Обработка дерева в школе

Обновлено: 18.09.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Инструкция
по охране труда для учащихся при ручной обработке древесины

1. Общие требования охраны труда при ручной обработке древесины.

1.1. К самостоятельной работе по ручной обработке древесины допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, инструктаж по охране труда, ознакомились с настоящей инструкцией по охране труда при ручной обработке древесины, изучили безопасные методы и приемы работы с древесиной, при отсутствии каких-либо противопоказаний.
1.2. Обработку древесины под контролем учителя технологии осуществляют учащиеся, начиная с 5-го класса, изучившие инструкцию по охране труда при ручной обработке древесины в кабинете технологии (учебной мастерской).
1.3.

  • получение травм рук при выполнении работы неисправным или поврежденным инструментом;
  • получение травм рук при выполнении запиливания без применения специальных приспособлений.

1.4. Во время выполнения работы по ручной обработке древесины учащимися должна использоваться специальная одежда: халат хлопчатобумажный, головной убор (берет или косынка).
1.5. При работе с древесиной в столярной учебной мастерской учащимся необходимо соблюдать настоящую инструкцию по охране труда при ручной обработке древесины и инструкцию по охране труда для учебных мастерских образовательного учебного учреждения.



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
151 инструкция с учетом изменений законов на 6 сентября 2021 года!

2. Требования охраны труда при ручной обработке древесины перед началом работ

2.1. Перед началом выполнения работы по ручной обработке древесины учащемуся необходимо правильно надеть на себя спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).
2.2. Необходимо проверить наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок) и исправность используемого верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).
2.3. Необходимо разложить на верстаке рабочие инструменты для дальнейшего использования в том порядке, который установлен преподавателем на уроке технологии.
2.4. Учащемуся следует удалить со своего верстака все лишние и мешающие работе предметы.
2.5. Провести подготовку к работе, согласно правилам инструкции по охране труда при обработке древесины в столярной мастерской школы.

3. Требования охраны труда при ручной обработке древесины во время выполнения работы

3.1. При работе учащемуся следует выполнять обработку древесины, соблюдая все требования инструкции по охране труда для учащихся при ручной обработке древесины в учебной мастерской.
3.2. Необходимо надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
3.3. В работе ученику следует использовать только исправный, хорошо налаженный и наточенный инструмент. Использовать для работы инструмент необходимо только по его прямому назначению.
3.4. Выполнять работу лучковой пилой необходимо только в том случае, когда полотно хорошо разведено и надежно закреплено в шаровках, а шнур обеспечивает необходимое его натяжение.
3.5. Учащемуся необходимо выполнять работу только теми строгальными инструментами, которые имеют исправный рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов подлежат немедленной замене. Ручки всех используемых инструментов должны быть удобными для работы.
3.6. Такие технологические операции, как пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей учащемуся следует выполнять на верстаке в строго установленных местах, используя для этого специальные приспособления, упоры и подкладные доски.
3.7. Не допускается нахождение на верстаке рабочих отходов и стружки. Необходимо своевременно возвращать учителю технологии рабочий инструмент общего пользования.
3.8. Не допускается какое-либо отвлечение школьника во время выполнения работы при ручной обработке дерева, необходимо внимательно следить за правильными приемами работы.
3.9. Приготовление и разогревание клея следует проводить только под наблюдением преподавателя предмета технологии в помещении, которое изолировано от мастерской и хорошо вентилируется.
3.10. Категорически запрещено использование в мастерской по деревообработке открытого огня и различных электрообогревателей.
3.11. Учащемуся следует использовать направитель для опоры полотна своего инструмента при выполнении запиливания.
3.12. Очищать струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек необходимо только деревянными клиньями.
3.13. В случае поломки рабочего инструмента во время выполнения работы необходимо сообщить об этом учителю технологии и немедленно заменить вышедший из строя инструмент.



скачать: Документация для Учебной мастерской
34 инструкции с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. В случае возникновения неисправности рабочего инструмента следует немедленно прекратить выполнение работы и сообщить об этом учителю технологии.
4.2. В случае возникновения пожара следует немедленно сообщить об этом преподавателю.
4.3. В случае получения травмы немедленно сообщить об этом преподавателю технологии.
4.4. В случае получения травмы кем-либо из учащихся необходимо сообщить о случае травмирования учителю, при необходимости, помочь сопроводить его к школьной медицинской сестре.

5. Требования охраны труда после завершения работы по ручной обработке древесины

5.1. Все остатки используемых материалов и незаконченные изделия необходимо сдать преподавателю технологии.
5.2. Необходимо проверить состояние всех рабочих инструментов и разложить их в порядке, установленном учителем.
5.3. Учащемуся следует тщательно убрать свое рабочее место, используя для этого только щетку-сметку. Не допускается сдувание стружки или сметание ее рукой.
5.4. Необходимо проверить наличие и состояние клиньев на верстаке, а зажимные коробки (заднюю и переднюю) следует завинтить до установленного зазора (не более 2-5 мм).
5.5. Необходимо снять учащемуся спецодежду и привести себя в порядок. Выход из столярной мастерской школы допускается только с разрешения учителя технологии.

Инструкцию разработал: __________ (________________)



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
151 инструкция с учетом изменений законов на 6 сентября 2021 года!



скачать: все Документы по Охране труда для Школы
Инструкции и инструктажи, журналы, акты и протоколы поштучно или пакетом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Художественная обработка древесины в школе

на уроке и на кружке.

Путешествие в древнеславянский лес.

Учебно-тематический план объединения

Педагогические советы и наблюдения.

Жизнь без труда – воровство,

Жизнь без искусства – варварство

Наверняка у многих в памяти ещё жив эпизод из детства, когда вы принесли домой сделанную своими руками аппликацию, игрушку, картину или любое другое изделие. Как радовалась мама, папа, бабушка, как хвалили и ставили ваше изделие на самое видное место. Любой школьник даже если он старшеклассник всё также хочет удивить своих родителей, мастерством и фантазией. Только квалификация и мастерство растёт, и ему уже не надо выжженную картинку или деревянный мотоцикл, а вот, если что-нибудь что может, пригодится в хозяйстве. Например, подставку для маминого цветка да ещё резную, вот это был бы сюрприз.

Надо признать, что мы оставляем нашим детям не самое лучшее наследство. Загаженную природу, глобальное потепление, высосанные недра, мутации, болезни и т.д. Но нам есть и чем гордится, я не говорю о компьютере, Интернете и мобильном телефоне, у нас великое прошлое, которое не повлияло на природу, а жило с ним в гармонии, это искусство, культура и образование. Именно это мы и должны передать нашим детям, именно это является основой моей программы. Главной своей задачей я ставлю не просто научить делать детей изделия из древесины, а делать их произведениями искусства чего нельзя добиться без любви к своему делу, к труду, к дереву.

Путешествие в древнеславянский лес.

Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни,-

Никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. Ещё в конце XIX века крестьяне показывали учёным-этнографам большую сосну, выросшую якобы из косы загубленной девушки; а что, если в дереве поселилась человеческая душа? Верным признаком этого в Белоруссии считали издаваемый деревом скрип: в скрипучих деревьях, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, наверняка будет наказан: поплатится здоровьем, а то и жизнью.

Так поступали на глазах исследователей африканские дровосеки; отголоски подобных же верований сохранились и в украинском обычае оставлять на земле хлеб-соль и денежку при начале сбора лекарственных трав.

Древесина, так же как проволока и металлоконструктор, и! пользуется на уроках трудового обучения сравнительно редко. Связано это не только с определенной трудностью работы сданными видами материалов, но и с довольно серьезной подготовкой учителя и наличием необходимых инструментов для обработки дерева.

Занятия, обучающие работе с древесиной, помогают решить следующие задачи: закрепить умение анализировать и сравнивать изделие с образцом, техническим рисунком, планировать рабо­ту, давать словесный отчет о выполнении трудового задания в процессе обработки древесины; расширить и уточнить круг пред­ставлений учащихся о видах трудовой деятельности взрослых, о профессии столяра, дать элементарные представления о назначе­нии и применении древесины в народном хозяйстве; познако­мить школьников со свойствами древесины, технологическими особенностями изготовления из нее изделий и простейшими ин­струментами ручной обработки.

Успешное решение этих задач должно вооружить учащихся жизненно необходимыми знаниями и умениями, в определен­ной степени подготовить к следующему этапу трудового обуче­ния. Работа с древесиной имеет ряд особенностей, которые не­обходимо учитывать при подготовке к уроку и в процессе его проведения.

Основная особенность состоит в том, что данный вид работы является для учащихся новым. Они знакомятся с неизвестными раннее материалами, инструментами, приспособлениями, приемами работы. С одной стороны, новая работа интересна учащимся, они с большим желанием приступают к изготовлению изделий из древесины. Но многие приемы работы (забивание гвоздей, зачистка древесины, завинчивание винтов и др.) представляют для них определенные трудности. Поэтому учителю важно поддержать интерес к данному виду работы, выработать у ребят уверенность в явственных силах, дать возможность проявить положительные качества в труде.

Другая особенность заключается в том, что этот вид труда требует тесной взаимосвязи работы педагога младших классов с учителями профессионально-трудового обучения столярному делу. Наиболее удобной формой такого взаимодействия является проведение семинаров для учителей младших классов. На семинаре, который проводит преподаватель столярного дела, педагоги на­чальных классов изучают приемы обработки древесины, реко­мендованные программой, делают изделия, которые потом могут использоваться как образцы. Специально для них уточняется объем технической терминологии, планируются отдельные уроки.

Кроме того, работа с древесиной требует наличия профессио­нального оборудования, и в том числе готовальни, представляющей собой набор полуфабрикатов древесины (куб, брусок, пластины разных размеров), готовальни для хранения инструментов, где собраны инструменты для ручной обработки древесины (отвертка, молоток, нож, напильник, клещи, шило,

На данный раздел программы отводится немного учебного времени, поэтому учителю необходимо очень точно и продуманно спланировать каждый урок ,

Занятия по обработке древесины создают благоприятные возможности для установления взаимосвязи трудового обучения с предметами общеобразовательного цикла. Очень четко прослеживается связь с уроками развития речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности. На занятиях развития речи школьники знакомятся с образом дерева, учатся распознавать лиственные и хвойные породы. На уроках трудового обучения эти знания закрепляются, уточняются, расширяются.

Ряд работ предусматривает разметочные и вычислительные операции, которые дают возможность закрепить знания, полученные на уроках математики.

Первоначальные задания не представляют особой сложности и носят тренировочный, ознакомительный характер. Значительно сложнее организовать и провести уроки по разделам, где рекомендованы сборочные работы по изготовлению изделий из полуфабрикатов древесины. Трудности возникают при правильной разметке деталей, точной установке деталей так, чтобы не было сдвигов и перекосов в расчете силы удара молотком.

Для того чтобы сформировать приемы работы с гвоздями и шурупами с использованием соответствующих инструментов, в программе предусмотрены предварительные (тренировочные) упражнения.

Первоначально при выполнении изделий из древесины педагог должен оказывать учащимся максимальную помощь. Постепенно по мере овладения учащимися трудовыми приемами помощь учителя должна уменьшаться.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Задачи: закрепить умения учащихся анализировать образец и технический рисунок; планировать работу с опорой на словесный план; закрепить знания о видах мебели и пространственные понятия (сверху, снизу, в середине, с края); научить давать словесный отчет о выполненной работе без опоры на план.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Педагог предлагает детям осмотреть вокруг и назвать предметы мебели, находящиеся в классе, спрашивает, из каких материалов изготавливают мебель. Далее учитель рассказывает о том, что мебель делают из таких пород деревьев, как дуб, сосна, береза. Кроме натуральной древесины для изготовления мебели используют древесно-стружечный материал, пластик и другие заменители. Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке они будут собирать стул из готовых деталей.

3. Ориентировка в задании.

Ориентировка в задании происходит по образцу. Выясняется, из скольких деталей состоит стул, как они называются, какую форму имеют, из какого материала выполнены.



Особое внимание уделяете взаимному расположению деталей образца, способу их крепления. Уточняется количество гвоздей, необходимых для соединения деталей стула.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с опорой на технический
рисунок. Учитель сопоставляет образец с техническим рисунком, обращает внимание детей на то, что для удобства соединения деталей пластина (спинка стула) накладывается на деревянный куб (сиденье) таким образом, как показано на техническом рисунке (рис. 5). Еще раз уточняется способ соединения деталей, место забивания гвоздей. Учитель обращает внимание школьников на то, что пластина прибивается к выструганной стороне куба, а торцевые его стороны
располагаются внизу и вверху. Далее учитель говорит о том, что, после того как пластина будет прибита, необходимо произвести зачистки изделия, чтобы оно выглядело аккуратным и имело законченный вид. Параллельно с установлением порядка изготовления изделия учитель показывает каждую операцию. После этого один из учеников должен повторить план работы целиком.

5. Практическая работа.
В соответствии с планом учащиеся самостоятельно отбирают из готовален

детали для сборки стула (куб, пластина) и необходимый ин­струмент (молоток, клещи, наждачная бумага, гвозди). Первый гвозди вбивается в центре куба, после чего необходимо проверить, не сдвинулась ли пластина, затем вбить остальные гвозди. Если в процессе работы гвозди погнулись, необходимо достать их клещами и вбить новые.

6. Отчет о проделанной работе.

Ученики отчитываются самостоятельно. Учитель следит за правильной последовательностью перечисления операций, приемов, материалов и инструментов.

7.Оценка качества выполненной работы.

8.Подведение итогов урока.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие задачи решаются на уроках трудового обучения при работе с древесиной? Расскажите о них.

2.В чем заключаются особенности уроков трудового обучения при работе с древесиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

3.Какие изделия из древесины выполняют учащиеся на уроках трудового обучения?

ГЛАВА 3

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Данная программа расчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
  • пояснительную записку;
  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
  • тематический план (по годам обучения);
  • календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, расрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее села Русскинские.

Теоретический метериал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотренно изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполения резьбы по дереву программой предусмотривается применеие разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитаннками не ниже требований программы.

  • материаловедение;
  • технология обработки древесины;
  • элементы машиноведения;
  • графика;
  • техническое творчество;
  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.

  • учебники, справочники;
  • дидактический материал;
  • дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Продолжительность изучения курса, за 4 года обучения, в среднем составляет около 1080 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны -

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).
  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Библиографический список

для инструктора по труду:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.

5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.

8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.

9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000.

14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.

15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.

16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

17. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

18. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

19. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.

20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.

21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.

27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.

29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993.

32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.

34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.

35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993.

38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.

40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.

41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.: Времена, 2000.

42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.

43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.

47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.

48. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

49. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989.

50. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

51. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

52. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

Библиографический список

для воспитанников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.

4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.

6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.

13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.

14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.

21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.

Приложения:

1. Приложение №1. Тематический план работы кружка "Художественная обработка древесины" (по годам обучения).

2. Приложение №2. Календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).

Читайте также: