Описание деревьев и кустарников в школьном дворе

Обновлено: 18.09.2024

Гармоничное и полноценное развитие школьника – основная задача коллектива учебного заведения. Пути решения этой задачи многообразны. Один из них открывается перед учащимся с первого шага на пришкольный двор, яркий, запоминающийся образ которого создает позитивное настроение и мощный стимул к получению знаний.

Благоустройство территории школы – это комплекс мероприятий по созданию и организации зон и сооружений вокруг основного здания, имеющих определенные функции.

Цели и задачи озеленения

Цель мероприятий по благоустройству территории школы – обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в периоды между уроками.

Задачи благоустройства школьного участка:

  • расширение функциональных возможностей используемого участка;
  • обеспечение безопасности учащихся и работников учебного учреждения;
  • усиление стимула для проведения учебных и спортивных занятий на открытом воздухе;
  • улучшение экологической атмосферы района за счет озеленительных мероприятий на участке.

Проект по благоустройству территории школы

Архитектурно-планировочная схема благоустройства – комплекс взаимосвязанных зданий и сооружений, выполняющих определенные функции. План благоустройства территории школы разрабатывается на стадии проектирования.

Современные учебные заведения возводятся с соблюдением нормативной документации, в которой установлены все требования, предъявляемые к работе по благоустройству территории школы:

План мероприятий по благоустройству территории школы

Функциональное зонирование – главный аспект при разработке проекта благоустройства. Но как быть школам, чья зеленая зона давно уже освоена, но требует обновления? Эта задача может быть решена без привлечения услуг специалистов по благоустройству и озеленению.

На педагогическом совете или общешкольном собрании принимается решение о планируемом озеленении территории школы. В ходе обсуждения создается инициативная группа из представителей педагогического коллектива и родителей, которая определяет список предварительных мероприятий.

  • Подготовить ситуационный план участка. План представляет собой схему расположения всех функциональных зон и объектов, имеющихся на школьном участке на текущий момент. Особо стоит выделить те зоны, которых не коснутся дальнейшие мероприятия по благоустройству территории школы.
  • Произвести ревизию зеленых насаждений, оценить их состояние. Составить дендроплан посадок. Нанести на него существующие посадки с указанием, какие их них будут оставлены, что переместить или удалить.
  • Составить список необходимой литературы по теме озеленения территории школы. Изучению темы ландшафтного проектирования можно посвятить внеклассные уроки среди учеников разных возрастных групп.
  • Классным руководителям донести информацию до родителей учеников о возможном их участии в благоустройстве и озеленении.
  • Объявить конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы среди учащихся старших и средних классов.
  • Помимо сформированного коллектива из родителей учащихся, которые будут принимать участие в реализации плана благоустройства, желательно заручиться поддержкой спонсоров и деловых партнеров школы.

Реализация плана благоустройства территории школы

Для воплощения такой серьезной задачи, как озеленение территории школы, требуется ознакомиться с основными нормативами проектирования объектов благоустройства для школьных учреждений.

Площадь школьного двора зависит от количества учебных классов. По действующим нормативам на каждого учащегося приходится от 16 до 50 кв. м, в отдельных климатических районах допускается уменьшение этой нормы на 20–40 %, но не более.

Процент озеленения территории школы должен быть в пределах 40–50 % от общей площади участка. В площадь озеленения включаются те зоны, которые не имеют искусственных покрытий. Общая площадь озеленения может быть уменьшена на 10 % для районов, граничащих с лесными массивами и парковыми зонами.

Деревья на участке следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, кустарники – не менее 5 м. Непосредственно перед основным школьным зданием высокие деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 10 м от стен, чтобы избежать чрезмерного затенения окон.

Здание школы на участке является его планировочным центром. Для проведения мероприятий по благоустройству территории школы требуется произвести ее четкое разграничение на функциональные зоны.

Функциональные зоны, на которые можно разбить школьный двор:

  • многофункциональная зона (учебно-опытная, спортивные площадки, площадки для мероприятий);
  • рекреационная зона (дополнительные спортивные площадки, места для отдыха и прогулок);
  • хозяйственная зона;
  • буферная зона (зона отделения территории школы от окружающей инфраструктуры).

Работа по благоустройству территории школы

По итогам объявленного конкурса среди школьников выявляются лидеры, чьи идеи стоит использовать в работе. Конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы можно провести на более масштабном уровне: районном или городском по согласованию с руководящими органами. Дети попробуют свои силы в дизайне, применят полученные на уроках знания в работе с программами по графическому дизайну.

В результате утверждается окончательная программа по благоустройству территории школы с календарным планом работ и утвержденной сметой расходов. Программу следует согласовать с вышестоящими органами управления образованием.

Лучшее время для начала работ по воплощению плана благоустройства территории школы – периоды ее наименьшей загруженности. Это могут быть периоды осенних или весенних каникул. Работы по озеленению желательно также проводить в межсезонье – благоприятное время для приживаемости растений.

Благоустройство и озеленение территории школы: особенности

Прежде, чем начинать работы по озеленению, необходимо проинспектировать все деревья на школьном участке и вырубить те из них, которые необходимо вырубить или подрезать. Это необходимо для обеспечения безопасности школьников. И вырубка, и подрезка осуществляется на основании специального разрешения – порубочного билета. Он выдается по заявлению, подписанному директором школы. В заявлении следует указать цель – санитарная рубка зеленых насаждений.

Порубочные билеты выдают уполномоченные организации исполнительных органов государственной власти, например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды или комитет по благоустройству. С недавних пор оформить порубочный билет можно через МФЦ.

Кроме заявления для его оформления также потребуется:

  • подробный подеревный дендроплан с указанием точного размещения деревьев и кустарников на школьном участке;
  • ассортиментная ведомость – перечень всех расположенных на участке зеленых насаждений;
  • перечетная ведомость – список деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и подрезке.

После того, как санитарные работы по вырубке и подрезке проведены, приступают к работам по озеленению.

Основная задача озеленения – создание природного и эстетического микроклимата, защита от ветра, пыли и солнечных лучей. Важной функцией озеленения является образовательная, дети познают окружающую их природу непосредственно в месте обучения. Дополнительно работа по благоустройству территории школы способствует этическому и трудовому воспитанию школьников.

Озеленение территории следует проводить по принятому ландшафтному проекту (дендроплану). Определение состава растительного ассортимента для озеленения и благоустройства территорий школ зависит от ряда условий:

  • климатических характеристик региона;
  • географического расположения по сторонам света;
  • особенностей грунта и гидрологической обстановки;
  • совместимости с растениями, уже имеющимися на участке;
  • материальных ресурсов и пр.

Вновь создаваемые объекты ландшафтного дизайна должны иметь гармоничное распределение и соответствовать своему назначению в каждой из функциональных зон.

Перед зданием школы , как правило, расположены площадки для отдыха младших классов и площадка для торжественных мероприятий. Они должны хорошо просматриваться по всему периметру, поэтому огораживать эту территорию посадкой высокорослых растений или деревьев с густой кроной не рекомендуется. Для этих мест применяются газоны, невысокие древесно-кустарниковые композиции. Для посадки подойдут кизильник, самшит, спирея.

Дорожки между площадками можно обустраивать в виде аллей, обрамленных деревьями с пирамидальными или колонновидными кронами, например, лиственницей, елью, березой.

На спортивных площадках дети проводят достаточно много времени, поэтому рядом с ними следует организовать зоны затенения для отдыха во время активных мероприятий. Эта задача решается посадкой нескольких высокорослых деревьев на расстоянии не ближе 10 м от площадки. Сама площадка может быть огорожена посадками живой изгороди из растений без колючек, такими как жимолость, актинидия, лимонник китайский.

Зону отдыха стоит оформить мягкими газонными посадками в сочетании с кустарниковыми группами. В этой зоне можно устроить цветники и газоны с декоративным мульчированием природными материалами.

Учебно-опытные участки следует огораживать от остальных зон с целью ограничения к ним доступа. Эту функцию может выполнить изгородь из вьющихся кустарников на опорах или бордюрные среднерослые кустарниковые посадки.

Хозяйственная зона отделяется от остальных зон бордюром из высокорослых кустарников или живой изгородью на шпалерах или опорах.

В буферной зоне следует обустраивать участки плотных кустарниковых посадок, которые выполняют роль шумопоглощающего и ветрозащитного барьера, например, из бархата амурского, конского каштана или рябинника.

Нельзя высаживать на пришкольном участке растения-аллергены, а также деревья и кустарники с несъедобными плодами. Стоит избегать растений с большим содержанием эфирных масел, чтобы предотвратить возникновение аллергических реакций у детей.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

  • уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;
  • подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;
  • высадка сезонных растений.

Важно

Периодическое обновление объектов озеленения территории школы благоприятно сказывается на поддержании эмоционального и экологического климата. Эти мероприятия можно совмещать с практическими уроками по труду или естествознанию как дополнительный дисциплинирующий и образовательный элемент школьного воспитания.

Грамотно организованные ландшафтные группы, удобное размещение малых архитектурных форм на пришкольном участке улучшают его микроклимат, санитарно-гигиенические и эстетические условия. Удачно вписанный в инфраструктуру района школьный участок с обновленным озеленением украсит город и повысит ценность территории в плане общего озеленения района.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Автор: Дыбов Алексей Александрович

Организация: МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова

Населенный пункт: Заветинский район, х. Савдя

Автор: Дыбова Лидия Александровна

Организация: МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова

Населенный пункт: Заветинский район, х. Савдя

Автор: Сухорукова Галина Александровна

Организация: МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова

Населенный пункт: Заветинский район, х. Савдя

Мы живем в мире, в котором нас повсюду окружают растения. Они выделяют кислород, очищают воздух от пыли и вредных для здоровья веществ, поддерживают его оптимальную влажность, регулируют температурный режим атмосферы. В жизни сел, городов и других населенных пунктов большую роль играют древесно-кустарниковые растения. Ведь именно они придают привлекательность и декоративность улицам, уют скверам и паркам. Деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов и сильного ветра. Деревья с раскидистыми кронами успокаивают, вдохновляют человека богатством своей пластики. Колонновидные деревья: туя, кипарис, пирамидальный тополь повышают активность нервной системы. А еще деревья выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии. В окрестностях МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова много зеленых насаждений, и это в основном деревья и кустарники (Приложение 1: фото 1-2).

Озеленение территории школы является обязательной составляющей благоустройства любого пришкольного участка. Большое значение озеленения пришкольного участка обусловлено важнейшей санитарно-гигиенической и учебно-воспитательной ролью. Немаловажным является и оздоровительное действие озеленения школы.

Актуальность: Зелёные насаждения пришкольного участка очищают воздух, воспитывают в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.

Природа – наш дом. Человек – тоже часть природы, и его воздействие на окружающую среду становится более глобальным и не безопасным для природы и самого человека. Человек в 21 веке активно вторгается в естественные процессы всех оболочек Земли: добывает полезные ископаемые, вырубает леса, загрязняет воды рек и морей, выбрасывает тонны различных веществ в атмосферу. Результаты разрушительной деятельности человека через растительный и животный мир, воздух, воду снова возвращаются к нему: с водой и пищей поступают вредные вещества – яды, тяжелые металлы, химикаты. Организм человека приспособлен к определенному качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Под влиянием хозяйственной деятельности изменяется состав окружающей среды. Это приводит к возникновению многих заболеваний человека. Пришкольная территория – это наш зеленый дом, в котором проходит учебно-воспитательный процесс. Каждый из нас имеет право знать об окружающей среде, в которой он живет, учится [7].

В 1979 году в нашем хуторе была построена новая школа. этом же году на пришкольной территории был заложен школьный парк. Не одно поколение савдянских школьников заботливо ухаживало за этим парком. 1984-1985 г. на территории школы было заложено два фруктовых сада. Таким образом, в среднем, возраст деревьев на территории школы составляет 32-37 лет. Со временем один фруктовый сад был уничтожен животными, а второй сад в девяностые годы 20-века был заброшен. За деревьями отсутствовал должный уход. Школьный сад со временем зарос молодыми побегами вязов. За эти годы изменился и школьный парк. Многие деревья погибли от времени и болезней. парке образовались пространства, не занятые растительностью (прил.1).

Поэтому мы посчитали важным обратить внимание на состояние пришкольной территории.

Цель исследования: изучить видовое разнообразие и жизненное состояние древесно-кустарниковой растительности в окрестностях школы.

Для достижения указанной цели мной были поставлены следующие задачи:

1. выяснить, какие деревья и кустарники произрастают в окрестностях школы;

2.составить список деревьев и кустарников, произрастающих в окрестностях школы;

3. определить, какие повреждения имеют деревья и кустарники;

5. предложить меры по охране деревьев и кустарников;

Объект исследования: деревья и кустарники территории школьного двора.

Предмет исследования: видовое разнообразие и жизненное состояние деревьев и кустарников в окрестностях школы.

Методы исследования:

3. Маршрутный учет деревьев и кустарников.

4. Определение жизненного состояния древесной растительности.

5. Изучение дополнительной литературы и ее анализ.

Исследование проводилось на базе МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова Савдянского сельского поселения Заветинского района Ростовской области. Хутор занимает площадь, равную 264км 2 , ближайшее поселение – Тюльпаны (расстояние16 км), до районного центра 62 км. Климат засушливый, почвы светло-каштановые, рельеф равнинный, вся территория находится в зоне холмистых степей.

Глава 1. Изучение теоретических аспектов природных условий зоны произрастания древесно-кустарниковой растительности на пришкольной территории

  1. 1.Описание климатических условий проведение исследования.

1.2 Характеристика основных видов растительности, произрастающих на территории МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова

Сосна обыкновенная

Родина: Сибирь, Урал, Европа. Освещение: светолюбивая. Почва: песчаная, супесчаная. Максимальная высота: 40 м. Средняя продолжительность жизни: 200 лет. Размножение: семенами, прививкой. Описание сосны обыкновенной

Дерево сосна является одной из ценнейших пород хвойных в нашей стране. Достигая 35-40 м в высоту, относится к деревьям первой величины. Окружность ствола достигает 1 м. Покрыт он красновато-бурой, с бороздками, отслаивающейся корой. Сосновая хвоя имеет сизо-зеленый цвет. Она достаточно плотная, часто торчащая, изогнутая, собранная в пучки по 2 иголки. Длина 4-7 см. Хвоинки заостренные, чуть сплюснутые, имеют тонкую продольную полосу. Живет хвоя 3 года. Осенью, чаще в сентябре, часть хвои опадает. Перед этим хвоинки приобретают желтый цвет, от чего крона выглядит пестрой. (прил.2)

Каштан конский. Общие сведения о растении

Ботаническое название: Конский каштан, жёлудник, эскулус (Aesculus), род семейства Сапиндовые. Родина каштана конского: Греция. Освещение: светолюбив, теневынослив. Почва: рыхлая, плодородная, глубокая, глинистая, супесчаная, умеренно влажная. Полив: умеренный. Максимальная высота дерева: 25 м. Средняя продолжительность жизни дерева: 300 лет. Посадка: семенами, черенками и отводками.

Листопадное дерево, высотой до 25 м, некоторые формы встречаются в виде кустарников, достигают 1.5-2м. Листок каштана крупный, сложный, пяти-семи пальчатый, с длинным черешком. Листья каштана образуют плотную крону. Цветки колокольчатые, обоеполые, ассиметричные, неправильные, ароматные (прил. 2) [1].

Липа сердцевидная или европейская

Ботаническое название: Липа европейская, или Липа сердцевидная, или Липа мелколистная, (Tilia cordata) – род Липа, семейство Липовые. Родина липы сердцевидной: Европа. Освещение: светолюбива, теневынослива.

Почва: дренированная, влажная. Полив: обильный. Максимальная высота дерева: 30 м. Средняя продолжительность жизни: 150лет, некоторые отдельные особи доживают до 1200 лет . Посадка: семенами.

Описание дерева липа сердцевидная

Крупное лиственное дерево высотой до 30м. Крона широкая, шатровидная. Ствол прямой, в диаметре достигает до 2 - 5 м.

Кора серая, трещиноватая. Молодые побеги светло-коричневые, опушенные, более взрослые – темные, голые. Почки овальные, сначала густо опушенные, затем голые, длиной 4-5 мм.

Листья дерева липа имеют сердцевидную форму, за что растение и получило свое название. Листья простые, очередные, округлые, удлиненные, край пильчатый, вершина заострена. Сверху темно-зеленые, волосистые, снизу светлые, густо опушенные щетиновидными волосками, до 17 см длиной и 19 см шириной. Держатся на тонких черешках длиной 3-5 см. (прил.2) [1].

Клён остролистный

Ботаническое название: Клен остролистный или Клен платановидный или Клен платанолистный (Acer platanoides) – вид клена, семейство Кленовые. Родина клена остролистного: Евразия. Освещение: светолюбив, теневынослив. Почва: увлажненная, плодородная, слабокислая, рыхлая. Полив: умеренный. Максимальная высота дерева: 30 м. Продолжительность жизни дерева: 200 лет. Посадка: семенами, прививкой.

Описание клена остролистного

Листопадное дерево с широкой, округлой, плотной кроной. Достигает в высоту до 30 м. При благоприятных условиях может прожить более 200 лет. Кора молодых деревьев гладкая, имеет красновато-серый оттенок. У более взрослых растений кора серая, испещрена мелкими трещинами.

Листья клена остролистного крупные, до 18 см в диаметре, обладают четкими, ярко выраженными жилами, имеют 5 лопастей, заканчиваются остроконечными долями. 3 передние лопасти одинаковы, 2 нижние чуть меньше. Осенью приобретают красные, коричневые, бурые, бардовые оттенки.

Цветки зеленовато-желтые, мелкие, правильной формы, собраны в щиткообразные соцветия. Цветение начинается в начале мая, длится около 10 дней. Клен остролистный является двудомным растением, поэтому женские и мужские цветки распускаются на разных деревьях.

Плод – двойная плоская крылатка, с двумя небольшими крыльями. Семена голые, с крупным зеленым зародышем. Созревают в августе. Могут оставаться на дереве на весь зимний период. Плодоносит дерево обильно и ежегодно. В России плодоношение начинается в сентябре (прил.2) [9].

Вяз гладкий

Ботаническое название: Вяз гладкий (Ulmus Laevis), лиственное дерево, род Вяз, семейство Вязовые. Родина вяза гладкого: Европа, Крым, Кавказ, Англия, Скандинавия. Освещение: светолюбив, теневынослив. Почва: плодородная, увлажненная, рыхлая, умеренно соленая. Полив: обильный. Максимальная высота дерева: 25 м. Средняя продолжительность жизни дерева: 300 лет. Посадка: семенами. Вяз гладкий – крупнолистное дерево с прямым, толстым стволом, диаметром около 1.5 м.

Цветки мелкие, невзрачные, бурые, с фиолетовыми тычинками. Цветут с марта по апрель до появления листьев.

Листья дерева вяз крупные, продолговатые, очередные, заостренные, длиной до 12 см. Сверху гладкие, темно-зеленые, снизу волосистые, светло-зеленые, на коротких черешках. Осенью становятся желтыми, приобретают пурпурные тона.

Плоды – округлые крылатки, с орехом в центре и выемкой на верху крыла. Собраны в пучки, на длинных плодоножках. Созревают в мае-июне. Дерево начинает плодоносить в возрасте 7-8 лет. Обильно, ежегодно.(прил.2) [1].

Ясень обыкновенный

Ботаническое название: Ясень обыкновенный или Ясень высокий (Fraxinus excelsior) – род Ясень, семейство Маслиновые. Родина ясеня обыкновенного: Европа. Освещение: светолюбив. Почва: плодородная, увлажненная. Полив: умеренный. Максимальная высота дерева: 40 м. Средняя продолжительность жизни: 300 лет. Посадка: семенами, саженцами.

Высокое листопадное дерево, достигающее 40 м. Крона широкая, округлая, светлая, высоко поднята, ветви направлены вверх.

Ствол невысокий, правильной цилиндрической формы. Кора пепельно-серая, гладкая, у более старых деревьев с глубокими, продольными и узкими, мелкими трещинами.

Почки черные, ворсистые.

Листья ясеня непарноперистые, супротивные, состоящие из 7-15 листов, развивающихся после цветения, по краям зазубренные, вверху заостренные, темно-зеленые, гладкие, снизу бледно-зеленые, волосистые.

Цветки собраны в пучки, не имеют ни чашечки, ни венчика. В каждом цветке содержится несколько красных тычинок, что отличает дерево от других пород. Цветение начинается в мае, до появления листьев.

Плод – крылатка длиной 4-5 см, сначала зеленая, затем коричневая, узкая, сверху немного расширена, с небольшой выемкой, собранна по нескольку штук в соцветие - метелку. Семя плоское, широкое, книзу сужается. Созревают в августе. Держатся на дереве в течение всего зимнего периода (прил.2) [1].

Карагана или акация жёлтая – это растение, представляющее собой кустарник (реже – небольшое деревце) с желтыми мотыльковыми цветками. Плоды (или бобы) караганы имеют вид стручков длиной в 3,5 – 5 см, в бобах находятся семена, напоминающие по своему виду мелкие горошинки. Стручки созревают в июле месяце, постепенно засыхая на деревьях, при этом створки бобов растрескиваются, что приводит к разбрасыванию семян вокруг дерева либо кустарника.

Карагана в высоту может достигать порядка 6 – 7 м, но на территории России редко вырастают выше трех метров, преимущественно имея вид невысокого многоствольного куста с зеленовато-серой корой.

Карагана – не только морозостойкое, но и засухоустойчивое растение. Наиболее распространено это растение на территории Средней Азии, Сибири, а также Дальнего Востока.

Свидина белая

Свидина белая – декоративный кустарник высотой до 3м, с тонкими гибкими, большей частью кораллово-красными ветвями. Листья темно-зеленые, снизу сизовато-белые, широкояйцевидные, несколько морщинистые, длиной до 10-12см, осенью окрашиваются в фиолетово-красный цвет. Цветки мелкие, белые, собраны в многочисленные щитковидные соцветия, до 5см в поперечнике. Цветет обильно в первой половине лета. Плоды – ягодообразные. Свидина зимостойка и жаростойка. Растет на различных по составу почвах. Теневынослива.

Черная смородина является самым распространенным плодово-ягодном кустарником на территории средней России.

Этому растению как нельзя лучше подходят климатические условия данного региона. Поэтому выращивание и уход за черной смородиной не требуют особых усилий – кустарники прекрасно адаптируются практически на любых субстратах и дают прекрасные урожаи.

Черная смородина имеет самое приоритетное распространение среди всех ягодных культур. [9].

Изучив условия произрастания деревьев, я пришла к выводу, что климат нашей местности и почвы не всегда соответствуют тем условиям, которые необходимы для успешного роста многих деревьев. Климатические особенности нашего хутора достаточно сложны для природной биоты и культурных растений. Метеорологические параметры в высокой степени способствуют возникновению засух в любой из сезонов периода вегетации.

Характерны суховеи в сочетании с засухами. С точки зрения влагообеспеченности период конец июня - конец сентября является наиболее критическими для растительного покрова и природных экосистем в целом. Почвенный покров представлен подзональным типом светло-каштановых в разной степени солонцеватых почв и их комплексами с солонцами. Растительный мир представлен эпифитами весеннего и начало летнего периода (тюльпаны, ирисы, степные пионы и др.), а так же суккулентами (ковыль, верблюжья колючка и др.). Древесная растительность носит антропогенный характер и формируется на территории поселения только за счет деятельности человека. Неблагоприятные природно-климатические условия препятствуют повсеместному распространению растительного покрова на территории хутора. Для сохранения насаждений приходится прикладывать большие усилия. Вот поэтому многие деревья погибли из- за сложных климатических условий и почвы, которые не соответствуют нормальному росту деревьев.

Глава 2. Практическое исследование

В озеленении школ прежде всего необходимо помнить, что ее основными посетителями являются дети и подростки. Они находятся в наиболее любознательном возрасте и зачастую не осознают опасности своих поступков. Им интересно все попробовать на ощупь, на вкус. А потому сразу стоит упомянуть, что для зеленых насаждений ни в коем случае нельзя использовать растения, которые могут нанести вред детскому организму. Это могут быть кустарники или цветы с шипами, колючками, любые растения, плоды которых ядовиты. Так, например, на территории нельзя высаживать тис ягодный , плоды которого очень привлекательны, но их употребление может привести к остановке сердца. Или каштан конский. Узнав мнение, что каштаны (плоды) съедобные, и решив их попробовать, ребенок может заработать пищевое отравление. Не рекомендуются к посадке и растения, способные вызывать аллергию.

30-3.jpg

Зеленые насаждения на территории школы призваны сделать более комфортным процесс обучения в классах, а значит оградить от отвлекающих внимание городских шумов и от происходящего на улице. Для этого по периметру школы (в 2-3 ряда) и между зонами создают живые изгороди из деревьев или высокорослых кустарников с густой широкой кроной, но таким образом, чтобы они не затеняли окон. Также немаловажна защита детского организма от пыли и выхлопных газов во время занятий на улице или внеклассного отдыха на территории школы.

Поскольку у детей еще не окрепший организм, легко подверженный инфекциям, очень важной функцией озеленения школы являются такие оздоровительные воздействия, как очищение окружающей среды от болезнетворных патогенов, ионизация воздуха. Речь идет о полезных фитонцидах, которые выделяют растения. Также стоит отметить, что зеленые насаждения на территории школы, наглядно меняющие свой декоративный вид с каждым сезоном, способствует знакомству ребёнка с природой, ее практическое изучение. Здесь важна и декоративная составляющая, ведь через созерцательную красоту постигается любовь к природе, осознание необходимости бережно и ответственно к ней относиться.

Как и практически везде, благодаря круглогодично декоративному виду и фитонцидным свойствам особое значение отводится хвойным деревьям. Хорошо подойдут такие деревья и кустарники, как:

Они прекрасно смотрятся в любой сезон, неприхотливы в уходе, зимоустойчивы, хвойные отлично выстраиваются в живые изгороди. А на Новый год можно еще и дать задание школьникам смастерить украшения на елки и украсить их. Туе при помощи формирующей обрезки можно придать оригинальные формы, тем самым красиво отличив свою школу от других.

Среди лиственных растений наиболее популярны для школы:

3. липа мелколистная, крупнолистная, сердцевидная,

30-2.jpg

Каждое из этих растений по-своему красиво и опять же не требует особого ухода. Под их тенью можно обустроить зоны отдыха для детей, оформив их в ландшафтных композициях. Они также подходят и для изгородей.

Клен остролистный Глобозум, к примеру, имеет естественную шарообразную форму кроны, поэтому не нуждается в формирующей обрезке. А его плоды, крупные двукрылки, очень любят использовать школьники начальных классов в своем творчестве. Береза хорошо сочетается с соснами, вдобавок почвы они предпочитают такие же, суглинистые и рыхлые песчаные. А стриженные в форме шара или куба липы, выстроенные вдоль школьных аллей, создадут уютное пространство для прогулок после уроков и даже во время каникул.

Выбрать и купить любое дерево и кустарники для городского озеленения можно в наших питомниках "Горзел".

Так возникла потребность исследовательской работы в оценке жизненного состояния деревьев, произрастающих на пришкольной территории.

Актуальность работы состоит в том, что озеленение пришкольной территории имеет важное значение. Высокая степень воздействия негативных антропогенных факторов, закономерно приводит к ослаблению растительности, преждевременному старению, снижению продуктивности, поражению болезнями, вредителями, гибели насаждений. Своим исследованием я хочу обратить внимание на факторы, оказывающие непосредственное влияние на состояние зелёных насаждений, а именно деревьев, произрастающих на территории школы.

Цель: проведение оценки жизненного состояния деревьев, произрастающих на территории школы.

1. изучить научную литературу по данной теме;

2. определить видовой состав древесно-кустарниковых растений, используемых в озеленении территории школы;

3. оценить жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений; выявить болезни зелёных насаждений, определить тип и степень повреждения древесных растений.

4. произвести статистическую обработку данных, сделать подсчёт по всем типам повреждений.

Объект исследования – пришкольная территория МБОУ «Дубенская СОШ.

Предмет исследования – деревья, произрастающие на пришкольной территории.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение и математический расчет.


1.Значение деревьев на пришкольной территории.

Растения выполняют многие важные функции: создают микроклимат, ионизация воздуха, противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие, формируют ландшафты. Древесные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, защищают жителей от шума. Хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Содержание пыли на озелененной улице в три раза меньше, чем на улице без деревьев. Акация, вяз, клен, осина, ель – активно усваивают угарный газ.

Воздух загрязняется целым комплексом различных химических веществ. Зеленые насаждения способны поглощать многие вещества, тем самым, выполняя роль живых фильтров. Одним из широко распространённых в окружающей среде тяжелых металлов является свинец. Он активно накапливается придорожными растениями. Поглощают свинец желтая акация, липа, берёза.

Среди видов растений, наиболее выносливых к загрязнению, специалисты отмечают тополь (канадский, бальзамический, берлинский), иву белую, клен американский, белую акацию, лох узколистый, сирень, кизильник, берёзу бородавчатую, барбарис обыкновенный, вяз, ель колючую, жимолость обыкновенную, иргу канадскую, калину, облепиху обыкновенную, лиственницу, некоторые виды яблонь. Наиболее чувствительны к газам и дыму – ель обыкновенная, пихта, липа мелколистная, ясень обыкновенный, клен остролистый, береза пушистая, рябина обыкновенная, каштан конский. В целом, более устойчивыми к газам и дыму, считаются деревья с кожистыми листьями, с ослабленным фотосинтезом и дыханием, способностью быстро восстанавливать листву. Необходимо иметь в виду, что на богатых почвах все виды растений более устойчивы к загрязнению, чем на бедных. Степень повреждения деревьев зависит от их возраста. Так, сеянцы и молодые растения повреждаются газами больше, чем взрослые особи.

У деревьев, кустарников, растущих в условиях сильной загазованности, листья становятся мелкими, сморщенными, иногда приобретают необычную форму (свернутые, гофрированные). Часто листья и хвоинки необычно окрашены (побуревшие, покрасневшие) или с пятнами, обожженными краями, отсыхающими кончиками. У некоторых хвойных растений хвоя становится недолговечной, образуется мало хвоинок. Постоянно разреживаются кроны.

Под пришкольный участок обычно отводится довольно значительная площадь - до 1,5-2 га. На участке должны быть предусмотрены спортивные площадки для подвижных игр, участок для опытной работы с овощами, зерновыми (техническими) и цветочными культурами. Нередко при школе закладывают плодовый сад. Небольшая территория должна быть отведена для хозяйственного двора. Вся остальная площадь отводится под озеленение.

Насаждения должны объединять все зоны в единое целое, занимать не менее 40. 50 % площади территории и играть функциональную роль, отделяя площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек. Примерная плотность насаждений (густота посадок) приведена в табл. 6.(см. приложение).

Озеленение школьной территории, прежде всего, служит целям эстетического воспитания учащихся. На территории нашей школы имеются газоны и клумбы с цветочными растениями, но основную часть составляет древесная растительность. Деревья растут на переднем плане школьного участка, вокруг здания школы, вдоль основной дорожки на заднем плане школы. Растения прекрасно гармонируют со зданием школы.

2. Изучение видового состава деревьев на пришкольной территории.

После изучения литературы по теме исследования, была проведена экскурсия по территории школы. Мы осмотрели все деревья, пересчитали их и зарисовали примерную схему – план исследуемой территории. Всю пришкольную территорию разделили на два участка. Первый- это участок у главного входа в здание школы. Второй- это участок за школой, т.е. у ФОКа. Показали с помощью значков размещение деревьев на территории школы.

На следующем этапе провели описание и учет видового состава деревьев на обоих участках территории школы.

Затем мы оценили жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений. В каждой группе деревьев мы подсчитали количество деревьев в разном состоянии. Далее мы определили зависимость состояния деревьев от их месторасположения и по типам насаждений: одиночные, однорядовые, групповые.

В процессе обследования были обнаружены различные виды повреждений деревьев и факторы воздействия на них человека:

- растрескавшаяся, повреждённая кора;

- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

- формирование и наличие дупел;

- вышедшие на поверхность корни;

- антропогенное воздействие: гвозди, мусор, краска, надписи, вырезки, провода.

В итоге был сделан подсчёт по всем видам повреждений.

Оценку экологического состояния дендрофлоры, осуществляли по методике, описанной Е.Г.Куликовой(1998г.), с собственными модификациями. При оценке состояния деревьев учитывались состояния ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей, величина ежегодного прироста, структура и степень развития кроны. Вариации фактора состояния оценивались в баллах. Скорректированное руководство для определения состояния деревьев представлено в таблице 1. Суммированное по всем факторам состояния количества баллов соответствует определенному классу состояния- в таблице 2.

Читайте также: