Какие деревья сажают евреи

Обновлено: 18.09.2024

Известно, что 60% израильской территории -- пустыня. Из прочих 40% примерно половину составляют каменистые горы. Подготовить горную почву для посадок и посевов -- значит раздробить скалы и убрать камни. Иногда с одного акра земли приходится вывозить до четырех тысяч тонн камней. Чтобы использовать землю в пустыне Негев, нужно было выравнивать дюны, два-три года промывать солончаковые почвы, а затем еще привозить издалека плодородную землю, без которой местные почвы бесплодны. Потом, во времена Османской империи, началась неконтролируемая вырубка лесов на дрова.
-Когда в начале ХХ века турки построили железную дорогу Хайфа — Дамаск, то последние оставшиеся деревья исчезли в паровозных топках.Они потрудились так,что уничтожили все леса, и тогда ветер и дожди начали смывать плодородную почву со склонов холмов. Долины превратились в болота, а холмы -- в бесплодные пространства. Всё довершил неконтролируемый выпас коз, которые не только съедали траву, но и выковыривали копытами её корни из земли. Проблемы с лесами были на территории Израиля не всегда.

В эпоху древних иудейских царств жители этих мест особого недостатка в деревьях не ощущали. Первыми начали массовые вырубки лесов римляне, чтобы вымостить дороги для легионеров и конницы, потом много веков спустя, сюда пришли турки, которые рубили деревья, чтобы сжигать их в топках паровозов. Из-за варварской вырубки лесов, почва оголилась, и появились болота.

Фото2
Посмотреть на Хайфу от пляжа Шемен, домов еще на горе Кармеле нет. (около 1898 до 1907)

800px-View_on_Haifa_from_Shemen_beach,_no_houses_yet_in_Hadar_Hacarmel_(approximately_1898_to_1907)_008

2-300x208

Фото3.
Караван верблюдов у подножия горы Кармель. 1900г.


Если сравнивать цифры то до 1948 года в стране было 4.5 миллионов деревьев, а уже в 90-х годах их насчитывалось – больше чем 200 миллионов.Специалисты говорят, что примерно 70% всех израильских лесов являются рукотворными и созданы за годы существования независимого государства Израиль.
Фото4

Фото5

Расположенный на склоне горы Кармель, город наполнен запахом хвои – сосна с длинными иглами – наиболее популярное здесь дерево.

Дуб — в Израиле его называют вечнорастущим, потому что, когда дерево стареет и засыхает, из-под корня появляются молодые отростки.

. Иерусалимская сосна одна из самых распространенных пород деревьев в лесах и парках Израиля, занимает 16% всей площади посадок. Это дерево еще в древности покрывало огромные территории в горной местности.

В Израиле очень мало осадков, а потому к каждому деревцу, каждому кустику и траве подведено искусственное орошение. Затем подводиться капельное орошение. . Все деревья и трава, кустарники опутаны резиновыми трубочками, в которых проделаны маленькие дырочки. Пресная вода в стране большой дефицит, а потому вода подается в трубки только по необходимости.

Фото6

Фото7

netia-300a

Есть даже праздник зимний Ту би Шват,когда школьники сажают деревья повсеместно. Любой человек, независимо от гражданства, национальной или религиозной принадлежности, может за символическую плату в восемь долларов высадить на Земле обетованной дерево. растет и крепко держится корнями за каменистую почву
Фото 8.

Израиль - это единственная на всей планете страна, в которой в начале 21-го века было больше деревьев, чем в начале века 20-го.

3. Высаживать деревья в Ту Би-Шват в современном Израиле необычайно популярно. В насаждающиеся леса приезжают целыми семьями, а вид малышей, несущих саженцы выше собственного роста, не может не умилять. Практически всеми своими лесами Эрец-Исраэль обязана именно таким вот посадкам. Без массового озеленения и посадки деревьев страна оставалась бы такой же пустынной и мрачной, какой видели ее паломники 200 и 300 лет назад.

4. Пик высаживания лесов пришелся на 1950-ые: для многочисленных репатриантов тогда не было работы, и чтобы хоть чем-то их занять государство инициировало общественно полезные работы. С тех пор конечно уровень экспертных знаний в этой области значительно возрос, и сегодня еврейское государство является безусловным мировым лидером в лесовозобновлении. Фактически, это единственная на всей планете территория, в которой в начале 21-го века было больше деревьев, чем в начале века 20-го.

5. Деревья стали символом еврейского возрождения. Неудивительно, что описывая значение кибуцного движения в создания еврейского национального дома, один из его главных идеологов Ицхак Табенкин как-то сказал: "Если мы – дерево, то корни его – Дгания". Но вот совпадение: именно в Дгании, первом кибуце страны, растет дерево, которое в глазах многих олицетворяет Израиль. Это кипарис, носящий обязывающее имя "Дерево государства".

6. В феврале 1948 было ясно, что объявление о создании еврейского государства – дело ближайшего будущего. С приближением Ту Би-Швата в Дгании решили высадить особое дерево, отражающее важность исторического момента. Почему выбор пал на саженец кипариса? Дело в том, что именно такое дерево было посажено основателем сионистского движения Теодором Герцлем во время единственного посещения им Страны Израиля в 1898 году.

7. Между прочим, и сам Герцль, и все, кто присутствовали при этом событии неподалеку от Иерусалима, были уверены, что он высаживает кедр. За деревом даже закрепилось прозвище "кедр Герцля", а за местом – Арза (от ивритского названия сосны). Впрочем, дерево это было символом не только для евреев, но и для арабов, и если для первых оно олицетворяло надежду, то арабы видели в нем отражение еврейского успеха. Поэтому во время Первой Мировой войны, когда в стране уже царил хаос, кто-то из жителей соседней арабской деревушке срубил ненавистный кедр-кипарис.

8. Еврейские поселенцы бережно сохранили остатки "Кедра Герцля", а уже в 1920 году на этом же месте руководители еврейской общины Эрец-Исраэль высадили несколько сосен. Символичность этого ответа арабам тоже была всем понятна: "Вы можете пытаться уничтожить все, что мы создаем, но мы не опустим руки, и победить нас не удастся."

9. Как известно, победить арабам действительно не удалось, и после создания Государства Израиль место, где рос "Кедр Герцля", обрело дополнительный вес: практически каждый израильский президент считал своим долгом посадить там собственное дерево. Если сегодня приехать в Арзу, там можно найти кипарисы Ицхака Бен-Цви, Залмана Шазара и Эфраима Кацира и сосны Ицхака Навона и Хаима Герцога.

10. За прошедшие 67 лет "Дерево государства" вымахало и превратилось в роскошный кипарис, своими очертаниями напоминающий гигантскую свечу. Растет оно посреди большой лужайки, с которой открывается великолепный вид на озеро Кинерет и Иордан. Каждый год у кипариса проходит церемония памяти солдат, павших за свободу Израиля, словно напоминая, что и государство, и его символ не прожили бы и дня без самоотверженности израильтян.

11. Еще одно символическое дерево растет к югу от Иерусалима, в Гуш Эционе, и именуется "Одинокий дуб". Возраст этого дуба превышает 700 лет; известно, что на протяжении столетий он служил отправной точкой для путников и даже своего рода разделительным знаком между административными округами Бейт Лехема и Хеврона. Однако настоящим израильским символом он стал после Войны за Независимость, в ходе которой еврейские поселки Гуш Эциона были уничтожены арабскими бандами. "Одинокий Дуб" остался единственным напоминанием о цветущих поселениях, существовавших вокруг него.

12. Благодаря размерам дерева, его можно было разглядеть за километры, даже из Иерусалима. В период с 1948 по 1967 год, пока весь этот регион находился под иорданской оккупацией, спасшиеся еврейские жители Гуш Эциона, да и прочие израильтяне, приводили своих детей посмотреть на дуб издали, чтобы вселить в них надежду и стремление вернуться на землю отцов. После Шестидневной войны эти надежды претворились в жизнь, а новое еврейское поселение, созданное у дерево, назвали Алон Швут ("Дуб Возвращения").

13. О самоотверженной попытке заселения Эрец Исраэль напоминает и черная шелковица, одиноко растущая среди руин в самом сердце заповедника на горе Мирон. Ее посадили примерно 180 лет назад – тогда еврейские поселенцы под руководством Исраэля Бака предприняли здесь первую в современную эпоху попытку создать сельскохозяйственное поселение на исторической родине. Объективные трудности и препятствия, которые создавали тогдашние турецкие власти, помешали этой попытке, и поселение было разрушено. А шелковица осталась.

14. Трудно однозначно установить, какое израильское дерево является самым древним. Тем не менее, основной претендент на это звание проживает в галилейской деревне Дир Хана. Речь идет об огромной оливе, периметр фактурного ствола которой составляет почти девять метров. Несмотря на возраст, дерево продолжает плодоносить и дает ежегодно 20 килограммов оливкового масла.

15. Сикоморовому дереву, растущему на одной из улиц Нетании, тоже под тысячу лет. Это не просто дерево, а настоящая скульптурная композиция, созданная самой природой. Причудливые изгибы ствола, разделяющегося на многочисленные ветви, поражают самое фантастическое воображение. Дерево старше Нетании где-то в 10 раз, и там, где оно растет, когда-то проходила приморская дорога. Сидя под ветвями сикоморы, невозможно отделаться от мысли, что точно так же под ее кроной сидели все бесчисленные завоеватели страны в последнее тысячелетие, начиная с крестоносцев и кончая наполеоновскими солдатами и британскими военными.

16. Еще в 1873 году эта прекрасная сикомора была увековечена на картине Чарльза Уилсона, одного из первых археологов и исследователей Страны Израиля. Другая известная израильская сикомора, растущая в Холоне, и вовсе прославилась попаданием на герб этого города.

17. Неформальное звание самого впечатляющего дерева Израиля закрепилось за бенгальским фикусом, растущим на территории сельскохозяйственной школы "Микве Исраэль". Из-за того что на крупных горизонтальных ветвях дерева образовались (а потом и достигли почвы) гирлянды воздушных корней, теперь оно выглядит как целая роща. Диаметр кроны фикуса, посаженного основателем школы Карлом Нетером в 1888 году, превышает 30 метров.

18. Самое большое сосредоточие разнообразных деревьев Израиля находится на территории бывшего Национального арборетума, что между населенными пунктами Кадима и Пардесия. Начиная с 1950-х годов, специалисты Министерства сельского хозяйства высаживали здесь привезенные из-за границы саженцы деревьев, чтобы проверить, могут ли они акклиматизироваться в Израиле. В 1986 году опыты решили завершить, но все "жильцы" этого стихийно образовавшегося ботанического парка продолжают радовать глаз. Одних только эвкалиптов здесь 170 видов, а всего в арборетуме, носящем сейчас имя лес Иланот, растут 750 видов деревьев!

19. Если выехать из красноморского Эйлата на север и через 8 километров свернуть на восток к иорданской границе, то можно увидеть группу высоченных пальм необычного вида. Перед вами самая северная в мире популяция африканских имбирных пальм, или пальм дум (Hyphaene thebaica). Помимо больших размеров (не менее 15 метров в высоту), они привлекают взгляд еще и тем, что ствол каждой дважды раздваивается, создавая этакую многоэтажную рогатку для великанов.

20. Не всюду в Израиле почитают великанов. К примеру, комплекс миниатюр "Мини-Израиль" остается верен своему названию и отмечает праздник мини-деревьев. В "Мини-Израиле" создан самый большой в мире парк средиземноморских карликовых деревьев бонсай, насчитывающий… 20 тысяч деревьев более 50 сортов!

Ариэль Бульштейн Генеральный директор фирмы The Face of Israel. Выпускник юридического факультета Тель-Авивского университета и факультета менеджмента университета Бар-Илан. Адвокат, журналист, переводчик и преподаватель. Публикуется в различных изданиях на иврите и русском.

images

В Калининградской области появилась добрая традиция посадки деревьев возле памятника жертвам Марша смерти 1945 года с целью укрепления берега и облагораживания места. Не стал исключением и 2014 год. 18 мая были организованы работы, в ходе которых культовое для калининградских евреев место стало ещё более зелёным и ухоженным.


Фото Алексея Минина с воскресника, посвящённого празднику Лаг ба-Омер в 2014 году

Одна мысль про “Дерево в еврейской культуре и религии.”

ЛьвовичЪ :

Добавить комментарий Отменить ответ

18+ Портал не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.


Зачем он нужен?

Изначально Ту би-Шват был нужен для удобства. Евреи древности должны были приносить в Храм или отдавать бедным десятину от урожая. Но по традиции нельзя есть плоды дерева, если ему ещё нет трёх лет. Для того чтобы понять, когда же у дерева день рождения и какие плоды считать пригодными для подношения, и стали отмечать этот праздник — своеобразную границу между годами с точки зрения урожая. Обычно к Ту би-Швату в Израиле как раз заканчиваются почти все зимние дожди.

И что, надо как-то специально отмечать?

В XIV веке мистики-каббалисты из Цфата придумали целый ритуал празднования Ту би-Швата, похожий на пасхальный седер. Участники читали подходящие отрывки из Торы и раввинистической литературы, ели плоды, которые ассоциируются с Землёй Израиля, — виноград, гранаты, инжир, финики, оливки. Ещё было принято пить четыре бокала вина: сначала белое, символизирующее зиму, затем белое с добавлением красного — в честь грядущего прихода весны, после него красное с добавлением белого — в честь ранней весны и, наконец, просто красное, символизирующее весну и лето.

В диаспоре Ту би-Шват стали отмечать как день памяти о благословенной Земле Израиля, но поскольку свежие фрукты посреди зимы достать было трудно, их заменяли на сушёные или засахаренные плоды или варенье. Традиционно на Ту би-Шват ели стручки рожкового дерева: растут в Израиле и хорошо переносят транспортировку.

А что делают светские израильтяне?

Ранние сионисты решили, что отличной идеей будет начать на Ту би-Шват посадки деревьев — для восстановления израильской экологии и как символ роста и процветания еврейского народа, вернувшегося на землю своих предков.

Фото: Zoltan Kluger, GPO, National Library of Israel

Фото: Zoltan Kluger, GPO, National Library of Israel

В современном мире Ту би-Шват до сих пор повод что-нибудь посадить — как в Израиле, так и во всех других странах, где живут евреи.

Многие евреи диаспоры, которым погода не позволяет сажать деревья в январе-феврале, жертвуют в этот день деньги в Еврейский национальный фонд, организацию, которая занимается посадками лесов в Израиле.

Это же экодень!

Да, для людей, которых волнует состояние окружающей среды, Ту би-Шват стал естественным символом еврейской связи с современными вопросами экологии. В детских садах и школах по всему Израилю в эти дни проходят занятия по экологии, для детей организуют походы или экскурсии — например, на современные мусороперерабатывающие заводы. Часто детям дарят домашние растения, с которых можно начать заботиться о природе.

Ретро-открытки и постеры к празднику Ту би-Шват

Ретро-открытки и постеры к празднику Ту би-Шват

В последнее время седеры на Ту би-Шват стали популярнее и объединяют оба подхода — как каббалистический, когда участники празднуют свою связь с Землёй Израиля через плоды и религиозные тексты, так и экологический.

А что такое шмита? Как это связано с праздником?

Существует заповедь, согласно которой каждый седьмой год Земля Израиля должна отдыхать от сельскохозяйственных работ. Такой год и называется годом шмиты; в этот период следует дать покой земле, а значит, запрещено сажать и сеять, удобрять и собирать урожай. Текущий, 5782 еврейский год — как раз год шмиты.

Разумеется, для религиозных людей ограничения года шмиты влияют и на празднование Ту би-Швата. В такой год соблюдающий человек не станет сажать деревья, но посвятит праздник изучению законов шмиты и традиционных идей, которые лежат в основе этого обычая.

Читайте также: