Молодые деревья засыхали на корню не дотянувшись до света

Обновлено: 18.09.2024

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Быстрая регистрация

Русский язык (Правописание НЕ и НИ)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Башня была (НЕ)ОЧЕНЬ высокая, но это старинное сооружение всегда производило сильное впечатление на посетителей музея.
Земля покрыта увядшими, но ещё (НЕ)ЗАСОХШИМИ листьями.
Окружающий нас величественный пейзаж казался далеко (НЕ)ОБЫЧНЫМ сновидением.
Ветер гонит рябь по луже (НЕ)ТОРОПЛИВО, а спокойно, как будто задумчиво, и бежит за тучей тень по влажной траве.
Глубокая синяя тень (НЕ)РАВНОМЕРНО разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья.

-НЕ- с разными частями речи.

1)Упрощённое правило:

-НЕ- пишется раздельно только в следующих случаях:

  1. Если есть противопоставление с союзом а (дом не большой, а маленький)
  2. Если к определяемому слову относятся отрицательные местоимения или слова далеко не, ничуть не, вовсе не, отнюдь не (никому не интересный)
  3. С причастием, у которого есть зависимое слово (ещё не политый огород)
  4. С краткими причастиями, прилагательными степени и наречиями степени, с наречиями не на -О-, деепричастиями, глаголами, числительными, местоимениями ( кроме отрицательных и неопределённых)

Во всех остальных случаях -НЕ- пишется слитно.

2) Полное правило:

Часть речи

Слитно

Раздельно

Глагол, деепричастие, числительное.

Пишутся слитно глаголы с приставкой - недо- (обозначающей нехватку чего-либо): недо сыпает, недо едает, недо оценить, недо солить.

Запомнить: если глагол употребляется в прямом значении, и частица -НЕ- обозначает отрицание действия, то -НЕ- будет писаться раздельно.

Пример: не достает (не дотягивается) и недо стаёт (не хватает); не доедает (не ест до конца) и недо едает (не получает нужного количества пищи).

С -НЕ- пишутся раздельно: не был, не зная.

Существительное.

Если можно заменить синонимом без -НЕ- : не приятель (враг), не специалист (дилетант), не правда (ложь).

1) Если есть противопоставление;

Не осторожность, а трусость.

2) Если слово нельзя заменить синонимом без НЕ- ;

Это не город.

Прилагательное, наречия на -о- (образованые от качественных прилагательных)

1) Если можно заменить синонимом без -НЕ- : не уверенно (робко).

2) Если пояснительное слово обозначает степень качества (весьма, крайне, очень, совершенно, почти, отчасти, довольно, гораздо, вполне, абсолютно, слишком).

1) Есть противопоставление с союзом а:

Дом не большой, а маленький.

2) Есть пояснительные слова со значением отрицания признака (вовсе не, отнюдь не, далеко не);

Отнюдь не интересный.

3) Если прилагательное с -НЕ- нельзя заменить синонимом без не;

Кольцо не золотое, глаза не голубые.

4) В качестве пояснительного слова – отрицательное местоимение или наречие: никому, ничуть.

5) Прилагательное или наречие употреблено в сравнительной степени: не худший, не жуже.

Краткие прилагательные пишутся по тем же правилам, что и полные, за исключением тех, которые либо не имеют полной формы, либо имеют другое значение, чем в полной форме: не рад, не горазд, не должен, не обязан, не намерен, не склонен, не способен, не готов, не расположен.

Местоимение

В неопределённых местоимениях ( не кто, не что) и отрицательных, употреблённых без предлога ( не кому, не кого, не чем).

1) Раздельно со всеми, кроме отрицательных и неопределённых: не я, в не своём городе, не каждый.

2) В отрицательных местоимениях с предлогом: не с предлогом: не у кого.

Наречия не на о

Отрицательные наречия: не где, не куда, не когда, не откуда, не вдалеке, не спроста, не кстати, не даром и т.д.

Большинство наречий, не образованных от прилагательных: не здесь, не так, не совсем; наречия, которые пишутся через дефис: не по-старому.

Причастие

С полными причастиями без зависимых слов (за исключением слов, обозначающих степень признака: крайне, совершенно и т.д.), без противопоставления с союзом -а-.

Запомнить: на правописание отглагольных прилагательных не влияет наличие зависимых слов ( не рассеянный на уроке ученик).

1) С краткими причастиями;

Книга не прочитана.

2) С полными причастиями, при которых есть зависимые слова;

Не заинтересовавший нас рассказ.

3) При причастии есть противопоставление с союзом а;

Не занконченный, а начатый.

Остальные пишутся по общим для прилагательных правилам.

Запомнить:

1) Со служебными частями речи -НЕ- пишется раздельно;

2) Не пишется слитно, когда слово не употребляется без -НЕ- ( не годовать, не здоровится, не нависть, не былица, не настный, не лепый, не чаянно, не доумевающий).

Значения частицы -НЕ-

Значения частицы -НИ-

1. Отрицание;

Этот день не похож на другие.

1. Отрицание в предложениях без подлежащего:кругом ни деревца.

2. Утверждение при двойном отрицании;

Его талант не мог не изумлять меня.

2. Усиление отрицания (если уже есть частица -НЕ- или слово нет);

Шум прибоя не затихал ни на минуту.

3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях;

И какой же русский не любит быстрой езды!

3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий;

Какую профессию ты бы ни избрал, искренне люби её.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.

2) Чтобы в споре легче было убедить оппонента, надо, чтобы тезис был короче и проще, что позволяет избежать запутанности и неопределённости.

3) Составные тезисы могут внести в спор запутанность и неопределённость, так как они намечают несколько мыслей, которые приведут к разногласию.

4) В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, выстраивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на элементарные суждения.

5) Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего несколько мыслей.

Ответ: ___________________________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ).

поэтому вопреки этому во-первых да и

Ответ: ___________________________

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ПУНКТ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ПУНКТ , -а ; м.

1) Определённое место на земной поверхности. П. пересечения дорог. Стратегический п. Населённый п. (город, посёлок и т.п.).

2) Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п.

3) Раздел официального документа или какого-л. текста, обозначаемый номером или буквой. П. договора. Перечислить основные п. доклада. П. обвинения.

4) Вопрос, тема, предмет (внимания, рассуждения). Не сойтись в каком-л. п. П.

разногласий. Разойтись по трём п.

5) Отдельный момент в развитии чего-л. Кульминационный п. Переломный п. в истории. Отправной п. умозаключений. Поворотный пункт войны.

Ответ: ___________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

кАшлянуть фОрзац ломОть икОнопись Иксы

Ответ: ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.

Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.

Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.

Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

Ответ: ___________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ПРИБЫТИИ на практику по ОБЕИМ сторонам ТРЁМСТАМИ рублями по ОКОНЧАНИИ школы

Ответ: ___________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

2) неправильное построение предложений с производным предлогом

В) Многие из путешествующих, кто были на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Неправильное построение предложений с двойными союзами.

Д) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.

5) о шибка, связанная с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

7) допущена ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

д. лина бл. стательный опт. мизм словосоч…тание приг…реть

Ответ: ___________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

ра. буженный, бе…граничный не. валенные, бе…дельник пр. купить, пр…красный

под…зревать, н…писать пр…кратить, пр..чудливый

Ответ: ___________________________

10. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И

устойч…вый буш. вать ткан. вый выгор. в эмал…вый

Ответ: ___________________________

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И

снег та…т добыва. мая нефть заправ. шь машину колебл. мый ветром приемл. мые условия

Ответ: ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

1) Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!

2) Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.

3) Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

4) Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

5) В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.

Ответ: ___________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?

Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.

Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТОМУ выгодна для тебя во всех отношениях.

В её черных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.

От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

Ответ: ___________________________

14. Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.

стилистические особе(3)ости речи крестьян.

Ответ: ___________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ученье да труд к славе ведут.

2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.

3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.

4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.

5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ: ___________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

в поэзии и прозе Александра Сергеевича.

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.

Ответ: ___________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах .

Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.

(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом! (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки.

(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум.

(По И. Ильину

1) Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.

2) Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.

3) Рокот моря или водопада, звуки горных обвалов, шелест листвы, журчание ручья, пение птиц — всё это песня родственных нам, но таинственных сил .

5) Шум делает человека духовно глухим, приглушает его восприятие.

Ответ: ___________________________

1) В предложениях 17-21 содержится рассуждение и описание

2) В предложениях 17-21 содержится повествование, описание, рассуждение

3) В предложениях 9-10 содержится повествование

4) В предложениях 30-32 содержится рассуждение

5) В предложениях 17-21 содержится повествование

Ответ: ___________________________

22. Из предложения десятого (10) выпишите устаревшее разговорное слово

Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 39—44 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Список терминов:

1) риторический вопрос

2) ряды однородных членов

8) сравнительный оборот

3) лексический повтор

9) риторическое восклицание

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

В Наташином пении уже (не)было детской старательности.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.

Ученье без уменья - (не)польза, а беда.

В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

(Не)законченная нами шахматная партия перенесена на завтра.

2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Я отвечать (не)в силах был.

Обычно далеко (не)болтливая, в тот день Лена была необыкновенно многословной.

(Не)бывалая засуха сгубила почти весь урожай кукурузы в области.

Как (не)любить родимый край!

Меня (не) было в школе.

3. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

(не)исправленная вовремя ошибка;

4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

1) Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!

2) Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.

3) Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

4) Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

5) В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Дуня (не)лишена обаяния.

Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не) оконченную вчера работу.

По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.

В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.

Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.

6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Она далеко (не) красавица.

А.П.Чехов писал о ничем (не)примечательных людях.

Выбирай друга (не)торопясь, ещё меньше спеши променять его.

Писателя отличала постоянная (не)удовлетворённость собой, абсолютная скромность, чувство собственного достоинства.

7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

(Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

(Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу.

Дуня (не)лишена обаяния.

Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.

9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

Пришлось объяснить ещё раз (не)понятное для учеников правило.

Но страх (не)сжал души моей.

Земля в его поместье была ещё (не)вспахана.

10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, а узкой речки.

Оседает пыль, и взору открываются вовсе (не)высокие пирамидальные тополя.

Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости.

11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В глубине были видны (не)успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листики кувшинок.(Паустовский К.)

Он решил, (не)откладывая, обследовать подземелье. (Бадигин К.)

Василия и его группу встретил пожилой (не)бритый старшина-артиллерист. (Карпов В.)

Погода действительно была (не)такая теплая, как вчера. (Рыбин А.)

Ехать мне в Матвеевку решительно (не)хотелось. (Голубев Г.)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ударил (не)подалёку снаряд, пришлось присесть. (Карпов В.)

Гимназистка, (не)дослушав, встала и вышла в коридор.(Паустовский К.)

Генерал ничего (не)ответил, только понимающе кивнул. (Беляев А.)

В полку этом Ачкасов бывал уже (не)раз. (Беляев А.)

Что это могло быть? Металл желтоватый, но совсем (не)похож на золото, лёгкий, тусклый. (Голубев Г.)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Близость Невы (не)освежала раскалённого воздуха.(Никитин Н.)

В тот год зима запоздала, лишь во второй половине ноября сухой, свирепый ветер сковал реку сизым льдом и расцарапал (не)одетую снегом землю глубокими трещинами. (Горький М.)

Моросил мелкий, (не)по-весеннему назойливый дождь. (Алексеев М.)

Борисов был (не)высок, но плечист. (Беляев А.)

Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(Тендряков В.)

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Комиссар нахмурился, ответил (не)сразу. (Карпов В.)

Тамбур (не)протапливался, и часовые были в шинелях, шапках, башлыках. (Акунин Б.)

Мальчуганы посмотрели, (не)доумевая, друг на друга. (Гайдар А.)

Махова сторожка и правда оказалась (не)чем иным, как бревенчатой избой, обнесённой пряслом. (Солоухин В.)

Котлы никак (не)чищены. (Паустовский К.)

15. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Шесть месяцев прожили мы в землянках. Курбеев одним хлебом питался, я тоже (не)доедал. (Тургенев И.)

(Не)раз мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах. (Соколов-Микитов И.)

Запихнув в стол надоевшие бумаги, я натянул (не)просохшее ещё с утра пальтишко, укутал горло сырым шарфом и, подняв воротник, вышел на улицу. (Голубев Г.)

На крыльце, (не)двигаясь, сидел старик и в упор смотрел на пришедшего. (Рысс Е.)

Книга, прочитанная (не)вовремя, может навсегда отбить вкус к самой себе. (Алексин А.)

16. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лена скучала без деда, к которому очень привязалась, а Коле было (не)только тоскливо, но и страшно. (Рысс Е.)

(Не)страх, а ярость охватила соединённые отряды Семейки, Анкудинова, Попова. (Северов П.)

После строгой дисциплины в училище лейтенантов охватило чувство полной свободы и (не)зависимости.(Карпов В.)

Коляска, (не)убыстряя хода, мягко вкатывалась на деревянный настил моста. (Пантелеев А.)

На улицах (не)видно было клочка снега, грязное тесто заменилось мокрой, блестящей мостовой и быстрыми ручьями. (Толстой Л.)

17. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Конь шёл шагом, стараясь (не)поскользнуться. (Паустовский К.)

Бим, как по команде, лег, (не)спуская взора с птицы. (Троепольский Г.)

Митенька невольно при этом подобрал ноги под стул, так как вспомнил, что башмаки (не)чищены. (Романов П.)

А Степка сказал, что Пинкертон живёт в их доме, и это (не)кто иной, как тётка Авдотья - квартирная хозяйка. (Белых Г.)

Весь факультет тогда гордился Виктором. (Не)даром преподаватели единодушно отмечали его способности. (Гранин Д.)

18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Вошел седой морщинистый старичок с давно (не)бритым подбородком и с нависшими усами. (Романов П.)

Дети (не)истовствуют от восторга. (Федосеев Г.)

Ошибся Иван Иваныч - (не)каждую собаку можно купить на приманку. (Троепольский Г.)

Григорий Васильевич шёл домой (не)спеша. (Титов В.)

Извозчик осаживал (не)успевшего распалиться подтанцовывающего рысака. (Федин К.)

19. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

По кустам и деревьям, (не)отлучаясь далеко от осины, всё время сновал дятел,- искал корм. (Воробьёв К.)

В таком доме, с его (не)освещённым по вечерам залом, с тёплыми полутёмными коридорами и деревянными лестницами, каждый приезжий чувствовал себя необыкновенно хорошо. (Романов П.)

Ему (не)когда было сейчас раздумывать о таких мелочах. (Гранин Д.)

Дом Самгиных был одним из тех уже редких в те годы домов, где хозяева (не)торопились погасить все огни. (Горький М.)

- Так это же (не)фантазия, а сама жизнь! - воскликнул Цветухин. (Федин К.)

20. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В смысле отношений между жильцами это была (не)квартира, а пороховой погреб. (Романов П.)

Кирилл пошел из комнаты увесистыми шагами ещё (не)сложившейся походки. (Федин К.)

Тимофей был доволен, что, (не)колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)

Ихтиандр по-гречески значит (не)что иное, как человек-рыба. (Беляев А.)

Роты строились не в походные колонны, а в длинные (не)уклюжие шеренги. (Карпов В.)

3) Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

4) Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

5) В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?

Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.

Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТОМУ выгодна для тебя во всех отношениях.

В её черных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.

От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

стилистические особе(3)ости речи крестьян.

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВУЮ РАБОТУ

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1. Княгиня действительно не слыхала или попросту не хотела слышать его слов.

2. Ему вспоминались то лица приятелей и знакомых то блистательные балы с толпой красавиц.

3. В это период юноша избегал не только общества но и всех его знакомых а также столичных дам.

4. Андрей медленно разорвал письмо на четыре части и бросил под стол корзинку.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1. Дни и ночи до утра в степи бураны бушевали и ветки снегом заметали.

2. С дороги ничего нельзя было увидеть ни домов ни улиц ни озера.

3. Вдали перед нами пестрели и цвели луга и нивы.

4. Рёв то затихает и переходит в злобное рычанье то с новой силой потрясает горы.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному.

2. У вечнозелёных деревьев и кустарников каждый лист может жить от нескольких месяцев до нескольких лет и опадает в свой срок.

3. Занятия организуются как в утренние часы так и в вечерние часы.

4. От дома то деревьев от голубятни ото всего побежали длинные тени.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1. Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.

2. Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями столько жителями глубинки.

3. Ни один след ни лыжный ни пеший ни человеческий не пересекал лыжную тропу.

4. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными книжными и рукописными.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1. На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3. Поэту и вся природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.

Читайте также: