Дуб это лиственное дерево с плодами желудями подлежащее сказуемое

Обновлено: 18.09.2024

Крупное лиственное дерево семейства буковых с плотной древесиной и своеобразными резными листьями. Слово дуб существовало уже в праславянском языке, означая, вероятно, дерево вообще.

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Полезное

Смотреть что такое "ДУБ" в других словарях:

дуб — дуб/ … Морфемно-орфографический словарь

Дуб — черешчатый … Википедия

ДУБ — муж. родовое названье дерева Quercus. Д. простой, обыкновенный. Q. Robur; Д. белый, Q. alba; Д. чернильный, Q. cerrus; Д. чернильноорешковый. Q. infectoria; Дуб пробковый, бутылочный, пробковое дерево, Q. saber. Д. морской, род пороста, морской… … Толковый словарь Даля

дуб — а; предл. в дубе и в дубу, на дубе и на дубу; мн. дубы; м. 1. Крупное лиственное дерево сем. буковых, с плотной древесиной, дающее плоды жёлуди. Ветвистый, развесистый д. Столетний д. // только ед. род.: дуба и дубу. Древесина этого дерева. Стены … Энциклопедический словарь

дуб — В культуре кельтов дуб считался особо священным деревом, посвященным друидам. Так, высказывалось предположение, что само слово друид , возможно, происходит от корня дру , что означает дуб . Друиды превращали дубовые рощи в настоящие святилища и… … Энциклопедия мифологии

дуб — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? дуба, чему? дубу, (вижу) что? дуб, чем? дубом, о чём? о дубе; мн. что? дубы, (нет) чего? дубов, чему? дубам, (вижу) что? дубы, чем? дубами, о чём? о дубах 1. Дуб это крупное лиственное дерево… … Толковый словарь Дмитриева

дуб — дубок, дубочек, патриарх русского леса, пень пнем, дубье, дуботряс, дубина, дуботол Словарь русских синонимов. дуб см. дурак Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Дуб — черешчатый: 1 цветущая ветвь с пестичными (женскими) и тычиночными (мужскими) цветками; 2 желуди с черешками. ДУБ, род листопадных и вечнозеленых деревьев, реже кустарников (семейство буковые). Около 450 видов, в умеренном, субтропическом и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДУБ — (Quercus), род растений сем. буковых. Листопадные или вечнозелёные деревья, реже кустарники. Тычиночные цветки в свисающих серёжках, пестичные одиночные или по нескольку, сидячие ИЛИ на цветоносе. Плод жёлудь в чашеобразной плюске, семя с… … Биологический энциклопедический словарь

ДУБ — род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Ок. 450 видов, в умеренном, субтропическом и тропическом поясах, главным образом в Северном полушарии. Лесообразующая порода. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком; применяется в… … Большой Энциклопедический словарь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предложение, его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Предложения с одним главным членом

Цель: углубить знания пятиклассников о грамматическую основу

предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого; дать за гальное представление о предложении с одним главным членом;

формировать общепознавательные умения выделять грамматическую основу в предложении, сравнивать предложения с полной

Сведения из синтаксиса и пунктуации 119

грамматической основой и с одним главным членом, опреде чаты способ морфологического выражения подлежащего и приговор ка; развивать творческие умения построения предложений и связных

высказываний; на основе речево-коммуникативного

дидактического материала воспитывать любовь к природе,

чувство уважения к родному краю.

Правописание: тире между подлежащим и сказуемым.

Лексикология: усвоение новых слов (в том числе и собственно украинских)

Орфоэпия: формирование умений правильного ударения слов — названий

Грамматика: наблюдение за использованием изученных частей речи

в роли подлежащего и сказуемого.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

И. Организационный момент

ИИ. Установочно-мотивационный этап

Введение учащихся в спроектировано понятийно-терминологическое поле: учи тель предлагает пятиклассникам обратить внимание на основные понятия, с которые мы они познакомятся на уроке (термины записаны на доске).

Грамматическая основа предложения:

Предложения с одним главным

IV. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Работа над Связным высказыванием (выразительное чтение текста вслух)

 Прочитать текст вслух. Определить тему и основную мысль выскажу ния. Подобрать к тексту заголовок.

120 все уроки украинского языка в 5 классе

Весной мы ходили в лес.

Взошло солнце, подох легонький ветерок — и все деревья в лесу заспи валы. Каждое пело свою песню. Береза пела нежную песню. Слушать

это пение, хотелось подойти к белокурой красавице, обнять ее.

Дуб пел мужественную песню. Когда мы слушали это пение, нам хотелось

быть сильными, отважными.

Склонившаяся над прудом Ива пела задумчивую песню. Прислу двигаясь к этому пению, мы думали, что придет осень и опадут-осип леться листочки с деревьев.

Рябина пела тревожную песню. От этого пения набегала мысль

о темной ночи и бурной грозе, от которой гнется тонкая рябина, шука мости защиты.

Вот какие песни услышали мы в лесу (за В. Сухомлинским).

 Чем, по вашему мнению, можно объяснить то, что береза пела нежную

песню, дуб-мужественную, Ива — задумчивую, а рябина — тревожную?

Обратите внимание на характеристику этих деревьев.

 Запомнить правильное ударение слов ива, горобина.

 Лексическая работа (Береза — лесное білокоре дерево с тоненьким дов гим ветками и сердцевидными листьями. Ива — дерево с длинным свес лим листьями, цельными листьями и собранными в сережки одностате ными цветками. Рябина-дерево с оранжево-красными ягодами,

которые растут гроздьями. Дуб-многолетнее лиственное дерево с крепкой де Ревиной и плодами — желудями).

 Вспомнить, из чего состоит грамматическая основа предложения. Выписать

из второго предложения текста сначала все словосочетания, затем-игра матические основы.

 Определить границы предложений. Прочитать, следя за тем, как в конце ре чень понижается голос. Списать, расставляя пропущенные разделе ловле знаки. Подчеркнуть грамматические основы.

Пришла осень в зеленые косы берез вплелись золотистые ленты резкими огнями горят осины дикие груши краснеют кисти ягод

на рябинах на лесной орешнике созрели орехи тяжелые коричневые жолу ди падают с дубов лесным жителям пора заготавливать на зиму

Сведения из синтаксиса и пунктуации 121

продукты лесные мыши наполняют свои норки семенами кленов бересклета

желудями орехами проворные белочки прячут под мох у дупла деревьев ли сови орехи и желуди собирают и сушат на иголках грибы (за В. Пархо менком).

 О каких деревьях вы узнали из этого текста? Выясните значение названий

деревьев осина и орешник с помощью толкового словаря.

 Наличие грамматической основы (подлежащего и сказуемого) — один из глав ных признаков предложения. А какие еще признаки свойственны предложению?

V. восприятие и осознание учениками нового материала

Моделирование Связного высказывания

 Прочитать слова даны в начальной форме. Составить и записать

предложение. Подчеркнуть в них грамматические основы. Определить, какими

частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Летний, каникулы, я, любить, больше, за другой. За, три, месяц, мож на, интересно, отдохнуть. Во, время, хороший, погода, с, удовольствие, бегать,

до, река, ходить, в, лес, за, ягоды. Однако, дождь не помешать,

полезный отдых. В ненастный день, я, читать.

 Доказать, составляют ли предложения связное высказывание. Свою думку. Подобрать заголовок, который выражал бы тему текста.

Творческое наблюдение над языковым материалом

 Выразительно прочитать. Определить, на какое слово в каждом предложении па дает логическое ударение.

1) Дерево познается по плодам. 2) Дерево с глубокими корнями

меньше боится ветра. 3) Кора дерево бережет. 4) нет дерева без ветки.

5) по ветвям судят о корне дерева. 6) рябину опознают по листьям.

7) ореховое дерево усыхает с корней. 8) Дубовая роща ветра не боится.

9) Осина зашумит — трава поднимется (род.

 Определить тематику предложений и жанр устного народного творчества, к которому они принадлежат.

 Выделить в предложениях грамматические основы. Проанализировать грамматические

основы в четвертом, пятом и шестом предложениях. Заключать

строение грамматических основ.

Комментарий учителя. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные

члены — подлежащее и сказуемое — составляют его грамматическую основу и зале жать друг от друга. Например:

122 все уроки украинского языка в 5 классе

Из семян вырастают новые деревья.

Грамматическая основа предложения может включать только один главный

член-подлежащее или сказуемое. Например:

Лес. Ночь. Мертвая тишина. Поражаешься лесной тишиной осенью.

VI. Осознание полученных знаний

в процессе практической работы, усовершенствования

общепознавательных и творческих умений по теме

Моделирование отрывка поэтического произведения

 Восстановить ритм отрывка из стихотворения Богдана Лепкого «И у меня был свой

и вы услышите ритм).

Родной край и у меня был свой,

Цвели там в дубраве цветы,

Шумел гай тайную песню,

Зерна замечательные стелились

На пасеку и на каравай.

И у меня свой родной край был.

 Прочитать и записать. Подчеркнуть грамматические основы. Определите,

какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

 Пользуясь толковым словарем, выяснить значение слов гай,

дубрава. Составить и записать с этими словами предложение.

 Перестроить предложение с одним главным членом предложения эт ной грамматической основой (с подлежащим и сказуемым).

Образец. На поляне пахло свежей травой. - На поляне пахла свежая

1) в лесу мне дышалось свободно. 2) ветром нанесло горы песка. 3) На лу ках отцом скошено отаву. 4) сегодня чего-то не спалось парню.

Сведения по синтаксису и пунктуации 123

 Лексическая работа (Отава — трава отрастает на месте скошенной).

 Сопоставить предложения и определить, изменяется ли их содержание в процессе пе ребудовы.

 Выяснить стиль и тип речи. Определить основную мысль выражения. Подобрать к тексту заголовок

на этот вопрос: "Знай, Родина-это река, что среди поля, вне се лом, ген, под лесом, тихо течет. Это в саду нашем деревья, зелья, цветы.

Это на полях пшеница златокоса. Это тот, что веет из Пиль, пахучий, теплый

ветер. Это на левадах скошенная трава в покосах. Это наши все песни и молит вы ежедневные. Это родной язык-сокровище, которого ты не погубишь. Это небо, синее

 Дать ответ на вопрос «Что есть для нас родина?", используя материал текста. Дополнить предложения, выделить грамматические

Родина-это река среди поля.

Комментарий учителя. Иногда между подлежащим и сказуемым может ставить ся тире, если они выражены формами именительного падежа существительного.

В устной речи между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным,

делается средняя пауза, подлежащее выделяется интонационно, а вторая часть

предложение произносится более быстрым темпом. Например:

Родина // — это деревья в нашем саду.

 Пользуясь толковым словарем, доказать, в каком значении

слово родина пишется с большой буквы, а в каком — с малень кой. Толкование слов записать в тетрадь. Составить с ними предложение.

 Прослушать пословица. Записать под диктовку сначала те, в которых между

подлежащим и сказуемым ставится тире, затем те, в которых тире отсутствует.

Подчеркнуть главные члены предложения. Определить, какими частями

языки выражены подлежащее и сказуемое.

124 все уроки украинского языка в 5 классе

1) Родина всем матерям мать. 2) каждому мила своя сторо на. 3) За рідний край життя віддай. 4) Родная сторона мать, чужая мачеха.

5) даже птичка имеет родную землю. 6) по родной земле и в раю скучно.

7) свой край как рай, а чужбина как гроб. 8) чужой дом хуже палача

VII. Систематизация и обобщение знаний

Подумать и дать ответы на вопросы:

1. Какую роль играет логическое ударение в предложении?

2. Из чего состоит грамматическая основа предложения?

3. Какой член предложения называется подлежащим? Что он означает? На которые

вопрос отвечает? Какими частями речи выражается?

4. Какой член предложения называется сказуемым? Что он означает? На которые

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

  • Крупное лиственное дерево семейства буковых с крепкой древесиной и плодами-желудями
  • О тупом, нечутком человеке

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • II Начальная форма: дуб — единственное число, именительный падеж;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • нарицательное
      • неодушевлённое
      • мужской род
      • 2-е склонение
      • единственное число
      • именительный или винительный падеж

      1) дуб – единственное число, именительный падеж

      2) дуб – единственное число, винительный падеж

      Склонение имени существительного по падежам

      Разобрать другое слово

      Введите слово для разбора: Найти

      К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений, которые не являются живыми существами:

      К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:

      • море, трава, стол, красота, обучение и т. д.

      Такие существительные пишутся со строчной буквы.

      Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:

      Дуб-теплолюбивое и светолюбивое дерево. Можевельник-очень крепкое и сильное дерево.

      Дуб, Можевельник - подлежащее, дерево, дерево - сказуемое

      дуб подлежащие, дерево сказуемое; можжевельник подлежащие, дерево сказуемое

      дуб-подлежащее, дерево подлежащее, можевельник подлежащее дерево подлежащее всё остальное прилагательное)

      Вы в каком классе?? Такой бред говорите. Прилагательное - это часть речи. А подлежащее и сказуемое - члены предложения. В данных предложениях и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным

      Надобно В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Выделить ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ:

      Могучий дуб - это крепкость и надежность. Шкаф и паркет из дубовых дощечек служат сотки лет. Растет дубок длинно и тяжело. Только спустя годы он превращается сильное могучее дерево.

      • Колька Ощенко
      • Русский язык
      • 2019-09-10 07:41:26
      • 34
      • 2

      Могучий дуб - это крепкость и надежность.
      Могучий дуб - подлежащее, прочность -сказуемое.надежность - сказуемое.
      Шкаф и паркет из дубовых дощечек служат сотки лет.
      Шкаф-подлежащее,паркет - подлежащие,служат - сказуемое.
      Вырастает дубок длинно и тяжело.
      Растёт - сказуемое , дубок - подлежащее.
      Лишь спустя годы он преобразуется сильное могучее дерево.
      Он- подлежащее, преобразуется - сказуемое.

      Дуб-подлежащие, надёжность и прочность-сказуемое. Шкаф и паркет-подлежащие, служат - сказуемое. Дубок-подлежащие, растёт-сказуемое. Он-подлежащие, превращается-сказуемое

      Читайте также: