Чем можно заменить олифу при обработке дерева

Обновлено: 07.09.2024

Всем здравствуйте. Настелил в квартире ДВП, толщина 6мм, под покраску, линолеум и ковролин. Покрыл на 2 раза на кухне олифой (а надо во всей квартире), но:

  1. сохнет до-о-о-о-о-о-олго
  2. очень сильно пахнет, нет возможности у кого-то пожить
  3. После двух слоев на кухне вылил на пол немного воды (проверить) - вздвувается Т.е. надо как-минимум на 3 слоя покрывать.
    И есть вопрос, чем можно заменить олифу, чтобы быстрее сохло и не так сильно пахло. И, конечно, чтобы влагу этот материл не пропускал.
    Заранее большое спасибо за советы!

Наношу валиком.
-Натуральную олифу желательно так же в три слоя наносить?
-"алкидную грунтовку взять (например глифталевую), высыхат за 24 часа" - одного слоя будет достаточно? Чтобы был нормальный водонепроницаемый слой? 24 часа я найду куда деться

Кезя написал :
высохнет за 24 часа" -. 24 часа я найду куда деться

Высохнет за 24 часа - возможно, перестанет пахнуть через 24 - вряд-ли.

2BV Олифа пахнет уже неделю
А сколько надо слоев такой грунтовки?

2Кезя
Какую не знаю, но попробовать акриловую грунтовку.

Так а что тогда лучше: грунтовка или олифа??

Грунтовки разные бывают, но я не спец., чтобы рекомендовать что-то конкретное.

Нашел еще грунтовку Ливна 29. Смущает то, что на банке написано "При необходимости водой." - как же разбавлять водой, ДВП вспучится
подскажите, может подойти такая?

Взяли бы алкидную грунтовку, или краску алкидную. Не совсем понимаю, для чего олифить - то!?

2Dmitriy Ливна 29 как раз и есть алкидная грунтовка
Да я как-то знал, что можно олифой, ну и покрыл сдуру

Это нормально, раньше всегда олифили. На одних дизайнерский курсах даже под окраску водоэмульсионкой советуют олифить. Но сейчас другие времена, другие нравы. Это лет 20 назад было несколько красок - белая, синяя, зеленая, синяя, черная и коричневая для пола. Сейчас все основательно изменилось, и олифа практически вышла из употребления.



При строительных работах бывают разные ситуации и иногда возникает вопрос-Чем можно заменить Олифу . Есть разные способы ее замены и иногда знатоки советуют применять казеин размешанный в мыльном растворе и гашеной известью - соотношении на 100 частей казеина – 100 нужно добавить 10-15 частей крепкого раствора хозяйственного мыла и все это загустить гашеной извести, которой нужно ввести – 20-50 весовых частей.
Идея вроде неплохая, когда у тебя имеются запасы казеина или по крайней мере человек понимает, что это такое вообще. А дело нужно делать срочно - как тут быть.
Начну свой рассказ с информации, что олифа Оксоль представляет собой подсолнечное масло окисленное кислородом воздуха, при температуре 160 градусов и в результате этого ставшее по внешнему виду и физическим свойствам похожее на мед. В дальнейшем в нее добавляют катализаторы высыхания (сиккативы) и доводят до рабочей вязкости. Подсолнечное масло считается полувысыхаемым и сохнет 10-14 дней, что в некоторых случаях бывает достаточно, а жаркий день скорость сушки увеличивается и все может произойти очень быстро.
Несмотря на разные околоолифные басни в которых рассказывается, что олифой дерево покрывают для сбережения его от гниения - основная задача этого материала - создание пленки перед покраской древесины, чтобы исключить впитывание краски в поры, ведь высохшая пленка полученная работе с Оксолью при рассмотрении ее под микроскопом похожа на марлю и ее участие в защиты древесины от порчи чисто символическое. Ее можно применять только для внутренних работ, а для наружных работ нужно применять натуральную олифу сделанную на льняном или конопляном масле, которое имеет большую скорость высыхания и дает твердую пленку через 24 часа.
Но по этому поводу у меня есть сомнения- я натуральную олифу в продаже не видел ни разу. Банки с наклейками натуральная олифа видел, но исходя из того, что ее стоимость была чуть выше, чем стоимость Оксоли подсолнечной- то я не сильно могу в это поверить. Просто сравните цены на льняное и подсолнечное масло. даже техническое не пригодное к питанию и все поймете.



Теперь ответ на вопрос- Чем можно заменить олифу . Если погода на улице теплая, то вместо олифы можно использовать обыкновенное подсолнечное масло, которое перед работой нужно нагреть до температуры 150-200 градусов до тех пор, пока не перестанет выделяться пена. После этого этим обезвоженным маслом, желательно горячим можно смело промазать обрабатываемые предметы и при жаркой погоде через сутки, при прохладе 5-6 дней - можно красить. Этот способ может быть несколько долгим по времени, но он будет качественнее по причине, что пленка из чистого масла будет сплошная и не будет в себя впитывать воду, а напротив - будет ее отталкивать, а при увеличении она будет выглядеть без отверстий, которые в Оксоли делает растворитель.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Основные угрозы

Перед началом обсуждения защитных средств необходимо пару слов сказать о тех опасностях, которые угрожают постройкам из дерева.

  • Влажность – серьезная проблема для древесного материала. При выборе содержание воды всегда является важнейшим критерием. Перед использованием все изделия просушивают до необходимого уровня влажности (10 – 20% в зависимости от задач). При этом даже сухое дерево не теряет свойства впитывать воду во влажной среде (гигроскопичность), структура материала при этом меняется. Древесные детали могут набухать и изменять геометрию. Из-за этого конструкцию может повести. Чтобы этого не произошло, дерево защищают с помощью специальных препаратов (гидрофобизаторов).

Биологическая угроза – древесина представляет собой благоприятную питательную среду для размножения различных грибков и других патогенных микроорганизмов. В результате деятельности этих микроорганизмов поверхность материала покрывается плесенью, черными пятнами и теряет свой презентабельный внешний вид. Также к биологической угрозе можно отнести насекомых, которые используют древесину в качестве пищи. К таким вредителям относятся усачи, короеды, древоточцы и др. Они проедают червоточины в структуре материала, нарушая его конструкционные свойства.

  • Ультрафиолетовое излучение тоже негативно сказывается на свойствах материалов из древесины. Особенно агрессивно солнечные лучи воздействуют на благородные породы, ухудшается цветовые показатели, портится текстура и снижается плотность изделий.
  • Огонь – ни для кого не секрет, что дерево хорошо горит, поэтому постройки из этого материала подвержены повышенному риску возгорания. Для защиты поверхность покрывают особыми огнеупорными составами – антипиренами.

Олифа – способ, проверенный временем

Олифа – это одно из самых старых покрытий для дерева, сейчас это средство значительно потеснили более эффективные составы. Главное преимущество олифы – небольшая цена и простота использования.

Олифа

Олифа окрашивает древесное
покрытие в характерный бурый цвет

Состав изготавливается на основе различных масел, по этой причине раньше олифу называли вареным маслом. В основе действия средства лежит принцип полимеризации на воздухе жирных кислот, которые образуют на поверхности изделия тонкую защитную пленку. Составы по своему эффекту относятся к пленкообразующим. Олифа используется для грунтовки под последующую покраску, может добавляться в краску или наноситься предварительным слоем. Олифа придает древесине определенный цвет, поэтому может создавать декоративный эффект в сочетании с лаками. На поверхность олифу лучше наносить с помощью простой широкой кисти. Увеличение слоя не приводит к увеличению защитного эффекта, по этой причине жидкость лучше наносить равномерно, избегая подтеков. Некоторые разновидности олиф имеют свойство загустевать, поэтому сначала их необходимо перемешать. Последующие работы можно проводить после полного высыхания, этот процесс может занять несколько суток.

В зависимости от состава олифа подразделяется на виды.

  • Натуральная олифа на 95 % состоит из натуральных масел (льняного, подсолнечного, конопляного, рапсового и др.), также в состав входят вещества, ускоряющие процесс полимеризации (сиккативы). Натуральные средства экологичны и не выделяют в воздух вредных веществ, они практически лишены запаха. При уличном использовании натуральная олифа уступает другим более дешевым средствам. К тому же вещество не гарантирует полной защиты от грибков и насекомых.
  • Оксоль– разновидность олифы на 55% состоит из натуральных масел (льняного или конопляного), на 40% - из уайт-спирита или скипидара и на 5% - из сиккативов. Это вещество уже обладает запахом, который остается в помещении даже через несколько дней после покраски, но при этом оксоль выгоднее, чем натуральная олифа, с точки зрения цены и быстрее сохнет.

При другом соотношении ингредиентов олифа называется комбинированной, по своим свойствам она практически ничем не отличается от оксоли.

  • Алкидные олифы изготавливаются на основе алкидных смол, также в их состав входят сиккативы, растворители и другие вещества. Алкидные олифы хорошо держатся при наружном использовании. Их показатель устойчивости к воздействию окружающей среды в два раза превышает натуральные составы.
  • Синтетические составы не подходят для использования внутри помещений, так как их испарения могут наносить серьезный вред здоровью. В состав входят продукты нефтепереработки. При этом в зависимости от конкретных ингредиентов средства могут вести себя по-разному. При этом такой вид олифы считается самым дешевым. Из минусов можно назвать токсичность, неприятный запах и долгое высыхание.

Масло для дерева – проникающая защита

Отдельно следует выделить такие средства, как масла для обработки дерева. Они могут быть тонирующими или прозрачными. При этом по своему действию масла отличаются от олифы тем, что не создают пленку на поверхности древесины, а пропитывают верхний слой материала, затем высыхают (полимеризируются) внутри волокон. Масляная пропитка необходима в том случае, если хочется сохранить благородную древесную текстуру, при этом надо защитить поверхность от воздействия воды и перепадов температур. Некоторые масла оказывают и дополнительный антисептический эффект.

Масло

Масло подчеркивает
фактуру древесины

Благодаря высоким проникающим свойствам масел они лучше выделяют фактуру, также тонирование масляными составами позволяет получить более глубокий цвет. Перед нанесением нового покрытия поверхность зачищается и шлифуется, особенно это важно, если до этого использовалось пленкообразующее покрытие, так как пленка просто закроет поры и не даст маслу пропитать дерево. После шлифовки убирается вся пыль. Состав наносится с помощью крупной кисти, валика или ракли. Для нанесения густого покрытия можно вылить на поверхность небольшую часть масла, а затем уже распределить его, используя вспомогательный инструмент.

Ветошь


Распределение масла
по поверхности с помощью
хлопчатобумажной ветоши

Хорошего результата можно добиться при распределении масла с помощью хлопчатобумажной ткани. Через 10 минут после обработки с помощью ткани убирается лишний слой. Через два дня покрытие нужно проверить на шероховатости, если огрехи покраски были обнаружены, они удаляются шлифовальной губкой, затем можно наносить финишный слой. После этого снова стираются лишние слои масла.

Обратите внимание, что ветошь после втирания масла в поверхность нужно изолировать от кислорода и выкинуть, так как хлопчатобумажная ткань, пропитанная горючим веществом, может легко воспламениться

Масла подразделяются на виды в зависимости от составов

  • Натуральные состоят из природных ингредиентов. Наиболее часто применяются соевые, тунговые, талловые, соевые масла. Они экологичны, потому могут использоваться для покрытия предметов, которые имеют контакт с человеком (скамейки, лавочки, обработка древесного покрытия в жилых помещениях). Недостатками является длительное время высыхания. Тиковое масло отличается глубоким проникновением, поэтому оно применяется для пропитки материалов при строительстве лестниц, террас и беседок. Масла с темным оттенком лучше не использовать на светлой древесине, так как изначальный цвет поверхности будет изменен.

В смеси могут добавляться различные составы, которые создают дополнительные эффекты. Глянцевые масла придают поверхностям дополнительный блеск, матовые – делают покрытие более приглушенным. При добавлении воска древесина становится более плотной и прочной. Также воск маскирует дефекты дерева (трещины, царапины, сколы)

  • Искусственные составы изготавливаются с добавлением натуральных масел и полиуретанов. Они придают материалу плотность. В состав также могут входить твердые и мягкие воски.

Пропитка для дерева – от всех невзгод

Пропитка – это большая группа защитных средств для дерева, которые отличаются по своему эффекту, но объединяются способом нанесения. При этом многие вещества имеют свойство выветриваться и испаряться, повторное нанесение обычно производится прямо по старому слою. Если до пропитки был нанесен слой пленкообразующего состава, то поверхность шлифуют. В зависимости от назначения можно разделить все пропитки на группы.

Пропитки подразделяются на препараты глубокого проникновения и поверхностного нанесения. Глубина также зависит от породы дерева, более плотные породы хуже пропускают жидкие растворы в свою структуру. По этому параметру можно выделить легко пропитывающиеся (береза, бук), умеренно пропитывающиеся (кедр, лиственница европейская, дуб, осина), трудно пропитывающиеся (ель, пихта, лиственница сибирская).

  • Антисептики – вещества, которые защищают древесину от воздействия вредоносный микрофлоры и насекомых. Подразделяются на органические и неорганические препараты. Последние более агрессивны и токсичны, но при этом дешевле, к этому типу веществ относятся медь, бор и хром. Антисептические составы подразделяются на средства общего действия (биоциды) и на препараты специального назначения, направленные на устранение конкретной проблемы (фунгициды – против грибковых заболеваний, инсектициды – против насекомых). Большинство антисептических средств оказывает профилактическое действие, специализированные препараты чаще рассчитаны на местное применение в конкретном очаге поражения.

Нанесение антисептиков производится по инструкции для конкретного препарата, практикуются способы нанесения с помощью кисти и валика, методом вымачивания и окунания. Также некоторые изделия проходят заводскую обработку защитными средствами. Агрессивные препараты рекомендуется наносить с помощью распылителей, используя индивидуальные средства защиты

  • Антипирены – вещества, которые снижают горючесть древесной целлюлозы. По принципу действия антипирены подразделяются на активные и пассивные. В состав активных средств входят растворы солей, которые при воздействии высокой температуры начинают плавиться и образуют защитный слой. Такое действие позволяет отсрочить возникновение пламени. Пассивные антипирены вспениваются уже при возгорании и поддерживают прочность дерева. Это позволяет продлить устойчивость несущих конструкций и перекрытий во время пожара до того момента, когда люди покинут помещение.
    Антипирены выпускаются не только в виде пропиток, они могут изготавливаться в виде замазки, порошка, лаков, красок и грунтовок, но именно пропитка считается наиболее эффективной, так как она обрабатывает не только внешние поверхности древесины, но и внутренние. Жидкие или растворимые составы наносятся кистями, валиками или с помощью окунания. Обработка обычно происходит уже на готовых конструкциях. – снижают гигроскопичность (способность впитывать влагу) древесины. Фактически вода просто скатывается по поверхности и не образует влажных пятен. Также большинство подобных составов увеличивает морозостойкость материала. Вещества позволяют образовать поверхность, защищенную от водных поров и прямого воздействия жидкости.

Лак для дерева – красивая защита

Лаки – это один из самых распространенных покрытий для древесины, особенно, если речь идет о внутренней отделке. Лаковое покрытие не только защищает поверхность от износа и повреждений, но и выполняет декоративную функцию по выделению древесной фактуры и придания ей различных оттенков. Вещества изготавливаются на основе смол с добавлением различных ингредиентов. Лаки относятся к пленкообразующим покрытиям. При испарении растворителя или любого другого жидкого компонента смолы затвердевают, образуя защитный слой.

По степени отражения света лаки подразделяются на высокоглянцевые, глянцевые, полуглянцевые, полуматовые и матовые

  • Смоляные и масляные лаки применяются для внутренних работ, не подходят для полов. В их составе основными компонентами являются смола и масло. Масляные лаки могут быть жирными и тощими в зависимости от концентрации.
  • Алкидные лаки изготавливаются на основе алкидных смол, в состав входят вещества, ускоряющие высыхание (сиккативы). В лакокрасочное изделие входит уайт-спирит, поэтому в помещении после покрытия будет ощущаться его запах. При этом алкидный лак обладает хорошей водостойкость и подходит для покрытия пола. Также к алкидным относится алкидно-карбамидный лак.

Масляный лак
Валик
Нанесение лака на мебель с помощью кистиПри обработке паркета удобно пользоваться
валиком на длинной рукоятке

  • Формальдегидный лак – вяжущим компонентом выступает формальдегидная смола, которая выдерживает высокие нагрузки и обладает хорошей адгезией с покрытием. При этом формальдегид может оказывать вредное воздействие на организм человека.
  • Эпоксидный лак изготавливается на основе эпоксидной смолы, подходит для полов и выдерживает высокие ударные нагрузки, поэтому часто используется в помещениях для занятий спортом или комнатах с большой проходимостью.
  • Полиуретановый лак относится к безводным, образует прочное надежное покрытие с хорошей адгезией. Быстро сохнет, но в процессе высыхания необходимо исключить все контакты с водой.
  • Акриловый лак наносится с применением воды, обладает хорошими огнеупорными свойствами, но при этом отличается слабой износостойкостью.

Процедура нанесения лака зависит от поверхности и состава вещества. Чаще всего используется широкая кисть или валик

Вывод

Выбор средства для защиты древесины зависит от условий среды, в которых будут находиться изделия. Наиболее агрессивному воздействию подвержены внешние стены домов. Их рекомендуется обрабатывать комплексными защитными составами или несколькими препаратами разного действия.

Олифа (масло) часто используется при проведении отделочных работ как грунт или разбавитель краски. Если по каким-то причинам под рукой нет олифы фабричного производства, этот продукт можно изготовить своими руками в домашних условиях. Производится этот продукт из растительного жира, как правило, речь идет о льняном или подсолнечном масле.

Натуральная олифа

Олифа из льняного масла

Для изготовления этого вида олифы понадобятся следующие приспособления:

  • металлическая посуда (таз, ковш, тарелка, кастрюля и т.п.);
  • нагревательное устройство (керосинка, газовая или электроплита);
  • канифоль;
  • марганцевая перекись;
  • респиратор и перчатки.

Заливаем масло в сосуд и греем на медленном огне. По достижении 110 градусов масло начнет выделять воду — это будет заметно на глаз. Далее начинается процесс испарения воды. При этом нужно следить, чтобы температура жидкости не переходила черту в 160 градусов. Масло должно вывариваться в течение 4 часов.

Обратите внимание! Олифа — пожароопасное вещество, поэтому не нужно наливать слишком много масла в емкость. Достаточно заполнить половину сосуда.

После испарения воды и образования пены можно добавлять сиккатив исходя из следующей пропорции: 30-40 граммов вещества на литр масла. При добавлении сиккатива происходит обильное пенообразование, поэтому работу нужно выполнять с особой осторожностью, добавляя вещество постепенно. Когда сиккатив добавлен, увеличиваем температуру до 200 градусов и продолжаем варить смесь в течение 3 часов. Готовность состава проверяется так: капля вещества размещается на стекле, и, если она прозрачна, раствор готов. Далее состав охлаждается при комнатной температуре.

Приготовление олифы из льняного масла

Сиккатив представляет собой вспомогательное вещество, влияющее на скорость высыхания олифы. Данный компонент входит в состав масляных красок, где он отвечает за это же свойство.

Для изготовления сиккатива нужно перемешать канифоль с марганцевой перекисью исходя из соотношения 20 к 1. Вначале 20 частей канифоли доводим до состояния плавления при температуре 150 градусов выше нуля, а затем добавляем 1 часть перекиси марганца.

Олифа из подсолнечного масла

Состав из подсолнечного масла будет так же надежно защищать поверхность, как и произведенный из льняного масла. Единственное отличие — цвет продукта будет более светлым, что можно использовать, например, в интересах дизайнерского оформления помещения.

Приготовить олифу можно двумя способами — горячим и холодным. Горячее приготовление позволяет получить особо прочные покрытия на обрабатываемой поверхности.

Какой бы способ приготовления состава ни был выбран, масло все равно нужно обработать термическим способом. При изготовлении олифы нужно добиться удаления из состава воды, а также окисления всевозможных примесей.

Подсолнечное масло для приготовления олифы

Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:

  1. Заливаем масло в металлическую емкость. Масло должно заполнять посуду не более чем на 50-60%. Ставим емкость на слабый огонь.
  2. После достижения маслом температуры 110 градусов начинается обильное пеновыделение и испарение воды.
  3. Увеличиваем температуру до 170 градусов и выдерживаем масло на огне еще 3-5 часов.
  4. После полного испарения воды поднимаем температуру до 250-280 градусов. В этот момент из масла станут выделяться темноватые хлопья.
  5. Даем маслу остыть при комнатной температуре, а затем процеживаем его через марлю. Процесс приготовления основы для олифы завершен.

Совет №1: определить, нагрелось ли масло до температуры 250-280 градусов, можно с помощью гусиного пера. Если края перышка закручиваются или деформируются, значит, нужная температура достигнута.

Совет №2: для снижения пенообразования рекомендуется добавить в металлическую емкость чуть-чуть готовой олифы комнатной температуры.

Рецепт приготовления состава холодным способом:

  1. Разогреваем приготовленную основу до 120-150 градусов. При этом основу нужно постоянно перемешивать.
  2. Как только достигнута нужная температура, добавляем сиккатив — его доля в масляном растворе должна составлять 5-8%. Для большей безопасности работы рекомендуется вначале перемешать сиккатив с таким же количеством масла, и лишь затем добавлять смесь в основу. Если все же пена выделяется очень интенсивно, снижаем темп добавления сиккатива и усиленно перемешиваем массу.
  3. После объединения всех компонентов снимаем емкость с огня и охлаждаем олифу при комнатной температуре.

Рецепт приготовления состава горячим способом:

  1. Разогреваем основу до 170 градусов и добавляем сиккатив из расчета 1,5-2,5% от объема основы.
  2. До того как добавить сиккатив, смешиваем его с обезвоженным подсолнечным маслом в равных количествах.
  3. Как только снизилось пенообразование, начинаем доводить температуру нагрева до 280 градусов. При этом регулярно размешиваем состав на протяжении всего процесса варки (примерно 4 часа).

Пропитывание олифой

Способы пропитывания деревянного изделия:

  1. Обработка дерева горячим раствором. Пропитывание осуществляется в водной бане. Это способ хорош для обработки небольших по площади деталей. Кладем деревянное изделие в посуду с горячей олифой на 4-8 часов. Затем в течение 4-6 дней дожидаемся полного высыхания поверхности. Обратите внимание: если смешать с олифой свинцовый сурик (3-4% от общего объема), качество пропитывания значительно повысится, а поверхность высохнет всего за 2-3 дня.
  2. Обработка раствором масла и керосина. Объединяем компоненты в соотношении 1 к 1. Допустимо использование как холодных ингредиентов, так и подогретых. Однако температура раствора скажется на скорости пропитывания: горячей олифой нужно обрабатывать поверхность всего 3 часа, а вот в случае, если состав холодный, понадобится 1-2 дня.
  3. Обработка раствором масла, парафина и скипидара. Для приготовления раствора понадобится 40% олифы, 8% скипидара и 52% парафина. Вначале растворяем парафин с помощью скипидара в водяной бане. Затем добавляем олифу и тщательно размешиваем состав. Наносим горячий раствор на древесину. Период высыхания составит от 2 до 3 суток.
  4. Обработка раствором масла и воска. Раствор готовится исходя из следующих пропорций: 85% олифы, 15% воска. Воск измельчаем и погружаем в горячую смесь. Срок высыхания поверхности составит в пределах 2-3 суток.

Пропитывание олифой

Олифование — ответственная работа, которая не заканчивается после обработки поверхности олифой. До того как продолжить манипуляции с древесиной, нужно дождаться полного высыхания покрытия. Показатель скорости высыхания зависит от нескольких обстоятельств, в числе которых: использованные компоненты раствора, количество сиккатива, тип древесины и другие факторы.

Быстрее всего сохнет олифа с сиккативами на основе полиметаллов. А вот монометаллические сиккативы не способствуют быстрому высыханию. Например, поверхность, обработанная олифой со свинцовым сиккативом, высохнет за 20 часов. Если свинец поменять на марганец, время высыхания сократится до 12 часов. Еще лучший показатель высыхаемости достигается при объединении свинца и марганца в полиметаллический сиккатив. В этом случае поверхность высохнет за 7-8 часов.

Немалое влияние на скорость высыхания оказывает влажность и температурные показатели воздуха. Олифа с сиккативом из кобальта высохнет в 1,5 раза быстрее при повышении температуры воздуха до 25 градусов.

В таких же условиях раствор с марганцевым сиккативом высыхает в 4 раза быстрее. Оптимальная влажность воздуха для высушивания поверхности — 65-70%.

Заменитель олифы

Этот вариант для тех случаев, когда нет возможности не только приобрести заводскую олифу, но и сделать ее самостоятельно в домашних условиях.

  • казеин — 50%;
  • гашеная известь — 25%;
  • скипидар — 12,5%;
  • мыльный раствор — 7,5%.

Скипидар добавляем после тщательного размешивания других компонентов. Далее разбавляем смесь водой до тех пор, пока раствор не станет похож на густую олифу. Чтобы избежать появления осадка, добавляем в состав немного нашатыря.

Поверхность, обработанная казеиновым раствором, сохнет быстрее, чем в случае с олифой. Состав можно добавлять в масляные краски для улучшения их прочностных и водоотталкивающих характеристик.


Спецматериалы

Для того чтобы изготовить состав самостоятельно в наличии необходимо иметь:

  • Емкость из металла (кастрюльку, ковшик, и. т. д).
  • Приспособления для нагрева (например, электроплитку).
  • Смолу.
  • Марганцевую перекись.
  • Респиратор или защитную маску и перчатки.

Для начала необходимо масло самостоятельно налить в емкость и поставить на медленный огонь. Когда оно нагреется до 110 градусов, начнет выделяться вода.

Дальше надо дать воде испариться и внимательно следить за температурой состава, он не должен превышать 150 градусов.

Раствор надо самостоятельно вываривать на протяжении четырех часов.

Примечание: поскольку смесь относится к пожароопасным веществам, ее не рекомендуется наливать в емкость до самых краев. Вполне достаточно заполнить сосуд до половины.

банка с составом

После того как вода полностью испариться и завершиться процесс пенообразования в емкость можно добавить катализатор в пропорциях 30/40 грамм на 1 литр масла.

Катализатор необходимо добавлять порционно, поскольку он выделяет очень большое количество пены. После смешивания масла с сиккативом можно увеличить температурный режим до +200 градусов и оставить вывариваться состав еще на три часа.

Как определить готова смесь или нет самостоятельно?

Необходимо небольшое ее количество капнуть на стекло. Ее прозрачность свидетельствует о готовности.

По завершение состав оставить при комнатной температуре немного остыть.

Катализатор в данном случае — это всего вспомогательный элемент, от которого зависит то, насколько быстро олифа будет высыхать.

Для изготовления этого вещества необходимо перемешать между собой смолу и марганцевую перекись в пропорции 20:1 (где 20 – это количество частей смолы).

Канифоль перед смешиванием обязательно необходимо немного расплавить самостоятельно при температурном режиме +150 градусов.

На основе подсолнечного масла

олифа из подсолнечного масла самостоятельно

Данный тип по свои качествам и прочности ничем не уступает предыдущему, единственное отличие заключается в более светлом оттенке.

Изготовить состав можно при помощи холодной или горячей методики. Вторая из которых помогает придать основаниям максимально высокий уровень прочности.

Вместе с тем вне зависимости от выбранной методики масло будет подвергаться термической обработке.

Также для того чтобы состав был действительно высокого качества нужно по максимуму удалить воду из него и ликвидировать окисление разнообразные примесей.

Алгоритм проведения термической обработки самостоятельно:

  1. Для начала масло вливается подготовленную посудину (желательно до половины) и поставить на несильный огонь.
  2. Как только начнет испаряться вода, и образовываться пенка – значит масло накалилось до 110 градусов.
  3. После этого надо самостоятельно повысить температуру до 170 градусов и проварить смесь еще в течение трех – пяти часов.
  4. После того как вода полностью испариться надо самостоятельно температурный режим еще повысить, до примерно 260-280 градусов (при этом масло должно потемнеть и начать выделять хлопья).
  5. По завершении масло должно охлаждаться при комнатной температуре, после чего его нужно процедить через марлю. На этом все.

Рекомендация № 1.Чтобы определить, действительно ли нагрелось масло до нужной температуры, можно использовать гусиное перо. Если температурный режим равен 260 — 280 градусам, оно начнет темнеть и закручиваться.

Рекомендация № 2. Для предотвращения образования слишком обильного количества пены с катализатора рекомендуется добавить в раствор небольшого количества готовой смеси, немного нагретой.

Алгоритм холодного изготовления самостоятельно:

  1. Основу нужно для начала нагреть до температуры 130 — 150 градусов (постоянно помешивая ее).
  2. По достижении составом требуемой температуры в него добавляется катализатор в объёме 5-8 процентов. Рекомендуется его сначала смешать с маслом и уже потом добавить в основу. Если пенка продолжает обильно выделяться, нужно снизить объем добавляемого катализатора (и при этом не прекращать энергично смешивать состав).
  3. По завершение дать олифе остыть естественны способом.

Алгоритм горячего изготовления самостоятельно:

  1. Состав самостоятельно нагреть до 170 градусов после чего ввести в него катализатор в размере от 1,5 до 2,5 процента от общей массы.
  2. Предварительно катализатор необходимо перемешать с осушенным подсолнечным маслом и равных пропорциях.
  3. Далее подождать пока понизится обильное пенообразования, после чего нагреть состав до 280 градусов. Вываривать смесь в течение 4 часов постоянно ее помешивая.

Обработка древесины олифой

Обработка древесины олифой

Пропитать самостоятельно основания из древесины при помощи олифы можно несколькими методами, а именно:

  1. Используя горячий раствор. Подразумевается погружение изделия в посудину с разогретой олифой на четыре – восемь часов. По завершении нужно дать время детали высохнуть (примерно от четырех до шести суток). Для большего эффекта и более быстрого высыхания можно смешать олифу со свинцовым суриком в пропорции 3-4 процента от общей массы.
  2. Используя смесь масла с керосином. Для начала компоненты нужно соединить в пропорции 1:1. Использовать можно холодные, так и подогретые ингредиенты, на качество это не влияет. Но, вместе с тем, чем более горячей будет олифа при обработке, тем быстрее полностью высохнет поверхность (примерно три часа), в то время как после обработки холодным составом поверхность будет сохнуть в течение 1 – 2 дней.
  3. Используя смешанные масло, парафин и скипидар. Раствор нужно самостоятельно изготавливать в таких пропорциях: олифа – 40 %, скипидар – 8% и парафин – 52%. В первую очередь нужно растворить парафин на водяной бане, после добавить в него олифу и все тщательно перемешать. Далее горячей смесью нужно обработать деревянную поверхность, и оставить ее высохнуть естественным путем на две — три сутки.
  4. Используя смесь масла и воска. Смесь изготавливается в таких пропорциях: олифа – 85 %, воск – 15%. Для начала воск нужно измельчить и всыпать в нагретую смесь самостоятельно. После обработать поверхность. Полностью основание высохнет примерно в течение двух – трех дней.

олифа для дерева

Обработка поверхностей из дерева не ограничивается нанесением олифы, это только начало.

Но прежде чем, чем перейти к следующим этапом работы, нужно дать поверхностям максимально хорошо высохнуть.

Как быстро это произойдет, зависит от некоторых факторов, среди которых порода древесины с которой проводится работа, объем катализатора, используемого в процессе изготовления раствора, ингредиенты из которых изготавливается смесь и прочие.

Минимальный срок высыхания поверхностей, покрытых олифой с катализаторами изготовленными на основе полиметаллов.

В то время как сиккативы на основе монометаллом даже в некоторой степени замедляют этот процесс.

К примеру, взять применение олифы с катализатором на основе свинца, скорость высыхания таких оснований примерно 20 часов.

В случае если катализатор марганцевый, время высыхания будет в разы меньше – примерно 12 часов.

Но наилучший результат дает олифа с полиметаллическим катализатором на основе свинца и марганца – примерно 7-8 часов.

На то как быстро высохнет обработанная деревянная поверхность также оказывают влияние температурный режим и уровень влажности в помещении где она собственно высыхает. Олифа с кобальтовым катализатором высыхает примерно в полтора раза быстрее, при температуре +25 градусов.

При такой температуре олифа с марганцевым катализатором полностью просыхает быстрее в четыре раза.

Уровень влажности должен составлять от 65 до 70 %.

Альтернатива олифе

К замене ее другим веществом следует прибегать исключительно, когда нет возможности ни приобрести ее, ни изготовить самостоятельно.

Заменитель самостоятельно изготавливается из:

  1. 50 % казеина.
  2. 25 % гашенной извести.
  3. 12,5% скипидара.
  4. 7,5% мыльного воды.

Для начала нужно смешать между собой все компоненты кроме скипидара. После можно добавить скипидар и вливать в раствор воду пока смесь не начнет напоминать вязкую олифу. Если добавить в раствор небольшое количество нашатырного спирта, это предотвратит образование осадка.

Поверхности, обработанные таким составом самостоятельно, высыхают гораздо быстрее, нежели пропитанные при помощи олифы.

Раствор самостоятельно приготовленный на основе казеина также можно домешивать в красители с целью повысить их уровень прочности и влагоустойчивости.

Читайте также: