пятистопном хорее, перекрестной рифме с использованием кольцевой композиции — вначале автор пишет о том, что люди постепенно покидают мир живых, после чего рассуждает о собственном бытия, и в конце снова возвращается к мыслям о загробном мире.

В произведении применен ряд изобразительно-выразительных средств. Так, например, восклицательные обращения:

Милые березовые чащи!

Ты земля! И вы равнин пески!

Создают впечатление колоссальной привязанности и любви лирического героя к природе, обращения к ней, как к близкому человеку.

С помощью метафор: “не цветут там чащи” ” не звенит лебяжьей шеей рожь”, ” не будет этих нив, златящихся во мгле”, рассказчик создаёт пустой, холодный, удручающий образ мира, в который ему придется попасть после неизбежной смерти, тем самым сожалеет о невозможности увидеть красоту, присущую миру живых.

Обилие анафор: много дум я в тишине продумал, много песен про себя сложил. счастлив тем, что целовал я женщин счастлив тем, что я дышал и жил использованных, в прошедшем времени, придают наиболее эмоционально выраженное состояние лирическому герою, с тоской вспоминающему своё прошлое и, придающему особый смысл каждому мгновению.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

дают нам отчетливое понимание неготовности, нежелания, страха лирического героя прощаться с жизнью. Он не верит в бессмертие души, не стремится к вечности, ибо в ней не будет дорогих ему людей и родной природы, в которых и кроется вся прелесть его существования.

Таким образом, вопрос жизни и смерти стал ключевым для Есенина в его последние годы. Всё чаще он начинал, задумываться о том, как он живёт, и, какое наследие оставит после себя. При этом конец человеческого бытия в восприятии Сергея Александровича — крайне пессимистичное явление, которое рано или поздно настигнет каждого.

Стихотворение “Мы теперь уходим понемногу” — глубокое философское произведение о смысле человеческого бытия и бренности существующей реальности, в которой так или иначе человек пытается оставить свой след. Я считаю, что это стихотворение стало точкой обратного отсчёта для него автора.

Возможно, поэтому заключительные произведения, такие как поэма “Черный человек”, стихотворение “Исповедь хулигана” больше напоминают раскаяние в содеянных грехах, праздной жизни, а также строгий самоанализ поэта.

Понимание неизбежности смерти помутило рассудок Есенина, лишив его возможности писать, а затем и быть. Жизнь — единственная игра, в который результат известен заранее.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В его стихах звучат темы трагической обречённости, но при этом стремление найти своё место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось потрясшее его известие о смерти знакомого поэта Александра Ширявцева.

Всё это находит место в изучаемом стихотворении. В нём поэт обращается к земле, тем местам, которые он любит, пытаясь переосмыслить свою жизнь.

Тема

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески – тоски, сложил – жил) и неточная (чащи – уходящим, свете – ветви). Способ рифмовки – перекрёстный (АВАВ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

Жанр

Это лирическое стихотворение. В нём отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В целом применение поэтом средств выразительности весьма удачно, вместе они помогают создать образ лирического героя, преисполненного тоски по прошлому.

Мне нравится 26

Сочинение о стихе Мы теперь уходим понемногу

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми?

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы.

Так и нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить, беря от нее все, что можно. В этом, по мнению поэта, и есть смысл жизни:

Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней.

Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока еще есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живешь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Несмотря на грустное настроение, мне оҹень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творҹескому пути. Оно мелодиҹно, напоминает песню. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается. И у потомков остались великолепные стихи Московского озорного гуляки, я думаю, ҹто о нем не забудут и наши дети.


("Мы теперь уходим понемногу")
x x x

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

1924
читает В.Аксенов

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Есенин на фоне природы

Автор не говорит, что за порогом смерти плохо, ведь в той стране:

Любовь к жизни

Нежелание переходить в иной мир поэт объясняет просто – там нет берёзовых чащ, нет женского поцелуя, нет лебяжьей шеи ржи. Сергей любит этот живой мир с его красотами, болью, страданием и зарницами радости, он не может себя представить в тишине, окружёнными ангелами и благодатью. Благодать Есенина – это жизнь земная с её тайнами и открытиями, любовью и печалью, радостью и мукой. Это хорошо заметно в строках:

И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Начинается стихотворение строками из заголовка

Неизбежность смерти

За последнее время Сергея Александровича многие покинули. Кто-то просто отвернулся, другой пошёл в мир благодати и, может быть, там готовит место и для него. Особенно больно в это время Сергей воспринимает арест Ганина, который был его закадычным другом и во многом жизненным пастырем. Возможно, автор и предчувствует, что его другу Алексею уже не вырваться из лап НКВД (в 1925 его расстреляют).

Последние годы Есенин не раз вспоминает о смерти, не раз задаётся вопросом о бренности бытия, но не может найти ответ. Сила земного духа крепко связала Сергея с этим миром, и он не видит, какие радости ему может предложить мир иной. В тоже время поэт понимает, что смерть неизбежна, поэтому прятаться от неё глупо.

Не раз Есенин пытается начать с чистого листа, и всякий раз попытка терпит крах. Казалось, всё может наладиться после брака с Толстой, но и она не наполнила его эликсиром жизни. В последние годы Сергею кажется, что чаша его жизни постепенно заканчивается. Нет неизлечимых болезней, живы родные, но капля за каплей уходит жизнь. Уже не радуют так как 10 лет назад кабаки, уже не бьёт по голове обухом внезапная влюблённость…

Краткий анализ

Тема стихотворения – это любовь к жизни на фоне неизбежности ухода, а написано оно в жанре философской лирики, что позволило появиться на стихи не одной песне. Есинин в работе использовал пятистопный хорей при перекрёстной рифмовке, где смешалась точная и неточная рифма (понемногу – в дорогу, женщин – меньших и т д.).

В качестве средств выразительности используются олицетворения:

Осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь.

Также есть в стопах эпитеты (земле угрюмой) и метафоры (нив, златящихся во мгле и пр.).

Читаем строки

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле…
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Читайте также: