Лишайники растут на почве скальных выходах горных пород деревьях и требовательны к чистому воздуху

Обновлено: 15.09.2024

5. К грибам получающим органические вещества из корней деревьев, относятся:

А. мукор Б. Дрожжи В. пеницилл Г. подберезовик

6. Симбиозом каких организмов являются лишайники?

А. гриба и корнями дерева В. гриба и водоросли

Б. двух грибов различных видов Г. водоросли и бактерий

7. Ягель (или олений мох) по своей сути является:

А. зеленым мхом В. листовым лишайником

Б. торфяным мхом Г. кустистым лишайником

8. Лишайники уснея и бородач, обитающие на деревьях, относятся к
А. кустистым лишайникам Б. листовым лишайникам В. накипным лишайникам

Г. они не относятся к лишайникам, а являются торфяными мхами.

9 . Симбиотическими можно назвать те отношения, при которых:

А. взаимодействуют два организма одного вида и эти взаимоотношения приносят пользу обоим

Б. взаимодействуют два организма разных видов, и оба получают выгоду от этих отношений

В. взаимодействие двух организмов, приносящее пользу одному из них.

Г. взаимодействие двух организмов, при котором один из них питается за счет другого

10. Тело лишай ни ков называют:

А. слоевищем Б. стеблем В. листом Г. побегом

Часть В . 1. Вставьте пропущенное слово.

1. Симбиоз возникает между . и .

2. Грибница заменяет деревьям .

3. Лишайник — это симбиотический организм, состоящий из гетеротрофного компонента — . и автотрофного компонента — .

4. Тело лишайников называется .

2. Найдите соответствие:

Какие признаки характерны для грибов класса:

1. Хитридиомицеты 2. Зигомицеты 3.Аскомицеты, или сумчатые грибы

4.Базидиомицеты 5. Оомицеты

А. Многоклеточный мицелий с базидиями, или плодовыми телами, гетеротрофы, некоторые из них — паразиты

Б. Одноклеточные, наземные, гетеротрофы и паразиты

В. Мицелий отсутствует, внутриклеточный паразит, тело представлено голой цитоплазматической массой

Г. Плодовое тело в виде сумок, содержащих споры, некоторые из представителей — одиночные почкующиеся клетки

Д. Одноклеточные и многоклеточные организмы, обитающие в воде, на растительных остатках и трупах животных, многие из них являются паразитами высших растений

3. Верно ли данное утверждение:

Шляпочные грибы содержат пигмент.

Клети грибов содержат запасное вещество — гликоген.

Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей — гиф.

Одноклеточные грибы — дрожжи.

Гифы, объединяясь в пучки, образуют крупные тяжи, достигающие несколько метров в длину,
которые выполняют проводящую функцию.

Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.

Лишайники размножаются частями слоевища, т.е. вегетативно.

Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуют органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.

Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными органическими веществами.

Часть С. Дайте ответ на вопрос:

Зарисуйте строение шляпочного гриба, подпишите его основные части, опишите их значение.

Часть А. 1. Выберите правильный ответ.

1. Среди перечисленных грибов шляпочными не являются:
А. сыроежка и подберезовик Б. мукор и пеницилл В. белый и груздь Г. мухомор и лисичка

2. К грибам паразитам относят:
А. бледная поганка и мухомор Б. пеницилл и мукор

В. гриб трутовик и головня Г. шампиньоны и вешенки

3. Грибы не могут размножаться:
А. семенами Б. спорами В. вегетативно Г. половым путем

4. Прочность клеточной оболочки грибам придает :
А. пектин Б. целлюлоза В. хитин Г. гликоген

5. Среди перечисленных грибов пластинчатыми являются:

А. сыроежка и опенок Б. подберезовик и белый В. подосиновик и лисичка Г.масленок и шампиньон

6. По форме слоевища лишайники делят на:
А. листовые, кустистые и древесные Б. листовые, стеблевые и кустистые

В. плоские, кустовые и листовые. Г.листовые, кустовые и накипные

7. Лишайники распространены:

А. на всех континентах, кроме Антарктиды Б. на всех континентах, включая Антарктиду

В. в умеренных широтах северного полушария Г.в тропических и субтропических широтах

8. Лишайники редко встречаются в городах, потому что:
А. очень чувствительны к загрязнению воздуха

Б. очень чувствительны к недостатку света В. им не хватает влаги для нормальной жизнедеятельности

Г. для посадок в черте города обычно выбирают те виды деревьев, на которых лишайники не встречаются

9. Роль лишайников в природе заключается преимущественно в том, что они:
А. являются основным видом пищи для некоторых птиц

Б. являются средообразующими видами в некоторых сообществах

В. защищают стволы деревьев от переохлаждения зимой Г. являются природным красителем

10. Лишайники размножаются:

А. спорами Б. кусочками слоевища

В. особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба Г. всеми перечисленными способами

Часть В. 1. Вставьте пропущенное слово.

1. Грибница, расположенная в почве, называется . наружная часть грибницы — это .

Лишайники — индикаторы окружающей среды — они требовательны к……….

Лишайники размножаются . и .

4. Гриб мукор относится к классу…………., по способу питания…………

2. Найдите соответствие:

Из перечня жизненных форм лишайников опреде лить:

I. Накипные А. Кладония

П. Листоватые Б. Исландский мох

III. Кустистые В. Леканора

Г. Ягель Д. Гипогимния Е. Кладония лесная

3. Верно ли данное утверждение:

Наследственный, или генетический аппарат клетки гриба находится в рибосомах.

Грибы размножаются спорами и вегетативно.

Споры грибов образуются в спорангиях, которые образуются на гифах.

Род Мукор относится к классу Хитридиомицетов.

Сыроежки относятся к классу Аскомицеты.

Подосиновик и подберезовик относятся к классу Базидиомицетов.

Два компонента лишайников: водоросль — гетеротрофный организм и гриб — автотрофный организм.

Наиболее сложно устроены накипные лишайники.

Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей.

Часть С. Дайте ответ на вопрос:

Зарисуйте строение клетки гриба, подпишите её основные части, опишите их значение.

Похожие документы:

Тема урока Лабораторные и практические работыработы

Приказ № от 2012г. Рабочая программа по биологии 7 кл средней общеобразовательной школы №166

Форма промежуточной аттестации

. наличие у растений органов Царства Бактерии и Грибы Проверочная работа 5 «Строение и . гриба и водоросли 8. Лакмус, необходимый химической промышленности, получают из: а) мхов б) водорослей в) лишайников г) папоротников Проверочная работа .

Тема урока Лабораторные и практические работы

в ходе работы с учебными элементами вы должны конкретизировать понятие о симбиозе, познакомиться с многообразием, особенностями строения, жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; распространенностью, их разнообразными условиями обитания, их ролью в природе и жизни человека; познакомиться с лишайниками Тульской области и нашей местности; знать основные группы лишайников; уметь: объяснять строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

Тип урока – комбинированный с применением модульной технологии обучения.

ВложениеРазмер
modul_1_lishayniki_7_klass_ispravlennoe.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

в ходе работы с учебными элементами вы должны конкретизировать понятие о симбиозе, познакомиться с многообразием, особенностями строения, жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; распространенностью, их разнообразными условиями обитания, их ролью в природе и жизни человека; познакомиться с лишайниками Тульской области и нашей местности; знать основные группы лишайников; уметь: объяснять строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

Тип урока – комбинированный с применением модульной технологии обучения.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

2. Слоевище лишайников состоит из:
А. водорослей и бактерий
Б. бактерий и грибов
В. нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей.

3. Какие существуют формы лишайников:
А. накипные
Б. кустистые
В. листоватые
Г. все ответы верны

4. Лишайник - важнейший источник корма для:
А. северных оленей
Б. домашних животных

5. Лишайники растут:
А) всюду, даже в Антарктиде
Б) всюду, где чистый воздух
В) всюду, даже в пустыне
Г) все ответы правильны.


Пример оформления:
1.а
2.б и тд.
6. 1.+
2.- и тд.

Оборудование к уроку: Коллекция лишайников, диск 7 класс (мультимедийное приложение к учебнику).

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Беседа.

- каковы особенности строения шляпочных грибов?

- какую роль грибница играет в их жизни?

- какие организмы питаются автотрофно?

- какой пигмент они содержат?

3. Переход к новой теме.

Учитель: Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире, их слоевище представлено гифами грибницы обеспечивающих организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают органическими веществами. Они называются лишайниками.

Цель сегодняшнего урока подробнее познакомиться с этими удивительными организмами. Наука, изучающая лишайники называется лихенологией.

Сегодня вы самостоятельно в процессе работы с учебником (деятельный подход) изучите эти организмы, кроме того прослушаете информацию, которую подготовили ваши одноклассники, работая с дополнительной литературой по теме.

  1. 1 группа - Основные типы слоевищ.
  2. 2 группа - Внутреннее строение лишайников.
  3. 3 группа - Особенности питания лишайников.
  4. 4 группа - Размножение лишайников.
  5. 5 группа - Среда обитания лишайников.
  6. 6 группа - Значение лишайников.
  1. Полное освещение вопроса.
  2. Оценка отвечающего зависит от дисциплины в классе и внимания учащихся.
  3. Итоговая оценка участникам группы, зависит от восприятия материала всеми учащимися класса (задаётся дополнительный вопрос классу после выступления каждой группы).
  4. В каждой группе есть исследователь - ученик, который выполнял индивидуальное задание по данной теме.

1 группа - Основные типы слоевищ

- тело лишайника представлено слоевищем.

- цвет серый, сизый, зеленоватый буро-коричневый, желтый, черный.

- различают 3 типа слоевищ:

а) накипный (корковый), плотно срастается с субстратом.

б) листоватый - имеет вид чешуи, розеток

в) кустистые - имеют форму столбиков, лент.

Дополнение исследователя 1 группы.

К накипным лишайникам относится ризокарпон - есть сведения, что возраст некоторых его слоевищ около 4 тыс. лет, поэтому он считается долгожителем растительного мира планеты, наряду с величественными секвойями и баобабами листовые лишайники соединяются с субстратом и ризоидоподобными выростами и легко отделяются от него. Кустистые лишайники соединяются с субстратом только своим основанием.

Вопросы к классу:

1. Какие типы лишайников вам известны?

2. Какой тип лишайника имеет наиболее сложно организованное слоевище?

2 группа - Внутреннее строение лишайников

- корковый слой (нижний и верхний), состоит из плотно сплетенных грибных нитей.

- сердцевина - рыхлый слой нитей с водорослями.

- функции сердцевинного слоя - проведение воздуха клеткам водорослей, содержащим хлорофилл.

Дополнение исследователя 2 группы.

Сожительство гриба и водоросли типичный пример мутуализма (+ +). Только в 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий раскрыли природу лишайников. Они опытом потвердели догадку знаменитого ученого де Бари, высказавшего в 1866 году, предложение, что лишайники - составные организмы. Русским ученым удалось вымачиванием в воде разделить лишайника на 2 организма. Было доказано, что лишайники состоят из совместно живущих грибов и водорослей.

Вопросы к классу:

Что такое симбиоз и мутуализм?

Какие организмы образуют лишайники?

3 группа - Особенности питания лишайников.

- нити грибницы выполняют функцию корней, обеспечивая водоросли водой и минеральными солями.

- клетки водорослей синтезируют органическое вещество.

- по способу питания лишайники - автогетеротрофы.

Дополнение исследователя 3 группы.

Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела, главным образом влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет лишайникам поселяться на голых, бесплодных скалах, на поверхности стекла, на крышах, в пустынях, но только там где есть свет.

Вопросы к классу:

Какой организм в теле лишайника синтезирует органическое вещество?

Какую функцию выполняет нити грибницы?

4 группа - Размножение лишайников.

- лишайники размножаются вегетативно

- хрупкие кусочки слоевища отламываются то прикосновения и легко разносятся ветром, в соответствующих условиях развиваются в новое слоевище

- размножение лишайников спорами, которые образуется половым и бесполым путём.

Дополнение исследователя 4 группы

Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ? это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение "манна небесная".

5 группа - Среда обитания лишайников.

- встречаются лишайники на почве, деревьях, скалах, горных породах (известковых и 000000)

- встречаются в умеренных и холодных областях, в горах.

- устойчивы к засухе и низким температурам.

Дополнение исследователя 5 группы

Лишайники прекрасно себя чувствуют в любой среде - от влажных тропических лесов до знойных пустынь. Некоторые виды были обнаружены в Гималаях, много выше верхней границы распространения лесов, другие - на расстоянии 500 км от Южного полюса. Лишайники растут на скалах, деревьях, голых почвах, на могильных плитах, стенах зданий, на выбеленных солнцем костях и даже на спинках жуков.

Вообще лишайники часто живут там, где неспособно выжить ни одно другое растение. Они являются в некотором смысле первопроходцами растительного мира, обживая самые неблагоприятные среды обитания, например голые скалы.

Вопросы к классу:

1. Почему растения хорошо переносят засуху и холод и требовательны к содержанию СО2 в воздухе.

2. Чем обусловлено широкое распространение лишайников?

6 группа - Значение лишайников.

- образование биомассы, в результате фотосинтеза.

- корм северным оленям, косулям, лосям.

- подготовка почвы для поселения растений

Дополнение исследователя 6 группы

Как и любое живое существо, лишайники играют свою роль в природе. Они не только способствуют образованию почвы при разрушении скал, но также служат пищей самым разным животным, от северных оленей до улиток и крохотных насекомых.

Человек тоже нашел применение лишайникам. Вытяжками из лишайников пытались лечить разные болезни и древние греки, и крестьяне в Европе, практиковавшие это еще в XIX веке. И хотя большинство этих снадобий были, скорее всего, бесполезны, в определенных видах лишайников обнаружены ценные антибиотики.

Другой полезный продукт, традиционно получаемый из лишайников, разнообразные красители, алые, пурпурные, синие, коричневые и желтые. Шотландские ремесленники до сих пор используют лишайниковые красители для своих знаменитых шотландских твидов.

Из лишайников добывают и лакмус - краситель для химических тестов на кислотность.

Большинство лишайников несъедобны, однако известно, что так называемый исландский мох, который содержит крахмал, и по сей день идет в пищу бедняков. Оленьим мхом и гирофорой тоже можно питаться.

Вопросы к классу:

1. Почему лишайники относят к индикаторам чистоты.

2. Объясните выражение: лишайники - растения "пионеры".

Итоговое закрепление "цепочка"

- учитель называет ученика, который имеет право задать вопрос по теме

- ученик, успешно ответивший на поставленный вопрос, передаёт свой вопрос любому ученику по выбору.

- задаётся не более 5 вопросов, наиболее удачный вопрос и ответ оценивается.

Графический диктант по вариантам

  1. Автотрофный компонент гриба - водоросль.
  2. Наиболее простой тип лишайника - накипный
  3. Различают два основных типа лишайников.
  4. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
  5. Вегетативное тело лишайника представлено - слоевищем или таллом.

Ключ: 1, 2, 3, 4, 5

  1. Лишайники это организмы симбионты.
  2. Автотрофный компонент лишайника - гриб.
  3. Наиболее высокоорганизованный тип лишайника - кустистый
  4. Лишайники размножаются только половым путём.
  5. Лишайники индикаторы чистоты воздуха.

Ключ: 1, 2, 3, 4, 5

Д/З.: Изучить стр. 32-36. Повторить из курса 6 класса тему "Органы цветкового растения".

Читайте также: