Можно ли вырубать деревья на собственном участке сельхозназначения

Обновлено: 18.09.2024

Правила использования лесов, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, разработало правительство России, сообщает пресс-служба аппарата вице-премьера Виктории Абрамченко. Постановление кабмина, подготовленное Минприроды, определяет возможные варианты использования таких лесов с учетом требований лесного и земельного законодательства. У владельцев заросших лесом полей появится выбор: будут они корчевать деревья и возвращать землю в аграрный оборот или же займутся лесным бизнесом.

"Мы стимулируем вовлечение в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом, - объясняет суть нововведений Виктория Абрамченко. - Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: законным образом использовать лес на землях сельхозназначения невозможно, соответствующая деятельность не регламентирована. А если не использовать - то это является нарушением требований по охране земель сельхозназначения".

Фото: iStock

"Если соответствующие земли невозможно вернуть в сельхозоборот или это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства, - резюмирует Виктория Абрамченко. - Такой подход позволит землепользователям рационально распоряжаться земельными участками в соответствии с выбранным назначением с соблюдением всех необходимых природоохранных требований".

В документе предусмотрены и все необходимые охранные меры - в "полевых лесах" запрещено строительство, не связанное с производственной необходимостью, из-под действия правил выведены ветрозащитные и мелиоративные лесополосы - их рубка по-прежнему возможна только в целях ухода за посадками. Остались в силе и все особенности, предусмотренные для водоохранных и нерестоохранных зон.

Участки смогут использоваться, например, для заготовки древесины при условии ее учета и контроля за оборотом или для заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов, а также для других видов лесопользования. Заготавливать грибы, ягоды, лекарственные растения и другие ресурсы можно без ограничений, но с учетом требований лесного законодательства.

В то же время владельцам запретят проводить профилактическое выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, добавили в аппарате вице-премьера.

При этом любые рубки возможны будут только на участках с четко установленными границами. Эта норма призвана защитить земли лесного фонда от "случайного" посягательства.

Пользуемся юридическими услугами при составлении и для проверке договоров с различными организациями на поставку нашей продукции. Хорошие юристы, никогда не спешат, расскажут все нюансы и сделают все профессионально - за почти два года работы никаких проблемных ситуаций после оказания их услуг.

В феврале 2019 года обратилась в компанию Эклекс за услугой регистрации договора аренды, стоимость мне назвали сразу (20000 р), за эти деньги я получила весь пакет документов, который нужен, консультацию по всем вопросам, проверку всех документов, которые уже были, юристы организовали процесс подачи документов в органы и получения документов. Самое главное, что мне подготовили договор аренды с учетом всех пожеланий и доработок, а не типовой, скачанный из интернета. Результатом полностью довольна.

Искали компанию,где бы качественно оказали услугу регистрации, чтобы в дальнейшем избежать проблем. По рекомендации остановились на указанной. Уже на консультации было понятно, что ребята профессионалы. Все сделали оперативно, помогли собрать учредительные документы, все этапы удалось пройти максимально быстро благодаря опыту и навыкам специалистов. Профессионализм сотрудников фирмы — вне сомнений.

Деревья, кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения не относятся к предмету преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений) независимо от права собственности на земельный участок, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.

Указанный вывод содержится в

Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 (п. 15).

Необходимо отметить, что разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленумов ВС РФ являются обязательными к применению судами первой инстанции.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является в том числе рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 № 41, предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, на территориях муниципальных образований действуют локальные нормативные акты, которые предписывают необходимость получения разрешения на вырубку.

Таким образом, поскольку ограничения, связанные с вырубкой, могут быть установлены различными нормативными правовыми актами, то при принятии решения о вырубке деревьев, необходимо предварительно уточнить в органах местного самоуправления необходимость получения разрешения на рубку.

В противном случае лицо, осуществившее вырубку без специального разрешения (вне зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок и вне зависимости от категории земельного участка) может быть привлечено к административной ответственности и с такого лица может быть взыскан причиненный ущерб.

Необходимость такого уточнения связано также и с тем, что рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.

С учетом изложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Рубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения не подпадает под предмет ст.ст. 260-261 УК РФ, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.

2. На территориях муниципальных образований могут быть приняты локальные нормативные акты, предписывающие необходимость получения разрешения на вырубку.

3. Действия по рубке деревьев, при отсутствии на то разрешения, вне зависимости от прав собственности на земельный участок, на землях сельскохозяйственного назначения, могут быть квалифицированы как:

- административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 8.28. КоАП РФ),

- преступление: хищение (ст. 158 УК РФ) либо уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 167 УК РФ).

Необходимо отметить, что уплата штрафа не освобождает виновное лицо от возмещения причиненного вреда.

4. Лицо, осуществившее вырубку без специального разрешения (вне зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок и вне зависимости от категории земельного участка) обязано возместить причиненный ущерб.

О рубке древесной растительности на землях сельскохозяйственного назначения

Практика прокурорского надзора свидетельствует о наличии случаев произрастания древесной растительности на землях сельскохозяйственного назначения, в результате чего у их владельцев возникают сложности при разработке таких земель и реализации растительности. В целях формирования правильного понимания положений действующего законодательства в этой сфере разъясняем.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.05.2019 №255 утвержден порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, предусматривающий правила разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель (далее - проекты мелиорации), осуществляемой в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Данным порядком предусмотрено, что проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий. Разработка проектов мелиорации осуществляется правообладателями земельных участков, на которых планируется проведение мелиоративных мероприятий, самостоятельно либо с привлечением иных физических или юридических лиц.

На основании изложенного, на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Помощник прокурора Братского района Л.Л. Леонтьев

Прокуратура
Иркутской области

Прокуратура Иркутской области

21 августа 2020, 09:59

О рубке древесной растительности на землях сельскохозяйственного назначения

Практика прокурорского надзора свидетельствует о наличии случаев произрастания древесной растительности на землях сельскохозяйственного назначения, в результате чего у их владельцев возникают сложности при разработке таких земель и реализации растительности. В целях формирования правильного понимания положений действующего законодательства в этой сфере разъясняем.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.05.2019 №255 утвержден порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, предусматривающий правила разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель (далее - проекты мелиорации), осуществляемой в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Данным порядком предусмотрено, что проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий. Разработка проектов мелиорации осуществляется правообладателями земельных участков, на которых планируется проведение мелиоративных мероприятий, самостоятельно либо с привлечением иных физических или юридических лиц.

На основании изложенного, на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Читайте также: