Какое дерево сажали в древней руси при постройке нового дома

Обновлено: 18.09.2024

На Руси никогда не встретить березу возле жилого дома. Это дерево могло расти только за оградой, а то и вовсе как можно дальше от дома. И это не случайность, береза носила определенный смысл.

Ведьмино дерево

В славянской языческой традиции практически все явления и объекты живой природы наделялись антропоморфными — человекоподобными — свойствами. Красавицу-березку древние славяне считали одним из воплощений богини-матери Берегини. Считалось, что это дерево благоволит юным девицам, которые хотят выйти замуж.

Березку связывали с руной судьбы. В связи с этим у славянок была популярна традиция: незамужние девушки ходили в березовые рощи, украшали веточки деревьев лентами и просили подарить им суженых. Существовало много примет и обычаев, связанных с березками. Однако древние славяне никогда не сажали эти красивые деревья рядом со своими жилищами. И на то было много причин.

Также считалось, что на свои шабаши поборницы нечистой силы летают не только на помеле, но и на обычной березовой палке. Ведьмы вообще питали особую слабость к березке. В части этого дерева они могли превращать разные предметы и свои подарки обычным людям.

Место, где прячутся духи

Жители Древней Руси никогда не высаживали березу возле дома не только из-за нежелания приманивать в свой двор ведьму. Они также верили, что береза — дерево и само по себе магическое. В ее кудрявой кроне живут лесные духи, а также души умерших предков. Они потихоньку переговариваются между собою, когда зеленые березовые листочки шелестят и трепещут на ветру.

Считалось, что особенно любят прятаться в ветвях березы русалки, девушки-утопленницы. По ночам они выходят из озер и рек, в которых утонули, и гуляют по берегу. Если вблизи оказывается живой человек, русалки скрываются от него в густой листве березки.

Иногда эти неприкаянные души могут выглядывать и показываться припозднившимся странникам. Однако это зрелище ничего хорошего живым людям не сулит. Если уж русалка решила показаться, то может затащить человека в пруд. По этой причине славяне старались не гулять поздней ночью возле берез, которые росли недалеко от водоемов.

Защитное средство

Из-за всего этого славяне не сажали березки у себя во дворах, возле домов. Всё это — места для живых, а не для мертвых. Но можно было высадить березу за воротами дома, где-нибудь возле калитки. Тут магическое дерево защищало вход в жилище от злых духов.


Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами.

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица).

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб.

С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме.

Прорубание окон и дверей

Покрытие дома

Окончание строительства



Березу можно по праву назвать исконно русским деревом. Да и вообще у большинства из нас именно с березой ассоциируется Россия. Это неудивительно, так как в средней полосе именно березовые рощи – это наиболее распространенные лесные зоны. Но вот дома из этого дерева никогда не строили, хотя и растет оно очень быстро – пятнадцать лет, и дерево для бревна готово.

У большинства из нас именно с березой ассоциируется Россия / Фото: nat-geo.ru

На самом деле у каждого из существующих деревьев было собственное предназначение. Осина и липа использовались для строительства бань, а избы возводили из сосны. А вот дрова всегда были березовыми, так как больше них тепла дают лишь дубовые.

Осина и липа использовались для строительства бань, а избы возводили из сосны / Фото: regionoperator.ru

Береза же являлась стройматериалом только для того, чтобы делать рукояти для различных инструментов. Кстати, сейчас наиболее популярная фанера тоже березовая. Использовали и бересту в строительстве в качестве гидроизоляции. В этом смысле лучшее ее было не найти.

Почему же из березы не делали срубы

Каждый из нас, прогуливаясь по лесу, хоть раз в жизни видел поваленную березу / Фото: golos.io

Каждый из нас, прогуливаясь по лесу, хоть раз в жизни видел поваленную березу. Смотришь – вроде бы дерево крепкое, а как ногой станешь, так и проваливаешься в труху. И это главный момент в данном вопросе.

Кора с бревен снимается в обязательном порядке, сделать это со свежего дерева в случае с березой крайне нелегко / Фото: ktozvonil.me

Кора с бревен снимается в обязательном порядке, сделать это со свежего дерева в случае с березой крайне нелегко / Фото: ktozvonil.me

Кора с бревен снимается в обязательном порядке. Сделать это со свежего дерева в случае с березой крайне нелегко. Но как только древесина полежит год, то во время колки бревен на дрова кора сама отлетает. И причина тому – короеды. Они слишком быстро там заводятся и причиняют древесине немалый вред.

Второй отрицательный момент – это восприимчивость к влаге, которую береза впитывает, как губка / Фото: avipoisk.online

Второй отрицательный момент – это восприимчивость к влаге, которую береза впитывает, как губка / Фото: avipoisk.online

Второй отрицательный момент – это восприимчивость к влаге, которую береза впитывает, как губка. В итоге, если для климата характерна повышенная влажность, древесина очень быстро трухлявеет. Для того, чтобы березовый сруб не гнил и стоял продолжительное время, ему требуется повышенная защита, причем, и с внутренней стороны, и с внешней. А это колоссальные затраты – денежные и временные. Да и не особо эти мероприятия помогают. Поэтому, если есть сосна, изначально хорошо пропитанная смолой, то с березой никто не связывается.

Сруб из сосны, незащищенный специальными средствами, способен простоять восемьдесят лет, а из березы всего лишь пять / Фото: infourok.ru

На самом деле стойкость и прочность древесины во многом зависит от того, какое количество смол в ней содержится. Для сравнения стойкость сосны к гниению для ядра составляет 4.6, а для заболони – 4.0, тогда как у березы 1.8 и 2.0 соответственно. Сруб из сосны, незащищенный специальными средствами, способен простоять восемьдесят лет, а из березы всего лишь пять. Но вот в очень сухих условиях (при регулярной сухости) изделие из березы отлично сохранится в течение пяти сотен лет.

В качестве строительного материала береза тоже используется, правда для изготовления мебели / Фото: mblx.ru

Ну и напоследок, следует знать, что часто береза начинает трухлявить еще на корню. Дерево вроде бы и живое, а уже больное. На дрова оно сгодится, но не для строительства. Тем не менее, в качестве строительного материала береза тоже используется, правда для изготовления мебели.

О деревянном мосте в Дагестане, построенном без единого гвоздя, стоит более 200 лет, смотрите в видео:

712.970.jpg

Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь, - "Свободные, зелёные народы", как говорится в том же стихотворении Николая Гумилёва.

Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево - всё равно что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Как поступить?

Конечно, даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, "священное". О почитании деревьев уже упоминалось в главе "Лес и Леший", здесь же отметим, что священными могли считаться как целые рощи (их называли "заповедными", то есть "запретными"), так и отдельные деревья, привлекавшие внимание необычайными размерами, возрастом или особенностями развития. Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. До нас дошли сказания о праведных стариках, на закате дней превращённых Богами в деревья. Мыслимо ли замахнуться на них топором?

Никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. Ещё в конце ХIХ века крестьяне показывали учёным-этнографам большую сосну, выросшую якобы из косы загубленной девушки; а что, если в дереве поселилась человеческая душа? Верным признаком этого в Белоруссии считали издаваемый деревом скрип: в скрипучих деревьях, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, наверняка будет наказан: поплатится здоровьем, а то и жизнью.

В некоторых местах России очень долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. По мнению крестьян, грешно было отнимать у лесных патриархов право на естественную, "стихийную" смерть от ветровала или просто от старости. Покусившийся на подобное дерево неминуемо должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Грехом почиталась и рубка "молодика" - молодого, недозрелого леса. В этом случае мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья, не достигшие наилучших кондиций. По отношению же к "лесным старцам" действовал закон мифологического мышления: старший - значит, главный, значит, почитаемый, значит, священный.


Деревья с аномалиями развития - большим дуплом, вросшим в ствол камнем или другим каким-либо предметом, с необычной формой ствола, с удивительным переплетением корней - также рубке не подлежали: "не такие, как все" - мало ли какая сила могла в них затаиться!

В разных областях существовали и запреты на рубку некоторых пород. В первую очередь, конечно, это относилось к "про ’ клятым" деревьям, таким как осина и ель. В главе "Лес и Леший" сказано, между прочим, что эти породы энергетически неблагоприятны для человека, "выкачивают" из него жизненную энергию, и это свойство сохраняют даже предметы, сделанные из их древесины. Так что нежелание наших предков жить в еловом или осиновом доме было опять-таки не лишено оснований. С другой стороны, человек, срубивший вполне "доброжелательную" липу, должен был непременно заблудиться в лесу. Это убеждение стойко держалось, в частности, на Вологодчине. По всей видимости, Боги сурово вступались за дерево, веками обувавшее, а то и одевавшее народ.

Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти - чего доброго, занесут её в дом. И даже если в доме никто не умрёт, "сухотка" привяжется обязательно. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и "временно мертвы".

С представлениями о смерти, загробном мире связан и запрет, налагавшийся на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, "на полночь": эту сторону света наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом - словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб, и люди в доме долго не проживут!

Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев - это "буйные", "злые", "прокудливые". Такое дерево как будто стремится отомстить человеку за свою гибель: может придавить лесоруба, а вытешут из него бревно для избы - того и гляди, обрушит весь дом на голову жильцам. Даже щепка от подобного дерева, нарочно подложенная злым плотником, способна была, по мнению русских крестьян, разрушить новый дом или мельницу. Если же "буйную" лесину рубили на дрова - следовало опасаться пожара!

Белорусы называли "буйные" деревья "стояросовыми". Вот откуда наше выражение "дубина стоеросовая", означающее глупого и недоброго человека.

"Буйные" деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах, в особенности - на перекрёстках таких дорог. Дело в том, что славяне приписывали дороге большой мифологический смысл, притом отрицательный. Дорога, уходящая вдаль, по мнению наших предков, уводила в конечном итоге на тот свет - ибо за пределами племенной территории, как известно, начиналось царство неведомых сил и была близка граница между мирами умерших и живых. А кроме того, дорога мыслилась язычниками как своего рода "горизонтальная проекция" Мирового Древа, соединявшего миры. Не случайно сохранились загадки о дороге, типа: "Когда свет зародился, тогда дуб повалился; и теперь лежит", а учёные-этимологи утверждают, что слова "дерево" и "дорога" в русском языке восходят к одному корню.

Может быть, уместно упомянуть здесь один способ погребения, который бытовал в языческие времена на Руси. Умершего предавали огню, после чего прах его в особом погребальном сосуде устанавливали "на столпе на путех". "На путех" - то есть близ дороги. Что касается выражения "на столпе" - возможны разные мнения, начиная от специально вкопанного столба до финно-угорского "домика мёртвых" на высоком древесном пне или вовсе на дереве. Так или иначе, связь дерева, дороги и погребения очевидна.

Существовал и запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. В первую очередь садовых деревьев, притом находящихся внутри ограды усадьбы. Учёные считают, что дело тут в мифологическом осмыслении таких противоположностей, как "свой" - "чужой", "природный" - "культурный", "дикий" - "домашний". Дерево, взятое в лесу и используемое для строительства человеческого жилья, непременно должно было претерпеть "смену качества": из "чужого" сделаться "своим". С садовым деревом такого превращения заведомо произойти не могло, а кроме того, садовые яблони и вишни были для наших языческих предков едва ли не членами семьи. Отзвуки подобных представлений прослеживаются в русских сказках: там с плодовыми деревьями разговаривают, советуются. За ними ухаживают и в ответ на ласку ждут урожая. Как срубить родное дерево?

. Витой ствол, закрученный против солнца, не внушал доверия язычникам. В главе "Даждьбог Сварожич" подробно рассказано о магическом смысле движения "посолонь" и "противосолонь": всё направленное против движения солнца так или иначе связано со злым колдовством.

Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказывались непригодными, то в этот день лучше не браться за дело: не будет добра.

Но вот дерево выбрано. Привлекая этнографические материалы, касающиеся соседей славян, а также народов, до сих пор придерживающихся аналогичных воззрений, мы можем представить себе, как поступали с ним наши прапрадеды. В отличие от большинства современных людей, древние славяне твёрдо знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Кстати, научные исследования подтвердили языческое убеждение.

Цветок в горшочке буквально "сходит с ума" от ужаса, когда к нему приближается человек, только что погубивший другое растение: об этом поведали учёным электронные приборы, подключённые к его листьям. Стало быть, рассуждали наши предки, следует объяснить дереву, что ты не выродок, скуки ради замахнувшийся топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зелёную жизнь. А ещё - положить рядом с деревом угощение (например, кусочек хлеба с маслом), чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий.

Так поступали на глазах исследователей африканские дровосеки; отголоски подобных же верований сохранились и в украинском обычае оставлять на земле хлеб-соль и денежку при начале сбора лекарственных трав.

Когда же дерево срублено, следует посмотреть, не легло ли оно макушкой на север (об этом см. выше) и не повисло ли на ветвях соседей: это знак - ищи другое место в лесу и начинай дело заново. И не худо также (согласно верованиям сербов) на свежем срезе пенька тем же самым топором срубить голову курице - на случай, если дерево всё-таки окажется "буйным": эта жертва отвлечёт от человека внимание разгневанной древесной души.

И уж конечно, вернувшись из леса, непременно следует попоститься и тщательно вымыться: лучше всего - очистить себя банным потением, чтобы души деревьев "потеряли след" и не разыскали обидчика. (Точно так же, заметим, поступали после охоты на опасного зверя или убийства врага.) В некоторых африканских племенах после рубки железного дерева пищевые запреты, аналогичные нашим постам, соблюдались в течение целого года! Всё это время "дерево-убийцы" жили в отдельной хижине и не смели войти в общий дом, сесть к очагу, чтобы ненароком не навлечь беду на родных!

Мало, однако, было свалить дерево и перетащить ствол к месту строительства. Древние правила предписывали тщательно осмотреть приготовленное бревно: нет ли в нём какого опасного изъяна, к примеру "пасынка" - сучка, идущего из глубины, при выпадении которого остаётся скошенное отверстие? Ещё в ХIХ веке у славян от Польши до Алтая бытовало убеждение, что подобное бревно в срубе вызовет скорую смерть хозяина дома. Недаром в Польше такое бревно называли "волком", а также "свечой".

Читайте также: