Божья коровка тля сосна насекомоядная птица паук пищевая цепь

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. .

В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. .

Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Фитоценозом определяется ………… структура.

Закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи – это ……

Общая суммарная продукция фотосинтеза – это ……. ………

Средообразующие виды называются ………..

Задание 2. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Задание 3. Прочитайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками. Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. Назовите способ питания растений и животных.

… Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

Задание 4. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, сколько трофических уровней содержит данная цепь питания. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Задание 5. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

Злаки – кузнечики – насекомоядные птицы – змеи – ежи.

Корневые выделения зеленых растений – бактерии – мелкие животные - крот

Задание 1. Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.

Задание 2. Определите, сколько трофических уровней существует в следующих пищевых цепях:

А. Сок розового куста – тля – паук – насекомоядная птица – хищная птица

Б. Хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед

В. Листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай.

Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено. Сравните эти цепи питания, определите черты сходства и различия.

Задание 3 . Укажите, какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, редуцентам, консументам: норка, пшеница, гнилостные бактерии, кокосовая пальма, антилопа, черепаха, белый медведь, божья коровка, карликовая березка, василек синий.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новой форме, называют …..

Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют ……

Виды, играющие ведущую роль в организации структуры и функционирования экосистемы, называются .

Наземная экосистема, которая связана с участком однородной растительности – это…

Какая экологическая пирамида не может быть обращена кверху основанием ……

Совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе, называется ……

Основная роль редуцентов в экосистемах это ….

Установите правильную последовательность пищевой цепи:

А. Мышь, еж, семена ели, лисица

Б. Ястреб, гусеница, крапива, дрозд

В. Карась, водоросль, чайка окунь

Заметили в тумане –

Известно, что у англичан

На островах всегда туман, -

Но, несмотря на это,

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

И вот загадка решена.

Ответ – у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.

Задание 2. Из перечисленных организмов выберите продуцентов, консументов, редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, капуста, кактус, паразитические черви, гнилостные бактерии, полевки. Что произойдет, если в БЦ вдруг исчезнут редуценты?

Задание 3. Определите, сколько трофических уровней существует в следующих пищевых цепях:

А. Перегной – дождевой червь – землеройка - горностай

Б. Сосна – жук–лубоед – дятел - сокол

В. Трава – зеленый кузнечик – лягушка – уж

Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено. Сравните эти цепи питания, определите черты сходства и различия.

1. В агроценозе пшеничного поля растения пшеницы и сорняков являются:

а) консументами I порядка б) консументами II порядка в) редуцентами г) продуцентами

2. Какое животное может занимать уровень консументов второго порядка?

а) заяц-беляк б) полевая мышь, в) ястреб г) мох

3. Наиболее длинные пищевые цепи формируются в

а) тундре б) широколиственном лесу в) степи г) тропическом лесу

4.В какой последовательности надо расположить звенья пищевой цепи:

а) паук б) яблоня в) тля г) синица д) ястреб

5. К какой группе относятся бактерии гниения, обитающие в почве?

а) продуцентов б) консументов I порядка в) консументов II порядка г) редуцентов

6. Какое животное может занимать уровень консументов первого порядка?

а) тигр б) олень в) лиса г) пантера

7. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам; б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;

в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам; г) ни один ответ не верен.

8. Цепи питания какой экосистемы начинаются с отмерших остатков?

а) дна водоема; б) поверхностного слоя воды; в) заливного луга; г) лиственного лиса

9. На каком из трофических уровней доступно больше всего энергии?

А) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-го плорядка; г) консументы 2-го порядка

10. Длина пищевых цепей в БГЦ ограничена:

А) несъедобностью большинства продуцентов;

б) потерей большей части энергии при передаче с одного трофического уровня на другой;

в) питанием травоядных только одним видом растений;

г) более низким видовым разнообразием и биомассой жертв по сравнению с хищниками.

Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней

1) Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумента второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны

2) Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.

3) Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам, редуцентам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

4) Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?

Задание 2. Выполните тестовое задание:

1. Паразиты относятся к ….

А) продуцентам Б) консументам В) редуцентам

Г) могут быть представлены в любой из перечисленных групп

2. На каком трофическом уровне располагаются сапротрофные бактерии и грибы?

А) на первом Б) на втором В) на третьем Г) на последнем

3. Определите правильно составленную пищевую цепь.

А) листья растений – тля 0- божья коровка – паук – скворец – ястреб

Б) тля – божья коровка – листья растений – паук – скворец – ястреб

В) ястреб – скворец – паук – божья коровка – тля – листья растений

Г) листья растений – тля – паук – божья коровка – скворец – ястреб

4. Гниющий пень можно назвать ..

А) биоценозом Б) биогеоценозом В) экосистемой Г) биосферой

5. Плотоядные животные являются …..

А) продуцентами Б) консументами 1 порядка В) консументами 2 порядка Г) редуцентами

6. Какая система имеет наибольшую продуктивность?

А) степь Б) хвойный лес В) саванна Г) тропический дождевой лес

7. Какая экологическая пирамида отражает уменьшение численности организмов от продуцентов к консументам?

А) пирамида чисел Б) пирамида энергии В) пирамида видов Г) пирамида биомасс

8. Как называется цепь питания, начинающаяся с живых организмов?

А) разложения Б) дедритные В) пастбищные Г) пищевые сети

9. Установите последовательность расположения живых организмов в цепи пиания:

А) голый слизень Б) еж В) степной орел Г) капуста Д) обыкновенная лисица

10. Экосистемой не является:

А) капля воды с микроорганизмами Б) космический корабль В) лунный катер Г) биосфера

Укажите, какие цепи относятся к пастбищным, а какие к детритным. Обоснуйте свой ответ.

Сосна → тля → божья коровка → паук-крестовик → кукушка → ястреб

Листовая подстилка → Дождевой червь → Черный дрозд → Ястреб-перепелятник

Мертвое животное → Личинки падальных мух → Травяная лягушка → Обыкновенный уж

Фитопланктон → зоопланктон → планктоядные рыбы → хищные рыбы → морские птицы, ластоногие, китообразные

Гумус и детрит → Личинки ручейников → Хищные водные жуки → Рыбы

Одноклеточные водоросли → Ресничные инфузории → Коловратки → Хищные водные жуки → Рыбы

1.Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений:
Сосна → тля → божья коровка → паук-крестовик → кукушка → ястреб
Фитопланктон → зоопланктон → планктоядные рыбы → хищные рыбы → морские птицы, ластоногие, китообразные
Одноклеточные водоросли → Ресничные инфузории → Коловратки → Хищные водные жуки → Рыбы
2.Детритная пищевая цепь начинается с мёртвого органического вещества:
— Листовая подстилка → Дождевой червь → Черный дрозд → Ястреб-перепелятник
— Мертвое животное → Личинки падальных мух → Травяная лягушка → Обыкновенный уж
— Гумус и детрит → Личинки ручейников → Хищные водные жуки → Рыбы

Экосистема - это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистемами являются, например, муравейник, участок леса, географический ландшафт или даже весь земной шар.
Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Биотический компонент по типу питания подразделяют на автотрофные и гетеротрофные организмы.

Файлы: 1 файл

экосистемы.docx

1. Составить схему пищевой цепи из перечисленных организмов, обозначить трофические уровни и дать им определения, указать, к какому типу относится пищевая цепь:

в) листовая подстилка, дождевой червь, ястреб-перепелятник, черный дрозд;

г) божья коровка, тля, сосна, насекомоядная птица, паук;

Листовая подстилка → дождевой червь → черный дрозд → ястреб-перепелятник;

Детрит Редуцент Консумент Консумент

1-ого порядка 2-ого порядка

Детритная пищевая цепь.

Сосна → тля → божья коровка → паук → насекомоядная птица

Продуцент Консумент Консумент Консумент Консумент

1-ого порядка 2-ого порядка 3-ого порядка 4-ого порядка

Пастбищная пищевая цепь.

2. На рис. 1.5 показаны потоки энергии, проходящей через небольшую часть луговой экосистемы:

г) чему равна продукция саранчовых;

д) сколько энергии теряется при дыхании и выделении фекалий у полевых мышей;

г) Формула: Продукция = Энергия заглатывания – Дыхание и фекалии.

Заглатывание=444*10 3 ; Дыхание и фекалии=374,3*10 3 ;

Продукция=444*10 3 – 374,3*10 3 = 69,7*10 3 кДж/м*год;

д) Дыхание и фекалии= 116*10 3 - 2000=114000 кДж/м*год;

3. Для экосистем, указанных в табл. 1.1 рассчитать чистую первичную продукцию, продуктивность сообщества. Сравнить экосистемы. Какие сообщества являются стабильными?

Чистая первичная продукция

12200-4700=7500 ккал/м 2 *год

4500-3200=1300 ккал/м 2 *год

5700-3200=2500 ккал/м 2 *год

7500-4600=2900 ккал/м 2 *год

1300-1300=0 ккал/м 2 *год

2500-2500=0 ккал/м 2 *год

б) Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены в одной блохе. Постройте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи: трава - травоядное млекопитающее - блоха - Leptomonas.

8.Зная правило десяти процентов, рассчитайте:

A. Сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг. Уровни пищевой цепи: орел, трава, заяц.

Чтобы вырос орел весом 5 кг нужно 50 кг зайцев, чтобы выросло 50 кг зайцев нужно 500 кг травы.

11.Прочитайте список организмов и укажите, к каким из перечисленных групп они относятся. Составьте таблицу.

3) Иксодовый клещ;

10) Гриб трутовик;

13) Палочка Коха;

15) Самка комара;

16) Дождевой червь;

17) Личинка навозной мухи;

18) Колорадский жук;

20) Клубеньковые бактерии;

Лисы поедают зайцев.

Эндофиты живут внутри растения, питаются его веществами, выделяя при этом соединения, способствующие росту организма-хозяина.

Клещ питается за счет организма хозяина.

Взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи.

Отношения сфагновых мхов и сосудистых растений на сфагновом болоте.

Прилипалы используют крупных рыб, как "извозчиков".

14. Рассмотрите график зависимости численности божьей коровки от температуры окружающей среды.

Укажите следующие параметры:

A. Температура, оптимальная для этого насекомого.

Б. Диапазон температур зоны оптимума.

B. Диапазон температур зоны пессимума (угнетения).

Г. Две критические точки.

Д. Пределы выносливости вида.

Вывод: Изучив понятие и структуру экосистем, можно составлять пищевые цепи, анализировать потоки энергии в экосистеме, строить пирамиду численности, оценивать взаимодействие различных организмов друг на друга.

Пищевые цепи : хищная птица, тля, сосна, паук, божья коровка, насекомоядная птица.



Составьте пищевую цепь божья коровка тля паук сок розового куста насекомоядная птица?

Составьте пищевую цепь божья коровка тля паук сок розового куста насекомоядная птица.


Напиши3 растительно ягодные птицы3 хищные птицы3 всеядные птицы?

3 растительно ягодные птицы

3 всеядные птицы.

Включи 2 из этих птиц в пищевую цепь.


Как СРОЧНО?

Как вы думаете, к чему может привести уничтожение хищников в сообществе?

Составьте пищевые цепи из приведенных организмов.

А) хищная птица, тля, сосна, паук, божья коровка, насекомоядная птица.

Б) растения, еж, кузнечник, уж, лягушка.


Составьте цепи питания ?

Составьте цепи питания .

Укажите пастбищные и детритные пищевые цепи .

А) личинка мухи , ястреб - перепелятник , коровий помет , скворец

Б) паук , сок розового куста , хищная птица , тля , насекомоядная птица.


Линька происходит бурно уа)хищных птицб)насекомоядных птицв)прибрежной - водных птиц?

Линька происходит бурно у

в)прибрежной - водных птиц.


1)Определите правильно составленную пищевую цепь?

1)Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) пашня 2) сенокос 3)парк 4)степь 2)Агроценозы от естественных биоценозов отличаются.

1)длинными пищевыми цепями 2)незначительным видовым разнообразием 3)полным круговоротом веществ 4)отсутствием искусственного отбора.

3)какой из круговоротов веществ на земле абсолютно замкнут?

1)геологический 2)антопогенный 3)биологический 4)все незамкнуты.


Напишите пожалуйста пищевую цепь?

Напишите пожалуйста пищевую цепь.

Перечень организмов : растения, божья коровка, тля, домовый воробей.


Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях : а) ?

Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях : а) ?

–> ? –> лиса б) береза –> жук - короед –> ?

–> . в) листовой опад –> черви –> ?

– > кошка г) водоросли - > черви –> камбала - > ?

- > лягушка —> змея 6.

Определите правильно составленную пастбищную цепь питания : а) сок розового куста —> тля —> паук —> насекомоядная птица —> хищная птица.

Б) листовая подстилка —> дождевой червь —> землеройка —> горностай.

В) леопард —> газель —> трава ; г) хвоя сосны - > ястреб—> большая синица —> сосновый шелкопряд.


Составьте пищевую цепь из следующих обитателей : древесная кора, растительность, тля, жук - короед, ястреб, дятел, лиса, божья коровка, коршун, синица, растительность, гусеница, полевка?

Составьте пищевую цепь из следующих обитателей : древесная кора, растительность, тля, жук - короед, ястреб, дятел, лиса, божья коровка, коршун, синица, растительность, гусеница, полевка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пищевая (трофическая) цепь - это последовательность организмов, в которой каждый из них поедает или разлагает другой. Она представляет собой путь движущегося через живые организмы однонаправленного потока поглощенной при фотосинтезе малой части высокоэффективной солнечной энергии, поступившей на Землю. В конечном итоге эта цепь возвращается в окружающую природную среду в виде низкоэффективной тепловой энергии. По ней также движутся питательные вещества от продуцентов к консументам и далее к редуцентам, а затем обратно к продуцентам.

Пищевая цепь - система передачи вещества и энергии от организма к организму, в которой каждый предыдущий организм истребляется последующим.

Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем. Первый трофический уровень занимают автотрофы, иначе именуемые первичными продуцентами, организмы второго трофического уровня называют первичными консументами (гетеротрофами, то есть «питающиеся другими), третьего - вторичными консументами и т.д. Обычно бывают четыре или пять трофических уровней и редко более шести.

Различают: пастбищные пищевые цепи, детритные пищевые цепи, паразитические пищевые цепи

Пастбищные пищевые цепи (цепи выедания) - пищевые цепи, которые начинаются с автотрофных фотосинтезирующих или хемосинтезирующих организмов. Пастбищные пищевые цепи распространены преимущественно в сухопутных и морских экосистемах.

Примером может служить пастбищная пищевая цепь луга. Начинается такая цепь с улавливания солнечной энергии растением. Бабочка, питающаяся нектаром цветка, представляет собой второе звено в этой цепи. Стрекоза - хищное летающее насекомое - нападает на бабочку. Спрятавшаяся среди зеленой травы лягушка ловит стрекозу, но сама служит добычей для такого хищника, как уж. Целый день уж мог бы переваривать лягушку, но еще не успело зайти солнце, как сам стал добычей другого хищника.

Пищевая цепь, идущая от растения через - бабочку, -стрекозу, -лягушку, - ужа - к ястребу,

соснатлябожья коровкапаукнасекомоядная птицахищная птица.

Растение – кузнечик – лягушка – уж - ястреб

В океанах и морях автотрофные организмы (одноклеточные водоросли) существуют только до глубины проникновения света (максимум до 150-200 м). Гетеротрофные организмы, обитающие в более глубоких слоях воды, ночью поднимаются к поверхности, чтобы питаться водорослями, а утром вновь уходят на глубину, совершая суточные вертикальные миграции протяженностью до 500-1000 м. В свою очередь, с наступлением утра гетеротрофные организмы из еще более глубоких слоев поднимаются наверх, чтобы питаться за счет опускающихся из поверхностных слоев других организмов.
Пример пищевой цепи пресного водоёма: фитопланктон - веслоногие ракообразные - плотва - щука

Таким образом, в глубоких морях и океанах существует своеобразная "пищевая лестница", благодаря которой органическое вещество, созданное автотрофными организмами в поверхностных слоях воды, переносится по цепочке живых организмов до самого дна. В этой связи некоторые морские экологи считают всю водную толщу единым биогеоценозом. Другие полагают, что условия среды в поверхностных и придонных слоях воды настолько различны, что их нельзя рассматривать как единый биогеоценоз.

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) - пищевые цепи, которые начинаются с детрита - отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Детритные цепи наиболее характерны для сообществ континентальных водоемов, дна глубоких озер, океанов, где многие организмы питаются детритом, образованным отмершими организмами верхних освещенных слоев водоема или попавшим в водоем из наземных экосистем, например, в виде листового опада. .

Например: опад клёнадождевой червьпочвенные грибыбактерии.

мертвые ткани растений - грибы - многоножки кивсяки - их экскременты - грибы - ногохвостики - хищные клещи - хищные многоножки - бактерии.

Листовой опад - Дождевой червь (Lumbricusspp.) - Черный дрозд (Tardus) — Ястреб-перепелятник (Accipiternisus)

Труп животного — Падальная муха и ее личинки (Calliphora vomitoria) -Травяная лягушка (Rana temporaria)-Уж (Natrix natrix)

Детрит дождевой червь крот лиса

Экосистемы дна морей и океанов, куда не проникает солнечный свет, существуют только за счет постоянного оседания туда отмерших организмов, обитающих в поверхностных слоях воды. Общая масса этого вещества в Мировом океане за год достигает не менее нескольких сотен миллионов тонн.

Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами. В наземных экосистемах ими являются многие виды насекомых, червей и др. Крупные детритофаги, к которым относятся некоторые виды птиц (грифы, вороны и т.д.) и млекопитающих (гиены и пр.) называют падальщиками.

В водных экосистемах наиболее распространенными детритофагами являются членистоногие - водные насекомые и их личинки, и ракообразные. Детритофагами могут питаться другие, более крупные гетеротрофные организмы, которые могут сами служить пищей для хищников.

Паразитические пищевые цепи - пищевые цепи, которые начинаются свободноживущим организмом, на котором паразитируют паразиты первого порядка, на них, в свою очередь, паразиты второго порядка и т.д.

Аскариды, паразитирующие на пойкилотермных организмах, являются паразитами первого порядка, паразитирующие в клетках аскарид одноклеточные эукариоты - паразитами второго порядка, обитающие в них бактерии - паразитами третьего порядка, паразитирующие в бактериях вирусы (бактериофаги) - паразиты четвертого порядка и т.д.

Аскарида- одноклеточные эукариоты – бактерии – бактериофаги

Экологические пирамиды.

Для наглядности представления взаимоотношений между организмами различных видов в биоценозе принято использовать экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы и энергии
-с одного трофического уровня на другой, более высокий уровень переходит, в среднем, около 10 % энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды. . Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности.

пирамиды чисел - на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов

пирамиды биомасс - характеризует общую сухую или сырую массу организмов на данном трофическом уровне, например, в единицах массы на единицу площади - г/м 2 , кг/га, т/км 2 или на объем - г/м 3.

пирамиды энергии - показывает величину потока энергии или продуктивности на последовательных уровнях



Если заяц съел 10 кг растительной массы, то его собственная масса может увеличиться на 1 кг. Лисица или волк, поедая 1 кг зайчатины, увеличивают свою массу уже только на 100 г. У древесных растений эта доля много ниже из-за того, что древесина плохо усваивается организмами. Для трав и морских водорослей эта величина значительно больше, поскольку у них отсутствуют трудноусвояемые ткани. Однако общая закономерность процесса передачи энергии остается: через верхние трофические уровни ее проходит значительно меньше, чем через нижние.

Цель: научиться составлять пищевые цепи, строить экологические пирамиды

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:


2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Читайте также: