Экологический проект в детском саду посади дерево

Обновлено: 18.09.2024

Автор: Хараман Марина Николаевна

Населенный пункт: Ростовская область, Песчанокопский район, с.Песчанокопское

Оглавление

Контингент участников акции. 5

Материально-техническое обеспечение. 5

Список литературы. 22

Словарь основных понятий. 23

Введение.

"Все мы дети одного корабля по имени Земля,

значит, пересесть из него просто некуда.

Есть твердое правило:

встал поутру, умылся, привел себя в порядок

– и сразу же приведи в порядок свою планету".

Антуан де Сент-Экзюпери

Среди глобальных экологических проблем, на первое место мировое сообщество ставит изменение климата - глобальное потепление. Оно разрушает благоприятные условия, в которых развивалась наша цивилизация. Под угрозой всё, от чего зависит наша жизнь: погода, сельское хозяйство, биоразнообразие, инфраструктура.

Парниковый эффект производят накапливающиеся десятилетиями в атмосфере газы, такие как водяные пары, углекислый газ, метан, закись азота, хлорфторуглероды, которые поглощают инфракрасное тепловое излучение с поверхности Земли, нагреваемой солнечным светом. Благодаря этим газам исходящее от земли тепло не уходит в космос, а задерживается в атмосфере.

На сегодняшний день причина быстрого роста концентрации парниковых газов в атмосфере - хозяйственная деятельность человека. Среди существующих парниковых газов в изменении климата превалирующая роль отведена диоксиду углерода. Источниками выбросов которого, является промышленность, использующая сжигание угля, нефти, природного газа, а также транспортные выбросы.

По мнению экспертов, стратегия борьбы с усилением парникового эффекта должна заключаться в принятии следующих мер:

  • Сокращение использования ископаемых источников энергии: угля, нефти и газа.
  • Более эффективное использование энергии.
  • Широкое внедрение энергосберегающих технологий.
  • Широкое применение альтернативной энергетики (использование возобновляемых источников энергии).
  • Борьба с лесными пожарами, восстановление лесов.

Лес - природный поглотитель углекислого газа из атмосферы.

Приоритетный путь решения этой экологической проблемы - посадка деревьев, озеленение двора, участка, края, континента, а в целом - планеты. Увеличение зеленого покрова Земли может снизить концентрацию парниковых газов, чтобы не допустить экологической катастрофы.

Актуальность.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности.

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы он каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого воспитанника – здесь он проживает, чуть ли не половину своего детства.
Растения, которые растут на участках нашего детского сада, предоставляют дошкольникам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Новизна.

Для озеленения участка использовать посадочный материал, полученный в результате экспериментирования: самостоятельное проращивание черенков ивы и вербы.

Значимость.

С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха.

Для улучшения экологической обстановки нужно привлечь неравнодушных людей, и объединить тех, кто любит свой родной край, кто думает о нем, кто готов позаботиться об экологии.

В нашем дошкольном учреждении очень много внимания уделяют экологическому воспитанию, так как именно дошкольное детство - это начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Одним из направлений экологического воспитания в ДОУ являются ежегодные акции. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят ответственное отношение родителей к организации мероприятий, сами в них участвуют.

Поэтому обязательным условием успешной работы воспитателя становится использование современных образовательных технологий, таких, как метод проектов. Метод проектов актуален и очень эффективен.

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Цель: вырастить саженцы вербы, ивы и внести вклад в озеленение и благоустройство территории ДОУ.

Задачи:

  • формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для озеленения и благоустройства территории детского сада;
  • осуществление трудового воспитания детей в процессе выращивания и высаживания растений;
  • пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения;
  • способствовать развитию познавательного интереса дошкольников к многообразию растительного мира;
  • трансляция опыта работы по озеленению территории.

Контингент участников акции:

В данном экологическом мероприятии участвовали старшие дошкольники, родители, педагоги ДОУ. Всего примерно 30 участников.

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации данной акции были изготовлены буклеты.

Приобретен инвентарь для трудовой деятельности (детские лопатки, грабли, ведерочки, лейки, перчатки); черенки вербы и ивы.

Содержание мероприятия

Акция проходила поэтапно.

3. Формирующий: высадка полученного материала в ходе экспериментирования – черенков деревьев. Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения, распространение буклетов.

Для проведения эксперимента - получение посадочного материала были выбраны черенки ивы и вербы, потому что являются быстро растущими деревьями, но имеют огромное значение для сельского хозяйства и играют большую роль в восполнении природных ресурсов.

ива – это отличный источник материала. Ивовые прутья используют при изготовлении плетеной мебели, корзин и других предметов быта. Простота восполнения этих ресурсов экономит силы природы и дает возможность сохранять ценные лесные насаждения.

Проведение эксперимента: проращивание черенков ивы и вербы.

Экологическое воспитание актуально всегда, как в формировании, так и в развитии экологической культуры. Уже с детства очень важно сформировать у ребенка ответственное отношение к природе, чтобы у него появилось желание любить и беречь ее.

Воздух — это главный продукт потребления человечества. Его наличие — основное условие существования всего живого

Идея создания нашего проекта возникла из наблюдений за состоянием деревьев на территории нашего детского сада. В последнее время мы с ребятами стали замечать, что на деревьях стали появляться сухие ветки, что крона деревьев с каждым годом становится реже. А это значит, что скоро эти деревья придётся убирать. А мы знаем, что для того чтобы выросло большое и красивое дерево необходимо время. И именно поэтому мы и решили создать этот экологический проект.

Цель проекта : Повышение экологической культуры, экологичес-кого сознания и мышления через привлечение детей, родителей к озеленению территории детского сада.

Задачи проекта :

1. Изучить состояние растительности на территории детского сада входе исследовательского проекта.

2. Рассказать детям о значении деревьев в жизни человека.

3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

4. Формировать представления о видах деревьев, их значимости в жизни человека.

5. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

6. Улучшить экологическую среду на территории МАДОУ.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Возраст детей : 5-7 лет

Продолжительность: 1 год.

Вид проекта : продолжительный, познавательно-творческий, коллективно – исследовательский.

Этот экологический проект, направлен на воспитание у детей интереса к природе, усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за деревьями; формированию природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного отношения детей к природе.

Методы реализации проекта

1. Подобрать художественную и научную литературу, иллюстрации, фото, рисунки по данной теме. Проанализировать литературные источники, материалы сети Интернет. Подобрать дидактические, словесные игры. Провести целевую прогулку с целью определения мест для посадки новых саженцев. Пригласить участкового лесничего для консультации.

«Почему говорят: «Лес — это лёгкие Земли?

Провести цикл дидактических игр:

-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.

-"Березовая роща". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощи. Рассказать о пользе березки для человека.

-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев.

3. Приобрести саженцы деревьев. Организовать посадку деревьев на участке.

4. Провести беседы о бережном отношении к посаженным деревьям.

Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.

1. Сформированные знания о деревьях, растущих на нашем участке.

2. Осознанное правильное отношение детей к деревьям.

3. Новые саженцы будут высажены на участке.

1. Приживаемость саженцев.

2. Погодные условия.

Реализация проекта.

1. На подготовительном этапе мы сформулировали задачи нашего проекта. Проанализировали литературные источники, материалы сети Интернет. Подобрали дидактические, словесные игры. Провели целевую прогулку. Выявили те деревья, у которых уже появились сухие ветки, и крона стала не такой густой как у остальных деревьев.

Определили места для посадки новых саженцев.

Пригласили участкового лесничего для консультации.


«Почему говорят: «Лес — это лёгкие Земли?

Провели цикл дидактических игр:

-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.

-"Березовая роща". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощи. Рассказать о пользе березки для человека.

-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев.

Чтение художественной литературы:

Приобрели саженцы деревьев.




Зимой мы с ребятами ухаживали за нашими молодыми саженцами. Присыпали их снегом, чтобы они не замёрзли.


На заключительном этапе мы провели обследование наших саженцев. И в ходе наблюдений выявили, что одна берёзка погибла.


Но большинство наших саженцев всё же принялись.



Фотоотчет. Снежные постройки на участке детского сада для зимних игр и забав детей.

Фотоотчет. Снежные постройки на участке детского сада для зимних игр и забав детей. Вот и подошла к концу зима. И мне хочется поделиться с вами своим опытом и опытом коллег в развитии здорового образа жизни и физического.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе Тема: Труд в природе Посадка цветов на участке детского сада Цель:формирование у детей представления о посадке цветов, о факторах, влияющих на их рост. Задачи: Воспитательные: - воспитывать умение.

Создание развивающей среды на участке детского сада

Создание развивающей среды на участке детского сада Воспитание и развитие дошкольников происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Созданная нами развивающая.

Птицы на участке детского сада (фотоотчет)

Птицы на участке детского сада (фотоотчет) Воробьи Ворона - Вороны очень умны. Чтобы в это поверить, надо всего 20 минут понаблюдать за удивительной птицей. Синица - Рядом с лесом.

ВложениеРазмер
aleshina_proekt_2.docx 577.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

муниципального образования город Ноябрьск


Алешина Лилиана Ивановна

Актуальность, цели, задачи, проблема (гипотеза)…………………………………………………. 4

Описание этапов работ над проектом………………………………………………………………. 5

Библиографический список используемых источников……………………………………………………………………………………. 7

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Продолжительность: 4 недели.

Тип проекта: социально –значимый.

Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее, надо ее познать.

Мой проект направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор в области растений родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

Цель проекта: сформировать ответственное отношение детей к сохранению природы родного края, а также пополнению зеленого фонда на территории детского сада.

Проблема – ограниченность знаний у дошкольников в области флоры родного края, о ее значении эстетическом, хозяйственном, оздоровительном в жизни человека.

В соответствии с целью проекта была сформулирована гипотеза о том, что: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревьями должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.

Ожидаемый результаты:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Основная идея проекта:

Проект направлен на улучшение художественного оформления участков детского сада, создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей, а также дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.

Подбор материала для осуществления проекта;

экскурсия на территории детского сада, знакомство с определенными видами деревьев;

2. Основной этап.

Наблюдение за ветками береза и осины, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы, с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.

Список используемой литературы.

Лесные птицы
Осенний вечер

Быстро наступает вечер в глухом лесу.
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.
Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел — желна. Он звонко долбит сухое дерево.
Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.
Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.
Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.
Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

У ЛЕСНОГО ОЗЕРА

У лесного озера
У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озером солнце.
На яркий, осыпанный росинками-алмазами расписной ковёр похожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросшими вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.
Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; перепорхнёт, сядет долбить дерево дятел.
Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.
В таёжных глухих лесах каждую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жёсткой сосновой хвоей.
Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнётся.

Загадки о деревьях.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует. (сирень)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась. (ива)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это. (тополь

Стихотворения о деревьях

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

До небес макушки -

Смотрят на внучат.

А внучата - ёлочки,

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок красками.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки и т. д.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.

А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.

hello_html_6d141a42.jpg
hello_html_m3a71d2d6.jpg
hello_html_79af082c.jpg

Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

hello_html_5efbef6.jpg
hello_html_234eadc3.jpg

hello_html_5e44e6e8.jpg
hello_html_2e36c669.jpg

Послушайте, что пишет поэт С. Маршак:

Что мы сажаем, Что мы сажаем,

Сажая леса? Сажая леса?

Чащу, где бродят Лист, на который

Барсук и лиса, Ложится роса,

Чащу, где белка Воздух для легких,

Скрывает бельчат, И влагу, и тень –

Чащу, где утром Вот что сажаем

Вороны кричат. В сегодняшний день.

Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы.

Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый.

Если лист березы, то он – … (березовый) .

Если лист рябины, то он – … (рябиновый).

Во множественном числе:

Листья на клене – кленовые.

Листья на рябине – рябиновые.

Листья на березе – березовые .

Листья на дубе – дубовые.

Во множественном числе в родительном падеже:

Зимой на березе нет каких листьев? Березовых .

На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых . На иве? Ивовых .

8. Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок (желтая, красная, оранжевая) и раскрашивают их.

- формировать умение рисовать деревья простыми карандашами

Оборудование: картинки деревьев, карандаши, листы.

1. Воспитатель загадывает загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки. (деревья)

(Дети отгадывают загадку).

2. Беседа о деревьях

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Предлагает перечислить лиственные деревья.

Дети: лиственные деревья: береза, дуб, осина и т. д.

Хвойные деревья: сосна, ель, лиственница, пихта.

Растут деревья-В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д. У дерева: корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.

3. Воспитатель показывает иллюстрации деревьев, предлагает узнать, что за дерево, сообщает:

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие, есть сережки.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

5. Воспитатель предлагает нарисовать - деревья летом .

Дети рисуют деревья карандашами.

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Дети старшей группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап - организационный (1 неделя)

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной (1 месяц)

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

- Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

- Изготовление паспорта дерева.

- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Управление и обеспечение проекта

Методический материал, имеющийся в детском саду

- Схема для описательного рассказа о деревьях.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

- Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

- Выставка творческих работ.

- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

И в цвет сирени здесь окрашен май!
Ведущий. Ребята, а вы любите природу, бережете ее?





Мы верим, что наша акция оставит добрый след в душе каждого ребенка. Ведь нашим детям принадлежит будущее и мы, взрослые, должны научить их любить природу и охранять её.

Читайте также: