Деревья гибнут лес не умирает

Обновлено: 18.09.2024

2.
Укажите сложное бессоюзное предложение, в котором правильно поставлены знаки
препинания:


а ) На горе стоит лес
— поза лесом солнце восходит. (М. Пришвин)


б) Деревья гибнут: лес не умирает.


в) Удивительно тихо в лесу: лес отдыхает.



3.
Укажітте сложное
бессоюзное предложение, в котором необходимо поставить точку с занятой (знаки
не расставлены):


а) Тогда
произошло на даче событие, похожее на чудо куст шиповника, угнетённый, вышел на
свет зацвёл в сентябре. (М. Пришвин)

б) Травой зарастает могила давностью зарастает
боль. (М. Шолохов)


в) Прекрасные изречения, полные силы и
остроумия, никогда не забываются они сохраня­ ются в памяти целыми столетиями, переходят из поколения в
поколение.

4.Укажите сложное
бессоюзное предложение, в котором необходимо поставить двоеточие (знаки

а) Солнце только начинало подниматься из-за туч в
воздухе было свежо и росисто. ( JI . Толстой)

б) Погода была скверная сыпался
мелкий холодный дождь.


в) Подложили
огонь под готовый костер со стружками и лучиной пламя запылало. (С. Акса ков)


5. Укажите
сложное бессоюзное предложение, в котором
необходимо поставить тире (знаки не расставлены):

а) Таким друзьям на
свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.


б) Вот о себе задумал он высоко охота
странствовать напала на него. (А. Грибоедов)


в) Деревья стояли
неподвижно, опустив белые ветви заросли сирени с двух сторон балкон ной
лестницы пригнулись под снегом. (А Толстой)



6. ( Укажите предложение, в котором правильно подчеркнуты
грамматические основы ( знаки не расставлены):

а) Одно было несомненно назад он не вернётся. (И. Тургенев)

б) Я оглянулся
за мною стоял ужасный нищий. (А. Пушкин)
г) В осеннюю хорошо в лесу воздух особенно
свеж повсюду разноси тся запах
прелых листьев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговый тест по русскому языку 11 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Изучая особенности древнерусской литературы, исследователи не раз обращали внимание на то, что в разных произведениях близкие по содержанию эпизоды передаются с помощью одних и тех же литературных приёмов, а иногда почти одними и теми же словами. (2)Такое однообразие в разных памятниках древнерусской литературы некоторые учёные

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Исследователи древнерусской литературы полагали, что однообразие художественных приёмов средневековых авторов связано с тем, что эти люди были не способны изложить материал оригинальным образом.

2) Одна из важнейших особенностей древнерусской литературы заключается в том, что её авторы стремились создавать свои произведения по единому шаблону.

3) Д.С. Лихачёв, опровергнув мнение ряда учёных, доказал, что в разных произведениях древнерусской литературы схожие эпизоды передаются с помощью одних и тех же средств намеренно, поскольку авторы сознательно ориентируются на известные образцы.

4) Тот факт, что в произведениях древнерусской литературы читатель находит набор постоянно повторяющихся художественных приёмов, стал предметом исследования академика Д.С. Лихачёва.

5) Использование одних и тех же приёмов при передаче схожих эпизодов в древнерусской литературе объясняется не бедностью фантазии средневековых авторов, как считали некоторые учёные, а стремлением следовать авторитетному образцу, что доказывают работы Д.С. Лихачёва.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1) Поэтому 2) Так что 3) Однако 4) Безусловно, 5)Более того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДОВАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДОВАТЬ , -дую, -дуешь; несов.

1) Идти, двигаться, перемещаться следом, непосредственно за кем-чем-н. Следуйте за мной.

2) Отправляться, ехать, двигаться. Поезд следует до Москвы.

3) Руководствоваться чем-н., поступать подобно кому-н. С. моде.

4) Быть результатом чего-н., вытекать из чего-н. Отсюда следует вывод.

5) Безл. Нужно, должно. Следует шире распространять опыт передовиков производства.

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении сложного предложения

Д) нарушение в построении предложения с с однородными членами

1) Собор Василия Блаженного имеет не только богатый декор, но и необычную общую композицию.

2) Я искренне восхищался и любил эту картину Сурикова, от неё исходила неведомая сила.

3) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимали реформы.

4) Уставшие от долгой прогулки, нам хотелось поскорее добраться до лагеря.

6) Увидев эту поляну, ты не сможешь забыть её.

7) На собрании группы обсуждались вопросы посещаемости и то, что нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

8) Горький мог ярко изобразить быт босяков, так как хорошо знал жизнь этих людей изнутри.

9) Вопреки ожиданий служба в полку была полна неожиданностей, зачастую приятных.

5. Отметьте, где слова, набранные курсивом, выделяются

a) Мчится лыжник по пороше паренек один хороший.

б) Московскому художнику Лаврову предложили написать

несколько пейзажей Волги.

в) Тихую песню напевая парень на шахту идет.

г) Скрепя сердце Андрей вошел в дом.

д) Потом мы уходили напившись кипятку.

6. Отметьте, где слова, набранные курсивом, выделяются

a) Смотри как роща зеленеет.

б) Сосновый лес как золотой орган.

в) Море в далекие годы пело мне песни как мать.

г) Глаза у нее были чуткие как дым.

д) Для меня ты как солнце весной.

7. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

а) пр..дел (храма), пр..увеличил

в) п..завчера, нар..спев

г) с..ел (яблоко), сверх..яркий

д) пред..гровой, вз..мал

8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

д) обесточ..ть (линию)

9. Отметьте предложения, в которых на месте прочерка

a) А просьба моя состоит в следующем_ берегите нашу маму.

б) Как путь далек_ как этот мир велик!

в) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассы-

пались лепестки_ отцветает черемуха.

г) Деревья гибнут_ лес не умирает.

д) Влага под землю весной просочится_ выше поднимется

Прочитайте текст и выполните задания 10-14

(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.

(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.

— (24)Что вам, Семён Иваныч?

— (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо.

— (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна…

— (38)Шубку старуха принесла… сколько дать?

(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

(по А.П. Чехову*)

*Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.

1) Городской ломбард находится на грани банкротства, поэтому Иудин, хозяин этого ломбарда, не может себе позволить заниматься благотворительностью.

2) Дама в карете дала одну копейку старушке, хоронившей в тот день сына.

3) Похоронные процессии – богатая и бедная – навели Поликарпа Семёновича на рассуждения о бедняках и богачах.

4) Хозяин ломбарда, несмотря на свои человеколюбивые рассуждения, строго блюдет финансовые интересы заведения.

5) Поликарп Семёнович убежден, что помочь людям очень легко.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложении 2 содержится описание.

2) В предложениях 11–14 представлено повествование.

3) Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложениях 21–22.

4) В предложениях 34–36 представлено рассуждение

5) Предложение 45 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 44.

12. Из предложений 39–45 выпишите антонимы (антонимическую пару).

13. Среди предложений 15–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

4) разговорная лексика

5) ряды однородных членов предложения

6) вопросительные предложения

7) лексический повтор

Ответы на 1 вариант Итогового теста:

№7. г) съел сверхъяркий

№12. бедняки богачам/ бедняки богачи

Итоговый тест по русскому языку 11 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. (2) в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, реконструкции. (3)Таким образом, именно указанная экспертиза безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) От результатов экспертизы архитектурного наследия зависит, будет ли город сохранён и отреставрирован или же будет реконструирован и застроен современными зданиями.

2) При реконструкции и современной застройке старинные города часто становятся безликими.

3) Суздаль и Хива были сохранены и специально отреставрированы, так как это города-музеи.

4) Архитектурные судьбы городов определяет экспертиза ценности их архитектурного наследия.

5) Ценность архитектурного наследия старинных городов играет важную роль в планировании их современной застройки.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1) Между тем 2) Вопреки этому, 3) Вероятно, 4) Ведь 5)Однако

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОПРОС. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОПРОС , -а, м.

1) Словесное обращение, требующее ответа. Задать в.

2) Та или иная задача, требующая решения, проблема. Поднять в.

3) Дело, зависящее от чего-н. В. чести.

4) разг. Нечто неясное, до конца неизвестное. Поедем мы туда или нет – это ещё большой в.

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении сложного предложения

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

2) Спор о Серебряном веке вылился как в затяжные культурологические дискуссии на Западе, так и в нашей стране.

3) Вчитываясь в рассказы Чехова, можно за видимой простотой находить глубину смысла и сложность художественного построения.

5) Вопреки прогнозов синоптиков, погода в сентябре стояла тёплая и сухая.

6) Я спросил у старшего брата, что могу ли я взять его конструктор.

7) Из монологов Печорина мы узнаём, что он испорчен светом, что ему с детства не верили, видели в нём несуществующие пороки.

8) Опомнившись и схватив рюкзак, ноги понесли Сергея прочь от этой тёмной улочки.

9) Жуковский принял деятельное участие в смягчении участи декабристов, помогает их жёнам.

5. Отметьте, где слова, набранные курсивом, выделяются

a) Тронутый участием Виталия Евгений робко напомнил

о готовой модели самолета.

б) В большом темноватом сарае были врыты в земле огромные чаны.

в) Словом Матвея терзали сомнения.

г) Одни только звезды как будто обрадовались первому мо-

д) К счастью поезд пришел вовремя.

6. Отметьте предложения, в которых на месте прочерка

a) На дворе всходило солнце_ и громко пели птицы.

б) Подул ветерок с заречья_ и воздух прозрачен до боли.

в) На другой день ни свет_ ни заря она проснулась.

г) То сам себя не понимал я_ то мир меня не понимал.

д) Я заметил, что_ куда ни приедешь, найдешь что-нибудь

7. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

а) пр..мета, пр..мудрый

б) под..скал, с..грал

в) о..дирал, по..стелил

г) бе..вкусен, ..жать (в ладони)

д) пр..ступил (к делу), пр..рвать (молчание)

8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

9. Отметьте предложения, в которых на месте прочерка

a) На столе_ раскрытый томик вам подаренных стихов.

б) Шапочка ее сбилась набок_ в кудрях вились звуки ма-

в) Увидишь ее, узнаешь ее_ махни платком.

г) Четвертый час_ надо торопиться к обеду.

д) Я гляжу_ на этом свете честный труд не пропадет.

Прочитайте текст и выполните задания 10-14

1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.

(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.

(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается.

(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.

(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.

(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.

(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.

(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.

(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

(51)И поэтому люди бывают счастливы.

(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

(по Л.И. Лиходееву*)

1) Каждый раз, когда Архимед садился в ванну, он удивлялся тому, что ему как будто становится легче.

2) Те, кто получает двойки за незнание закона Архимеда, не умеют удивляться, а значит – не способны сделать открытие.

3) Люди, которых ничто не способно удивить, не могут видеть мир во всей его красоте и разнообразии.

4) В мире всё устроено очень непросто и всё находится в тесной взаимосвязи.

5) Умение удивляться даёт человеку возможность мечтать, без мечты жизнь разобьётся о жестокую реальность.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 19–21 представлено повествование.

2) Предложения 23–25 поясняют, раскрывают содержание предложения 22.

3) В предложениях 38–41 представлено описание.

4) Предложения 47–50 содержат следствие того, о чём говорится в предложениях 45–46.

5) В предложениях 52–54 представлено повествование.

12. Из предложений 1–4 выпишите фразеологизм.

13. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

14. «Представленный текст – это гимн автора человеческому умению удивляться. Автор сплетает в единое целое сказку, основанную на способности удивляться, и науку, которая, казалось бы, далека от

фантазий и наивных догадок. Он стремится пробудить в читателе интерес к познанию и каждодневным открытиям. Избегая тяжеловесной назидательности, Л.И. Лиходеев обращается к своему читателю как

к другу, равному собеседнику, и это отражается на художественном своеобразии текста.

На синтаксическом уровне стоит отметить весьма часто используемое автором средство – (А)_____________ (предложения 17, 24, 50). Атмосферу непринуждённой беседы поддерживает и такой приём, как (Б)_______

с утра выйти невозможно. Ни у одного народа вера в бессмерти не была так глубока как у кельтов там можно было брать взаймы деньги с тем чтоб отдавать их на том свете. Деревья гибнут ли не умирает. Улыбнулась ты расцветили цветы. Ругают осуждают радуйся хвалят одобряют бойся огорчайся.

Ответ или решение 1

  1. Сильный дождь льет с утра - выйти невозможно. Ставится тире в БСП, так как во втором предложении описывается следствие того, о чем говорится в первом предложении.
  2. Ни у одного народа в истории вера в бессмертие не была такой глубокой, как у кельтов. Как у кельтов - это сравнительный оборот.
  3. Там можно было брать взаймы деньги с тем, чтоб отдавать их на том свете. Запятая перед придаточным причины.
  4. Деревья гибнут - лес не умирает. Ставится тире. так как в этом БСП между простыми предложениями можно вставить противительный союз А.
  5. Улыбнулась ты - расцветили цветы. Ставится тире, так как второе предложение выражает следствие.
  6. Ругают, осуждают - радуйся; хвалят, одобряют - бойся, огорчайся. Запятые ставятся между однородными членами предложения. Точка с запятой между простыми предложениями в составе сложного, так как в простых предложениях есть уже запятые. Тире ставится, так как второе предложение выражает следствие.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Можно в обоих предложениях употребить предлоги, перед которыми нужно ставить запятую:

1) Деревья гибнут, но лес не умирает;

2) Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны.


По-другому (без добавления предлогов) фразу изменить невозможно, не меняя её смысл. Допустимо, в конце концов, просто поставить запятые вместо тире. Но Вы-то говорите именно об изменении фразы.

1) деревья гибнут, лес - не умирает 2) Земля кругла, на ней не скроешь тайны. Элементарно, Ватсон. хотя смысл 2 фразы без предлога слегка меняется

1) Деревья гибнут, не умирает лес. Сравнить: Дорог не подарок, дорого внимание.

Значение несоответствия при наличии отрицательной частицы НЕ можно выразить при постановке запятой (без увеличенных пауз, характерных для тире и двоеточия). Но нужна перестройка структуры, интонация в таких случаях нисходяще-нисходящая, то есть полное понижение голоса в конце каждой части.

2) Земля кругла, на ней не скроешь тайны. Здесь запятая даже более уместна, вторая часть распространяет первую (на неоднородность/взаимообусловленность частей предложения указывает такой структурный элемент, как местоимение "на ней".

Читайте также: