На твоих церквах старинных вырастают дерева что это значит

Обновлено: 18.09.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

МОСКВА

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах.

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит,

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных.

Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмёт в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьёт златую шапку

У Ивана-звонаря.

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой твоей судьбе:

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе.

Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоне́нною,

И из пепла ты восстала

Неизменною.

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Фёдор Глинка, 1840


Южная стена Московского Кремля. Разобрана в 1770-е гг. при постройке Большого Клемлевского дворца по проекту В. И. Баженова. Восстановлен в конце XVIII в.

Успенский собор в Московском Кремле. 1475–1479 гг.

КАКОВА МОСКВА

Там родина моя, там жил я, бывши молод;

Над бедной той рекой стоит богатый город;

По нём подчас во мне тоска!

В том городе есть башни-исполины!

Как я люблю его картины,

В которых с роскошью ковров

Одеты склоны всех семи холмов –

Садами, замками и лесом из домов.

Таков он, город наш стохрамый, стопалатный!

Чего там нет, в Москве, для взора необъятной.

Базары, площади и целые поля

Пестреются кругом высокого Кремля!

А этот Кремль, весь золотом одетый,

Весь звук, когда его поют колокола,

Поэтом, для тебя не чуждым,

Кремль воспетый

Есть колыбель Орла

Из царственной семьи великой!

Не верь, что говорит в чужих устах молва,

Что будто север наш такой пустынный, дикий!

Увидишь, какова Москва,

Москва – святой Руси и сердце и глава! –

И не покинешь ты её из доброй воли:

Там и в мороз тебя пригреют, угостят;

И ты полюбишь наш старинный русский град,


Москва, Москва. люблю тебя как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и – обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла. Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив. Ты жив, и каждый камень твой –

Заветное преданье поколений.

Михаил Лермонтов

Расширение московского Кремля, первое каменное здание в Москве

Создание каменного Кремля в Москве было большим событием для всей Северо-Восточной Руси

СТАРОДАВНЯЯ МОСКВА

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Здесь Иван Васильич

Третий Иго рабства раздробил,

Здесь, за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.

Здесь нашла свою препону

Поляков надменных рать;

Здесь пришлось Наполеону

Зыбкость счастья разгадать.

Здесь как было, так и ныне –

Сердце всей Руси святой,

Здесь стоят её святыни

За кремлевскою стеной!

Здесь пути перекрестились

Ото всех шести морей,

Здесь великие учились –

Верить родине своей!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах.

Ты стоишь, сияя златом

Необъятных куполов,

Над Востоком и Закатом

Зыбля зов колоколов!

Валерий Брюсов


Центр Москвы – соединение древней старины и модернизма новейшей архитектуры, сплотившие Великую Русь и нынешнюю Россию.

ЗОЛОТАЯ МОЯ МОСКВА

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянках, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться

И везде повторяю слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

У горячих станков и орудий,

В нескончаемой лютой борьбе

О тебе беспокоятся люди,

Пишут письма друзьям о тебе.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Марк Лисянский

С 5 июля 1995 года – официальный гимн Москвы.


«. Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 542 записи в блогах и 5967 комментариев.
Зарегистрировалось 20 новых макспаркеров. Теперь нас 5030501.

Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах. Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит, И над малою рекою Стал велик и знаменит! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных. Это матушка Москва! Кто, силач, возьмёт в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьёт златую шапку У Ивана-звонаря. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернёт? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?!

Ответ или решение 1

метафора - это сравнение, но для сравнения используются "крылатые выражения", т.е. выражения, которые не могут быть в жизни в прямом смысле. Метафоры в тексте: - Опоясан лентой пашен (пашнями в прямом смысле опоясаться или по-другому говоря, завязать на пояс, невозможно) - Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит (на самом деле город развивала не рука в прямом смысле этого слова) - На твоих церквах старинных Вырастают дерева (помня о том, что слово "церква" употребляется, когда речь идет об организации некой, о некой общине, то выделенное выражение, однозначно, относится к метафоре) - Глаз не схватит (глаза не могут хватать в прямом смысле) - возьмёт в охапку Холм Кремля-богатыря? - собьёт златую шапку У Ивана-звонаря - Царь-колокол подымет - Царь-пушку повернёт ( в данных метафорах общее - это как бы оживление богатыря, звонаря, колокола и пушки путем приписывания их к какому-то персонажу. Тоже намеренно вымышленному) - У святых в Кремле ворот (ворота сами по себе святыми не могут быть. Подразумевается, что ворот - это порог. Порог исторического места, где в разные времена происходили переворотные моменты в истории России.


Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных..
Это матушка-Москва!

Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря.

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе,
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе.

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

1. Точное слово
Как автор называет Москву? Запишите.

Город чудный, город древний, Белокаменная, город храмов и палат, град срединный, град сердечный, коренной России град!

2. Проталинки
Прочитайте последнее четверостишие. Впишите пропущенные слова.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный ,
Коренной России град!

3. Соответствие
Какими памятниками гордится Москва? Рассмотрите рисунки и подпишите их.

Glinka - Moskow

4 ∗ . Проба пера
Нарисуйте свой любимый уголок Москвы.

Moskow zoo

Стихи русских поэтов

Ответы к стр. 12 — 13

Спиридон Дрожжин
Привет

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И с неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

1. Проталинки
Перечитайте первую строфу и впишите пропущенные слова.

Привет тебе, мой край родной ,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И с неоглядными полями!

Привет — здравствуй, добрый день, приветствую, доброго времени суток.

3 ∗ . Книгочей
Допишите предложение.

4. Сравнение
Прочитай строфы из стихотворений С.Д. Дрожжина и И.С. Никитина. В каких словах слышится гордость за свою Родину? Подчеркните. Укажите рифмующиеся строки ⇒ .

Уж и есть за что,
Русь могучая ,
Полюбить тебя,
Назвать матерью, Стать за честь твою
Против недруга ,
За тебя в нужде
Сложить голову !
Привет тебе, народ родимый ,
Герой труда неутомимый ,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Привет тебе, народ родимый, ⇒ Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной! ⇒ Привет тебе, мой край родной!

И о мудрости сказано: вовне возглашает, на улицах возвышает голос свой и на вершинах стен проповедует ( Притч 1:20 -21). И если кто отказывается прийти на царский брак, она приказывает рабам и говорит: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой ( Мк 14:23 ) . Поэтому здесь о воде спасения и очищении благодати говорится, что она истекает на улицы

Две стороны реки суть два Завета, в которых записана полнота нашего спасения.

Здесь древо жизни. В другом месте о Господе нашем Иисусе Христе говорится, Который есть древо жизни: мы Им живем и движемся и существуем ( Деян 17:28 ) .

Листья - это Его слова, которые идут на исцеление всех народов.

Двенадцать месяцев - это апостолы Господа, потому что Сам Господь - это лето благоприятное ( Ис 61:2 ) прощения. Они же двенадцать месяцев, потому что каждый приносит многочисленный плод непрерывной проповеди от избытка знания.

Блж. Иероним Стридонский

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов

И дерево, продолжает он, высокое росло там. Иоанн говорил не о деревьях, но об одном дереве. Но если дерево одно, то как могло оно расти по обеим сторонам реки? Если бы было сказано: я видел деревья, то можно было бы представить, что одни росли по одну сторону реки, а другие по другую. Однако говорится, что одно дерево росло по обеим сторонам реки.

Один источник бьет от престола Божия, и это благодать Святого Духа; и благодать Святого Духа содержится в Священном Писании, в этой реке Писания. У реки этой есть два берега, Ветхий и Новый Заветы, и по обеим сторонам от нее растет дерево - Христос. Дерево это приносило в год двенадцать плодов, то есть каждый месяц. Плоды этого дерева мы можем получить только через апостолов. Если же кто приходит к дереву через апостолов, он обязательно получает плод, собирает плоды Священного Писания, вкушает сокрытый в его словах Божий смысл.

Если же кто не может [собрать плоды], то это потому, что он еще слаб, еще не ученик, но пока принадлежит толпе, внешним, язычникам. Неспособный снять плод принимает слова, то есть листья, для исцеления народов. Если кто еще из язычников, из толпы, пока еще не ученик, тот собирает сами листья, принимает как лекарство буквальный смысл. Следовательно, Писание есть лекарство.

Лопухин А.П.

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов

См. Толкование на Откр. 22:1

Примасий

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов

Под двенадцатью месяцами Иоанн подразумевает все время и обозначает всю вечность. Поэтому туда, где вечная зелень, никогда не будет допущено проникнуть никакому сушняку. То место, где пребывает совершенное и устойчивое здоровье, решительно никакая немощь не осквернит. Это то, о чем предвещал пророк, говоря: они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся ( Ис 35:10 ) .

Это то дерево, которое, как мы читаем, посажено при потоках вод ( Пс 1:3 ) и о котором Иеремия говорит, что оно пускает корни свои у потока ( Иер 17:8 ) , то есть надежду и веру помещает в Господе. Мы также можем истолковать реку воды жизни ( Откр 22:1 ) и прочее применительно к Иисусу Христу, Который в действительности Сам есть источник жизни. Ибо мы читаем о Нем: у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет ( Пс 35:10 ) . Он Сам есть, как мы читаем, образ премудрости Божией, которая может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души ( Прем 7:26 -27).

Итак, Он есть источник, который также есть река. Он есть источник, ибо Он пребывает неисчерпаемым в Себе. Река же, потому что Он щедро и непрестанно отдает Себя ради насыщения святых. Ибо там, где Он назван источником, Он также назван потоком. Ибо, когда псалом сказал: из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, - далее прибавил: ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет ( Пс 35:9 -10).

Хорошо сказано - среди улицы, словно это общее всем святым благо, которое не отвергается никем достойным и не дается никому недостойному

Среди [улицы] святых - это, конечно, словно неделимое наследство для всех, видящих Бога. Поэтому мы читаем: Иерусалим, устроенный как город, сообщество которого в единстве ( Пс 121:3 ) .

Если плод понимать как награду блаженного бессмертия, то лист правильно истолковать как песнь нескончаемой хвалы, потому что, когда они поют, он опадает скорее от здоровья в счастливой участи. Ибо там истинное исцеление народов, полное искупление и вечное счастье.

Свт. Андрей Кесарийский

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой

Эта, говорит, река напояет насажденных при ней Святых, названных древом жизни иносказательно по причастию и подражанию древу жизни - Христу. - Произращают они двенадцать плодов, т. е. производят непрерывное возращение плодов, ибо там не будет греховной зимы, принуждающей, как ныне видим мы, древо жизни терпеть падения листьев, но наступит век непрестанного плодоношения Святых. - Он назван здесь двенадцатимесячным как принаровительно к обычному у нас кругообращению года, так и ради проповеди двенадцати Апостолов. - А можно настоящий стих истолковать и иначе. Под рекой, как сказано, можно разуметь дары Всесвятого Животворящего Духа, которые чрез престол Отца и Сына, т. е. чрез Херувимские чины, на которых, как на престоле, восседает Бог, ниспосылаются на стогны города, т. е. на многочисленное общество, ибо они, по прекрасному благоустройству небесной иерархии, изливаются от первых ко вторым. Древо жизни знаменует Христа, разумеваемого в Духе и о Духе Святом: ибо в Нем Дух и Он покланяем в Духе и есть податель Духа. Чрез Него же и двенадцать плодов Апостольского лика даруют нам неоскудевающий плод богоразумия. Или предвозвещается лето Господне приятное и день воздаяния, предсказанный Пророком.

И листья дерева для исцеления народов

Экумений

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов

Древо жизни - Господь, согласно написанному автором книги Притч о Премудрости: древо жизни для тех, которые приобретают ее ( Притч 3:18 ) . А что Христос - Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор 1:24 ) , поведал нам мудрый Павел. Он также говорит, что святые не только богаты Христовыми милостями, но и вселяется Он в них, и живет вместе с ними; именно это - вершина высшего блаженства. Христос, древо жизни, дает постоянные и непрестанные плодоношения и дары для святых так, будто одна щедрая раздача перекрывает другую и никогда не будут они обделены Божиим изобилием.

Листья жизни - соединенные с Христом и имеющие Его в себе патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, мученики и исповедники, а также те, кто в надлежащее время совершают евангельские богослужения, и пастыри Церкви, и всякая праведная душа. Таковые и ныне исцеляют души, и в будущем присовокупят благо к святым.

Читайте также: