Как скажется на урожае яблони повреждение части ее корневых волосков докажите

Обновлено: 18.09.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 9 Строение стебля

Ответы к § 9. Строение стебля

Вопросы в начале параграфа

1. Что называют побегом?

Побегом называют стебель с расположенными на нём листьями и почками.

2. Какие функции выполняют механическая, проводящая, покровная ткани?

Перечисленные ткани выполняют следующие функции:

- механическая — обеспечивает прочность органов растений;
- проводящая — обеспечивает продвижение воды с растворёнными в ней питательными веществами;
- покровная — защищает внутренние органы растения от повреждений и проникновения вредных микроорганизмов.

3. Какие стебли имеют известные вам растения?

Можно выделить два основных вида стеблей растений: травянистые и деревянистые.

4. Чем различаются стебли деревьев, кустарников, трав?

Стебли трав и молодых побегов деревьев и кустарников — травянистые. Обычно они существуют только один сезон, а потом либо погибают, либо видоизменяются (происходит одеревенение).

Стебли деревьев и кустарников — деревянистые. Они прочные и твёрдые, а срок из существования может длится годами, десятилетиями, а у некоторых деревьев и столетиями.

Лабораторная работа: Внутреннее строение ветки дерева

1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

Через чечевички происходит газообмен: дерево получает воздух из окружающей среды и выводит отработанный воздух наружу.


2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.


3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?

Внешний слой коры у молодых деревьев называется кожицей, а у взрослого растения — пробкой.

Луб — это внутренний слой коры. В его состав входят ситовидные трубки и лубяные волокна. По ситовидным трубкам перемещаются растворы органических веществ, необходимых для питания деревьев, а волокна проводят воду и минеральные вещества.

4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

Если рассматривать кору (пробку), древесину и сердцевину, то самым прочным слоем ствола оказывается древе сина. Она состоит из механической ткани, созданной специально чтобы придавать растению прочность и твёрдость.

Сердцевина уже не такой прочный слой стебля. Она кажется рыхлой. По строению сердцевина состоит их крупных клеток с тонкими оболочками и служит для накопления запаса питательных веществ.

Кора (пробка) — наиболее хрупкий слой. Она состоит из отмерших клеток с большим количеством межклеточников, заполненных воздухом, потому очень быстро ломается.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

Если отсоединить кору от древесины, то можно на ощупь почувствовать слой, который называется камбий. Это тончайший слой, который состоит из узких и длинных клеток образовательной ткани. Увидеть его невооруженным взглядом практически невозможно, но если провести по древесине пальцем, то на месте отделения коры можно ощутить увлажнение. Такое увлажнение возникает из-за того, что при отделении коры клетки камбия разорвались и их содержимое вытекло.

Камбий выполняет важную функцию в жизни стебля. Клетки этого слоя обладают способностью делиться (относятся к образовательной ткани). Благодаря этому ствол постоянно увеличивается в толщину — утолщается слой древесины и слой луба.

6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.


7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.

Возраст этого дерева — 11 лет.


8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.

Годичные кольца на этом спиле все разной толщины. Это значит, что условия произрастания в разные годы были различны. Например можно сказать, что 4-й, 5-й и 6-й год дерево получало значительно меньше влаги, поскольку годичные кольца, образованные в эти года, тоньше остальных.

Древесина, образованная весной, летом и осенью выглядит по разному. Весной и летом образуются крупные клетки, они дают более светлую древесину. А осенью древесина прирастает узким и более тёмным кольцом из мелких клеток.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту — лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.

Чем ближе к сердцевине находится слой древесины, тем он старше и наоборот — чем ближе к коре слой древесины, тем он младше. Это объясняется тем, что слой камбий, который и производит новые клетки древесины, находится на границе между корой и древесиной.

Вопросы в конце параграфа

1. Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника?

Внутреннее строение стебля дерева включает в себя несколько основных слоёв (от центра): сердцевину, древесину, камбий и кору.

2. Какое значение имеют кожица и пробка?

Кожица у молодых деревьев и пробка у более взрослых растений — это внешний слой коры. Они состоят из покровной ткани и необходимы для защиты растений от различных механических повреждений, излишнего испарения, проникновения внутрь вредных микроорганизмов и опасных веществ, а также от проникновения внутрь болезнетворных бактерий.

Кроме того, кожица и пробка обеспечивают газообмен между деревом и окружающей средой. Для этого у кожицы имеются устьица, а на поверхности пробки образованы чечевички.

3. Где расположен луб и из каких клеток он состоит?

Луб — это внутренний слой коры. Он находится под пробкой или кожицей. Луб состоит из ситовидной ткани и лубяных волокон. Первые перемещают растворы органических веществ, а вторые — воду и растворённые в ней минеральные вещества.

Ситовидные трудки состоят из вытянутых живых клеток, у которых поперечные клетки пронизаны отверстиями словно сито. Ядра в клетках ситовидных трубок разрушены, а цитоплазма прилегает к оболочке.

У лубяных волокон клетки тоже вытянутые, но их содержимое разрушено, а стенки одеревенелые. это очень прочные и гибкие волокна образованные механической тканью.

4. Что такое камбий? Где он расположен?

Камбий находится между корой дерева и древесиной. Это очень тонкий слой образовательной ткани состоящий из узких длинных клеток способных постоянно делиться. В результате деления клеток камбия в стволе образуются новые клетки древесины и новые клетки луба, а дерево постоянно увеличивается в толщину.

5. Какие слои видны на поперечном срезе стебля при рассматривании невооружённым глазом и с помощью микроскопа?

Невооружённым взглядом на поперечном срезе стебля можно рассмотреть следующие слои: кору, древесину и сердцевину. Слой камбия можно определить на ощупь, если отделить от древесины кусочек коры.

Под лупой или в микроскоп можно выделить составляющие части коры: кожицу, пробку и луб.

6. Что такое годичные кольца? Как они образуются?

Годичное кольцо — это слой древесины образованной деревом в течении года (годичное кольцо прироста). Весной, летом и осенью клетки камбия начинают делится и образуют все новые и новые слои древесины. Весной и летом образуются крупные клетки, а осенью — мелкие. Увидеть разницу между весенними и осенними клетками чаще всего можно даже невооруженным взглядом.

Благодаря этому по срезу дерева можно определить его возраст и условия, в которых произрастало растение в тот или иной период времени. Например узкое годичное кольцо говорит либо о недостатке влаги для растения, либо о его плохой освещенности.

Подумайте

Что можно определить по годичным кольцам? Почему у многих тропических растений годичных колец не видно?

По годичным кольцам можно определить возраст растения и условия окружающей среды, в которых произрастало растения в тот или иной период его жизни.

У многих тропических растений годичные кольца отсутствуют поскольку в этой природной зоне климатические условия не меняются со сменой времён года. Растения и зимой, и летом развиваются одинаково. Клетки камбия делятся с одинаковой скоростью и образуют новые клетки древесины ничем не отличающиеся по внешнему виду от древесины, образованной в предыдущий сезон (весенние клетки древесины не отличаются от зимних).

Задания

1. Рассмотрите чечевички на ветвях бузины, черёмухи, дуба и других деревьев и кустарников.


2. Определите возраст какого-либо спиленного дерева по годичным кольцам. Сделайте рисунок спила. Укажите на рисунке сторону, которая у дерева была обращена к северу.


3. Возьмите ветки яблони, багульника (рододендрона сибирского), вишни и поставьте их в сосуд с водой в тёплом светлом помещении. Подливайте в сосуд свежую воду. Через полторы-две недели на ветках распустятся цветки. Используйте их при изучении строения цветка.

Словарик

Травянистый стебель — это нежные и гибкие стебли трав и молодые побеги растений, которые существуют обычно один сезон.

Деревянистый стебель — это твёрдые стебли деревьев и кустарников.

Прямостоячий стебель — это стебли, которые растут вертикально вверх.

Вьющийся стебель — это стебли, которые поднимаясь вверх обвивают опору.

Лазающий стебель — это стебли, которые поднимаясь вверх цепляются за опору усиками или придаточными корнями, отрастающими от стебля.

Ползучий стебель — это стебли, которые стелются по земле и могут укореняться в узлах.

Чечевички — это маленькие бугорки с отверстиями, которые образуются в пробке стебля для осуществления газообмена.

Пробка — это верхний покровный слой коры защищающий внутренние слои стебля (ствола) растения.

Кора — это покровный слой стебля состоящий из пробки (кожицы) и луба.

Луб — это внутренний слой коры, в состав которого входят ситовидные трубки и лубяные волокна.

Ситовидные трубки — это слой луба, по которой перемещаются растворы органических веществ.

Лубяные волокна — это слой луба, по которой проводятся растворённые в воде минеральные вещества.

Камбий — это слой стебля, который находится между лубом и древесиной и состоящий из постоянно делящихся клеток.

Древесина — это самый широкий и самый плотный слой стебля, обеспечивающий устойчивость и прочность стебля.

Сердцевина — это центральный рыхлый слой стебля, в котором откладываются запасы питательных веществ.

Сердцевинные лучи — это слой проводящих и запасающих клеток стебля, идущих от сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб.

Г) неклеточные, одноклеточные и многоклеточные формы..

2. Не является органом цветкового растения:

А) соцветие; б) цветок; в) побег; г) корень.

3. К кустарникам относится:

А) вяз; б) лещина; в) можжевельник; г) клюква.

4. К многолетним травам относится:

А) одуванчик; б) гречиха; в) свекла; г) лебеда.

5) Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

А) закрепление растения в почве; б) запасание питательных веществ;

В) всасывание минеральных солей и воды; г) образование питательных веществ.

6) Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа:

А) растут верхушкой; б) делятся на одинаковые функциональные зоны;

В) имеют почки; г) растут из почки.

7. К проводящей ткани относятся:

А) столбчатые клетки листа; б) корневые волоски;

в) каменистые клетки груши; г) ситовидные трубки.

8. Проводящая зона корня расположена между:

А) корневым чехликом и всасывающей зоной; б) всасывающей зоной и зоной роста.;

В) зоной деления и зоной роста; г) всасывающей зоной и стеблем.

9. Сосуды, проводящие воду и минеральные вещества проходят через:

А) кору корня; б) центральную часть корня;

в) кору и центральную часть; г) между корой и центральной частью.

10. У растения удалили значительную часть корневых волосков. В результате процессы фотосинтеза:

А) не изменятся; б) ускорятся; в) замедлятся; г) прекратятся.

11. Каковы будут последствия повреждения коры плодового дерева

(кольцевой срез на высоте 1 метр):

А) вода и минеральные вещества не поступят в листья;

Б) органические вещества не поступят в цветы;

В) органические вещества не дойдут до корней;

Г) органические вещества не будут синтезироваться.

12. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого есть:

А) пестики и тычинки; б) лепестки и чашелистики; в) венчик и пестик; г) цветоножка и пестик

13. Плод цветкового растения развивается из:

А) семязачатка; б) завязи пестика; в) пыльника; г) столбика пестика.

14. Плод костянка у:

А) дуба; б) смородины; в) томата; г) персика.

15. Жизнь цветкового растения начинается с:

А) образования зиготы; б) прорастания семени; в) момента опыления; г) цветения.

16. В каком случае правильно показана формула цветка крестоцветных:

А) Ч4Л4Т2+4П1; б) Ч2+4Л2Т4П1; в) Ч1Л2Т2+4П4; г) Ч4Л2Т2+4П1.

17. Общим для семейства крестоцветные является:

А) соцветие корзинка; б) мочковатый корень; в) плод стручок; г) плод боб.

18. Цветок бобовых приспособлен к опылению:

А) ветром; б) водой; в) мелкими млекопитающими; г) насекомыми и самоопылению.

19. Характерными для семейства бобовых соцветиями являются:

А) простой зонтик и корзинка; б) колос и метелка;

В) головка и кисть; г) щиток и сложный зонтик.

20. Цветку пасленовых соответствует формула:

А) Ч5Л5Т3+2П1; б) Ч5Л5Т5П1; в) Ч4+1Л3+2Т5П1; г) Ч(5)Л(5)Т5П1

21. Отличительный признак семейства сложноцветные:

А) сетчатое жилкование; б) соцветие корзинка; в) две семядоли; г) простой околоцветник

22. Какая из формул означает строение цветка тюльпана:

А) Ч3О3Т6П1; б) О3+3Т3+3П1; в) Ч6О6Т3П38; г) О3Т3П1

23. Признаком растений семейства злаков является:

А) плод зерновка; б) стебель соломина; в) соцветие сложный колос; г) все перечисленное

24. Фотосинтезирующий аппарат водорослей называется:

А) хлоропластом; б) хлорофиллом; в) хромопластом; г) хроматофором.

25. Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит:

А) слиянием гамет; б) спорами или делением пополам;

В) неравными частями тела; г) всеми указанными способами.

26. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

А) ризоидами; б) листьями; в) корнями; г) всей поверхностью тела.

27. После оплодотворения у кукушкина льна развиваются:

А) споры; б) коробочки со спорами; в) зеленые нити; г) листостебельные растения

28. Мхи отличаются от водорослей наличием:

А) ризоидов; б) органов; в) хлорофилла; г) полового поколения.

29. Из споры папоротника вырастает:

А) заросток; б) спорангий; в) взрослое растение; г) зигота

30. Папоротникообразные считают наиболее высоко организованными споровыми растениями, т.к.:

А) они размножаются спорами; б) у них есть проводящие сосуды стебля;

В) они способны к фотосинтезу; г) у них есть половой процесс.

В1. Установите последовательность событий в развитии томата:

А)образование семян; Б) образование вегетативных органов;

В) цветение; Г) накопление питательных веществ; Д) образование плодов.

В2. Выберите растения, у которых сложные листья:

А) конский каштан; Б) желтая акация; В) береза; Г) липа; Д) дуб; Е) шиповник.

В3. Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений

  1. Однодольные а) стержневая корневая система;
  2. Двудольные. Б) параллельное или дуговое жилкование листьев

В) сетчатое жилкование листьев;

Г) камбий и древесина развиты;

Д) мочковатая корневая система;

В4. Выберите функции покровной ткани растения:

А) регуляция газообмена; Б) защита от механических повреждений;

В) формирование скелета растения; Г) проведение органических веществ;

Д) проведение неорганических веществ; Е) защита от перепада температур.

В5. Установите правильную последовательность событий при прорастании семян фасоли:

А) лопается семенная кожура; Б) образуются семядольные листья;

В) семя набухает; Г) появляется зародышевый стебелек с почечкой;

Д) семядольные листья отваливаются; Е) появляется корешок.

В6. Выберите признаки растений семейства мотыльковые:

А) стебель видоизменен в луковицу; Б) В зародыше две семядоли;

В) имеют главные корни; Г) опыляются насекомыми или самоопылением;

Д) В околоцветнике 5 лепестков; Е) плод стручок.

В7. Установите соответствие между признаками семейств и их названиями:

  1. Сложноцветные; А) двудольные;
  2. Злаковые. Б) соцветие колос или початок;

Г) соцветие корзинка;

Д) плод зерновка;

В8. Установите последовательность развития мха кукушкин лен, начиная с прорастания спор

А) оплодотворение; Б) появление зеленой нити – предростка;

В) попадание ссоры на землю; Г) развитие зеленого растения;

Д) формирование коробочки со спорами.

В9. Выберите верные утверждения:

А) в жизненном цикле мхов преобладает гаметофит;

Б) спорофитом кукушкина льна является зеленое растение;

В) у мхов есть корни, стебель, листья; Г) мхи – наземные растения;

Д) оплодотворение у мхов зависит от воды;

Е) У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов;

Ж) спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.

С1. Зачем проводят побелку стволов деревьев?

С2. Чем отличаются видоизмененные побеги от видоизмененных корней?

С3. Какие существуют приспособления у плодов и семян для распространения и расселения?

С4. Могут ли существовать растения, не имеющие корней и хлорофилла?

С5. Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте их.

  1. Среди зеленых клеток кожицы листа находятся бесцветные замыкающие клетки устьиц
  2. В них нет хлоропластов. 3. Клетки устьиц регулируют газообмен и испарение воды в растении. 4. У большинства растений устьица находятся на верхней стороне листа.

5. Только у водных растений листья расположены на нижней стороне.

С6. Почему многие растения погибают при избыточном поливе?

С7. Почему деревья, растущие вдоль автострады, развиваются хуже, чем те, которые растут в километре от нее?

С8. Как скажется на урожае яблони повреждение части ее корневых волосков?

С9. Что такое спорофит и гаметофит? Чем они представлены у мхов и папоротников?

1 . Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2 . Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
3 . Отберите растения со стержневой корневой системой.
4 . Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5 . Заполните таблицу в рабочей тетради.

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы

Решение

1 . Рассматриваем корневые системы предложенных нам растений. Чем они различаются?
В качестве примеров разных корневых систем возьмем для изучения корни моркови, лука, пшеницы, свеклы и репы. У свеклы, моркови и репы мы видим толстый корень – это главный корень, из−за чего корневая система таких растений называется стержневой. У пшеницы и лука мы видим, что главный корень отсутствует, но есть разветвленный куст из придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется стержневой.
2 . Прочитаем в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую – мочковатой.
Стержневой называют корневую систему, при которой хорошо развит главный корень, который внешне похож на стержень. Он вырастает из зародышевого корешка. Однако формируют стержневую систему не только главный корень, но и маленькие боковые корешки, отходящие от него.
Мочковатой называют корневую систему, для которой характерно наличие большого количеств одинаковых придаточных корней, которые образуют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от подземных и надземных частей стебля, а еще реже – от листьев. При этом у растений с мочковатой корневой системой может присутствовать и живой главный корень. Однако, он либо рано отмирает, либо вовсе не отличается по размеру от остальных придаточных корней.
3 . Отбираем растения со стержневой корневой системой.
Стержневая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Это может быть морковь, щавель, свекла, гречиха, арахис и т.д.
4 . Отбираем растения с мочковатой корневой системой.
Мочковатая корневая система встречается у однодольных растений, например, у пшеницы, алоэ, ландыша, тюльпан, ячменя, лука, чеснока, лилии и т.д.
5 . Заполняем таблицу в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

Это такие участки: зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения.

№ 2. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает верхушку корня от повреждений частицами почвы во время роста растения.

№ 3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток располагается на участке между корневым чехликом и зоной роста. Состоит из мелких, но плотно прилегающих друг к другу живых клеток – образовательной ткани. Их число постоянно растет.

№ 4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Над зоной деления клеток расположена зона роста или растяжения. Так как на этом участке клетки вытягиваются, то корень растет в длину.

№ 5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок – это длинный вырост из наружной клетки корня, который находится в зоне всасывания. В нем под клеточной оболочкой расположено ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластиды.

№ 6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

В этой зоне находятся корневые волоски, которые увеличивают всасывающую поверхность всего корня.

№ 7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?

Зона проведения находится чуть выше зоны всасывания. По клеткам этой зоны вода и растворенные в ней минеральные вещества перемещаются вверх по стеблю растения.

№ 8. Что такое ткань?

Тканью называют целую систему клеток и межклеточного вещества, которые объединены единым происхождением, строением и функциями.

№ 9. Какие ткани различают в корнях растений?

Виды тканей в корнях растений: проводящие, покровные, основные, образовательные, механические.

Читайте также: