Нелегко вырастить плодовое дерево

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок № 33 Русский язык 9 класс дата_______________

Тема урока: СПП с придаточными определительными

- закрепить полученные знания о СПП;

-повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,

-научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;

- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность; развитие навыков логического мышления;

привить учащимся любовь к русскому языку, прекрасному.

Тип урока: урок закрепления изученного

Оборудование урока: таблицы, карточки, опорные схемы

I . Организационный момент.

II .Проверка домашнего задания.

Он собирал марки, на которых были портреты учёных. Во многих школах появились музеи, в которых осбран материал об истории школы. В современных библиотеках открыт свободный доступ к книжныи полкам, с которых можно взять любую книгу.

III . Активизация знаний.

- Какие предложения называются сложноподчинёнными?

- Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?

(Определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)

- Назовите виды придаточных обстоятельственных.

(Образ действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.)

придаточные придаточные придаточные

изъяснительные определительные обстоятельственные

Относятся только к одному слову в главном предложении (глаголу-скауземому или существительному)

Относятся ко всему главному предложению и от всего главного предложения ставится вопрос

Придаточные изъяснительные

Придаточные определительные

Придаточные обстоятельственные

Стало известно, что лето будет жаркое.

Ягоды, которые мы собрали в лесу, оказались сочными и вкусными.

Если растение не поливать, оно быстро засохнет.

IV . Обобщение изученного.

Придаточные определительные предложения характеризуют признак какого-либо существительного в главном предложении и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Какие?

Есть книги , которые переходят от поколения к поколению.

Какой?

На стенде был выставлен альбом, который рассказывал о жизни и творчестве юбиляра.

Придаточные определительные присоединяются к главному с помощью союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда.

За окном шумела буря (какая?), какая обычно бывает перед грозою. Ты запой мне ту песню (какую?), что прежде напевала нам старая мать. В каждой стране (какой?), где я бывал, мне встречались добрые, умные, трудолюбивые люди. Он смотрел в сторону (какую?), откуда прилетают самолёты.

V . Закрепление новой темы.

1.Выполнить упражнение 210.

Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей становится родным. Она три дня выходила ко всем поездам, что прибывали с запада. Нет такого уголка в наших степях, куда бы не проникли машины. Всадники двигались рысью в ту сторону, где отгорела вечерняя заря.

2.Выполнить упр. 211 .

Комната, куда мы вошли, была обставлена по-казахски. Село, где мы остановились, находилось у подножия гор. Мы напрвились в парк, откуда доносилась музыка. На первом этаже дома, что стоит напротив, находится книжный магазин. Тот день, в какой я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.

3.Задание 1. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите, сделайте схему главного и придаточного предложения, расставьте знаки препинания.

Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. Я хорошо запомнил день, когда нас в лесу застала сильная гроза.

Второй уровень. Вставьте нужное союзное слово (что, где) :

Лес, … мы бродили, славился обилием грибов. Мы подошли к домику, … стоял в глубине леса.

Третий уровень. Вставьте нужное союзное слово (когда, куда), расставьте знаки препинания:

В горнице …. Мы вошли было уже несколько мужиков. События начались в то утро …. Костя опять чуть не поссорился с Катюшей.

4.Работа по карточке.

Соедините линиями предложения.

1. Реденький лес, …. тоже заметно пострадал от боя.

когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.( 3)

2.На перекате, …, слышался сдержанный говор.

какой бывает только днём. (4)

3.Бывают дни,

куда они вскоре вошли. (1)

4.С улицы доносился шум,

где был хороший брод. (2)

VI . Подведение итогов.

1. Укажите СПП с придаточным определительным:

А)Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

В)Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.

С)Нелегко выбрать дорогу, которая окажется тебе по сердцу.

2. Укажите схему СПП: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.

А). Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

В) У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.

С) Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

4. В каком примере придаточное предложение стоит в середине главного предложения (знаки препинания не расставлены):
А) Ручей вдоль которого они продвигались принимал в себя все новые родники.
Б) Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.
В) Яблони пропали потому что мыши объели всю кору.

5.Определите вид придаточного предложения: Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал .

А) придаточное образа действия,
Б) придаточное изъяснительное,
В) придаточное определительное.

VII .Домашнее задание.

1.упр.212, параграф 21

Урок № 34 Русский язык 9 класс дата_______________

Тема урока: СПП с несколькими придаточными. СПП с последовательным подчинением

- закрепить полученные знания о СПП;

-дать углубленное понятие о СПП с несколькими придаточными;

-научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;

- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность; развитие навыков логического мышления;

привить учащимся любовь к русскому языку, прекрасному.

Оборудование урока: таблицы, карточки, опорные схемы

I . Организационный момент.

II .Проверка домашнего задания.

Комната, куда они вошли, была небольшая, но светлая. Берёзки, что росли в сквере, стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Школа, где я учусь, славится своими выпускниками. Он подъезжал к родному городку, где давно не был.

III . Активизация знаний.

- Какие предложения называются сложноподчинёнными?

- Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?

(Определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)

- Назовите виды придаточных обстоятельственных.

(Образ действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.)

придаточные придаточные придаточные

изъяснительные определительные обстоятельственные

Относятся только к одному слову в главном предложении (глаголу-скауземому или существительному)

Относятся ко всему главному предложению и от всего главного предложения ставится вопрос

Придаточные изъяснительные

Придаточные определительные

Придаточные обстоятельственные

Стало известно, что лето будет жаркое.

Ягоды, которые мы собрали в лесу, оказались сочными и вкусными.

Если растение не поливать, оно быстро засохнет.

IV . Новая тема.

СПП с несколькими придаточными

Последовательного подчинения

Соподчинения

При котором первое придаточное предложение относится к главному, второе придаточное к первому, третье придаточное ко второму и т.д.

При котором два и более придаточных предложения относятся к одному главному предложению.

[Никто не подозревал], ( что в скромном молодом французе таился грозный разбойник), (которого имя наводило ужас на всех окрестных владельцев).

[Учитель отметил], ( что новый материал заинтересовал учеников), (что все они были готовы отвечать).

Неоднородное

Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных (): первое придаточное предложение относится к главному, второе придаточное – к первому и т.д.:

Элен улыбнулась с таким видом,

который говорил,

что она не допускает возможности,

чтобы кто-либо мог видеть её и

не быть восхищённым.

V . Закрепление новой темы.

1.Выполнить задание 1.

Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает. Я полагаю, что все короли хотят, чтобы мы приняли турецкую веру. За нами долго следила японская джонка, чтобы посмотреть, куда мы направимся.

2.Выполнить задание 2. Спишите, постройте схему предложений.

1.Он чувствовал, что побледнел, когда перешел через порог гостиной.

2. Я открыл глаза тогда, когда услышал, что до берега недалеко.

3. Я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3.Задание 3. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите, расставьте знаки препинания.

Она гонит от себя впечатления этой сцены потому что чувствует что готова расплакаться. Послы сказали что возьмут с условием если и он примет ответный подарок.

Второй уровень. Спишите, сделайте схему предложений.

Я забыл сказать, что губернатор ужасно обрадовался, когда объявили ему, что мы уходим.

Вы думали, что я буду слушать смиренно дерзости, потому что у меня нет денег, которые бы я мог бросить на стол.

Третий уровень. Вставьте нужное союзное слово (когда, куда), расставьте знаки препинания:

Только один раз он заплакал когда вспомнил как очаковцы прощались со Шмидтом перед казнью. Я понял что машина остановилась когда начало там мелькать белое пятно света от электрического фонарика.

4.Работа по карточке.

Спишите, выделив главные и придаточные предложения.

Хочу оговориться, что эта поездка не моя затея, поэтому я не считаю себя виновным в её неудаче. Егорушке показалось, что солнце было не на своём месте, так как вчера оно всходило сзади за его спиной. Будет белым помниться, как травы шелестят, когда несётся конница рабочих и крестьян.

VI . Подведение итогов.

1. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.
Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры.
В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

2. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне по-святим души прекрасные порывы!
Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что ко-мандир ранен в голову.

3. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.
В) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

4. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.
Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.
В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.

5. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Гимназия, где я учился, располагалась напротив Евразийского национального университета.
Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости, и пошел искать машину.
В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Немцы всегда дорожили видимостью. Поэтому их не смутили фашисты, заменившие антологию мировой литературы, книги Шекспира, Сервантеса, Гюго изображениями идеальных производителей германской расы. В Германии продавали скверные папиросы в изумительных металлических коробках. Как-то табачный фабрикант мне рассказал, что упаковка обходится ему дороже табака. Не так ли немцы, воспитанные Гитлером, ставят выше всего форму человеческого черепа, не интересуясь тем, что в этом черепе помещается?

Гитлеровские архитекторы рабски копируют старое немецкое зодчество, причем фашистам не приходит в голову, что, имитируя готический собор, трудно построить хороший вокзал. Немецкая литература не знала большого классического романа, ее как бы поглощала поэзия: Гете, Шиллер, Гейне, Рильке.

Советский патриотизм — естественное продолжение русского патриотизма. Русским всегда было чуждо пренебрежение к другим народам. Петра не унизило то, что он учился корабельному делу в Голландии. От этого он не перестал быть Великим. В восемнадцатом веке Франция шла впереди других народов, и книги Вольтера, попадая в русские захолустья, рождали первых вольнодумцев. Молодые русские патриоты, сражавшиеся против Наполеона, нашли в Париже еще теплую золу французской революции. Они увлеклись идеей свободы; так подготовлялось восстание против царского самодержавия 14 декабря 1825 года.

Гений Пушкина, столь органически русский, столь связанный всеми корнями с русской историей, с русской природой, с русской речью, был в то же время всечеловеческим гением. Пушкин страстно любил чужеземных поэтов: Шекспира, Шенье, Байрона, Мицкевича; Герцен и Белинский воспитывались на Гегеле. Живопись Италии была откровением не только для большого русского художника Иванова, но и для его друга, великого Гоголя.
Мечников учился у Пастера, как у Мечникова учились многие ученые Запада.
Опыт рабочего движения Франции, Германии, Англии помог русской искре стать пламенем.

Русский народ учился у других народов Европы, и он учил своих учителей. Русский роман преобразил всю мировую литературу: вне Толстого и Достоевского нельзя себе представить творческий путь любого французского или немецкого писателя.

Русская музыка обошла самые глухие углы мира. Имена Менделеева, Лобачевского, Павлова известны каждому студенту Кембриджа или Сорбонны. Не было события в новейшей истории, настолько видоизменившего путь и лицо человечества, как русская революция.

Наша советская родина досталась нам нелегко: ее мы оплатили кровью лучших, ожесточенным трудом целого поколения. Сколько нужно было распахать целины, застроить пустырей, преодолеть косности и суеверия! Мы не закрывали глаза на трудности. Мы знали и знаем, что многие деревья приносят плоды пятьдесят лет спустя после того, как они посажены.

Советский патриотизм освещен большой внутренней радостью, наш народ справедливо гордится своей исторической миссией. Советский патриотизм в то же время прост, органичен, как привязанность птицы к воздуху, рыбы к воде: мы любим ту стихию, вне которой нам не жить.

Каждый русский писатель самозабвенно любит русский язык. Но разве эта любовь мешала и мешает писателям понять красоту, силу других языков? Мы знаем, какую роль сыграл Кавказ в русской поэзии — от Пушкина и Лермонтова до Маяковского. Фашист ненавидит человека, у которого волосы другого цвета, который говорит на другом языке. Нас радует многообразие мира. Мы гордимся многообразием нашей родины.

В дни сурового испытания народы нашей родины показали, что такое подлинное родство. Весть о первом убито

1.Нелегко вырастить плодовое дерево: много оно требует труда и забот. 2.А чертополох невзыскателен. 3. Гитлер, создавая свою "гитлеровскую молодежь", потворствовал самым низким инстинктам человека. 4.Он не воспитывал, - он натаскивал, науськивал. 5.Нельзя назвать патриотизмом мироощущение немца гитлеровской формации.6. Патриотизм обозначает любовь к своей стране, к своему народу.
7.Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. 8.Подлинный патриот любит весь мир. 9.Маяковский писал: "Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва". 10.Любовь к Парижу не заставила его отступиться от родной Москвы, но любовь к Москве помогла поэту полюбить и оценить Париж. 11. Нельзя, открыв величие родной земли, возненавидеть вселенную. 12.Безлюбые люди - плохие патриоты. 13.Наш патриотизм помогает нам любить другие, далекие народы, понимать чужую культуру

Рились золотисто - розо - выми лучами восходящего солнца (В.

5. Мы подписались на приложение к журналу.

6. Воля и труд человека дивные дива тв.

7. Погиб и кормщик и пл.

. релось желание посетить легендарную гору (В.

9. Степные места бывают чудно хороши весною своею роскошною, свежею растительностью (С.

Ю. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик.

Саясь мордочкой до кушанья (И.

Гаю также неуместным вникать в настоящие при - чины нашего столкновения (И.

12. Под праздник уг.

Рел со всей семьею Пров (Демьян Бедный).

Он весь съежился от этого прикосновения (А.

14. Нужно вареник сперва обм.

. кнуть в сметану (Я.

15. После обеда никто и ничто не могло отклонить Обло - мова от лежанья (И.

16. И ты с собой его р.

Стить плодовое дерево : много оно тре - бует труда и забот.

18. Алексей забрался в густую пор.

Ель молодого сосня - ка, присел под деревом (Б.

19. Варавка в два прыжка подск.

20. Судить о причине этого взрыва можно только предпо - л.

Релись огни в окнах соседних дач.

22. Ни одна звезда не оз.

Ряла трудный путь (М.

23. Скажите, кто из вас согласен ск.

Кать за дочерью моей?

24. Бойченко подошел к старушке и покл.

Нился ей пояс - ным поклоном (С.

25. Я скомандовал : «Р.


1. Мы очень скоро вымокли до последней нитки .

2. Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

3. Разговор несколько раз касался литературы.

4. Снежные вершины гор уже озарились золотисто - розовыми лучами восходящего солнца.

5. Мы подписались на приложение к журналу.

6. Воля и труд человека дивные дива творят.

7. Погиб и кормщик, и пловец.

8. Во мне загорелось желание посетить легендарную гору.

9. Степные места бывают чудно хороши весною своею роскошною, свежею растительностью.

Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья.

11. Полагаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения .

12. Под праздник угорел со всей семьею Пров.

13. Он весь съежился от этого прикосновения .

14. Нужно вареник сперва обмакнуть в сметану.

15. После обеда никто и ничто не могло отклонить Обломова от лежанья.

16. И ты с собой его равнял!

. . Нелегко вырастить плодовое дерево : много оно требует труда и забот.

18. Алексей забрался в густую поросль молодого сосняка, присел под деревом.

Читайте также: