Если по краям оврага посадить деревья и кустарники со временем он превратится в

Обновлено: 07.09.2024

Задание по окружающему миру для 4 класса 3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

В нашей местности нет больших оврагов, хотя от появления этой формы рельефа не застрахованы ни какие территории. Овраг образуется когда бегущая вода от сильных дождей или от таяния снегов размывает поверхностный слой земли. Сперва образуется небольшая промоина, которая постепенно все больше расширяется и углубляется.

Чтобы остановить рост оврага, защитить от него поля и просто землю, следует склоны оврага засадить кустарником и деревьями, которые этот склон укрепят своими корнями. Потом постепенно засыпать овраг и насадить на его месте растения с мощной корневой системой. Так можно избавится от оврага и вернуть эти земли для дальнейшего использования.

2. Место, где добывали песок, глину или уголь называется:
А) балка;
Б) карьер;
В) яма.

3. Распахивать поле можно:
А) поперек склонов;
Б) вдоль склонов;
В) и вдоль и поперёк.

5. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами называется…
А) овраг;
Б) балка;
В) карьер.

6. Поверхность суши бывает…
А) равнинной и гористой;
Б) низменной;
В) возвышенной.

7. Что способствует разрастанию оврагов…
А) ветер;
Б) вода;
В) растения.

8. Если по краям оврага посадить деревья и кустарники, со временем он превратится в …
А) карьер;
Б) низменность;
В) балку.

9. На месте карьера можно…
А) построить дом;
Б) сделать пруд;
В) устроить поле.

10. Терриконы вредны человеку тем, что …
А) загрязняют воздух пылью и дымом;
Б) ничем не вредны;
В) загрязняют водоемы, почву.

2. Место, где добывали песок, глину или уголь называется:
А) балка;
Б) карьер;
В) яма.

3. Распахивать поле можно:
А) поперек склонов;
Б) вдоль склонов;
В) и вдоль и поперёк.

5. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами называется…
А) овраг;
Б) балка;
В) карьер.

6. Поверхность суши бывает…
А) равнинной и гористой;
Б) низменной;
В) возвышенной.

7. Что способствует разрастанию оврагов…
А) ветер;
Б) вода;
В) растения.

8. Если по краям оврага посадить деревья и кустарники, со временем он превратится в …
А) карьер;
Б) низменность;
В) балку.

9. На месте карьера можно…
А) построить дом;
Б) сделать пруд;
В) устроить поле.

10. Терриконы вредны человеку тем, что …
А) загрязняют воздух пылью и дымом;
Б) ничем не вредны;
В) загрязняют водоемы, почву.

Рельеф – строение земной поверхности, совокупность неровностей суши. Равнина – ровная, без высоких холмов земная поверхность. Гора - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Холм – это округлая возвышенность с пологими склонами, небольшая горка

Ключевые слова:

Рельеф, равнина, гора, холм, овраг, балка, террикон.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 24.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Сегодня на уроке мы с вами будем внимательными и узнаем много новой информации.

1. Наша страна занимает большую территорию на земном шаре. Внимательно рассмотрим физическую карту России. На территории России есть горы и равнины. Среди равнин

встречаются, низменности, возвышенности, или холмы, и плоскогорья. Все это можно определить по карте , по условным обозначениям, по цвету. Равнины – зеленым, плоскогорья – светло – коричневым. Горы – коричневым, чем выше, тем темнее цвет. На этих картинках холмистая равнина - это рельеф местности. Рельеф – форма, очертания твердой земной поверхности. Есть сходство и различие у этих географических объектов. У холмов и гор есть подошва, склон, вершина. Подошва – место, где холм и гора начинают приподниматься над уровнем земли. Гора и холм еще различаются высотой. Точнее, высота низменностей до 200 м, возвышенностей – 200 – 500м, высота гор – выше 800 м.

На равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов почти не бывает растений. Образование оврага начинается с маленькой рытвины, с борозды на поверхности почвы. Дождевая вода смывает овраг, он постепенно увеличивается и губит большие участки плодородной почвы. Через много лет склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками и деревьями.

Овраг перестает увеличиваться и он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями, склонами. Есть еще одна причина образования оврага. Это неправильная распашка земель. Неправильно поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона, по этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды – вот и начало оврага. Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона. В этом случае борозды будут задерживать воду и вода не размоет почву. Вспашку земли можно проводить только поперек склонов. Как остановить образование оврага? Небольшие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву, сажают деревья и кустарники.

2. На территории нашего края строятся города, села, деревни; обрабатываются земли, прокладываются дороги. Добывая для строительства песок, глину, уголь, известняк, полезные ископаемые появляются карьеры. Карьера – это огромная рана на поверхности земли. Люди должны были засыпать его и посадить деревья или превратить карьер в пруд для разведения рыбы. В другом месте строители возводили новые дома. После строительства остались битые кирпичи, осколки стекла, плиты и возле строек возникают свалки. Строители сваливают туда остатки строительных материалов. Свалка - еще одна рана на поверхности земли. В некоторых районах нашей страны, там, где из недр земли добывают много полезных ископаемых, выросли горы, которых не должно быть. Это горы – терриконы. Появились они не сами собой, их насыпали люди. Перерабатывая полезные ископаемые, все отходы сваливали в кучи. Кучи росли и получилось так, люди живя на равнине, оказались в горах. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот – обезображивают ее. К тому же они наносят вред окружающей среде. Подумайте, каким образом? Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли. Бывает, что терриконы загораются, распространяя вокруг едкий дым, тучи пыли, которые загрязняют воздух. Загрязненная вода, которая стекает с них, после дождей отравляет почву и водоемы. Как вы думаете, можно бороться с этим? Где то их выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Так - же люди научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Такие места на Земле – это боль планеты, это ее раны. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось в будущем на поверхности нашей земли.

3. Мы ответили на наши вопросы и выяснили, какой бывает поверхность в нашем крае и надо ли ее охранять? Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности и чувствуете радость и гордость за родную землю. Как она прекрасна!

- Я уверена, что когда вы вырастите, вы постараетесь сделать все, чтоб наш родной край стал краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

А вы знаете, какая поверхность в вашем крае? Как её охраняют? Ответы на эти вопросы вы найдёте в краеведческой литературе.

Разбор типового тренировочного задания:

  1. Текст вопроса: Напечатайте полные предложения.

На территории России есть горы и __________.

Среди равнин встречаются ____________, возвышенности, ________ и плоскогорья.

Правильный вариант ответа:

На территории России есть горы и равнины.

Среди равнин встречаются низменности, возвышенности, холмы и плоскогорья

Читайте также: