Описание рождественской елки для детей

Обновлено: 18.09.2024

Чудится в этом слове морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово видится голубоватым. Даже в песне:

Христос рождается- славите!

Христос с небес – срящите!

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и вэтом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного:солнце на Рождество… Вот оно утор на Рождество.

Иван Сергеевич Шмелев.

Актуальность проекта.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, хочется построить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, предлагаю свои методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатываю новые приёмы обучения исполнению русских народных песен и танцев, которые применяю в разновозрастных группах ДОУ.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем уже с раннего возраста; показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта:

Срок реализации: краткосрочный.

Название проекта: Рождественская елочка.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к народным традициям России.

Воспитатель совместно с музыкальным руководителем в рамках проекта помогают детям войти в мир ознакомления с народными традициями, понять его законы, приобщиться к таинствам празднования Рождества Христова.

Задачи проекта:

• Познакомить детей с традициями русского народа, с празднованием Рождества на Руси;

• Развивать эмоциональную сферу ребенка.

• Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству;

• Приобщать к музыкальной народной культуре.

• Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.

• Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы

• Развитие познавательных и творческих способностей.

• Научить детей отражать в рисунках увиденное, используя различные способы и средства изображения, в том числе и нетрадиционные способы рисования;

• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.

• Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

• Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний

• Развивать желание пользоваться специальной терминологией.

• Учить осваивать различные формы приобретения опыта.

• развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников.

Предварительная работа.

Чтение библии, сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к детской библии; рассматривание икон с изображением Иисуса Христа; слушание русской народной музыки, песнопений. Домашние чтения и разговоры с родителями о Рождестве, о колядках, о крещении. Сюрпризные моменты. Игры-драматизации.

Содержание проекта

Декабрь - январь

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту Рождения Иисуса. Какие цвета были использованы художником. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Цель: познакомить с разнообразием написанных произведений о празднике Рождества. Побуждать в детях способность наслаждаться многообразием слов, красок, переданных поэтами с стихотворениях. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии. Обогащать и расширять словарь воспитанников. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа

Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такая красивая елочка – опиши ее”.

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность, Учить осваивать различные формы приобретения опыта, развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи русских народных песен, колядок, заучивание их.

Дидактические игры: “Узнай песню по словам”, “Узнай песню по мелодии”

5-й блок. Занятия по теме “Новый год за собой Рождество ведет”.

– “Волшебные краски зимы”.

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования снежинок.

– “ Скоро Новый год”.

Цель: развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста, учить рисовать фигуры Деда Мороза и Снегурочки.

Цель: учить рисовать по представлению, развивать воображение, творчество. Научить детей отражать в рисунках увиденное, используя различные способы и средства изображения, в том числе и нетрадиционные способы рисования.

Цель: закрепить знания о Рождестве, о изменениях, происходящих в природе ; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Цель: Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру, к Рождеству.

Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы

Развивать познавательные и творческие способности детей

воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть необычное в обычном. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе.

Развивать желание пользоваться специальной терминологией.

Учить осваивать различные формы приобретения опыта.

Цель:учить детей коммуникативным особенностям, правильному соблюдению традиций на Святках, вставлять нужные колядки при разговоре на Святочной неделе.

Взаимодействие с семьей:

1. Беседа с родителями по оказании помощи в изготовлении костюмов к развлечению.

2. Помощь в организации и проведении экскурсии в православную церковь.

Основные направления работы с детьми.

1. Организованные формы обучения на занятиях.

2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

3. Самостоятельная деятельность ребёнка.

4. Экскурсии в православную церковь города.

5. Развитие речи.

6. Художественная литература.

7. Изобразительная деятельность.

9. Музыкальные праздники и развлечения.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.

3. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, бубны, духовые, шумовые.

4. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации,детская библия, иконы, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД – диски.

5. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютор, DVD – проигрыватель.

6. Сотрудничество с детской школой искусств, детским домом творчества города, МОУ СОШ г. Мамоново.

Методическое сопровождение проекта.

• Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.

• Консультативный материал для родителей.

• Картотека русских народных игр.

• Подборка музыкального материала по теме проекта.

• Подборка стихотворений по теме проекта.

3. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о празднике Рождества.

4. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям русской народной музыки.

5. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

6. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

7. Сформировать у детей представление о разнообразии народных традиций.

8. Способствовать развитию личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Итог:

Наиболее благоприятного периода для духовного развития чем, детство просто нет,

Поэтому именно в это время хочется заложить самое доброе, мудрое, светлое в души наших воспитанников.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

• экспозиция детских работ в картинной галерее на тему “Волшебные пальчики”;

• изготовление альбома с детскими рисунками “Колокольный звон”;

Список литературы:

1. Багрова Л. А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.

2. Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

3. Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

4. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи о временах года. М., 2004.

7. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.

Приложение 1.

Дети под музыкальное сопровождение заходят в зал и садятся возле ели.

Ведущая. Задолго до Рождества Христова в домах украшают елки. С давних пор это любимое занятие для детей и взрослых. Сколько радости, счастья, удовольствия вызывает блестящая огоньками елочка! А ведь елочка нам еще и пример подает, как надо радовать других и при этом сохранять скромность…

Звучит музыкальное сопровождение и ….

Ведущая. (Освещение убавляется)Мы ребята с вами попали в Вифлеем, в тот город,где родился Господь наш Иисус Христос. Была ночь. Весь город погружен в глубокий сон. Не спали только пастухи, они пасли свои стада. (Пастухи пасут стада)

1-й пастух. Какая тихая ночь. Город спит мирным сном, ничего не потревожит этот сон. Что за ночь – благодать что- то светит там смотри- не звезда ли впереди.

Ведущая. Вдруг они увидели сильный свет на небе…Смотрите как все вокруг засияло. (Включается источник света, как один яркий луч). Что это?

Пастухи смотрят на небо и видят…

Ведущий. И вот явился пастухам с вестью ангел небесный в белых сияющих одеждах.

1-й ангел. Господь послал меня сообщить вам Радость Великую, радость всем людям. В эту минуту родился в городе Вифлееме Спаситель, который и есть обещанный Христс – Господь.

2 пастух. Что за чудо, ангел рядом, никогда я этого не забуду.

Появляются еще два ангела, становятся рядом с первым.

Все три ангела (хором).Не бойтесь. Не тревожьтесь, Господь послал мир этой земле! А теперь идите, там в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях.

Заплакали пастухи от Великой Радости.

Ведущий. Видение исчезло, а смущенные пастухи, вняв словам ангела, отправились в город Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу.

Пастухи поднимаются и под слова ведущего уходят.

Ведущий. В эту тихую ночь за особою звездой, появившуюся в небе, шли с востока мудрецы или как их называли тогда – волхвы. Это они раньше в давние времена занимались науками, следили за расположением небесных светил на небе. По звездам угадывали будущее. И вдруг волхвы увидели необыкновенную звезду и решили, что на земле случилось что- то необычайное и теперь спешат в Вифлеем, чтобы поднести дары младенцу.

1-й волхв. Мы волхвы-звездочеты Валтасар, Гаспар и Мельхиор.

2-й волхв. Мы привезли дары святому младенцу.

3-й волхв. Золото, ладан, смирну и нард прими от нас.

Волхвы по очереди подходят к елке, кланяются, ставят у макета вертепа свои дары и уходят. В центре сцены елка, на ней — Вифлеемская звезда, под елкой — вертеп. Ангелы, пастухи и волхвы становятся возле елки по обе стороны от вертепа.

1-й пастух. Какое Чудо! Господь во плоти сошел к нам!

2-й пастух. Господь теперь с нами!

1-й волхв. Мы пришли из далеких стран. Звезда привела нас сюда, чтобы мы поклонились Спасителю.

2-й волхв. Мы принесли Господу нашему лучшие дары земли: смирну, ладан и золото.

1-й ангел. Мы принесли пастухам радостную весть о рождении Христа.

2-й ангел. Славьте рождение Христа!

3-й ангел. Христос явился с небес к нам, встречайте Спасителя! Христос с нами! Обратите к нему свои сердца и молитесь! Боже! Пошли нам мир!

3-й пастух. Просвети заблудших и неразумных, пошли успокоение этой земле, Господи!

2-й ангел. И тех, кто согрешил перед тобой, Господи, прости и помилуй!

Ведущий. И помоги найти к Тебе дорогу!

Все вместе (поют). Слава тебе, Боже!

Все кланяются и уходят.

Ведущая. Святая Рождественская ночь спустилась на землю, принеся с собой Великую Радость людям. Не только люди, но идеревья, и цветы тоже принимают участие в торжестве.

Цветок. (радостно колышется)Какая благодать, словно разлилась вокруг, все так светло и так вокруг все хорошо. Так хочется Младенцу поклониться, какое чудо, надо же такому тут случиться!

Деревья и кусты шелестят в ответ цветку, выражая благодарность и благоговение совершившемуся чуду.

Ведущая. Счастливее всех были 3 дерева, стоящие у самого входа- отсюда им хорошо были видны ясли и маленький Младенец, спящий спокойным сном и светящийся необычным светом.

Пальма, обращаясь к Маслине. Пойдем к Божественному Младенцу и принесем ему наши дары.

Маслина. Давай попробуем, это же такое чудо!

Елка (обращаясь к ним скромно). Возьмите меня с собой…

Пальма. (гордясь). Еще что бы ты хотела?

Маслина. Да у тебя кроме иголок и нет ничего, что ты можешь подарить Божественному Младенцу?Cмолу или колючие иголки?

Промолчала Елка. Скромно отошла в сторону (ребенок отходит в сторону).

Пальма в пещере. Я лист свой лучший распахну и пусть он навевает тебя в жаркий день.

Маслина. (в пещере) Я закапаю свое масло и везде станет благоухать.

Елка. Не осмелюсь я войти в пещеру, правду они сказали, что у меня ничего нет, никакого подарка, как жаль, что я не могу войти в пещеру, так сияющую небесным светом!

Ведущая. А в это время Ангел все видел и слышал, как гордились Маслина и Пальмы и скромность Елки и по своей Ангельской доброте решил помочь ей.

Ангел. Ты Елочка скромна, красива, мила и умна, за это я тебя награжу. (Он взглянул на небо, а там было много- много сияющих и сверкающих звезд и сделал знак) ,а звездочки одна за другой будут всегда дружить с тобой, твою скромность украшать, а люди будут тебя на праздник приглашать.

Ведущая. Вся засияла Елочка (загорелись огоньки). И когда Младенец проснулся, Он увидел сияющую елку и протянул к ней ручки, не к Пальме, и не к Маслине. Возрадовалась Елка, но не загордилась, а отплатила добром своим подругам Пальме и Маслине.

Ангел. Я вижу как добра ты и красива, ты очень доброе деревце, милая Елка!Поэтому еще одна наград, каждый год ты будешь сиять и маленькие дети будут радоваться и веселиться, глядя на тебя. Ты скромная, зеленая Елка сделаешься знамением рождественского праздника!

Елка. (благодарит) Спасибо, добрый Ангел.

Ведущая. С этих пор Елочка каждый год приходит к нам вся украшенная сверкающими звездами и напоминает о приближении Рождества!

Что за елочка краса

В детский сад к нам вдруг пришла

Вся сияет и сверкает

Рождество к нам приглашает!

Сколь счастья, сколько смеха

Зеленая елочка нам принесла

Сегодня Рождение Богомладенца

С собою знамение нам принесла!

Как было холодно в ту ночь

Когда родился Он.

Был в мрак и стужу целый мир как в воду погружен.

Страшась в горах волков

В глухом ущелье на привал

Стал караван волхвов.

Пускай всю ночь кружит метель

И засыпает падь.

Но в ясли словно в колыбель

Кладет Младенца мать.

И все затихло, чтобы Он-

Владыка горных сил-

Здесь на земле Свой первый сон

Ведущая. Вифлеемская звезда давно погасла, но рождение Христа не забыто! До сих пор мы помним эту историю и каждый год она согревает наши сердца. Мы помним о том, как пришли ведомые звездой к яслям волхвы с дарами и пастухи, которым ангел сообщил Великую Радость. Помним, как царь иудейский приказал убивать всех младенцев, чтобы найти Иисуса, и как ангел спас святое семейство.

Как, проповедуя любовь и правду Божества,

Он каждый год рождался вновь на праздник Рождества.

Давно погасла в зимней мгле Восточная звезда,

Но не забыто на земле Рождение Христа.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

В сиянье звездном к дальней цели

Спешит усердный караван;

И вот леса зазеленели,

Вот башни стен Ерусалима,

Громады храмов и дворцов,

Но горный свет неугасимо

Зовет все дальше мудрецов.

Струит звезда над Палестиной

Лучи прозрачные свои.

Вот над уснувшею долиной

Гора пророка Илии.

Все ниже, ниже свет небесный,

Вот Вифлеем — холмов гряда.

И над скалой пещеры тесной

Лучи небесные погасли;

Янтарный отблеск фонаря

Чуть озаряет ложе-ясли

Волхвами вещий сон разгадан,

Открылся Бог своим рабам.

И смирну, золото и ладан

Они несут к Его стопам.

Младенец внемлет их рассказам,

Небесный луч им светит вновь:

В очах Христа предвечный разум,

В улыбке — вечная любовь.

Ведущая. Ребята, а давайте вспомним

1. Сколько времени прошло со дня рождения Христа?

2. В каком городе Он родился?

3. Как звали отца Иисуса Христа?

4. Кому сначала ангелы принесли весть о рождении Христа?

5. Кто такие волхвы и как их звали?

6. Откуда пришли волхвы и что принесли они в дар Христу?

7. Почему Ирод приказал убить Иисуса?

8. В каком городе поселились Мария, Иисус и Иосиф после смерти Ирода?

9. Каким образом Христос спас людей?



Сегодня невозможно представить себе новогодние праздники без красивой елки в доме. Пышные,нарядные ели украшают собой не только квартиры, но и магазины,торговые центры,офисы,больницы,площади,причем практически во всех странах. Возле роскошного дерева устраиваются представления и спектакли для детей,делающие праздник еще более желанным и сказочным.Считается,что изначально традиция украшения деревьев появилась у кельтов,которые им поклонялись.Отношение к дереву как к символу жизни — традиция, более древняя,чем христианство,и не принадлежащая к какой-то определенной религии. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество,римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями.А жители Древнего Египта в декабре,в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.Во время празднества зимнего солнцестояния жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки.В Средние века вечнозеленое дерево с красными наливными яблоками было символом праздника Адама и Евы, который отмечали 24-го декабря.
Перед рождеством
Валентин Берестов
"И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос

(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"
Впервые рождественскую ель стали использовать в Германии в начале VIII веке. Этому поспособствовал святой Бонифаций, который читая проповедь о рождестве Христовом, решил доказать что дуб не является священным деревом. Для этого он спилил дерево, которое упав, сломало близлежащие деревья и не затронуло лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника.До сих пор зеленая красавица является украшением новогодних и рождественских праздников. Изначально множество украшенных деревьев символизировали Райский сад, потом они стали символом надежды и возрождения, ну а со временем превратились в красивую и популярную традицию, без которой теперь невозможно обойтись.Кстати говоря,помимо елок,пихт и сосен, для украшения используются и другие вечнозеленые деревья и кустарники, например,остролист и омела.Их веточками украшают дом.
В 1561 году в Рождественские праздники в Германии высаживали молодые ели и, из немецких источников, людям разрешалось ставить одно дерево у себя в доме. Немного позже ее стали использовать как главное украшение в домах в Рождество,при этом ее наряжали различными бумажными самодельными игрушками и яблоками, сладостями, которые символизировали райский плод.В протестантских странах ель стала также главным атрибутом Рождественских праздников.
В исторических источниках говорится, что сам Мартин Лютер по дороге домой заметил сияние звезд на фоне елей, и это привело его в необычайный восторг.Придя домой,он решил показать свое видение близким. Поставив ель,он установил на ней свечи и поджег их, после чего в каждом доме елки стали украшать свечами. В Англию Рождественскую елку привез немецкий принц Альберт, муж Королевы Виктории.Так же, с немецкими иммигрантами ель появилась и в Америке. Впервые украшение электрическими гирляндами уличных елок появилось в Финляндии в конце 1906 года.
В нашей стране традиция украшения рождественской елки появилась благодаря Петру I. Именно он впервые велел украшать дома елками или хотя бы еловыми ветками, переняв красивую традицию в западных странах. Прошло еще немало лет, прежде чем украшение елки из обязанности превратилось в желанную праздничную традицию, ведь изначально этот обряд принадлежит католикам, а в России основной религией является православие.
Живая елка на Рождество выглядит настолько красиво, что постепенно людям стала по душе эта традиция. Сегодня елка – это неотъемлемый символ всех новогодних праздников.
Что же означают елочные украшения? Помните о Вифлеемской звезде? Именно ее символизирует звезда , которая традиционно украшала верхушку ели, именно по ней люди узнали о рождении Иисуса Христа.




Таким образом, новогодняя (рождественская) елка раньше символизировала многое, ну а сегодня значение многих символов утрачено, и она осталась просто красивой традицией, незаменимым украшением дома, приносящим в наши дома запах праздника и радости!
Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.
С наступающим Новым Годом и Рождеством Вас.

Во многих семьях принято хранить и передавать по наследству коробки с елочными игрушками (есть старые-престарые игрушки и в нашей семье). Сейчас, смотря на украшенную елку, самое время рассказать детям об истории рождественской елки и о том, как на елочные украшения влияли исторические события.

История рождественской елки в России, фото № 1

История рождественской елки в России, фото № 2

История рождественской елки в России, фото № 3

История рождественской елки в России, фото № 4

Постепенно елка совершенно завоевала Россию, став к концу 19 века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.

История рождественской елки в России, фото № 5

“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”.

С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века

«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России, — писал в 1898 году известный педагог Е. Швидченко. — Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров. Уже одни только приготовления к елке. способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.

История рождественской елки в России, фото № 6

Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать. Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки.

История рождественской елки в России, фото № 7

История рождественской елки в России, фото № 8

В религиозных легендах часто встречается образ чудесного деревца как символ христианизации всего мира.

История рождественской елки в России, фото № 9

Начиная с XVI века ель стали ставить в Германии, Голландии и Англии, украшая ее ветви исключительно съедобными "игрушками". Яблоки — как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания. Пресные вафли — вместо просвирок, символизировавшие тело Христово. Ну и конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом. Собственно, настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия. В те годы были очень модны украшения из еловых шишек, покрытые золотым напылением, посеребренные звездочки из соломы и небольшие фигурки ангелов из чеканной латуни.

История рождественской елки в России, фото № 10

Старинная тренога для елки

Верхушку елки украшают звездой — в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. Среди зеленых лап притаились фигурки поющих ангелов, славящих Бога, и пастухов с овечками, пришедшими поклониться Младенцу. Об этом же радостном событии напо-минают и позванивающие серебряные и золотые колокольчики, подобные тем, что надевались палестинскими пастухами своим стадам. Не случайно украшена елка и горящими свечами и фонариками. Их прообразами были огни костров и яркие звезды, светившие для вифлеемских пастырей в Светлую ночь.

История рождественской елки в России, фото № 11

С 1850-х годов в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, когда стеклянные игрушки были призваны заменить не уродившиеся не сколько лет подряд орехи и яблоки.

Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов.

История рождественской елки в России, фото № 12

Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России тоже стали открываться кустарные мастерские по производству игрушек, а в конц19 века в Клину и Петербурге открылись первые "елочные" фабрики", однако немецкие стеклянные игрушки быи более высокого качества и ценились очень высоко - дороже отечественных.

Постепеноо в семьях стала приживаться традция самостоятельно мастерить рождественские игрушки. Накануне праздника мать и бабушка вместе с детьми проводили вечера за изготовлением картонных зверей, ангелов и снежинок. Считалось, что процесс хранил в себе воспитательный смысл.

История рождественской елки в России, фото № 13

Рождество в русском доме начала 20 века. Музей. Вотчина Деда Мороза, Великий Устюг

Такой обычай сначала прижился в дворянских семьях, затем перешел в среднее сословие, но общенародной елка стала уже только в СССР, превратившись из рождественской в новогоднюю.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

в лесу родилась елочка.mp3

елочке не холодно зимой минус.mp3

Выбранный для просмотра документ Ёлочка-символ Нового года и Рождества.docx

E:\2015-2016г\фото 1класс 2015\21 декабря кл час\DSCN6526.JPG

Подготовила и провела: Грачева Н.И.

Цель: ознакомление с историей возникновения традиции наряжать ёлку в Рождество и на Новый год, создать атмосферу праздника в детском коллективе;

• помочь усвоить детям историю появления в России традиции встречи Нового года;

познакомить с ролью ели в природе и жизни человека;

• убедить детей, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней;

• развивать экологическую культуру учащихся;

• воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать любовь к семейным традициям, развивать устную речь детей, воспитание скромности, смирения и простоты.

Педагогические технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технологии.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда актуальна. В настоящее время она стала чрезвычайно актуальной. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в школе. Школьный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на школьника. Учитель первый человек после родителей, приобщающий ребенка к красоте, развивающий его творческие способности, обогащающий его духовный мир. Всем известно, что самый любимый праздник детей- это Новый Год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под ёлкой, весёлый праздник в кругу семьи, атмосфера теплоты,- всё это не сравнится даже с Днём рождения. По общему мнению, Новый Год-это счастье, ожидание чуда

1.Орг момент

Настроение (смайлики-солнышки) С егодняшний классный час мне хотелось бы начать с загадок, отгадая их вы узнаете тему классного часа.

Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем.

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью … (Ёлка.)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я – главная. (Ёлка)

Ёлка — это символ Нового года. Новогодняя ёлка представляет собой хвойное дерево, украшенное гирляндами, стеклянными и пластмассовыми игрушками, свечами и сладостями. Устанавливается на время проведения праздника Новый Год в домах или на улице. В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Пётр I. Вечная зелень ели была символом вечной жизни. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

В настоящее время основное назначение украшенной елки – радовать ребятишек и взрослых.

Поэтому в России ель считается символом Нового года.

Для кого был этот праздник Новый год?

Первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, триста лет назад.

Это был праздник лишь для детей из богатых семей. Дети из бедных семей этого праздника не знали до 20 века. В наши дни новогодняя ёлка организуется повсюду.

Мы то же с вами начали готовиться к новому году: готовили украшения для класса и нарядили свой класс.

Как хороша новогодняя ёлка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на ёлке зелёного цвета,
Яркие бусы блестят на груди

Новый год –это семейный праздник. К этому празднику готовятся все члены семьи. С большим желанием выбираем подарки, готовим вкусную еду и устраиваем праздник для себя и своих близких. Ведь именно этот праздник дарит всей семье надежду на нечто особенное.

Сейчас Олеся расскажет, как они дома готовятся к встрече нового года

В нашей семье 5человек . Все мы живём дружно. Перед новым годом мы всегда дома делаем уборку. Затем украшаем комнату новогодними гирляндами. Дома мы ставим маленькую ёлочку. Украшаем её маленькими новогодними игрушками. Когда ночью темно, мы с сестрой любуемся новогодней гирляндой, которая сверкает разноцветными огоньками, и ёлочкой. Мама готовит подарки . Я люблю праздник новый год.

В каждой семье к новому году украшают ёлку. Наряжать ёлку - одно удовольствие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Вы с родителями открываете коробку, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Ведь все игрушки вам очень дороги: какие-то вы сделали своими руками, какие-то остались вам от бабушек, дедушек. И нужно постараться все разместить на ёлке.

Поднимите руки, кто украшает елку к новому году дома?

ЧТО ЕСТЬ НА ЕЛКЕ? Игра.

А давайте узнаем, чем же люди украшали ёлку в давние времена и украсим ёлку. Согласны? Ребята, люди стали украшать ёлку давным давно. И игрушки у людей были не такие как сейчас. А какие же были они, первые игрушки? Нам расскажет Нелли.

Первые елочные украшения были съедобными.

Это были яблоки, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, и леденцы. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи – сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу.

Учитель: Ребята, а яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы.

Давайте мы украсим ёлочку тоже вот такими необычными игрушками. (украшает ёлку съедобными игрушками).

Вот так была украшена ёлочка у ребятишек в давние - давние времена. У детей не было столько сладостей, сколько сейчас у вас. Потом эти сладости ребятишки снимали и кушали. Затем люди стали сами делать игрушки. Вешают самодельные игрушки. Изготовление новогодних игрушек было любимым и полезным семейным занятием. В давние времена елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Рассказ Насти.

Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Такая кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Её так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью

и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай. Настя сделала к нашему классному часу тоже такую игрушку. Посмотрите. (вешает на ёлку)

Учитель : Шли годы, десятилетия, столетия. Облик новогодних игрушек менялся. ( современные игрушки). Посмотрите и скажите, какие они? (показать несколько игрушек)Да, сейчас современные игрушки яркие, красочные. В магазине можно увидеть большое разнообразие новогодних игрушек.

нашей стране настоящим Новогодним гимном.

Каждый из нас с нетерпением ждёт прихода Нового года, и трудно себе представить, что за праздник без настоящей лесной красавицы. Многие авторы писали от новогодней елке.

Читайте также: