История художественной обработки дерева

Обновлено: 18.09.2024

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III— IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа ( конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд , люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты ; изготавливали посуду ( чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки ) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины , информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря традиции, стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.

Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.

сундук

Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.

ладья

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.

Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов — пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.

В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.

Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.

Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.

Древний Рим отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники : гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.

Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.

Средневековая Европа. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.

Русское искусство, возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.

рез ру

Церковь Преображения Домовая резьба

Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.

Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.

сунд

Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.

капо

Шкатулка из капа Изделия из бересты.

Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.

од ук

Свято-Троицкий собор в Новомосковске

укр6

Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея

г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.

Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки : резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.

яворов

Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.

Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.

Царские врата из д. Ворониловичи ( Брестская область XVI в.)

Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег , мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель( шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.

Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.

В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла, ), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера — сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.

узбек

Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг

Дагдганы, Армения, ІХ в.

Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.

Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.

В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.

В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

инд2

Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре

инд3

В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай. Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.

кит3
кит2

Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония. Памятники древнего японского деревянного зодчества — это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.

Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.

В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка. Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы : плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.

Региональные особенности столярного ремесла

Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.

Древний Египет

В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.

История столярного дела, фото № 2

В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.

Древний Рим

Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.

История столярного дела, фото № 3

История столярного дела, фото № 4

Древняя Греция

Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.

История столярного дела, фото № 5

История столярного дела, фото № 6

Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.

Северная Европа

Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.

История столярного дела, фото № 7

История столярного дела, фото № 8

Отечественная деревообработка

Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.

История столярного дела, фото № 9

Деревообработка в России

Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.

История столярного дела, фото № 10

Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.

Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.

История столярного дела, фото № 11

Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.

Деревообработка на Украине

Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Курсовая работа на тему:

Художественная обработка древесины

Глава I . Методика обучения школьников основам художественной обработки древесины

Краткая история художественной обработки древесины……………..4

План конспект урока на тему: Пиление древесины…………………….32

Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью.

Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение.

Поскольку в изучение обработки древесины входят изучение есть необходимость в изучении основ художественной обработки древесины, исходя из этого - выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объектом работы является обучение основ художественной обработки древесины.

Предметом работы является изучение технологии художественной обработки древесины.

Целью является разработка методического пособия для обучения основам художественной обработки древесины.

Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если:

В содержание обучения будут введены изучение технологии основ художественной обработки древесины.

Для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться учебно-методические стенды.

ГЛАВА I . МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств [1].

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.

В Поволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании с подкраской. На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов [4].

Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля — крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний.

В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца.

В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором — народ помнил заключенный в нем глубокий смысл.

Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции.

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика [8].

§ 15. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву: виды резьбы по дереву

Из истории художественной обработки древесины

Художественная обработка древесины — один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома (рис. 1), посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры и др.

В России наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX — начале XX века в деревнях Абрамцево и Кудрино.



Рис. 1. Украшение дома резными деревянными изделиями

Для абрамцево-кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы и т. д.



Рис. 2. Убранство домов с художественным оформлением из древесины

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов (рис. 2): для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок; при изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников и др.; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок и др. (рис. 3).



Рис. 3. Предметы домашнего обихода с резьбой

Виды резьбы по дереву

Ажурная резьба

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Называют её так за кажущуюся воздушность, лёгкость и схожесть с кружевом. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой.

Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 4) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.



Рис. 4. Ажурная прорезная резьба

Мебель XVII-XVIII веков, выполненная ажурной резьбой, представляет собой настоящее произведение искусства. Прорезную резьбу стали наклеивать (или прибивать) к деревянной основе. Резьба, выполненная в такой технике, получила название накладной.

Для ажурной резьбы используют древесину липы, берёзы, ольхи, клёна, ореха и др. Для её изготовления необходимы следующие инструменты: лобзик или пила-ножовка с узким полотном, ручная дрель, свёрла, стамески, напильники и надфили, шлифовальная шкурка, шило.

Технология выполнения ажурной резьбы

Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 5, а), или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.


Рис. 5. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление отверстий: г — выпиливание внутренних контуров; д — отделка формы и зачистка

Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 5, б) после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 5, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 5, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 5, д). Готовое изделие лакируют.

На рисунке 6 показаны изделия, изготовленные школьниками в технике ажурной (пропильной) резьбы.


Рис. 6. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру.




Разновидностью контурной резьбы является чёрнолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.




Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба , все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др.


Рис. 7. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6 — лучи; 7 — ромб; 6 — кухонная лоска с элементами геометрической резьбы

На рисунке 7 показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя рисунок (рис. 8).


Рис. 8. Варианты геометрической резьбы: а — прямоугольники: 6 — цепочка; в — змейка

Технология выполнения геометрической резьбы

Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 9).


Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 10) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.


Рис. 10. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 11 показана технология получения треугольного элемента резьбы.


Рис. 11. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 11, а), затем надрезают вторую грань (рис. 11, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 11, в) и извлекают его из поверхности.

По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую , или абрамцево-кудринскую (рис. 12). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.



Рис. 12. Образцы абрамцево-кудринской резьбы

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 13. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном.


Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 13, а) и подрезают (рис. 13, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4. 5 мм (рис. 13, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.


Рис. 13. Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливание (закругление) контура

Скульптурная резьба

Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них — лесная (парковая) резьба , которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

https://m-strana.ru/upload/resize_cache/medialibrary/5f9/830_830_1/sadovye-skulptury-10-originalnykh-idey-kak-ukrasit-svoy-sad-primery-na-foto-8.jpg

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба ( богородская игрушка ). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 14).


Рис. 14. Богородская игрушка

Ещё один вид скульптурной резьбы – миниатюра – это небольшие декоративные скульптуры.


Можно выполнить резьбу на точеных изделиях.


Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятиях народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

Практическая работа "Художественная резьба по дереву"

  1. Получите у учителя задание по художественной резьбе с указанием вида резьбы: пропильная, геометрическая, плоскорельефная и т. д.
  2. Выберите или, если нет готовой, обработайте заготовку для художественной резьбы.
  3. Подготовьте рабочее место и инструменты для резьбы по дереву.
  4. Выполните резьбу по дереву.
  5. Проверьте качество готового изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

Если вы хотите выполнить творческий проект, используя элементы художественной резьбы, поищите в Интернете или печатных изданиях и выберите понравившееся изделие с резьбой. Если изделие сложное, внесите в него необходимые изменения и разработайте сами его рабочий эскиз.

Новые слова и понятия

Ажурная резьба; плосковыемчатая резьба; геометрическая резьба; рельефная резьба; скульптурная резьба; резчик по дереву.

Читайте также: