Формулирование цели исследования с использованием технологии дерева целей осуществляется

Обновлено: 18.09.2024

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибилева В.Я., Антонов А.П., Дружинина И.А.

Неотъемлемой частью решения теоретических и практических задач научной деятельности является применение системного анализа , который представляет собой универсальный методологический инструмент, реализуемый в рамках определенной области исследования. В статье описан подход к построению дерева целей для исследования процесса капитализации трудового потенциала работников в организации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сибилева В.Я., Антонов А.П., Дружинина И.А.

Процесс построения терминологической системы исследования управления капитализацией трудового потенциала работников в организации с учетом особенностей организационной культуры

В корпоративной отчетности подлежит раскрытию следующая информация:

о суммах процентов, причитающихся к оплате займодавцу(кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов;

о суммах расходов по займам, включенным в прочие расходы;

о суммах доходов от временного использования средств, полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, в том числе учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением. изготовлением инвестиционного актива;

о суммах, включенных в стоимость инвестиционного актива процентов, причитающихся к оплате займодавцу (кредитору), по займам, взятым на цели, не связанные с приобретением, сооружением, изготовлением инвестиционного актив.

Список использованной литературы

3. Сапожникова Н.Г. Место оценки в формировании информационной системы корпоративного учета // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия - 2008. - №8. С.47-53.

4. Сапожникова Н.Г. Проблемы формирования корпоративной отчетности. // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института - 2008. - №2. - С.4-8.

5. Сапожникова Н.Г. Типологии трансакционных издержек в корпоративном учете и отчетности // Научно -технические ведомости Санкт - Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2008. - №5 (64). С. 251-256.

6. Сапожникова Н.Г. Трансакционные издержки в системе корпоративного учета и отчетности // Вестник Университета (Государственный Университет управления). - 2008. - №7. С.202-206.

© Сапожникова Н.Г., Мухамед Ахмед Дия, 2016

аспирант Института Экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологии

г. Москва, Российская Федерация А.П. Антонов

к.т.н., доцент кафедры Экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологии

г. Москва, Российская Федерация И.А. Дружинина к.т.н., доцент кафедры Экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологии

г. Москва, Российская Федерация

ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Неотъемлемой частью решения теоретических и практических задач научной деятельности является применение системного анализа, который представляет собой универсальный методологический инструмент, реализуемый в рамках определенной области исследования. В статье описан подход к

построению дерева целей для исследования процесса капитализации трудового потенциала работников в организации.

системный анализ, дерево целей, иерархическая структура, информационная модель, капитализация

трудового потенциала, организационная культура

Системный анализ (СА) как самостоятельная дисциплина сформировался в результате возникновения необходимости исследовать и проектировать сложные системы, в т. ч. научные разработки [6, с.11]. СА интегрирует в себе методы и подходы из различных областей научной деятельности, таких как философия, математика, теория информации и др. Совокупность перечисленных дисциплин образует методическую базу СА, который представляет собой междисциплинарную, обобщающую теорию и методологию исследования сложных систем в различных областях знаний.

Неотъемлемой частью решения теоретических и практических задач научной деятельности является применение СА. Он представляет собой универсальный методологический инструмент, реализуемый в рамках определенной области исследования. Областью рассматриваемого исследования является влияние организационной культуры на процесс капитализации трудового потенциала работников в организации.

Метод ДЦ способствует получению структуры целей. Структура - это все то, что вносит порядок во множество объектов, т.е. совокупность связей и отношений между частями целого, необходимых для достижения цели [6, с.20]. Одним из видов структуры является иерархия [6, с. 20]. Иерархия представляет собой «расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему [3, с.31]. Из этого следует, что ДЦ представляет собой иерархическую структуру, полученную путем разделения основной цели на подцели.

Используя иерархическую структуру, полученную путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие предпринята попытка моделирования ДЦ области исследования влияния организационной культуры на процесс капитализации трудового потенциала работников в организации.

Построение ДЦ происходит, сверху вниз, путем перехода от целей более высокого уровня к целям более низкого уровня. Представление целей начинается с верхнего уровня, затем они конкретизируются на более низких уровнях. Основным правилом разукрупнения целей является принцип достаточности, когда каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение содержания подцелей полностью определяло содержание исходной цели [6, с.32]. На каждом уровне должны быть сформулированы конкретные равнозначные цели. Универсальный алгоритм построения ДЦ области исследования представлен на рисунке 1.

обоснование актуальности темы исследования

определение области исследования

формулировка основной цели исследования

формулировка подцелей исследования первого уровня

формулировка подцелей исследования второго уровня

формулировка подцелей исследования третьего уровня

установление иерархических связей целей и подцелей исследования

построение информационной модели исследования путем установления горизонтальных связей подцелей третьего уровня

Рисунок 1 - Алгоритм формирования дерева целей исследования

На четвертом этапе построения ДЦ происходит процедура структуризации, деления основной цели на цели первого уровня. Содержание целей на первом уровне соответствует трем направлениям исследования: теоретическая, методологическая и методическая части (таблица 1). Реализация каждой из целей первого уровня является условием достижения главной цели исследования.

Описание элементов ДЦ первого уровня

Индекс цели Содержание цели

1 Построение теоретической базы управления капитализацией трудового потенциала работников в организации с учетом особенностей организационной культуры

2 Формирование методологической базы управления капитализацией трудового потенциала работников в организации с учетом особенностей организационной культуры

3 Разработка методической базы управления капитализацией трудового потенциала работников в организации с учетом особенностей организационной культуры

Цели первого уровня подразделяется на подцели. Содержание целей второго уровня представлено в таблице 2.

Описание элементов ДЦ второго уровня

Индекс подцели Содержание подцели

2.1. Построение терминологической системы области исследования на основе ГОСТ Р ИСО 704-2010

2.2. Построение дерева целей исследования влияния организационной культуры на процесс капитализации трудового потенциала работников организации

3.1. Оценка трудового потенциала работников в организации

3.2. Оценка трудового ресурса работников в организации

3.3. Оценка человеческого капитала работников в организации

3.4. Описание организационной культуры работников в организации

3.5. Оценка результата капитализации трудового потенциала работников в организации

3.6. Выявление взаимосвязи между характеристиками организационной культуры и результатами капитализации трудового потенциала работников в организации

3.7. Разработка комплекса мероприятий по управлению капитализацией трудового потенциала работников в организации

По мере снижения уровня ДЦ, подцели в иерархической структуре приобретают более детализированный (конкретный вид). В таблице 3 сформулированы подцели третьего уровня ДЦ.

Описание элементов ДЦ третьего уровня

Индекс цели Содержание цели

Продолжение таблицы 3

2.1.1. Общие принципы и методы построения терминологической системы на основе ГОСТ Р ИСО 704-2010

2.1.2. Выявление взаимосвязи между терминами внутри понятийного поля области исследования в соответствии с ГОСТ Р ИСО 704-2010

2.1.3. Разработка механизма (алгоритма) формирования терминологической системы области исследования на основе ГОСТ Р ИСО 704-2010

2.1.5. Описание термина резерв в сочетании с понятиями потенциал, ресурс и капитал

2.2.1. Формулировка основной цели исследования

2.2.2. Формулировка подцелей исследования 1-го уровня

2.2.3. Формулировка подцелей исследования 2-го уровня

2.2.4. Формулировка подцелей исследования 3-го уровня

2.2.5. Построение информационной модели исследования на основе подцелей 3-го уровня

3.1.1. Выбор показателя оценки трудового потенциала работников в организации

3.1.2. Формирование информационной базы для расчета показателя оценки трудового потенциала работников в организации

3.1.3. Разработка алгоритма расчета показателя оценки трудового потенциала работников в организации

3.2.1. Выбор показателя оценки трудового ресурса работников в организации

3.2.2. Формирование информационной базы для расчета показателя оценки трудового ресурса работников в организации

3.2.3. Разработка алгоритма расчета показателя оценки трудового ресурса работников в организации

3.3.1. Выбор показателя оценки человеческого капитала работников в организации

3.3.2. Формирование информационной базы для расчета показателя оценки человеческого капитала работников в организации

3.3.3. Разработка алгоритма расчета показателя оценки человеческого капитала работников в организации

3.4.1. Выбор методики для описания организационной культуры работников в организации

3.4.2. Формирование информационной базы для оценки организационной культуры работников в организации

3.4.3. Разработка алгоритма расчета показателя оценки организационной культуры работников в организации

3.4.4. Разработка программного обеспечения для расчета показателя оценки организационной культуры работников в организации

3.5.1. Оценка показателя капитализации трудового потенциала

3.5.2. Расчет показателя потенциального резерва человеческого капитала

3.5.3. Оценка потенциального резерва трудового ресурса

3.5.4. Оценка ресурсного резерва человеческого капитала

3.5.5. Разработка алгоритма оценки отклонения персонального профиля организационной культуры работника в организации от группового профиля организационной культуры

3.6.1. Выявление взаимосвязи между характеристиками организационной культуры и результатами капитализации трудового потенциала работников в организации

3.6.2. Выявление факторов оказывающих влияние на процесс капитализации трудового потенциала

3.6.3. Разработка алгоритма управления капитализацией трудового потенциал работников в организации с учетом особенностей организационной культуры

Число уровней ДЦ зависит от количества элементов, необходимых для ее решения. Попытки проведения структуризации на следующем этапе (четвертом уровне) показали нецелесообразность построения следующего уровня ДЦ по причине снижения значимости подцелей для решения цели нулевого уровня.

Рисунок 2. Модель иерархической структуры исследования влияния организационной культуры на процесс капитализации трудового потенциала работников в организации

В завершении седьмого этапа для проверки правильности составления ДЦ использовались следующие критерии: четкость (полнота) формулировки главной цели и подцелей на всех уровнях; соответствие содержания целей конкретному уровню и ответвлению (порядок формирования целей); достаточность количества уровней для детализации основной цели без потери смысла сформулированного на нулевом уровне. Проведённый анализ показал, что полученная модель ДЦ не противоречит ни одному из приведённых критериев.

Представленное описание содержания и изображение ДЦ позволяет сделать вывод о том, что каждая цель на любом уровне становится самостоятельным исследованием. Причём результат одного становится исходной информацией для другого. Поэтому, для достижения главной цели необходимо обеспечить выполнение всех целей и подцелей на всех уровнях. Для успешного решения поставленной в научной работе задачи на завершающем этапе необходимо установить взаимосвязи между подцелями третьего уровня посредством создания информационной модели исследования.

Список использованной литературы:

1. Кант И. Соч. В 6 т. М., Т. 3. 1964. - 799 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. М., Т. 23. 1960. - 907 с.

3. Наянзин Н.Г. Системный анализ. Часть 1. Системный подход. Владимир: ВГПУ, 1998. - 75 с.

4. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1989. - 367 с. ISBN 5-06-001569-6.

6. Шилкина С.В. Системный анализ. Конспект лекций. Москва: НИУ МГСУ, 2015. - 110 с.

7. Шистеров ИМ. Системный анализ: Учебное пособие. - СПб.: СПбГИЭА, 2000. - 95с. ISBN 5-88996-1594.

Для того, чтобы это стало возможным, в условиях построения вариантов данной структуры, необходимо проводить учет закономерностей ценообразования, а также использовать методики, принципы и закономерности формирования иерархической системы целей.

В процессе выстраивания дерева целей необходимо руководствоваться рядом правил, на которые следует опираться в ситуации исследования управленческих систем.

Необходимость использования данного метода изучения управленческих систем обусловлена тем, чтобы снизить риск возникновения проблем перехода от общей цели к более мелким целям, входящим в ее состав, а также для оптимизации процесса реализации конкретных действий для их достижения. Вне зависимости от широты расширения дерева целей, на нижнем уровне оно должно сходиться в единой точке.

В целом, целеполагание в социально-экономических системах состоит не из системы мелких подцелей: наоборот – общие цели принято разделять на определенные компоненты.

Процесс выстраивания дерева целей может разделяться на определенные этапы. Среди них:

  1. Анализ целей, которые существуют в управленческой системе с позиции их взаимодополняемости, конкурентности и совместимости.
  2. Формирование и корректировка возможных и необходимых форм структуры дерева целей.
  3. Формулировка относительной значимости целей по критериям их оценке экспертами и логических связей.
  4. Постановка значений числовых показателей в целях там, где это представляется возможным.
  5. Оценка имеющихся в наличии ресурсов, совместно с их предварительным распределением на реализацию отдельных целей.
  6. Ликвидация тех ветвей на дереве целей, которые не могут уложиться в существующие ресурсные ограничения и имеют низкие показатели экспертных оценок.

После прохождения окончательных проверок, а также утверждения итогового варианта, дерево целей может быть использовано для реализации практических мероприятий по оптимизации управленческих процессов.
Графически, составленное дерево целей имеет следующий вид, представленный ниже на рисунке:

Целью управления является успешное развитие предприятия (организации). Целью развития и совершенствования процессов управления, для которой и проводится изучение развития и функционирования управленческой системы, является своевременное и успешное принятие решений, которые служат обеспечением развития предприятия.

В этом случае, дерево целей является отражением вооруженности целью, а также определенности в постановке целей для любого подразделения в компании, совместно с соответствием, существующим между целями и конкретными функциями в практической работе.

Дерево целей выступает в качестве инструмента, реализующего систематизацию действий в ситуации решения всех проблем, возникающих в ситуации совершенствования системы управления фирмой (организацией). Дерево целей может быть построено средствами последовательных (от верха к низу) разветвлений, а также детализации всей совокупности необходимых действий.

Применение ABC-анализа в изучении управленческих систем

Зачастую, при изучении управленческих систем часто принято использовать специализированный ABC-анализ, благодаря которому становится возможным распределение управленческих ресурсов в иерархии их значимости. Данный метод является простым и эффективным.

Сущность ABC-анализа заключается в необходимости разделения всей совокупности ресурсов на три категории: A, B и C. В каждой категории объединена весьма однородная совокупность, несмотря на то, что сами категории между собой имеют существенные различия.

Категория A является наиболее ценной в процессе организации группы ресурсов, поскольку для нее требуется скрупулезный учет и контроль, поскольку более интенсивные процессы работы в данной группой могут обеспечивать около 75% успеха. Категория B является менее важной группой ресурсов для предприятия, поскольку она может предоставить около 20% успеха. Категория C является малоценной для предприятия группой ресурсов, поскольку она может обеспечить около 5% успеха.

Происходит анализ следующих параметров:

  1. Количественного выражения представленных групп.
  2. Нужд управленческой системы в определенных типах ресурсов.
  3. Возможностей и условий использования ресурсов в каждой из групп.

Дерево целей – широко известный термин в менеджменте. Это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням) совокупность целей экономической системы, программы, плана.


В 1957 году американский учёный Рассел Линкольн Акофф предложил методику построения дерева целей. С того времени и до сегодняшнего дня эта методика не утратила популярности и активно используется при планировании задач менеджерами и бизнесменами.

Что это такое и для чего оно нужно

Метод дерева целей считается одним из наиболее эффективных методов планирования задач. Этот метод включает в себя все общие принципы планирования, простые и лёгкие для изучения. По сути, это граф, отражающий план решения той или иной задачи.

Графическое изображение задач в таком виде помогает человеку чётко продумать план достижения намеченного. Изобразив свои планы в виде графа, человек видит с какими проблемами он столкнется и какие дополнительные ресурсы ему потребуются, чтобы достичь задуманного.

Также по графу приблизительно оценивается срок достижения целей. При таком представлении решения проблемы, становятся видны связи и зависимости одних задач от других. Сегодня методом дерева целей пользуются в научном прогнозировании менеджеры при ведении проектов, а также для планирования личных вопросов.

Как построить

Правила, используемые при построении дерева целей, весьма простые:

Принципы построения

В менеджменте приняты следующие принципы построения дерева целей:

Постановка цели предполагает, что есть некоторая проблема, которую необходимо решить. Как правило, задачи, требующие планирования, решить сходу невозможно. Потому что они достаточно сложные и требуют комплексного подхода к решению.

Бывает так, что поставленная задача не может быть решена, потому что не хватает ресурсов для её решения. Или нет возможности оценить наличие ресурсов, так как проблема слишком большая. В этом случае дерево целей хороший вариант для анализа ситуации. Учитывайте потребности и ресурсы, которые есть в вашем распоряжении, при построении дерева целей.

Используя в планировании дерево целей, формулируйте задачи конкретно. Учитывайте, что они должны быть конечными. Опишите параметры, по которым в итоге можно будет определить выполнена она или нет. Также необходимо установить время, которое нужно для выполнения поставленной задачи.

Рационально будет ставить задачи в несколько этапов. Первым этапом ставится генеральная цель. Затем для её выполнения ищутся и анализируются ресурсы. После чего, как правило, понадобится поставить подцели. Аналогично для реализации подцелей тоже ищутся ресурсы.

Таким образом, продолжается разворачивание главной задачи, пока не будет продумана вся схема её решения. Задачи уточняются и проясняются до тех пор, пока это необходимо.

Подцели должны быть достаточными для решения главного замысла, то есть если достигаются все подцели, то это приводит к решению главной задачи. Не должно получиться так, что при выполнении всех подцелей, для решения главной задачи потребуются дополнительные действия или ресурсы. Если получается так, то это говорит о том, что дерево целей было построено неверно.

Если деревом целей пользуются для организации работы бизнеса или предприятия, то структура его должна соответствовать структуре предприятия. Таким образом, чтобы каждый отдел или подразделение достигали своих стремлений, что в дальнейшем должно привести к достижению общего замысла предприятия. Это наиболее удобное построение дерева целей для систем, состоящих из нескольких элементов или предприятий.

При построении дерева целей часто используют метод декомпозиции. Суть этого метода в том, чтобы произвести разбиение главной цели высшего уровня на частные подцели. Или же в обратном порядке, из подцелей составляется план достижения замысла высшего уровня. Для решения конкретной проблемы всегда стоит выбирать вариант создания дерева целей максимально подходящий и оптимально использующий ресурсы.

Примеры построения

Разберём построение дерева целей на следующих примерах целей: поступление в ВУЗ и финансовое благополучие. Как получить дерево целей?

Пример с поступлением в ВУЗ описывает постановку главной задачи, подцелей, выделение ресурсов. А так же каким образом используются ресурсы для решения вопроса. В примере о финансовом благополучии рассматривается ещё одни вариант построения графа.

Допустим, главная задача — поступление в ВУЗ. Построение дерева целей для будущего студента требует учесть имеющиеся ресурсы и выделить подцели. Какие могут быть ресурсы для поступления в ВУЗ.

К ресурсам в этом случае относятся:

  1. Образование, полученное в школе;
  2. Финансовые возможности семьи;
  3. Связи.

Учитывая имеющиеся ресурсы необходимо получить дерево целей. Для этого выделяются подцели. Они зависят от ресурсов. Например, у семьи мало финансов, нет связей, молодой человек окончил школу без медали, имеет средние оценки знания.

Получаем следующие подцели:

  1. Наладить связи, при возможности;
  2. Взять кредит на обучение или найти источник дополнительного заработка;
  3. Заниматься с репетитором.

В свою очередь, эти цели могут иметь подцели. Рассмотрим на примере цели о занятиях с репетитором. Сюда нужно отнести:

  1. Организация дополнительных доходов, чтобы оплачивать услуги репетитора;
  2. Поиск репетитора обладающего нужными знаниями;
  3. Выделение дополнительного времени на занятия.

Конечно в каждом конкретном случае будут свои ресурсы и варианты решения проблемы. Ведь бывают богатые родители со связями и ребенок, который плохо учится. Тогда структура всего плана поменяется очень сильно.

Так же она будет зависеть от того, в какой ВУЗ хочет поступить человек. Так как для поступления, например, в обычный малопопулярный ВУЗ, где конкурс, возможно один человек на место, это один вариант планирования. А поступление в заграничный престижный ВУЗ, это уже совсем другое. Тут дополнительно понадобяться и знание языка, и изучение возможностей проживания в другой стране во время учебы, и получение визы и многое другое.

Теперь разберём пример построения графа для создания финансового благополучия.
Начнём строить дерево целей с постановки главного замысла: финансовое благополучие.
Дерево целей можно изобразить графически, так будет более наглядно.

Условно финансовое благополучие можно достичь при исполнении трёх подцелей:

  1. Организации пассивного дохода;
  2. Организации активного дохода;
  3. Везения и халявы.

Таким образом, дерево целей имеет три пункта второго уровня. Затем каждый из пунктов разбивается на подцели, которые образуют третий уровень. Например, организация активного дохода может иметь следующие пункты:

  1. Смена места работы;
  2. Получение дополнительного образования;
  3. Смена профессии;
  4. Переезд в другой город;
  5. Самостоятельное развитие в профессиональной области;
  6. Налаживание связей в коллективе;
  7. Приобретение опыта.

Опять же, это всего лишь общий пример. Представления и ресурсы для организации финансового успеха у дворника, например, будут очень сильно отличаться от финансовых планов богатого бизнесмена. Для кого-то дополнительный заработок в несколько тысяч рублей будет большим успехом или приобретение скромного жилья в пригороде. А для кого-то приобретение еще одного завода станет лишь маленькой частью плана.

По аналогии граф строится дальше. Дерево целей может иметь сколько угодно подцелей на каждом уровне, кроме первого. На первом уровне всегда одно главное стремление. Важно, чтобы оно полностью описывало план решения проблемы.

Заключение


Планировать свою деятельность при помощи графа очень удобно. Это наглядный инструмент, позволяющий увидеть каким образом взаимодействуют задачи и ресурсы для их решения.

При помощи такого построения легко обнаруживаются недостающие ресурсы и появляются новые задачи, которые необходимо решить для восполнения не хватающих ресурсов.

Также при графическом изображении становится видно взаимодействия целей между собой, их зависимость друг от друга, влияние выполнения той или иной задачи на вышестоящие, её значимость в общем результате.

Граф удобно использовать не только при ведении бизнеса или планировании рабочих вопросов. Он легко трансформируется для решения личных вопросов, таких как учёба, финансы, саморазвитие и другие.

Методы и средства формирования дерева целей [22.04.13]

Цель – это желаемое состояние системы или результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени. В целях должна найти отражение перспектива развития системы. Цели деятельности социально-экономических систем в значительной степени определяются условиями внешней среды.

Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели. Когда у организации возникают проблемы, она проводит исследование ситуации, повлекшей за собой данную проблему.

Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей.

Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева целей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимые друг из друга;

• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Теория метода

Дерево целей – понятие довольно распространенное среди менеджеров и владельцев своего дела. Это один из самых эффективных методов планирования. Он не представляет собой ничего сверхъестественного, и является отражением всех общих принципов планирования.

Идея метода дерева целей впервые была предложена американскими исследователями Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Свое название схема получила благодаря сходству с перевернутым деревом.

Новизна метода, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, заключалась в том, что ими предпринималась попытка придать различным функциональным подсистемам количественные веса и коэффициенты с целью выявить, какие из возможных комбинаций обеспечивают наилучшую отдачу.

Данный метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники и технологий.

Таким образом, так называемое дерево целей, тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

дерево цель компания

Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен. На протяжении всего периода развития философии и теории познания происходило развитие представлений о цели. Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие "цель" вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений (цели, достижение которых невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться), до конкретных целей - конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени.

В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной "шкалы" - от идеальных устремлении к материальному воплощению, конечному результату деятельности.

Наряду с приведенным выше определением, целью называется "то, к чему стремится, чему поклоняется и за что борется человек" ("борется" подразумевает достижимость в определенном интервале времени); под целью понимается "модель желаемого будущего" (при этом в понятие "модель" можно вкладывать различные оттенки реализуемости) и, кроме того, вводится понятие, характеризующее разновидность цели ("мечта - это цель, не обеспеченная средствами ее достижения".

Противоречие, заключенное в понятии "цель", необходимость быть побуждением к действию, "опережающим отражением" или "опережающей идеей", и одновременно материальным воплощением этой идеи, т. е. быть достижимой, - проявлялось с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское "цель" означало одновременно "мотив", "причину", "желание", "цель" и даже - "способ".

В русском языке вообще не было термина "цель". Этот термин заимствован из немецкого и имеет значение близкое к понятию "мишень", "финиш", "точка попадания". В английском языке содержится несколько терминов, отражающих различные оттенки понятия цели, в пределах рассматриваемой "шкалы": "purpose" (цель-намерение, целеустремленность, воля), "object" и "objective" (цель-направление действия, направление движения), "aim" (цель-стремление, прицел, указание), "goal" (цель-место назначения, задача), "target" (цель-мишень для стрельбы, задание, план), "end" (цель-финиш, конец, окончание, предел).

Для того, чтобы отразить диалектическое противоречие, заключенное в понятии "цель", в БСЭ дается следующее определение: цель – " заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей." ("заранее мыслимый", но все же "результат", воплощение замысла; подчеркивается также, что понятие цели связано с человеком, его "сознательной деятельностью", т, е. с наличием сознания.

Диалектико-материалистическое понимание цели очень важно при организации процессов коллективного принятия решений в системах управления. В реальных ситуациях необходимо оговаривать, а каком смысле на данной этапе рассмотрения системы используется понятие "цель", что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут коллективу лиц принимающих решение (ЛПР), увидеть перспективы, или реальные возможности обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему.

Методы формирования целей

Цель — это те основные результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного времени. Оттого насколько правильно выбрана цель и насколько четко и ясно она сформулирована, зависит успех предприятия. Непродуманное и нечеткое формулирование цели приводит к тому, что вся система управления работает неэффективно. Следовательно, в современном менеджменте без четкого определения цели, без выявления соотношения целей, средств достижения целей, оценки эффективности и путей достижения целей нельзя решать проблему эффективного управления предприятием.

Методика системного анализа, процесс формирования целей укрупнено представляется тремя этапами:

1. Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;

2. Написание сценария. Сценарий представляется как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта:

а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния;

б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде и определяются какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:

• опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;

• целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем.

При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: пессимистическом, реалистическом и оптимистическом.

Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.

Требования при построении дерева целей

Большую популярность приобрели методы построения целевой модели в виде древовидного графа.

В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по подобластям, по элементам организационной структуры, по региональной структуре системы и т. д.

Один из основных принципов построения дерева целей – полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие исходной цели.

Основные требования при построении дерева целей сводятся к следующему:

− общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

− при развертывании цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей (задач) каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

− при формулировании целей различного уровня необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

− подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и не выводимыми друг из друга;

− фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные строки.

• уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

• оценка существенности подцелей;

• проверка целей на осуществимость;

• проверка элементарности подцелей;

• построение дерева целей.

• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;

• при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;

• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;

• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;

• вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

Пример дерева целей

Рис. 1. Пример дерева целей.

Таким образом, дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления. Такое дерево целей строится для каждого подуровня, а затем производится объединение дерева целей каждого уровня в общее дерево целей.

Заключение

Как показала зарубежная практика – правильно сформулированные цели предприятия это как минимум 50% успеха его деятельности. Ведь цели предприятия определяют стратегию поведения фирмы на рынке и многое другое. Организация не может функционировать без целевых ориентиров.

Целевое начало в деятельности организации задается в первую очередь тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом.

Зная как строить дерево целей, можно уверенно смотреть в будущее и планировать к чему приведет то, или иное действие. Чтобы добиваться успеха нужно уметь четко формулировать свои цели. Они должны быть конкретными, измеримыми различными сроками и достижимыми. Реализовать можно только ту цель, которая вам по силам и соответствует вашим способностям. Все остальное – лишь пустая трата времени.

Литература

1. Алексеев, С.И. Исследование систем управления: учебно-методический комплекс / С.И. Алексеев. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. —195 с.

2. Богушевский, И.И. Базовые лекции по дисциплине: Исследование систем управления / И.И. Богушевский. – СпбИМаш, 2006. – 27 с.

3. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: учеб, пособие для вузов/ А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. – ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

4. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева -5-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М")

5. Тырсин, А.Н. Теория систем и системный анализ: учеб, пособие / Сост. А.Н. Тырсин. - Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2002. – 128 с.

6. Шевчук, Д.А. Исследование систем управления: конспект лекций /Д.А. Шевчук. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007. – 103 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: