Осень и листья опадают с деревьев схема

Обновлено: 18.09.2024

Озаглавьте текст. Спишите его. Укажите нераспространённое предложение. • Назовите виды орфограмм в корнях слов на месте пропусков.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвес(?)но л..жились на сырую тр..ву. Леса м..росили дождём облетевшей листвы. Этот дождь ш..л неделями. Только к концу сентября переле..ки обн..жились и сквозь ч..щу дерев(?)ев стала в..дна синяя даль (с, з)жатых полей. (К. Паустовский)

Решение

Приход осени.
Начался листопад (нераспр.). Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру , то отвесно (отвесы) ложились (лаг/лож) на сырую траву (травы)
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). Леса моросили (морось) дождём облетевшей листвы. Этот дождь шёл (шедший) неделями. Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу (ча−ща) деревьев (разделительный ь) стала видна (вид) синяя даль сжатых (приставки з− не бывает) полей. (К. Паустовский)

1 Море будто шепчет что-то посылая к берегу волну за волной и это монотонный шёпот успокаивается2 Я посмотрел в окно сеял мелкий затяжной дождь
3 Его ругают а он радуется
4 Рано ещё и воскресенье сегодня
5 Осень и листья опадают с деревьев

1 Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шёпот успокаивается. Обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом; вторая запятая, кроме того, разделяет части ССП) .
2 Я посмотрел в окно - сеял мелкий затяжной дождь. 3 Его ругают, а он радуется. (ССП) 4 Рано, ещё и воскресенье сегодня (СБП) 5 Осень, и листья опадают с деревьев. (ССП)

1 Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и это монотонный шёпот успокаивается.
2 Я посмотрел в окно, сеял мелкий затяжной дождь.
3 Его ругают, а он радуется.
4 Рано ещё, и воскресенье сегодня.
5 Осень, и листья опадают с деревьев.

1.Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шёпот успокаивается
2.Я посмотрел в окно, сеял мелкий затяжной дождь.

3.Его ругают, а он радуется.
4 Рано ещё ,и воскресенье сегодня. 5 Осень, и листья опадают с деревьев.

1 Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этоТ монотонный шёпот успокаивается. - причастный оборот обозначается запятыми с двух сторон
2 Я посмотрел в окно - сеял мелкий затяжной дождь - пропущена связка, например ТАМ3 Его ругают, а он радуется - перед А всегда ставится запятая4 Рано ещё, и воскресенье сегодня - два простых предложения соединены в одно, мкжду ними запятая5 Осень, и листья опадают с деревьев- два простых предложения

В русском языке найдется немало вариантов для решения самых разных коммуникативных задач. Один из способов выразить свои мысли предлагает сложносочиненное предложение.

Сложносочиненное предложение – примеры, определение, правило

Особенности сложносочиненного предложения

Сложносочиненное – один из видов сложного союзного предложения. В нем, как и в любом сложном предложении, более одной грамматической основы, соответственно, несколько частей, которые соединены сочинительными союзами. Именно сочинительная связь (с помощью сочинительного союза) является главной особенностью таких предложений, на этом построено определение сложносочинённых предложений.

Сочинительными бывают только союзные предложения, а бессоюзные – нет.

Классификацию сложных предложений кратко – смотрите в таблице ниже.

Союзные предложения

Бессоюзные предложения

Осень наступила, листья пожелтели и опали.

Осень наступила, и листья пожелтели и опали.

Когда наступила осень, листья пожелтели и опали.

Сочинительные союзы

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Их надо просто запомнить.

Сочинительные союзы могут связывать и части сложного предложения, и однородные члены, в отличие от подчинительных, которые связывают только части сложного или присоединяют сравнительный оборот.

Смысловые отношения в сложносочиненном предложении

Части сложносочиненного предложения самостоятельны, между ними можно поставить точку. Во многих случаях части можно поменять местами. Исключение составляют предложения с причинно-следственным оттенком значения или те, в которых описывается последовательность действий.

Рассмотрим примеры.

  • Листья с тихим шорохом сыпались деревьев, а в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.
  • Листья с тихим шорохом сыпались деревьев. А в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.
  • В лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел, а листья с тихим шорохом сыпались с деревьев.

В сложносочиненном предложении части связаны по смыслу, но не подчинены одна другой: нельзя поставить вопрос от одной к другой части.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая перед союзом.

Запятая перед союзом разделяет части сложного; но это не значит, что не может получиться также запятой после союза, только выделяет она что-то другое: причастный оборот, например.

Из общего правила есть исключения.

Запятой перед союзом И, соединяющим части сложного, может не быть в ряде случаев:

  • если есть общие второстепенные члены или вводные слова;
  • если это вопрос;
  • если это предложение с разными видами связи и есть общее придаточное предложение.

Приведем примеры сложносочиненных предложений на это правило.

Во-первых, класс уже сформирован и ученики приступили к занятиям. (общее вводное слово “во- первых”).

Кто он такой и как его зовут? (вопрос)

Когда пошел дождь, резко похолодало и стало темно. (общее придаточное предложение)

Что мы узнали?

Сложносочинённое предложение состоит из двух и более частей со своими грамматическими основами. Части равноправны и связаны сочинительными союзами. Перед союзом требуется запятая. Но есть случаи, когда запятая перед И не ставится: если есть общие второстепенные члены, вводные слова, придаточное предложение или если это вопрос.


Работа закрепит умения различать указанные виды придаточных предложений, научит определять средства их связи с главным.

Описание разработки

1. Закрепление умений различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным.

2. Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных ­предложениях.

3. Составлять схемы предложений.

4.Производить синонимическую замену сложноподчиненных предложений.

5.Формировать умение видеть орфограмму.

6.Развивать логическое мышление.

П. 1. У доски: (3 человека)

Вставить буквы, расставить знаки препинания, составить схему, определить вид придаточного.

1) Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли. [ сущ . , (какие . ), . ] - прид. определительное

2) Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что ­(нибудь) (в)полголоса.

[гл.], (чтобы) придат. изъяснительное

3) Он мечтал прожить жизнь так, как его отец.

[ гл. + так], (как) обстоятельственное образа действия.

Делиться по-братски, преобразиться, не терпишь, расколешь, рассказывающий, комментарий.

Осень, и листья опадают с деревьев.

[назывн.], и [двусост.] - ССП с соед. союзом и

3. Работа по карточкам - 4 человека.

4. На доске заранее схемы из Д/з (упр. 11О)

Проверка задания у доски с объяснением:

- Глядя на эти предложения и исходя из темы урока, какой можно сделать вывод? (Мы изучили группы сложноподчиненных предложений)

- опрос определений с использованием алгоритма (наглядность).

III. Схематический диктант.

1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

[гл.], (как) - изъяснит. о

2.Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

[сущ . , (которые . ), . ] - определит.

3. Известно, что слоны в диковинку у нас.

[нар . ], (что . ) - изъяснит.

4. Я закончу работу так, чтобы успеть к поезду.

[гл.+ так . ], (чтобы . ) - обстоятельств. образа действия и цели.

5. Мы расположились на отдых у того дерева, что растет у самой воды.

[того +сущ . ], (что . ) - определит.

6. Раз обещал помочь, держи свое слово.

(Раз . ), [ ] - обстоятельств. условия.

IV. Осложненное списывание (на доске)

Если человек (не)любит смотреть на старые (фото)графии родителей, (не)ценит па мять о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит он (не)любит их.

- Определите главную мысль.

V. Вспомним значение обстоятельственных придаточных.

- Как мы определяем значение придаточных обстоятельственных?

- По схемам определить вид придаточного (наглядность)

1. [ ], (чтобы . ) - цель

2. (Если . ), [то …] - условие

3. [ х ], (так как …) - причина

4.[ х ], (когда … ) - время

5.[ …тот + сущ . ], (где . ) - место

6.[ …гл. + так], (как . ) - образ действия.

VI. Работа по составлению предложений и синонимической замене предл.

Используя СПП объяснить н и нн, используя придаточное причины

Варенный в кастрюле картофель

2. Записать предложения содержащие просьбу, пожелание, используя союзное слово если.

Если бы ты выполнил мою просьбу, я была бы очень тебе признательна.

Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, прочитать что-нибудь из фантастики.

- Определите вид придаточного (условия)

-Подобная форма выражения просьбы является мягкой, некатегоричной. Отказать в просьбе, высказанной в такой форме, как правило, нельзя.

Читайте также: