Художественная обработка дерева мозаика

Обновлено: 18.09.2024

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся
рисунков-элементов, расположенных по краю изделия
или заполняющих всю поверхность сплошным узором.
Орнамент может быть геометрическим (состоящим из
кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из
цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным
(изображающим
фигуры
реальных
или
фантастических животных и птиц), геральдическим (где
используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте
применяют как геометрические и растительные
формы, так и изображения зверей и птиц.

Виды мозаики
Инкрустация - это украшение деревянных изделий
врезанными в их поверхность пластинки металла,
перламутра, слоновой кости и другие материалы.

Интарсия — это вид мозаики, где в деревянную основу
врезают фигурные кусочки дерева разных пород,
отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые
появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета
интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в
Италии. Вначале рисунки представляли собой
различные орнаменты, которые становились всё
более
сложными
и
многокрасочными.
Затем
появились изображения улиц, городов, исторических
событий, сцен из повседневной жизни.

Сегодня для работы в этой технике широко применяют
компьютер. С помощью специального программного
обеспечения можно превратить любую фотографию
(домашнего животного, какого-либо пейзажа, цветка и
др.) в схему для мозаичного панно, в которой
изображение уже разбито на части. Остаётся только
изготовить
кусочки
древесины,
соответствующие
разбивке по форме и цвету, а потом склеить их между
собой.

Блочная мозаика. Техника блочной
мозаики состоит в следующем.
Первоначально склеивают несколько
слоёв
древесины,
имеющей
различную текстуру и цвет (рис. а, б).
Получившиеся пакеты нарезают на
блоки-бруски, которые комбинируют
(подбирают)
в
соответствии
с
разработанным рисунком (рис. в) и
склеивают между собой (рис. г).
Склеенный блок разрезают поперёк
на тонкие пластины с одинаковым
рисунком
(рис.
д).
Такими
пластинами и украшают поверхность
изделий, наклеивая их или вставляя в
подготовленные для них углубления.
После этого поверхность шлифуют и
лакируют.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта
техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с
древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости.
Из блочной мозаики можно получить только геометрические
рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные
инструменты, сувенирные изделия.
Современные художники разрабатывают рисунки блочной
мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на
предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин
производят на специальных станках, а в блоках используют
древесину экзотических пород (амаранта, палисандра,
красного дерева и др.).

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный
рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород
древесины толщиной 0,5. 3 мм и приклеивают его на
поверхность изделия из простых пород.
Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и
распространилась во всех странах Европы. Её широко
применяли и применяют для украшения интерьеров
помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Если мозаичный набор состоит из геометрических фигур и
напоминает паркетный пол, то его называют паркетри.
Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной
текстурой и комбинируя их определённым образом, можно
создавать, объёмные изображения.

Из всех перечисленных видов мозаики семиклассники
чаще всего изготовляют изделия в технике маркетри.
Создание мозаичного набора из шпона включает две
основные операции: изготовление элементов мозаики
и соединение их в общий рисунок.

Материалы для маркетри
Для мозаичных работ используют
шпон из всех пород древесины. Шпон
должен быть абсолютно сухим, чтобы
не
появлялись
трещины
после
приклеивания набора к основе. Для
мелких деталей применяют шпон из
древесины со слабо выраженной
текстурой — липы, груши, берёзы. Для
более крупных — шпон из клёна, дуба,
ореха,
ясеня,
вяза,
палисандра,
карагача и др.
Для двухцветной мозаики наиболее
гармоничными получаются следующие
сочетания древесины: бук и морёный
дуб, клён и орех, груша и палисандр.
При выполнении трёхцветной мозаики
— бук, клён и морёный дуб; клён, орех
и морёный дуб; дуб, клён и морёный
дуб и др.

Рабочее место и инструменты для маркетри
Рабочим местом для резьбы является верстак,
поверхность которого должна быть хорошо освещена.
Нарезать шпон следует на подкладных щитах
размером примерно 600 X 400 мм, изготовленных из
фанеры толщиной 8. 10 мм или из отрезка доски из
мягких пород древесины (липы, ольхи).

Основным инструментом для выполнения работ в технике
маркетри является хорошо заточенный нож-резак (рис. а), а
также шило и свёрла (рис. б, в). Нож-пилка (рис. г) служит для
разрезания шпона по металлической линейке на полоски
вдоль волокон.
Притирочным молотком (рис. д) разглаживают только что
приклеенный к основе мозаичный набор (от середины к
краям) для выдавливания из-под набора излишков клея.
Циркуль-резак (рис. е) служит для вырезания кругов шпона.
Кроме этого для мозаичных работ необходимы:
металлическая линейка, угольник, циркуль, копировальная
бумага или калька, лобзик, напильники, шлифовальная
шкурка, струбцины, клей ПВА, бесцветный лак, кисти.

Выполнение мозаичного набора
Рисунок переводят на фоновый шпон через копировальную
бумагу (рис. а) или кальку. Затем ножом-резаком вырезают из
фона размеченный рисунок (рис. б) и получают гнездо (рис. в).
Подготовленный фон с гнездом укладывают на шпон другого
цвета и используют его в качестве шаблона для изготовления
вставки. Кончиком ножа-резака (наклонённого внутрь гнезда)
прорезают контур так, чтобы на шпоне вставки остались
неглубокие надрезы (рис. г). После этого фон с гнездом
убирают и по полученным надрезам вырезают вставку.
Вставку
помещают
в
гнездо фона (рис. д) и
скрепляют
с
лицевой
стороны клейкой лентой или
бумагой (рис. ё).
После того как набор
высохнет,
выполняют
облицовывание основы.

Облицовывание — это нанесение всего набора на
украшаемую поверхность изделия. Для этого набор
смазывают клеем, укладывают на основу — обычно лист
фанеры — и разглаживают притирочным молотком, удаляя
остатки клея. Затем набор для лучшего склеивания накрывают
листом неплотного картона, помещают его между двумя
щитами из древесно-стружечной плиты и стягивают щиты
струбцинами.
Если в качестве основы используется фанера, то
необходимо,
чтобы
направление
волокон
на
её
облицовываемой
поверхности
было
перпендикулярно
направлению волокон в мозаичном наборе. Если толщина
фанеры небольшая, то одновременно с приклеиванием
набора на обратную сторону фанеры наклеивают слой
шпона такой же толщины и с таким же направлением волокон
древесины, как в наборе. Это необходимо, чтобы устранить
коробление изделия после высыхания клея. Если в качестве
основы
используется
древесно-стружечная
плита,
то
наклеивать слой шпона с обратной стороны основы не нужно.

Имеются определённые правила, которые необходимо
соблюдать при разрезании шпона. Следует помнить, что шпон
нельзя пытаться резать од-ним движением, так как он начнёт
ломаться вдоль волокон. Надо, набравшись терпения,
проводить линию реза несколько раз по одному и тому же
месту, постепенно углубляясь в шпон. Тогда материал не будет
расщепляться. Иногда, чтобы шпон не растрескивался, его
приклеивают к листу бумаги.
Полоски шпона нарезают по металлической линейке (рис. а).
Если, например, необходимо вырезать вставку в виде
треугольника, то нож-резак перемещают от вершин углов (рис.
б) к его сторонам.

При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут
вдоль волокон, а не поперек них (рис. в). При вырезании
кольца вначале прорезают внутреннюю окружность, а затем
наружную. Если вставка имеет скругление малого радиуса,
то вырезать её лучше так, как показано на рисунке г. Для
получения сложных криволинейных контуров применяют
шаблоны. Если необходимо получить тонкие полоски, их
вырезают специальным двойным ножом-резаком (рис. д).

Иногда применяют другую технологию получения мозаичного
набора — набор в бумагу. На лист плотной бумаги переводят
рисунок, вырезают отдельные элементы мозаики и наклеивают
их на бумагу вплотную друг к другу, заполняя весь рисунок.
Готовый набор наклеивают на основу и после высыхания клея
бумагу слегка смачивают и удаляют.

Если необходимо получить несколько одинаковых элементов
для мозаичного набора, листы шпона для фона и вставки
наклеивают на бумагу, укладывают один на другой и скрепляют
по углам клеем. На верхний лист переводят рисунок и
выпиливают контуры лобзиком с тонкой мелкозубой пилкой по
металлу (толщиной 0,3. 0,4 мм). Таким образом получают сразу
два гнезда и две вставки.
Готовый приклеенный мозаичный набор обрабатывают
шлифовальной колодкой с мелкозернистой шкуркой и
покрывают бесцветным лаком.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичны.

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. Мозаика с металлическим контуром. Учитель технологии Губарь Геннадий Васильевич МБОУ гимназия № 30 города Ставрополя

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположе.

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором. Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц.

Интарсия — это вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки.

Интарсия — это вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки дерева разных пород, отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в Италии. Вначале рисунки представляли собой различные орнаменты, которые становились всё более сложными и многокрасочными. Затем появились изображения улиц, городов, исторических событий, сцен из повседневной жизни.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отде.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отделывают предметы мебели. При этом часто подготовленные кусочки древесины не вставляют в углубления, а просто наклеивают на ровную деревянную основу, имеющую контуры будущей картины. На рисунке представлены панно, выполненные в современной технике интарсии.

Сегодня для работы в этой технике широко применяют компьютер. С помощью специ.

Сегодня для работы в этой технике широко применяют компьютер. С помощью специального программного обеспечения можно превратить любую фотографию (домашнего животного, какого-либо пейзажа, цветка и др.) в схему для мозаичного панно, в которой изображение уже разбито на части. Остаётся только изготовить кусочки древесины, соответствующие разбивке по форме и цвету, а потом склеить их между собой.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально с.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально склеивают несколько слоёв древесины, имеющей различную текстуру и цвет (рис. а, б). Получившиеся пакеты нарезают на блоки-бруски, которые комбинируют (подбирают) в соответствии с разработанным рисунком (рис. в) и склеивают между собой (рис. г). Склеенный блок разрезают поперёк на тонкие пластины с одинаковым рисунком (рис. д). Такими пластинами и украшают поверхность изделий, наклеивая их или вставляя в подготовленные для них углубления. После этого поверхность шлифуют и лакируют.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости. Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия.

Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьют.

Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин производят на специальных станках, а в блоках используют древесину экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева и др.).

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочко.

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород древесины толщиной 0,5. 3 мм и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород. Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась во всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя их определённым образом, можно создавать, объёмные изображения. Если мозаичный набор состоит из геометрических фигур и напоминает паркетный пол, то его называют паркетри.

Из всех перечисленных видов мозаики семиклассники чаще всего изготовляют изде.

Из всех перечисленных видов мозаики семиклассники чаще всего изготовляют изделия в технике маркетри. Создание мозаичного набора из шпона включает две основные операции: изготовление элементов мозаики и соединение их в общий рисунок.

Материалы для маркетри Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древ.

Материалы для маркетри Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древесины. Шпон должен быть абсолютно сухим, чтобы не появлялись трещины после приклеивания набора к основе. Для мелких деталей применяют шпон из древесины со слабо выраженной текстурой — липы, груши, берёзы. Для более крупных — шпон из клёна, дуба, ореха, ясеня, вяза, палисандра, карагача и др. Для двухцветной мозаики наиболее гармоничными получаются следующие сочетания древесины: бук и морёный дуб, клён и орех, груша и палисандр. При выполнении трёхцветной мозаики — бук, клён и морёный дуб; клён, орех и морёный дуб; дуб, клён и морёный дуб и др.

Рабочее место и инструменты для маркетри Рабочим местом для резьбы является в.

Рабочее место и инструменты для маркетри Рабочим местом для резьбы является верстак, поверхность которого должна быть хорошо освещена. Нарезать шпон следует на подкладных щитах размером примерно 600 X 400 мм, изготовленных из фанеры толщиной 8. 10 мм или из отрезка доски из мягких пород древесины (липы, ольхи).

Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо.

Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо заточенный нож-резак (рис. а), а также шило и свёрла (рис. б, в). Нож-пилка (рис. г) служит для разрезания шпона по металлической линейке на полоски вдоль волокон. Притирочным молотком (рис. д) разглаживают только что приклеенный к основе мозаичный набор (от середины к краям) для выдавливания из-под набора излишков клея. Циркуль-резак (рис. е) служит для вырезания кругов шпона.

Нож-резак можно изготовить из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм.

Нож-резак можно изготовить из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм, заточив его под углом 30-45° и приделав к нему деревянную ручку. Режущая кромка ножа должна быть остро заточена, так как плохо заточенный нож не будет резать, а будет сминать волокна древесины. Кроме этого для мозаичных работ необходимы: металлическая линейка, угольник, циркуль, копировальная бумага или калька, лобзик, напильники, шлифовальная шкурка, струбцины, клей ПВА, бесцветный лак, кисти.

Выполнение мозаичного набора Рисунок переводят на фоновый шпон через копирова.

Выполнение мозаичного набора Рисунок переводят на фоновый шпон через копировальную бумагу (рис. а) или кальку. Затем ножом-резаком вырезают из фона размеченный рисунок (рис. б) и получают гнездо (рис. в). Подготовленный фон с гнездом укладывают на шпон другого цвета и используют его в качестве шаблона для изготовления вставки. Кончиком ножа-резака (наклонённого внутрь гнезда) прорезают контур так, чтобы на шпоне вставки остались неглубокие надрезы (рис. г). После этого фон с гнездом убирают и по полученным надрезам вырезают вставку. Вставку помещают в гнездо фона (рис. д) и скрепляют с лицевой стороны клейкой лентой или бумагой (рис. ё). После того как набор высохнет, выполняют облицовывание основы.

Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Для этого набор смазывают клеем, укладывают на основу — обычно лист фанеры — и разглаживают притирочным молотком, удаляя остатки клея. Затем набор для лучшего склеивания накрывают листом неплотного картона, помещают его между двумя щитами из древесно-стружечной плиты и стягивают щиты струбцинами. Если в качестве основы используется фанера, то необходимо, чтобы направление волокон на её облицовываемой поверхности было перпендикулярно направлению волокон в мозаичном наборе. Если толщина фанеры небольшая, то одновременно с приклеиванием набора на обратную сторону фанеры наклеивают слой шпона такой же толщины и с таким же направлением волокон древесины, как в наборе. Это необходимо, чтобы устранить коробление изделия после высыхания клея. Если в качестве основы используется древесно-стружечная плита, то наклеивать слой шпона с обратной стороны основы не нужно.

Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шп.

Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шпона. Следует помнить, что шпон нельзя пытаться резать од-ним движением, так как он начнёт ломаться вдоль волокон. Надо, набравшись терпения, проводить линию реза несколько раз по одному и тому же месту, постепенно углубляясь в шпон. Тогда материал не будет расщепляться. Иногда, чтобы шпон не растрескивался, его приклеивают к листу бумаги. Полоски шпона нарезают по металлической линейке (рис. а). Если, например, необходимо вырезать вставку в виде треугольника, то нож-резак перемещают от вершин углов (рис. б) к его сторонам.

При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а.

При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а не поперек них (рис. в). При вырезании кольца вначале прорезают внутреннюю окружность, а затем наружную. Если вставка имеет скругление малого радиуса, то вырезать её лучше так, как показано на рисунке г. Для получения сложных криволинейных контуров применяют шаблоны. Если необходимо получить тонкие полоски, их вырезают специальным двойным ножом-резаком (рис. д).

Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бума.

Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бумагу. На лист плотной бумаги переводят рисунок, вырезают отдельные элементы мозаики и наклеивают их на бумагу вплотную друг к другу, заполняя весь рисунок. Готовый набор наклеивают на основу и после высыхания клея бумагу слегка смачивают и удаляют.

Если необходимо получить несколько одинаковых элементов для мозаичного набора.

Если необходимо получить несколько одинаковых элементов для мозаичного набора, листы шпона для фона и вставки наклеивают на бумагу, укладывают один на другой и скрепляют по углам клеем. На верхний лист переводят рисунок и выпиливают контуры лобзиком с тонкой мелкозубой пилкой по металлу (толщиной 0,3. 0,4 мм). Таким образом получают сразу два гнезда и две вставки. Готовый приклеенный мозаичный набор обрабатывают шлифовальной колодкой с мелкозернистой шкуркой и покрывают бесцветным лаком.

Вы ознакомились с деревянной мозаикой, служащей украшением предметов мебели.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является на.

Если вы уже подготовили мозаичный набор, украсить его можно следующим образо.

Если вы уже подготовили мозаичный набор, украсить его можно следующим образом. Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают специальным прозрачным клеем — нитроцеллюлозным. Чем тоньше проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие. Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплены к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шилом отверстия . После закрепления контуров на деревянной основе все изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического конт.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путём врезания его в деревянную основу. Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации. Его выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены металлическими полосками. Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого, чтобы подчеркнуть отдельные детали мозаики, по контурам изображения внутри набора прорезают канавку. В неё вколачивают тонкую полоску металла (шириной 2. 3 мм), которую отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вкол.

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зач.

Мозаика из древесины различных цветов является популярным элементом современного дизайна интерьера , хотя ее стали применять относительно недавно. Мозаичные орнаменты или целые картины смотрятся оригинально и весьма эффектно.

К тому же, изделия из натуральной древесины являются экологически чистыми и гипоаллергенными. Поэтому если вам надоели банальные обои , керамическая плитка или пластиковые панели, то деревянная мозаика — это отличная альтернатива привычным отделочным материалам.

Мозаичные узоры станут по — настоящему роскошным декоративным элементом в оформлении стен, панелей и в отделке напольного покрытия.

Деревянная мозаика в интерьере

Деревянная мозаика в интерьере

Техники деревянной мозаики

На сегодняшний день существует несколько видов мозаичных работ по дереву, которые имеют некоторые отличия в технике выполнения. Среди них можно назвать следующие:

А теперь давайте рассмотрим характерные особенности выполнения каждой из них, и выясним существующие отличия.

  • Мозаика — представляет собой композицию, составленную из разноцветных кусков однородного материала ( камня или дерева), или же из разнородных материалов ( металла, камня, дерева, перламутра и других).

Мозаика из древесины разных цветов

Мозаика из древесины разных цветов

В давние времена техника мозаики применялась в оформлении интерьеров царских палат и дворцов вельмож. Примером замечательных мозаичных работ могут служить узорные полы в Зимнем Дворце и в Павловском дворце — музее в окрестностях Санкт — Петербурга, а также в музеях Останкино, Архангельское и Кусково. Напольное покрытие искусно отделано изображениями концентрических кругов, цветочных розеток, листьев и геометрических фигур различного типа.

Мозаичный пол в Зимнем Дворце

Мозаичный пол в Зимнем Дворце

  • Блочная мозаика — данная техника состоит в том, что сначала по эскизу художника делают цельный блок из склеенных вместе брусочков цветного дерева, а затем этот блок разрезают поперек на отдельные узорные пластинки, а затем с их помощью набирают мозаичное изображение.

Пластинки можно вставлять в углубления фона или наклеивать на поверхность изделия. Чаще всего в блок вклеиваются бруски длиной 20 см, имеющие сечение 2 см х 2 см. Эти бруски чаще всего изготовлены из ценных пород экзотических деревьев. Узор мозаики будет создаваться из торцевой поверхности входящих в блок брусков.

Пример блочной мозаики в отделке стены

Пример блочной мозаики в отделке стены

После склеивания блок будет разрезан параллельно торцевой поверхности на более тонкие пластинки, которые могут вставляться в углубления в основе или просто наклеиваться сверху на нее.

Таким образом, на поверхности образуется изображение с повторяющимся мотивом. Далее поверхность изделия аккуратно шлифуется и покрывается прозрачным лаком.

Декоратор разрабатывает эскиз будущей мозаики. Исходя из этого изображения подготавливается необходимое количество блоков, имеющих разный рисунок торцевой поверхности. В результате из этих пластинок будет собрано цельное мозаичное изображение.

Блочная мозаика в интерьере

Блочная мозаика в интерьере

  • Инкрустация — это такой вид отделки и украшения изделий из дерева ( чаще всего предметов мебели), при которой в поверхность из древесины ( например, в гладкую столешницу, дверцу шкафа или прямую спинку стула) врезают или вставляют узор в виде цветов, бабочек, птиц из дерева ценных пород другого цвета, перламутра или металла. Кусочки другого материала прикрепляют таким образом, чтобы они не выступали над поверхностью даже на миллиметр, и как бы составляли с ней единое целое.

Инкрустация деревянной столешницы

Инкрустация деревянной столешницы

  • Интарсия — техника выполнения аналогична инкрустации, только элементы вставок в деревянную основу изготавливаются также из древесины . Вставленные пластинки отличаются от основы фона своей расцветкой или текстурой. Они вставляются в специально сделанные и идеально подходящие по форме углубления на поверхности изделия.

Далее пластинки закрепляются с помощью клея или мастики. Лицевая сторона элементов интарсии изготавливается из ценных, красивых и прочных пород дерева — кипариса, тиса, самшита, красного дерева и некоторых других пород.

На заключительном этапе работы поверхность мозаичного изображения тщательно разглаживается и проходит процедуру полировки.

На сегодняшний день мастера научились изменять цвет природной окраски древесины вставок с помощью пропитывания их масляными растворами или посредством кипячения в специальной краске.

Изображение выполнено в технике интарсии

Изображение выполнено в технике интарсии

  • Маркетри — представляет собой набор изображения из кусочков шпона, цветной фанеры или древесины различной окраски. Это простейший способ выполнение деревянной мозаики. Тем не менее, изделия, выполненные в технике маркетри, получаются весьма эффектными и оригинальными.

Шпон также зачастую выступает в роли основы изделия, а отдельные части мозаики врезаются в фон. Затем основа вместе с фоном наклеивается на поверхность оформляемого рисунка.

Чтобы мозаика имела вид геометрически правильного рисунка или орнамента, ее создают путем склеивания отдельных элементов геометрической формы по кромкам.

Если фон небольшой по размерам или же он отсутствует совсем и рисунок заполняет всю поверхность, то отдельные детали мозаики последовательно врезаются в лист бумаги или приклеиваются по заранее нанесенном на нее контуру. Таким образом, весь лист бумаги будет постепенно заполнен небольшими кусочками шпона ил цветной древесины.

В технике маркетри возможно изготовление как самых простых геометрических орнаментов, так и сложных, многокомпонентных композиций для оформления изысканного интерьера .

Изображение в технике маркетри

Изображение в технике маркетри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мозаика : (от итал. "mosaico", букв. "посвященное музам") это один из самых старых видов декоративно-прикладного искусства, художественные изделия которого формируются посредством компоновки, последующего набора и закрепления кусочков разноцветных отделочных материалов (стекла, камней, смальты, плитки) на плоской поверхности.

 Презентация На Тему: Художественная обработка древесины. Мозаика

обработка древесины. Мозаика

Мозаика : (от итал.

Мозаика : (от итал. "mosaico", букв. "посвященное музам") это один из самых старых видов декоративно-прикладного искусства, художественные изделия которого формируются посредством компоновки, последующего набора и закрепления кусочков разноцветных отделочных материалов (стекла, камней, смальты, плитки) на плоской поверхности.


Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. (68). Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц. Рис. 41. Орнаментное изображение: а — листья; б — плоды садовых деревьев и птица

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. (68). Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц. Рис. 41. Орнаментное изображение: а — листья; б — плоды садовых деревьев и птица


В деревянной мозаике изделие составляют их кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды. музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений (рис. 69). Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в. В это время русские мебельные мастера создавали в технике деревянной мозаики прекрасные образцы мебельного искусства — столы, комоды, секретеры. Техника мозаики отличается лёгкостью обработки исходного сырья, разнообразием цвета, рисунка и текстуры используемой древесины, способностью изменять её природную окраску с помощью тонирования (окрашивания) различными способами. Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

В деревянной мозаике изделие составляют их кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды. музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений (рис. 69). Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в. В это время русские мебельные мастера создавали в технике деревянной мозаики прекрасные образцы мебельного искусства — столы, комоды, секретеры. Техника мозаики отличается лёгкостью обработки исходного сырья, разнообразием цвета, рисунка и текстуры используемой древесины, способностью изменять её природную окраску с помощью тонирования (окрашивания) различными способами. Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

В настоящее время вместо природных материалов для заполнения углублений, вырезанных в древесине, применяют специальные мастики — пасты. Они затвердевают на воздухе и имитируют слоновую кость, перламутр, янтарь, а также цветные камни: малахит, бирюзу и др. Применяют также вставки из пластмасс различных цветов. Инкрустация — это украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. Инкрустацию по дереву выполняют следующим образом. На основу переводят рисунок, после чего по его контурам делают неглубокие надрезы и выбирают (вырезают) древесину на глубину будущих вставок. Инкрустирующие пластины вырезают точно по рисунку и устанавливают в подготовленные выемки на клею, чтобы не было щелей. После этого выполняют отделку поверхности изделия.

В настоящее время вместо природных материалов для заполнения углублений, вырезанных в древесине, применяют специальные мастики — пасты. Они затвердевают на воздухе и имитируют слоновую кость, перламутр, янтарь, а также цветные камни: малахит, бирюзу и др. Применяют также вставки из пластмасс различных цветов. Инкрустация — это украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. Инкрустацию по дереву выполняют следующим образом. На основу переводят рисунок, после чего по его контурам делают неглубокие надрезы и выбирают (вырезают) древесину на глубину будущих вставок. Инкрустирующие пластины вырезают точно по рисунку и устанавливают в подготовленные выемки на клею, чтобы не было щелей. После этого выполняют отделку поверхности изделия.


Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия .Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин производят на специальных станках, а в блоках используют древесину экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева и др.). Маркетри это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород древесины толщиной 0.5…0,3 мм и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась но всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия .Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин производят на специальных станках, а в блоках используют древесину экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева и др.). Маркетри это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород древесины толщиной 0.5…0,3 мм и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась но всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.


 Техника Безопасности Пользоваться только исправным инструментом. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку. Не наклоняться низко над заготовкой. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.

Пользоваться только исправным инструментом. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку. Не наклоняться низко над заготовкой. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.

Читайте также: