Как раньше говорили деревья при заготовке

Обновлено: 18.09.2024

Прошлый мой пост был посвящен старинным технологиям ручной рубки и транспортировки гигантских деревьев - пихты Дугласа и гигантской секвойи - в Соединенных Штатах Америки.

Практически полностью ручной труд практиковался при вырубке этих гигантов в XIX - начале XX века.

Конечно же, в наших краях таких гигантских деревьев , как секвойя гигантская , росших на протяжении от двух до четырех тысячелетий, не было уже несколько миллионов лет - однако и сосны бывают у нас немаленькие, и дубы - огромные, и эти деревья также требовали немалых затрат ручного труда для рубки, транспортировки и обработки.
Это не говоря о том, что площадь лесов в России была значительно больше, чем в Штатах и Канаде.

Посему сегодня я вам расскажу о уже канувших в лету технологиях лесозаготовки, использовавшихся в лесной промышлености Российской Империи и СССР до вполне обозримого времени - еще в середине 1980-х по Волге сплавлялись плоты с деловым и топочным лесом, а на просторах Сибири еще вовсю использовали молевой сплав.

Запань с лесом, сплавленным молевым способом по реке Мана (приток Енисея), снятая мной в 1986 году во время байдарочного похода по Мане. Бревна забили всё русло на протяжении нескольких километров.

Расскажу я и про некоторые сохранившиеся в той или иной степени до наших дней артефакты лесодобычи и лесообработки, расположенные в наших краях - в основном они сохранились до наших дней в виде топонимов.

Когда-то давным-давно Самарская Лука была покрыта строевым сосновым лесом - сейчас остатки этой былой роскоши в виде отдельных редких сосен или небольших сосновых рощ еще можно встретить кое-где - например. в самом сердце Жигулей - урочище Верхние Елгуши:

В основном же леса Луки в настоящее время состоят из деревьев лиственных пород - что нередко бывает после вырубки хвойных.

Гора Ош-Пандо-Нерь тоже когда-то была покрыта сосняком.


На склонах Жигулей в районе Бахиловой поляны еще остались реликтовые строевые сосны

Впрочем, уже "Иллюстрированный путеводитель по Волге" Г.П.Демьянова, выпущенный в 1898 году, гласит:


Из чего можно заключить, что сосны были массово вырублены уже до той поры.
Кроме того, есть исторические свидетельства, что и Сокольи горы в своё время были покрыты густым строевым лесом, уже сильно вырубленным к середине XIX века.
При этом технологии использовались самые примитивные - впрочем, о них дальше.


Начнем с технологии рубки леса - до середины XX века она оставалась в России такой же, как и в Америке - топорами, пилами, клиньями и лагами лесорубы валили вековые деревья.

Проиллюстрирую процесс рубки фотографиями примерно 1920-х годов с сайта В.Ерофеева:



После валки специальные бригады очищали стволы от сучьев и веток:


Затем срубленные стволы распиливались на бревна для удобства транспортировки


Бревна вручную, с помощью бревенчатых же катков. настилов и деревянных лаг перекатывались к месту вывоза - это могла быть река, деревянные лотки с отведенной из ближайшего ручья водой, либо специально проложенная для вывоза грунтовая, деревянно-рельсовая или даже железная дорога.


В наших краях сохранилась, например, насыпь первой в России лесовозной узкоколейной дороги. Вот что можно прочесть о ней на сайте "Узкоколейные железные дороги Самарской области":

Дорога проходила от села Бахилова Поляна в глубь лесного массива Жигулей, принадлежала графу Орлову-Давыдову.

В некоторых источниках эта узкоколейная железная дорога упоминается как первая в России лесовозная узкоколейная железная дорога. Находилась на землях графа В. П. Орлова-Давыдова, построена по его инициативе.
Возможно, открыта в 1880-х годах, вначале представляла собой рельсовый путь узкой колеи с конной тягой.

В 1914 г. часть рельсов была снята на хозяйственные нужды. По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1917 году.

В 1840 году на Волжский берег была вывезена графом Орловым-Давыдовым (предку которого Екатерина II подарила изрядный кусок Самарской Луки, составивший графскую Жигулёвскую вотчину) группа крестьян из Курской губернии. Эти переселенцы основали сначала хутор Старое Отважное на месте нынешнего посёлка Зольное, а позднее обширное село Отважное на месте нынешнего города Жигулёвска.

В дальнейшем в устьевой части долины Бахилова Поляна был основан одноименный посёлок, главным занятием жителей которого стали лесозаготовки.
О размахе рубок в графской вотчине можно судить по тому, что именно здесь была проложена первая в России узкоколейная лесовозная железная дорога.

В настоящее время остатки насыпи этой узкоколейки полностью находятся на территории Жигулевского заповедника им. Спрыгина , и закрыта для посещения.


В конце спуска с Бахиловского серпантина, возле деревенского кладбища, начинается та сама узкоколейка. уходя от проезжей дороги вправо по оврагу, в глубь заповедника.

Кроме узкоколейки на конной тяге, на территории Самарской Луки в середине XX века существовала еще одгна разновидность лесовозных дорог - дерево-рельсовая дорога, или ДРД.

Деревянно-рельсовая дорога выглядела примерно так:


По деревянным рельсам, набранным из бревен одинакового диаметра, катались вагонетки с колесами, напоминающими обыкновенный колесный диск без шины.


Находилась наша самарская ДРД поблизости от давным-давно ликвидированного пос. Родниковый (сейчас - урочище Родниковый). Об истории и легендах этого достаточно загадочного поселения, к тому же пользующегося дурной славой. можно прочесть здесь:

Возник поселок в 1946-47 гг. В глубине леса к западу от села Шелехметь был устроен небольшой лагерь для пленных солдат побежденного Вермахта. Кому-то понадобилось забросить выходцев из центра Европы в самую дикую глушь на границе Азии, в чащу.
В поселке была устроена лесопилка, и лагерь снабжал государственные учреждения Куйбышева дровами и досками. Вскоре, как мне говорили, все немцы померзли в сугробах и вымерли; где-то в лесу близ поселка должна быть их безвестная общая могила. От лесного военного концлагеря осталось два барака и третий недостроенный.

Когда началась новая волна усиленной разработки Самарской Луки – в связи со строительством ГЭС – лесопилку решили восстановить, это было примерно в 1953-1954 годах. Стали собираться в ДРД жители – часть из ближних сел, староверы из Аскул и мордва-мокша из Шелехмети; а кроме того – разного рода шатущие люди, ищущие пристанища, были с Украины, из Мордовии и особенно – из Пензенской области.

В середине 50-х годов был учрежден леспромхоз, привезли новые сборные дома из сосновых досок всего в лучшие времена в ДРД было два десятка дворов, всего – около ста жителей. В леспромхозе выстроили казенную баню, правление, медпункт и начальную школу.

Вся жизнь лесхоза, разумеется, вращалась вокруг досок и дров, так и пропахла древесиной, все жители были лесные люди – лесорубы и плотники.

В 60-е годы поселок был не такой уж заглушиной в те времена грунтовая дорога на Аскулы и Солонец была наезженной, население в селах было гуще и моложе; на лесопилке люди неплохо зарабатывали.
В начале 70-х в знак процветания решило начальство даже переименовать поселок – решили дать звучное имя “поселок Горный”, но так и не переименовали.

Беда поселка была в нехватке воды – ее возили с Волги в бойлерах, на огородах стояли цистерны;
и питьевая, и мытьевая вода была привозная.

Поселок ДРД был закрыт примерно в 1973 году – жители быстро разъехались кто куда, дома вывезли.

Будем считать, что про рубку и транспортировку бревен к реке (в нашем случае это - великая русская река Волга) вы теперь знаете почти всё - теперь поговорим о том, как брёвна доставлялись по реке к месту назначения.

Одним из самых впечатляющих, но ныне позабытых способов транспортировки огромного количества бревен по Волге были так называемые беляны:

Беляна представляла собой огромное. размером чуть ли не с авианосец, "одноразовое" судно, предназначенное для сплава бреыен вниз по реке, и полностью разбираемая на брёвна в пункте назначения.

Экипаж беляны помещался в избах, которые строились на "палубе" беляны вместо надстроек, и также продавались в месте назначения.



Цитирую статью "БЕЛЯНЫ — русские деревянные авианосцы":

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов!


То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!


Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями

Постройка беляны


При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

Поистине, прохождение такого размера корабля по Волге было зрелищем завораживающим.


Кроме белян, для сплава леса на Волге широко использовались плоты:


Большие и малые плоты сплавлялись по Волге как до революции, так и долгое время после, практически до распада СССР.




На дореволюционной открытке легко узнается село Ширяево, или Шиярев Буерак, как он тогда часто назывался.



Дореволюционный фотограф явно снимал примерно с этого места, только ближе к правому берегу:

Плотогоны часто жили прямо на плоту:


Еще во второй половине 1980-х во время моих вояжей по Волге на байдарках нам часто попадались плоты, которые в то время уже тащили буксиры.

По прибытии к месту назначения плоты развязывались, а бревна затаскивались на берег специальными приспособлениями - бревнотасками.


Сплав леса плотами несравненно более экономичен и кологичен, нежели широко применявшийся до революции и особенно в советское время молевой сплав, при котором бревна сплавлялись россыпью, и массово захламляли бревнами как берега реки, так и топляками ее фарватер.

В низовьях сплавленные бревна улавливались специальными ловушками - запанями, забивая бревнами все русло реки на несколько километров (см. фото в начале поста).

Поскольку молевой сплав и судоходство практически взаимоисключали друг друга, подобный вид сплава обычно применялся на малых несудоходных реках.

Еще в 1986 году я видел молевой сплав на реке Мана, левом притоке Енисея в Красноярском крае, во время байдарочного похода.
По берегам реки, особенно на крутых поворотах её русла, были сделаны боновые ограждения из плавающих, соединенных между собой друг за другом стальными скобами, бревен, а по руслам некоторых впадающих в Ману ручьёв шли деревянные сплавные лотки - в верховьях вода ручья отводилась в них, и бревна, как в аквапарке, слетали по лоткам в Ману.
Впрочем, молевой сплав проводился во время весеннего половодья. и к июлю, когда мы плыли по реке. река уже была свободна от плывущих бревен, однако п ри таком способе сплава множество бревен тонет либо цепляется за неровности дна и,или берега - и потому нам приходилось постоянно следить за топляками и лавировать меж застрявших на порогах и перекатах бревен.
Несмотря на то, что на значительном протяжении Мана протекает по территории заповедника Красноярские Столбы, молевой сплав по ней велся до распада СССР.

Следующий самарский артефакт, связанный с лесозаготовкой и деревообработкой - "Бревнотаска". Именно такой топоним используют коренные жители пос. Управленческий для обозначения одного из участков волжского склона.

Где-то здесь на этом склоне Сокольих гор между "вертолеткой" и "здравницей", и находилась "Бревнотаска" - устройство для подъема бревен из плотов на деревообрабатывающий завод, распологавшийся на высоком волжском берегу .:

По берегу Волги вдоль всего побережья города Самара еще до середины XX века стояли дровяные сараи и лесопилки - именно сюда швартовалось большинство плотов со строевым и дровяным лесом, сплавляемых до Самары.


Следующий наш самарский топоним, связанный с лесом - Лесобиржа.
Такое название до сих пор носит участок берега и дачный поселок в Красноглинском районе, у впадения в Волгу реки Сок.

lesobirja_GSh1963.JPG

В советское время с началом строительства Куйбышевского гидроузла, до лесобиржи была построена железнодорожная ветка.


Насыпь этой уже давно разобранной ж/д ветки для вывоза леса существует до сих пор:


Уже давно по Волге не ходят беляны и не сплавляются плоты, в лесах Самарской Луки не ведутся массовые лесозаготовки - но о той ушедшей поре напоминают нам наши самарские топонимы.

Пошаговые мастер-классы с фото и описанием, технологии, примеры работ - все, что нужно для рукоделия настоящему мастеру или просто умельцу.

Поделки любой сложности, большой выбор направлений и идей для творчества.

Главная Полезные советы Рубка деревьев - незабытые народные ритуалы

Рубка деревьев - незабытые народные ритуалы

В прошлом, когда не было тракторов и бензопил, рубка каждого дерева была ритуальным событием. Варварским отношением к лесу можно было навлечь обиду духов леса, а значит несчастья и болезни.


Но заветы предков не забыты и живы.

Но не во все места проникли современные охотники за наживой. Память о старинных обычаях в некоторых частях страны очень крепка. Особенно это видно в северных районах страны - Карелия, Архангельск, частично Вологда. Многие ученые изучали и изучают традиции местных жителей. Логинов Константин, старший сотрудник научного центра Карелии, подтверждает это своими этнологическими исследованиями семейного повседневного быта коренных жителей.

Ему удалось воспроизвести древний ритуал лесорубов. Он использовал данные коренных жителей Обонежья (восточной части). Раньше ритуал рубки дерева для хозяйственных нужд или строительства соблюдали повсеместно. Однако теперь его редко где увидишь.

В древности коренные жители верили в то, что у каждого дерева есть душа. Хотя лес был для них привычен, он всегда оставался уважаемым, но чужим миром. В нем обитали лешие, в существование которых свято верили. Редкие с ними встречи объясняли тем, что они не любят попадаться на глаза. От леса всегда можно было ждать как благ, так и больших неприятностей. Обиженная душа дерева, срубленного даже для благих целей, но не по правилам, мстила своему обидчику. Поэтому, при рубке деревьев, всегда выполнялись определенные обычаи. В наше время какая-то их часть кажется непонятной, но остальные достаточно обоснованы.

Первое, что делал лесоруб – произносил заговоры, предостерегающие его от получения травм при сваливании дерева. В некоторое время рубка живых деревьев не разрешалась совсем. В основном это было связанно с праздниками, такими, например, как святки, пасхальная неделя, церковные праздники. Всё, что можно было делать в это время – рубить уже заготовленные деревья на дрова. При первом выгоне стада коров также заготавливать лес запрещалось – лесные духи могли из мести отравить бурёнок.

Были и особенные, запрещенные для рубки места. У тех, кто осмеливался нарушить обычай, могли "отсохнуть руки". Так духи наказывали тех, кто срубил дерево в роще на кладбище, в лесу на священном или проклятом острове. Примерами таких мест служат Киньгостров, на котором, по легендам, спит чудь, Иламостров со старообрядческим кладбищем, остров Морьостров - с садом умершего владельца хутора. Хотя на нем и растет одичавший сад и множество полезных лечебных трав, высокие деревья-долгожители, но на него наложено сильное проклятие, которое может наказать, осмелившегося нарушить запрет и всю его семью. И в наше время к этому месту без необходимости не ходят.

Еще одним почитающимся водлозерами местом является Ильинский остров. Для своих нужд деревья на нем никто не рубит. Лишь однажды была расчищена поляна для празднования Ильина дня. Но нарушением заповедей это не является, так как рубили деревья не для себя, а для общего дела.

Перед походом в лес сверяются с календарем и выбирают наиболее удачные, по мнению колдунов, дни. О том зачем идешь, говорить никому нельзя, чтобы не подслушал леший.

Дойдя до места, нужно попросить духов разрешить обосноваться на нем. Затем тщательно нужно проверить деревья – многие из них рубить запрещено. Например, неприкосновенными считались деревья, рядом с которыми отдыхали при переходах, отмечающие дорогу, посаженные людьми, а также те к которым привязывали лодки. Хуже всего повредить колдунье дерево. Не рубили специально посаженные деревья – заклинающие болезнь при рождении детей, перед уходом на долгое время (на войну, на охоту).

Не рубили и те деревья, у которых кто-то умер. Для строительства не годились деревья с гнездом ворона или старые деревья. Главным строительным деревом была сосна.

Когда все деревья были выбраны, нужно было попросить разрешения у духов леса на рубку. При этом необходимо было сказать цель рубки дерева. Перед тем, как начать рубить, всегда прикасались к стволу рукой, обращаясь к душе дерева и прося её не таить зла на лесоруба. Даже в начале нашего века некоторые современные лесорубы чтили традиции и извинялись перед срубом первого дерева.

При несоблюдении ритуалов лесные духи предупреждали два раза. Поскольку никто не сомневался, что за нарушение традиций последует наказание, известно было даже, как будет выглядеть предупреждение. Для начала с топорища слетит топор, затем оно треснет – это должно всем показать, что были допущены ошибки, за которые может быть и более серьезное наказание – у лесоруба могут одеревенеть руки и ноги через некоторое время после работы.

В страхе перед наказанием лесорубы никогда не оставляли топор в пне или дереве. Ночью топор всегда был в жилье, его лезвие было повернуто к стене жилища. Ежедневно с 1 до 2 часов дня было время общей вежливости. Нельзя было желать плохого соплеменникам - именно в это время недобрые мысли и слова могли материализоваться.

Спиленные и срубленные деревья вывозили из леса комлем вперед. Это происходило из-за веры в душу дерева, которое приравнивали к покойнику. Несоблюдение традиции навлекало смерть на лесоруба и его семью.

После доставки на место бревна не трогали 40 дней. Это время нужно для ополаскивания душой дерева тела. Однако это было и технологически правильно. За сорок дней наиболее активно выделялась смола из стволов.

Подобное отношение к деревьям сохранялось не только из-за страха, а также из желания сохранить богатства леса для будущих поколений. Раньше намного больше думали о продолжении своего рода, а не только о сиюминутной выгоде.Рубка деревьев - незабытые ритуалы

Новые статьи:

В каждом доме, хотя бы раз в жизни, возникала неприятная ситуация когда берешь в руки нож. а он не режет. Затупился. …

В тех домах, где необходимо сэкономить пространство, строят винтовые лестницы. Такую конструкцию несложно построить самостоятельно, гораздо труднее пр …

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Заготовка дерева в старину: способы, хитрости, инструменты

Человек с древних времен заготавливал и обрабатывал древесину. Не было недостатка в этом легко обрабатываемом и доступном материале и в России. Не зря ее называли страной лесов или деревянной Русью. Древесина использовалась для постройки изб, строительства городов, возведения церквей и крепостных сооружений. Причем все работы по валке деревьев и обработке стволов выполнялись простым инструментом – топором. У древних славян было немало обычаев, в том числе и связанных с заготовкой материала для изготовления бревенчатых срубов.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

В древней Руси мастеровые люди из дерева изготавливали все, начиная с кухонной утвари, инструмента и предметов декора, и заканчивая мебелью, колодцами и срубами. В то время существовали традиции выбора и заготовки древесины. Деревья специальным образом готовились к рубке. Причем не всякий материал был пригоден для строительных и ремесленных целей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Заготовка производилась строго в определенное время года. Давайте поближе познакомимся с традициями древних славян, связанных с выбором и заготовкой леса.

Особенности выбора древесины для строительных целей и ремесленничества

Славяне к деревьям относились с особым уважением, их не только почитали, но и считали священными. Для древних людей древесина была не просто строительным материалом. У наших языческих предков было немало суеверий, связанных с деревом. Их считали, чуть ли не живыми существами. Согласно древним славянским легендам, первые люди своим сотворением обязаны деревьям. Именно поэтому их считали мудрыми, могущественными и сильными.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Рубка священного дерева отождествлялась с убийством человека. И вместе с тем из древесины нужно было строить избы.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Тут существовал компромисс. Не всякий материал использовался для строительных целей. Древним славянам свойственно трепетное отношение к выбору подходящей древесины. Многие деревья настолько почитали, что они считались священными, и их запрещалось рубить. Причем под запрет попадали как целые заповедные рощи, так и отдельные виды деревьев в зависимости от размеров, возраста и особенностей развития.

Категорически запрещалось рубить:

  • деревья, растущие на могилах и рядом с ними. Считалось, что они являются пристанищем человеческих душ. Скрип, который издавало дерево, согласно поверью отождествлялся с плачущей душой замученного человека;
  • старые деревья, называвшиеся лесными патриархами. Их считали священными, имеющими право на смерть только от старости;
  • молодой, незрелый лес. Люди думали о будущем и хотели дать возможность молодым деревьям достичь наилучших кондиций;
  • древесину с аномалиями. К ним относились наличие дупла, наростов, вросшего в дерево камня, необычное переплетение корней и непривычная форма ствола. Считалось, что в такой древесине могла поселиться нечистая сила.

Запрет также распространялся на деревья, растущие рядом с дорогами и перекрестками, сухую безжизненную древесины и деревья, которые посадил человек.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

О качестве древесины и выборе подходящей породы

Подбирая материал для изготовления сруба, славяне отдавали предпочтение хвойным породам деревьев.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Это было связано со следующими особенностями древесины:

  • правильной и удобной для обработки формой ствола;
  • отсутствием дефектов, характерных для других пород деревьев;
  • малым количеством влаги за счет повышенной концентрации смол;
  • достаточной для строительства прочностью и высокой долговечностью;
  • равномерной структурой материала и простотой ручной обработки.

О правильности выбора свидетельствовало то, что избам и хозяйственным постройкам из хвойной древесины удалось простоять не одну сотню лет без трещин и деформаций.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Стены древних домов часто изготавливали из лиственницы или сосны, а кровлю из ели. От использования лиственных пород старались воздержаться. В редких случаях производилась заготовка березы и осины, которые считались энергетически неблагоприятными для людей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Каким инструментом производилась заготовка леса?

Исключительно топором! Он использовался как для заготовки, так и для выполнения строительных работ.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Как готовили и когда рубили деревья!

Древесину для рубки выбирали за пару лет. На стволе выполняли несколько вертикальных затесов, часть коры удаляли, и дерево ждало заготовки на протяжении четырех-пяти лет.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

За этот период древесина высыхала, насыщалась смолой, и считалась пригодной для строительных целей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Рубка производилась исключительно в зимнее время. Соблюдение сроков заготовки было главным секретом качественного материала. Срубленные деревья грузили на сани и везли к месту строительства.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Там материал сортировался, высушивался, а затем использовался по назначению.

Можно ли взять на дрова поваленные в лесу деревья?

Рассказываем, что такое валежник и какие деревья можно взять в лесу без нарушений.

- В лесу рядом с моим домом валяется много поваленных деревьев. Они мешают ходить по тропинкам и отлично подошли бы на дрова. Могу ли я забрать их себе? Будет ли это нарушением? И грозит ли штраф? Расскажите, пожалуйста, как это сделать законно.

Как сообщили в Министерстве лесного хозяйства Кировской области, по закону граждане могут свободно и бесплатно находиться в лесах и собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы, а также недревесные лесные ресурсы (это береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, мох, лесная подстилка, камыш и другое).

- Валежником являются лежащие на поверхности земли остатки стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ и (или) образовавшиеся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале, - отметили в Министерстве. - Следовательно, сбор валежника для собственных нужд граждан свободен и бесплатен, то есть не требует внесения платы и оформления документов.

При этом к валежнику не относятся сухостой (усохшие, стоящие на корню деревья) и ветровал (поваленные или наклонённые деревья с обрывом более трети корней), их рубка запрещена.

- При заготовке валежника запрещается рубка растущих и сухостойных деревьев, рубка и раскряжёвка (поперечная разрезка ствола дерева на части - кряжи - прим. ред.) свежих ветровальных и буреломных деревьев (деревья с зелёной хвоей или листвой). Не допускается использование валочных, валочно-пакетирующих и трелёвочных машин. Запрещается разрубка трасс и волоков, а также повреждение деревьев для организации подъезда к месту сбора валежника. Запрещается отчуждение (продажа) заготовленной валежной древесины, - обратили внимание в Министерстве.

Что грозит за нарушение?

В случае, если вы срубите сухостойные деревья, это могут признать незаконной рубкой, а рубку ветровальных и буреломных деревьев - хищением древесины.

- Незаконная рубка – это повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесённых к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан. В соответствии со статьей 8.28 КоАП РФ незаконная рубка влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх до четырёх тысяч рублей, - пояснили в Министерстве.

Если же при рубке деревьев использовалась техника либо она происходила в лесопарковом зелёном поясе, то к штрафу от четырёх до пяти тысяч рублей добавляется конфискация продукции и орудия совершения правонарушения. За приобретение, хранение, перевозку или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины грозит штраф в пять тысяч рублей.

- Если эти деяния совершены в значительном размере, - в соответствии со ст. 260 УК РФ осуждённые наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от 100 до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до 18 месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет, - рассказали в Министерстве.

Коротко о главном:

1. Валежником являются лежащие на поверхности земли остатки стволов деревьев, сучьев, а также деревья, упавшие вследствие естественного отмирания, при повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале.

3. К валежнику не относятся сухостой (усохшие, стоящие на корню деревья) и ветровал (поваленные или наклонённые деревья с обрывом более трети корней), их рубка запрещена.

4. Рубку сухостойных деревьев могут признать незаконной рубкой, а рубка ветровальных и буреломных деревьев - хищением древесины. За нарушение грозит наказание от штрафа от 3 тысяч до 500 тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Читайте также: