Чем обработать дерево для цвета

Обновлено: 18.09.2024

Древесина – экологичный материал, поэтому у него много “врагов” природного происхождения. Дерево нужно защищать от пагубного воздействия воды, солнечных лучей, различных насекомых и плесневых грибков, а также позаботиться о повышении его огнеупорности.

Отказываться от отделки древесиной в пользу искусственных имитаций не придется, если правильно выбрать покрытия, защищающие дерево от негативных воздействий.

Почему древесина нуждается в регулярной обработке

Защита древесины специальными составами помогут сохранить ее первозданный вид и увеличат срок службы. Поскольку дерево – это природный материал, он содержит влагу, которая испаряется при высушивании и вновь проникает внутрь при попадании воды. Из-за этого происходит коррозия и разрушение, а также возникает благоприятная среда для размножения вредителей и гнили.

Нужно отметить, что гниение древесины и поражение насекомыми не только портят внешний вид и эксплуатационные свойства материала, но и могут нанести значительный вред здоровью человека. Именно поэтому важно не скупиться на средства для обработки дерева.

В особенном подходе к защите древесины нуждаются элементы внутренней отделки. Тут нужно выбирать составы, безопасные для человека и животных, не выделяющие вредных соединений.

Самыми главными плюсами покрытия древесины защитным составом являются:

  • Защита от влаги: средства оставляют на поверхности тонкий слой, который препятствует попаданию воды внутрь структуры дерева.
  • Огнезащита: с помощью некоторых пропиток можно понизить класс огнеопасности материала.
  • Защита от воздействия солнца.
  • Предотвращение гниения и размножения насекомых-вредителей.
  • Повышение декоративных качеств материала: колеровка в натуральные цвета, проявление структуры дерева и т.д.

Если говорить о минусах, то главным станет тот факт, что ни одно покрытие для древесины не может защитить от всех негативных влияний. Обычно пропитки выполняют одновременно 1-2 функции, хотя сейчас все чаще производители предлагают комбинированные составы.

Еще одним недостатком назовем высокую цену при достаточно большом расходе средства, особенно на натуральные экологичные пропитки.

Вам могут пригодиться

Виды покрытий для древесины

Покрытия для древесины различаются, главным образом, веществом-основой. Также их можно разделить на две большие группы, в зависимости от назначения:

Вторые несут в себе главную функцию – повысить эстетические свойства материала, облагородить его. С помощью таких покрытий можно поменять цвет, сделать более акцентной структуру дерева, придать лакового блеска или создать вид более дорогого материала.

К декоративным покрытиям древесины относятся следующие виды составов.

Краски для дерева:

  • акриловые – самые распространенные для дерева, не имеют резкого запаха, долго сохраняют цвет, подходят и для внутренних и для внешних работ;
  • масляные – большой их плюс, что дополнительно защищают от влаги, но сложны в нанесении, оставляют подтеки и долго сохнут;
  • алкидные – не впитываются древесными волокнами, обладают резким запахом, так что лучше подходит для наружного использования.

Вам могут пригодиться

Вам могут пригодиться

Воски для дерева. Полностью органические покрытия, способные подарить дереву вторую жизнь. После нанесения древесина становится бархатистой и приятной на ощупь. Воски чаще всего используются в реставрации мебели, дверей, паркета и стеновых панелей.

Морилки для дерева. Их главным достоинством является способность проникать глубоко внутрь структуры дерева и помимо декоративных свойств, нести еще и защитные (от вредителей, влаги и насекомых). У этого вида покрытия очень богатая цветовая палитра, особенно ценны морилки натуральных оттенков, которые подчеркивают природную красоту дерева. В зависимости от состава, морилки бывают:

  • на водной основе;
  • спиртовые;
  • масляные;
  • восковые;
  • акриловые и др.

Вам могут пригодиться

Среди покрытий, которые не несут декоративных свойств, но отлично защищают древесину, очень популярны различные антисептики. Они все также отличаются составом и бывают на основе воды, масел, органических соединений и комбинированные растворы.

  • Водные антисептические растворы проникают глубоко внутрь дерева и обладают хорошими влагозащитными свойствами, в их состав входят натрия фторид, кремнефторид, бура и борная кислота.
  • Масляные антисептики также хороши в защите от влажности, но не защищают древесину от возгорания.
  • Органические растворы применяют чаще для наружных работ в качестве предподготовки перед покраской, например, фасада дома. Но и для внутренних работ органика подойдет, например, для обработки бревен или бруса до того, как возведены стены.
  • Комбинированные составы говорят сами за себя – они являются наиболее универсальными и выполняют сразу несколько функций: влагозащиту, огнеупорность, предотвращение плесени).

Вам могут пригодиться

Вам могут пригодиться

Еще один вариант защиты древесины – это лакировка. Лаки представлены огромным разнообразием и отличаются определенным предназначением для конкретного вида работ. Например, масляные лаки используют при отделке внутреннего убранства деревянного дома, чаще всего, покрытия пола. Полиуретановые лаки создают очень прочную защиту на поверхности древесины, поэтому может быть использован в наружных работах и там, где проходит большой поток людей. Нитроцеллюлозный лак дает совершенно прозрачную пленку, что не изменяет вид дерева, только придает ему блеска и защиты.

Огнезащитные лакокрасочные покрытия делятся на два типа:

  • вспучивающиеся вещества;
  • не вспучивающиеся.

Первые под воздействием огня образуют слой “пены”, которая препятствует возгоранию самой древесины. А второй тип образует защитную пленку, похожую на стекло, которая защищает от огня.

Обработка такими покрытиями деревянных элементов своего дома – это достаточно дорогостоящее мероприятие, но это ваша страховка от потери крова при возможных возгораниях.

Привет! С вами Удовина Наташа и команда Творческой студии ТАИР. Я хочу рассказать и показать, как можно по разному покрасить дерево. Покрасить в широком смысле, я покажу и краски и морилки и даже некоторые лаки. Все эти способы применимы и на небольших предметах, таких как шкатулка, и на мебели. Следующим мастер-классом я как раз задумала декор такого комода.

"Я покажу и краски и морилки и даже некоторые лаки. "

Добрый день! С вами Удовина Наташа и команда Творческой студии ТАИР. Я хочу рассказать и показать, как можно по разному покрасить дерево. Покрасить в широком смысле. Я покажу и краски и морилки и даже некоторые лаки. Все приемы, которые я показала, можно сочетать друг с другом и подбирать любые цвета.

Все эти способы применимы и на небольших предметах, таких как шкатулка, и на мебели. Следующим мастер-классом я как раз задумала декор такого комода.


1. Полное окрашивание краской

Для любого вида окрашивания без выделения фактуры дерева, необходимо хорошо подготовить поверхность к работе. Я специально выбрала деревяшку, у которой есть трещина в сучке и явные неровности. Чтобы сделать поверхность гладкой, необходимо заделать трещины. Я использую грунт Левкас, также подойдёт обычная шпатлёвка.

Шпателем состав затирается в глубину неровностей, а излишки снимаются. Обратите внимание, что водный состав может после высыхания немного просесть в глубоких трещинах и понадобится повторное шпаклевание. После высыхания я ошкуриваю грунт Левкас до идеальной гладкости.

02.jpg

Дальше, чтобы сэкономить расход краски и облегчить её нанесение нужно закрыть впитывающую поверхность древесины и Левкаса грунтом, недорогой краской или лаком. Я наношу белый акриловый грунт, разбавленный водой. Дальше широкой плоской кистью наносится краска выбранного цвета.

Как бы ни хотелось закончить этот процесс побыстрее, помните, что лучше нанести несколько тонких слоёв с просушкой, чем один толстый. Это поможет избежать явных следов от кисти и сделать окрашивание равномерным. В этом способе я максимально прячу фактуру дерева, но если вы хотите её сохранить, то нужно обойтись без шпатлевания и грунтовки.

2. Морилка | градиентное тонирование

Морилка — самый простой способ тонировать древесину, но при этом сохранить просвечивающий древесный рисунок.

Первый этап в морении — смачивание древесины чистой водой. После высыхания ворсинки дерева поднимаются и их надо сошкурить мелкозернистой наждачной бумагой.

Второй этап - затем наносится морилка либо в один слой, либо в несколько, в зависимости от того, насколько тёмный тон вам нужен. Я решила показать градиентное окрашивание тремя морилками, получается плавный переход. Нужно быстро работать кистью и не давать морилке высыхать, чтобы не образовалась резкая граница на месте перехода. Я решила углубить цвет и нанесла ещё один слой.

3. Морилка из акриловых красок | градиентное окрашивание

Классические покупные морилки чаще всего соответствуют цветам ценных пород деревьев. Но иногда хочется тонировать дерево в какой-нибудь нестандартный цвет, и при этом сохранить его фактуру. В таком случае морилку можно сделать самому из акриловых красок.

Я снова буду делать градиент, просто чтобы сразу показать несколько цветов. Беру белила, турецкую зелёную и марганцевую голубую. Развожу их с водой до жидкого состояния.

Если краска густая, как у меня, то хорошо перетереть её, чтобы не осталось комочков. Как и в случае с обычной морилкой сперва смачиваю досочку чистой водой, а после высыхания ошкуриваю поднявшиеся волокна. Затем снова смачиваю поверхность водой и поочередно наношу цвета, делая плавные переходы между ними. Наносить можно в один или несколько слоёв.

В финале после высыхания я слегка ошкуриваю досочку, местами обнажаю натуральный цвет дерева, это тоже даёт интересный эффект. Можно создать морилку любого цвета!

4. Омбре красками

Омбре — это один из видов градиента, который подразумевает не переход из цвета в цвет, а переход из светлого в тёмное или наоборот. Кстати, у меня есть подробное видео. Эффект омбре часто используется в декоре мебели, например, чтобы затемнить края ящичков, или сделать переход на ножках.

10.jpg

Сначала как и в первом случае делаем обычное окрашивание. Затем, после высыхания краски берём более тёмный или наоборот более светлый по тону цвет и начинаем окрашивать край. Очень важно не оставить резкой границы, поэтому по мере приближения к центру краска всё сильнее разбавляется, а самый нижний край просто размывается чистой водой.

В зависимости от того, насколько сильно вы хотите осветлить или затемнить край, можно наносить несколько слоёв краски или ограничиться одним-двумя. Я решила показать, как будет выглядеть переход омбре от всех краёв к центру. У меня получается строго прямоугольная форма градиента, но можно делать её более плавной, например, круглой или овальной.

5. Тонирование лаками

Ещё один способ придать дереву благородный оттенок — это использование лаков. Перед нанесением важно хорошенько пошкурить дерево. В деревообработке используются шеллачные лаки, они придают древесине приятные золотистые оттенки.

У ТАИРа в ассортименте есть два вида: шеллачный спиртовой и спиртовой осветлённый. Спиртовой лак в баночке выглядит очень тёмным, почти как битумный, но в работе он чуть более золотистый, чем осветлённый лак. Показываю их на одной доске. Мне результат очень нравится.

15.jpg

Но раз уж заговорила про битумный, покажу и его. Использование битумного лака — это уже из области состаривания. Я наношу лак по краям и деревяшка сразу кажется как будто обожжённой. Я наношу битумный лак с помощью губки. Снимается битумный лак уайт-спиритом, так что если вы случайно капнули больше битума, чем нужно, его легко убрать с лакированной или окрашенной поверхности.

Можно наносить битумный лак и напрямую на дерево, но в дерево он очень активно впитывается и его уже не стереть. Также обратите внимание, что битумный лак очень глянцевый и липкий, его рекомендуется закрывать сверху шеллачным лаком. Кисти после битума и шеллачных лаком нужно отмывать в растворителях.

6. Многослойное окрашивание резиновым шпателем

Беру следующую загрунтованную досочку. Окрашиваю её в цвет, который будет проглядывать из-под других. У меня это фиолетово-красный из линейки Акрил-Арт. Обратите внимание, когда нанесен в один слой — он имеет такой нежный розовый подтон, а когда наносишь следующие слои он темнеет до благородного коричневого!

Я обожаю этот цвет использовать в живописи!

48.jpg

Затем набираю на резиновый шпатель следующие цвета, можно сразу по два. Я беру кобальт зелёный светлый холодный, кобальт тёмный и марганцовую голубую. Лучше предварительно смочить поверхность, тогда цвета будут вплывать друг в друга более плавно.

Финальным аккордом добавляю яркую ноту лимонного цвета. Так как работа идет по сырому, краски довольно интересно вплывают друг в друга.

Следующий способ прост, но очень эффектен для тех, кто любит техники состаривания. На загрунтованное дерево наносится первый цвет. Я взяла серый льняной. В этом случае можно наносить цвет одним толстым слоем и старой щетинной кистью, которая оставляет следы.

Слегка подсушиваю краску феном, но не до конца. Беру металлический шпатель и начинаю сдирать краску.

33.jpg

В тех местах, где она не просохла, она очень хорошо снимается целыми пластами. Следующий цвет — шалфей. Наношу его хаотично, делая мазки в разных направлениях. Снова подсушиваю и сдираю шпателем. В некоторых местах можно приложить усилие и процарапать даже грунт до самого дерева.

8. Одношаговый кракелюр

Окрашиваю грунтованную деревяшку в золотой цвет. Одношаговый кракелюр — это имитация трещин в краске, которые со временем возникают от изменения температуры и влажности. Первый цвет — тот, что останется проглядывать сквозь трещины, можно придумать много интересных вариантов, делать его темнее или светлее основного, использовать металлики или перламутры. После высыхания краски на поверхность наносится толстый слой кракелюрного лака.

30.jpg

Оставляю высыхать до состояния, чуть липкого на ощупь. Беру красный цвет, потому что очень люблю благородное сочетание красного и золотого и широкой плоской кистью начинаю окрашивать всю досочку.

Очень важно! Наносить краску поверх кракелюрного лака можно только один раз, поэтому важно, чтобы краска сразу была достаточно укрывистая и хорошо разносимой консистенции. Если попробовать нанести краску вторым слоем, то она просто начнет некрасиво скатываться. Окрашиваем стык в стык! Как вы видите, трещины проявляются сразу же. После высыхания краски кракелюр обязательно закрывается шеллачным лаком.

9. Двухшаговый кракелюр

Двухшаговый кракелюр имитирует трещины, со временем возникающие в лаке. Я покажу создание таких трещин, не закрывая дерево краской или грунтом, чтобы фактура дерева осталась видна. Но, разумеется, создавать такие трещины можно и поверх окрашенной поверхности, и поверх декупажа, или росписи, или даже живописи.

Сперва наношу несколько слоёв шеллачного лака. Я взяла неосветленный, потому что он очень понравился мне в одном из предыдущих способов. Дерево — очень впитывающий материал, так что первый слой лака можно даже не брать в расчет, он полностью впитается. После него лучше нанести ещё 3-4 слоя шеллачного лака с промежуточной просушкой.

Затем, как в одношаговом кракелюре распределяю по поверхности толстый слой кракелюрного лака. Оставляю сушиться на сутки. На утро на просвет проявляются вот такие шикарные трещины. Если в вашем помещении влажно или прохладно, трещин может быть меньше, тогда нужно прогреть поверхность тёплым воздухом из фена. Кракелюр любит сухость и тепло. Чтобы проявить трещины затираю в них масляную краску. Закрываю кракелюр шеллачным лаком.

10. Лодочная доска | многослойное окрашивание с использованием восковой свечи

Окрашиваю всё жидко разведенной коричневой краской. После высыхания в некоторых местах натираю досочку восковой свечой. Учитывайте, что в этих местах краска потом снимется! Затем одну половину окрашиваю цветом краплак, а другую — тёмно-зелёным. Главное не забыться и не начать сушить феном, иначе воск начнёт таять!

После высыхания краски беру металлический скребок и начинаю снимать краску. В местах, покрытых воском она снимается очень легко. Дальше беру свечу и затираю ей новые участки.

26.jpg

Стараюсь, чтобы туда попали и новые цвета, и тот цвет, который мы продрали из-под второго слоя. Одну половину закрываю оранжевым цветом, а другую кобальтом зелёным светлым. Точно также сушу естественным путем, затем скребком сдираю краску. Снова закрываю некоторые части воском от свечи.

Окрашиваю все одним цветом — персидким бирюзовым из линейки Акрил Де Люкс. Сушу и продираю краску скребком. Это ещё один способ состаривания.

12. С использованием влажной бумаги

Это также один из способов многослойного окрашивания. Первым слоем я наношу жидко разведённую охру и просушиваю феном. Дальше беру лист бумаги и рву его на кусочки разных форм и размеров. Старайтесь, чтобы это были сложные формы, а не просто ровные полоски. Смачиваю бумагу водой и размещаю кусочки на моей деревяшке. Следующий цвет наносится мастихином. Я выбрала серый тёплый.

Наносить нужно так, чтобы кусочки бумаги не съезжали в процессе. Смело можно оставлять в нанесении небольшую неаккуратность, неравномерную толщину мазков. Пока краска ещё свежая, аккуратно поддеваю мастихином бумагу и снимаю их. И оставляю на просушку.

37.jpg

Дальше нарываю следующую партию бумажек, смачиваю и выкладываю на доске. Старюсь, чтобы под бумагой оказались разные участки — и серые, и охристые. Наношу следующий цвет — охра тёмная, и снимаю бумагу не дожидаясь высыхания. Сушу краску. Дальше все этапы повторяются столько раз, сколько ещё цветов вы хотите ввести в работу.

Я наношу красную охру, а самым последним слоем — жжёную умбру. Этот способ отличается от других тем, что у каждого слоя появляется своя небольшая толщина, и кажется, будто от доски действительно отваливались целые пласты краски после многочисленных окрашиваний.

13. Золочение поталью

Под золочение поталью надо подготовить очень ровную и гладкую поверхность. Закрываю доску грунтом Левкас. Даю ему полностью просохнуть, а затем ошкуриваю мелкозернистой наждачной бумагой. После ошкуривания поверхность лучше выгладить кусочком натуральной ткани, например, льняной. Левскас обладает впитывающей поверхностью, поэтому первым слоем надо его закрыть.

В иконописных техниках, где для золочения также нужна гладкая поверхность для этого используют шеллачные лаки, и здесь я тоже использую именно шеллак. После этого, если остались следы от кисти, можно ещё раз пошкурить и выгладить поверхность. Затем я наношу ещё один слой шеллачного лака.

Если вы хотите получить идеальную гладкость, напоминающую ровный золотой слиток — лучше брать спиртовые составы для золочения. Я использую акриловый водный, с ним идеальной гладкости добиться не получится, но можно получить другой красивый эффект. После того как клей высох до прозрачности, можно наносить поталь. Я использую классическую.

В идеале для её переноса на поверхность используются специальные широкие кисти. Тогда поталь ляжет более гладко и ровно. Но я считаю, что в получившихся трещинах и заломах есть своя прелесть. Более того, сверху можно поцарапать поталь металлической щёткой (Хотя я уверена, за такое многие бы меня осудили!). Классическая поталь по технологии закрывается спиртовыми лаками, чтобы избежать окисливания. Я использую шеллачный лак.

14. Обжиг с брашированием и седое дерево

Для обжига с брашированием требуется газовая горелка, металлические щётки и соблюдение правил пожарной безопасности. Не бойтесь хорошенько обжигать деревяшку, если делаете обжиг первый раз. Обычно новички делают совсем слабенький обжиг, добиваясь едва коричневого цвета. При обжиге мы сжигаем мягкие волокна дерева, чтобы потом легко вычесать их и проявить рельефную фактуру. Для этого после обжига смачиваем досочку водой, чтобы пыль не летела во все стороны, берём металлические щетки и с нажимом причёсываем нашу деревяшку.

39.jpg

Можно забить пару гвоздей и окислить их шляпки кислотой, но я не стала. Новую доску прежде всего выдаст гладкий срез, поэтому для достоверности стоит добавить ему неровностей, можно даже выпилить какие-то куски..

После всех этих ужасных издевательств над доской, беру горелку и ещё раз прожигаю новообразованные щели и выбоины. Снова вычёсываю сгоревшее дерево металлической щеткой. Дальше кистью выметаю остатки пыли и беру белую краску. Со временем дерево теряет свой цвет, выгорает на солнце, забивается пылью. Чтобы сымитировать такое седое дерево, нужно его патинировать. Наношу жидко разведенную белую краску, а затем сразу же стираю её мокрой тряпочкой. Просушиваю. Краска сразу протаивает. Наношу следующий слой.

Важно не переборщить с белым! Хорошенько стирайте краску после нанесения. Дерево должно казаться слегка припылённым. Заключительным этапом чуть-чуть подшкуриваю дерево наждачной бумагой.

15. Обжиг с брашированием и металлическая патина (сухая кисть)

У меня есть ещё одна досочка с обжигом и брашированием. Сочетая обжиг, браширование и сухую кисть можно получать разные визуальные эффекты, высветляя фактуру дерева или наоборот затемняя её. А я хочу показать в этом примере металлическую патину. Окрашиваю доску в глубокий чёрный цвет, использую бархатную чёрную из линейки Акрил Де Люкс.

45.jpg

Краски-металлики лучше всего смотрятся и переливаются именно на тёмной поверхности. Дальше беру краски-металлики Деколор и работаю в технике сухая кисть: набираю краску на кисть (лучше использовать плоскую грубую щетину), снимаю излишки об салфетку и начинаю окрашивать по направлению волокон дерева.

Важно не переборщить и вовремя остановиться. Получается вот такое изящное металлизированное напыление, которое подчеркивает древесный рисунок.

16. Браширование без обжига + техника вымывания

Конечно, брашировать дерево можно и без обжига, именно так я и делала до того, как купила горелку. Это можно делать специальными насадками для дрели, жесткими металлическими щётками. Или заниматься брашированием вручную, что я и делаю.

Это, конечно, отличный способ согреться, когда нет отопления) Обязательно нужно ошкуривать доску после браширования, чтобы не посадить заноз.

11.jpg

Дальше я приступаю к окрашиванию. Наношу фиолетовую и сразу же вымываю невпитавшуюся краску мокрой тряпкой. Ввожу в некоторых местах дополнительный цвет — ультрамарин — и с ним поступаю точно также.

Такая техника позволяет деликатно оттенить фактуру доски. Дальше беру краску-Хамелеон зелёного цвета, наношу её на всю поверхность, и также вымываю остатки, позволяя им остаться только в глубине пор. После высыхания получается нежный перламутровый эффект.


Для окрашивания и защиты деревянных поверхностей очень часто используется морилка. Она выгодно подчёркивает естественную текстуру древесины, придавая ей выбранный оттенок. В широком ассортименте различных видов и марок этого лакокрасочного материала без наличия определённого опыта разобраться очень тяжело. Итак, рассмотрим более подробно, что такое морилка для дерева, для чего она нужна и как она окрашивает древесину.

Назначение морилок

Самое простое определение, что такое морилка – это состав для пропитки древесины, вследствие чего последняя может изменять свой оттенок.

Но для правильного использования морилки надо понимать механизм её действия, ведь, например, обычной краской, придать деревянной поверхности нужный цвет гораздо проще. Здесь дело в том, что окрашивание, по сути, это нанесение на поверхность цветной плёнки, за которой скрыта структура дерева. А тонирование морилкой – это именно пропитка как минимум верхнего слоя древесины. При этом, происходят химические реакции, вследствие которых дерево меняет свой цвет, и что самое замечательное – структура древесины не только остаётся видимой, но и становится более ярко выраженной.

Также отдельные виды бейцев способны обеспечить дополнительную защиту древесины от неблагоприятного воздействия внешних факторов. При этом для улучшения характеристик дополнительно могут использоваться различные виды финишных покрытий.

Для чего применяется морилка для дерева, самые распространённые варианты:

  1. Тонирования деревянных поверхностей.
  2. При реставрации с целью восстановления первоначального цвета.
  3. Для имитации ценных пород древесины.
  4. В качестве антисептика.
  5. Для придания фактурности естественному рисунку.
  6. Для защиты от неблагоприятных факторов. Некоторые виды обладают водоотталкивающими свойствами.

Вот в принципе и все для чего нужна морилка по дереву.

Виды бейцев

В зависимости от типа основы все морилки подразделяются на следующие группы:

  • водные;
  • на спирту;
  • восковые;
  • на основе искусственных и натуральных масел.

Кроме вышеперечисленных, есть морилки на основе геля или акрила. Большинство марок – это жидкие концентраты, но также встречаются составы в виде порошка или готового к применению раствора. Теперь рассмотрим более подробно, что такое морилка для дерева на водной и других основах.

Водные

Используются чаще всего. Могут быть в виде концентрата, порошка или готового состава. Порошковые виды морилок после разведения обязательно процеживают. Иначе, нерастворившиеся частицы пигмента приведут к неравномерному окрашиванию. Главное достоинство составов этого типа заключается в возможности выбора необходимого оттенка, более тёмного или светлого, что достигается изменением концентрации.

  1. Доступная цена.
  2. Небольшой расход.
  3. Отсутствие резкого запаха.

Морилки этого типа отлично подходят для использования внутри помещений. Придают необходимый оттенок, для глубокой окраски они не предназначены. Для получения ровного и насыщенного тона наносятся в несколько приёмов.

Спиртовые

Могут быть жидкими или в виде порошка концентрата. Для их разведения применяется только спирт. Из-за резкого запаха работы с их использованием выполняются только при хорошей вентиляции. Могут использоваться для окрашивания внутри помещений и на улице.


  1. Быстрое высыхание.
  2. Хорошая проникающая способность.
  3. Огромный выбор оттенков.

Для работы с морилками этого типа необходим опыт и определённые знания. Из-за быстрого высыхания очень легко возникают дефекты. Добиться равномерного нанесения составов этого типа при помощи кисти и валика не получится, поэтому необходимо использовать краскопульт.

Восковые

Относительно новый вид бейцев, появившийся совсем недавно. Почти не проникают вглубь волокон, создают на окрашиваемой поверхности тонкий плёнкообразный слой. Подходят для создания декоративного покрытия при проведении внешних работ, а также в качестве основы для лакового покрытия.

  1. Обеспечивают маскировку мелких дефектов.
  2. Защищают от осадков и солнца.
  3. Полное отсутствие химического запаха.

Из-за высокой стоимости восковые бейцы чаще всего применяют для финишных работ, с целью улучшения эксплуатационных характеристик покрытия.

Масляные

Как уже понятно из названия в качестве основы используются масла с добавлением колера, растворяющегося в олифе. Меняя консистенцию рабочего раствора, можно получить необходимый оттенок.

  1. Хорошо проникают.
  2. Ровно ложатся, без потёков и пятен.
  3. Отлично защищают от повышенной влажности и насекомых.

Бейцы этого типа чаще всего применяют для окрашивания паркета, предметов обстановки и для работ вне помещений. Покрытия этого типа не выгорают, и не боятся влажности. Главный недостаток масляных морилок – продолжительный период сушки. После того как мы разобрались с тем что такое морилка, и для чего она нужна, и рассмотрели её основные виды, осталось узнать как её можно наносить.


Методы окрашивания

Морилка для дерева, для чего бы она не использовалась, может наноситься несколькими способами. При этом необходимо принимать во внимание характеристики, как самой древесины, так и бейца.

Растирание

Нанесённый на древесину состав при помощи мягкой ткани или поролона как можно более равномерно распределяют по поверхности. Такой способ нанесения выгодно подчёркивает естественную структуру обрабатываемой поверхности, делая её более яркой и выразительной. Растирание лучше всего подходит для рыхлых пород древесины и составов с длительным периодом сушки.

Видео описание

Нанесение морилки разными способами

Распыление

Нанесение осуществляется с помощью краскопульта. При этом цвет морилки подбирается немного светлее необходимого. Покрытие напыляется в несколько приёмов до получения нужного цвета. Распыление позволяет добиться более ровной текстуры при окрашивании проблемных поверхностей.

Наливание

При помощи кисти на окрашиваемую поверхность наносят достаточно большое количество состава. После этого его на 15-20 минут оставляют для впитывания. Чем дольше срок выдержки, тем темнее цвет. Не впитавшиеся остатки морилки удаляют при помощи чистой салфетки.

Окрашивание кистью

Этот способ используется при работе с небольшими или резными поверхностями. При тонировании кистью даже один слой даёт глубокий и ровный цвет.

Основные правила работы с морилками

Чтобы готовое покрытие получилось качественным и красивым, при использовании бейцев необходимо придерживаться определённых правил. Первое и самое основное из них – пробный выкрас. С его помощью можно получить более полное представление о конечном цвете. При этом пробу желательно делать не одну. Различные виды финишного покрытия могут давать различный эффект. Например, лак делает цвет более глубоким и насыщенным.


Водная провокация

Процедура применяется при окрашивании морилками на водной основе. С её помощью уменьшается шероховатость поверхности, а также улучшается эффект окрашивания. Суть процедуры состоит в увлажнении поверхности древесины тёплой воды и в последующем просушивании в течение нескольких часов. После этого поверхность обрабатывается мелкозернистой шкуркой. Окраску подготовленной таким образом древесины проводят в течение суток.

Особенности нанесения на вертикальные и горизонтальные поверхности

При окраске вертикальных поверхностей обработку осуществляют небольшими, аккуратными мазками по направлению снизу вверх. Такая техника позволит избежать разбрызгивания и появления пятен. При работе с горизонтальными поверхностями сначала красят по направлению волокон, а потом поперёк. При нанесении последнего слоя используется продольное окрашивание.

Исправление дефектов

Иногда, в процессе работы возникают дефекты. Большую часть из них можно бесследно удалить. Для устранения дефектов на деревянной поверхности потребуется наждачная шкурка. С её помощью в проблемном месте аккуратно удаляется верхний слой. При этом очень важно не допускать резкого перепада между зачищенным и окрашенным участком. Достичь этого можно при помощи изменения усилия нажатия. Чем дальше от места дефекта, тем слабее оно должно быть. В некоторых случаях спасти готовое изделие поможет только полное перекрашивание непрозрачными составами.

Приготовление растворов

Самое главное правило при приготовлении рабочих растворов – это чётко соблюдать рекомендации производителя. Также необходимо позаботиться о достаточном количестве морилки. Это поможет избежать проблем с расхождением в оттенках. Ещё один немаловажный момент – тщательное перемешивание. Готовые растворы имеют свойство оседать, что опять приведёт к проблемам с тональностью.

От чего зависит конечный оттенок

Конечный вид окрашиваемой поверхности в первую очередь зависит от естественного цвета древесины. Одна и та же морилка нанесённая, например, на вишню или дуб будет выглядеть по-разному. На окончательный тон также влияет и плотность древесины. В мягкие поверхности морилка впитывается больше, поэтому интенсивность окрашивания снижается.


Особенности выбора

В заключение рассмотрим особенности выбора морилки для дерева для наружных работ – какая лучше защищает от повышенной влажности, какая больше подходит для покрытия поверхностей, подвергающихся воздействию солнца. А также уделим внимание составам для внутренней отделки.

Для наружных работ лучше всего подходят восковые или масляные составы. Обработанные ими поверхности отлично противостоят воздействию ультрафиолета и влаги. Для обеспечения более эффективной защиты их рекомендуется использовать в комплексе со специальными средствами. Например, перед тонированием морилкой древесину пропитывают антисептиком. При их применении необходимо помнить, что они обладают свойством изменять цвет.

Видео описание

Выбор морилки для работ внутри помещений зависит от типа поверхности и назначения. Для окрашивания мебели выбирают нетоксичные составы без резкого запаха, для пола – обладающие повышенной устойчивостью к истиранию.

Также при выборе любых бейцев необходимо учитывать следующее:

  • Шифр цвета. Согласно международной классификации каждому цвету присваивается определённое обозначение. Но на практике каждый производитель использует собственную маркировку. Поэтому при больших объёмах работ необходимо приобретать составы только одной марки.
  • Тип древесины. У некоторых пород дерева есть одна неприятная особенность. После нанесения морилки на них проявляются хорошо заметные пятна. Чаще всего так ведут себя мягкие сорта, например, ель или сосна. Для их окрашивания рекомендуется использовать масляные или восковые морилки, которые ложатся максимально ровно, не оставляя потёков и пятен.
  • Дополнительные эффекты. Ассортимент современных морилок достаточно широк. Среди них можно встретить покрытия создающие эффект старины, металлик, с перламутром или инеем.


Коротко о главном

По сути, изменение оттенка – это главное, для чего нужны морилки для дерева. Но в зависимости от состава они также могут обладать и деревозащитными свойствами. Такие покрытия более дорогостоящие, поэтому их применяют намного реже.

По типу основы все бейцы можно классифицировать на водные – являются самыми распространёнными и доступными, спиртовые, восковые – относительно новые и масляные. У каждого из этих видов есть свои достоинства и недостатки.

В большинстве случаев для улучшения характеристик покрытия после тонирования наносят слой прозрачного лака.

Современные строительные магазины пестрят обилием разных дорогостоящих средств для обработки древесины: морилок, восков, лазурей, масел. Эффекты, создаваемые такими составами, потрясающие. Дерево обретает необычный вид и, в зависимости от целей, становится искусственно состаренным, меняет цвет, фактуру.

Из-за высокой стоимости обработки общие затраты на изготовление предметов интерьера получаются высокими, но их вполне реально сократить без потери в качестве. Оказывается, многие средства для дерева можно сделать самостоятельно в домашних условиях из подручных компонентов.

Финишная обработка дерева

Финишная обработка дерева к содержанию ↑

Тонировка древесины гуталином

Гуталин – это дешевое средство для чистки обуви, которое можно найти практически в каждом хозяйстве. Благодаря схожему составу оно работает не хуже восков по дереву и может применяться для пропитывания деревянных изделий и покрытий. Нужно просто нанести гуталин на поверхность и втереть его мягкой тряпочкой, а после оставить до полного высыхания.

Важно! Чтобы декорировать древесину нестандартным образом, потребуется гуталин трех оттенков: черный, красный, коричневый.

Декорирование древесины гуталином

Декорирование древесины гуталином

  1. Берут тряпочку, наливают на нее гуталин коричневого цвета, наносят на заготовку жирным слоем, втирают состав.
  2. Дают средству впитаться в дерево, после чего другой тряпкой стирают излишки.
  3. Отдельные зоны изделия обрабатывают черным гуталином, другие участки – красным, частично смешивая их и допуская перекрест оттенков.
  4. По мере высыхания еще раз полируют все изделие тряпкой.

Восковая мастика для дерева

Такую мастику несложно сделать самостоятельно из недорогих средств. Она подходит для обработки любой древесины, даже самых качественных сортов. Понадобится натуральный пчелиный воск, нарезанный на небольшие кусочки.

Совет! Парафин для этой цели лучше не брать – он довольно жесткий и не даст нужного эффекта.

Кубики воска кладут в кастрюлю и расплавляют на медленном огне на плите или при помощи газовой горелки. Когда появится дым, снимают посуду с огня, переливают жидкий воск в банку и добавляют примерно равный объем живичного скипидара. Массу перемешивают. После остывания она обретет мазеобразную консистенцию.

Масляный воск для дерева

Масляный воск для дерева

Готовым бесцветным воском можно обрабатывать старые и новые предметы из дерева. Его удобно наносить и растирать сапожной щеткой, пока состав полностью не впитается в поверхность.

После полируют изделия тряпкой с мягким ворсом. Если хочется сделать воск коричневым (такой цвет имеют многие сорта древесины), в него капают немного битумного лака. Для получения более насыщенного тона количество лака увеличивают.

Этот способ идеально подходит для тонирования рам зеркал, картин, фоторамок, аксессуаров и предметов интерьера из дерева. Для работы потребуются только обычный аптечный йод, немного спирта и кисточка.

Тонирование делают так:

  1. Спиртом хорошо протирают древесину с целью обезжиривания, пятна и другие загрязнения тщательно оттирают.
  2. Кисточкой наносят на изделие йод, проходятся по всей поверхности.
  3. При необходимости выполняют повторное окрашивание (каждый слой йода сделает цвет более интенсивным).

Кроме получения нужного эстетического эффекта, можно добиться увеличения срока службы изделия. Йод оказывает мощное бактерицидное и фунгицидное действие, поэтому обработанному дереву не страшны короеды, плесень, микробы. Конечный тон материала получается ярким, насыщенным и матовым, при этом смотрится очень стильно.

Мраморное дерево своими руками

Совет! Лучше, если базой станет светлый тон, например, бежевый.

Имитация мрамора акриловыми красками

Имитация мрамора акриловыми красками

Краску бежевого цвета наливают в плоскую емкость. В отдельные одноразовые стаканчики вливают другие оттенки краски – два или три тона, которые будут хорошо подходить к интерьеру, а также удачно комбинироваться между собой.

Тонкой струйкой каждую из красок наливают прямо на бежевую основу, чтобы получился интересный рисунок или необычный абстрактный узор – он ляжет на деревянную заготовку. После заранее вымытое и высушенное изделие из дерева осторожно обмакивают в емкость, давая краске растечься по всей поверхности.

Круглые предметы (например, деревянное яйцо) осторожно проворачивают по верхнему слою краски. Эффект мраморного дерева создается буквально за пару секунд, а затем надо дождаться высыхания изделия.

Краска из охры для дерева

Окрашивание древесины в необычный цвет можно провести по старинной методике, которой пользовались еще в Средневековье. Для работы нужны камешки насыщенного желтого цвета, которые обычно в изобилии валяются под ногами на дачах, дорогах, в саду.

Эти камни измельчают любым удобным способом, например, с помощью молотка, ступки и пестика. Они достаточно мягкие и без труда крошатся. Готовый порошок должен быть очень мелкой фракции, чтобы качество окрашенных изделий получилось высоким. Когда красящий порошок желтоватого оттенка готов, к нему начинают добавлять льняное масло.

Важно! Лучше взять специальное масло для художников, но пищевое тоже неплохо подойдет.

Изготовление краски из природной охры

Изготовление краски из природной охры

Смесь растирают так, чтобы она обрела сметанообразную консистенцию и стала полностью однородной, без комочков. В результате получается экологически чистая яркая масляная краска, идеально подходящая для тонирования мебели, деревянных игрушек, сувениров и других поверхностей из древесины. Все описанные способы обработки материалов просты в осуществлении и применении, не требуют больших затрат и дают потрясающий результат.

Нестандартные приемы обработки древесины подручными средствами Нестандартные приемы обработки древесины подручными средствами

Читайте также: