Какая бывает роспись по дереву

Обновлено: 18.09.2024

vidi-rospisi-po-derevu

Хохлома давно стала столпом русской росписи. С этим трудно спорить, вот только видов росписи талантливый русский народ породил много больше, и они заслуживают не меньшего внимания. Какие виды росписи по дереву стали достоянием народного искусства? Почему хохлома известнее, чем, например, пермогорская роспись? Почему эти художественные направления на самом деле интересно изучать? И что нужно для того, чтобы освоить один из видов русской росписи? Ответы ищите здесь.

Мезенская

Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.

vidi-rospisi-po-derevu

Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:

Городецкая

Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).

vidi-rospisi-po-derevu

5 главных тезисов – городецкая роспись:

Хохлома

Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.

vidi-rospisi-po-derevu

Что нужно знать о хохломе:

Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.

Прикамская

В старину этой росписью декорировали стены домов, двери и мебель. На светло-оранжевом фоне в красном цвете изображали анималистичные и растительные мотивы. Название промысла связано с территорией, что прилегает к реке Кама в Пермском крае.

vidi-rospisi-po-derevu

Основные мотивы промысла:

  • вазоны с пышными цветами;
  • птицы и животные;
  • кусты с плодами;
  • сюжетные сцены с людьми.

Попробовать прикамскую роспись по дереву можно гуашью, акрилом. Подходящие для декорирования поверхности – шкатулки, доски, хлебницы, короба, деревянные игрушки.

Северодвинская

Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.

vidi-rospisi-po-derevu

Что нужно знать об этом направлении:

  • сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
  • в основном ею декорировались прялки;
  • вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
  • северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.

Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.

Пермогорская

Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.

vidi-rospisi-po-derevu

Особенности техники:

  • птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
  • посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
  • бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
  • приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
  • продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
  • цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.

Пермогорская роспись будет удачным вариантом для первых проб в изучении таких направлений. Пробовать эту роспись по дереву можно акриловыми красками, так как они придадут большую яркость выразительным работам.

Урало-сибирская

Один из видов свободной кистевой росписи по дереву масляными красками этоУрало-сибирская роспись . Отличает ее особая техника – разбел, когда на края плоской кисточки в один захват с белилами берется цветная краска.

vidi-rospisi-po-derevu

Особенности промысла:

  • небольшое количество цветов – лишь один для всей зелени, лишь один для всех цветов, цвета обычно контрастируют фону;
  • традиционно расписывали окрашенную древесину;
  • разметку делали пальцами без эскиза, отпечатывали пятнами главных цветов расположение будущих листьев и бутонов;
  • благодаря двухцветному мазку создавался мягкий переход от цвета к цвету;
  • завершали роспись графичные черные приписки, чтобы все элементы композиции связывались с фоном.

Особенно привлекательна эта роспись в интерьере и экстерьере домов – там ее лаконичность, собранность, четкость в выборе цветов максимально раскрываются. И даже в современном интерьере она может стать интересным акцентом. Начать можно с декорирования белого подноса урало-сибирскими мотивами, а продолжить, к примеру, расписной книжной полкой.

Предлагаем вашему вниманию фильм об уральской росписи и художнике Надежде Елькиной.

Владимирская

vidi-rospisi-po-derevu

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Шугозерская

Появилась она на территории современного Тихвинского района Ленинградской области. Считается возрожденным художественным промыслом. Рисовали на прялках, не отказывались от использования трафарета, вертикализировали растительный орнамент. На вершине веточки могла сидеть птица с ягодками в клюве.

vidi-rospisi-po-derevu

Интересными находками были красные или синие прялки с геометрическим орнаментом – для крестьян они доступнее в ценовом смысле, но сегодня культурологи и этнографы считают их не менее интересными, чем яркие растительные росписи.

Очевидно, что интерес к русским росписям растет. Оказывается, что и узоры, и мотивы, и цветовое решение нельзя назвать старым, неактуальным. Оно может стать изящным принтом на модной одежде, украсить сумки и аксессуары для волос, ремни и обувь. Оно может превратиться в узор на салатнице или чайнике, который привнесет приятный национальный колорит в космополитичную белую кухню. Таких решений, осмыслений древних промыслов в сегодняшнем дне очень много. И это не может не радовать.

Ценители настоящего ручного искусства не понаслышке знают, что такое роспись по дереву. Это удивительное искусство, которое известно с давних времен. Его стали практиковать как украшение различных предметов. В сегодняшней публикации мы обсудим, какие виды росписи существуют. Также в рамках статьи редакция HomeMyHome рассмотрит, как правильно украсить деревянные предметы.

Роспись по дереву

Популярные виды росписи по дереву и их особенности

Существует много вариантов декора, которые используются для украшения деревянных деталей, предметов интерьера и других интересных вещиц. Но есть самые популярные варианты росписей, которые известны ещё с давних времён и не теряют свою популярность в настоящее время.

Главная особенность — это повторение узора

Гжель и городецкая роспись

Данный тип расписного декора появился в нижегородской области и изначально сумел заслужить внимание художников. Впервые данная роспись была представлена публике в XIX веке. Известно, что данный художественный мотив отличается сложностью рисунка. При этом, художники наносят его без предварительного эскиза.

Основными оттенками, которые создают фон, являются яркие тона красного и оранжевого. Также темперные краски могут накладываться на белый или кремовый фон. Как дополнение применяются оттенки зелёного, бордового, синего. В некоторых рисунках стараются применять чёрные тона, особенно, если художественные объекты занимают основное пространство на рисунке.

Мезенская роспись существенно отличается от остальных

Мезинская и петриковская росписи

Такой вариант оформления приемлем для росписи бытовых деревянных приспособлений, а также посуды. Такое декоративное украшение часто встречается на кухонных гарнитурах. Основными тонами, которые выступают для окрашивания, являются чёрный и красный. Приветствуется дробный узор и повторяющийся миниатюрный орнамент.

Главная особенность заключается в том, что роспись производится исключительно на чистое, предварительно непрогрунтованное дерево. Подобным способом издавна старались расписывать округлые предметы: шкатулки, бочонки, ручные мельницы. Эта традиция дошла и до нашего времени.

Искусство росписи дошло и до нашего времени

Жостовское художество старались применять исключительно для подносов

Жостовская роспись и хохлома

Хохлома считается уникальным произведением искусства. В ней используется два контрастных оттенка: чёрный и красный. В качестве дополнительных применяют золотистый или серебряный. На рисунках изображают различных птиц, животных, но чаще всего вырисовывают объёмную флористику.

Жостовская роспись исполняется на чёрном, синем или голубом фоне. Она предполагает исключительно цветочные мотивы. Краски для изображения применяют яркие, непохожие на настоящие. В качестве декора на подобных картинах может использоваться обрамление, вензеля и другие красивые орнаменты.

Не путайте роспись и декупаж. Это разные виды декоративного искусства

Подготовка деревянной поверхности для росписи: важные моменты

С целью подготовить изделие к будущей росписи, необходимо выполнить несколько простых шагов. Самое главное, иметь под рукой необходимый инструмент и материал. Итак, для подготовительного этапа понадобятся:

  • наждачная бумага;
  • клей ПВА;
  • чистая вода;
  • клеёнка;
  • кисть.

Для росписи можно использовать специальные шаблоны с возможностью переноса их на основу

Далее действуем следующим образом:

  1. Накрываем плёнкой стол или любую другую поверхность, на которой будем работать. Также для этой цели можно использовать старую ненужную ветошь.
  2. Счищаем шероховатости изделия. Для этого используем наждачку с абразивом №0. На тот случай, если шершавости больше, нужно взять шлифовальную бумагу покрупнее.
  3. Сметаем весь мусор. Смешиваем клей ПВА с водой в пропорциях 2:8, соответственно.
  4. Перемешиваем раствор, затем кистью наносим его на деревянную поверхность. Делаем это два раза, сначала горизонтально, затем вертикально.
  5. Дожидаемся, пока дерево высохнет, отшлифовываем появившиеся неровности. Далее можно приступать к окрашиванию поверхности.

Клей вместе с водой создают защитный слой, на который отлично накладывается краска и в дальнейшем не впитывается в дерево. Кроме того, покрытие вместе с лаком всегда будет оставаться ярким и новым.

Расписные изделия не эксплуатируются, а служат в качестве украшения

На заметку! Важно не переборщить с водой, так как в дальнейшем возможно растрескивание древесины, и, как следствие, отставание лакокрасочного покрытия.

Как перенести рисунок на деревянную поверхность

Настоящие художники предпочитают использоваться разные способы переноса эскизов на дерево. Наша редакция предлагает к рассмотрению самые основные техники, которые подойдут даже тем, кто совершенно ничего не смыслит в данном направлении.

При помощи трафарета

Всё, что понадобится – это специально подготовленный трафарет с выбранным рисунком. Разумеется, его лучше приобрести в магазине, но можно и распечатать. Однако, чтобы бумага не размокла и не разорвалась во время переноса, потребуется выполнить срисовку на картон.

На трафарете все детали вырезаются, соответственно эскиз необязателен. Можно сразу приступать к окрашиванию

На трафарете все детали вырезаются, соответственно эскиз необязателен. Можно сразу приступать к окрашиванию
ФОТО: pinterest.ie

Подготовленную поверхность укладываем на стол, проверяем, чтобы она не шаталась. Далее прикладываем трафарет и аккуратно, не надавливая, простым карандашом выводим эскиз. После этого, можно, не дожидаясь, начинать рисование красками.

Точечным способом

Точечная методика считается одной из самых сложных. В данном способе важно не упустить элементы, в противном случае, можно получить некорректный рисунок. Весь рисование осуществляется путём применения контуров. Помимо них ставятся точки разного диаметра. В результате, получается эффектный узор.

Некоторые рисунки просто переводятся на поверхности через копирку

Трафарет, где скомбинировано точечное и обычное нанесение контура

Если выбран рисунок, в котором, кроме точек, ничего нет, каждый элемент просто обводится по внешнему контуру, либо сразу приступают непосредственно к окрашиванию. Однако для таких целей лучше приобретать пластиковые или жесткие силиконовые заготовки для переноса.

Рисунок по эскизам

Чтобы реализовать такую тактику потребуется обязательно выполнить предварительный рисунок отдельно на бумаге. Те, кто создаёт его самостоятельно, а не печатает, смогут без труда перенести изображение сразу красками.

Чтобы рисунок перенёсся как можно четче вместо карандаша можно использовать дотс

Кроме того, эскиз очень легко переносится через копирку. Важно только надёжно зафиксировать схематический рисунок и обвести его по контуру. Это необходимо, чтобы пятна и потёртости от чернил отсутствовали.

Как расписать деревянную заготовку своими руками разными красками

Для росписи тарелок, ложек, досок и других деревянных принадлежностей можно использовать профессиональные и любые домашние краски. Канцелярские предметы тоже придут на помощь в данных случаях.

На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоров

Роспись акварелью: видео

Разрисовывать древесину можно с помощью акварельных красок. Но данный материал применяется больше в технике пейзажа. Создаются различные картины на спилах. Предлагаем вашему вниманию один из интересных вариантов в видеоуроке.

Рисунок гуашью

Роспись гуашью стараются использовать на любых деревянных плоскостях. Для начала основу подготавливают, затем дожидаются её высыхания и приступают к действию.

ИллюстрацияОписание
Берём красный оттенок и разбавляем его с белилами, чтобы получить бледный тон. Кистью в центре заготовки делаем заполненную окружность. Рядом вырисовываем вторую такую же, но только меньшего диаметра. Создаём розочку. Для этого возле круга делаем вензеля белого и бордового оттенка
Круговыми движениями выполняем рисование второго цветка, расположенного выше. Создаём некоторые элементы с помощью двойного цвета. Для этого не соединяем два оттенка, а просто кладём их рядом, чтобы кисть их захватывала одновременно
Все основные цвета обязательно дополняем, используя для этого белые или серые тона. Они создают контур и делают роспись живой. Чтобы дощечка не выглядела пустой, рисунок обязательно дополняют листочками синего или тёмно-зелёного цвета. Затем их оттеняют незначительным количеством белил

В результате, остаётся дождаться высыхания и выполнить финишную отделку доски с помощью прозрачного лака.

Роспись дерева масляными красками: особенности

Масляными красками стараются пользоваться те, кто уже в совершенстве владеет навыками выполнения росписи по дереву. Это один из лучших вариантов нанесения декора на любой вид древесины. При правильной обработке заготовки удаётся получить невероятно яркие рисунки на тёмных тонах.

Чтобы изображение качественно держалось, лучше использовать материал без сучков

Главный минус данной техники в том, что масляная основа очень долго сохнет. Поэтому, чтобы закончить шедевр, потребуется неделя ожидания.

Роспись темперными красками: основы

Темперные краски отлично ложатся на поверхность и не растекаются даже в том случае, если рисование осуществляется по глянцевому покрытию. Главное условие при использовании данной техники — это наличие обрамления вокруг уже готового орнамента.

Темперные краски используются в иконописи

Данное сырьё изготавливается на темперной основе, поэтому краски считаются самыми надёжными при проведении росписи на деревянной поверхности. Некоторые даже удачно наносят изображения на заранее не подготовленную древесину. Темперные краски отлично разбавляются водой, при этом их очень легко отмывать. Соответственно, есть возможность корректировать рисунок.

Анилиновые краски

Анилиновые краски одинаково подходят для росписи на дереве и тканях. Они устойчивы, не поддаются размыванию, не растекаются. Наносятся такие контуры с помощью мягких кисточек аккуратными мазками.

Продаются красящие составы в баночках или тюбиках с дозаторами

Для работы анилиновыми красками всегда выбирается дополнительный инструмент. В росписи таким способом отлично помогают стеклянные трубочки и палочки.

Идеи для росписи: фото интересных вариантов

Насколько красивыми получаются расписные тарелки, деревянные горшочки и другие предметы, которые пришли к нам из далекого прошлого. Несомненно, эти дореволюционные экземпляры ценятся и сейчас. Для оформления дерева стараются внедрять новые идеи. С несколькими из них можно ознакомиться на фото.

Яркий синий мотив с точечной росписью отлично будет смотреться в кухнях с побелкой или в саманных избушках

Яркие варианты ручной работы часто предлагаются для выставок, конкурсов или на продажу

Полукруглые варианты стараются расписывать под различных представителей фауны: рыб, птиц

Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок)

Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок)
ФОТО: romantik.pro

Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досок

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

File:Vologda PTO museum 74.jpg

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

File:Gorodetskaya rospis 01.jpg

File:Gorodetskaya rospis 02.jpg

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Просматривала сегодня гобелены с цветочными рисунками на черном фоне и задалась вопросом, а на какую русскую роспись они похожи? Подозревала, что на жостовскую. Хотя подозревала интуитивно, т.к. никогда особо не вникала в то, какие виды русских росписей выделяют, и чем они отличаются друг от друга. Да, конечно, Гжель, Хохлома, Палех - на слуху, но все же.

Посмотрев соответствующий материал, получила порцию положительных эмоций с утра, потому что любая русская роспись - такая милая, сочная, эффектная, такая самобытная, что невольно на душе становится приятно-преприятно. И росписи действительно значительно отличаются друг от друга. Вникнув один раз, потом уже трудно будет перепутать виды росписи между собой.

Вот такая замечательная картинка, демонтрирует большинство видов русской росписи на одной схеме

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 1

И несмотря на то, что изначально меня интересовала роспись на черном фоне, которая все таки оказалась жостовской, мне так понравились все виды русских росписей, что я поделюсь найденными моментами по самым распространенным и известным из них.

Мезенская роспись по дереву

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 2

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 3

Помню, как-то из путешествия по стране я привозила подруге настенные тарелки из Чебоксар, как раз расписанные вот в таком стиле - с конями, птицами.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 4

Они уже много лет висят в ее коллекции настенных тарелок. теперь я знаю, что это была мезенская роспись.

А вот небольшое доказательство того, что я добаралсь до Чебоксар)

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 5

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 6

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 7

А еще в Чебоксарах производят самые вкусные и оригинальные в стране шоколадные конфеты - фабрики АККОНД. Я их поклонница. Я знаю эти конфеты, потому Магнит в нашем городе уже много лет в своем аасортименте имеет конфеты фабрики Акконд, правда всего 2-3 вида в наличии - обычно что-то из - Ломтишки, Отломики, Чоко-Пики, Тортимилка, Добрянка, Рулада. Но даже и 2-3 вида, имеющиеся в наличии, произвели на меня сильное впечатление. А когда я попала в фирменный магазин фабрики в Чебоксарах, и увидела, какое количество конфет и с каими начинками они там производят, я реально поняла, что "счастье есть".

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 8

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 9

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 10

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 11

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 12

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 13

Не припомню, чтобы я что-то приобретала из городецкой росписи, но в Городце была, о чем могу предоставить соответствующие доказательства)

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 14

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 15

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 16

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 17

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 18

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 19

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 20

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

О видах русской росписи, и обо всем на свете, фото № 21

Ну жостовский поднос был или есть наверное в каждой постсоветской семье. И у нас он был с перестроечных времен, когда денег не было, и предприятия поставляли друг другу продукцию по бартеру. И на предприятие, где работала мама, как-то завезли жостовские подносы, которые выдавались вместо зарплаты.

И именно с жостовской росписью, у меня ассоциируются гобелены, с вытканными цветами и узорами на черном фоне. Хотя конечно среди них есть просто узоры и цветы, не имеющие к жостовской росписи никакого отношения, но все равно это красиво.

В России существует более 200 видов художественной росписи, которые зарождались в разные времена и в разных уголках страны. Некоторые узнаваемы и популярны, другие доживают свой век вместе со старыми мастерами и закрывающимися фабриками. В древности люди верили, что рисунки не только украшают дом или вещи, но и оберегают хозяев, защищают их. Мы хотим рассказать о 31 росписи, которые существуют в нашей стране.

Борецкая

Может выполняться из набора простых ромбиков, кружков или треугольников, а может содержать сложный тематический рисунок и орнаменты. Главной же особенностью является черный контур всех элементов узора.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Вологодская

Один из современных видов росписей, который был придуман в 1976 году вологодскими мастерами: они решили сделать новый вид хохломы, взяв ее узоры, но заменив краски — стали рисовать голубыми и черными по серебру.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Волховская

Яркие розаны, которые выполняются градиентами: на кисть берется сразу несколько цветов, чтобы был переход между оттенками.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Вятская

Одна из самых древних славянских росписей, первые упоминания которой относятся еще к IX-X векам, но археологи считают, что она гораздо старше и могла зародиться до принятия христианства. Чаще всего люди использовали простые узоры с точечной росписью для посуды и животные мотивы для мебели или сундуков. Но самым узнаваемым персонажем стал уткоконь — выдуманное существо с телом утки и длинными конскими ногами.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гаютинская

На яркий алый фон мастера наносят целый хоровод синих, зеленых и белых точек, которые создают красивые рисунки. Самый частый мотив — древо жизни.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гжель

Один из самых узнаваемых народных промыслов благодаря голубым оттенкам. Обычно гжелью расписывают керамику, используя белый цвет как фон, но в последнее время встречается синяя керамика с белыми гжельскими узорами. Почему гжель — обрусевшее ремесло другого народа, мы писали здесь.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Глубоковская

Для нее могут использовать разные фоны от красных до голубых, а рисунки богаты на цветы, бутоны, листики и веточки.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Городецкая

Возникла в IX веке, а главным цветом считается желтый. Он используется как фон, на котором изображаются сцены из жизни людей, животные, птицы или цветочные мотивы.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гуслицкая

Считается, что первые мастера использовали рисунки из византийских книг, чтобы в той же манере украшать посуду и предметы декора, а позже такой росписью орнаментировали старообрядческие книги.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Жостово

Промысел по росписи металлических подносов. Основной мотив — это цветочный букет. Чаще всего художники рисуют на темном фоне, но встречаются нежные жостовские росписи светлых оттенков.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Костромская

Одна из самых простых видов росписей, для которой используются самые разнообразные цвета или краски. Но отличить ее можно по лаконичным узорам из веточек и цветочков. В прежние века костромской росписью украшали не столько мебель или посуду, сколько стены в теремах. Удовольствие это было дорогим, и позволить его могли не все, а по наличию рисунков на бревнах можно было судить о зажиточности хозяев. К примеру, если корова стоила 15 рублей, то расписать одну стену дома обходилось в 30.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Липецкая

Довольно яркая роспись, которая напоминает хохлому, но при этом имеет не такой ограниченный набор цветов. Так, мастера могут дополнять узоры изумрудной, пурпурной и лазурной красками.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Мезенская

Ее легко узнать по множеству мелких черно-красных деталей и геометрическим орнаментам из дисков, ромбов и крестов.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Мстёра

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Обвинская

Эту роспись легко отличить благодаря классической обвинской розе — цветку с восьмью лепестками, который изображается на всех орнаментах.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Онежская

Это свободная роспись, лишенная точной симметрии. Чаще всего художники изображают птиц и цветы белого и красного цвета. Фон при этом может быть как светлый, так и темный — синий или зеленый.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Палех

Сюжеты заимствуются из русских былин, легенд и сказаний. Фон всегда черный, а рисунки украшаются золотыми деталями.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пермогорская

Яркие красные узоры на светлом фоне, желтые и зеленые оттенки использовались как дополнительные цвета. Чаще всего мастера выбирали растительные узоры, мифических птиц Сирин или жанровые сцены из крестьянской жизни.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Петербургская

Как и в жостово, эта роспись специализируется на украшении подносов, однако цвета используются более элегантные: белые цветы с золотыми листьями на традиционном черном фоне.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пижемская

Простая, но старинная роспись, которая зародилась на Ладоге и в ее окрестностях. Для рисунков часто используются простые узоры, напоминающие кельтские орнаменты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Полховско-майданская

Яркая роспись с крупными цветами, птицами, грибами и ягодами. Именно такую роспись часто использовали в советское время, чтобы украшать матрешек, деревянные пасхальные яйца, солонки и ложки.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Прикамская

Цветочные и животные узоры на ярком оранжевом фоне — по таким признакам легче всего узнать эту роспись, зародившуюся на Урале.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пучужская

Родилась эта роспись в северных регионах страны и использовалась для украшения посуды и мебели. Основным цветом для промысла был выбран темно-красный — другие оттенки быстро выцветали на морозах и ярком солнце, а этот оставался заметным долгое время.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Ракульская

Для нее художники используют крупный орнамент, золотистые, зеленые, коричневые цвета и обязательно черный, которым изображают не только контуры, но и детали: птиц, ветки, кусты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Северная Двина

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Семикаракорская

Это яркие рисунки на белой керамике придумали мастера донского казачества. Как и гжель, такая расписная посуда высоко ценится среди коллекционеров, но приковывает больше внимания благодаря ярким краскам.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Федоскино

Эта миниатюра также делается лаковыми красками, как палехская или холуйская, но в отличие от тех не использовалась для росписи икон. Основными же мотивами служат сцены из жизни обычных людей, реже эпизоды из русских сказок.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Холуй

В этой росписи мастера используют самое широкое многообразие цветовой палитры, а также не ограничиваются сказочной или крестьянской тематикой — современные работы могут изображать космос, ракеты, спорт и строительство.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Хохлома

Яркая роспись, которая чаще всего делается на темном фоне. Для рисунка используют красные, желтые, зеленые и оранжевые цвета. Также в росписи всегда добавляется золотой цвет. Чаще всего мастера используют цветочные и ягодные мотивы, а также птиц.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Шекснинская золоченка

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Шенкурская

Об этой росписи известно меньше всего, а данные разнятся. Но и для нее характерен свой определенный стиль: светлый фон, обычно прозрачный лак на дереве, и желтые, зеленые, оранжевые цветы.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Ранее мы показывали художественные техники со всего мира: взгляните на суминагаши, нерикоми, бидри и другие здесь.

Читайте также: