На деревьях вырастают листья

Обновлено: 15.09.2024

Лист - это орган дерева, посредством которого происходит фотосинтез, дыхание. А когда дерево засыпает - этот орган становится ненужным, да и отработанным. дерево его скидывает. да и если бы оно листья не скидывало - сломалось бы под тяжестью снега.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Эта маленькая девочка прибилась ко мне в пути. Я шёл по берегу, и она шла по берегу. Потом она поравнялась со мной и густым голосом сказала:

— У меня есть гребёнка. Хочешь причесаться?

— Спасибо, — отозвался я, — только мне нечего причёсывать.

— Волосы, — сказала девочка.

— Волос-то у меня почти нет.

Девочка недоверчиво покосилась на меня и на мою шляпу.

— Куда же они девались?

— Они опали, — сказал я. — Знаешь, как осенью опадают листья?

Она, видимо, пережила так немного осеней, что не запомнила, как опадают листья, и мне пришлось объяснять ей:

— Осенью листья желтеют и падают на землю. А весной вырастают новые, зелёные.

— Что же у тебя не вырастут новые, ведь уже весна?

На меня выжидательно смотрели два больших серых глаза, смотрели и требовали ответа на вопрос. Они, эти глаза, были уверены, что взрослый человек может ответить на любой вопрос, на то он и взрослый. А пока я молчал, обдумывал ответ, девочка спросила:

— У меня тоже опадут волосы… и не вырастут?

— Нет, нет! Ни один волосок не упадёт с твоей головы. А когда ты станешь старенькой, волосы побелеют.

— Я её не люблю, но ем. Заставляют.

Мы шли по берегу, по непросохшему и зыбкому дёрну, который пружинил под нашими шагами, как матрац. А рядом бурлила мутная, высокая вода и от неё пахло снегом и льдом — остатками зимы. Набирающее силу апрельское солнце пригревало и с непривычки пощипывало лицо. Это было одинаково приятно мне и моей спутнице.

Я снял шляпу и надел шутки ради на девочку. Она поправила её так, чтобы шляпа не закрывала глаза, и вдруг спросила меня:

Никто, как дети, не умеет так ловко ставить человека в тупик своими вопросами. Чей я? Когда-то очень давно, когда была жива мама, я был мамин. А чей я теперь?

— Ничей, — грустно ответил я.

Два больших серых глаза внимательно смотрели на меня.

— Так не бывает! Ты чей-нибудь!

— Ничей! — повторил я и почувствовал, как от глаз моей спутницы исходит тепло. Я повеселел от этого тепла и сказал:

— Хочешь, я буду твоим?

Я ждал утвердительного ответа. Но девочка остановилась, наклонила голову и задумалась. Я понял, что она не просто думает, а решает множество житейских вопросов. Например, куда меня деть, что со мной делать, чем меня кормить и куда прибить гвоздик для моего пиджака. А я стоял перед ней большой, загадочный и чем-то не похожий на знакомых ей взрослых.

Неожиданно девочка спросила:

— Ты не куришь по ночам?

Этот внезапный, как вспышка, вопрос сразу разрушил мои предположения о ходе её мыслей. Какие там мокрые ноги и немытые руки!

— Нет! Я не курю. Ни днём, ни ночью… — ответил я, — Почему ты спросила об этом?

Девочка сдвинула шляпу на затылок и очень естественно ответила:

— Я слышу дым во сне. Я кашляю от дыма!

Она кашлянула для убедительности. И задала новый вопрос:

— Ты не просишь всё время деньги?

— Деньги? Зачем мне просить деньги?

Глаза девочки потемнели и на мгновенье показались мне взрослыми.

— Что ты! Я не прошу денег, я зарабатываю их. Сам. Понимаешь? Я же взрослый.

— Ну и что ж, что взрослый? Взрослые тоже просят.

Она не сводила с меня глаз. Ей очень хотелось поверить, что я не курю ночью и не прошу денег, но ею владела насторожённость, и она продолжала задавать мне вопросы:

— Ваську не выгонишь из комнаты?

— Я люблю Васек, Мурок, Барсиков!

— Васька — это собака. Он разноухий: одно ухо белое, другое — чёрное.

— Я люблю… разноухих! — воскликнул я и сжал её маленькую руку.

Мы снова шли по берегу, и высокая бурная вода чуть ли не касалась наших ног. А моя маленькая спутница продолжала расспрашивать меня: не завожу ли я ночью пластинки и не ругаюсь ли из-за этого с соседями, не валяюсь ли по воскресеньям весь день в постели и не кричу ли из-за неглаженых брюк. Из этих вопросов, словно из мокрой серой глины, она вылепила тусклого человека, который не способен радоваться, что рядом с ним живёт, растёт, изобретает слова такое прекрасное большеглазое существо. Он — этот глиняный — сделал её насторожённой, не доверяющей играм.

Берег стал выше. Вместо зыбкого прошлогоднего дёрна теперь под ногами хлюпала глина. И её резкий земляной запах вытеснил прощальный аромат льда и снега. А может, это бил в нос запах серой глины, из которой девочка вылепила портрет, вероятно, своего отца?

Я искоса смотрел на девчурку, на её спутанные ветром и низкими ветками волосы, на мочки маленьких ушей, на синее платьице с аккуратной, почти незаметной заплаткой, на коленки, забрызганные глиной от беготни по лужам.

Ничего этого я, конечно, не сказал своей спутнице. Я вздохнул и надвинул ей свою большую шляпу на самые глаза… Мы шли по непросохшей глине, ноги у нас разъезжались, и несколько раз мы чуть было не растянулись, но в последнюю минуту удерживали друг друга. То ли от этого скольжения, то ли оттого, что один из нас с трудом лепил, а другой с неприязнью рассматривал серого человека, мы оба очень устали. Девочка первая почувствовала это и сказала:

— А я умею писать воскричательный знак!

Она тут же пальцем на глине нарисовала палочку и точку.

— Зачем этот знак? — спросил я, делая вид, что не разгадал её словечка.

— Чтоб все слышали… когда очень надо, — ответила она.

Простились мы у глубокой лужи. Девочка присела на корточки и стала мыть коленки. Вода была холодной, но девочка тёрла коленки до тех пор, пока они не стали красными. Она распрямилась, вытерла руки о платье и протянула мне шляпу.

— Приходи на речку, — сказала она мне, как своему давнему приятелю, и побежала.

А я надел ещё тёплую шляпу и подумал, что от этого тепла и в самом деле могут снова вырасти волосы, как на деревьях вырастают листья…

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 281 829
  • КНИГИ 668 494
  • СЕРИИ 25 742
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 620 420

Ненастной ночью, когда воет ветер и круговерть метели бушует за окном, я думаю о часовых.

Мне кажется, что я сам только что вернулся оттуда — замёрзший, усталый, с обожжённым от ветра подбородком, с негнущимися руками. Я снял в прихожей заснеженный караульный тулуп и едва добрался до постели. Думал, как лягу — сразу усну. Но не сплю, а думаю о тех, кто сменил меня и сейчас стоит на морозе, на ветру один среди вьюжной ночи.

Кончилась война, но часовые остались. Они и сейчас стоят на своих постах. Днём и ночью. Тихие, незаметные, готовые к бою. Их трудная служба понятна только тем, кто сам когда-то был часовым.

Я не сплю. Прислушиваюсь к ветру, и мне кажется, что слышу далёкий охрипший шершавый голос:

Разные на свете есть посты. Разные часовые. Я оглядываюсь назад и вижу у моста фигурку мальчика. Он не может покинуть свой пост. Он должен сообщить нашим воинам о том, что, отступая, фашисты заминировали мост. И вот показались танки, машины с воинами. Мальчик кричит, машет руками, хочет остановить их. Но его голос теряется в рокоте моторов. Тогда он вбегает на заминированный мост. И мост взлетает на воздух, но ни один советский воин не погиб. Только маленький часовой…

Гудит ветер. Быстрее вертится снежная карусель. И я вижу белорусскую девочку Лиду. Её пост — пост юной разведчицы партизан — среди врагов, в логове фашистов. Лида жила как на вулкане. А под кроватью у неё хранились партизанские мины. Лида мужественно выполняла свой долг, пока фашисты не схватили её. Смерть сняла с поста юного часового.

Пост. Часовой. Многие думают, что это чисто военные слова. Но они вечные, и звучат они не только в расположении воинской части и не только на войне. Пост появляется там, где надо проявить мужество и благородство. На улице, в школе, в пионерском лагере.

Наступает момент, когда человек должен решить: выстоять или отступить, прийти на помощь другу или трусливо уйти в кусты. И в этот решительный момент перед ним как бы возникает взметнувшаяся ввысь самая высокая лестница. И надо взбираться, крепко держась за перекладины, и не оглядываться, чтобы не смалодушничать. Только ввысь, только вперёд.

…И надо стрелять с открытыми глазами, потому что, когда зажмуришься, можешь попасть в друга…

Нина Стотик была отличницей в окружённом врагами городе, где ежедневно от голода и бомб умирали тысячи людей. Не было ни света, ни огня, и на человека полагался кусочек хлеба — один ломтик на целый день. Самодельная коптилка давала слабый свет, чернила застывали, пальцы не слушались, глаза слипались. Но девочка занималась. Она занималась на пятёрки — и это был подвиг. Она шла в школу, как идут на передний край. Не боясь осколков снарядов. Едва передвигала ноги от голода. Но она не сдавалась, и её пятёрки были подтверждением того, что она не сдаётся. И простой школьный табель превратился в свидетельство о подвиге и хранится в музее.

Дети всегда мечтают стать героями, совершить что-то значительное и яркое, нужное людям. Эта мечта неотступно следует за ребятами, завладевает их жизнью, проникает в их сны. Что это? Игра воображения или детская болезнь, которой человек должен переболеть в детстве, как корью или свинкой?

Но взрослые герои тоже когда-то были мальчишками и тоже мечтали о подвигах. И может быть, они отличаются от остальных людей тем, что до конца остались верными своей детской мечте.

А Витя Золотухин мечтал стать учёным. Он любил природу, любил зверей. Но больше всего его интересовали… змеи. Витя знал, что змеи приносят огромную пользу человеку, они необходимы в природе. Почему же человек, встречая змею, хватается за палку? Мальчика возмутила эта несправедливость, и он решил посвятить свою жизнь науке, чтобы доказать людям пользу змей, чтобы остановить бессмысленное и жестокое истребление. Виктор стал наблюдать за змеями, изучать их повадки. Ему впервые удалось сделать полное систематизированное описание змей рудного Урала.

Он погиб на посту. От смертельного укуса кобры. В лаборатории, во время опыта. Специальным самолётом доставили из Индии сыворотку. Но было поздно…

Гибель юноши Виктора Золотухина стоит в одном ряду с гибелью учёных, которые ради науки, а вернее, ради людей прививали себе смертельные болезни и до последнего дыхания вели записи…

Я не видел его когтей, потому что он никогда не выпускал их. Но рассказывали, что каждый коготь у него, как кривой нож. А клыки я видел, когда он зевал. Не так уж они велики. Зато на лбу у него, на высоком светлом лбу, тёмные конопушки. Такие домашние, располагающие. Как у рыжего мальчишки по весне. Главное же у моего друга — глаза. Большие, умные, проницательные. Когда я видел их, то сразу забывал о клыках и когтях. Глаза смотрели на меня то вопросительно, то строго. Они радовались и печалились, удерживали, не отпускали… Из-за этих глаз я теперь не могу представить себе Кинга зверем.

Неизвестно, как сложилась бы судьба львёнка, если бы у Берберовых неожиданно не появилось множество единомышленников, добровольных помощников, друзей. Люди разных возрастов, разных профессий потянулись к Кингу, загорелись идеей спасти его, сделать другом.

Как растет дерево от семечка до плода? Учим с ребенком ветки рябины, березы, тополя, клена, дуба. Знакомство с деревом начинается для ребенка в самом раннем его детстве. В каждом дворе есть свой добродушный великан, который с радостью укроет от палящего солнца, дождя, поделится опавшими листьями и сухими веточками для всевозможных игр.


Например, деткам будет интересно узнать, из каких частей состоит дерево. Для этого используем схематичное изображение дерева и рассказываем про каждую его часть:

Строение дерева для детей

Строение дерева для детей

  1. Корни дерева – его основа. Они кормят дерево, всасывая в себя растворенные в воде питательные вещества, а также удерживают его в вертикальном положении. Чем больше по размеру дерево, тем богаче его корневая система.
  2. Ствол дерева – это как бы его корпус. По стволу проходят вверх все вещества, добытые корнями, от ствола же начинают отходить ветви. Важно отметить, что настоящее дерево имеет один ствол, а вот кустарники – несколько, пусть даже и крупных, стволов.
  3. Ветки деревьев – опора для листьев; именно на ветвях образуются почки, из которых потом появляются листочки и цветы. Внутри них также проходят питательные вещества. Со временем ветви становятся более широкими и твердыми (одревесневают), а от них появляются новые ветви.
  4. Листва дерева – это орган, который позволяет дереву обмениваться веществами с окружающей средой. Благодаря листьям дерево поглощает из воздуха вредный для человека углекислый газ, здесь же из него под действием солнечных лучей образуются органические вещества, и через листья дерево выделяет наружу кислород, которым мы дышим.
  5. Все листья и ветви дерева образуют его крону – пышную шапку, которая дает тень и укрывает нас от дождя.

Изучив строение дерева, можно перейти к следующему этапу – узнать, каким образом оно появляется на свет. Где и как растут деревья? Ответ на этот вопрос можно изобразить в виде круговой схемы.

Как растет дерево?

Как растет дерево?

Итак, разбираем весь жизненный цикл плодового дерева:

Семечка – источник жизни каждого растения, и дерева в том числе. В нем содержится маленький зародыш и начальный запас питательных веществ, который нужен зародышу для того, чтобы прорасти через семенную кожуру. Попадая в почву, зародыш начинает активно развиваться, проклевывается через оболочку, растет и пускает корешки, которыми всасывает из земли вещества, необходимые для своего роста.

Через много лет зародыш превращается в дерево, которое, достигнув определенного возраста, обретает способность воспроизводить себе подобных.

Весной на ветках дерева образуются почки, в которых развивается удивительный по красоте и запаху орган – цветок.

Цветок плодового дерева устроен таким образом, что при опылении (ветром или насекомыми) в нем образуется маленький зачаток плода.

Плод дерева– результат его жизнедеятельности. Внутри плода содержатся семена. Для того, чтобы семена разносились как можно дальше, природа сделала большинство плодов вкусными и привлекательными для животных и людей, которые, собирая плоды, способствуют распространению семечек на далекие расстояния. Не собранные плоды опадают с дерева, сгнивают, и уже после этого семена попадают в почву.

Развитие дерева можно рассмотреть с любого момента: начиная с плода, почки, семечки. Каждый этап можно считать началом жизненного цикла.

Жизненный цикл дерева значительно зависит от времени года.

дерево в разное время года

дерево в разное время года

Начало его развития и бурный рост происходит весной когда на ветках активно образуются почки, из которых впоследствии появляются листья и цветы. Недаром говорится, что весной деревья оживают после зимнего сна.

Летом деревья предстают перед нами во всей своей красе. Они постоянно взаимодействуют с окружающим миром, питаются, пополняют запасы необходимых для своей жизни веществ. Непрерывно трудятся летом листья деревьев, превращаясь в настоящую фабрику по переработке углекислого газа, и выработке из него кислорода и питательных веществ.

Осенью все процессы жизнедеятельности в дереве идут на спад: становится корче световой день, и количества солнечного света оказывается недостаточно для образования в листьях новых молекул хлорофилла, поэтому листва постепенно меняет свой цвет и опадает. Опадение листьев не только экономит силы дерева, которые понадобятся ему для того, чтобы пережить суровую зиму, но и спасает веточки деревьев от обламывания, которое может произойти под тяжестью выпавшего снега.

Зимой дерево словно замирает. Оно экономно расходует накопленные за лето запасы и с нетерпением ждет прихода первого весеннего тепла.

Но не все деревья проходят через такой цикл превращений, а только те, у которых есть листья, то есть лиственные. А вот деревья, чьи ветви покрыты иголками – хвоей (хвойные) всю зиму выглядят так же, как и летом.

Самое известно хвойное дерево – это ель. Конечно же, оно прославилось благодаря русской традицией украшать ветви ели в канун Нового года. Ель размножается при помощи шишек, которые образуются в течение лета.

А вот из лиственных наиболее распространены такие деревья, как:

  • Рябина– дерево с яркими ягодами и красивой зубчатой листвой, которая особенно эффектно выглядит осенью. Есть версия, что рябиной его назвали потому, что листья ее достаточно мелкие и, когда дует ветер, дрожат, вызывая у того, кто на него смотрит, рябь в глазах.

Ветка рябины и листья рябины

Ветка березы и листья березы

Ветка тополя и лист тополя

  • Дуб – дерево – великан, особо почитаемое нашими предками. Его плоды – желуди – использовали для приготовления напитка, заменяющего кофе, но еще большее применение у людей нашла кора и древесина дуба, которая отличается своей прочностью и красивым цветом.

Ветка дуба и лист дуба

  • Клен – обладатель красивейших листьев с острыми краями. Из его сока получают сладкий ароматный кленовый сироп.

Ветка клена и лист клена

  • Вяз – дерево, древесину, ветви и кору которого люди с давних времен использовали для изготовления мебели, орудий труда и даже оружия. Кора вяза (лыко) прочная и гибкая, ей связывали различные предметы, за что дерево и получило свое название. Из лыка плели обувь.

Ветка вяза и лист вяза

Ветка каштана и лист каштана

Для того, чтобы лучше запомнить названия деревьев, можно сыграть в простую игру: перемешать карточки с изображением листьев и самих деревьев, а затем сопоставлять их и называть.

Изображения листьев более наглядны на раскрасках, где можно рассмотреть их контур и придать окраску в зависимости от предполагаемого времени года и оттенков, характерных для конкретного дерева.

раскраска береза

раскраска дуб

Раскраска листья дуба и желудь

Раскраска листья дуба и желудь

Раскраска дуб лист дуба желудь

Раскраска дуб лист дуба желудь

Раскраска елка

Раскраска ветка ели с шишкой

Раскраска ветка ели с шишкой

раскраска клен

Раскраска лист клена

Раскраска лист клена

Пока ребенок работает с раскраской, можно для закрепления изученного задавать ему тематические вопросы, почитать стишки или загадать загадки. Например, такие:

И изящна, и красива, выросла у речки … (ива).

Защищают от ветра и влаги и дома, и поля … (тополя).

Русской земле не нужны даже розы, красят ее родные … (березы).

И красив, и крепок, и полезен он, щедро делится собственным соком. … (клен).

И в жару, и в метель одинаково красива … (ель).

Если ребятишек несколько, можно устроить мини-викторину по пройденному материалу, а в качестве призов использовать букеты из живых или картонных ярких листьев или плоды деревьев (к примеру, яблоки).

Читайте также: