Графический тест дерево описание методики

Обновлено: 18.09.2024

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Инструкция дается в следующей форме:

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Задание. Берем лист бумаги для рисования, простой карандаш и рисуем себя в образе дерева.

После того как рисунок будет готов, попробуйте написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка

Определение наклонностей и особенностей характера человека

  1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.
  2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.
  3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.
  4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.
  5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.
  6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.
  7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.
  8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.
  9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

  1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей‑то авторитет.
  2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.
  3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что‑то особенно значимое для этого человека.
  4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.
  5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.
  6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

  1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.
  2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.
  3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.
  4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Размеры рисунка

  1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.
  2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

  1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.
  2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.
  3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.
  4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.
  5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.
  6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.
  7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие‑либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.
  8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.
  9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.
  10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.
  11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

  1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.
  2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.
  3. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.
  4. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.
  5. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.
  6. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.
  7. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.
  8. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.
  9. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.
  10. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.
  11. Листва‑сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

  1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.
  2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.
  3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.
  4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.
  5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.
  6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.
  7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.
  8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.
  9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.
  10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.
  11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.
  12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.
  13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

  1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.
  2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.
  3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

  1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.
  2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.
  3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.
  4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

Примерно так сказал великий психолог Альфред Адлер.

Как всегда, прежде чем приступать к чтению ключа, нарисуйте свой рисунок — своё дерево.

ЛИНИИ

Дерево нарисовано тонкими линиями без нажима— неприспособленность к жизни, нерешительность как черта характера,

Дерево нарисовано тонкими и прерывистыми линиями — свидетельствует об ярко выраженном беспокойстве в данный момент,

Обведённые несколько раз контуры — агрессия, защитная агрессия.

РАЗМЕРЫ ДЕРЕВА

Очень большое дерево — агрессия,

Маленькое (или маленькое и молодое) деревце — низкая самооценка.

ДЕРЕВО ЭКЗОТИЧЕСКОЕ

(для данной местности) склонность к эпатажу, демонстративное поведение,

ДЕРЕВО ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

— в целом, импульсивность и гиперактивность.

СТВОЛ

КОРНИ

Нарисована земля, но нет корней — человек привык подавлять свои эмоции.

КРОНА

Крона открыта — характер экстраверта,

Крона очерчена кружком — характер интроверта,

Крона структурирована (как ветки метрополитена) — склонность к планированию и педантизм,

Ветки вниз — депрессия, астения.

Кроны у дерева нет — человек не представляет себе своего будущего, не видит никаких перспектив.

ДЕРЕВО ЗАСОХШЕЕ, ПОВАЛЕННОЕ

Наличие конкретной психотравмы, сильный стресс, агрессия, направленная на себя.

Тщательно прорисованные одинаковые листья — зацикленность на неких травмирующих переживаниях, навязчивые мысли.

ДУПЛО

Огромное дупло — подсознательное стремление обзавестись большим потомством,

Небольшое дупло, нарисованное с нажимом, затушёванное, зарисованное концентрическими кругами всегда говорит о травме или несчастном случае, которые до сих пор воздействуют на психику человека.

Очень часто дупло свидетельствует об изнасиловании или очень раннем сексуальном опыте в прошлом.

Сломанная ветвь — несчастный случай или потеря близкого человека.

В конце-концов по мере улучшения состояния улучшатся и рисунки. И наоборот.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Высота дерева на рисунке – реальный возраст тестируемого. Сколько лет дереву – на каком возрасте ощущает себя человек. Противоречия здесь часто проявляются в формах поведения, особенно в стрессовых ситуациях от людей ждут поведения на один возраст, а они все время демонстрируют на другой. В результате возникает неправильная и противоречивая оценка личности человека.

1. Корни дерева – прошлое (семейные связи). Связь с землей, с питанием, восстановлением, природой. Скрытый элемент дерева, но одновременно его основа, материальная опора. Сильные корни – проявляются в более пожилом возрасте, воспоминания о прошлом, семейных корнях, зависимость от семьи, у невротиков – акцентированнный взгляд на прошлое. Влияние семейных сценариев. Эмоциональная и духовная связь с родственниками и предшественниками. Ощущает ли человек поддержку со стороны родни, испытывает ли потребность в поиске своих “корней” и их устойчивости. Корни тонкие, не касаются земли или опираются на ее поверхность – подвешенное состояние, контакт с реальностью ограничен. Размеры корней больше дерева – неуравновешенные, бессознательное превалирует над сознательным. Нет корней – нет поддержки со стороны окружающих, ощущение одиночества, несмотря на наличие родни. В глубине души ощущает, что не может положиться на них в эмоциональных и практических вопросах, что они могут подвести. Отсутствие доверия даже к самому себе – высшая степень проявления символа – отсутствие корней и подчеркивание этого линией, отделение от почвы чертой – чувствует себя изолированным и несчастным.

2. Ствол – настоящее – тело. Ствол– личный потенциал. Стержневая основа личности, показывающая существование основных идей личности. Только ствол и крона – стремление к философствованию. Ствол с заостренным верхом – наличие конкретной цели, которой посвящена и сознательно и бессознательно жизнь человека. Скрытый листвой верх ствола – туманность конечной цели, она не просматривается или в этом нет необходимости. Направленность личности не определена. Ствол отсутствует или очень тонкий, зачерненный – проблемы со здоровьем. Слабый ствол – ощущение бестелесности, отрыв от земли, такие не выживают. Если при этом порода – дуб – то потребность в этом, идеал. Штриховка ствола – невротические тенденции. Ствол искривлен – склонность к регрессии и сверх компенсаторной фиксации в будущем. Пень или ствол с обрубленным верхом – надлом личности, связанный с потерей ориентиров душевного развития. Сломанное дерево – надлом, ощущение пустоты существования. Дерево наклонилось, почти касается земли – давление внешнего мира. Наклон – напряженное сомнение, может переходить от одного состояния к другому, эмоционально изменчив, может не выполнять рекомендации. Дерево как замочная скважина, с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом может быть замкнутым или нет, ствол как две вертикальные линии, соединенные или нет в основании – сильная враждебность. Продольные полосы на стволе – тревога. Общее напряжение, беспокойство, эмоциональные проблемы с родителями, тоска от покинутости, иногда злобность. Характерно для детей с эмоциональной депривацией в семье. Длинная штриховка сослабым нажимом– невротик, недостаточная уверенность в себе. Дупло – развод, приход в семью отчима, чья-то смерть. Сучья, обломанные ветви, дупло – разрывы, разводы, психотравмы.

3. Крона – будущее

Структура кроны – степень стремления к получению удовлетворения от окружающего мира. Если крона не прорисована – это незаполненное пространство. Крона очерчена линией – попытка контроля эмоций, Если за линию вырываются отдельные ветки – попытка неудачна. Персеверации как очерк кроны – взвинчивание мыслей, порожденное страхом, ненависть к принуждению, низкая самооценка, самокритика как поглощающий процесс, страх. Персеверация – стереотипное повторение у человека какого-либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Много листьев, богатая крона как женские волосы – самоощущение: меня много, уверенность в себе. Высокая самооценка. Бесплотное дерево – очень тонкие линии, ствол сходит на “нет” – отрыв от физического тела, от реальности, не стоит на земле, “такие не выживают”, если дерево – дуб – то компенсация, потребность в сильном партнере. Солнышко над деревом – потребность в авторитете, в опеке. Облака в небе – генерализованная тревожность, связанная с взаимоотношениями в окружающей реальности. Тень дерева на земле – тревожность на сознательном уровне, переживание неудовлетворенных в прошлом отношений. Сознательный уровень, – так как тень на земле. Дополнительно, рассеянность – если тень есть, а солнца нет. Здесь солнце – это энергия. Грибы, кусты, все, что под деревом – окружающая среда – семья, дети, то что снимает тревогу, не чувствует себя голым. Обустройство территории – желание окружить себя, защитить, снять тревогу. То чем себя окружает и себя контролирует. Деревья или кусты рядом с деревом – люди, обычно члены семьи, расстояние до них – близость или отдаленность во взаимоотношениях.

4. Пейзаж вокруг дерева Чувствительность к небольшим деталям, воображение и эмоциональность, эти люди чувствуют и реагируют на эмоциональные оттенки воздействия, а не на целостную картину. Глубокая неуверенность, умело маскируемая и введенная в систему защиты, чтобы окружающим было трудно разгадать его слабые точки. Боится раскрыть себя. Так как считает, что вызовет этим негативное к себе отношение. Минимум деталей – минимальная степень контактности с внешней средой, или игнорирование традиций. Если вместе с минимумом деталей низкий качественный уровень пропорциональных пространственных отношений, – то низкая интеллектуальная работоспособность. Потребность в количестве деталей – признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой– тревога, неуверенность в себе. Одинокое дерево на вершине – одиночество и стремление к автономии, чувство ненужности, даже если вокруг изображен пейзаж. Цветы, гнезда, лестницы – наблюдательность, легкий характер, эстетизм, тщеславие, любовь быть на виду, признанным окружающими, любовь к фантазиям и отдыху.

5. Линия земли

Признак незащищенности, потребность в структурировании, данная линия дает точку отсчета, обеспечивающую стабильность.

1) Поднимается вверх слева направо – предчувствие неизбежных трудностей в будущем

2) Опускается вниз слева направо – будущее сомнительно, таит опасность. Глубина чувства определяется степенью наклона

3) Вниз от рисунка в любую сторону – чувство одиночества и неуверенности.

4) прямо – отделение животной части (корни) от разумной части личности, что отражает некоторую неуверенность и недоверие к эмоциональности, творческой или спонтанной деятельности, защиту от спонтанности путем проявления интеллектуальных способностей.

Прорисованная почва – потребность в опоре.

6. Верхушка дерева, ветви

Вилочка вместо макушки – неопределенные перспективы, может быть, открытые конфликты. Голая зачерненная верхушка – страх перед будущим, пессимистические тенденции, личностный тупик. Разветвленная макушка – выбор. Незаконченная макушка – неопределенность представлений о будущем -пессимистическая перспектива, ощущение тупика. Обломанные ветки – мог пойти по этому пути, но не пошел. Ветви – сфера контактов, уровень активности в поиске удовлетворения. Степень гибкости ветвей, их количество и взаимосвязи – адаптивность, ресурсы личности. Посмотреть количество крупных ветвей – это проблемы, которые человек сейчас решает. Двумерные ветки, не скрывающие ствол – ригидность, бескомпромиссность, возможно, что готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью. Ветви не соединяются со стволом – отклонение от нормы. Ветки выходят за контур - человек пытается контролировать свои эмоции. Червь точит дерево – соматическое заболевание (язва, гинекология) или сомнение, переживаемое на эмоциональном уровне. Дерево на болоте или у воды, гниет – тенденция к алкоголизму.

7. Времена года

Лето – норма, ровный фон настроения. Осень – депрессивные тенденции. Зима – сильная депрессия, эмоциональные проблемы, одиночество, недостаток контактов. Весна – на выходе из болезни, из соматического заболевания, ощущения новых сил при выходе из кризиса, надежд.

Сосна, ель, лиственница. Высокая самооценка, потребность в высокой оценке. Желание чувствовать себя выше других. Высокие притязания, тенденция к интеллектуальному восприятию тела, пониженная чувствительность. Защитный характер. Человек склонен к доминированию, у него выражены организаторские способности и достаточно выражена активность действий.

Яблоня. У мужчин – зависимость от матери, может быть, алкоголизация, если крупная яблоня с большими яблоками. Сценарий матери и сильная зависимость от нее, часто внутренняя. Внутренняя несвобода от матери. У мужчины – несамостоятельность, незрелость, зависимость от матери.

Пальмы, фикусы. Демонстративность, экзотика условий существования, которые требует человек создать для себя. Пальма – желание путешествовать.

Дубы. Эпилептоидность.

Береза. Тревога, астеничные тенденции. Ипохондрия. Заниженная самооценка.

Липа. Эпилептоидность.Ригидность, тенденция залипать на чем-то

Плакучие, ива. Психастеник, если ветви направлены вниз – приглушенное состояние эмоций. Недостаток смелости, отчаяние, мотивированное или немотивированное жизнью

Кипарис. Шизоидность.

Клен – Демонстративность

Тополь, ясень – мужская идентичность

9. Размеры рисунка

Очень маленький – чувство неполноценности, стремление избегания реальности, ограниченность взаимодействий с окружающей реальностью, состояния напряжения.

Очень высокое дерево – зависимость от окружающей реальности. Проявляет склонность к агрессии.

Огромная крона, маленький ствол – несамостоятельность, ощущение базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получать удовольствие от окружающего мира. Крошечные молодые побеги, пробивающиеся из большого голого ствола – оздоровление. Срез макушки краем листа – желание найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поисков его в реальности.

Дерево примыкает к краю страницы –проявление аргессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет.

10. Положение рисунка на листе. Центровка – ощущение незащищенности и ригидности. Верхний левый угол – тревожность, регрессия, избегание нового опыта, стремление вернуться в прошлое. Срез левого края рисунка концом листа– фиксация на прошлом вместе со страхом перед будущим. Срез правого края рисунка концом листа – желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Использование нижнего края листа как основания – генерализованная незащищенность, депрессивно - окрашенное состояние. Использование пространства слева от центра листа – доминирование эмоциональной сферы. Использование пространства справа от центра листа – доминирование интеллекта.

Расположение на листе связано с уровнем притязаний – в верхней трети листа – высокие притязания, а в нижней трети - заниженные притязания. Адекватное – если большой рисунок находится в центре листа. Это свидетельствует об уверенности в себе, но не о собственной идеализации – о стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Завышение над средней линией - стремление завысит собственную значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих.

Нижний край листа – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность своим положением в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

11. Тип линий

Жирные – напряженность, фиксация на отдельных деталях рисунка. Жирная линия земли – тревожность, вызванная взаимоотношениями в реальной жизни.

Много деревьев – детское поведение, не следование инструкции.

*Внимание, данная интерпретация не является диагнозом, комментарии к тесту и обсуждение лучше провести с вашим личным психологом!

Читайте также: