Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей и не растет трава

Обновлено: 18.09.2024

Проверяемые безударные гласные — гласные, правописание которых можно проверить ударением посредством подбора однокоренных слов или же изменением грамматической формы слова.

Что может быть проверочным словом?

  • однокоренное слово (сонлИвый — сОн);
  • форма слова (лесА — лЕс).

Для того, чтобы проверить правописание безударной гласной, нужно поставить гласную в корне слова так, чтобы она была в ударной, сильной позиции.

Как еще можно проверить правописание безударных гласных в корнях?

Корни с безударными непроверяемыми гласными

Бывают слова, правописание которых невозможно проверить постановкой ударения. Такие слова называются безударными. Гласные в позиции безударной не проверяются, их написание нужно запомнить и проверять только по орфографическому словарю.

Примеры слов с безударными непроверяемыми гласными:

  1. Багряный.
  2. Велосипед.
  3. Кавычки.
  4. Винегрет.
  5. Режиссер.
  6. Бечевка.
  7. Эксперимент.
  8. Галерея.
  9. Щекотать.
  10. Дезертир.
  11. Якорь.
  12. Идеал.
  13. Лабиринт.
  14. Мораль.
  15. Гардероб.
  16. Мавзолей.
  17. Завтрак.
  18. Истина.
  19. Мошенник.
  20. Дрессировка.
  21. Олимпиада.
  22. Горизонт.
  23. Фестиваль.
  24. Оазис.
  25. Семинар.
  26. Приоритет.
  27. Салфетка.

И многие другие слова.

В особую группу слов с безударными гласными в корне можно выделить омофоны.

Омофоны — слова, которые совпадают по звучанию, но не совпадают по написанию.

Такие слова стоит проверять в соответствии с их значением.

Отварить = варить (суп)

Отворить = открыть (например, дверь)

Поседеть = стать седым

И многие другие слова. Их написание нужно запомнить.

Чередование гласных (о\а, е\и) в корнях и суффиксах слов

Чередование гласной в корне зависит от постановки ударения.

Ударение — способ выделения слога или слова голосом.

В русском языке выделяют следующие корни с чередующимися гласными:

Исключения: пловец, пловчиха.

  • -рос-/-раст-/-рощ-: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль;
  • -скак-/-скоч-: скачок, скачу;
  • -зар-/-зор: зоревать;
  • -плов-/-плав-: пловец, пловчиха, пловцы;
  • -твор-/-твар: утварь.

Корни с чередованием невозможно проверить посредством подбора однокоренных слов. Все корни и правила их написания нужно запомнить!

Употребление букв э – е, ё

В начале слов русского происхождения.

В начале иноязычных слов.

Как слышится, так и пишется в иноязычных словах: Европа, ересь.

В словах иностранного происхождения после гласных.

В иноязычных словах после согласных.

После приставок и в составе сложных слов.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей ( ) и не растёт трава.

  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 13 Ноябрь 2020 в 19:32
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 13 Ноябрь 2020 в 19:32

Похожие вопросы

Вопрос № 996963

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей ( ) и не растёт трава.

Вопрос № 166599

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей ( ) и не растёт трава.

Вопрос № 900631

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей ( ) и не растёт трава.

Вопрос № 1065735

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей ( ) и не растёт трава.

Бухта Майтун. — Село Шкотово. — Река Бейца. — Встреча с пантерой. — Да-дянь-шань. — Изюбры

В 1902 году во время одной из командировок с охотничьей командой я пробирался вверх по реке Цимухе[1], впадающей в Уссурийский залив около села Шкотова. Мой отряд состоял из шести человек сибирских стрелков и четырёх лошадей с вьюками. Цель моей командировки заключалась в обследовании Шкотовского района в военном отношении и в изучении перевалов в горном узле Да-дянь-шань[2], откуда берут начало четыре реки: Циму, Майхе, Даубихе[3] и Лефу. Затем я должен был осмотреть все тропы около озера Ханка и вблизи Уссурийской железной дороги.

Горный хребет, о котором здесь идёт речь, начинается около Имана и идёт к югу параллельно реке Уссури в направлении от северо-северо-востока к юго-юго-западу так, что на запад от него будет река Сунгача и озеро Ханка, а на восток — река Даубихе. Далее он разделяется на две ветви. Одна идёт к юго-западу и образует хребет Богатую Гриву, протянувшийся вдоль всего полуострова Муравьёва-Амурского, а другая ветвь направляется к югу и сливается с высокой грядой, служащей водоразделом между реками Даубихе и Сучаном[4].

Верхняя часть Уссурийского залива называется бухтой Майтун. Бухта эта раньше значительно глубже вдавалась в материк. Это бросается в глаза с первого взгляда. Береговые обрывы ныне отодвинуты в глубь страны километров на пять. Устье реки Тангоузы[5] раньше было на месте нынешних озёр Сан[6] и Эль-Поуза[7], а устье реки Майхе[8] находилось немного выше того места, где теперь пересекает её железная дорога. Вся эта площадь в 22 квадратных километра представляет собой болотистую низину, заполненную наносами рек Майхе и Тангоузы[9]. Среди болот сохранились ещё кое-где озерки с водой; они указывают, где были места наиболее глубокие. Этот медленный процесс отступления моря и нарастания суши происходит ещё и теперь. Эта же участь постигнет и бухту Майтун. Она и теперь уже достаточно мелководна. Западные берега её слагаются из порфиров, а восточные из третичных отложений: в долине Майхе развиты граниты и сиениты, а к востоку от неё — базальты.

Село Шкотово находится около устья реки Цимухе, на правом берегу. Основание его относится к 1864 году. В 1868 году его сожгли хунхузы, но на другой год оно возродилось снова. Пржевальский в 1870 году в нём насчитал шесть дворов и тридцать четыре души обоего пола[10]. Я застал Шкотово довольно большим селом[11].

Здесь мы провели двое суток, осматривали окрестности и снаряжались в далёкий путь. Река Цимухе, длиной в 30 километров, течёт в широтном направлении и имеет с правой стороны один только приток — Бейцу. Долину, по которой протекает река, здешние переселенцы называют Стеклянной падью. Такое название она получила от китайской зверовой фанзы, в окне которой был вставлен небольшой кусочек стекла. Надо заметить, что тогда в Уссурийском крае не было ни одного стекольного завода, и потому в глухих местах стекло ценилось особенно высоко. В глубине гор и лесов оно было своего рода меновой единицей. Пустую бутылку можно было выменять на муку, соль, чумизу и даже на пушнину. Старожилы рассказывают, что во время ссор враги старались проникнуть друг к другу в дом и перебить стеклянную посуду. Немудрёно поэтому, что кусочек стекла в окне китайской фанзы[12] был роскошью. Это обратило внимание первых переселенцев, и они назвали Стеклянной не только фанзу и речку, но и всю прилегающую местность.

Из Шкотова мы выступили рано, в тот же день дошли до Стеклянной пади и свернули в неё. Река Бейца течёт на запад-юго-запад почти по прямому направлению и только около устья поворачивает на запад. Ширина Стеклянной пади не везде одинакова: то она суживается метров до ста, то расширяется более чем на километр. Как и большинство долин в Уссурийском крае, она отличается удивительной равнинностью. Окаймляющие её горы, поросшие корявым дубняком, имеют очень крутые склоны. Границы, где равнина соприкасается с горами, обозначены чрезвычайно резко. Это свидетельствует о том, что здесь были большие денудационные процессы. Долина раньше была гораздо глубже и только впоследствии выполнилась наносами реки.

По мере того как мы углублялись в горы, растительность становилась лучше. Дубовое редколесье сменилось густыми смешанными лесами, среди которых было много кедра. Путеводной нитью нам служила маленькая тропинка, проложенная китайскими охотниками и искателями женьшеня. Дня через два мы достигли того места, где была Стеклянная фанза, но нашли здесь только её развалины. С каждым днём тропинка становилась всё хуже и хуже. Видно было, что по ней давно уже не ходили люди. Она заросла травой и во многих местах была завалена буреломом. Вскоре мы её совсем потеряли. Встречались нам и зверовые тропы; мы пользовались ими, пока они тянулись в желательном для нас направлении, но больше шли целиной. На третий день к вечеру мы подошли к хребту Да-дянь-шань, который идёт здесь в меридиональном направлении и имеет высоту в среднем около 700 метров. Оставив людей внизу, я поднялся на одну из соседних вершин, чтобы оттуда посмотреть, далеко ли ещё осталось до перевала. Сверху хорошо были видны все горы. Оказалось, что водораздел был в двух или трёх километрах от нас. Стало ясно, что к вечеру нам не дойти до него, а если бы мы и дошли, то рисковали заночевать без воды, потому что в это время года горные ключи в истоках почти совсем иссякают. Я решил встать на бивак там, где остались лошади, а завтра идти к перевалу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

А.Морфология

1. Установите соответствие между выделенными словами и частями речи, которыми они являются:

Кудрявые деревья, слабо мерцая каждой(1) веткой, покрытой(2) острым(3) инеем, белели по сторонам

2. Форму только множественного числа имеет существительное:

3. НЕ употребляется в полной форме прилагательное:

4. Падежная форма числительного триста шестьдесят пятый употреблена правильно в сочетании:

А) триста шестьдесят пятому дню

Б) тремястами шестьюдесятью пятым днем

В) триста шестидесяти пятого дня

Г) о трехсот шестидесяти пятом дне

5.Деепричастие несовершенного вида можно образовать от глагола:

6. Правильно употреблено личное местоимение они с предлогом в сочетании :

7. Не имеет краткой формы прилагательное:

8. Форму только единственного числа имеет существительное:

9. Установите соответствие между выделенными словами и частями речи, которыми они являются. Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощён(1) был последний звёздный просвет, слепой ветер, закрыв(2) лицо рукавами, низко(3)пронёсся вдоль опустевшей улицы (В. В. Набоков).

10. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

Б. Синтаксис

1. Имя существительное является главным словом в словосочетаниях (выберите не менее двух вариантов):

В) покорный судьбе

2. Установите соответствие между предложением и его типом:

1. Свежеет, и блеск вечера меркнет

2. На мысу, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов

3. По темным еще склонам, обращенным к нам, сползали вниз струи молочно-белого тумана и как будто искали места потемнее и посырее

3. Ошибка в управлении допущена в словосочетании:

А) предупредить об опасности

Б) поделиться впечатлениями

В) свойственный ему

Г) выйти с троллейбуса

4. Грамматическая ошибка(нарушение синтаксической нормы) допущена в предложении:

А) На красной глине, еще не просохшей после дождя, отчетливо видны следы какого-то зверя

Б) Все, кто любят научную фантастику, пришли на встречу с писателем

В) В 2005 году МГУ праздновал свое двухсотлетие

Г) Часть пчел перелетала туда и вновь преграждала муравьям дорогу

5. Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово:

с генералом Корниловым.

А) часть сказуемого;

Б) обстоятельство цели;

Г) обстоятельство причины

6. Укажите предложения, в которых есть вводные слова(не менее двух):

А) Одичаешь знаете ли если будешь все время сидеть взаперти.

Б) Знаете ли вы украинскую ночь?

В) Не раз в дождливые осенние вечера мне бывало тоскливо.

Г) Простой воспитанник природы так я бывало воспевал мечту прекрасную свободы

7. Назовите тип предложения:

А утром всё хрустело вокруг подмёрзшие дороги листья на крыльце чёрные стебли крапивы торчавшие из-под снега. (знаки препинания не расставлены)

Б) простое, с обобщающим словом, однородными членами предложения, причастным оборотом.

В) простое, с однородными членами предложения, деепричастным оборотом.

Г) простое, с обобщающим словом, причастным оборотом.

8. Определите верную характеристику предложения:

Дымится поле рассвет белеет в степи туманной кричат орлы. (знаки препинания не расставлены)

А простое предложение с однородными членами

Б) сложносочинённое предложение

В) сложноподчинённое предложение

Г) бессоюзное сложное предложение

9. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:

А) Бедность не порок.

Б) Главный и неиссякаемый источник языка сам народ.

В) Чтение книг полезное занятие.

Г) Защищать свою страну долг каждого гражданина.

10. Какое сочетание слов из данного предложения является словосочетанием со связью управление:

Только опыт создает настоящего мастера.

Б) настоящего мастера

Г) создает мастера

В. Орфография

1. Безударная проверяемая гласная корня пропущена во всех словах ряда:

А) Тр..пинка, к..сание, наг..реть

Б) Ав..нтюра, к..нтинент, попл..вок

В) Докум..нтальный, ак..демия, вым..кнуть

Г) Упр..стить, поз..лотить,х..лщовый

2. Одна и та же буква пропущена во всех словах ряда:

А) пред..сторический, контр..гра,дез…нформация

Б) пре..сказать, на..строить, на..треснутый

В) пред..юбилейный, сер…зный, прем…ера

Г) бе..сознательный, рас..ветный, и..жарить

3. Буква Е пропущена в словах( не менее 2 вариантов):

4. Буква Е на месте пропуска пишется в обоих словах ряда:

В) Разбива..шь, наруша..мый

Г) Гон..шь, броса..мый

5. –Н- пишется на месте цифры(цифр):

Где-то невидимо летит ночная птица, в воздухе трепещет таинстве(1)ый и странный звук, точно чем-то шерстя(2)ым торопливо отирают сухие камни. Тьма на земле становится гуще, сырее, теплее, небо уходит выше, и все ярче сверкают звезды в серебря(3)ом тумане Млечного Пути.

6. Оба выделенных слова пишутся слитно в предложении:

А) (НИ)ЧЕГО не вижу на этой картине и (ПО)ЭТОМУ не хочу смотреть

Б) Он вышел в коридор, попал в КАКОЙ(ТО) двор и (ОТ)ТУДА на улицу

В) Я,(ПО)МОЕМУ понятию, может быть и ошибочному, не согласился с известными (ДО)НЫНЕ переводами

Г) Он даже овладел собой, по крайней мере (С)НАРУЖИ, но лицо его было бледно (ПО)ПРЕЖНЕМУ.

7. Не (ни) со словом пишется раздельно в предложении:

А) По моим соображениям, теперь мы должны были находиться (не)далеко от куполообразной горы

Б) Всем хорошо знакомый и, казалось бы, ничем (не)замечательный гриб опенок принадлежит, оказывается, к семье светящихся грибов

В) Уэллс вводит читателя в атмосферу чуда, сказки, с (не)обычайным лукавством

Г) А когда передний занавес ушел вверх, на сцене уже ни(кого) не было, кроме одинокого артиста

8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы:

Если можно было разл()чить огоньки в темне()щей д()лине далеко внизу, на пр()брежье тесного залива, который, уходя к востоку, все ра()ширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но к горам уже по()ступала бе()просветная ненас()ная ночь.

Ответ: различить, темнеющей, долине,прибрежье, расширялся, подступала, беспросветная, ненастная.

9. В каком ряду все слова пишутся НЕ СЛИТНО?

А) (ново)сибирский, (глухо)немой, (выше)указанный

Б) (плохо)скрываемый, (всемирно)известный, (мало)пригодный для жизни

В) (дико)растущий,(близ)лежащий, (ясно)видящий

Г) (пепельно)серый, (выпукло)вогнутый, (исторически)значимы

10. В каком предложении выделенное слово является предлогом и пишется СЛИТНО?

А) (В)ТЕЧЕНИЕ всего пути он хранил молчание.

Б) Что вы имеете В(ВИДУ)?

В) Плавать в этой реке опасно (В)СЛЕДСТВИЕ быстрого течения и водоворотов.

Г) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

11. Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно (не менее двух)

А) Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

Б) И что(бы) она ни делала, всё выходило красиво.

В) Что(бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать.

Г) Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

12. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

А) (не)прерывное (не)домогание

Б) мне это вовсе (не)интересно

Г) это было (не)избежно

13. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?

14. В каком слове приставка оканчивается на глухую согласную?

А) пре…шествовать состязанию

Б) по…толкнуть локтем

В) о…бежать от дома

Г) на…писать адрес.

15. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.

А) Я пройду тихонько (В)ДОЛЬ забора.

Б) Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое ВРЯД(ЛИ)можно выразить обычными словами.

В) (ПО)ВИДИМОМУ, наша поездка приближалась к концу.

Г) Я молчу, глядя (В)ДАЛЬ моря.

Г. Пунктуация

1.Правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия содержится в утверждении:

Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей( ) и не растет трава

А) Простое предложение с союзом И, запятая не нужна

Б) Простое предложение с союзом И, запятая нужна

В) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

Г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И не нужна запятая

2. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:

Сквозь полог сосновых игл пробились яркие папортники(1) пышно раскинувшиеся причудливой бахромой(2) и (3) стоявшие недвижимо(4) не шелохнув листом.

3. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:

Так(1) вероятно(2) прошли мы километра три, и (3)наконец(4) я остановился, чтобы сориентироваться.

4. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:

Никита ухаживал за медведем(1) и медведь так полюбил его(2) что (3) когда Никита уходил куда-либо (4) зверь тревожно нюхал воздух и бегал по двору.

5. Правильное объяснение постановки двоеточия содержится в утверждении:

Суда поспешно не чини: непрочен суд земной

А) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части

Б) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части

В) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части

Г) Первая часть бессоюзного сложного предложения на условие совершения того, о чем говорится во второй части

6. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:

Солнце быстро опускалось(1) и лес темнел. Маленькая горная тропинка делала(2) по-видимому (3) совершенно ненужные повороты и кривулины, точно для того только, чтобы помучить нас. Солнечный закат в горах удивительно красив. Тени нарастают, и со всех сторон, точно сознательно, будто живая, начинает надвигаться на вас ночная глухая мгла. В лесу прежде всего поражает(4) дающая полный разгул воображению (5) тишина, точно идешь по какому-то заколдованному царству. Днем эта тишина нарушается ветром и птицами (6)а ночью вы окончательно предоставлены самому себе (7) и невольно прислушиваетесь уже к тому, что незримо хранится в глубине вгшей души. Выплывают смутные образы, неясные лица, звуки (8) и краски.

7. Расставьте знаки препинания в предложении.

Матрос сказал дочери(1) чтобы она уложила его мешок(2) перечислил все необходимые вещи(3) и дал несколько советов.

8. Расставьте запятые в предложении.

Егорушка(1) задыхаясь от зноя(2) который особенно чувствовался теперь после еды(3) побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

9. Расставьте запятые в предложении.

Она(1) то читала(2) то(3) опустив книжку на колени(4) глядела на море(5) на кувыркавшихся дельфинов(6) на дальний(7) красноватый(8) слоистый(9) и обрывистый берег(10) покрытый сверху скудной зеленью.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Много желал да ничего не поймал.

Б) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

В) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

Г) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

А) Будьте добры (,) приготовить счет и пришлите его по почте.

Б) Будьте добры (,) присоединиться или не отвлекайте других, пожалуйста.

В) Будьте добры (,) осуществить это, однако соблюдайте осторожность.

Г) Будьте добры (,) передайте письмо Николаю.

12. В каком из предложений между определениями не нужно ставить запятую?

Б) Отовсюду доносились веселые голоса (,) радостные песни, шутки.

В) В ее доме всегда было уютно (,) красиво (,) светло и сытно.

Г) На хмурых (,) корявых деревьях тут и там виднелись вороньи гнезда.

13. В каком случае перед сравнительным оборотом на месте скобок не нужная запятая?

А) Сегодня небо (,) как хрустальный купол.

Б) Ты прекрасна (,) словно майская роза.

В) С высоты мне виделся огромный город (,) что жужжащий улей.

Г) Дождь лил (,) как из ведра

14. В каком из предложений при определительном обороте не нужно ставить запятую?

А) Чуть в стороне от дома я увидел маленькую девочку (,) заплетающую косички тряпичной кукле.

Б) Идя по темной лесополосе (,) шептавшей на своем таинственном языке, я трясся от страха.

В) Дети возвращались с катка (,) разрумянившиеся от мороза.

Г) Размышлявший о вечном (,) он был похож на памятник.

15. В каком случае при обстоятельственном обороте на ставится запятая?

А) Уходя из дома (,) не забудьте выключить электроприборы.

Б) Город потемнел в преддверии грозы (,) надвигавшейся со стороны леса.

В) До полудня водитель по заранее продуманному маршруту (,) ехал не прерываясь.

Г) Девушка улыбнулась (,) а проходя совсем близко от меня, громко поздоровалась и предложила познакомиться.

16. В каком случае не нужно ставить точку с запятой?

А) Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы (;) и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.

Б) Цветы на подоконнике начали цвести, издавая нежный аромат, одурманивая и радуя глаз (;) они выделялись яркими пятнами.

В) Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр (;) какие чудесные растут леса.

Г) Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы (;) и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.

Читайте также: