Какие растения растут во влажном лесу на болоте на стволах старых деревьев

Обновлено: 18.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения.

Цель: Расширение знаний учащихся о многообразии растительного мира и о способности растений приспосабливаться к различным условиям среды

Мотивационно-целевой этап

Психологический настрой

-Ребята, давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь лицом друг к другу, повторяйте за мной:

- Я желаю тебе добра,

- Ты желаешь мне добра.

- Если тебе будет трудно, я помогу.

А теперь, повернитесь ко мне лицом:

- Если вам будет трудно, то я вам помогу.

Актуализация знаний

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Что это за богатырь? (Лес)

Чем угощал богатырь ребят?

Одним словом это что? (Растения)

Работа в группе

- Что вам известно о растениях?

Проверка домашнего задания

Как называется наука, изучающая растения?

А) Биология Б) Ботаника. В) зоология

2. На какие группы разделено все царство растений?

А) водоросли, мхи, папоротники

Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные

В) водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые

3. Растения , которые свободно плавают в воде и поселяются на дне

А) мхи Б) папоротники В)водоросли

4. Какое строение имеют водоросли?

А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков

Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков

В) есть все части

5. Какие растения растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?

6. Какое строение имеют мхи?

А) Есть все части

Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков

В) есть корень, стебель и листья в виде иголок

7. Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?

А) папоротники
Б) мхи
В) хвойные растения

8. Семена каких растений образуются в шишках?

А) хвойных растений

Б) цветковых растений

9. Что не относится к хвойным растениям?

10. Растения , которые имеют все части – это?

А) папоротники

1 Б 2В 3 В 4 А 5 Б 6Б 7А 8 А 9 В 10 В

- Посмотрите на картинки. Что вы о них можете сказать





- Везде ли произрастают растения. Как вы думаете, почему именно эти картинки я подобрала для урока.

- Должны узнать какие растения растут в этих местах и на какие группы их разделяют учёные.

Операционный этап

Изучение нового материала (влаголюбивые и засухоустойчивые)

- Многие растения очень любят влагу. Как можно назвать такие растения? (Влаголюбивые).

- А есть растения, которые растут прямо в воде. Это водные растения.

- Назовите водные растения.( Ряска, кувшинка, камыш).

Опешите эти картинки



- особенность этих картинок в том, что они они очень яркие. Какой вывод вы можете сделать? (большинство влаголюбивых растения имееют яркий цвет)

- Тогда что можно сказать о засухоустойчивых растениях? (раскрас их бледен)



- Существует еще одна разница между этими растениями, но очень выжная для их существования. Прочитаем в учебнике на стр….

- Не на всех участках земли достаточно влаги. Например, в пустыне мало выпадает осадков. Но растения приспосабливаются к данным условиям. Как? (их корень достигает 15-20м)



Особенность

Представители


- "Жил - был на свете любитель и знаток растений - садовник. Однажды садовнику пришла в голову замечательная мысль: создать для детей вечнозеленый цветущий сад. Он посадил сотни теневыносливых комнатных растений и стал с любовью заботой ухаживать за ними. Долго ли, коротко ли дело делалось, но вот сад вырос и зацвел. Прошла осень, зима, наступила весна. И тут садовник, придя однажды в сад, заметил, что что - то неладное творится с его любимыми растениями. У дальней стены отдельные из них вдруг стали терять красивую окраску листьев, стебли вытянулись, пожелтели, исчезла привлекательность. Да и окна появились растения с нездоровыми признаками: на листьях образовались коричневые пятна, желтизна, цветы засохли. Испугался садовник за жизнь своих "зелёных друзей" и принялся с усердием их лечить, поил лекарствами, вносил удобрения, исправно поливал и рыхлил, но они все не поправлялись. И тогда он решил попробовать поменять растения местами: те , которые заболели у дальней стены, он посадил к дальней стенке. День, другой и друг увидел садовник, что дело пошло на поправку, растения стали оживать, а некоторые даже выпустили бутоны и зацвели. И опять в саду воцарились красота и благополучие".

- Ребята! Как вы думаете, какое из основных условий так повлияло на здоровье растений? (свет).

- Почему заболели растения у дальней стенке? Что случилось с растениями у окна?

- По отношению к количеству света растения делятся на какие группы? (светолюбивые и теневыносливые. Первые любят очень много света, вторые так же хорошо растут и в тени и полутени).

Практическая работа. (наглядный материал: листья комнатных растений)

- Светолюбивые растения отличаются по своих характерным признакам от теневыносливых растений.

- Я сегодня вас научу различать растения светолюбивые и теневыносливые.



- Как вы думаете, ребята, какие это растения, светолюбивые или теневыносливые? (теневыносливые). А почему вы как думаете? Какой цвет листьев у этих растений? (темно - зелёный). Предложу попробовать листья на ощупь. Спрошу, какие они? (плотные, кожистые). Вывод: все характерные признаки теневыносливых растений: все эти растения могут успешно произрастать в затемненных местах, и большинство из них чувствует себя плохо, когда стоят на ярком свету. Листья у теневыносливых растений имеют тесно - зелёную окраску, более плотные и кожистые.

-Обратите внимание на другую группу растений (пеларгония, герань, хлорофитум, бегония пятнистая, колеус, сеткреазея, генура, бальзамин).



-Что можно сказать о цвете листьев? (все растения рассматриваем и называем цвет листьев).

Вывод: все светолюбивые растения отличаются от теневыносливых растений цветом листьев. Они любо имеют светло - зелёную окраску листьев, либо пёструю, яркую.


Содержимое разработки

Учитель начальных классов

Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

- знакомство с классификацией растений

- изучение основных признаков групп растений

- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.

- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания,

Развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности., расширение кругозора и словарного запаса учащихся.

- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой.

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, частично- поисковый, Метод ЖИКСО

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах.

- Компьютер, мультимедиапроектор, экран

Организационно- психологический момент начала урока.

А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот , что он сказал :

Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске слайд № 1

- Что общего у предметов , изображенных на этих картинках ( живые существа)

- Докажите ( они дышат, питаются , растут , размножаются, стареют и погибают)

- Какая картинка лишняя? ( волк)

- Почему ? ( он относится к царству животных)

- К какой группе вы отнесете остальные картинки ?( царству растений )

Почему? ( так как у них есть корень, побег, цветок , плод с семенами)

- Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)

- Почему? ( их очень много )

-Куда бы вы не посмотрели повсюду растения. С глубокой древности человек собирая , а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях , название которой вы узнаете разгадав кроссворд.

Ключевое слово зашифровано по вертикали.

Дерево ,дающее плоды – желуди ( ДУБ)

Посмотрите- у ограды

Расцвела царица сада. Не тюльпан и не мимоза. А в шипах красотка ….(роза)

ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР ЗЕМЛИ ( ТРАВА)

ХОТЬ НЕ ОГОНЬ , а ЖЖЕТСЯ. ( КРАПИВА)

Знают этот фрукт детишки , любят есть его мартышки ( БАНАН)

6 О ней говорят плакучая ( ИВА)

7 На окошке дикобраз стоит и веселится, но никто руки не даст боится уколиться ( КАКТУС)

8. Красивый цветок красного цвета семена , которого используют в кулинарии (МАК)

Итак ключевое слово БОТАНИКА. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. Давайте вернемся к словам из кроссворда.

- Дуб. Что это ? (дерево) а какие деревья растут у нас. Роза – это что? ( цветковое растение)

- Посмотрите деревья, цветы , травы. Сколько растений растут на Земле. И они какие все ? (разные)

Тему, которую мы начнем с вами изучать сегодня называется

СЛАЙД № 4 КАРТИНКИ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ Давайте полюбуемся этим моногобразием

- ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на эти картинки скажите чем различаются растения друг от друга? ( размерами формой , окраской , условиями жизни, строением)

Давайте вспомним из каких частей состоят растения. Выполним задание в группах . Карточка № 1. Работаете прямо в карточке . Дописывая свой вариант ответа. Вам на это 3-4 минуты.

- Определите орган, который укрепляет растение в почве ( КОРЕНЬ)

- Часть растения , имеющая ответвления , несущая листья , почки и цветки( СТЕБЕЛЬ)

- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет( ЛИСТ)

- Часть растения имеющая вид венчика из лепестков( ЦВЕТОК)

- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка (Плод)

- Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)

Каждой группе задается по одному вопросу , остальные группы проверяют.

Слайд ЧАСТИ РАСТЕНИЯ №4

Молодцы ребята вы успешно справились с заданием и получаете смайлика умника.

Подумайте , все ли растения имеют названные части?( нет)

- Правильно . Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.

-- Как вы думаете какую цель мы перед собой сегодня поставим и будем искать ответы на нее?

Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и особенностями их строения то есть по каким признакам ученые разделили все растения

Работа в группах. Изучение нового.

Итак ребята ученые разделили все царство растений на 5 групп . А на какие вы сейчас узнаете. Спикеры раздайте пожалуйста каждому номер. Учитель ставит в это время номера. Первая группа у нас будет изучать водоросли , вторая группа – мхи и т. д.

Гр. № 1 - водоросли

Гр. № 3 – папоротники

Гр. № 4 хвойные растения

Гр. № 5- цветковые растения

Мхи. Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.

Папоротники растения , обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные . Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.

Хвойные растения- это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет , семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна , можжевельник, кедр, ель.

Цветковые растения- самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья , которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.

Задания по карточке

Прочитать текст

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

У каждой группы были вопросы по своей группе давайте проверим как вы ответили на вопросы. Каждая группа зачитывает вопрос и отвечает.

Молодцы ребята вы успешно справились с этим заданием.

Следующее задание заключается в том что каждый будет рассказывать свой материал всей своей группе. Возвращаемся в домашние группы.. И каждый начинает рассказывать свою группу растений поочереди..

- На сколько групп ученые разделили все царство растений ? ( на 5 групп)

- Назовите их. ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)

- По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы ? ( по строению, условию произрастания)

На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях ,мы проверим, выполнив тест по данной теме.

Контрольно – оценочный этап

Как называется наука, изучающая растения?

А) Биология Б) Ботаника. В) ЗООЛОГИЯ

2. На какие группы разделено все царство растений?

А) водоросли, мхи, папоротники

Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные

В) ВОДОСЛИ, МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЙНЫЕ, ЦВЕТКОВЫЕ

3. Растения , которые свободно плавают в воде и поселяются на дне

А) мхи Б) папоротники В)водоросли

4. Какое строение имеют водоросли?

А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков

Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков

В) есть все части

5. Какие растения растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?

6. Какое строение имеют мхи?

А) Есть все части

Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков

В) есть корень, стебель и листья в виде иголок

7. Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?

А) папоротники
Б) мхи
В) хвойные растения

8. Семена каких растений образуются в шишках?

А) хвойных растений

Б) цветковых растений

9. Что не относится к хвойным растениям?

10. Растения , которые имеют все части – это?

1 Б 2В 3 В 4 А 5 Б 6Б 7А 8 А 9 В 10 В

Давайте вспомним какие цели мы ставили на уроке.

Мы узнали об особенностях строения каждой группы?

Достигли ли мы поставленных целей?

Творческое задание

Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.

Рефлексия. Лесенка успеха . Каждый из вас сегодня плодотворно поработал оцените свою работу

-оцените свои успехи

Каждый ученик оценивает себя сам и наклеивает стикер

- немного затруднялся , не все понятно

- было комфортно и все понятно

- Хочу знать еще больше

Что нового узнали на уроке?

- кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?

- пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Домашнее задание. На выбор

пересказать и составить кроссворд.

В завершении хочется сказать растения- зеленая одежда земли. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой . Берегите каждый листочек каждую хвоинку.

Рассказываем, какие хвойные, плодовые и лиственные деревья, а также цветы и овощи вырастут в сырой земле.


Какие растения любят влажную почву: 14 видов для сада

Дача на влажном участке — сложное для освоения место. Весной обычно территорию заливает водой, поэтому посадить сразу растения непросто: ямы для рассады постоянно будут наполняться влагой и мешать работам. Поэтому не все культуры смогут прижиться на такой даче. Перечисляем в статье растения для влажной почвы, которые подойдут для посадки.

Все о растениях для влажной почвы

Особенности заболоченной суши

Заболоченный участок имеет ряд недостатков. Такая территория характеризуется избыточной влажностью, низкой плодородностью земли, зачастую повышенной кислотностью. Органических веществ в такой почве много, но для большинства посадок они не подходят. На поверхность грунта могут периодически выходить воды. Владельцам таких участков нередко приходится надевать резиновые сапоги, чтобы не намочить ноги. Также часто на участках бывает повышенное количество комаров.

Большая часть растений на такой даче расти не будет, а количество видов, которые хорошо переносят влагу, ограничено. Бывает, что посадки просто засыхают во влажном грунте. Этот феномен называется физиологической засухой: из-за большого количества грунтовых вод воздух не может проникнуть к корням.


Устоявшееся мнение, что на болоте почти ничего не растет не имеет под собой реального основания. По разнообразию своего растительного видового состава болото ни в чем не уступает лесу или лугу, а кое-где и превосходит его.

Большая часть болотных растений — это гигрофильные (влаголюбивые) растения.

Почти все они погружены в воду, вследствие чего лишены сдерживающих воду устьиц. Листья болотных растений лучше других задерживают столь редкий в болотной воде кислород.

Все болотные растения классифицируются на 5 групп

  1. микрофиты Это растения, населяющие дно болота.Здесь, на глубине около 6 метров произрастает большое количество водорослей. Среди них синезеленые, диатомовые и нитчатые зеленые водоросли.
  2. макрофиты Это растения, населяющие водную толщу болота (3-6 метров от берега). Среди них встречаются и цветковые растения. Здесь можно встретить такие зеленые водоросли как хара и нителла, много мхов, среди которых преобладают сфагнумные (торфяные).Среди цветковых растений — рдест узколистный и роголистник.
  3. болотные растения 1 уровня Это растения, населяющие непосредственную водную площадь болота (1,5-3 метров от берега). Именно они составляют привычное представление о болоте. Среди растущих экземпляров во множестве встречаются широколистные рдесты, белые кувшинки (водяные лилии), кубышки желтые, рдест плавающий т.д.
  4. болотные растения 11 уровня Это растения, населяющие прибрежную площадь болота (менее 1,5 метров от берега). Среди них камыши, тростники, хвощи, множество осок, стрелолист, сусак, ежеголовка, частуха, ситняг, лютик, шейхцерия, ринхоспора, ирис болотный т.д.
  5. прибрежная болотная растительность Это растения, растущие по берегам болота.Среди них вахта, сабельник, белокрыльник, много зеленых мхов (дрепанокладус, каллиергон). Часто растут небольшие деревья: ольха, береза и ива; среди кустарников – клюква, кассандра, вереск, пушица.

Встречаются и совсем редкие растения-хищники — росянка и жирянка.









Растения болот

Вода нужна всем организмам, жизнь без нее невозможна.

Болото — это сообщество многолетних растений, которые способны произрастать в условиях обильного увлажнения проточными или стоячими водами. В болотной почве содержится мало кислорода, а нередко и питательных веществ (минеральных солей), которые необходимы растениям.

Существуют разные типы болот.

Есть болота сфагновые (их еще называют торфяными, верховыми). Среди растений там преобладает мох сфагнум — о нем вы прочтете в книге. Только здесь можно встретить хорошо вам известную клюкву и удивительное растение росянку. О них тоже речь впереди.

Есть болота, где преобладают осоки. Вместе с ними произрастают и другие травы.

Эти болота так и называют — травяные (или низинные). Болота, на которых можно встретить не только многолетние травы и мхи, но и множество деревьев и кустарников, называют лесными.

На лугу, в лесу, по берегам рек и озер, вдоль дороги нередко попадаются участки с повышенным содержанием воды в почве. Здесь также поселяются растения, приспособленные к жизни в условиях переувлажнения.


Болото — это сообщество многолетних растений, которые способны произрастать в условиях обильного увлажнения проточными или стоячими водами.

В болотной почве содержится мало кислорода, а нередко и питательных веществ (минеральных солей), которые необходимы растениям.

Существуют разные типы болот. Есть болота сфагновые (их еще называют торфяными, верховыми). Среди растений там преобладает мох сфагнум — о нем вы прочтете в книге. Только здесь можно встретить хорошо вам известную клюкву и удивительное растение росянку.

Есть болота, где преобладают осоки. Вместе с ними произрастают и другие травы. Эти болота так и называют — травяные (или низинные). Болота, на которых можно встретить не только многолетние травы и мхи, но и множество деревьев и кустарников, называют лесными.

На лугу, в лесу, по берегам рек и озер, вдоль дороги нередко попадаются участки с повышенным содержанием воды в почве.

Здесь также поселяются растения, приспособленные к жизни в условиях переувлажнения.

Ягоды болот

Самый известный из болотных кустарничков — клюква. Она растёт и на грядах, и в мочажинах, и местами образует сплошной покров. Все видели ягоды клюквы, но некоторые горожане не знают, как красиво она цветёт.

По всему болоту растёт обычная клюква болотная, ягоды её отличаются и размером, и формой (и круглые, и грушевидные, и крупные, и помельче), а иногда на высоких кочках встречается и клюква мелкоплодная.

Два других удивительных болотных кустарничка — подбел обыкновенный и болотный мирт, или Кассандра, не обладают вкусными ягодами. Цветы их имеют похожую форму — напоминают шарик, и, наверное, такая форма не случайна…

Подбел называют подбелом за белые снизу листья, а листья болотного мирта напоминают настоящий мирт, растущий значительно южнее. Эти растения встречаются только на болотах.

А вот ещё пара кустарничков — вереск и багульник растут не только на болотах, но и в сосняках на песках и в заболоченных сосняках.

Багульник болотный замечательно сильно и пьяняще пахнет. Говорят, что, если им дышать долго, может заболеть голова, но, как и всякое лекарство в небольших дозах, он, конечно, полезен и используется в медицине. Вереск тоже применяют в медицине. К тому же он хороший медонос. Цветы вереска розовые, он очень декоративен.



Растения болот. Фото: Thomas Quine

На безлесных болотах таежной зоны господствуют растения из семейства осоковых (пухоносы, пушицы, камыш, очеретник), ситниковых (шейхцерия, триостренник), злаков (вейник, тростник, молиния).

Кувшинка

Кувшинка чисто-белая большой белоснежный цветок водяной лилии. Растет по тихим заводям рек и глубоким мочажинам аапа болот. Цветы достигают 12 см в диаметре, а округлые листья – 30 см. кувшинка чисто-белая – это живые часы. Вечером в 6-7 часов цветы ее закрываются и погружаются в воду, а утром, тоже в 6-7 часов, они появляются над водой и вновь раскрываются.

Но если утром цветы не появились – жди дождя. Корневища кувшинок содержат до 20 % крахмала, их охотно поедают ондатры, водяные крысы и даже свиньи. Применяют кувшинку в медицине. Алкалоид нимфеин, извлеченный из растения, применяют при болезнях мочевого пузыря и гастрита.

Тростник обыкновенный.

Вездесущий тростник встречается от лесотундры до тропиков. Он образует плавни в устьях рек, заросли в мелководьях озер и на засоленных побережьях морей, фитоценозы на открытых и лесных низинных и переходных болотах.

На болотах в оптимальных условиях он достигает высоты 2м, а в крайних – всего 50-70см. Вообще-то тростник любит проточную воду; поэтому и на болотах он селится там, где по поверхности или в глубине торфяной залежи движется вода. И чем лучше проточность и богаче питание, тем большую зеленую массу ежегодно образует тростник. Из 1 га тростниковых зарослей можно получить от 8 до 60 ц сена, причем оно тем богаче каротином (провитамином А), чем раньше скошено.

Вода, протекая через тростниковые плавни, очищается, словно фильтром: тростник извлекает из воды многие вредные вещества (натрий, серу), задерживает нефтяную пленку, глину, взвеси. Но значение тростника этим не ограничивается: с ним связана судьба многих видов птиц и зверей, обитающих в его зарослях. Издавна листья и стебли тростника используют для плетения корзинок, щитов, циновок.

Его употребляют на топливо, для покрытия крыш, на изгороди. Из тростника делают бумагу: выход ее из сухого сырья составляет до 50%.

Осоки.

Самые распространенные растения болот – осоки: около 40 видов их встречается на торфяных болотах, по берегам рек и озер, в заболоченных лесах и лугах. Высота осок разная: от 10см до 1м, а колоски или совсем маленькие (около 0,5 см), или большие (до 10см).

Колосок либо один, либо их несколько, собранных в метелку, они бывают прямостоячие или повислые. Благодаря морфологическому многообразию и биологической пластичности осоки занимают разные местообитания на болотах: от олиготрофных до евтрофных.

Осоки имеют и практическое значение. Прежде всего их используют как сено. Скошенные до цветения или колошения, но не позже, они содержат вдвое больше перевариваемых белков. Некоторые осоки по содержанию белков даже выше многих злаков.

Одни осоки неплохо поедаются в сене, другие применяются при производстве силоса. Крупные осоки пригодны для грубого волокна и даже бумаги.

Валериана лекарственная.

Все более редкой становится валериана в естественных местообитаниях. И все же ее можно встретить еще на низинных болотах, на заболоченных лугах, на влажных лесных опушках. Крупные розовато-сиреневые ароматные соцветия украшают летом это растение.

Корневище у нее 2-3 см длиной и толщиной, двулетнее, с многими шнуровидными корнями, с сильным своеобразным запахом.

Кубышка желтая.

Это постоянная соседка кувшинки. Листья их похожи, а цветки у кубышки другие: желтые, небольшие.

Чемерица обыкновенная.

Это обитатель сырых лугов, отдельных низинных болот и влажных зарослей кустарников. Народные названия чемерицы – зеленый анчар, волчок. Чемерица очень ядовита!

Уже 2г свежих корней чемерицы могут убить лошадь. Скот обычно не трогает чемерицу, но молодые животные все же часто погибают, употребив ее в пищу, и даже мясо их делается ядовитым. Чемерица опасна и в сене, поскольку ее яды не разрушаются при высушивании.

Яды чемерицы проникают в кровь даже через кожу. Если ее сок попадает на кожу, то сначала ощущается жжение, затем холод и полностью теряется чувствительность.

Вех ядовитый.

Особенно ядовито корневище веха, розовое изнутри, пустое, разделенное перегородками. По вкусу оно напоминает брюкву или редьку, а по запаху – морковь. 100-200г сырого корневища уже убивает корову, а 50-100г – овцу. Часто им отравляются дети, привлеченные сочным и аппетитным на вид корневищем, и домашние животные. Яд поражает и угнетает нервную систему, понижает двигательную активность и кровяное давление.

Избежать прогрессирующего отравления можно, давая молоко, яйца, противосудорожные средства.

И все же вех ядовитый тоже имеет определенное практическое значение.

Его корни и корневища в народной медицине применяют наружно при лечении ревматизма, подагры, некоторых кожных заболеваний. Настой травы веха считают противосудорожным и потогонным, отхаркивающим и успокаивающим. Его применяют для лечения коклюша, эпилепсии, истерии, заикания, психозов.

Используют вех и в садоводстве. Настой его травы – хорошее средство против листогрызущих гусениц и личинок пилильщика.

Белокрыльник болотный.

Это растение образует густые заросли по болотистым берегам рек и озер; встречается оно на низинных лесных (еловых, черноольховых) и топяных болотах.

Белокрыльником растение названо благодаря белому листу, покрывающему соцветие.

Калужница болотная.

Растет она часто прямо в мелкой воде рек и озер. Отмечается, что в период цветения растения ядовито, но для отравления нужны очень большие дозы. Скот ее не ест, зато люди употребляют в пищу бутоны калужницы, приготовляя их особым образом и используя вместо каперсов как приправу к мясным блюдам.

Читайте также: